В авг. 1917 г. А. был переведен в Москву и назначен ключарем храма Христа Спасителя . Член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. Когда на Соборе был поставлен вопрос об издании обращения к пастве в связи с выборами в Учредительное собрание, А. высказался за участие Собора в борьбе за спасение Отечества. Имея в виду разрабатываемые Собором проекты преобразований и нежелание нек-рых соборян реагировать на уже начавшуюся гос. разруху, он сказал: «Похоже на то, как если бы в руках строителей какого-либо здания кипела работа по изготовлению чертежей, проектов и так далее для наилучшего сооружения и они спокойно смотрели бы в то же время, как кирпич за кирпичом вражеской рукой это же здание разрушается». В 1919 и в дек. 1921 г. А. ненадолго подвергался арестам по обвинению в нарушении декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , в преподавании Закона Божия детям. В связи с кампанией по изъятию церковных ценностей собирал в храме Христа Спасителя средства для голодающих, одновременно стараясь сохранить святыни собора. На квартире А. проводились заседания клириков и прихожан храма. А. был составителем проекта резолюции приходского собрания по вопросу об изъятии церковных ценностей, в резолюции от властей требовались гарантии, что все пожертвования будут употреблены на спасение голодающих. Власти расценили составление этого документа как контрреволюционное деяние. А. был одним из главных обвиняемых на открывшемся 27 нояб. 1922 г. 2-м московском процессе против духовенства и мирян. Виновным себя не признал, на допросе защищал др. обвиняемых. Обвинитель А. Я. Вышинский просил суд приговорить 13 обвиняемых, и среди них А., к смертной казни. 13 дек. А. был осужден Московским ревтрибуналом, приговорен к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. После освобождения Святейшего Патриарха Тихона из-под домашнего ареста и издания им заявлений о лояльности гражданским властям, в окт. 1923 г., А. был освобожден. 4 сент. 1924 г. начальником 6-го отдела ОГПУ Е. А. Тучковым был составлен список церковных деятелей Москвы из 13 чел., рекомендованных к адм. ссылке, в этот список включен и А. Особым совещанием ОГПУ он был осужден на поселение в Туруханском крае сроком на 3 года, ссылку отбывал на Ангаре. Пребывание на Севере подорвало его здоровье. По возвращении из ссылки в Москву в 1928 г. А. в сане протопресвитера стал ближайшим помощником Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского). В 30-х гг. служил настоятелем храма Ризположения на Донской ул. в Москве. Летом 1937 г. вновь был арестован и вскоре расстрелян. Архиерейским Собором РПЦ 1994 г. причислен к лику святых.

http://pravenc.ru/text/64174.html

26 апр. 1868 г. настоятелем стал иером. Иоанн (Корионов), в числе первоначальной братии прибывший в В. м. из Юрюзанского скита. 10 марта 1876 г. он был возведен в сан игумена, 1 мая 1901 г.- в сан архимандрита. Собирая средства для благоустройства обители, иером. Иоанн объездил 18 губерний. В 1891 г. в мон-ре был заложен, 30 июня 1901 г. освящен каменный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1897 г. сгорела Воскресенская ц. В кон. XIX в. в В. м. помимо игум. Иоанна жили 5 монахов. Положение обители улучшилось в 1900-1902 гг. при еп. Антонии (Храповицком) , считавшем единоверие важной частью миссионерской деятельности. В нач. XX в. В. м. стал духовным центром уральского единоверия, его насельники назначались настоятелями единоверческих мон-рей в др. епархиях, напр. игум. Филарет (Тайдаков), являвшийся настоятелем единоверческих мон-рей, Покровского в Черниговской епархии, затем Керженского в Нижегородской епархии. После издания имп. указа «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905) братия В. м. вместе с др. единоверческими общинами России поддержала ходатайство петербургских единоверцев о даровании единоверцам епископа, в качестве возможной кандидатуры был назван еп. Антоний (Храповицкий). Проект не был реализован. В 1912 г. настоятелем В. м. стал иером. Палладий, участвовавший в работе 1-го Всероссийского единоверческого съезда (С.-Петербург, янв. 1912). С февр. 1913 г. В. м. возглавлял игум. Антоний (Миловидов ; впосл. епископ Омский). В июле 1917 г. игум. Антоний участвовал в работе 2-го Всероссийского единоверческого съезда (Н. Новгород), избравшего делегатов от единоверцев на Всероссийский Поместный Собор, а также в Совет всероссийских съездов правосл. старообрядцев - высший руководящий орган единоверцев; игум. Антоний был избран кандидатом в члены Совета от духовенства. Расцвет В. м. в 1914-1917 гг. связан с пребыванием на Уфимской кафедре еп. Андрея (Ухтомского) , к-рый рукоположил для мон-ря 2 священников и 3 иеродиаконов, благословил совершить постриг 14 чел. в иночество и 2 иноков в схиму. Еп. Андрей благословил построить в обители каменный Воскресенский храм «в память павших за величие и славу славянского народа воинов», освященный после 1917 г., а также каменную часовню при ст. Бердяуш Самаро-Златоустовской железной дороги. В нач. XX в. в В. м. воспитывались неск. десятков мальчиков-сирот, к-рых обучали грамоте, крюковому пению, древнерус. чину церковного богослужения. При обители существовала богадельня. В годы первой мировой войны В. м. помогал семьям призванных на службу солдат и всем нуждающимся, предоставил помещения для лазарета. К 1917 г. В. м. владел неск. мельницами на р. Иструть, в селах Сикияз, Озёрское и Леуза, вел обширное хозяйство. В соответствии с определением Поместного Собора РПЦ от 22 февр./7 марта 1918 г. об учреждении 5 единоверческих кафедр В. м. должен был стать местом пребывания единоверческого Саткинского епископа, викария Уфимской епархии.

http://pravenc.ru/text/155318.html

14 сентября 1918 г. В. и археолог А. И. Анисимов осматривали древности Горицкого в честь Воскресения Господня жен. мон-ря . На обратном пути В. был арестован, заключен в тюрьму в Кириллове. На следующий день ок. 5 час. утра В., игум. Ферапонтова мон-ря Серафиму (Сулимову) и 4 мирян, дворянина Михаила Трубникова , гласного городской думы Николая Бурлакова , крестьян Анатолия Барашкова и Филиппа Марышева , вывели из тюрьмы и в сопровождении вооруженного отряда из 20 чел. повели по направлению к Горицам. Епископ попросил разрешения зайти в мон-рь, чтобы приобщиться Св. Таин, но ему было отказано. Арестованных расстреляли на горе Золотуха, их тела были похоронены там же в одной могиле. Братия монастыря во главе с наместником игум. Феодоритом (Преображенским) обратилась к властям с ходатайством о разрешении перенести тело В. в мон-рь. Несмотря на то что разрешение было получено, красногвардейцы не позволили инокам забрать останки епископа. 17 сент. проживавший в мон-ре на покое еп. Мисаил (Крылов) совершил заочное отпевание убиенных. Узнав о казни, Тихвинский еп. Алексий (Симанский) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) составил обращение в Новгородский епархиальный совет, в к-ром призвал «к молитвенному поминовению святителя-страстотерпца. Имя его да запечатлеется во всех синодиках церквей и монастырей Новгородской епархии, дабы навсегда о нем приносилась бескровная Жертва... Взирая на скончание жительства его, да подражаем вере его». Еп. Алексий направил в Кириллов члена епархиального совета В. Н. Финикова для выяснения обстоятельств расстрела. Собранные Финиковым мат-лы были представлены в комиссию по гонениям, созданную по решению Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг . (позднее они легли в основу жития В., составленного синодальной Комиссией по канонизации святых ). Место погребения мучеников долгое время было почитаемо. В 60-х гг. власти, чтобы прекратить почитание, превратили Золотуху в могильник для скота, рядом стоял свинарник. 17 дек. 1998 г. на месте расстрела мучеников был установлен поклонный крест, к-рый освятил Вологодский и Великоустюжский еп. Максимилиан (Лазаренко) . Летом 2000 г. на Золотухе начались поиски останков мучеников, было установлено, что при проведении здесь строительных и дорожных работ могила была уничтожена, мощи мучеников вывезены. В. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/154333.html

месяцев освободили за недоказанностью обвинения. В 1930 г. он был направлен служить в Троицкий храм в с. Чистопольские Выселки Чистопольского р-на. 22 апр. 1931 г. М. и с ним 11 крестьян были арестованы по обвинению в создании контрреволюционной группировки и в том, что они «распространяли провокационные слухи, направленные к ослаблению советской власти и срыву проводимых ею мероприятий, используя в этих целях религиозные предрассудки масс». Арестованных заключили в тюрьму в г. Чистополе. Из всех предъявленных ему обвинений М. признал только то, что он обращался к приходскому совету, чтобы ему помогли уплатить часть налога, но совет ему в этом отказал. М. отверг все обвинения в антиколхозной агитации: «В отношении разговоров... о колхозах... я всегда предупреждал заранее, чтобы такие разговоры не заводили. Разговоры... велись чисто религиозного характера». М. был казнен вместе с проходившими с ним по делу крестьянами по приговору Особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ в Татарской АССР от 12 июня 1931 г. Был погребен в общей безвестной могиле. Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 11 апр. 2006 г. Арх.: НАРТ. Ф. 4. Оп. 142. Д. 92; Д. 100; УФСБ РФ по Респ. Татарстан. Д. 2-14916. Лит.: ЖНИР. Июнь. С. 22-26; Колясев А., свящ. «Я пострадаю за Христа»: Жизнеописание сщмч. Михаила Вотякова, пресвитера Чистопольского. Каз., 2006; Чистополь: История. Набережные Челны, 2009. С. 150-151. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (1879-1918), сщмч., свящ.

http://pravenc.ru/text/2563498.html

«Общение Патриарха с латинянами» в Гаване носило чисто дипломатическо-политический характер, поэтому говорить о том, что после встречи в Церковь проникла ересь папизма, как минимум, некорректно. О каком «принятии экуменических установок Архиерейского собора 2-3 февраля 2016 года» можно вести речь, тоже не очень понятно. У нас экуменизм трактуется двояко, и часто люди неосведомленные смешивают эти трактовки. Когда под экуменизмом понимают попытку создания «единой церкви», которая объединит всех верующих или даже христиан всех конфессий на основе борьбы за общие нравственные ценности, - это ересь, которую обличали святитель Серафим (Соболев), преподобный Иустин (Попович), приснопоминаемый митрополит Иоанн (Снычев) и другие церковные авторитеты. Но кто, скажите, так сегодня ставит вопрос? Разве об этом шла речь на Архиерейском соборе? Разве это имеется в виду обсуждать на Всеправославном соборе на Крите? Насколько я понимаю, речь идет о контактах между христианами разных конфессий, прежде всего с римо-католиками по тем вопросам церковно-политической повестки дня, где наши позиции совпадают или близки. И это тоже называют экуменизмом. Но некоторые наши ревнители, к сожалению, смешивают разное понимание экуменизма, и начинается истерика о «предательстве Православия». И еще об одном. Отец Алексий повторяет излюбленный лозунг ревнителей «требовать созыва Поместного Собора РПЦ с широким участием православной общественности для рассмотрения и осуждения вышеуказанных ересей». Можно представить, во что превратится ныне Собор с «участием православной общественности»! При нынешнем-то накале страстей! При таком градусе недоверия к архиереям и Патриарху! Что называется, Верховная Рада Украины отдыхает! Если уж Поместный Собор 1917-1918 годов при тогдашнем уровне церковной культуры порой превращался во «всероссийскую говорильню», то нынче это будет нечто. Церковный раскол как итог такого Собора гарантирован. Тем не менее, с завидным упорством наши ревнители повторяют лозунг созыва Поместного Собора. Не хотят думать о последствиях.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/02/18/oc...

Характеризуя Поместный собор в целом, А. Беглов называет его «удивительным  творческим актом согласования церковных правил с требованиями жизни»: 23 соборных отдела готовили постановления, которые «реагировали на вызовы времени». Например, соборяне успели принять решение о допуске женщин к участию в церковной жизни – не только в качестве старост, но и псаломщиков, «чего раньше невозможно было представить».  Был расширен список поводов к разводу, что стало «реакцией на изменяющееся демографическое поведение российского населения». Одним из самых важных решений Собора стало принятие документа «О правовом положении РПЦ» – это был фактически проект конкордата, который, как заметил А. Беглов, был обращен к Учредительному собранию: соборяне надеялись, что государство вступит с Церковью в диалог о новых церковно-государственных отношениях. На важности именно этого документа остановился известный церковный историк, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии протоиерей Владислав Цыпин. По его словам, в документе была предложена «идеальная форма церковно-государственных отношений»: в нем «решительно отвергается отделение Церкви от государства, но в центре стоит идея автономии, самостоятельности Церкви». При этом соборяне подчеркивали необходимость законодательно зафиксировать особый статус РПЦ как «колыбели российской государственности, а также вероисповедании большинства». Проанализировав подробно этот документ, о. Владислав отметил, что предложенная Собором модель церковно-государственных отношений «ближе всего к системе симфонии священства и царства». Очевидно, что предложения Собора не могли быть реализованы ни в период революционного межвластья, ни, тем более, в советские годы. Тем не менее, и по сей день «мы исходим из основных принципов этого соборного документа; реагируем на проблемы в церковно-государственных отношения, отталкиваясь от него», сказал о современной ситуации церковный историк. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

678. Телеграмма первоприсутствующему члену Св. синода митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) членов Совета Екатеринославского отдела Союза русского народа 22 февраля 1917 г. Пг. Высокопреосвященнейшему митрополиту Владимиру. Врата адовы не одолеют Церкви Христовой, но судьба Православия в нашем отечестве неразрывно связана с судьбою царского самодержавия. Воспоминая в Неделю Православия 895 церковно-государственные заслуги русских святителей, сыновне дерзаем обратиться к Вашему Высокопреосвященству и другим первоиерархам Русской Церкви единодушными благословениями и советами в духе мира и любви укрепить самодержавнейшего Государя на защиту священных прав самодержавия, врученных ему Богом чрез глас народа и благословение Церкви, против которых покушаются те же крамольники, которые покушаются и против нашей святой Православной Церкви. Вашего Высокопреосвященства духовные чада члены Совета Екатеринославского отдела Союза Русского Народа. Председатель [В.А.] Образцов. 896 РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 2931. Подлинник; On. 445. Д. 5. Л. 41. Машинопись. Копия. Приложение к 678 Из постановления Совещания епископов Поместного собора РПЦ 26 февраля (11 марта) 1918 г. Ст. 7. СЛУШАЛИ: Предложение Его Святейшества [Патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина) ] обсудить вопрос о совершении чинопоследования Православия в неделю первую Великого Поста, 897 где некоторые места требуют исправления или опущения, а в некоторых частях требуются, применительно к переживаемым Церковью обстоятельствам, и дополнения. По довольном обсуждении ПОСТАНОВИЛИ: В чине последования в неделю Православия первые десять анафематствований оставить без изменений, одиннадцатое («помышляющим, яко православные государи») выпустить 898 – двенадцатое оставить без изменения, после которого добавить новое: «Глаголющим хульная и ложная на Святую Веру нашу и Церковь , восстающим на святые храмы и обители, посягающим на церковное достояние, поношающим же и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема, трижды 899 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. не только призваны к усвоению основ церковного учения, но и при наличии надлежащих способностей и должной подготовки сами участвуют в церковном учительстве, однако лишь по благословению священнослужителей и, как правило, не с амвона - напр., в качестве преподавателей духовных учебных заведений, правосл. гимназий, воскресных школ, преподавателей богословия, Закона Божия и др. церковных дисциплин в светских школах, в качестве церковных ученых: богословов, историков, канонистов, а также как миссионеры, церковные журналисты и публицисты. В богослужении М. участвуют своими молитвами. Певчими церковных хоров, как правило, являются также М. В исключительных обстоятельствах (когда, напр., ребенок христ. родителей или взрослый, намеревающийся стать христианином, находится при смерти или когда его жизнь в опасности и рядом нет священника) М. могут и даже обязаны по долгу христ. совести совершить таинство Крещения . М. принимают участие и в делах церковного управления на всех его уровнях, кроме иерархического (в РПЦ в наст. время - Архиерейский Собор, Свящ. Синод, Общецерковный суд, епархиальный совет и епархиальный суд): входят в состав Поместного Собора, Высшего Церковного Совета, Межсоборного присутствия, могут занимать руководящие должности в синодальных отделах, участвуют в деятельности епархиальных собраний, епархиальных отделов, приходских собраний и советов, приходских ревизионных комиссий (тем самым участвуют и в распоряжении церковным имуществом). В синодальную эпоху М. избирались старостами церковными , входили в состав приходских попечительских советов, служили чиновниками в духовных консисториях, в Святейшем Синоде. Ключевую в делах церковного управления должность обер-прокурора Святейшего Синода непременно занимал мирянин. В составе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , обладавшего во время его проведения высшей церковной властью, восстановившего Патриаршество и принявшего ряд др. решений эпохального значения, число М. превосходило число клириков, даже если не считать псаломщиков , к-рые также, не будучи клириками, в каноническом отношении являются М.

http://pravenc.ru/text/2563360.html

Сайт «Регионы России» цитирует резолюцию , принятую участниками Пастырской конференции Австралийской епархии РПЦЗ, в которой говорится о том, что «члены РПЦЗ никогда не отделялись и не отделяются от русского народа и Русской Православной Церкви, а только временно находятся в состоянии самоуправления на основании указа 362 святого Патриарха Тихона». Документ помимо 24 клириков епархии подписали первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр и архиепископ Иларион Сиднейский и Австралийско-Новозеландский, а также секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ епископ Гавриил Манхеттенский. «Мы считаем, что пришло время, когда все части поместной Русской Церкви должны собраться и путем переговоров прийти к духу и принципам Всероссийского поместного Собора 1917-1918 годов. Поскольку после последнего Всероссийского поместного Собора прошло немало времени, появилось множество вопросов, которые необходимо всесторонне изучить, мы должны вернуться к каноническим нормам соборной церковной жизни. Мы чувствуем, что этот процесс должен проходить в духе истины, христианской любви и взаимопонимания», – говорится в принятой резолюции. «Ранее аналогичная резолюция была принята на Пастырской Конференции Чикагской епархии 12 октября в Кливленде. В заявлении, которое подписали епископ Петр Кливлендский и 15 клириков епархии, отмечаются положительные перемены, произошедшие в России за последние годы и выражается надежда на скорейшее сближение с РПЦ МП и восстановление мира в Русской Церкви», - сообщает Интернет-портал. «Газета.ru» публикует материал Германа Прохорова «Православные присматриваются друг к другу» , также касающийся темы предстоящего визита. Автор пересказывает уже имеющуюся информацию о программе визита, а также останавливается на истории отделения РПЦЗ от Русской Православной Церкви, а затем отмечает: «Как пояснили в Московском патриархате, «Русская православная церковь всегда стояла за диалог. Это было сказано еще в самом начале святительства Алексия II, в последнее время он также часто говорил об этом». Автор считает, что «первый официальный визит представителей РПЦЗ в Москву можно считать первым шагом на пути объединения русских православных церквей».

http://pravoslavie.ru/4861.html

Достаточно сказать, что РПЦЗ не поддерживает канонического общения ни с кем, кроме греческих, болгарских и румынских старостильников, то есть почти таких же консерваторов, как она сама. В прошлом в ней были чрезвычайно сильны монархические настроения. И хотя теперь, со смертью эмигрантов первой волны, эти настроения поутихли, нелюбовь к демократической форме правления осталось. Недаром все 90-е годы с того берега доносилось ворчание по поводу того, «куда ведут Россию демократы, выставляющие себя выразителями „народной воли“». Что еще нас может ожидать? Маленькая (около 400 приходов; для сравнения: в РПЦ более 25 тысяч приходов), питаемая в основном ностальгией церковь отчаянно пестовала все годы одиночества свою «русскость» — официальные ее издания до сих пор выходят с ятями. Неудивительно, что часть клира заражена ксенофобией и антисемитизмом. Во всяком случае, когда после выступления патриарха Алексия II перед нью-йоркскими раввинами некоторые российские священники перестали поминать Святейшего в храмах, нашлись такие за рубежом, кто похвалил их за «здравомыслие». Казалось бы, это должно провоцировать самые худшие опасения, что с присоединением зарубежников активизируются наши собственные фундаменталистские силы. Однако не все так однозначно. Несмотря на свою имперскую ностальгию, нынешние клирики РПЦЗ — это люди, сложившиеся вне советского контекста, в условиях демократии, они привыкли свободно строить внутрицерковные отношения, свободно излагать свои мысли. Все годы своего изгнания Зарубежная церковь была совершенно самостоятельна и зависела разве что от прихожан. Да, в демократии зарубежники видят бесконечные изъяны, но к праву относятся с уважением, полагая его необходимой санитарной нормой в греховном мире, из которого ушла любовь. Кроме того, несмотря на дореволюционный государственнический настрой, РПЦЗ во многом мыслила себя наследницей реформаторского Поместного собора 1917—1918 годов и в своей жизни следовала его решениям. Ее Устав (Положение о Русской православной церкви за границей) более либерален, чем Устав РПЦ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010