Вероятно, после 1834 г. на средства монастырской братии построена небольшая ц. во имя свт. Николая Чудотворца, к к-рой в XX в. с вост. стороны пристроили братский корпус. 14 апр. 1837 г. освящена монастырская часовня на Старом базаре Одессы. В 1837 г. обители принадлежало 158 дес. 1610 саж. земли. К сер. XIX в. помимо храмов на территории О. У. м. находились каменные 2-этажный настоятельский дом под железной крышей, 2 корпуса для старшей братии, 2 дома под черепичной крышей, в одном из которых помещалась трапеза с кухней, а в другом - настоятельская кухня с 2 кладовыми, малый флигель с 2 кельями и просфорней (при нем 2 деревянных сарая, ледник и цистерна для воды). За каменной оградой, на сев. стороне, стояла 2-этажная гостиница (ныне в этом здании располагается Одесская ДС) с каменным флигелем, а напротив имелся дом с кухней, кладовой и конюшней. Площадь юго-вост. берега моря, на к-рой располагался мон-рь, постепенно расширяясь к северо-западу, образовывала треугольник (вершину занимал высокий монастырский маяк). После образования в 1837 г. новой Херсонской и Таврической епархии архиеп. Гавриил (Розанов) по приезде в Одессу поселился в О. У. м. С 1841 г. мон-рем управляли ректоры Херсонской ДС: в 1841-1845 гг.- архим. Никодим (Казанцев), в 1845-1848 гг.- Израиль (Лукин), в 1848-1852 гг.- архим. Парфений (Попов), в 1852-1858 гг.- архим. Серафим (Аретинский), в 1858-1868 гг.- архим. Феофилакт (Праведников; † 1869). На 10 июля 1857 г. в О. У. м. проживали архим. Серафим, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 диакона, монах и 5 послушников, в 1880 г.- архим. Герасим и 36 насельников. После Крымской войны (1853-1856) некоторые иеромонахи обители были награждены наперсными крестами «В память Отечественной войны 1853-1856 годов». В связи с открытием Одесского (1853) и Елисаветградского (1880) викариатств Херсонской епархии О. У. м. стал местом пребывания викарных епископов. Обителью управляли: в 1880-1883 гг.- Неофит (Неводчиков), в 1884-1891 гг.- Мемнон (Вишневский; † 1903), в 1891-1894 гг.- Акакий (Заклинский; † 1902), в янв.-авг.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

До прибытия прп. Макария от приходских священников ближайших рус. поселений за 70 лет приняли Крещение ок. 300 коренных жителей Горного Алтая, однако большинство из них не были утверждены в вере. (По ревизии 1857 г. в Бийском и Кузнецком округах насчитывалось 39 тыс. коренных жителей Горного Алтая и Горной Шории.) К началу деятельности миссионеров абсолютное большинство алтайцев и шорцев были язычниками-шаманистами, они почитали духов гор, лесов и рек и во всех своих нуждах обращались к камам (шаманам). Вскоре после начала деятельности миссии о. Макарий лишился своих первых помощников: 9 нояб. 1830 г. скончался В. Попов, в мае 1832 г. перешел на гражданскую службу А. Волков. Начальник А. д. м. остался один с 70-летним старцем Петром Лисицыным, майминским переселенцем, добровольно служившим в миссии. Новыми сподвижниками прп. Макария стали: иеромонахи Анастасий и Парфений, священники Алексий Ионин, Алексий Глухарёв (брат о. Макария), Василий Весский, Стефан Ландышев , воспитанники духовных уч-щ М. Негрицкий и Т. Экзерцев, студент ветеринарного отд-ния Московской медико-хирургической академии А. Левицкий (впосл. игум. Акакий ), дьячок П. Тарбаев, отставной солдат А. Орлов, крестьянин Ф. Гилёв, П. Ландышева (мачеха о. Стефана Ландышева) и С. де Вальмон - дочь убитого в Бородинском сражении офицера, обучавшаяся в Смольном ин-те и прибывшая в миссию в 1840 г. Они занимались катехизаторской работой, учили и лечили новокрещеных алтайцев и их детей, обучали их огородничеству, при необходимости пекли им хлеб, принимали роды, при переходе от кочевого к оседлому образу жизни помогали хозяйственному обустройству. Стремясь всем ближним найти место в миссионерском служении, архим. Макарий говорил: «Если не можешь быть ловцом человеков, то лови рыбу для питания ловцов человеков». С новокрещеными он проводил внебогослужебные собеседования и учил их петь канты из составленной им «Лепты» - сборника духовных песнопений. В инструкции архиеп. Евгения, выданной первым алтайским миссионерам, содержалось указание относительно переводческой деятельности миссионеров: «Обращаясь между инородцами, рекомендовать ему, отцу архимандриту, и будущим с ним семинаристам учиться языку их и узнавать обычаи и веру их; и коль скоро достигнут достаточного познания языка их, переводить им на оный книги Священного Писания, во-первых Новый Завет, Псалтирь, и, кроме сих, Символ веры, молитву «Отче наш», заповеди, катехизис и некоторые, по выбору, жития святых отцов» (Сборник исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля болховского Троицкого Оптина монастыря отца архимандрита Макария Глухарёва.

http://pravenc.ru/text/115104.html

Документальные источники показывают, что пение М. регулировалось специальными грамотами царя или патриарха в соответствии с важными событиями в жизни гос-ва, царского и патриаршего дворов. Так, на основании указа от 29 сент. 1564 г. по случаю войны с Литвой российские церковные хоры «пели молебны по вся дни... и о многолетном здравии и спасении» царя Иоанна Васильевича и его семьи (ААЭ. Т. 1. С. 302). Поставления глав гос-ва и церкви, бракосочетания царей, крещение наследников-царевичей и т. д. способствовали развитию не только определенных обрядов, но и рус. хоровой панегирической музыки. Так, в связи с восшествием на престол Бориса Годунова от имени патриарха Иова 15 марта 1598 г. хорам была дана подробная разработка чина М. с указанием даже стиля распева: «...дьяки ж поют демественную: Благоверному царю» (Там же. Т. 2. С. 1-6). Подобные распоряжения следовали местным светским и церковным властям и после воцарения др. государей. В 1605 г. в Соли Вычегодской (Усолье Вычегодском) получили грамоту, предписывавшую пение в церквах о «многолетном здравии» Лжедмитрия I (Там же. С. 92). Грамотой от 7 июня 1607 г. за подписью местного владыки протопопу строгановского усольского Благовещенского собора Луке «с братьею» указывалось совершать моления по случаю похода на Лжедмитрия II, а также петь М. царю Василию Иоанновичу Шуйскому. Владыка требовал, чтобы по получении грамоты Лука «шел в соборную и апостольскую церковь… и, призвав игуменов, и попов, и дьяконов, и весь освященный собор, и приказных людей, и торговых и всяких людей, и всех православных хрестьян, и молили», как им указано (Там же. С. 164-165). Вполне вероятно, что традиция создания усольскими мастерами собственных демественных распевов к М. была откликом на правительственные распоряжения. Одни из песнопений давались «большим демеством» в обычной знаменной нотации, другие - демественным «ключевым» знаменем ( Парфентьев, Парфентьева. 2013. С. 112-115). М., изложенное знаменной нотацией , относится ко времени правления царя Михаила Феодоровича (1613-1645).

http://pravenc.ru/text/2563872.html

с 1883 года архиепископ Израил Никулицкий 1883–1888 Епископы Вологодские и Тотемские: Израил Никулицкий 1888–1894 Антоний Флоренцов 1894 Великоустюжское викариатство Учреждено в 1888 году. 25 Кафедра в Великом Устюге. Епископы: Иоанникий Казанский 1888–1891 Петр Лосев 1891–1892 Варсонофий Курганов 1892–1894 Воронежская Учреждена в 1681 году. Кафедра в Воронеже. Епископы Воронежские и Елецкие: Митрофан, святой 1682–1703 в 1682–1696 еп. Воронежский, 1699–1700 еп. Воронежский и Азовский, с 1700 – Воронежский и Елецкий Арсений Кастюрин, архиеп. 1704–1712 Пахомий Шпаковский, митроп. 1714–1723 Иосиф 1725–1726 Лев Юрлов 1727–1730 Иоаким Струков 1730–1742 Вениамин Сахновский 1742–1743 Феофилакт 1743–1757 Кирилл Ляшевецкий 1758–1761 Иоанникий Павлуцкий 1761–1763 Тихон Соколов, святой 1763–1767 Тихон Якубовский 1767–1775 Тихон Малинин 1775–1788 Епископы Воронежские: Иннокентий Полянский 1788–1794 Епископы Воронежские и Черкасские: Мефодий Смирнов 1795–1799 Афанасий Иванов 1799 Арсений Москвин 1799–1810 Антоний Соколов 1810–1816 Епифаний Саввич-Каневецкий 1816–1825 Архиепископы Воронежские и Задонские: 26 Антоний Смирницкий 1826–1846 до 1833 епископ Игнатий Семенов 1847–1850 Парфений Чертков 1850–1853 Иосиф Богословский 1853–1864 до 1860 года – епископ Серафим Аритинский 1865–1886 до 1871 года епископ Вениамин Смирнов, еп. 1886–1890 Анастасий Добрадин, еп. 1890 Острогожское викариатство Учреждено в 1841 году. 27   Епископы (в Воронеже): Иринарх Попов 1841–1842 Елпидифор Бенедиктов 1842–1848 Феогност Лебедев 1848–1852 Антоний Павлинский 1852–1853 Феодосий Макаревский 1867–1871 Вениамин Боковский 1871–1879 Филарет Косинский 1879–1880 Кирилл Орлов 1880–1882 Макарий Троицкий 1882–1886 Анатолий Станкевич 1887–1890 Владимир Соколовский 1891 Вятская Учреждена в 1657 году. Кафедра в Вятке. Епископы и архиепископы Вятские и Великопермские: Александр 1657–1674 Иона Баранов, архиеп. 1674–1699 Дионисий Ушаков, архиеп. 1700–1718 Алексий Титов, архиеп. 1719–1733 Лаврентий Горка 1733–1737 Киприан Скрипицын 1737–1739

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С открытием военных действий в Крыму он направляет благотворения в открывшийся тогда комитет – на военные издержки Крымской компании 1853–1856 годов. Иеромонаху Вениамину было поручено 25 августа 1854 года и исправление должности казначея этого комитета. По ходатайству святителя Филарета 17 апреля 1857 года за усердную службу отец Вениамин был награжден от Святейшего Синода наперсным крестом. ЕНИСЕЙСКИЙ СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ По указанию архиепископа Ярославского Нила (Исаковича), в это время присутствующего в Святейшем Синоде и знавшего отца Вениамина еще по службе в Иркутске, последний был назначен настоятелем енисейского Спасского монастыря. Митрополитом Московским Филаретом 5 мая 1857 года он был произведен в архимандрита этого монастыря. В знак своего внимания владыка благословил его из Чудской ризницы митрою и архимандричьим крестом. Архимандрит Вениамин прибыл в енисейский Спасский монастырь 7 августа 1857 года. В кратковременное свое управление монастырем он успел настолько приобрести любовь и расположение граждан города Енисейска, что при их участии монастырь во всех отношениях был приведен им в лучший порядок. При отце Вениамине и само число монастырской братии увеличилось прибытием многих ее членов из Москвы. 3 мая 1858 года архимандрит Вениамин был назначен и первоприсутствующим в Енисейском духовном правлении. В 1858 году отец Вениамин решился опять проситься в Москву – в связи с расстройством здоровья из-за тяжелого климата Енисейска. По словам докторов, в сыром и болотистом Енисейске при холодах, и особенно при резких ежедневных переходах из тепла в холод, при недостаточности в городе медицинских средств дальнейшее пребывание тут архимандрита Вениамина было нежелательно. Епископ Томский Парфений (Попов), к епархии которого тогда принадлежал Енисейск, 1 июня 1859 года писал архимандриту Вениамину: «Жаль, что Вы оставляете нас, и крайне жаль. Во все время пребывания Вашего в енисейском монастыре и управления им я совершенно успокоился, а теперь опять начались скорби. Но для меня утешительно будет то, если Господь за Ваши труды наградит Вас спокойствием и здоровьем и лучшим местом в благочестивой нашей столице. Приношу Вам искреннюю благодарность за все доброе, что Вы сделали для монастыря енисейского. Енисейск жалеет о Вас» .

http://pravoslavie.ru/33131.html

А. Ю. Виноградов Иллюстрированные списки И. м. Из сохранившихся рукописей И. м. иллюстрированы 3: том на янв. из Художественного музея Уолтерса в Балтиморе (Baltim.W 521); том на февр. и март из ГИМ (Греч. 376 (Син. греч. 183)) и 5 листов из Музея Бенаки в Афинах (Athen. Ben. 71). Мучиничество святых Феопеммпта и Феоны Никомидийский. Миниатюра из Минология. 1034-1041 гг. (?) (Baltim. W 521. Fol. 25v) Мучиничество святых Феопеммпта и Феоны Никомидийский. Миниатюра из Минология. 1034-1041 гг. (?) (Baltim. W 521. Fol. 25v) Балтиморский минологий происходит из библиотеки Александрийского Патриархата в Каире (бывш. Cahirens. gr. 33), откуда он был похищен в нач. XX в. и в 1930 г. в Париже приобретен амер. коллекционером Г. Уолтерсом. Часть листов утрачена в древности и заменена бумажными в XVI в. (размер листов - 299/301×232/236 мм, размер миниатюр - 71/80×144/160 мм). Сохранилось 24 иллюстрации к житиям святых и гомилиям на 4-25 янв. (на 5 и 18 янв. по 2 текста); лист с миниатюрой на 2 янв. находится в Гос. б-ке в Берлине (Berolin. SB. gr. Fol. 31) (см.: Halkin. 1939; Vikan. 1973; Patterson- Š ev enko. 1993). Минологий, находящийся в ГИМ, был привезен в Москву в 1654 г. Арсением (Сухановым) из мон-ря Кастамонит на Афоне. В томе содержится 55 текстов житий (по одному на каждый день) и 4 гомилии. Сохранилось 57 миниатюр, иллюстрирующих каждый текст (кроме Житий прп. Парфения, еп. Лампсакийского, и мч. Кодрата Коринфского, первые листы к-рых утрачены; размер листов 311/3×244/6 мм, размер миниатюр 65/80×145/150 мм) (см.: Владимир (Филантропов). 1894; Фонкич, Поляков. 1993; Дер-Нерсесян. 1973; Попов. 1911; Laty š ev. 1911-1912; Древности. 2004). Фрагменты рукописи из Музея Бенаки представляют собой 5 листов пергамена (размер листов 85/130×175/185 мм, размер миниатюр 64/66×136/148 мм). На миниатюрах изображены: мч. Фемистоклей (Fol. 1); вмч. Феодор Тирон (Fol. 2v); прп. Лев, еп. Катанский (Fol. 3v); сщмч. Поликарп, еп. Смирнский (Fol. 4v), и свт. Тарасий, архиеп. К-польский (Fol. 5v) ( Λππα-Ζιζκα Ε., Ρζου-Κουροπου. 1991).

http://pravenc.ru/text/389515.html

Состав чукотской миссии в минувшем году был следующий: начальник миссии иеромонах Виктор, который проживает в Нижне-Колымске; здесь же проживает другой миссионер, священник Иоанн Петелин и диакон. Третий миссионер, иеромонах Венедикт, с псаломщиком проживает в стане «Сен-Кёль», в 200 верстах к северо-западу от Нижне-Колымска, на тудре. Из путевого журнала иеромонаха Венедикта видно, что им совершена поездка с 25 марта по 14 апреля минувшего года к Чукчам, кочующим по западной тундре, по направлению к рекам Алазее и Индигирке. В эту поездку совершено им, при самой неблагоприятной погоде, при вперёд и обратно около 1,200 вёрст; окрещено чукотских детей 10 (6 м. и 4 ж.) и обращено в православие двое взрослых (м. И ж.). Посетил всего 6-ть стойбищ чукотских. Миссионер-священник Иоанн Петелин св. Пасху, по обыкновению, провёл в Анюйской крепости и всё время ярмарки, куда являются и носовые Чукчи для торговли с русскими купцами. Священник здесь исполняет все христианские требы, а проезд по Эламбалу и обоим Анюям (притори р. Колымы) даёт ему случай постоянно обозревать свою паству, назидать её, просвещать и утверждать в православии. Деятельность иеромонаха Виктора сосредотачивалась в окрестностях Нижне-Колымска. На таком громадном пространстве, как Якутская область, конечно, недостаточно трёх или четырёх миссионеров и притом специально предназначенных для обращения Чукч, так как, кроме Чукч, есть ещё в области другие инородцы якуты, тунгусы, ламуты, юкагиры и др., которые хотя и обращены в христианство, но ещё недостаточно окрепли в правилах православной веры и нравственности; а чтобы и их не оставить без руководителей, правительство, по ходатайству местного епархиального начальства, сочло необходимым, для усиления миссионерства, учредить в Якутской епархии обязанность особых походных священников на правах миссионеров. Таковых в епархии четыре. Один из походных священник Василий Романов, проживая в Вилюйском округе, посещает отдалённых якутов и тунгусов Вилюйского округа; третий священник Александр Бережнов, проживавший в Средне-Колымске и заведовавший отдалёнными якутами, тунгусами и юкагирами, в минувшем году скончался и на место его уже назначен из Якутска священник Александр Попов . Четвёртый походный, иеромонах Парфений, проживает при р. Сеемчан, притоке Колымы, за 1,000 вёрст от Оймяконской церкви и за 2,000 вёрст от Якутска, в сторону Охотского моря, от последнего вёрст за 700. В своих разъездах он достигает до Гижиги и р. Колымы. В 1891 году последнее его пристанище было в 25 верстах от Гижиги. Путь от Сеемчана до Гижиги, как он описывает, удобный и лучший, сравнительно с путём из Якутска до Оймякона и от Оймяк на до Сеемчана. Так, между прочим, описывает о. Парфений свою жизнь на Сеемчане в первую зиму по приезде его туда:

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

  Введение Синодальный период истории Русской Православной Церкви (далее − РПЦ), ведущий свой временной отсчет от петровских, «противных православной традиции» 4 , преобразований, начатых в 1718 г. учреждением Духовной Коллегии и открытием в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода, ознаменовался активизацией миссионерской деятельности, «возделыванием новых нив» на территории от Урала до берегов Тихого океана. Именно это направление деятельности на протяжении двух столетий способствовало «постепенному восстановлению канонической дееспособности и определению новых путей в повседневной жизни» 5 . В течение XVIII в. православные миссионеры, проповедуя веру христианскую, просвещая и крестя язычников, укрепляя в вере новокрещенных, открывая для них школы, переводя тексты богослужебных книг на языки народов Сибири, «вводя практику православного богослужения на инородческих языках» 6 , основывая монастыри и строя храмы, прошли почти всю сибирскую землю, возобновили миссионерскую деятельность на Камчатке, снарядили первую Православную миссию в Пекин. Особое внимание было уделено воспитанию в Сибири образованного духовенства из представителей коренных народов. Среди имен тех, кто просвещал народы Сибири, Дальнего Востока, Камчатки и Китая в XVIII в., были «проповедниками веры во языцех монгольских», митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский) (1650−1727), епископ Иркутский Иннокентий (Кульчицкий) (1680−1731), епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий (Нерунович) (1690-е − 1741), епископ Иркутский и Нерчинский Софроний (Кристалевский) (1703−1771). Святителю Софронию принадлежат замечательные слова напутствия отбывающим на новые земли к некрещеным народам, ставшие основой проповеднической деятельности РПЦ на огромных просторах Сибири, Дальнего Востока, а позднее – и на Аляске. Он призывал «делами проповеди и светильником любви согревать мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит» 7 . Просветительская деятельность РПЦ в XIX в. связана с именами таких ее крупнейших подвижников, как архимандрит Макарий (Глухарев) (1792−1847) – переводчик Священных и богослужебных книг на языки алтайских народов и создатель Алтайской миссии; митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) (1835–1926) – создатель алтайской письменности; архиепископ Иркутский и Нерчинский Михаил (Бурундуков) (1770−1830) – основатель Забайкальской миссии; архиепископ Иркутский и Нерчинский Нил (Исакович) (1799−1853) – переводчик текстов Священного Писания на бурятский язык; архиепископ Иркутский и Нерчинский Парфений (Попов) (1811−1873) – создатель Иркутского Комитета Миссионерского общества и основоположник церковно-издательской деятельности в Забайкалье.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

В приходных окладных книгах «жилых данных церквей» за 1648 г. указано: «по книгам Радонежской десятины сбору десятильника Михаила Облесова, да старосты поповского села Братошина Благовещенского попа Григория, прибыла вновь церковь Покрова Пресвятой Богородицы в вотчине Рождественского монастыря на Москве, в селе Хомутове; дани 15 алтын с деньгою, десятильничих и заезда гривна». В 1712 – 39 гг. церковной дани по окладу 28 алтын 3 деньги. В 1680 г. при досмотре церквей и церковных земель оказалось, что «по сказке попа Покровской церкви Парфения и села Хомутова крестьян, к той церкви церковной земли 2 дес. в поле, та земля меж крестьянской земли врозни, полосами, да сена по реке Клязьме на двух лугах 30 копен…». В 1678 г. показано: «у церкви дворы попов, дьячков и пономарев пусты, в селе двор монастырский и 10 дворов крестьянских, в них 38 чел.». 28 сентября 1694 г. по благословенной грамоте дан антиминс к освящению церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Московский уезд, в село Хомутово; антиминс взял той же церкви поп Парфений. В 1701 г. Покровская церковь «деревянная, а в ней царские двери, столбцы и сень резные; местный образ Воскресения Христова, образ Пресвятой Богородицы Покрова, писан на красках, на нем венец и цата серебряные, резные, позолочены; образ Николая Чудотворца, образ Илии пророка, образ Живоначальной Троицы, образ Владимирской Богородицы, 13 местных икон…»; в 1704 г. в селе числилось 13 дворов крестьянских. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г. После прихода к власти большевиков после известных событий Октябрьской революции, буквально в ближайшие годы, их цели были устремлены в сторону религии. Уже в 1918 году был создан специальный отдел, сотрудники которого приезжали в храмы Щёлковского района и описывали имеющееся там имущество. Такая опись постигла и Покровский храм в Хомутово.

http://sobory.ru/article/?object=03039

Вениамин (Благонравов), архиеп. Иркутский. Литография. 60-е гг. XIX в. Иркутский архиеп. Парфений (Попов), познакомившись с работой Алтайской духовной миссии , подал ходатайство об открытии на территории его епархии 2 отдельных миссий - Иркутской и Забайкальской. 25 мая 1861 г. для «озарения светом евангельским сидящих во тьме и сени смертной язычников обширной Забайкальской области» были созданы Селенгинское вик-ство Иркутской епархии и З. д. м. с центром в Посольском в честь Преображения Господня монастыре . Начальником миссии по должности становился епископ Селенгинский, он же возглавлял Забайкальское отд-ние Православного миссионерского общества , к-рое взяло на себя финансирование миссии. Хиротония 1-го Селенгинского еп. Вениамина (Благонравова) состоялась 20 мая 1862 г., тогда же он официально стал начальником З. д. м. Епископ считал, что миссионерская деятельность должна сочетаться с русификацией бурят, что приведет к повышению их жизненного уровня и уменьшит влияние буддийских лам, большую роль в этом процессе он отводил школам. Еп. Вениамин пригласил к сотрудничеству опытных людей, в состав миссии вошли 11 миссионеров, 8 послушников и 3 причетника, кроме того, миссионерские обязанности выполняли 4 приходских священника. В местах, заселенных бурятами и эвенками, было создано ок. 10 миссионерских станов. При них строились церкви (иногда перестраивались из уже существовавших часовен), открывались церковноприходские школы, священники обязывались проповедовать христианство среди ламаистов и шаманистов. В Баргузинской долине распространению Православия помогали владельцы золотых приисков. Здесь был открыт стан при слиянии рек Витимкана и Чины с отд-ниями в Улюнском и Курумканском станах (позднее они стали самостоятельными), к 1880 г. было крещено ок. 1 тыс. эвенков. После землетрясения 1861 г. и наводнения, когда 5 бурят. улусов оказались под водой, стан был основан во вновь построенном сел. Корсакове, к 1885 г. крещено более 4 тыс. чел. В стане близ Закаменской инородческой управы к 1885 г. удалось окрестить только 200 чел. Селенгинский стан был основан при Селенгинской степной думе, сложность работы заключалась в том, что здесь действовали 12 буддийских мон-рей и резиденция Пандито хамбо-ламы Российской империи. Стан на оз. Баунт был открыт в местности, где у эвенков ежегодно происходили общественные собрания (сугланы) и ярмарки. Тугнуйский стан находился в центре кочевий бурят, в отдалении от др. станов. Анинский стан возник близ Хоринской степной думы, в районе наиболее плотного расселения бурят.

http://pravenc.ru/text/182391.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010