3 фев. 2016 г. Архиерейским собором РПЦ было принято решение об общецерковном прославлении страстотерпца праведного Евгения врача. 25 марта 2016 г. на территории московской городской клинической больницы 57 еп. Орехово-Зуевским Пантелеимоном был освящён первый в России храм в честь праведного Евгения Боткина. Арх.: ГАРФ. Ф. 740; РГВИА. Ф. 316. Оп. 40. Д. 2904; Ф. 546. Оп. 2. Д. 7962. Соч.: Больные в больнице. СПб., 1898; Что значит «баловать больных»? СПб., 1903; Свет и тени русско-японской войны 1904-1905 гг.: Из писем к жене. СПб., 1908. Лит.: Наши деятели по медицине. СПб., 1910. Вып. 1; Мейер И. П. Как погибла царская семья. М., 1990; Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 1990; Мельник (Боткина) Т. Е. Воспоминания о жизни царской семьи до и после революции. М., 1993; Жильяр П. Трагическая судьба Николая II и царской семьи. М., 1992; Крылов А. Н. Последний лейб-медик. М., 1998. О. Т. Е. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/153257.html

Как пояснил «НГР» один из разработчиков этого предложения, заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Савва (Тутунов), при составлении документа учитывались те традиции, которые сложились в архиепископии с момента ее создания и которыми, особенно в последние годы, якобы пренебрегал Вселенский патриархат. «В отношении архиепископии Константинополь вел двойную игру. С одной стороны, он вроде бы признавал ее специфику, а с другой – и это хорошо показала практика последних лет – Константинополь считал, что устав архиепископии условен, и Фанар мог сам определять порядок выборов архиепископа. Русская православная церковь готова сохранить управленческую традицию архиепископии вместе с другими ее особенностями. В частности, мы максимально ясно прописали такой порядок выборов архиереев, который отражал бы практику определения кандидатов и самого избрания внутри архиепископии и одновременно давал бы священноначалию Московского патриархата «droit de regard» – «право посмотреть» на список кандидатов. Это ложится в русло той практики, которую предложил Поместный собор 1917–1918 годов, а именно на этот Собор часто ссылаются в архиепископии». Настоятель парижского прихода Святого Серафима Саровского протоиерей Николай Чернокрак в разговоре с «НГР» отметил, что предложение Москвы лучшее для архиепископии, поскольку ее корни напрямую связаны с Русской православной церковью. «Если бы не было Русской церкви, не было бы и нас. Поэтому мы напрямую связаны и с русским богословием, и с русской литургической традицией. Поэтому, конечно, наше будущее там. Но, к сожалению, это не всем по духу. Я очень надеюсь, что в ходе нашего собрания мы выберем лучшее для нас решение», – сказал он. В свою очередь, протодиакон РПЦ Андрей Кураев считает, что Москва предложила архиепископии неприемлемые условия: «Московскому патриарху предлагается двойное право вето при решении вопроса о епископах. Он может отклонить список кандидатов, составленный Советом архиепископии, а потом еще может не утвердить кандидата, уже избранного Собором архиепископии. То есть патриарх может не только когото вычеркнуть, но и вписать имя, угодное лишь ему, но не рекомендованное духовенством и мирянами самой архиепископии. Никогда с византийским Константинопольским патриархом не согласовывались кандидатуры в викарные епископы митрополий, не входивших в его округ», – написал Кураев в своем блоге. Он также отмечает, что действительно, «по определению Поместного собора от 2 апреля 1918 года, викарии назначаются Синодом по рекомендации правящего архиерея». «Но Синод, о котором Собор вел речь, был органом, абсолютно не похожим на современное собрание – ибо члены его не назначались патриархом, а избирались Собором на несколько лет», - уточняет Кураев. Поэтому, делает он вывод, «парижские евлогиане, пожалуй, не пойдут в Московский патриархат».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. имя Н. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 3153, 9559, 9953. Лит.: Справ. кн. по Томской епархии за 1898-1899 г. Томск, 1900. С. 254; Справ. кн. по Томской епархии за 1909-1910 г.: С доп. и изм. в личном составе священно-церковно-служителей. Томск, 1911. С. 102; Справ. кн. по Томской епархии. Томск, 1914. С. 64; Цыпин. История РЦ. С. 752; Акты свт. Тихона. С. 982; Гришаев В. Крестный путь еп. Бийского Никиты//Алтайская Миссия: Из мат-лов 3-х Св.-Макариевских чт. на Алтае. 2003. 10-12. С. 31-37; Мат-лы к жизнеописанию сщмч. Никиты (Прибыткова)/Сост.: Ю. А. Крейдун. Барнаул, 2003; Сухих А., прот. Вспомним поименно. Киров (Вятка), 2004. Кн. 2. С. 37-38. Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Гаврилович Гаврилов (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Иванович Павлушков (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 10 нояб.- в Соборе Тульских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2565372.html

архимандрит Арсений становится инспектором Московской духовной академии и занимает должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории. 13 марта 1898 г . он назначен ректором Московской духовной академии. Отец Арсений пользовался в академии большим авторитетом. В 1899 г. он был хиротонисан во епископа Волоколамского. В 1903 г. назначен управляющим Псковской и Порховской епархией . Видя низкий уровень подготовки церковных чтецов, певцов и уставщиков он создал в епархии школу псаломщиков, которая впоследствии принесла плоды и стала примером создания таких школ в епархиях РПЦ. 31 января 1907 г. возведён в сан архиепископа. В 1910 г. он назначен архиепископом Новгородским и Старорусским. На Новгородский кафедре владыка серьёзно стал уделять внимание церковному пению и богослужению в целом. Так, в 1911 г. он открывает школу для обучения псаломщиков при своём архиерейском доме, созывает съезды знатоков церковного пения, издаёт музыкальную литературу. Он был и заместителем председателя Всероссийского Поместного собора 1917–1918 гг. С 29 ноября 1917 г. – митрополит. Поместный Собор избрал его членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета . Владыка неоднократно подвергался арестам и ссылкам. С 1926 по 1936 г. находился в ссылке в Ташкенте. В 1933 г. становится митрополитом Ташкентским и Туркестанским. Он был духовным наставником архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Преосвященный Арсений умер в феврале 1936 г. на руках святителя Луки в ташкентской больнице и был похоронен на Боткинском кладбище г. Ташкента . В 1910 г. архиепископа Арсения перевели на Новгородскую кафедру. Состояние церковного пения в храмах и монастырях Великого Новгорода вызвало у него архипастырскую скорбь и боль в душе. «Это запущенность пения, нерадивость исполнения, отчуждение церковного пения от древних прекрасных церковно-певческих образцов и отклонение их в сторону бессодержательных, голых напевов бахметевского обихода», – говорил владыка . Действительно Преосвященного можно считать самым строгим архипастырем Русской Церкви.

http://bogoslov.ru/article/3654021

Вселенский III Собор , подтвердив автокефалию Кипрской Церкви (III Всел. 8), не имевшей статус патриархата, не оставил церковных оснований для развития учения об исключительных преимуществах 5 первых престолов христ. мира. С т. зр. правосл. экклезиологии все автокефальные Церкви равноправны, и место в диптихе не сообщает Поместной Церкви никаких преимуществ и привилегий в сравнении с теми Церквами, к-рые занимают в нем последующие места. В полной мере это относится и к Поместной Церкви, первенствующей в диптихе: она обладает первенством чести, но не власти, и оно выражается лишь в первенстве перед Престолом при сослужении первоиерархов Поместных Церквей, в председательстве на церковных Соборах и на иных офиц. собраниях, в первом месте в подписях под церковными актами, принимаемыми всеми или неск. Поместными Церквами. На рубеже I и II тыс. появляются новые Патриаршие престолы. Во 2-й пол. X в. предстоятелям автокефальной Грузинской Церкви, ранее титуловавшимся католикосами, усваивается также и патриарший титул. В 927 г. К-польская Церковь признала автокефальный статус Болгарской Церкви и патриаршее достоинство ее предстоятеля Дамиана . В 1346 г. Собором серб. епископов архиеп. Печский Иоанникий был возведен в сан П. ( Иоанникий II ). В 1925 г. предстоятель Румынской Церкви Мирон (Кристя) был возведен в сан П. В 1589 г. Патриаршество учреждено в Русской Церкви. Первый патриарх Московский - св. Иов , поставлен при участии К-польского патриарха Иеремии II (Траноса) ; в связи с этим актом была составлена Уложенная грамота об учреждении Патриаршества в России (подробнее см.: ПЭ. Т. РПЦ. С. 77-79). П. управляли Русской Церковью до 1700 г.: после кончины патриарха Адриана избрание П. долго откладывалось, затем последовало упразднение Патриаршества и создание в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода . Восстановление Патриаршества произошло по решению Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. ; 5 нояб. 1917 г. П. был избран митрополит Московский св. Тихон (Беллавин) . Во время тюремного заключения патриарха Тихона и после его кончины в 1925 г. Русскую Церковь возглавляли местоблюстители и заместители местоблюстителя Патриаршего престола (митрополит сщмч. Петр (Полянский) , митр. Сергий (Страгородский) , митр. Иосиф (Петровых) и архиеп. Серафим (Самойлович) ). В сент. 1943 г. был созван Архиерейский Собор, в к-ром приняли участие 19 находившихся тогда на свободе архиереев. Патриархом Московским и всея Руси был избран митр. Сергий (Страгородский). После его кончины в 1944 г. первосвятительское служение совершали патриархи Алексий I (Симанский) , Пимен (Извеков) , Алексий II (Ридигер) . На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 2009 г. 16-м Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) .

http://pravenc.ru/text/2579748.html

Между тем «либералы» требуют сохранять дух собора 1917-1918 годов. В частности, вновь вернуться к обсуждению вопросов календарной реформы, русификации богослужения и другим новшествам. В свою очередь сторонники «широкого» собора из числа «консерваторов» очень шумно предлагали канонизировать Григория Распутина, принять решения об отказе православных от ИНН, а также ввести более «правильное» прославление Николая II - не как страстотерпца, а как мученика или великомученика, чтобы подчеркнуть ритуальный характер цареубийства. Так, по мнению профессора Московской духовной академии Алексея Осипова, «на настоящий момент еще не выработан механизм, по которому на Поместный собор были бы свободно избираемы представители епархий. По праву собираются епископы, а далее на 90 процентов они берут тех, кто им нужен, единодушных им, в надежде, что они придерживаются тех же убеждений. То есть что скажет епископ, то будут говорить и прочие представители клира и мирян. И не будет никакой разницы между собором Архиерейским и собором Поместным». На таком фоне руководство Церкви опасалось, что Поместный собор может оказаться неуправляемым: поляризация мнений потенциально грозила расколом. Кроме того, отказ от созыва высшего органа церковного управления при патриархе Алексии был связан с проблемой раскола православной церкви на Украине, которая является частью РПЦ. Но выборы патриарха требуют проведения Поместного собора, на подготовку которого, кстати, отводится полгода. Решение синода до предела сжать сроки созыва высшего церковного собрания, с одной стороны, можно расценивать как желание не дать «оппозиции» достаточно времени для сплочения рядов. Хотя нельзя исключать, что в конце января все же прозвучат призывы помимо выборов нового патриарха обсудить и другие вопросы. Так, лишенный сана известный обличитель священноначалия Глеб Якунин уже заявил о своем намерении обратиться к собору с просьбой о реабилитации. С другой стороны, многие уверены, что, спешка с созывом собора имеет лишь одно объяснение: принципиальное решение по кандидатуре патриарха уже принято «в узком кругу».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мн. архиереев доставили на Собор на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки, архиеп. Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и еп. Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора. А. С. открыл Местоблюститель Патриаршего Престола, прочитавший краткий доклад «О деятельности православной Церкви за два года Отечественной войны». Это был, конечно, не отчетный доклад в общепринятом смысле слова, поскольку говорить открыто о жизни РПЦ в годы, прошедшие после Поместного Собора 1917-1918 гг. , не было возможности, в докладе речь шла исключительно о патриотическом служении Церкви во время войны. Затем Собор заслушал доклад митр. Ленинградского Алексия «Долг христианина перед Церковью и Родиной в переживаемую эпоху Отечественной войны». Сравнивая Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 г. , митр. Алексий указал на нравственные условия успеха рус. воинства, общие для всех времен: «Твердая вера в Бога, благословляющего справедливую брань; религиозный подъем духа; сознание правды ведомой войны; сознание долга перед Богом и Родиной». Затем митр. Алексий поставил вопрос об избрании Святейшего Патриарха и предложил кандидатуру митр. Сергия, предложение было единодушно одобрено всеми участниками Собора. Митр. Сергий поблагодарил преосвященных за избрание его Патриархом и предложил формулу поминовения Святейшего Патриарха: «Святейшего отца нашего Сергия, Патриарха Московского и всея Руси». Митр. Сергий предложил избрать Свящ. Синод при Патриархе из 3 постоянных и 3 временных членов. Временных членов предполагалось выбирать на полугодовые сессии по 1 архипастырю от каждой из 3 групп епархий: сев.-вост., центр. и юж. в порядке старшинства. Постоянными членами Синода Собор избрал митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), а также архиеп. Горьковского Сергия (Гришина). Временными членами в Синод приглашены были архиепископы Куйбышевский Алексий (Палицын), Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) и Ярославский Иоанн (Соколов), а также управляющий делами Московской Патриархии прот.

http://pravenc.ru/text/76500.html

В. награжден мн. орденами РПЦ: равноап. кн. Владимира 2-й (1963) и 1-й степени (1967), прп. Сергия Радонежского 2-й (1979) и 1-й (1987) степени, прп. Даниила Московского 2-й (дважды в 1989) и 1-й (1992) степени, свт. Иннокентия 2-й степени (1999), прп. Андрея Рублева 1-й степени (2002), свт. Макария, митр. Московского, 1-й степени (2004), наградами Поместных Православных Церквей, российским гос. орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й (1999) и 2-й (2004) степени. В 2002 г. В. были присвоены звания почетного члена СПбДА и почетного д-ра С.-Петербургского гос. политехнического ун-та. Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. назначен главой Санкт-Петербургской митрополии . Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. почислен на покой. Местом пребывания Синод определил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Также Синод постановил предоставить Его Высокопреосвященству должность почетного настоятеля храма Владимирской иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга с получением соответствующего содержания. Соч.: У братьев-христиан Индии//ЖМП. 1962. 2. С. 23-30; Малабарская Церковь//Там же. С. 70-76; Праздник Благовещения в Назарете//Там же. 6. С. 52-54; Путешествие Свят. Патриарха Болгарского Кирилла к святым местам Палестины//Там же. С. 55-60; Богословские собеседования с Епископальной Церковью в США//Там же. 1980. 2. C. 59. Лит.: Наречение и хиротония архим. Владимира (Котлярова) во еп. Звенигородского//ЖМП. 1963. 2. С. 18-20; Определения Свящ. Синода//Там же. 1965. 3. С. 4; Житенёва Е. Беседа с митр. С.-Петербургским и Ладожским Владимиром//Там же. 1996. 3. С. 28-31; Митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир: Жизнь и труды. СПб., 1999. В. В. Дорохова Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/159056.html

Значительным было участие И. в совместном с издательством «Аврора» выпуске Остромирова Евангелия . По словам А. А. Турилова , «нелегко назвать издание Московского Патриархата, вышедшее в середине 1960-х - нач. 1990-х годов, к которому он не был бы причастен» (АЕ за 1994 г.). Диапазон научной и общественной работы И. был весьма широк. Он активно участвовал в деятельности ряда фондов, был членом Археографической комиссии АН СССР, Международного фонда славянской письменности и культуры, Славянского фонда России. И. был одним из активных организаторов и непременных участников проходивших в 1988-1989 гг. международных церковно-светских научных конференций, посвященных 1000-летию Крещения Руси, которые положили начало взаимопониманию и тесному сотрудничеству церковных и светских ученых в постсоветский период. Участвовал в работе нескольких Международных съездов славистов, XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 1991). Стал одним из инициаторов научной экспедиции на Афон 12 сент.- 21 окт. 1983 г., в которой приняли участие крупнейшие ученые-археографы страны. В результате была осуществлена фото- и ксерокопия рукописей и актов б-ки Пантелеимонова и др. святогорских мон-рей. Помимо научных и издательских интересов И. во время экспедиции занимался вопросом пополнения братии рус. Пантелеимонова мон-ря. Часть творческих и научных проектов И. остались нереализованными. Так, не удалось завершить и издать книгу-альбом «Русский Пантелеимонов монастырь на Св. Горе Афон» (совместную работу АН и Издательского отдела), «Месяцеслов» архиеп. Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина) , труды митр. Московского Иннокентия, книгу о вкладе РПЦ в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, Деяния Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг.: 12 томов вышли уже после его смерти. Он возглавлял работу группы ученых-архивистов над многотомной серией под общим названием «История Русской Православной Церкви в документах архивов России (аннотированный справочник-указатель)». При жизни И. вышел из печати только 1-й т. этого ценнейшего для историка труда - «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России» (1993; издание Новоспасского мон-ря, как и 2-й т. «История Русской Православной Церкви в док-тах федеральных архивов, архивов Москвы и С.-Петербурга», 1995).

http://pravenc.ru/text/468751.html

Отправлен на Соловецкие о-ва, где находился в заключении до 1931 г., после чего вернулся в г. Загорск (ныне Сергиев Посад). Служил при храме во имя Всех святых на Кукуевском кладбище, где окормлялись многие из братии закрытой лавры. 21 окт. 1935 г. был арестован вместе с архим. прмч. Маврикием (Полетаевым) , также служившим во Всехсвятском храме. Был переведен в московскую Бутырскую тюрьму. М. обвиняли в принадлежности к «контрреволюционной группировке церковников и бывших монахов», а также в распространении «контрреволюционных слухов» и хранении книги С. А. Нилуса . Также в обвинительном заключении было упомянуто, что М. «во время империалистической войны служил попом в ставке б[ывшего] царя Николая II-ro». 8 янв. 1936 г. приговорен особым совещанием при НКВД СССР к 3 годам ссылки в Казахстан. Ссылку отбывал в пос. Кармакчи Южно-Казахстанской обл. 25 дек. 1937 г. был арестован и заключен в тюрьму при Кармакчинском райотделе НКВД. Не скрывал, что регулярно посещал устроенный ссыльными молельный дом для молитвы, но отвергал все обвинения в «антисоветской агитации». 30 дек. того же года приговорен Особой тройкой при УНКВД Южно-Казахстанской обл. к 10 годам ИТЛ. По свидетельству одного из соузников, в 1938 г. скончался от тягот заключения в лагере. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. (из-за неполноты сведений в архивных материалах был канонизирован под мирским именем Михаил, в наст. время почитается под своим монашеским именем). Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-40228; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-77092; Архив ДКНБ Респ. Казахстан по Кзыл-Ординской обл. Д. 1342. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2561660.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010