Вороны, приносящие небесный хлеб Вороны, первые упоминаемые в Библии птицы, появляются также в Новом Завете. Важную роль они играют и в истории пророка Илии (3 Цар 17). Когда пророк, желая остановить почитание Ваала в Израиле и восстановить почитание истинного Бога, чтобы показать силу Божию, предрёк, что не будет ни дождя, ни росы, разве что только по его (Илии) слову, он по повелению Господа удалился в пустынное место, где жил у потока Хорафа, пил из него, а вороны утром и вечером приносили ему хлеб и мясо. Вороны, слушающиеся Господа и подчиняющиеся Его повелению кормить пророка, убедили Илию, что сила Бога гораздо более значительна, чем он полагал. Большую икону Илии и ворона нам подарила молодая гречанка, обучавшаяся в Лондоне художественной реставрации. Вскоре выяснилось, что она прекрасно подготовленная, вдохновенная и великолепная иконописица. Перед возвращением в Афины она, трудясь по ночам, с молитвой, как и полагается иконописцу, писала эту икону, вкладывая в неё свою душу. Она следовала иконописной традиции, согласно которой хлеб, который вороны приносят Илие, часто изображается подобным манне, небесному хлебу, питающему израильский народ в пустыне (Исх 16). Божий человек, уйдя в пустыню, питался только тем, что даёт ему Бог. Удивительно, но животный мир — соучастник Божиего милосердия. В Евангелии говорится, как вороны живут в заботе Бога: Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их (Лк 12:24). Когда Господь говорит, насколько человек ценнее птиц (Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц — Мф 10:29,31; ткж Лк 12:6), мы замечаем часто встречающуюся в Евангелии тонкую иронию — цена птиц намного меньше цены слуги или раба, и тем не менее… А сколько историй рассказывают о дружбе монахов и диких созданий! В житии первого христианского отшельника Павла Фивейского тоже встречаются вороны. Когда к Павлу, жившему в возрасте 113 лет у ручья в шалаше из пальмовых листьев, пришёл другой отшельник, 90-летний Антоний, к ним слетел ворон и положил между ними хлебный каравай. Павел воскликнул: “Уже шестьдесят лет я ежедневно получал кусок хлеба, а сегодня, в честь твоего прихода, Христос удвоил порцию для Своих верных воинов”. Блаженный Иероним заканчивает житие Павла рассказом о двух львах, которые вырыли могилу для погребения отшельника.

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

501). «Род жизни киновитян получил начало со времени апостольской проповеди , ибо таким было все множество верующих в Иерусалиме, которое в Деяниях Апостольских описывается так: «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян.4:32,34:35 ). – Такова, говорю, была тогда вся Церковь , таких ныне весьма мало, с трудом можно найти в киновиях. Но когда после смерти апостолов начало охладевать общество верующих, особенно те, которые из иноплеменников и разных народов присоединялись к вере Христовой, от которых апостолы, по их невежеству в вере и застарелым обычаям языческим, ничего больше не требовали, как только воздерживаться от идоложертвенного блуда, удавленины и крови ( Деян.15:29 ); и когда эта свобода, предоставленная язычникам по причине слабости их веры, начала мало-помалу ослаблять совершенство и Церкви Иерусалимской, и при ежедневном возрастании числа из туземцев и пришельцев горячность первой веры стала охладевать, то не только обращавшиеся к вере Христовой, но и предстоятели Церкви уклонились от прежней строгости. Ибо некоторые дозволенное язычникам по немощи их, почитая позволительным и для себя, думали, что они не потерпят никакого вреда, если при имуществе и богатстве своем будут содержать веру и исповедание Христа. А те, у которых еще была горячность апостольская, помня о том прежнем совершенстве, удаляясь из своих городов и от общения с теми, которые почитали позволительным для себя или для Церкви Божией нерадение распущенной жизни, стали пребывать в местах подгородных и уединенных и что было установлено апостолами, как помнили, вообще для всей Церкви, о том начали упражняться особенным образом всякий сам по себе; и таким образом составился сказанный род жизни учеников, которые удалялись от общения с прочими. Они мало-помалу с течением времени, отдаляясь от общества верующих, по той причине, что воздерживались от супружества и уклонялись от соучастия с родителями и сообращения с этим миром, назывались монахами, единожительствующими по строгости одинокой и уединенной жизни. Отсюда последовало, что по совокупному сожительству они назывались киновитянами, а кельи и местожительство их киновиями. Следовательно, этот только род монахов был самый древний, который не только по времени, но и по благодати есть первый и который через многие годы один ненарушимо продолжался даже до времени аввы Павла (Фивейского) или Антония Великого . Следы этого даже еще ныне мы видим в отдельных киновиях» (11, с. 498–500).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   Некий юноша просил старца молиться о нем, дабы облегчились его страсти, ибо «зело (сильно) меня, — говорил, — мучают, не могу терпеть». Молился святой немалое время, с постом и бдением. Вновь приходит юноша, говоря, что нимало не имеет послабления от навета вражьего.    Удивился преподобный: как же не имеют успеха молитвы его? И приложил пост к посту, бдение к бдению, труды к трудам, моля Господа, дабы отогнал искусителя. Тогда явился ему бес и говорит: «Что труждаешься, старец, о том юном? Я, когда ты начал о нем молиться, отступил от него, но он сам себе бес: ест и пьет без времени, и спит довольно, упокоевая свое тело, живя в праздности и любезно принимая скверные мысли, удерживая их и в них услаждаясь, — и это в нем возбуждает страсти, зачинает беззаконие и рождает грех».    Смотри, как отец лжи говорит истину. Правда ведь, от нас самих, от нашего произволения часто делаются беззакония, по сказанному: «О том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5:12). Сами мы вольною волею многажды бываем виновны в нашей погибели.    Возненавидим же грехи наши, отсечем страсти наши, не станем принимать скверных мыслей, не будем удерживать их в сердце нашем. В пище и питии будем воздержаны, во сне бодры, в деле неленивы — так разрешим пленицы грехов наших, «расторгнем узы их и свергнем с себя иго их» (Пс. 2:3).     И внемлем апостолу, советующему: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6:12—14, 19). Прилог     Аще и связан был, но непобедися Воин Христов, от жены скверной невредися.    Святой Иероним, записывая житие преподобного Павла Фивейского, вначале вспоминает некоего египетского юношу, — его в Прологе называют Философом, а Дрикселий именует Никитой. Он в царство Декия за Христа страдал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

диакон Андрей Кураев Источник: «Оккультизм в православии» Примечания Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. — М., 1998, с. 29. “Ибо так говорит мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором, и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь»” ( Ис.8:11-12 ). “Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город” ( Мф.23:34 ). Лосский В. Н. Предание и предания// Лосский В. Н. По образу и подобию. — М., 1995, с. 142. Подробнее эта же мысль о необходимости различать православное вероучение от фольклорного псевдохристианского язычества проводится в статье С. С. Аверинцева “Христианская мифология” (Мифы народов мира. Энциклопедия. — М., т. 2. 1988). К сожалению, в церковной среде эта статья известна в основном благодаря недобросовестной критике ее в статье протоиерея Сергия Антиминсова (К вопросу о “христианской мифологии”//Москва. — М., 1993, Если Аверинцев с самого начала подчеркивает, что он противопоставляет христианскую доктрину и миф, который складывается в народном творчестве вокруг церковного учения, то его критик в порыве любообличительной страсти не замечает этого фундаментального противопоставления аверинцевской статьи: “Название статьи говорит уже о многом. “Христианская мифология» — как мог писатель-христианин поставить эти два слова рядом? Неужели для него христианство — это миф?” (с. 189). В итоге оказывается, что для протоиерея Сергия Антиминсова нормой православности предстает вера в существование кентавров (с. 190): усомниться в существовании сих персонажей — раз уж они присутствуют на страницах некоторых вариантов жития прп. Павла Фивейского — значит прослыть модернистом и еретиком. Прот. Георгий Флоровский . Пути русского богословия. — Париж, 1983, сс. 3-4.

http://sueverie.net/vtoroe-prishestvie-a...

И тотчас же совлекши с себя красивые одежды он, подобно Иосифу, избежал греха (Быт., гл. 39), ни во что поставив удовольствия мира сего. Посрамленная женщина пришла в такую ярость, что замыслила уморить блаженного голодом, ввергнув его в темницу. Бог же, дающий пищу всякому созданию, Который некогда питал Илию в пустыне (2 Цар., гл. 17), также Павла Фивейского и многих иных рабов Своих, уповающих на Него, не оставил и сего блаженного: в самом деле, один из рабов той же женщины, склоненный Богом к милости, тайно приносил Моисею пищу. А другие уговаривали его: — Брат Моисей, что мешает тебе жениться? Ты еще молод, а эта вдова жила с мужем всего один год и красивее других женщин; богатству ее нет числа. Значение ее в этой земле ляхов очень велико, так что если бы она захотела, то и князь бы не погнушался ею, а ты, пленник и раб, не хочешь сделаться ее господином?! Если ты скажешь, что не хочешь нарушить заповеди Христовой, то не говорит ли Христос в Евангелии: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф.19:5). Также и Апостол: «Лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор.7:9). Он же говорит и о вдовицах: «Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак» (1 Тим.5:14). Ты же не давал монашеского обета, но свободен от него. Зачем же предаешься мучениям злым и тяжелым и так страдаешь? Если тебе приключится и смерть в таком бедственном состоянии, какую получишь похвалу? В самом деле, кто из первых праведников, как Авраам, Исаак, Иаков, гнушался жен? Никто, кроме теперешних черноризцев. Иосиф раб убежал от жены, но после и он взял себе жену (Быт.41:45). Да и ты, если живой уйдешь от сей жены, после (как думаем) также сам себе отыщешь жену. И кто не посмеется над твоим неразумием? Лучше тебе покориться жене этой, сделаться свободным и господином над всем домом ее. Блаженный же Моисей отвечал им: — Истинно, братие и добрые друзья мои, вы хорошо мне советуете. Понимаю так, что предлагаете мне слова, злейшие из нашептанных змием Еве в раю: вы понуждаете меня покориться этой жене, но ни в каком случае я не приму вашего совета; если мне случится и умереть в этих оковах и тяжких муках, то я ожидаю за это от Бога многообразной милости, и если много праведников спаслось с женами, я грешный один не могу спастись с женою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

И уже в Новом Завете это же утверждает апостол Павел: «…тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим. 8, 19-22 ). Апостол Павел имеет в виду, что творение (в нашем переводе тварь ) мучается в грехе, ожидая прославления и преображения человека. Тогда и все творение будет приобщено к вечности и преображено. Вот мысль Священного Писания… Но, может быть, это все в прошлом? И Церковь устами святых отцов, подвижников учила жестокою рукой править живым миром? Этого не может быть, потому что Священное Писание неотменимо и учение Церкви не может никак противоречить Писанию. И в самом деле: хотя в истории и случались искажения этой мысли, Церковь всегда хранила и заповедовала христианам бережное уважение к животным. Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. Чувствуя святость, обоняя благоухание Рая, которое струится от подвижников, от их намоленных келий, вещей, звери приходили к святым и служили им. О подобных случаях нам изобильно сообщают Жития святых. Так, по повелению св. Антония Великого лев выкопал могилу для преп. Павла Фивейского, основателя монашества в Египте (Житие 30 января). То же произошло и после смерти преп. Марии Египетской. К ее останкам пришел лев и выкопал для святой могилу. Свидетель этого, старец Зосима, был поражен увиденным (Житие 14 апреля). К мученику Маманту звери собирались целыми стадами и оставались при нем до тех пор, пока не получали приказания разойтись (Житие 15 сентября). Подобные истории каждый вспомнит и из жизни преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. А вот что читаем в житии мученика Неофита: «Святой был осужден на съедение зверями. Было приготовлено возвышение; обнаженного святого привязали к укрепленному на нем столбу и выпустили на него медведя. Зверь с ревом пошел к святому, но, приблизившись, остановился, посмотрел на него и затем возвратился на свое место. Правитель и все собравшиеся на это зрелище удивлялись этому. Затем выпустили самую свирепую медведицу, которая только дважды в год была выпускаема на ристалище, так как была очень зла и убивала многих. Она, подбежав, поверглась у ног святого, почитая в нем угодника Божьего, а затем отошла на свое место.

http://azbyka.ru/parkhomenko/xristianin-...

Итак, порядок жизни киновитян берет начало со времени апостольской проповеди. Ведь таковым было все множество верующих в Иерусалиме, которое так описывается в Деяниях апостолов: У множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее… Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4:32–35). Такова была тогда вся Церковь, а сейчас таких с трудом и немного можно найти в киновиях. Но когда после смерти апостолов множество верующих стало охладевать, особенно те, которые присоединились к вере Христовой из числа иноземных и далеких народов, от кого апостолы, из уважения к младенчеству их веры и из-за укоренившихся в них языческих привычек, не требовали ничего большего, кроме как воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда (Деян. 15:29), и когда эта свобода, данная тем язычникам по слабости их веры, стала понемногу осквернять совершенство той Церкви, что пребывала в Иерусалиме, и когда стала остывать пылкость той первоначальной веры, тогда не только те, которые присоединились к вере Христовой, но и предстоятели Церкви ослабили прежнюю строгость. Ибо некоторые, полагая допустимым для себя то, что было разрешено по слабости язычникам, думали, что не будет для них никакого вреда, если они будут держаться веры и исповедания Христа, сохраняя имущество и богатство. Те же, у кого еще сохранялась апостольская пылкость, помня изначальное то совершенство, оставив города свои и общение с теми, которые полагали допустимыми и для себя, и для Церкви Божией нерадение и меньшую строгость, стали жить в пригородах и более отдаленных местах. Мало-помалу с течением времени отделяясь от массы верующих, они из-за того, что воздерживались от супружества и уклонялись от общения с родителями и от связей с этим миром, стали именоваться монахами или одиноко живущими (μονζοντες), по суровости их одинокой и уединенной жизни. Отсюда повелось, что ввиду их совместного бытования они стали называться киновитянами, а кельи и прибежище их – киновиями. И вот, только этот род монахов является самым древним, который не только по времени, но и по благодати первый, и на протяжении многих лет он сохранялся непоколебимым вплоть до времени аввы Павла (Фивейского) и аввы Антония (Великого).

http://pravoslavie.ru/140895.html

Итак, род жизни киновитян получил начало со времени апостольской проповеди . Ибо таким было все множество верующих в Иерусалиме, которое в Деяниях Апостольских описывается так: «у множества... уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» ( Деян.4:32, 34–35 ). Такова была тогда вся церковь , каких ныне с трудом, весьма мало можно найти в киновиях. Но когда после смерти апостолов начало охладевать общество верующих, особенно те, которые из иноплеменников и разных народов присоединялись к вере Христовой, от коих апостолы, по их невежеству в вере и застарелым обычаям языческим, ничего больше не требовали, как только «воздерживаться от идоложертвенного и крови, блуда, удавленины» ( Деян.15:29 ); и когда свобода, предоставленная язычникам по причине слабости их веры, начала мало-помалу ослаблять совершенство и церкви иерусалимской, и при ежедневном возрастании числа из туземцев и пришельцев горячность первой веры стала охладевать; то не только обращавшиеся к вере Христовой, но и предстоятели церкви уклонились от прежней строгости. Ибо некоторые, позволенное язычникам считая позволительным и для себя, думали, что они не потерпят никакого вреда, если при имуществе и богатстве своем будут содержать веру и исповедание Христа. А те, у которых еще была горячность апостольская, помня о прежнем совершенстве, удаляясь из своих городов и от общения с теми, которые считали позволительной для себя или для церкви Божией распущенную жизнь, стали пребывать в местах подгородных и уединенных, и что было установлено апостолами вообще для всей церкви, в том начали упражняться всякий сам по себе. Таким образом составился вышесказанный род жизни учеников, которые удалялись от общения с прочими. Они, мало-помалу с течением времени отделяясь от общества верующих, по той причине, что воздерживались от супружества и уклонялись от общения с родителями и с этим миром, по строгости одинокой и уединенной жизни назывались монахами (От μονζω – уединяюсь, один живу), единожительствующими. Отсюда последовало, что по совместному жительству они назывались киновитянами, а кельи и местожительство их – киновиями. Следовательно, этот только род монахов был самый древний, который не только по времени, но и по благодати есть первый, и который через многие годы один ненарушимо продолжался до времен аввы Павла (Фивейского) или Антония Великого 1 . Следы этого даже ныне мы видим в отдельных киновиях. Глава 6. О чине и начале анахоретов

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Киприана, «непорочной и стыдливой невесты Христовой» 14 , укрепляемые свыше обетованием: побеждающему дам вкушать от древа жизни ( Апок.2:7 ). Так, наприм., бл. Иероним с потрясающим красноречием описывает свои аскетические подвиги в сирийской пустыне, где он был Scorpionum tantum socius et ferarum и где дни и ночи напролет проводил в слезных молитвах, борясь с своею природою, пока не вышел победителем из трудной борьбы 15 . А подвиги Антония Великого , с неподражаемым драматизмом описанные Флобером? А полная лишений жизнь Павла Фивейского, Илариона и Пахомия и других многочисленных подвижников? Что иное представляют их «Жития», как не обличение измены Толстого «практическому следованию» предписаниям Церкви? 16 . В других случаях тот же человек с неистощимой энергией преследует свои цели. Но вот дело коснулось религии, – и по истечении какого-нибудь года времени истощаются силы. Именно оскудеша крепцыи вавилонстии, еже ратовати ( Иер.51:30 ). Что касается заявления графа о том, что он «перечитал все» об учении церкви, то заметим прежде всего одно, что граф Толстой не читал, как следует, самого главного, а, именно, Евангелия, иначе он не утверждал бы, наприм., того, будто «общественная молитва прямо запрещена Христом» 17 . Будь действительно запрещена Христом такая молитва , то Он не преподал бы апостолам следующего наставления: истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их ( Мф.18:19–20 ). Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ( Ин.16:23 ). Речь идет, очевидно, об общественной молитве, ибо обращена к апостолам, собранным на тайной вечери. Молитесь, – говорит Спаситель в Гефсимании апостолам – чтобы не впасть в искушение ( Лк.22:40 ). Не сказал Господь: разойдитесь по всем углам и закоулкам гефсиманского сада, и там каждый из вас, т. е. апостолов, пусть молится, как ему заблагорассудится.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Они, мало–помалу с течением времени отделяясь от общества верующих, по той причине, что воздерживались от супружества и уклонялись от общения с родителями и с этим миром, по строгости одинокой и уединенной жизни назывались монахами , единожительствующими. Отсюда последовало, что по совместному жительству они назывались киновитянами, а кельи и местожительство их — киновиями. Следовательно, этот только род монахов был самый древний, который не только по времени, но и по благодати есть первый, и который через многие годы один ненарушимо продолжался до времен аввы Павла (Фивейского) или Антония Великого . Следы этого даже ныне мы видим в отдельных киновиях. глава 6 О чине и начале анахоретов От этих совершенных, как бы от плодовитого корня, после произошли цветы и плоды святых анахоретов. Мы знаем, что первоначальниками такого рода жизни были вышеупомянутые святые Павел и Антоний. Они не как некоторые — по малодушию, не по нетерпеливости, а по желанию высшего совершенства, для божественно 611// го созерцания удалились в сокровенные места пустыни, хотя говорят, что первый из них ушел в пустыню по необходимости, избегая наветов своих родственников во время гонения. Таким образом, из сказанного рода жизни произошел другой род совершенства, последователи которого называются анахоретами, т. е. отшельниками, потому что, не довольствуясь той победою, какую одерживали над сокровенными кознями дьявола, желая вступить в открытую войну с демонами, не боялись проникать в отдаленные места обширной пустыни, именно в подражание Иоанну Крестителю, всю жизнь проводившему в пустыне, а также пророкам Илии, Елисею и тем, о коих апостол говорит: скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр 11, 37, 38). И в псалмах образно говорится: да скажут избавленные Господом, которых Он избавил от руки врага. Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города; терпели голод и жажду, душа их истаивала в них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010