В характере этого героя многое уже предвещает центральную фигуру романа-хроники «Соборяне» (1872) – Савелия Туберозова, на прототип которого прямо указывал писатель в «Автобиографической заметке»( ): «Из рассказов тётки я почерпнул первые идеи для написанного мною романа “Соборяне”, где в лице протоиерея Савелия Туберозова старался изобразить моего деда, который, однако, на самом деле был гораздо проще Савелия, но напоминал его по характеру» (XI, 15). Дневник Савелия – «Демикотоновая книга» – открывается датой 4 февраля 1831 года – это день рождения Лескова: так писатель биографически включает себя самого в заветный текст дневника своего героя – бесстрашного проповедника слова Божия, являет свою родственную и духовную сопричастность «мятежному протопопу». Отец Илиодор в «Засухе» – столь же привлекательный и мощный художественный образ. Имя героя созвучно имени пророка Илии, по молитве которого Бог ниспослал дождь на иссохшую землю: «И опять помолился, и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5: 18). Отец Илиодор – настоящий батюшка для крестьян, живущий их жизнью, их нуждами; бескорыстный, готовый без всякой мзды отпевать молебны о дожде, дабы предотвратить неурожай и голод. Доброжелательный, участливый, отечески заботливый отец Илиодор наряду с другими «уповательными» (по лесковскому слову) образами подтверждает мысль Достоевского об особенном таланте Лескова: «какой мастер он рисовать наших попиков!» [xxx] . Некоторых своих героев-священников Достоевский сознательно или скорее подсознательно изобразил с опорой на лесковские художественные образы русского духовенства. Так, А.А. Измайлов – «изрядный, по основному образованию, знаток церковности» – уловил в образе старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» (1881) черты старца-отшельника Памвы – «беззавистного и безгневного» (IV, 357), «согруби ему – он благословит, прибей его – он в землю поклонится, неодолим сей человек с таким смирением!» (IV, 365) – из «рождественского рассказа» Лескова «Запечатленный Ангел» (1872): «в облике Зосимы в “Карамазовых” Лесков, если бы был ревнив, мог бы уловить брезжущие тени своего Памвы» [xxxi] .

http://bogoslov.ru/article/5150793

Вторым элементом, который вошел в иноческую утреню, был канон. Впервые “канон” со значением церковного песнопения встречается в беседе аввы Памвы с его учеником, посетившим Александрию (IV век). Этот ученик спрашивал старца: “Почто и мы не поем каноны и тропари?” (Никон Черногорец. Пандекты, сл.29) . По мнению проф.Карабинова, уделившего много времени изучению истории творчества канонов, здесь разумеются “не наши каноны как особый вид песнопений, а просто некоторая изысканность в песненном исполнении основных псалмов отдельных служб на началах светской музыки в противоположность древнему речитативу” (Постная триодь, стр.98–99) . Проф.Мансветов под каноном, который наблюдал ученик аввы Памвы в Александрии, подразумевает библейские песни, которые исполнялись здесь по правилам гласовой мелодии, и к ним присоединялись припевы или тропари (Мансветов. Церковный устав, стр.40) . По-видимому, эти припевы сами создавались на основе библейских песен, употреблявшихся на иноческой утрене. Так, по уставу Венедикта Нурсийского, в его монастыре на воскресной утрене после 12 псалмов полагались три песни из пророков по указанию аввы, которые исполнялись с припевом “аллилуиа”, и затем елась еще одна евангельская песнь (Древне-иноческие уставы, стр.611–612) . О преподобном же Авксентии (V век) известно, что когда к нему приходили за поучением и он пел песнь трех отроков, то приходившие отвечали ему: “Хвалите и превозносите во веки” (Арх. Филарет. Истор. обзор песнописцев, стр.197) . Когда Иоанн Мосх и Софроний, наблюдая утреню аввы Нила Синайского , увидели, что он отправлял песнь Моисееву без тропарей, то они по окончании утрени, вступив в разговор с аввой, сделали ему по этому поводу упрек. Это обстоятельство дает основание полагать, что в VII веке тропари при библейских песнях уже представляли общераспространенное в церкви явление. Появление канонов в виде стройной системы тропарей, связанных ирмосами с библейскими песнями, преосвящ. Филарет Черниговский связывает с именем Иоанна Дамаскина (ок.780 года) (Истор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Великорослые братья. Два Иеракса. Аполлон Между учениками св. Памвы знаменитые были великорослые братья, Аммон, Диоскор, Евсевий и Евфимий. О бедствиях их я уже говорил пространно. Здесь замечаю только, что все они скончались в самом начале пятого столетия. Вместе с ними бедствовали два нитрийские подвижника, именем Иераксы. Первый долго жил у св. Антония великого , потом поселился в Нитрии. Ему было девяносто лет от роду, когда известная горячность александрийского патриарха Феофила понудила его искать убежища у св. Иоанна Златоустог о. Второй Иеракс сперва провёл четыре года в уединении на порфиритской горе в Египте, потом водворился в Нитрии, и отсюда, по прошествии двадцати пяти лет, удалился в Константинополь вместе с великорослыми братьями, когда же утихла застигшая их гроза, возвратился в ту же Нитрию, где и умер после 408 года 37 . Он никогда не говорил о делах мирских и не терпел, чтобы другие говорили ему о них. Один пустынник просил у него совета, как жить; и он сказал ему: «пребывай в своей келье, будь доволен необходимым, и не злословь ближнего твоего; так ты освятишься». Знать, пустынник этот был непостоянен, прихотлив и злоречив. Каковы были немощи его, таково и врачевство было предложено ему. Однажды бесы сказали Иераксу: ты ещё проживешь пятьдесят лет; итак, сможешь ли понести столь долго труды пустынной жизни? Он прогнал их, ответив: «увы! я готов был и двести лет каяться в этой пустыне, а вы предсказываете, что поприще моё кончится скоро». Святая жажда покаяния, утоляемая надеждою на оправдание Христово, превозмогала в нём нетерпеливость немощной плоти, удручаемой суровостию пустыни. В Нитрии жил благодетельный христианин, именем Аполлон, который хотя и не был монах, но своими делами любви и милосердия заменял исполнение монашеских обязанностей. В миру он занимался торговлею, а в пустыне всё своё богатство иждивал на маститых старцев и больных собратий, будучи сам весьма стар, и не имея сил ни работать, ни переписывать книги. По распоряжению его, из Александрии доставляемо было им всё, что могло утешать их; да и сам он ежедневно, с раннего утра до трех часов по полудни, ходил от кельи до кельи, узнавал, кто чем болен и в чём нуждается, и носил, кому сушеный виноград, кому гранаты, кому другие сласти, и делал это до конца своей жизни. Такая благотворительность бедным и беспомощным пустынникам продолжаема была и по смерти его одним братолюбцем, которому он, умирая, вручил остальное достояние своё для снабдения их всем нужным. Неизвестно, когда жил и скончался этот праведный старец и каким пустынникам помогал – современникам ли Амона и Памвы, или преемникам их.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Таким образом, лесковский «рождественский рассказ» «Запечатленный Ангел» – этот,  по слову А.А. Измайлова, «Василий Блаженный в письменности» – явился образцом «редкого отеческого художества», которое возможно только при условии высочайшей нравственности, красоты духовной самого художника, творца прекрасного, вдали от суеты и корысти.  Знаменательна в повести  фигура отшельника Памвы, который «весь любовью одушевлён» . Образ  жизни в лесном ските смиренного «анахорита», «беззавистного и безгневного» отца Памвы: «согруби ему – он благословит, прибей его – он в землю поклонится, неодолим сей человек с таким смирением!»  – напоминает житие аскета-пустынника преподобного Серафима Саровского, с его тяжёлым и скорбным и в то же время благодатным путём подвигов молитвы и самоотречения. Как замечал знаток древнерусской религиозности Г.П. Федотов: «найдётся иногда лесной скиток или келья затворника, где не угасает молитва. Преп. Серафим распечатал синодальную печать, положенную на русскую святость, и один взошёл на икону, среди святителей, из числа новейших подвижников. Оптина Пустынь и Саров делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия». Также и старец Памва в рассказе Лескова толкует о грядущем «распечатлении» Ангела: «Он в душе человеческой живёт, суемудрием запечатлен, но любовь сокрушит печать …» Этими словами святого отшельника – героя своей повести –  Лесков  подаёт нам надежду на любовь и милосердие Божие. Писатель ободряет нас, сегодняшних, загоняемых в электронный концлагерь, с его ужасающей перспективой нанесения «печати зверя». То, что многие считали жутким кошмаром, на наших глазах превращается в реальность и совсем уж близко к воплощению: «всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их и на чело их» (Откровение. 13: 17).  Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Отечнике» сделал знаменательные выписки из поучений Антония Великого о грядущих временах всеобщего недуга человечества, входящего «широкими вратами» в погибель, и о крайне малом числе здоровых, которые будут подвергнуты неправедным гонениям как «больные»: «41. Настанет некогда время, – и человеки вознедугуют. Увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: “ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам”».

http://radonezh.ru/analytics/krasota-svy...

Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Иринарше,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Леониду Устьнедумскому, глас 1 Божественною любовию и житием духовным/от юности распалився, преподобне,/и вся, яже в мире красная, возненавидев,/Христа единаго от души возлюбил еси, отче,/легкое иго на рамо взем,/Божественным Промыслом и Пречистыя Богородицы чудным явлением направляем,/достиже пустыни/и в ней многолетне подвизался еси/в трудех многих и слезах,/всяким злостраданием плоть свою изнуряя./Отонудуже Бог, твоя труды видев,/умножи тебе чада в пустыни,/но яко имея дерзновение к Богу,/моли о нас, рабех твоих, отче преподобне Леониде,/да избавит нас от всех навет вражиих/и спасет души наша. Кондак, глас 8 Все свое умное желание к Богу вперив/и Тому невозвратно от души последовав,/в пустыню вселился и в ней многия труды в Бозе показал еси./В непроходнех местех источники водныя ископал еси/и умертвил еси подвиги твоими телесная мудрования,/многим путь был еси ко спасению./Темже молим тя:/спаси нас и яже собра, мудре, да зовем ти:/радуйся, Леониде преподобне, пустынный жителю. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Леониде,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Лазарю Галисийскому, глас 8 Еденными молитвами,/теченьми слезными столп омочил еси,/и из глубины воздыханьми/во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси пастырь, всем подая прощение,/преподобне отче наш Лазаре:/молися Христу Богу спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Яко светильника превеликаго/Церковь Христова славит тя с веселием псаломски./Темже не престай моляся Христу/дата всем прегрешений прощение. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Лазаре,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. 18/31 Мученика Емилиана (363). Преподобного Иоанна Многострадального, Печерского, в Ближних пещерах почивающего (1160). Преподобного Памвы, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Преподобного Памвы, пустынника Нитрийского (IV). Калужской иконы Божией Матери (спасение от холеры, 1892).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом, лесковский «рождественский рассказ» «Запечатленный Ангел» – этот, по слову А.А. Измайлова, «Василий Блаженный в письменности» – явился образцом «редкого отеческого художества», которое возможно только при условии высочайшей нравственности, красоты духовной самого художника, творца прекрасного, вдали от суеты и корысти.  Знаменательна в повести фигура отшельника Памвы, который «весь любовью одушевлён». Образ жизни в лесном ските смиренного «анахорита», «беззавистного и безгневного» отца Памвы: «согруби ему – он благословит, прибей его – он в землю поклонится, неодолим сей человек с таким смирением!» – напоминает житие аскета-пустынника преподобного Серафима Саровского, с его тяжёлым и скорбным и в то же время благодатным путём подвигов молитвы и самоотречения. Как замечал знаток древнерусской религиозности Г.П. Федотов: «найдётся иногда лесной скиток или келья затворника, где не угасает молитва. Преп. Серафим распечатал синодальную печать, положенную на русскую святость, и один взошёл на икону, среди святителей, из числа новейших подвижников. Оптина Пустынь и Саров делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия». Также и старец Памва в рассказе Лескова толкует о грядущем «распечатлении» Ангела: « Он в душе человеческой живёт, суемудрием запечатлен, но любовь сокрушит печать … » Этими словами святого отшельника – героя своей повести – Лесков спустя 140 лет после создания «Запечатленного Ангела» подаёт нам надежду на любовь и милосердие Божие. Писатель ободряет нас, сегодняшних, загоняемых в электронный концлагерь, с его ужасающей перспективой нанесения «печати зверя». То, что многие считали жутким кошмаром, на наших глазах превращается в реальность и совсем уж близко к воплощению: «всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их и на чело их» (Откровение. 13: 17). Но святому Иоанну Богослову в его видении предстали также «победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его» (Откровение. 15: 2). И один из семи Ангелов, исполнивши волю Божию, открыл святому Иоанну: «Зверь, которого ты видел, был и нет его, и выйдет из бездны и пойдёт в погибель» (17: 8); «и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые, избранные и верные» (Откровение. 17: 14). 

http://bogoslov.ru/article/3726249

Преподобнаго Стефана Махрищскаго (1406). Мученика Иуста (I). Преподобнаго Еллия монаха (IV). Преподобнаго Онисима чудотворца (IV). 15. Святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира, во святем крещении Василия (1015). Святых мучеников Кирика и Иулитты, матери его (ок. 305). Мученика Авудима (IV). Благоверных князя Владимира и княгини Агриппины Ржевских. Величание: Величаем тя, святый равноапостольный княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго. На утрени прокимен, гл. 4: Вознесох избраннаго от людей Моих. Стих: Ибо рука Моя заступит его. 16. Святаго священномученика Афиногена и десяти учеников его (ок. 311). Мученика Павла и мучениц Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мученика Антиоха врача (IV). Мученицы Иулии девы (ок. 440 или 613). Память святых отец шести Вселенских Соборов. Иконы Божия Матери Чирския (Псковския) (1420). 17. Святыя великомученицы Марины (Маргариты) (IV). Преподобнаго Иринарха Соловецкаго (1628). Преподобнаго Лазаря Галисийскаго (перенесение мощей). Преподобнаго Леонида Устьнедумскаго (1654). Иконы Божия Матери Святогорския (1569). 18. Святых мучеников Емилиана (363) и Иакинфа Амастридскаго (IV). Преподобных Иоанна Многострадальнаго, в Ближних пещерах (1160) и Памвы, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII). Преподобнаго Памвы пустынника (IV). 19. Преподобныя Макрины, сестры святителя Василия Великаго (380). Преподобнаго Дия (ок. 430). Преподобнаго Серафима, Саровскаго чудотворца (обретение мощей, 1903). Благовернаго князя Романа (Олеговича) Рязанскаго (1270). Преподобнаго Паисия Печерскаго, в Дальних пещерах (XIV). Блаженнаго Стефана (1427) и матери его Милицы (1405), Сербских. 20. Святаго славнаго пророка Илии (IX в. до Р. X.). Преставление преподобнаго Авраамия Галичскаго, Чухломскаго (1375). Преподобномученика Афанасия Брестскаго (обретение мощей). Величание: Величаем тя, святый пророче Божий Илие, и почитаем еже на колеснице огненней преславное восхождение твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобнаго Силуана схимника Печерскаго, в Дальних пещерах почивающаго (XIII–XIV) Иконы Божия Матере, именуемыя «Коневская» (1393) 11 июля Святыя равноапостольныя великия княгини Российския Ольги, во святем Крещении Елены (†969) Воспоминание чудесе святыя великомученицы Евфимии всехвальныя, имже Православие утвердися (451) Преподобнаго Аркадия Вяземскаго, Новоторжскаго (обретение и пренесение мощей, 1677; службу зри 13 декабря ) Иконы Божия Матере, именуемыя Рудненская (XVII) 12 июля Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ея, именуемыя «Троеручица» (VIII) Святых мученик Прокла и Илария († ок. 98–117) и преподобнаго Михаила Малеина (†962) Святаго преподобномученика Симона Воломскаго (†1641) Преподобнаго Арсения Новгородскаго (†1570) Святых первомучеников Российских Феодора варяга и сына его Иоанна, Киевских (†983) Иконы Божия Матере, именуемыя «Самонаписавшаяся» (1863) 13 июля Собор святаго Архангела Гавриила и преподобнаго Стефана Саваита (†794) Собор преподобных отец обители Хилендарския, иже во Святей Горе Афонстей просиявших 15 июля Святаго равноапостольнаго великаго князя Владимира, во святем Крещении Василия, Крестителя Руси (†1015) Святых мученик Кирика и Иулитты († ок. 305) (служба переносится на 14 июля) Святых благоверных князя Владимира и княгини Агриппины, Ржевских (XVI) (служба переносится на 14 июля) 16 июля Собор Российских чудотворцев, прославленных святителем Макарием в 1547 и 1549 годах Святаго священномученика Афиногена, епископа Пидахфои, и десяти ученик его († ок. 311) Иконы Божия Матере, именуемыя «Чирская» (Псковская, 1420) В Неделю, ближайшую к 16 июля: Святых отец Шести Вселенских Соборов 17 июля Святыя великомученицы Марины (Маргариты) († ок. 284–305) Преподобнаго Иринарха Соловецкаго (†1628) Преподобнаго Леонида Устьнедумскаго (†1654) 18 июля Святаго мученика Емилиана (†363) Преподобнаго Иоанна Многострадальнаго, в Ближних пещерах почивающаго (†1160) Преподобнаго Памвы Нитрийскаго (IV) Преподобнаго Памвы затворника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Этот преподобный между многими иными великими добродетелями отличался еще совершенным презрением к золоту и серебру. Когда святая Мелания римлянка , повсюду раздавая всё свое богатое имущество нуждающимся Христа ради, прибыла в Александрию, то, услышав о святом Памве, пришла к нему вместе со странноприимцем пресвитером Исидором александрийским; она принесла с собою триста литр серебра и просила Памву взять себе, сколько хочет, из принесенного ею серебра. Но он даже не взглянул на него и не перестал рукодельничать, – он плел рогожку, – а только ответил ей: – Да вознаградит тебя Господь за твое усердие, которое ты имеешь к Нему. Когда же она продолжала настойчиво просить его взять сколько-нибудь, преподобный сказал служащему ему брату: – Возьми, что дают, с осторожностью и снеси и раздай братьям в Ливии 4707 и на островах: они очень бедствуют, так как земля у них бесплодна, а братьям египетских монастырей ничего не давай, потому что их земля плодородна, и они могут иметь достаток от своего труда. Тогда блаженная Мелания отдала всё принесенное серебро тому брату для раздачи бедным и сказала преподобному Памве: – Отче, заметь, сколько я даю серебра: триста литр. Он же ответил ей: – Бог, Которому ты принесла серебро, дочь моя, не спрашивает тебя, сколько ты принесла: неужели «Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы» ( Ис.40:12 ) не знает о количестве твоего серебра? Если б ты мне давала серебро, то, разумеется, ты сказала бы мне, сколько даешь, а ты даешь его Богу, Который не презрел и двух лепт вдовицы, но принял их охотнее многих богатств ( Мк.12:42 ); так молчи, не воструби перед собой! ( Мф.6:2 ) К преподобному Памве пришел однажды отец Пиор и принес с собою небольшой кусок черствого хлеба. На вопрос Памвы: – Зачем, отец, ты принес с собой хлеба? Пиор отвечал: – Чтоб не стеснить тебя. (То есть чтоб не обидеть тебя хлебом, а есть свой). Через несколько дней преподобный Памва отправился к отцу Пиору, захватив с собою кусок своего черствого хлеба, обмакнув его в воде. Увидев это, Пиор спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поучение 2. В неделю 7-ю по Пятидесятнице Изгнанну бесу, проглагола немый. ( Мф.9:32 ) В прежние времена было более бесноватых глухонемых, нежели ныне, ибо прежде люди и бесы любили больше молчать, нежели говорить, а теперь напротив – более таких бесноватых, которые не любят молчать, но много говорить, пустословить, празднословить. Глухонемой вреден только для себя, а многоречивый вреден и для себя и для тех, которые слушают его. – Ты говоришь: «Я – мирской человек: как мне не говорить? Я человек не духовный, не монах, – мне, значит, можно говорить много, жить весело, наслаждаться благами земными больше других». – Если так, то почему Сам Господь осуждает мир и его обычаи? Почему Сам Господь полагает различение между мирским и духовным человеком? Для чего Апостол повелевает жить не по плоти, но по духу, и говорит: «не любите мира, ни всего, что в нем?» А мирские люди живут по плоти, а не по духу, трудятся для временной плоти, а не для бессмертного духа? – Что значит жить по духу? – Значит жить и поступать по правилам святого Евангелия и по заповедям Христовым, жить же по плоти и для плоти – значит жить так, как требует наша плоть, страсти наши, мир и дьявол, по-мирски жить – значит жить греховно, жить по-мирскому, значит жить противно воли Божией, празднословить, смеяться, много говорить, гулять, пировать, гордиться, грешить, жить по своей, а не по Божией воле. Кто живет по-мирскому, тот имеет и мирские нравы, и мирские привычки, страсти, склонности, имеет мирские мысли, мирские желания, мирской дух, – дух нечистый, грешный, бесстыдный, богопротивный. В житие прп. Памвы написано, что был у него в монастыре один старец, который, имея мирские нравы, не только не слушал наставлений Памвы, но еще поносил его, говорил развращенное, противное и неправое, по примеру мирских и бесчинных людей, и другие, смотря на него, соблазнялись. Что делать? Как его было исправить? – Оставалось только или выгнать его из монастыря, или выгнать из него сего мирского, нечистого духа. Однажды во время молитвы к прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010