Остроумов=Остроумов М. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893. Павлов. Право=Павлов A.C. Курс церковного права. СПб., 2002. Павлов. Номоканон=Павлов A.C. Номоканон при Большом требнике. М., 1897. Патриарх Сергий=Патриарх Сергий и его духовное наследие. М. 1947. Писания мужей апостольских=Писания мужей апостольских. М., 1862. Плиний=Плиний Младший. Письма. М., 1983. Положение – 1945=Положение об управлении Русской Православной Церкви. М., 1945. Понкин=Понкин И.В. Религия, образование и право. М., 2002. Постановления 1917–1918=Собрание постановлений и определений Священного Собора Православной Российской Церкви. 1917–1918. М., 1994. Репр. с изд. М., 1918. Вып. 2. Правила Апостол=Правила святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец с толкованиями. Вып. 2, М., 1912. Правила ПС=Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. Вып. 1. М., 1912. Православная мысль=Православная мысль. Париж, 1942. ПЭ=Православная энциклопедия. Раннехристианские отцы=Раннехристианские отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1978. Регламент=Духовный регламент. Изд. 4-е. М., 1897. Рейснер=Рейснер М. А. Государство и верующая личность. Сборник статей. СПБ, 1905. РПЦ в советское время=Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 1. М., 1995. РПЦ и право=Русская Православная Церковь и право. М., 1999. Свод=Свод законов Российской империи. Т. 9. Законы о состояниях. СПБ., 1857. СГГД=СГГД. Ч. 2. М., 1819. Т. 201. Сергий (Страгородский) . Агафангелу=Сергий, митрополит. Послание митрополиту Агафангелу (рукопись). Сергий (Страгородский) . О полномочиях= Сергий (Страгородский ), митрополит. О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его Заместителя. ЖМП. 1931. 1 и 3. Сергий (Страгородский) . Отношение= Сергий (Страгородский) . Отношение Церкви к отделившимся от нее обществам – Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1954. 19. Сергий (Страгородский) . О составе= Сергий (Страгородский ), архиепископ. О составе ожидаемого чрезвычайного Поместного Собора Российской Церкви. СПБ., 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

40 лет (1908-1948 гг.)//Там же. 8. С. 71-75; Методы католич. пропаганды в Грузии//Там же. 9. С. 50-51; Речь, произнесенная перед началом 1948/49 уч. г. в МДА//Там же. 12. С. 13-17; Восточная церк. политика Римских пап - Бенедикта XV, Пия XI и Пия XII//Там же. 1949. 4. С. 48-52; Папство и Правосл. Церковь//Совещание, 1948. Деяния. М., 1949. Т. 1. С. 95-140; Т. 2. С. 199, 218, 223-234; Крит. разбор кн. Соловьева В. С. «Россия и Вселенская Церковь» на основании учения Восточной Правосл. Церкви: Опыт ист.-канонич. и догматич. исследования. Каз., 1949; К характеристике деятельности Ватикана за посл. 20 лет (1929-1949 гг.)//ЖМП. 1949. 9. С. 43-51; Миссия дружбы//Там же. 1950. 9. С. 43-45; Старокатолическое движение папистов и политика Ватикана от Халкидонского собора и до наших дней: В 3 ч. Краснодар, 1950. Маш.; К юбилею Халкидонского Собора//ЖМП. 1951. 6. С. 32-35; Ватикан и крестовые походы//Там же. 1953. 3. С. 58-64; Старокатолическое движение//Там же. 9. С. 44-50. Лит.: [Наречение и хиротония во еп. Казанского]//ЖМП. 1946. 3. С. 7; [Возведение в сан архиепископа]//Там же. 1948. 9. С. 40; [Присвоение титула «Казанский и Чистопольский»]//Там же. 1949. 3. С. 6; [Назначен архиеп. Краснодарским и Кубанским]//Там же. 11. С. 4; [Возведение в сан митрополита]//Там же. 1954. 6. С. 13; Потапов И., свящ. Митр. Гермоген: (Некролог)//Там же. 9. С. 9-11; Годовщина со дня кончины//Там же. 1955. 10. С. 15; Сб. статей, посвященных 150-летию пребывания [МДА] в ТСЛ/ТСЛ. Загорск, 1964. Т. 2. С. 13-18. Маш.; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2. С. 346-349; он же. Рус. архиереи-обновленцы. С. 67-68; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 626, 638-639, 651; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ ХХ в. СПб., 1999. С. 58; Киреев А. И., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. C. 150-152; «Обновленческий» раскол. С. 58, 60, 448-450, 529-530, 555, 562, 568, 570-571, 585-587, 598-599, 685-687, 1031; Пушков С., свящ. Начальный период возрождения Моск. духовных школ (1944-1964 гг.): Профессорско-преподавательская корпорация: Канд. дис./МДА. Серг. П., 2002. С. 127-129. Ркп.; Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Серг. П., 2005. С. 43-44, 46, 55, 61-62, 65-66, 68, 70, 75; Катаев А. М. Духовные школы РПЦ в 1943-1949 гг.//ВЦИ. 2006. 1. С. 180. И. А. Маякова Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/190197.html

В важнейших епархиях в канун Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. было по неск. викарных епископов: в С.-Петербургской и Новгородской - 4, один из к-рых состоял по Новгородской, а 3 др.- по С.-Петербургской епархии, при общем митрополите юридически это были 2 епархии, соединенные в адм. порядке; в Московской и Киевской - по 3 В.; еще неск. епархий (в т. ч. Тифлисская, Иркутская, Херсонская) имели по 2 В. В большинстве же епархий было по одному В. Для действий викарных епископов не существовало общих инструкций Святейшего Синода, они выполняли поручения правящих архиереев, к-рые по своему усмотрению либо возлагали на своих помощников - В. постоянные обязанности, либо давали им разовые поручения. В обязанности викарных архиереев могло входить посвящение церковнослужителей, или даже священнослужителей, особенно часто в тех уездах, центры к-рых были городами, которыми они титуловались, но при этом они действовали по поручению епархиального архиерея и не принимали решений о рукоположениях самостоятельно. Кроме того, по усмотрению правящего архиерея их ведению могли вверяться такие отрасли церковного управления, как надзор за церковноприходскими школами, женскими мон-рями, свечными заводами, предварительный просмотр консисторских журналов, в отдельных случаях с согласия правящего архиерея, и их утверждение, дела о присоединении инославных к правосл. Церкви, попечение о выдаче освященных антиминсов и св. мира. Во время вакантности епархиальной кафедры указы Святейшего Синода адресовывались викарному епископу, если таковой был в епархии. Предсоборное Присутствие РПЦ 1906 г. признало желательным, чтобы В. были кандидатами на замещение епархиальных кафедр и чтобы их права были расширены. Эти идеи Предсоборного Присутствия были осуществлены Поместным Собором 1917-1918 гг. Собор вынес особое «Определение о викарных епископах». Его принципиальная новизна заключалась в том, что к ведению викарных епископов предполагалось отнести не только круг дел, касающихся епархиального управления, как это имело место и в синодальный период, но и управление отдельными частями епархии, что в синодальную эпоху имело место лишь в неск. епархиях. Викарные епископы должны были управлять своими частями епархии «под общим руководством епархиального архиерея… на правах самостоятельных епископов» и иметь пребывание в городах, по к-рым титулуются, а также, где это возможно, состоять настоятелями монастырей (Собор, 1918. Определения. Вып. 3. С. 42). Определение было продиктовано насущной потребностью в увеличении числа епархий и мыслилось как первый шаг в этом направлении: «Существующие викариатства, где к тому представляется возможность, постепенно преобразовываются в самостоятельные епархии» (Там же).

http://pravenc.ru/text/158444.html

В последней зимней сессии Синода за 1934/35 г. в качестве его постоянных членов приняли участие митрополиты Ташкентский Арсений (Стадницкий), Ленинградский Алексий (Симанский), Одесский Анатолий (Грисюк), Казанский Серафим (Александров), Ярославский Павел (Борисовский), Киевский Константин (Дьяков), архиепископы Ивановский Павел (Гальковский) и Дмитровский Питирим (Крылов), в качестве временных членов - архиепископы Вятский Киприан (Комаровский), Архангельский Никон (Пурлевский), Курский сщмч. Онуфрий (Гагалюк), епископы Боровичский Никита (Стягов) и Пятигорский Мефодий (Абрамкин). Все важнейшие акты церковной власти в 1927-1935 гг. принимались Заместителем Местоблюстителя вместе с Временным Патриаршим Священным Синодом. Помимо постановлений, касавшихся открытия новых епархий, замещения вакантных епископских кафедр, награждения архиереев, иных адм. и судебных решений, постановлений по вопросам богослужебным, церковного брака, исповеди и иным Синод издал ряд актов, к-рыми определялся весь строй церковного управления, позиция РПЦ в отношениях с гос. властью, с Поместными Православными Церквами, с инославным миром, с церковной диаспорой, а также отношение РПЦ к внутренним расколам. Особого упоминания заслуживают «Декларация» 29 июля 1927 г., изданная сразу после образования Синода, неск. постановлений по делу митр. Евлогия (Георгиевского) (18 марта, 10 июня, 24 дек. 1930, 30 апр. 1931), постановление «О Карловацкой группе» (22 июня 1934). В соответствии с Положением об областных преосвященных от 12 марта 1934 г. во исполнение постановления Поместного Собора 1917-1918 гг. о митрополичьих округах были созданы церковные области в составе неск. епархий, но при этом областные епископы не приобретали сан митрополита, что предусматривалось определением Поместного Собора. Статусы главных городов церковных областей получили в Московской обл. Москва, в Ленинградской обл. Ленинград, в Белорусской ССР Минск, в Западной обл. Смоленск, в Центральночернозёмной обл. Воронеж, в Азово-Черноморском крае Ростов-на-Дону, в Северо-Кавказском крае Пятигорск, в Северной обл. Архангельск, в Ивановской обл. Иваново, в Горьковском крае Горький, в Татарской АССР Казань, в Средневолжском крае Самара, в Саратовской обл. Саратов, в Сталинградской обл. Сталинград, в Свердловской обл. Свердловск, в Челябинской обл. Челябинск, в Западно-Сибирском крае Новосибирск, в Восточно-Сибирском крае Иркутск, в Дальневосточном крае Хабаровск, на Украине в Киевской обл. Киев, в Харьковской обл. Харьков и в Одесской обл. Одесса. Самостоятельными оставались епархии: Олонецкая, Чувашско-Чебоксарская, Ижевская, Марийская, Саранская, Крымско-Симферопольская, Уфимская, Тобольская, Бакинская, Ташкентская, Алма-Атинская, Семипалатинская, Уральская, Петропавловская, Кустанайская, Забайкальско-Читинская, Якутская (в РСФСР), Винницкая, Днепропетровская, Черниговская и Мариупольская (на Украине).

http://pravenc.ru/text/155436.html

В 1918 г., после выхода декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» , в А. С. м. насельниками и крестьянами близлежащих деревень был создан Союз защиты религии и Церкви (др. название - Союз защиты А. С. м. и охраны церквей и часовен), организаторы к-рого выступили против изъятия церковного имущества и вмешательства гос. органов в дела обители. Для расследования деятельности насельников 16 апр. 1918 г. Олонецким уездисполкомом была сформирована комиссия Лодейнопольского совета, возглавляемая Олонецкой ЧК. В обитель была направлена инспекция с правом проводить обыски и аресты. Согласно рапорту еп. Олонецкого Иоанникия (Дьячкова) Патриарху Московскому свт. Тихону от 14 нояб., «23 октября приехали комиссары с красноармейцами, вызвали всю братию в трапезу, арестовали, отобрали ключи от келий и келии обобрали. После этого, угрожая револьверами, потребовали [указаний] о скрытых монастырских драгоценностях, и пришлось все открыть, и все они забрали... Мощи преподобного из раки вынули и дерзнули своими руками открыть и даже глумиться над святыми мощами. Мощи намерены были увезти с собой, но братия упросила оставить, и оставили. Увезли все драгоценности, как-то: две раки преподобного, серебряные дости от престола Петроградского подворья и небольшую раку того же подворья, хранившуюся в монастыре... Арестовали архимандрита Назария, иеромонаха Меркурия и огородника Гавриила Одинцова, которые и находятся в настоящее время в Лодейнопольской тюрьме. Деревенский комитет бедноты производит опись во всех келиях монастырского имущества» ( Детчуев. С. 129-130). Затем последовали аресты и расстрел настоятеля архим. Евгения, казначея иером. Варсонофия и др. насельников. Епископы РПЦ через члена Поместного Собора 1917-1918 гг. Н. Д. Кузнецова обратились в СНК с требованием «предать революционному суду» инициаторов погрома, а «отобранное церковное имущество» вернуть в мон-рь, однако на заседании Олонецкого губисполкома 14 марта 1919 г. Союз защиты религии и Церкви при А. С. м. был признан «гнездом контрреволюции», а распоряжения о разгроме обители «вполне обоснованными». Решением пленума Олонецкого губисполкома 29 июня 1920 г. помещения и хозяйство А. С. м., включая лесопильный и кирпичный заводы, были переданы в ведение сельскохозяйственного техникума. Позже часть зданий мон-ря занимала психиатрическая больница Лодейнопольского р-на.

http://pravenc.ru/text/82035.html

Традиционные соборные документы – " Послание " и " Постановления " Архиерейского собора – это официальная реакция РПЦ на актуальную церковную, и не только церковную, повестку, возникшую за время с прошлого Собора (февраль 2016 года). В том числе – на ряд громких событий последних двух лет. Так, Архиерейский собор признал " исторический характер " встречи патриарха Кирилла и папы Франциска в феврале 2016 года в Гаване. Отмечена, прежде всего, ее важность в деле объединения усилий по защите гонимых христиан на Ближнем Востоке и в Африке. Критский собор, прошедший в июне прошлого года, также назван " значительным событием в истории Православной церкви " . Хотя есть важные добавления: Собор на Крите не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем решения – как обязательные для православных во всем мире. В некоторых положениях этого Собора, подчеркнули архиереи, есть " неясные и неоднозначные формулировки " , и они не могут являться " образцовыми выражениями истин православной веры " . Иерархи Русской церкви также обеспокоены тем, что позиция РПЦ по профилактике и выведению абортов из системы ОМС " не находит полного понимания в органах власти " . " Дальнейшее обсуждение Церковью и государством общественно значимых законодательных инициатив, направленных на решение вопроса абортов, имеет принципиальное значение " , – говорится в постановлении. Кроме того, Архиерейский собор призвал к дальнейшему развитию теологии в вузах, выразил надежду на правильную идентификацию " екатеринбургских останков " и напомнил о недопустимости насмешек деятелей культуры и искусства над тем, " что свято для многих людей " . В год столетия открытия Поместного собора 1917-1918 годов, восстановившего патриаршество, нынешние иерархи отметили особую роль святителя Тихона: в годы гонений он делал все возможное для сохранения православия на Руси. " Памятуя о пережитых нашими отцами и о переживаемых ныне многими христианами испытаниях, будем хранить единство Церкви " , – завершают архиереи свое послание верующим.

http://religare.ru/2_114452.html

- Не совсем так. Поместный Собор продолжает оставаться высшей инстанцией в Русской Православной Церкви. Другой вопрос, во-первых, что часть функций Поместного Собора передано Архиерейскому. И, во-вторых, регулярно созывается именно Архиерейский, а не Поместный Собор, как это было в предыдущих Уставах. Более того, если мы обратимся к наиболее демократическому Поместному Собору 1917-1918 г.г., то увидим: решающий голос и тогда всё же принадлежал епископату. То есть миряне, священство имели право совещательного голоса, возможность работать в комиссиях, предлагать какие-то решения. Но самые важные, окончательные решения всегда принимал епископат. Поскольку епископам поручено управление Церковью. Именно им дана такая харизма при рукоположении. - Вспоминается ответ протоиерея Иоанна Варламова на вопрос: " Почему ныне Поместные соборы не собирают? " . Он сказал: " Нам 70 лет не давали не только о народных соборах думать, но даже об Архиерейском. Не наступило ещё время... видимо, не настолько ещё мы окунулись в горе, чтобы соборно взывать о помощи к Богу и воспротивиться всему тому, что делается на Руси " ... Работа святителя Игнатия Брянчанинова " О необходимости Собора по нынешнему состоянию РПЦ " по цензурным соображениям не была напечатана в свое время, её опубликовали лишь полвека (!) спустя. Нет ли опасности, что структура управления РПЦ может превратиться в замкнутую церковную номенклатуру, келейно (без народа) решающую основные вопросы Церкви? - Здесь все будет зависеть от самих епископов, поскольку если духовная жизнь наших архиереев будет на достаточном уровне, то ничего подобного не произойдет. Если же епископат будет вести недостойный образ жизни, тогда, конечно, может случиться всё, что угодно, и примеров тому масса. Например, в римской церкви в первые века ее существования сильная власть епископа была во благо. Особенно после падения Рима, когда под ударами варваров только римский епископ мог как-то реально управлять огромными просторами бывшей империи. Потом же духовная жизнь временно оскудела... Из Средневековой истории мы можем узнать, что творилось тогда при римском дворе. Поэтому сама по себе любая внешняя структура: будь то Синод, Собор, или иная какая, - целиком и полностью зависит от того, что за люди в ней находятся. Одна и та же власть может быть использована одними людьми во благо, другими - во вред. Значит, мы не можем ни дать стопроцентной гарантии, что ничего подобного не случится, ни, напротив, пророчествовать, о том, что это обязательно произойдет.

http://ruskline.ru/analitika/2007/12/05/...

3 сент. 1936 г. приговорен Особым совещанием при НКВД СССР к 5 годам ссылки в Казахстан. Ссылку отбывал в с. Ванновка (ныне село им. Турара Рыскулова) - адм. центре Тюлькубасского р-на Южно-Казахстанской обл. Состоял в переписке с Ташкентским архиеп. Борисом (Шипулиным) , разрешившим Н. проводить богослужения в местном молитвенном доме. 23 дек. 1937 г. арестован по обвинению в руководстве «контрреволюционной организации церковников» из числа ссыльного духовенства, создании нелегального молитвенного дома и проведении там религ. обрядов. Не признал себя виновным в антисоветской деятельности. Расстрелян по приговору Особой тройки НКВД по Южно-Казахстанской обл. от 30 дек. того же года. Вместе с ним в тот же день были казнены священномученики священники Иоанн Миронский и Владимир Преображенский и мч. Виктор Матвеев . Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 183; Чуков Н., прот. (Григорий (Чуков), митр.). Один год моей жизни: Страницы из дневника//Минувшее: Ист. альманах. М.; СПб., 1993. Т. 15. С. 566, 611; Синодик СПб епархии. 20022. С. 7; СПб мартиролог. С. 7; Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие/Авт.-сост.: Л. А. Головкова, В. В. Королева, О. И. Хайлова. М., 2008. С. 423-425. Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч.

http://pravenc.ru/text/2565734.html

Лит.: Указатель к журналу «Богословский вестник»: 1-е десятилетие, 1892-1901 гг. Серг. П., 1903; Указатель к журналу «Богословский вестник»: 2-е десятилетие, 1902-1911 гг. Серг. П., 1912; Андроник (Трубачёв), иером. Свящ. Павел Флоренский - профессор МДА и редактор «Богословского вестника»//БТ. 1986. Юбил. сб. к 300-летию МДА. С. 226-246; 1987. Сб. 28. С. 290-314; Мат-лы к «Богословско-церковному словарю»//БТ. 1987. Сб. 28. С. 347-349; Гумеров А. , свящ. Три четверти века академического богословия//БВ. 1993. Вып. 1. С. 21-39; Андреев. Христианская периодика. С. 21; Голубцов С. , протодиак. Из истории «Богословского вестника»//БВ. 1998. Вып. 2. С. 20-38. Свящ. Афанасий Гумеров 2. В 1993 г. было возобновлено издание «Б. в.» при МДА как сборника научных трудов. Первым редактором сборника стал проф. МДА А. И. Осипов (1993-1996), затем редактором «Б. в.» являлся доцент МДА Н. К. Гаврюшин (1998-2002), с 30 авг. 2002 г. архиеп. Верейский Евгений (Решетников) . В 1, открывающемся Обращением к читателям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , рассматриваются задачи академического богословия и возрожденного «Б. в.», основная тематика и содержание «Прибавлений к творениям святых отцов» (1843-1891) и «Б. в.» (1891-1918), христ. понимание смерти и обожения. В сборнике также помещены 2 публикации: отрывок из записок митр. Вениамина (Федченкова) и Определения и постановления Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. Выпущенный в 1996 г. 2 был юбилейным (МДАиС в 1996 отмечали 50-летие своего возрождения) и в основном содержал обзоры истории МДА. В 1998 г. вышел очередной том (Вып. 1), в к-ром представлены статьи по богословию, церковной истории, рус. религ. философии. Во 2-м выпуске за 1998 г. опубликованы статьи, в к-рых исследовались история «Б. в.» в дореволюционные годы, синодальное издание рус. перевода Библии, значение и место науки в системе академического богословия, проблемы рус. агиографии; опубликованы материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА. В 2000 г. вышел 3-й выпуск сборника, в к-ром помещены воспоминания проф. МДА К. Е. Скурата , статьи по истории культурных связей Сербии и России, миссионерской деятельности Церкви на территории Марийского края, о времени и месте крещения равноап. кн. Владимира и киевлян, статьи о зап. «традиционализме» и т. д. Среди авторов «Б. в.» (1993-2000) - преподаватели и студенты МДА, церковные и светские ученые, в т. ч. архим. Платон (Игумнов) , архим. Давид (Кораблёв), игум. (впосл. епископ) Георгий (Данилов) , игум. Никон (Смирнов), свящ. Афанасий Гумеров, протодиак. Сергий Голубцов, Гаврюшин, М. М. Дунаев, А. Б. Зубов, Осипов и др.

http://pravenc.ru/text/149575.html

В 1910 г. в связи с обширностью епархии, а также для усиления борьбы с расколом в Корелии было учреждено Кемское викариатство. В ведение епископа Кемского находились приходы и монастыри Пинежского у. Местопребывание викария - Артемиев Веркольский монастырь и один из административных центров Корелии с. Ухта, в котором было устроено подворье этого монастыря. Средства на содержание викария и подворья в Ухтомском приходе выделялись из сумм Артемиево-Веркольского монастыря. С 14 февр. 1913 г. корельские приходы 2-го благочиния Кемского у. Архангельской епархии переданы в подчинение новоучрежденного Сердобольского викариатства Финляндской епархии на основании особых правил; викарии Архангельской епархии получили титул «епископы Пинежские». С 13 окт. 1913 г. по 19 марта 1917г. викарии Пинежские не назначались. Викарии Пинежские управляли Артемиевым Веркольским монастырем на правах настоятеля. В канун созыва Поместного собора РПЦ 1917-1918 гг. в епархии шло оживленное обсуждение путей переустройства епархиального управления. Эти вопросы находились в центре внимания при обсуждении проектов создания Архангельского епархиального братства. Подготовка проекта братства инициирована в 1916 г. еп. Нафанаилом (Троицким). Проект, подготовленный консисторией («Архангельское епархиальное братство при Архангельском кафедральном соборе им. о. Иоанна Сергиева») предусматривал создание организации, координирующей благотворительную и просветительскую деятельность монастырей, братств и учреждений епархии. Должно было способствовать возрождению приходской жизни. Проект прот. М. И. Попова предусматривал переустройство жизни епархии «на началах соборности». Должно было заменить существовавшую систему управления (организация приходских братств в подчинении епархиального). Во главе братства - правящий архиерей. Основная цель: развитие «...в каждом приходе епархии истинной пастырской деятельности... " , " молитвенное объединение архипастыря с паствой». В нач. апр. 1917 г. возник Союз объединенного духовенства г. Архангельска, председатель союза — прот. И. А. Попов, секретарь — свящ. А. Нечаев. Цели — «объединение духовенства и мирян Архангельской епархии для успешного достижения общецерковных задач в условиях современности; поддержка православной веры и церкви в новых условиях свободного демократического строя; поддержка существующей законной власти в стране;  ...осуществление в церковной жизни древних канонических начал церковной свободы и соборности и проведение в церковной жизни выборного начала».

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010