В епархии открыты и действуют Тобольская ДС и Тюменское ДУ, теологический фак-т в Сургутском гос. ун-те, кафедра религиеведения в Тюменском гос. нефтегазовом ун-те, а также 12 правосл. гимназий, 88 воскресных школ. Решением Русского биографического ин-та Д. удостоен звания «Человек года 2001» в номинации «религия» за просветительскую деятельность в Зап.-Сибирском регионе и строительство новых храмов. С 2004 г. председатель Богословской комиссии по подготовке «Концепции духовного образования РПЦ» и анализу реформ духовных школ. 3 сент. 2005 г. итогом исследований, в к-рых под рук. Д. принимали участие студенты Тобольской ДС, стало обретение мощей сщмч. Ермогена (Долганёва) , еп. Тобольского и Сибирского. 8 окт. 2013 г., за Божественной литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита. Д. награжден орденом и медалью прп. Сергия Радонежского 2-й степени, орденами св. кн. Владимира 3-й степени, прп. Серафима Саровского 2-й степени, свт. Иннокентия Московского 2-й степени; крестом св. ап. и евангелиста Марка 2-й степени (Александрийская Православная Церковь), крестом св. ап. Павла (Элладская Православная Церковь). Лит.: Наречение и хиротония архим. Димитрия (Капалина) во еп. Тобольского и Тюменского//ЖМП. 1992. 1. С. 18-19; Как правосл. Владыка читал лекции в амер. ун-те//Покров. Екатеринбург, 2000. 1. С. 4-5; Киреев А. И. , протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 241-242, 471. Рубрики: Ключевые слова: ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 1701), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/178159.html

Обязанностью мирян является участие в богослужении, регулярное участие в Таинствах Покаяния и Причащения, соблюдение канонов и церковных предписаний, совершение дел веры, стремление к религиозно-нравственному совершенствованию, содействие благосостоянию прихода и материальное обеспечение его клира (см.: Устав РПЦ, гл. XVI, 3 ). При этом, мирянам запрещается вмешиваться в духовные дела (см.: Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 89 ). Миссионерская ответственность мирян предполагает: Могут ли миряне учить в Церкви и проповедовать? Миряне не только призваны хорошо знать основы церковного учения, но и при наличии надлежащих способностей и должной подготовки сами могут участвовать в церковном учительстве, однако лишь по благословению священнослужителей, например в качестве преподавателей духовных учебных заведений, школ, преподавателей богословия, Закона Божия и других церковных дисциплин в светских учебных заведениях, а также в качестве церковных ученых (богословов, историков, канонистов и т.д.) или  миссионеров, церковных журналистов и публицистов. Что касается возможности мирян проповедовать с церковного амвона, то женщинам это запрещено категорически (см.: 1Кор.14:34–35 и 70 канон Трулльского собора ), а мужчинам может быть дозволено лишь с разрешения правящего епископа (см.: Определение собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. «о церковном проповедничестве»). Могут ли миряне принимать участие в церковных соборах? Согласно действующему Уставу Русской Православной Церкви, миряне могут принимать участие в Поместном соборе, однако последнее слово в принятии или отклонении соборных решений всегда остается за архиереями. Исторически участие мирян в деятельности церковных соборов ограничивалось ролью наблюдателей или свидетелей, так как власть учить и издавать законы в Церкви, в соответствии с Божественным замыслом, принадлежит только архиереям. Однако, как пишет свт. Сильвестр (Малеванский) , « присутствие народа на соборе вовсе не было лишнее; оно не было без всякого значения для общей цели собора. Многочисленное собрание верующих, со вниманием следивших за ведущимися гласно на соборе рассуждениями о предметах близких их сердцу, с полным доверием ожидавших от собора одной истины, и в то же время большею частью способных, если не собственными усилиями дойти до открытия ее, то понять и оценить ее, если она будет им явлена, не могло не налагать на совесть действовавших на соборе лиц особенной обязанности – с полным вниманием и беспристрастием обсуждать и выяснять обстоятельства, имеющие значение в решении предложенного вопроса, и затем произносить только правдивое и истинное решение ». Могут ли миряне помогать совершению богослужения в храме?

http://azbyka.ru/miryane

С окт. 1937 г. в связи с финансовыми трудностями изд-ва журнал выходил 2 раза в месяц в сокращенном объеме и без некоторых рубрик. В мае 1940 г. из-за немецкой оккупации издание было приостановлено. В 1941-1942 гг. стараниями главного редактора «D. C.» пресв. Ф. Пти были напечатаны и разосланы подписчикам 8 брошюр, заменивших регулярные выпуски журнала. В авг. 1944 г., после освобождения Парижа, издание «D. C.» было возобновлено и с сент. стало еженедельным. В возрожденном журнале, печатавшемся на 16 страницах, существовали рубрики «Католическое действие», «Насущные вопросы», «Досье», «Законодательство и судебная практика», «События и информация». С февр. 1945 г. «D. C.» стал выходить в довоенном формате дважды в месяц. В янв. 1962 г. ввиду предстоявшего открытия Ватиканского II Собора объем журнала был увеличен до 48 страниц, с 4 нояб. 1962 по 6 февр. 1966 г. в нем помещалась рубрика «Деяния Собора», в к-рой подробно освещались работа Собора, дискуссии, выступления, публиковались итоговые тексты документов. В 1987 г. вышел пробный (нулевой) номер англоязычного аналога «D. C.», озаглавленный «Catholic International», к-рый подготовил амер. ассумпционист пресв. Р. Фортин. В наст. время «D. C.» выпускается изд-вом ассумпционистов «Bayard-Presse» дважды в месяц. Тираж каждого номера, выходящего на 48 страницах, составляет 14 тыс. экз. В журнале имеются рубрики «Документы пап», «Документы Святого престола», «Досье», «Церковь во Франции», «Церковь в мире», «События». Помимо статей, затрагивавших вопросы внешней и внутренней жизни Римско-католической Церкви в мире и во Франции, в «D. C.» публиковались материалы, касавшиеся событий из жизни др. христ. конфессий, в т. ч. РПЦ. Одной из первых таких публикаций стала большая статья П. М. Волконского о Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и восстановлении Патриаршества (номер от 27 авг. 1921). Много документов было посвящено темам отделения Церкви от государства в Советской России и гонений на христиан в СССР. В 1988 г. в 5 номерах журнала 1953, 1960, 1963, 1964, 1966) печатались материалы, посвященные 1000-летию Крещения Руси.

http://pravenc.ru/text/178767.html

Во время его управления епархией началось строительство 3 новых храмов и здания епархиального управления. Трудами Н. на Чукотке был преодолен раскол, учиненный бывш. еп. Диомидом (Дзюбаном; лишен сана в 2008); большая часть прихожан, отделившихся от канонического священноначалия, вернулась в РПЦ. 30 мая 2011 г. Н. был назначен епископом Енисейским и Норильским, управляющим новообразованной Енисейской епархией. 30 мая 2014 г. назначен епископом Челябинским и Златоустовским, главой Челябинской митрополии. 8 июня того же года возведен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) в Троице-Сергиевой лавре в сан митрополита. С 27 дек. 2016 г. в связи с образованием Златоустовской епархии стал именоваться митрополитом Челябинским и Миасским. Под рук. Н. ведется строительство на добровольные пожертвования кафедрального Христорождественского собора в Челябинске, реализуется программа строительства городских церквей, идет ремонт исторических храмов. Челябинское ДУ в 2016 г. было преобразовано в Челябинский духовный центр подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. Центр готовит катехизаторов, преподавателей воскресных школ и др. приходских специалистов. Кроме того, при центре действуют пастырские курсы для планирующих в будущем принять священный сан. Решением Синода от 28 дек. 2018 г. назначен Преосвященным Новосибирским и Бердским, главой Новосибирской митрополии, с освобождением от управления Челябинской епархией. На заседании Синода 26 фев. 2019 г. назначен и.о. ректора Новосибирской духовной семинарии, утвержден в должности священноархимандрита мужского монастыря в честь Архистратига Божия Михаила села Козиха Новосибирской области. 15 апр. 2021 г. Н. поручено временное управление Каинской епархией. Лит.: Наречение и хиротония архим. Никодима (Чибисова) во еп. Шатурского, вик. Московской епархии//ЖМП. 2008. 5. С. 20-25. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2565598.html

Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 марта 1930 г. П., диак. Павел Любимов и Григорий Сазин приговорены к 3 годам ссылки в Северный край, куда они были высланы 30 авг. того же года. П. скончался в ссылке. Определением Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ЦГА Москвы. Ф. 1371. Оп. 1. Д. 106; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 237, 279; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-49463. Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. т. 1. С. 16-23; ЖНИР. Янв. С. 478-482; Дубинский А. Ю. Московская ДС: Алф. список выпускников 1901-1917 гг. М., 1998. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: НИКОЛАЙ Андреевич Порецкий (1865-1933), прот., священноисп. (пам. 14 июля, в Соборе Московских святых, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Цицеров (1884 - -1939), прот., сщмч. (пам. 27 авг., в Соборе Биробиджанских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (1891 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2580286.html

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. назначен главой Астраханской митрополии. Присвоен титул «Астраханский и Камызякский». 24 марта 2013 г. возведен в сан митрополита. Награжден орденами св. кн. Владимира 3-й (1991) и 2-й (2001) степени, прп. Сергия Радонежского 3-й степени (1995), св. кн. Даниила Московского 2-й степени (1999), прп. Серафима Саровского 2-й степени (2006), орденом Антиохийской Православной Церкви. В 1998 г. удостоен памятного знака «Защитник Отечества» общероссийского движения «Россия Православная». В 2000 г. И. присвоено почетное звание «Благодетель Астраханской губернии» за осуществленные под его руководством дела милосердия и благотворительности. 16 янв. 2001 г. награжден гос. орденом Дружбы за сохранение и укрепление мира и согласия между народами. Также награжден медалью «В память 850-летия Москвы», орденом «За заслуги перед Астраханской областью» (2006). Является почетным гражданином г. Астрахани (2006). Решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. назначен главой Астраханской митрополии с присвоением титула «Астраханский и Камызякский». 24 марта 2013 г. возведен в сан митрополита. Решением Свящ. Синода от 15 июля 2016 г. почислен на покой по состоянию здоровья в связи с достижением 75-летнего возраста. Соч.: С молитвой против смуты: Свт. Иосиф Астраханский в судьбах России. Астрахань; СПб., 2002 (рец.: Максимова Е.//ЖМП. 2002. 4. С. 74-76); Литургика: (Учебное пособие)/Под ред.: М. В. Бахтин. М., 2004. Лит.: Наречение и хиротония архим. Ионы (Карпухина) во еп. Астраханского и Енотаевского//Офиц. хроника. 1993. 2. С. 53-54; [Возведен в сан архиепископа]//ЖМП. 2002. 3. С. 20; Сегодняшний день астраханского Православия//Там же. 4. С. 63-64; Митрохин Н. А. РПЦ: Совр. состояние и актуальные проблемы. 2004. С. 185, 429-430, 448; Шевченко А. Г. Ислам и христианство: Ист. опыт и перспективы сотрудничества. М., 2004. С. 46. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/578310.html

Роли мирян в создании общецерковной системы катехизации был посвящен доклад епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха, который он назвал «Мирянин-катехизатор – ближайший помощник священнослужителя в деле духовного просвещения». Говоря о том, как сегодня реализовать «апостолат мирян», опираясь на опыт древней Церкви, на решения Поместного Собора 1917-1918 гг. и на наработки отдельных общин, епископ Аристарх также подчеркнул первичность задачи создания приходской общины. «Ответственность лежит на общине: духовенстве и мирянах, которые должны осуществлять миссию и катехизацию вместе», -- сказал он. Развивая эту мысль, докладчик предложил «преодолевать неразвитость внебогослужебной жизни» на приходе, работать над созданием приходской детской, молодежной среды, организовывать социальное служение, устраивать общение с церковными психологами, семейными консультантами и т.д. Он подчеркнул, что к каждому из этих служений необходимо специально готовить мирян, давая им при этом и начальное богословское образование. Кроме того, докладчик обратил внимание на вопрос о подборе мирян для катехизаторской работы: необходимо учитывать «личную и духовную зрелость», моральные качества кандидата, который своей личностью и работой должен осуществлять «презентацию христианства». «Апостолат мирян – это один из выходов из кризисной ситуации в области катехизации и миссии», -- завершил епископ. Архиепископ Курганский и Шадринский Константин в докладе о «собирательном и образовательном аспектах литургии» отметил среди прочего, что в организации православного социального служения на приходах, образовательной и научной деятельности можно использовать опыт инославных христиан. «Здесь поучиться у них не грех», -- сказал выступавший, подчеркнув в то же время, что православные христиане «должны трезво остановиться перед чуждым духовным опытом» и «не ставить на одну доску прп. Сергия Радонежского и Франциска Ассизского, акафист и Розарий, православную молитву и католическую медитацию». Архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, подробно рассказал  участникам Чтений о подготовке самого необходимого для общецерковной катехизации пособия – нового Катехизиса РПЦ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Многие из дискуссионных вопросов того времени сохраняют для Церкви свою актуальность. В то же время очевидно, что решения Поместного Собора 1917-1918 гг. необходимо адаптировать к современности», -- пишет в предисловии к изданию митрополит Иларион. Он подчеркивает, что опыт Предсоборного присутствия был положен в основу работы Межсоборного присутствия РПЦ, учрежденного в 2009 г. На презентации выступили также: научный руководитель издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. Александр Мраморнов, заведующий кафедрой Истории Церкви Исторического факультета МГУ игумен Филипп (Симонов), член Научно-редакционного совета серии «Материалы по истории Церкви» Александр Кравецкий. Последний подчеркнул, что на начальном этапе работы над переизданием соборных материалов начала ХХ века (а она длится уже не первое десятилетие) российским издателям оказали большую поддержку зарубежные организации, среди которых – Международный благотворительный фонд «Помощь Церкви в нужде» («Kirche in Not»), итальянский фонд «Христианская Россия», и выразил им сердечную благодарность. Президент «Христианской России» Джованна Парравичини отметила, что, поддержав в 1990-е гг. издание документов Поместного Собора 1917-1918 гг., итальянцы хотели «сделать подарок Русской Церкви, которая тогда начинала восстанавливаться». Однако серия изданий имеет большое значение и для христиан на Западе. «Для нашей Церкви очень важно, что в этих документах отражена идея возрождения. Церковная дискуссия в России в начале ХХ века свидетельствует, что Церковь всегда молода, что она всегда ищет новые способы того, как направить людей к Богу», -- заключила Дж. Парравичини. Справка. В первом томе издания представлены журналы заседаний первых четырех отделов (секций) Предсоборного присутствия: I. О составе Поместного Собора, порядке рассмотрения и решения дел на Соборе и о преобразовании центрального церковного управления; II. О разделении России на церковные округа и организации их, а также о преобразовании местного церковного управления; III. Об организации церковного суда и пересмотре законов по делам брачным вообще и о смешанных браках; IV. О благоустроении прихода, о церковной школе, о порядке приобретения церковной собственности, об епархиальных съездах н участии священнослужителей в общественных и сословных учреждениях.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Будущий митрополит родился 1 (14) января 1848 г. в с. Малая Моршка Тамбовской губернии в семье священника. Рано остался сиротой. В 1874 г. окончил Киевскую духовную семинарию, преподавал, служил священником, а после смерти жены и ребенка от туберкулеза в 1886 г. принял монашеский постриг. Самарский епископ, экзарх Грузии, митрополит Московской и Петербургских кафедр. Служа в Грузии, владыка открыл свыше 100 храмов и 300 приходских школ. Народную любовь заслужил подвижнической заботой и благотворительностью во время эпидемии холеры и голода в 1891 г. – архиерей бесстрашно служил на холерных кладбищах. Священномученик Владимир (Богоявленский) в сане иеромонаха (3-й слева, сидит) Возглавляя Московскую кафедру РПЦ с 1898 по 1912 гг., выступил одним из организаторов антиалкогольного движения, ходатайствовал о канонизации преподобного Серафима Саровского, благоверной княгини Анны Кашинской, священномученика Патриарха Ермогена. Бескомпромиссность и прямолинейность владыки по отношению к влиятельным столичным кланам, неудачная попытка убедить императора Николая удалить от двора и семьи Григория Распутина кончилась немилостью и почетной ссылкой члена Священного Синода на Киевскую кафедру (с конца 1915 г.). Троице-Сергиеву Лавру посетил император Николай II. Святитель Владимир встречает Государя с супругой. 14 июня 1912 года В 1917 г. признал Временное правительство, но подал в отставку с поста в Священном Синоде (уволен Временным правительством с 15 апреля 1917 г.) с оставлением на Киевской кафедре. Был избран членом Предпоместного совета (12 мая 1917 г.), почетным председателем Поместного собора РПЦ 1917–1918 гг., затем – председателем отдела о церковной дисциплине. 21 ноября 1917 г. возглавил торжественный чин интронизации Святейшего Патриарха Тихона в Большом Успенском соборе Москвы. Архипастырь резко отрицательно оценил решение (от 12 апреля 1917 г.) «Украинского Киевского епархиального съезда» о курсе на создание «независимой Украинской церкви» в автономной Украине. Между тем, движение за автокефалию и украинизацию Церкви, создание Украинской православной церкви (УПЦ) развивалось. Его координационным органом стала Временная Всеукраинская православная церковная рада (ВВПЦР), активисты которой предложили митрополиту (не поддавшемуся на уговоры) стать либо «патриархом» УПЦ, либо покинуть Киев.

http://pravmir.ru/bolshe-vyi-mitropolita...

Профессор Иван Алексеевич Карабинов 8 мая 1917 года указом Святейший Синод объявил о созыве Предсоборного совета, который занимался подготовкой документов к Поместному Собору Российской Православной Церкви 1917–1918 годов. И Ивана Алексеевича, как одного из лучших литургистов, пригласили на Предсоборный совет. Ему было поручено составить доклад о возможности сокращения богослужения. 13 июля И.А. Карабинов прочитал доклад на эту тему «О Типике Великой Христовой Церкви и степени применимости его в практике Русской Церкви». К 10 июля Предсоборный совет утвердил список участников Поместного Собора РПЦ, и Иван Алексеевич был назначен в качестве секретаря в отделе «Высшего церковного управления» и членом отдела «О богослужении, проповедничестве в храме». На отделе о богослужении им был прочитан доклад на тему «О евхаристическом хлебе и вине». Именно доклад И.А. Карабинова стал решением собора, которое гласит: «на ржаном хлебе за неимением пшеничного, и на некоторых ягодных соках за отсутствием виноградного вина». Также стоит отметить очень интересный факт: И.А. Карабинов сыграл основную роль в формировании чина поставления патриарха. В декабре 1918 года Санкт-Петербургскую духовную академию закрыли, и многие профессоры академии, в том числе и Иван Алексеевич, оказались в затруднительном положении. Но, несмотря на это, И.А. Карабинов устроился в Единый государственный архивный фонд и проработал там до 1921 года. В начале 20-х годов, после закрытия академии, в Петрограде ощущалась огромная потребность в создании духовного учебного заведения. И в 1920 году митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) был открыт Петроградский богословский институт, и в качестве преподавателя литургики туда был приглашен И.А. Карабинов . Но институт проработал недолго. Уже в 1923 году он был закрыт в связи с возрастающей активностью обновленцев. Есть сведения, что в это время И.А. Карабинов являлся членом Правления православных приходов Петрограда, и с разгромом этого общества связан его первый арест, который последовал 29 мая 1922 года. Но 5 июля Петроградский губернский революционный трибунал вынес решение об оправдании Ивана Алексеевича. После судебного процесса он служил псаломщиком в Александро-Невской Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010