Иерархия иерархов Административная церковная иерархия лаконична и стройна: первичная ячейка - это приходское собрание, районная - благочиние, областная - епархия, Архиерейский собор - своего рода пленум, Поместный собор - съезд. Примечательно, что после 1990 года, когда патриархом был избран Алексий II, Поместный собор не проводился. Устав РПЦ 1988 года определял необходимость его созыва не реже одного раза в пять лет, но в нынешней редакции устава, принятой в 2000 году, такой нормы нет. Данное обстоятельство в последние годы было одним из главных поводов для критики в адрес руководства Московской патриархии. Внутри РПЦ за это время сформировались «партии», которые активно требовали созыва собора, поскольку только этот формат предусматривает решение основных вопросов церковной жизни. Поместный собор в числе прочего может истолковывать учение церкви, определять характер ее отношений с государством и даже выражать «в необходимых случаях озабоченность проблемами современности». Кроме того, это наиболее демократичный формат управления Церковью, дающий право голоса не только архиереям, но и обычному духовенству, и мирянам. Любопытно, что за созыв высшего собрания выступали как православные «консерваторы», так и «либералы-реформаторы». При этом последние ставили в пример деяния Всероссийского поместного собора 1917-1918 годов, который принял историческое решение о восстановлении патриаршества в России. Между тем, по мнению некоторых высших церковных функционеров, участие в делах РПЦ широких кругов православной общественности - пережиток революционно-демократических традиций начала ХХ века. Они ссылаются на определения стародавних Вселенских и Поместных соборов, однозначно отдающих управление Церковью одним только архиереям. Так, 37-е правило святых апостолов гласит: «Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия и да разрешают случающиеся церковные прекословия». На I Вселенском соборе было установлено, что «Поместный собор есть собор епископов какой-либо области». Этот же епископский состав Поместного собора был подтвержден на IV и VI Вселенских соборах. Если священники, монашествующие или миряне и присутствовали на прежних соборах, то без права голоса и только в качестве свидетелей, консультантов и помощников архиереев. Их подписей под постановлениями церковных съездов не было.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Н. принял активное участие в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в Москве и был избран председателем соборного издательского отдела. В нач. 1918 г., узнав о закрытии советскими властями в Вятской губ. духовных учебных заведений, национализации епархиальной типографии и реквизициях в храмах и мон-рях, Н. обратился с посланием к духовенству и мирянам, призывая встать на защиту церковного достояния «от кощунственного и насильственного захвата, в силу декрета, мыслимого лишь со стороны неверующих в Бога, явных слуг антихристовых». Н. запретил выдавать представителям советской власти церковное имущество и метрические книги и советовал «при набеге большевиков для грабежа церквей» созывать верующих набатным звоном. Вернувшись в Вятку после 2-й сессии Собора, Н. столкнулся с массовыми репрессиями, проводимыми властями против духовенства и активных прихожан. Было арестовано 15 священников и мирян, членов Вятского пастырско-мирянского собрания. В покои Н. ворвались вооруженные красногвардейцы, требуя передать им протоколы собрания. В ответ Н. предложил заключить в тюрьму его, но освободить др. арестованных. Летом 1918 г. он выехал в Москву для участия в 3-й сессии Поместного Собора. Выступал на соборных заседаниях с сообщениями о расстрелянных вятских священнослужителях. 20 июля он был избран членом Синода. 5 сент. 1918 г. постановлением Синода титул Н. был изменен на епископ «Вятский и Глазовский». 1 нояб. того же года он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве без предъявления обвинения. В связи с этим Н. был освобожден от управления Вятской епархией, временным управляющим которой 11 нояб. был назначен викарный Слободской еп. Алексий (Кузнецов). Через некоторое время Н. был освобожден из тюрьмы и вернулся к работе в Высшем церковном управлении. 30 дек. 1918 г. он оставил записку о находящихся в заключении в Москве священнослужителях (см. ст.: «Забота о братском посещении арестованных»//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2011. Вып.

http://pravenc.ru/text/2565280.html

12 апр. 1918 г. управляющий Костромской епархией архиеп. Евдоким (Мещерский) доложил Свящ. Синоду и Поместному Собору Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. об обстоятельствах гибели священнослужителей и мирян Солигалича. На заупокойной литургии, совершенной Патриархом св. Тихоном в храме Московской ДС 31 марта 1918 г. (1-й службе, посвященной новомученикам), были помянуты Солигаличские новомученики, в т. ч. И. Сын И. Леонид Смирнов стал известным нейрохирургом, членом-корреспондентом Медицинской академии, одним из ближайших помощников Н. Н. Бурденко, стоял у основания Московского ин-та нейрохирургии, в к-ром затем работал. 27 марта 2000 г. И. канонизирован как местночтимый святой Костромской епархии. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 563. Л. 307; Д. 564. Л. 28; ГАКО. Ф. 130. Оп. 1. Д. 454; Оп. 7. Д. 196. Л. 1-2; Оп. 9. Д. 2376. Л. 5 об. Соч.: Прот. Г. М. Орлов: (Некр.)//Костромские ЕВ. 1896. 9. Отд. неофиц. С. 224-227. Лит.: 50-летний юбилей настоятеля Солигаличского Богородицерождественского собора прот. Е. Юницкого//Костромские ЕВ. 1905. 10. Отд. неофиц. С. 295-296; Собор 1918. Деяния. Т. 10. С. 83; Большевики и Церковь: Докл. прот. В. Садовского ВЦУ в г. Омске. Омск, 1919. С. 14; Польский. Ч. 1. С. 214; Цыпин. История РЦ. С. 53, 684; Александр (Могилёв), архиеп. Сщмч. прот. Иосиф (Смирнов) (1864-1918). Кострома, 2003; Рец.: Соловьев И., диак. Память праведника да будет благословенна...//Церк. вестн. М., 2004. 5(282). С. 14; ЖНИР. Февр. С. 348-354. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/578427.html

Заместитель заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории РПЦ ПСТГУ священник Александр Мазырин продолжил тему многих решений Собора, которые недооцениваются на фоне самого важного – восстановления  патриаршества. По его словам, Собор «переучредил всю систему церковного управления, вплоть до епархиального и приходского уровня, выстроив ее так, чтобы свести к минимуму опасность административного произвола  в Церкви». Так, патриарх «стал символом церковного единства, выразителем соборной полноты, но его права были довольно скромные, он не мог диктовать Церкви свою волю». Изменилась епархиальная структура: архиерей оказывался под контролем избранной церковной власти с участием мирян, сами епископы  выбирались (понятно, что это решение невозможно было реализовать в советское время). Включение в церковное управление низших клириков и мирян привело к тому, что «многомиллионные народные массы почувствовали свою ответственность за церковь», что имело решающее значение в большевистском государстве, которое вскоре сделало всех священнослужителей «лишенцами», и они больше «не могли отстаивать Церковь юридически» – эта задача легла на плечи мирян. «Собор смог придать Церкви тот жизненный импульс, который позволил ей выстоять. Формально большая часть решений Собора оказалась невостребованной, но дух соборности оказался важен на многие десятилетия. И по сей день мы чувствуем этот живительный дух», – сказал о. Александр. А. Беглов подытожил мысль о взаимосвязи решений Поместного собора: «Восстановив патриаршество, Собор восстановил и соборность – это было прямо определено в его постановлениях. Соборность и патриаршество Собор мыслил как нераздельные принципы». При этом Соборность «вовсе не означает простого демократического права», отметил заведующий кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права богословского факультета ПСТГУ священник Александр Щелкачев. Он разъяснил отличия понятий «соборность» и «демократия» и особенно подчеркнул «выдающееся объединительное значение» Собора: «Главный результат Поместного собора – не решения (многие из них не были  утверждены), а то, что установился дух единства: …постепенно из «церковного парламента» он превращался в настоящий Собор, что способствовало действию Святого Духа».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В сент. 1937 г. в лагере против М. было начато новое следственное дело. Он обвинялся в том, что среди заключенных «создал контрреволюционную группу», которая под его руководством «систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла контрреволюционные и религиозные настроения среди лагерников». Богослужения М. устраивал в помещении, где он жил, в лагерной кузне или за стогами сена. После службы он читал проповеди, призывая слушателей «не поддаваться соблазну, которому поддались отступники от веры, продавшиеся за временное благополучие» и достойно нести наказание за свои грехи. На допросе М. было предложено «порвать с духовенством», но он ответил, что, пока жив, от веры не отступит. М. заявил следователю, что «к советской власти он принципиально лоялен, хотя факт существования этого порядка управления ему неприятен». Категорически отрицал обвинение в создании контрреволюционной группы: «Я свое молитвенное настроение храню при себе, вовне я его не проявлял». 28 сент. Особой тройкой НКВД по Карагандинской обл. приговорен к расстрелу вместе с мучениками Василием Кондратьевым и Владимиром Правдолюбовым . Был казнен вместе с ними, место захоронения неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-77092; Архив ДКНБ по Карагандинской обл. Д. 2060. Лит.: За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биогр. справочник. Александров, 2000. С. 58; Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. М., 2008. С. 292-293. Рубрики: Ключевые слова: КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2561142.html

До окт. 1917 г. Александро-Невская ц., как и др. приходы РПЦ в Зап. Европе, состояла в ведении митр. Новгородского и С.-Петербургского (с окт. 1892 г.- С.-Петербургского и Ладожского). 6 марта 1917 г. на Петроградскую и Гдовскую кафедру был назначен сщмч. митр. Вениамин (Казанский) , связь к-рого с Парижем в 1918 г. практически прекратилась. 21 февр. 1921 г. под председательством настоятеля храма прот. Иакова Смирнова при товарище председателя гр. В. Н. Коковцове (бывш. премьер-министре) на общем собрании причта и 210 прихожан было принято решение о создании прихода Александро-Невской ц. в соответствии с Приходским уставом, принятым в апр. 1918 г. Поместным Собором РПЦ . Первым старостой храма был избран П. И. Делянов, бывш. градоначальник С.-Петербурга. Регистрация прихода была поручена Е. П. Ковалевскому (бывш. депутату Гос. думы и члену Поместного Собора) и завершена 1 июня 1923 г., записавшихся в приход было более 1,5 тыс. чел. До 1924 г., когда был открыт Свято-Сергиевский храм, Александро-Невский храм оставался единственной рус. церковью в Париже, центром рус. эмиграции. 8 апр. 1921 г. Святейший Патриарх Тихон и Свящ. Синод назначили архиеп. Волынского Евлогия (Георгиевского) , пребывавшего в то время в Берлине, управляющим правосл. рус. церквами в Зап. Европе, «впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом». 5 янв. 1923 г., уже в сане митрополита, владыка Евлогий окончательно переехал в Париж, ставший духовным центром рус. эмиграции в Зап. Европе. В Александро-Невском храме начались торжественные архиерейские богослужения, потребовавшие значительного числа алтарников, иподиаконов, свещеносцев и др. Руководил ими старший иподиак. П. Е. Ковалевский , создавший Братство иподиаконов и прислужников, продолжающее свое служение и в наст. время. Церковный хор из рус. певчих был составлен по инициативе протодиак. Н. Тихомирова, в 1924-1947 гг. хором руководил В. Ф. Кибальчич, Н. П. Афонский , гастролировавший с хором по Франции и за ее пределами; хор участвовал в концертах Ф. И. Шаляпина . Затем регентами были П. В. Спасский (1949-1968), Е. И. Евец (1968-1988) и В. Е. Евец (с 1988). Митр. Евлогий ввел совершение по средам, после литургии, молебна с акафистом Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/64444.html

В. активно руководил деятельностью братства св. кн. Михаила Черниговского (создано в 1888), основными задачами к-рого были духовное просвещение, миссионерство и благотворительность, а также сельскохозяйственная взаимопомощь, поскольку братчиками в основном были крестьяне. К 1916 г. в Черниговской губ. действовали 15 уездных отд-ний братства, 1059 сельских братств, в к-рых состояло до 20 тыс. чел. В целях укрепления миссионерской деятельности по предложению В. произошло объединение всех епархиальных миссионеров в об-во при братстве св. кн. Михаила, ставившее своей задачей борьбу с расколом и сектантством. 1 мая 1912 г. было учреждено братство св. Филарета Милостивого при жен. епархиальном уч-ще. В. придавал большое значение издательской деятельности. Летом 1911 г. в связи с намеченным на сент. посещением Чернигова св. имп. Николаем II под рук. В. была создана кн. «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой ее истории» (К., 1911). В 1912 г. в епархии начал выходить научно-богословский ж. «Вера и жизнь» . С 1914 г. братство св. кн. Михаила Черниговского издавало газ. «Черниговский церковно-общественный вестник» (сначала 3 раза в неделю, затем ежедневно). В 1913-1914 гг. В. присутствовал на заседаниях Синода. В июле 1916 г. назначен исполняющим обязанности председателя Издательского совета при Синоде. 5 окт. того же года возведен в сан архиепископа. После Февральской революции 1917 г. по распоряжению Черниговского губ. исполкома В. дважды арестовывали, 29 марта 1917 г. он был отправлен в Петроград, обвинен в узурпации власти и стремлении к наживе, освобожден за недоказанностью обвинений. 14 апр. того же года по указу Временного правительства освобожден от присутствия в Синоде, 6 мая уволен на покой, назначен настоятелем Теребенской во имя свт. Николая Чудотворца пуст. , 11 авг. переведен настоятелем в Заиконоспасский московский в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-рь . 20 июля 1918 г. Советом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В. был включен в состав Собора, 24 июля назначен благочинным ставропигиальных мон-рей. 14-17 авг. Патриарх св. Тихон и Синод постановили послать В., архим. Матфея (Померанцева) и мч. миссионера Алексия Зверева в Пермь для выяснения обстоятельств ареста Пермского архиеп. сщмч. Андроника (Никольского) . На обратном пути в вагон, где ехала делегация Собора во главе с В., ворвались красноармейцы, вывели членов делегации из поезда и расстреляли. В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/150523.html

Евдокима, находившегося на Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг ., в своем письме «Братскому народу сербскому» (Нью-Йорк. 23 окт. 1917 г.//Архив Српске православне enapxuje Цит. по: Сава, еп. шyмaдujcku. Ucmopuja. С. 94-96) рекомендовал серб. приходам созвать серб. Церковно-народный собор и учредить Сербскую Православную Церковь в Америке. 28 февр. 1919 г. на заключительной сессии II Всеамериканского Собора РПЦ в Кливленде еп. Александр (Немоловский) представил участникам Собора кандидатуры архим. Мардария (Ускоковича) для посвящения в сан епископа в целях окормления серб. приходов в Сев. Америке и архим. Фана (Ноли) для албан. приходов. Собор одобрил обоих кандидатов с условием, что они будут одобрены и Сербской и Албанской Церквами соответственно. Решения Собора были рассмотрены на III Объединенной архиерейской конференции СПЦ 3-15 дек. 1919 г., где было принято решение послать в Америку и Канаду серб. епископа и диакона, чтобы они рассмотрели ситуацию на месте, но это не было исполнено из-за отсутствия денежных средств. К вопросу об учреждении серб. епархии в Америке вернулись на Центральном Архиерейском Соборе СПЦ в 1920 г., постановлением к-рого от 22 окт. было принято решение о необходимости еще раз рассмотреть в будущем вопрос об учреждении серб. епархии в Америке и Канаде с последующим возведением на американскую кафедру еп. Охридского Николая (Велимировича), к-рый прибыл в Америку с предварительным визитом 24 янв. 1921 г. Спустя 3 месяца еп. Николай вернулся в Сербию, на заседании Свящ. Синода СПЦ 8 июля 1921 г. доложил о положении сербов в Америке и предложил Собору принять серб. Церковь в Америке в юрисдикцию СПЦ и добиваться у короля Сербии необходимых субсидий на содержание епископа и его помощника в этой епархии. 13 сент. 1921 г. на заседании Архиерейского Собора СПЦ в Сремски-Карловци было принято постановление учредить серб. правосл. А.-К. е. с кафедрой в Чикаго, что означало выход серб. приходов из юрисдикции РПЦ; для организации жизни епархии и управления ею поставить викария или отправить делегата от Архиерейского Собора, со временем заменив его на епископа; оставить за СПЦ право учредить епархиальное управление для надзора за серб.

http://pravenc.ru/text/114442.html

24 июня 1902 г. В. был возведен в сан игумена, 25 июля 1905 г. назначен благочинным жен. мон-рей, 14 янв. 1910 г.- благочинным также и муж. мон-рей Пермской епархии, 8 мая 1910 г. возведен в сан архимандрита. В янв. 1914 г. избран почетным членом Пермского губернского отд-ния Союза русского народа, состоял в Пермском церковно-археологическом об-ве. Награжден орденом св. Анны 3-й (1914) и 2-й (1916) степени. В 1917 г. участвовал во всероссийском монашеском съезде, проходившем в ТСЛ (см. Съезды монашествующих в России ), затем в 1-й сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. В авг. 1918 г. Белогорский мон-рь захватили большевики; 25 авг. В. был арестован и по дороге в уездный г. Оса расстрелян. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 18 янв. 2002 г. на подворье Белогорского мон-ря в Перми открылась часовня во имя В. и иже с ним пострадавшей братии. Соч.: Правила наружного поведения для братства Белогорскаго мон-ря//Святоотечество: Благовестник Братства прмч. Варлаама Белогорского. Пермь, 1998. С. 33-65. Ист.: Летопись Белогорского Св.-Николаевского православно-миссионерского муж. мон-ря. Пермь, 1897; Духовное торжество освящения соборного храма в Белогорском мон-ре Пермской епархии 7, 8 и 9 июня 1917 г. Екатеринбург, 1917; Освобождение России. 1919. 72. 30 марта; Современная Пермь. 1919 г. 96. 20 мая; К прославлению сщмч. Феофана, еп. Пермского и Соликамского, и прмч. Варлаама с братией Белогорского мон-ря. Пермь, 1998. Лит.: Серафим (Кузнецов), иером. Уральский Афон: Белая Гора. Н. Новг., 1908; Белогорский Свято-Николаевский правосл.-миссионерский муж. общежительный мон-рь в Осинском уезде Пермской губ. М., 1910; Марченко А. Преподобномученик архим. Варлаам (Коноплёв) - игумен Уральского Афона. Пермь, 1996; Дамаскин. Кн. 2. С. 188-203. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/154157.html

" Обвал " октября 1917 года насильственно прекратил процесс вхождения РПЦ в ситуацию XX века в ее западном варианте. И с головой погрузил ее в новый восточно-коммунистический контекст. Однако и в условиях советской идеократии продолжился процесс контекстуализации церкви в современности. Здесь следует выделить несколько важнейших аспектов. 2 В 1918 произошло законодательное отделение церкви от государства. Такое отделение, по замыслу Временного правительства, должно было произойти уже на Учредительном собрании, но в период работы Поместного собора 1917-1918 гг. церковь еще не была к нему готова. В условиях большевистской диктатуры она постепенно до этого дозрела, о чем свидетельствует т.н. " Соловецкое послание " епископов (1926). В период т.н. " церковной смуты " 1920-х, которую сознательно провоцировала власть, церковь вынужденно пережила – в быстром темпе и " по полной программе " – опыт внутренней революции в соответствии с " обновленческим проектом " . Церковные модернисты, потерпевшие поражение до 1917 года, использовали шанс, данный революционным временем, чтобы, при поддержке властей, осуществить программу радикальной трансформации всего церковного уклада. При этом они активизировали социальную проблематику, что невозможно свести к конъюнктурным соображениям (в духе лозунга " Христос – первый коммунист " ), но вполне отражало христианский " дух времени " (достаточно вспомнить о " христианском социализме " у протестантов и о внимании Ватикана к " социальному вопросу " ). Другим важнейшим для церкви следствием реализации коммунистического проекта в России была радикальная секуляризация массового сознания. Показательным в этом отношении является часто приводимый факт: по переписи 1937 года треть населения СССР заявила себя верующими – в условиях целенаправленного подавления церкви и религиозности и активной атеизации общества. В сжатые сроки религия была вытеснена из социокультурного пространства, но при этом сохранилась в " пространстве индивидуальной души " (строго в соответствии с новоевропейской парадигмой " приватизации " религиозности по принципу: религия – частное дело, Privatsache). В этом и заключается смысл секуляризации (а совсем не в уничтожении религии и религиозности как таковых). В данном случае важно отметить, что результатом религиозной политики Советской власти стала именно успешная секуляризация, а не атеизация общественного сознания (о чем свидетельствуют данные о состоянии массового сознания, полученные социологами в послеавгустовский период).

http://religare.ru/2_8380.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010