К сожалению, жил он недолго. Как сейчас помню: после занятий 6 февраля я поехал на свою работу в ризницу Патриархии; на углу Чистого и Кропоткинской — ныне опять Пречистенки, встретил его — он раньше меня куда-то ехал, уезжал после встречи с делегацией французского нашего прихода из Парижа, с Трехсвятительского подворья, — я тогда с ним простился, как обычно, а наутро 7 февраля, приехав на занятия, увидел поникших своих товарищей. Утро было очень морозное; растирая лицо от мороза я спросил: «Что это вы так приуныли?» — и в ответ услышал: «Тише ты! Ректор умер…» Я решил, что это бывший ректор, о. Тихон Попов, но оказалось, что о. Николай ночью в одночасье скончался. Прощание было грустным, тяжелым, похоронили его на Немецком кладбище напротив митрополита Трифона (Туркестанова). Рядом с ним впоследствии была похоронена матушка Мария Федотовна, неизменная его спутница. В один день с о. Николаем Чепуриным, 7 февраля 1947 г., умер старый друг нашей семьи — Александр Филиппович Каракулин. Так я их вместе и поминаю. Учась на первом курсе в Богословском институте, как я уже говорил, я еще оставался студентом МИИТа — и так продолжалось целый год. Утром я направлялся в Новодевичий монастырь, потом садился на трамвай и ехал на Новослободскую, а там некоторое время прогуливался перед учебной частью, чтобы меня заметили, и только потом шел в чертежную, в мастерские. Подумать — больше пятидесяти лет прошло с тех пор! В 1946 г., проучившись три года, я попросил себе академический отпуск. Помню, тогда Дионисий Федорович Парфенов, подписывая мне разрешение, сказал: «Ты бы уж прибивался к одному берегу!» Хороший был человек, всегда его поминаю. Патриарх, надо сказать, очень настаивал, чтобы я закончил светское образование, но я его убедил, что это нецелесообразно, потому что, получив диплом, я должен буду три года отработать по распределению, чтобы вернуть государству затраты на образование, на стипендию, а к тому же дальше пойдет специализация, которая мне, как священнику, едва ли пригодится. Патриарх согласился, и я со спокойной совестью ушел из МИИТа. Правда, все равно всю жизнь строю. У меня даже есть каска и мастерок.

http://pravoslavie.ru/1973.html

Очевидно, существовал общий план разгрома церковной оппозиции, объединенной, по версии ОГПУ, в единую организацию ИПЦ. Это название в разных следственных делах расшифровывалось как «Истинно Православная Церковь» или как «истинно православные церковники». В специальном введении в обвинительном заключении по следственному делу «Всесоюзного центра ИПЦ» говорилось о существовании якобы внутри РПЦ («Тихоновской церкви») групп «наиболее непримиримо настроенных к Соввласти кругов мирян, духовенства и иерархов», к-рые после «Декларации» митр. Сергия сформировали «контрреволюционную монархическую организацию «истинно православных церковников»». В нач. 30-х гг. были сфабрикованы дела о «филиалах ИПЦ» в Ленинграде, Москве, Серпухове, Твери, Казани, Пензе, Самаре, Саратове, Уфе, Н. Новгороде, Арзамасе, Удмуртской и Марийской автономных областях, Северо-Кавказском крае, Харькове, Одессе, Днепропетровске, Белоруссии. В числе обвиняемых по этим делам проходили архиереи, как являвшиеся сторонниками митр. Иосифа, напр. епископы Сергий (Дружинин) , Варлаам (Лазаренко) , Синезий (Зарубин) , Павел (Кратиров) , Иоасаф (Попов) , так и не принадлежавшие к иосифлянскому течению. В 1932 г. по делу «Московского филиала Всесоюзного центра ИПЦ» обвинялся еп. сщмч. Серафим (Звездинский) , входивший в умеренную группу «непоминающих». По этому же делу был в очередной раз осужден глава андреевского движения еп. Андрей (Ухтомский). Ранее по делу «Уфимского филиала ИПЦ» был осужден сторонник еп. Андрея еп. Вениамин (Троицкий) . Др. епископы андреевского поставления также были осуждены в основном за принадлежность к ИПЦ. Обвинения в причастности к ИПЦ продолжали и в дальнейшем использоваться против священнослужителей, не принявших «Декларацию» митр. Сергия. Вновь арестованный в 1934 г. митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) обвинялся следствием в попытках «восстановить ликвидированную в 1931-1932 гг. контрреволюционную организацию ИПЦ». Сходные обвинения в принадлежности к «нелегальной контрреволюционной организации церковников ИПЦ» тогда же были предъявлены «непоминающим» священномученикам архиеп. Серафиму (Самойловичу) , епископам Дамаскину (Цедрику) и Парфению (Брянских) .

http://pravenc.ru/text/675029.html

По переписным книгам 1646 г. значится: «дворцовое село Коломенское, на реке Москве, а в нем церковь каменное строение вверх шатром во имя Вознесения Господня, двор великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси да другой двор государев конюшенный; у церкви во дворе поп Артемий Мартынов, во дворе поп Гаврило Михайлов, во дворе дьякон Давид Мартынов, во дворе земской дьячок Ортюшко Дмитриев, во дворе пономарь Федоско Алексеев, во дворе просвирница Анна Петрова; церковных бобылей 3 двора, да в селе ж крестьян и бобылей 52 двора». С 27 января 1650 г., по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича указу и по выписке за пометою думного дьяка Семена Заборовского, с церкви Вознесения Господня данных «денег имать не велено». По указу св. патриарха и по выписке за пометою дьяка Перфилия Семенникова с 1677 г. великого государя дворцового села Коломенского, что у реки Москвы, церкви Вознесения Господня велено данные деньги с 1677 г. впредь имать, по сказке той церкви попов Максима и Парфения с причетники, с приходских дворов и с сенных покосов по 2 руб. 14 алтын с деньгою, заезда гривна. В 1680 г. при досмотре церквей и церковных земель, по указу патриарха, оказалось, что церковная земля при церкви Вознесения Господня взята в государеву десятинную пашню, а попы с причетники живут на руге. В памяти из Патриаршего духовного приказа от 12 апреля 1701 г., за приписью дьяка Василия Русинова, написано: «в 1700 году 11 июля, по именному великого государя указу и по докладной выписке, за пометою думного дьяка Никиты Моисеевича Зотова, велено: села Коломенского вознесенским попам и дьякону с причетники денежную одну ругу давать по прежнему… и впредь сей Вознесенской церкви в дани в приходных окладных книгах не писать и из оклада выложить». Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г. Летописец XVI века отмечал: " Великий князь Василий поставил церковь камену Вознесения Господа нашего Иисуса Христа вверх на деревянное дело в своем селе Коломенском " .

http://sobory.ru/article/?object=03324

Процветание Киреевской усадьбы и Сергиевской церкви закончилось в начале ХХ столетия, когда Мамонтовы продали свое имение сыну богатого московского купца и благотворителя Владимиру Митрофановичу Грачеву. Нового владельца совсем не интересовала церковь. Здание храма ветшало и разрушалось. Уже после большевистской революции, когда деревянные строения усадьбы были уничтожены деятелями сельскохозяйственной коммуны, разграбленный храм разрушался и в начале 1930-х гг. был разобран на кирпичи. Старинное сельское кладбище разорили, могильные памятники уничтожены. До недавнего времени от усадьбы оставались лишь остатки парка и от кладбища безымянный надгробный камень, увенчанный крестом. Л.Р. Вайнтрауб. http://www.mok-center.ru/categories/5/ Существовавшая ранее церковь Сергия чудотворца в селе Кирееве. Сергиевская церковь построена в 1715 г. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Кирееве каменной церкви. Дело началось по прошению Василисы Парфеньевны Еропкиной. В своем прошении, поданном в казенный приказ в апреле 1714 года, она писала: «Милостивейший государь, вотчина у меня в Московском уезде, в Манатьине, Быкове и Коровине стану, сельцо Киреево, и ныне я по обещанию в том сельце хочу построить каменную церковь во имя преподобного отца Сергия Радонежского чудотворца, а без твоего великого государя указу той церкви строить не смею. Всемилостивейший государь, вели о строении той вышеписанной каменной церкви дать указ». На прошении написано: «дать указ против челобитья, 1714 года мая 10 дня». Она же, Василиса Еропкина, в прошении, поданном в 1714 г. в поместный приказ, объяснила, что: «в вотчине своей в половине сельца Киреева обещание – де у ней в том сельце построить церковь каменную преподобного отца Сергия Радонежского чудотворца, а к той – де церкви поступилась она земли попу с причетники 10 четьи в поле, да сенных покосов на четь по копне 10 копен, и чтоб указом повелено было к той церкви землю и сенные покосы справить и отказать, и о том в Патриарший приказ послать память». По получении из поместного приказа уведомления об утверждении к церкви земли, в Синодальном казенном приказе была отобрана от стряпчего Василисы Еропкиной Василия Петрова сказка, в которой он указал: «у новопостроенной церкви Сергия чудотворца, которая будет строиться в селе Кирееве, будет двор попов, двор дьячков, да приходских в том сельце двор помещиков и два двора крестьянских».

http://sobory.ru/article/?object=38187

Старец покидал свою келью для посещения церкви. Новым явлением в этом периоде жития Александра Благословенного по сравнению с предшествующим была близость Томского Богородице-Алексеевского монастыря и резиденции главы епархии – епископа. В ограде этого мужского монастыря располагалась домовая архиерейская церковь – Крестовая. Вначале подвижник любил посещать именно эту церковь . Преосвященный Парфений (Попов), который знал старца до его переезда в Томск, предложил ему стоять на службе в моленной комнате епископа рядом с алтарем 918 . Предложение это заслуживает пристального внимания исследователей, т. к. несомненно свидетельствует об особом отношении томского владыки к ссыльному Феодору Кузьмичу. Особое отношение сложилось у епископа Парфения, возможно, не только в силу духовных даров старца (ибо духовное состояние его этот архиерей в какой-то момент даже поставил под сомнение – не прелесть ли это 919 ), но из предположения или знания о происхождении подвижника. Однако Феодор Кузьмич со свойственным ему смирением «отказался от этой чести и всегда становился у печи, на одном месте, а когда стал замечать, что на него обращают большое внимание, то совсем перестал ходить в эту церковь » 920 . Понятно, что в небольшой домовой церкви архиерея подвижник был слишком на виду, поэтому он отдает потом предпочтение большей монастырской церкви Казанской Божией Матери 921 , посещаемой многими местными и приезжими богомольцами. Отмечаются также в источниках частые посещения старцем часовни Иверской иконы Божией Матери 922 . Келейно, у себя, Феодор Кузьмич молился иногда не один, а с посетителем. Об этом говорит, в частности, случай, рассказанный архимандритом Ионой (Изосимовым), настоятелем Томского Богородице-Алексеевского монастыря. Один странствующий монах попросил старца записать для него (монаха) понравившуюся ему молитву. (Из этого следует, что гость слышал эту молитву.) Феодор Кузьмич дал ему на следующий день печатный текст той же молитвы. Томичи считали, что печатный текст появился чудесным образом в связи с тем, что подвижник скрывал свой почерк. На наш взгляд, печатный текст свидетельствует о более раннем появлении молитвы у старца. Так или иначе, но благодаря этому случаю в архиве монастыря сохранился текст этой молитвы, составленной самим святым либо особо предпочитаемой им. Приводим текст полностью в том виде, в каком архимандрит передал его, в числе других материалов, кружку томских почитателей Феодора Кузьмича:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Неужели ты думаешь, что, не обращаясь к Богу, ты можешь самостоятельно решить свои проблемы? Если бы ты знал, чего ты себя лишаешь! Но ты не знаешь, и отсюда все твои беды. Друг мой, прошу тебя, прими на себя небольшой труд, прочти эту книгу внимательно и до конца. После этого ты будешь твердо убежден в пользе и острой необходимости ходить храм. 1.2. Посещение церкви – необходимость Не слышал ли ты, как люди легкомысленные или враждебные Церкви, утверждают, что храмы – это выдумки попов для их собственной наживы? Нет ничего глупее этого! Тогда печи – выдумки пекарей, а гостиницы – измышления их хозяев, вода же – изобретение дельцов для добывания денег. Но, милый мой, если бы не было у нас необходимости в еде, питье, сне, то не пользовались бы мы пекарнями, колодцами и гостиницами. Если бы не было у нас необходимости ходить в храм, не строили бы люди церквей. Для удовлетворения нашей первой потребности и служат церкви. Необходимость посещения храмов была у людей всех времен и народов. Потому-то храмы, алтари и святилища возводили по всей земле, располагая их в самых живописных местах. В центре городов, на вершинах гор, на высоких берегах, на холмах и в полях, на островах – повсюду находит кирка археолога величественные храмы. И там, где оставила свой след человеческая цивилизация, самые великолепные строения – это храмы. Парфенон, храм Соломона, Святая София и множество других останутся на века чудом архитектуры. В наше время стоит и продолжает строиться бесчисленное множество храмов. Повсюду видишь их купола, большие и малые, встречаешь монастыри и часовни. И все это в двух шагах от собственного дома. Почему? Потому что мы испытываем в них безусловную потребность. Они нам необходимы, как вода и воздух, сопровождающие нашу жизнь. Более того, как вода и воздух, в изобилии окружающие нас, являются основным условием нашего физического существования, так и многочисленные храмы, воздвигнутые в непосредственной близости от наших домов, являются основным источником жизненных сил человека.

http://azbyka.ru/pochemu-ty-ne-v-cerkvi

Попал я в палату N 8, где находились генерал Болдырев, полковник Винберг, сотник Попов и бывший большевистский комиссар Янковский, приезжавший в качестве такового, когда я сидел в крепости, имевший какое-то отношение к наблюдению за местами заключения. Этот совсем юный человек очень входил тогда в положение арестованных, и ему мы были обязаны некоторыми льготами. По его словам, он ездил и в место пребывания государя, а за что его самого арестовали - трудно было понять из его рассказа. Отдельную комнату занимал бывший член Государственной думы, а затем министр внутренних дел, Алексей Николаевич Хвостов, сильно похудевший, сбавивший из своих девяти пудов добрую треть. В палате N 6 помещались Белецкий, Бурцев, князь Шаховской, Кованько, Парфенов. Палата N 7 наполнилась вскоре Временным правительством; прибыли также Пуришкевич, Рутенберг, Пальчинский, профессор доктор Лебедев, Де-Боде, граф Буксгевден и др. Перевели из крепости и Щегловитова в нашу комнату N 8, так как Трубецкой бастион как место заключения закрывался. Свидания разрешались почти ежедневно и в течение нескольких часов. Прогулки по два раза в день, а общие, по этажам, в течение часа и больше. Хвостов и Белецкий пользовались все время массажем весьма опытного в деле массирования классного медицинского фельдшера, несколько сеансов у которого выпало и на мою долю. Ваннами и душем можно было распоряжаться по нашему желанию хоть ежедневно. На каждом этаже выбирался староста для соблюдения известного порядка во внутреннем нашем обиходе, а через него делались все наши заявления начальству тюрьмы. На богослужения ходили через так называемый главный пост в центральном здании в обширный, благолепный тюремный храм, куда собирались желающие из всех зданий. С пищей становилось уже очень трудно, но по палатам образовались артели, и мы сами стряпали еду, сочиняя завтраки и обеды из казенной пищи, того, что доставлял нам политический Красный Крест, что приносили посетители из дому и что доставлял торговец, допускаемый в палаты. Допускали и газетчика, приносившего нам ежедневно все выходившие газеты.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/30/...

13) Состояние домов: требуется ремонт. 14) Расстояние сия церкви от консистории 300 вер., от местного благочинного в Кокшенгском Спасском в 20 в., от уездного города Тотьмы в 100 вер., от ближайшей пароходной пристани в 60 в., почтовый адрес: Тотьма Вологодской губернии, Тарногское почтовое отделение. 15) Ближайшие к сей церкви: Шевденицкая Богоявленская в 10 в., Ромашевская Введенская в 8 в., Тюреберская Зосимо-Савватиевская в 7 в., и Озерецкая Христорождественская в 12 в. 16) Приписанные к сей церкви и часовни: одна - Зосимо-Савватиевская Долговицкая, деревянная, построена в 1909 году, для отправления службы в зимнее время не предназначена: потолки не залиты, стены не проконопачены, 4 часовни - 1. в д. Проневской в честь Николая Мирликийского чудотворца, 2. в д. Парфеновской во имя Знамения Божией Матери, 3. в д. Матфеевской во имя Сретения Господня и 4. в д. Подволочной в честь св. великомученика и победоносца Георгия. 17) Домов кладбищенских и молитвенных домов, к сей церкви приписанных: -. 18) Опись церковного имущества заведена с 1854 года, проверена в 1908 г., и хранится в целости. 19) Приходно-расходные книги даны Вологодской консисторией июля 30 дня 1915 г. 20) Копии с метрических книг хранятся в целости с 1781 года. 21) В обыскной книге, выданной в 1906 году февраля 8 дня, за шнуром и печатию 85 писанных листов, 18 листов не писанных. 22) Исповедные росписи находятся в целости с 1890 года. 23) Книги, до церковного круга подлежащие есть все. В церковной библиотеке находятся книги для чтения предназначенных - 24) Церковные деньги в целости и за ключом у церковного старосты и печатию церковною 515 руб. 25) Имеются в приходе школы: церковно-приходская школа. 26) При церкви состоит старостой церковным: крестьянин Яков Матвеев Попов, который должность свою проходит с 1915 года. 27) Преосвященный в последний раз посетил приход в 1898 году. Послужные списки: Священник Анатолий Александров Певгов, 40 лет, 8 августа 1908 года к сей церкви священником перемещен […] Псаломщик Димитрий Всеволодов Фомин, 33 г., род. 1884 г. 18 октября […]

http://sobory.ru/article/?object=61104

В начале 20-го века при храме находилось училище. Построено здание по типовому проекту, отличается от Преображенского более рельефным кирпичным декором собственно школьного здания и сухим классическим декором жилого блока. В районном отделе ЗАГС сохранились метрические книги, данные из Воронежской Духовной Консистории Бобровского уезда слободы Бутурлиновки в Покровскую Церковь для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших с 1872 по 1918 годы. С 1869 по 1904 гг. в храме служил священник Капитон Казьмин; с 1904г по 1918 г. – священник Николай Дометьев, священник Иоанн Красноложский (в записях 1916 г. указано, что настоятелем был отец Иоанн). С 1869 -1872 гг. в храме служили поочередно диакон Яков Герасимов, диакон Иоанн Никонов, диакон Андрей Факитин (исправляющий должность псаломщика); пономарем был Василий Лебедев. С 1873 по 1906 г. основным диаконом был Владимир Попов. Вместе с ним в разные годы служили диаконы: Парфений Носов (с 1873 по 1888 гг.), Михаил Косвьерев (1893 г.), Николай Шапошников (с 1897 по 1902 гг.), Михаил Часовников (1904 г.), с 1911 года по 1917 г. Константин Ермолаев. В 1917-1918 гг. о. Иоанну Красноложскому и о. Николаю Дометьеву сослужили священник А. Ефремов и диакон А. Дометьев. С 1873 по 1891 гг. на должности псаломщика числился Михаил Казьмин. В разное время псаломщиками были: с 1906 по 1911 гг. – Иван Аристов (помогал ему Иван Поворинский); с 1908 по 1914 г. – Василий Петров; с 1914 по 1917 гг. – Александр Болгов (исправляющим должность псаломщика – Семен Денисов); в 1917-1918 гг. – Василий Ильин. В конце 30-х годов 19-го века Покровский храм был закрыт. В его помещении находился зерновой склад. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны храм был возвращен верующим.  Настоятелем в послевоенные годы был благочинный о. Николай (Щепотин). По его благословению прихожане ездили по селам, собирая доски для пола храма. До настоящего времени на звоннице хранится колокол, на котором написано по церковно-славянски: «Камергера и ковалера графа Петра Александровича Бутурлина 1781 г., и весит 60,5 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=11332

Двум церквям - в честь Рождества Иоанна Предтечи и в честь Рождества Пресвятой Богородицы - предшествоввали одноименные, построенные до разорения монастыря и после. О первых нет сведений. После разруения монастыря, видимо, была построена Предтеченская церковь, которая к середине XVIII в. уже настолько обветшала, что священник Григорий Алексеев просил о ее ремонте, на что было получено разрешительная грамота от 23.10.1751. В 1780 г. преосвященным Вениамином дана грамота, в ответ на просьбу приходского священника Григория Плотникова с причетниками и прихожанами, на строительство новой церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи. Церковь строилась с 1786 г., строительство затягивалось из-за нехватки средств. Освятили новую церковь в 1801 г. 6 июля 1855 г., при обстреле англо-французскими войсками, была повреждена колокольня. Богородицерождественской церкви, построенной в 1865 г., предшествовала более древняя, оставшаяся от монастыря. По благословению преосвященного Парфения, на средства крестьян в 1818 г. были отремонтированы крыша и потолки. Тогда же была разобрана на " церковные " дрова немалой величины келарная, пристроенная к трапезной для проживания монахов (по указу Архангельской ДК от 6.3.1818). В 1848 г. были произведены ремонтные работы на средства Антона Жидких. Будучи уже ветхим, храм был сожжен 6 июля 1855 г. во время осады с. Кандалакши англо-французскими войсками. В 1865 г. была построена новая церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы - на Высочайше пожалованную сумму. В приходских церквях хранились два напрестольных Евангелия XVI в. Часовни: 1) во имя вмч. Георгия, в д. Княжегубской (30 верст от прих. храмов), постоена в 1859 г. на седства крестьян, по благословению преосвященного Александра; 2) во имя прор. Илии в Федосеевском выселке (10 в.), построена на средства крестьян в 1882 г. по благословению преосвященного Нафанаила. Жертвователи: чиновническая вдова Леонтьева пожертвовала капитал в 100 руб.Священники: Григорий Плотников 1763-1793 г.г.; Дмитрий Плотников 1793-1812 г.г.; Иоанн Плотников 1813-1826 г.г.; Андрей Ануфриев 1826-1848 г.г.; Василий Михайлов Попов февр. 1849 г. - июль 1850 г.; Силивестр Иванов Заринский 25.6.1850-11.2.1854; Григорий Федотов Орлов 1854-4.4.1861; Александр Иоаннов Шмаков 1863-1866 г.г.; Феодор Иоаннов Боголепов 1866-1871 г.г.; Евлампий Иаковлев Сампсонов 30.1.1873-24.12.1874; Алексий Иоаннов Синцов 31.7.1876-1880 г.

http://sobory.ru/article/?object=36174

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010