С 22 сент. 2021 г. назначен руководить новообразованным Патриаршим управлением Московской митрополии. С 21 окт. 2021 по 11 янв. 2023 г. являлся ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова. 30 дек. 2021 г. определен настоятелем московского храма апостола Иоанна Богослова под Вязом. Решением Священного Синода от 24 марта 2022 г. назначен руководителем новообразованного Управления Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья, включен в состав Высшего Церковного Совета. Награжден орденами прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1987 и 2002), св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1992), прп. Серафима Саровского 2-й (2007) и 1-й (2017) степени, свт. Иннокентия Московского 2-й степени (2012), орденом свт. Алексия Московского 2-й степени (2022); орденом УПЦ прп. Нестора Летописца 2-й степени (2007), Святого Гроба Господня (Иерусалимская Православная Церковь, 1988) серебряным орденом свт. Иннокентия Московского, просветителя Америки (Американская Православная Церковь, 2000), Кантакузины Кантарины Бранкович (Сербская Православная Церковь, 2007), Святого Креста, апостола и евангелиста Марка (Александрийская Православная Церковь, 2007). Имеет государственные и общественные награды, в т. ч. почетный серебряный орден «Общественное признание», юбилейный гражданский орден Серебряная Звезда «Общественное признание» (2007), высшую награду движения «За сбережение народа» (2015), памятный знак «В честь основания Национальной академии наук Беларуси» (2017). Соч.: Беседы с владыкой Павлом: Митр. Минский и Слуцкий Павел отвечает на вопросы. М., 2014. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1986. 9. С. 8; 2000. 2. С. 13; 2014. 2. С. 8-9. Лит.: Киреев А. И., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 311. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2581923.html

Что же касается епископа Ковровского, викария Владимирской епархии Афанасия (Сахарова), его крестный путь отражает следующая собственноручная запись: «27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца». В 1955 году его, 68-летнего, освободили из инвалидного дома, который своим лагерным режимом окончательно подорвал его здоровье. Он поселился в городе Петушки и был назначен председателем Календарно-богослужебной комиссии при Издательстве Московской Патриархии. Он, как единственный оставшийся в живых член комиссии Поместного Собора 1917-1918 года по изданию православного месяцеслова, служб всем русским святым и лицевых святцев, продолжил свои исследовательские труды в области православного богослужения и начал работу по сбору и систематизации служб русским святым. Точно неизвестно, когда состоялось знакомство архимандрита Пимена с епископом Афанасием, но можно предположить, что это произошло только после его возвращения из Иерусалима, поскольку освободился владыка Афанасий в марте 1955 года, а уже в начале мая того же года игумен Пимен был командирован в Израиль. Старший научный сотрудник Отдела новейшей истории РПЦ ПСГТУ Ольга Косик предположила, что между архимандритом и епископом возник своеобразный заочный контакт, выразившийся в посылке книг. В письме друга отца Пимена, впоследствии трагически погибшего священника Павла Соколовского (состоявшего в Календарно-богослужебной комиссии), к святителю от 2 сентября 1957 года сообщается: «Начальник Иерусалимской Миссии архим[андрит] Пимен прислал несколько богослужебных книг на греческом языке. Так как основная часть их была послана на имя Святейшего (но для нашей Комиссии), то они находятся у о[тца] Протопресвитера. У меня лишь на руках недавно полученные через Патриархию Типикон и Архиерейский Чиновник. Полагая, что для Вашего Преосвященства эти книги представляют большой интерес, посылаю их Вам».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Какие же основные решения Поместного Собора 1917-1918 гг. имели значение для русского церковного зарубежья? Помимо уже упомянутых процессов иерархиезации и централизации, докладчик особо становился на проблемах епархиального управления и приходского устройства. Согласно документам РПЦЗ, епархиальное собрание включает архиерея, клириков и мирян (мужчин и женщин), выбирает епархиальный совет. Но, по сравнению с решениями Поместного собора 1917-1918 г., полномочия епархиального совета значительно сужены: он «только помогает архиерею, который архиерействует сам как автократ, но иногда может прибегнуть к помощи совета». Возможно, эта тенденция – «монархичность прав епископата» связана с монархическими убеждениями митрополита  Антония, предполагает исследователь. Епархии в РПЦЗ объединяются в митрополичьи округа – это то решение Поместного собора, которое вполне удалось реализовать, считает докладчик. Что касается приходского уровня, то в РПЦЗ до сих пор руководствуются так называемым «Нормальным приходским уставом» (НПУ), принятым на Поместном соборе, но изрядно «модифицированным» в зарубежье. В отличие от нового приходского устава РПЦ (2009 г.), приход возглавляет настоятель, приходское собрание является высшим органом управления, в его ведении финансы и выборы приходского совета из клириков и мирян, избрание ревизионной комиссии и т.д. Членство в приходе определено. Хотя и здесь заметна «тенденция к укреплению прав архиереев»: в 1956 г. изданы правила для священнослужителей РПЦЗ, которые входят в противоречие с НПУ, заметил автор. В духе соборных постановлений 1918 г. сохраняется благословение проповедовать  образованным мирянам и создавать братства, а в отношении роли женщин «соборная мысль» развивается: все более активной становится роль женщин в приходах.  В монастырях РПЦЗ и ПЦА сохранилось право избирать настоятеля/игуменью, что соответствует постановлениям Поместного Собора. Одним из проявлений доминирования иерархического начала в РПЦЗ о. Андрей считает то, что очень трудно «достучаться» до архиерея, получить «обратную связь». Судя по всему, он сожалеет, что в РПЦЗ нет органа, подобного межсоборному присутствию в РПЦ МП – сам будучи членом этого органа, он отмечает, что, «хотя темы спускаются сверху, там очень демократично обсуждаются вопросы, внутри культивируется атмосфера дискуссии и открытости».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Постановление Св. синода «0 привлечении духовенства и паствы к более активному участию в церковном управлении» Образование 1 -го коалиционного Временного правительства под председательством кн. Г.Е. Львова. 5 мая – 2 июля I Всероссийский съезд крестьянских депутатов Всероссийский съезд православного духовенства и мирян Начало работы Предсоборного совета I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов Начало неудачного наступления русской армии против австрийских войск Постановление Временного правительства об объединении всех учебных заведений, включая церковно-приходские школы, в ведение Министерства народного просвещения Всероссийский съезд военного и морского духовенства Демонстрация в Петрограде под лозунгом «Вся власть Советам». Ее расстрел властями. Конец двоевластия Объявление Св. синода о созыве Поместного собора РПЦ Обращение Св. синода к чадам Церкви и всем гражданам России «ввиду чрезвычайных обстоятельств переживаемого времени» Постановление Временного правительства «О свободе совести» II Всероссийский съезд монашествующих Образование 2-го коалиционного Временного правительства во главе с А.Ф. Керенским (24 июля26 августа) Июль-Август 25.074.08 V Всероссийский миссионерский съезд Август Образование Министерства исповеданий. Упразднение должности обер-прокурора Св. синода Начало работы Поместного собора РПЦ (работал до 7 (20) сентября 1918 г.) Корниловский мятеж Сентябрь Учреждение Директории. Провозглашение России республикой Совершение всенародного моления «ввиду переживаемых нашим Отечеством грозных событий» (согласно постановлению Поместного собора и определению Св. синода) Определение Св. синода об обнародовании постановления Поместного собора «по поводу угрожающей Родине братоубийственной войны» Сформирование 3-го коалиционного Временного правительства под председательством А.Ф. Керенского (25 сентября25 октября) Октябрь Начало обсуждения на Поместном соборе вопроса о восстановлении в РПЦ патриаршества Октябрьская революция. Открытие II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (2527 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Избранная тема исследования позволяет воссоздать, в определенной степени, актуальные сегодня историю, методологию и практику миссионерского служения, включая также служение монастырей и монашествующих. Данная монография является, в определенной степени, концентрированным изложением материалов ранее изданной работы однако, дополненной принципиально важным разделом исследования об особенностях и проблемах миссионерского служения РПЦ в период конца XIX – начала XX вв. Задача выявления особенностей и проблем миссионерской деятельности РПЦ, отраженных в документах миссионерских и монашеских съездов и Всероссийского Поместного Собора конца XIX – начала XX вв. ранее не ставилась. Важность решения данной задачи определяется недостаточной изученностью и практическим отсутствием до сегодняшнего дня системных научных работ о миссионерской деятельности РПЦ и ее монастырей в дореволюционное (1870–1917 гг.) время. Проблематика исследования соответствует современным запросам развития миссиологии и практической миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Границы настоящего исследования имеют временные, пространственные и содержательные рамки. Исследуются главные решения РПЦ по формированию программы ее миссионерской деятельности, проводится анализ основных аспектов миссии в период с 1887 г. по начало XX в. Нижняя граница определяется периодом церковных реформ и началом расцвета миссионерской деятельности РПЦ, верхняя граница (1918 г.) – коренным изменением условий миссии в ситуации смены общественно-экономической формации в России. Территориальные границы исследования очерчиваются территорией Российской империи, после 19 июля 1918 г. – территорией Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР). Содержательные рамки работы охватывают также богословские аспекты православного миссионерства в российском обществе конца XIX – начала XX вв. При проведении научного исследования использовались разнообразные источники и литература: – материалы архивов РГАДА, ГАРФ, РГИА, НИОР РГБ;

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Адрес-календарь Пермской епархии на 1894 г. и справ. книжка для духовенства. Пермь, 1894. С. 134; Юбилейная памятная кн. для духовенства, изданная по случаю 100-летия Пермской епархии. Пермь, 1899. С. 217; Справочная кн. Пермской епархии на 1912 г. Пермь, 1911. С. 89; Пермские ЕВ. 1919. 1. 15(28) марта. С. 13-19; Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» вел. кн. Николая Михайловича. СПб., 2015. Т. 2: Губернии и области Урала, Сибири и Дальнего Востока. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Павлович Тетюев (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) ИОАНН Артёмович Бояршинов (1858-1918), свящ., сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) КОНСТАНТИН Михайлович Юрганов (26.12.1877 - - 15.11.1918), свящ., сщмч. (пам. 2 нояб., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕВ Евфимиевич Ершов (1867 (по др. данным, 1866) - 1918), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе святых Пермской митрополии) МИХАИЛ Фотиевич Денисов (1869-1918), свящ., сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Александрович Накаряков (1866-1918), свящ., сщмч. (пам. 22 июля, Собор святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Александрович Бельтюков (1869 - 30.12.1918 (по др. данным, 28.12.1918), прот., сщмч. (пам. 17 дек., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот.

http://pravenc.ru/text/2563516.html

Определением Синода РПЦ от 27 дек. 2000 г. имя П. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 5508; Оп. 11. Д. 897; ГАРФ. Ф. 1463. Оп. 3. Д. 2167; Ф. 3431. Оп. 1. Д. 563; Ф. А-353. Оп. 2. Д. 235. Лит.: Вениамин (Лихоманов), архим., Кузьмова Л. И. Житие священномученика Петра Зефирова//Романов-Борисоглебская старина. Тутаев, 2008. 4/8. С. 3-5; ЖНИР. Июль. Ч. 1. С. 267-272. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Васильевич Петропавловский (1884-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Автономович Смирнов († 1918), свящ., сщмч., (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., исп. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2580156.html

Прославлен с сомучеником диак. Григорием Архиерейским юбилейный Собором РПЦ 2000 г. Память празднуется 7 июня, в день памяти сщмч. Андроника (Никольского) , архиеп. Пермского. Соч.: Впечатления паломника при входе в храм Воскресения (ночью)//Пермские ЕВ. 1912. 11. Отд. неофиц. С. 232-234. Арх.: ГА Пермского края. Ф. 541. Оп. 1. Д. 11. Л. 38 об.; Ф. 719. Оп. 9. Д. 1180. Л. 214 об.- 215; ПермГАСПИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 11322. Л. 16, 17. Лит.: Пермские ЕВ. 1919. 1. С. 16; Дамаскин. Кн. 2. С 116; «Простите, звезды Господни!»/Сост.: В. Королев. Фрязино, 1999. С. 7; ЖНИР. Июнь. С. 180-181. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Павлович Тетюев (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) ИОАНН Артёмович Бояршинов (1858-1918), свящ., сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) КОНСТАНТИН Михайлович Юрганов (26.12.1877 - - 15.11.1918), свящ., сщмч. (пам. 2 нояб., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕВ Евфимиевич Ершов (1867 (по др. данным, 1866) - 1918), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе святых Пермской митрополии) МИХАИЛ Фотиевич Денисов (1869-1918), свящ., сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Петрович Киселёв (1855-1919), прот., сщмч. (пам. 21 дек., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2581825.html

В 1918 г. А. уехал в Екатеринослав (Днепропетровск), затем в Киев, где выступил против сщмч. митр. Владимира (Богоявленского), поддерживая местных автокефалистов. Ранее, летом 1917 г., в Киеве было создано братство «Воскресение». Вскоре при поддержке Центральной рады братство было преобразовано во Всеукраинскую церковную раду , к-рую возглавил А., хотя до февр. 1918 г. в своих проповедях он защищал единство и целостность Российской империи и даже имел репутацию черносотенца. Назначенные Церковной радой епархиальные комиссары требовали, чтобы в храмах вместо свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского, поминалась Церковная рада во главе с А. После приезда в Киев с Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. митр. Владимира А., самовольно водворившийся в лавре по соседству с митрополитом, настраивал братию против своего архипастыря и священноархимандрита. Когда для подготовки к созыву Всеукраинского церковного Собора в Киев прибыли митр. Платон (Рождественский), митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Евлогий (Георгиевский), сщмч. Владимир просил их вразумить А., но тот продолжал свою раскольническую деятельность. На Соборе, открывшемся 7 янв. 1918 г. в Киеве, он вместе со свящ. Марычевым возглавил группу автокефалистов. На А. лежит доля вины за гибель сщмч. Владимира, против к-рого он сумел настроить значительную часть лаврских насельников. После убиения митр. Владимира А. был запрещен в служении. Оказавшись впосл. на территории, занятой Добровольческой армией, А. принес покаяние в содеянных преступлениях и вскоре скончался в Новороссийске. Отпевал А. архиеп. Евлогий (Георгиевский), к-рый в своих воспоминаниях дал ему в целом негативную характеристику. А. известен также как плодовитый духовный писатель и автор духовной музыки. Его сочинения дилетантского характера исполнялись архиерейским хором во Владимире под управлением А. Е. Ставровского , а одно из них - «Да исправится молитва моя» (для трехголосного муж. хора) - было издано в Казани в 1911 г. Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 118.

http://pravenc.ru/text/64658.html

был наречен, а 21 июля в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы хиротонисан во епископа Молотовского и Соликамского. С 14 марта 1957 г. епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии, настоятель переданного РПЦ Свято-Троицкого собора в Александро-Невской лавре . В короткий срок благоустроил собор, заслужив любовь и уважение паствы. 14 нояб. 1961 г. А. назначен на Тульскую и Белевскую кафедру. 25 февр. 1964 г. возведен в сан архиепископа. С 27 янв. 1966 г. архиепископ Рижский и Латвийский, с 8 окт. 1966 г. архиепископ Краснодарский и Кубанский. Будучи Краснодарским архиереем, по данным отчетов Совета по делам религий , высказывал недовольство реформой 1961 г. (см. Архиерейский Собор РПЦ 1961 г. ). С 1964 г. А. почетный член МДА; в 1968 г., защитив дис. «История Тульской епархии со времени ее учреждения (1799-1917)», получил степень магистра богословия. С 19 апр. 1978 г. до своей кончины А. служил на Калининской и Кашинской кафедре. 9 сент. 1981 г. возведен в сан митрополита. Заботами А. был благоукрашен древний Свято-Троицкий кафедральный собор Калинина. По инициативе А. в 1979 г. было установлено празднование Собора Тверских святых, к-рым А. составил службу. 10 окт. 1988 г. состоялось отпевание А. в Свято-Троицком кафедральном соборе, А. погребен у алтаря Успенского храма в с. Завидове близ Калинина. Соч.: Богодухновенность Свящ. Писания Ветхого Завета (по святоотеческому учению): Канд. дис./МДА. Загорск, 1955; История Тульской епархии со времени ее учреждения (1799-1917): Магист. дис. МДА. 1968. Лит.: Наречение и хиротония архимандрита Алексия (Коноплёва) во епископа Молотовского//ЖМП. 1956. 8. С. 8-10; Виктор (Олейник), архим., Басюк И., прот. 70-летие архиепископа Калининского и Калининградского Алексия//Там же. 1981. 4. С. 16-18; Басюк И., прот. Епископ, воин, гражданин//Там же. 1985. 5. С. 44-45; он же. Митрополит Калининский и Кашинский Алексий: [Некролог]//Там же. 1989. 3. С. 30-31; Скурат К. Е. Богословские труды митрополита Алексия//Там же. С. 31-32; Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917-1997). М., 1997. С. 369, 417, 458, 720; Православные архиереи - уроженцы Воронежского края//Воронеж Православный. 1998. 7 (18). С. 3. Иером. Митрофан (Шкурин) Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64662.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010