М.В. Пономарев в публикации «Борьба с религией как составляющая политической культуры советского общества 1917–1930-х гг. (на материалах Нижней Волги) » предпринимает попытку объяснить, почему новая власть воспринимала борьбу с религией в качестве своей основной задачи и составной части политической культуры советского общества 1920–1930-х годов. Статья М. Пономарева достаточно интересна, содержит авторские выводы, с новым осмыслением прежде открытых исторических источников. Не со всеми утверждениями М.Пономарёва можно согласиться, например, автор пишет о том, что Русская Православная Церковь являлась «бывшим политическим союзником самодержавия и Временного правительства» (С. 215). Хотя общеизвестно, что архиереи, а также прогрессивные миряне, в том числе и делегаты Поместного Собора РПЦ 1917–1918 гг., встретили политические изменения в стране крайне положительно. Достаточно упомянуть о том, что Поместный Собор, как, впрочем, и иные церковные организации, ровным счетом не оказал никакого протеста свержению самодержавия, приходу к власти Временного правительства и большевиков. Далее автор пишет о ликвидации института придворного и военного духовенства, а также о прекращении выделения средств духовенству из казны, при этом ссылка дается на исследование В.А. Алексеева, изданное в 1991 году, хотя правомернее в таком случае давать ссылку на законодательные акты того времени, регулирующие подобное нововведение в России. Там же автор пишет: «Светский характер государства изначально сочетался с проводимой им политикой вытеснения конфессий из всех общественных сфер, кроме культовой» (С.215). Это спорное заключение, с которым далеко не каждый сможет согласиться, так как в первые и последующие годы своего существования власть Советов стремилась создать новый культ – культ личности трудового человека. Наличие такого авторитетного и значимого противника на этом поприще, которым была Русская Церковь, вряд ли устраивало большевиков. Важные выводы сделаны М.В. Пономаревым: «Антирелигиозная пропаганда преследовала ряд политических идей: оправдание в глазах общества насильственных акций против церкви и духовенства; переделка “человека русского” (патриархально-крестьянского) в “человека индустриального”, формирование активных борцов за коммунистическую (атеистическую) идею» (С. 216). Это, пожалуй, главные выводы статьи, которые раскрывают основную тему публикации.

http://bogoslov.ru/article/1926918

" Священный Синод нашей Церкви принял решение назвать орган, который предложено создать, не Предсоборным присутствием, а Межсоборным присутствием, и вот по какой причине. Как известно, на протяжении столетий Русская Православная Церковь не могла провести Поместного Собора и поэтому Собор 1917-1918 гг. был событием экстраординарным. Поэтому вполне логично было назвать рабочий орган Предсоборным присутствием: в его задачу входила подготовка этого экстраординарного Собора Русской Православной Церкви " , - отметил Патриарх Кирилл. " Сегодня мы живем совершенно в других условиях: каждые четыре года собирается Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, существует много других форм мобилизации нашего духовного и интеллектуального церковного потенциала. Поэтому назвать такой орган Предсоборным присутствием - это значит сориентировать его на одно какое-то конкретное событие, в то время как Церковь наша нуждается в постоянно действующем органе, который бы осмыслял проблемы, стоящие сегодня перед Церковью. Именно поэтому было принято решение назвать орган Межсоборным присутствием " , - подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. Далее Святейший Патриарх Кирилл перечислил ряд вопросов, которые должны войти в повестку дня при создании нового органа. Среди них: рассмотрение Положения о Межсоборном присутствии; обсуждение численности и состава создаваемого органа; направления деятельности и перечень основных областей компетенции Межсоборного присутствия; взаимодействие Межсоборного присутствия со Священным Синодом, Архиерейским и Поместным Соборами Русской Православной Церкви, определение места нового органа в общей структуре церковного управления и др. Перед началом работы Комиссии по образованию Межсоборного присутствия Предстоятель РПЦ сердечно приветствовал ее членов, отметив представительность собравшегося сегодня рабочего органа. " Он включает постоянных членов Священного Синода, известных иерархов, богословов, мирян. Я полагаю, что в рамках этого рабочего органа мы сумеем подготовить необходимые решения для принятия их Священным Синодом Русской Православной Церкви. Благодарю вас всех за то, что вы откликнулись и прибыли сюда, в город Москву для осуществления этой очень важной работы " , - сказал Святейший Патриарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/06/02/sv...

Я подняла этот вопрос также в разговоре с отцом Серафимом Ганом, который тоже был в процедурной комиссии, и он мне ответил то же самое. Этот вопрос был крайне актуален для женщин. Некоторые из нас, как, например, Надежда Киценко, дочь протоиерея Бориса Киценко, преподают в семинарии. Мы все вместе обсуждали эти вопросы и решили зафиксировать тот факт, что мы не согласны с этим решением. Так родилось это письмо. Оно было написано довольно быстро, в выходные накануне начала собора. За несколько дней под письмом подписались более 50 человек из разных приходов. В основном из приходов США. Одновременно, если не раньше, было написано письмо из Лесненского монастыря. От участия в соборе отстранены были не только женщины с приходов, но и монашествующие. И это особенно неправильно, поскольку они составляют до 80% монашествующих Зарубежной Церкви. Я с 1986-го по 1995 год представляла Синод Зарубежной Церкви при решении нескольких юридических вопросов. И ни разу ни у кого не возникало недоумения в связи с тем, что я женщина. Я родилась и выросла в Нью-Йорке, с детства хожу в церковь. Мне кажется, нужно более глобально рассмотреть вопрос участия женщин в церковной жизни именно в XXI столетии. Этот вопрос не возникал раньше, потому что у нас было очень мало соборов. Последний прошел в 70-е годы, я тогда была подростком. А ситуация сильно изменилась, и это нельзя не учитывать. У нас женщины участвуют в церковной жизни на всех уровнях. В нормальной приходской жизни — в детском лагере, в воскресной школе, на клиросе — всюду женщины, приходская жизнь держится на женщинах. Вы знаете, например, что текст службы новомученикам написала женщина? Почему женщине нельзя то, что можно мужчине? Неужели она хуже? Предлагаем вам ряд справок по этому поводу: Женщины на Поместных соборах Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века. Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса. Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего патриарха Алексия II.

http://pravmir.ru/pochemu-o-zhenshhine-v...

12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели прошел Мцхетский Собор духовенства всей Грузии, на к-ром была восстановлена автокефалия ГПЦ. Был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) (католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), к-рый вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ, не признавшим постановления Мцхетского Собора. 9 июля - 2 авг. 1917 г. в Петроград была направлена делегация ГПЦ во главе с еп. Горийским Антонием (Гиоргадзе) , в ее состав вошли архим. исп. Амвросий (Хелая) (католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) и К. Были проведены встречи с представителями Гос. Думы, а также с главой Временного правительства А. Ф. Керенским, министром исповеданий Временного правительства А. В. Карташёвым , обер-прокурором Святейшего Синода РПЦ В. Н. Львовым . Переговоры не увенчались успехом: Временное правительство было готово признать автокефалию ГПЦ как национальной, а не территориальной Церкви, с сохранением юрисдикции РПЦ на территории Грузинской демократической республики. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. К. активно участвовал в подготовке и работе Поместного Собора ГПЦ, прошедшего 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе. На Соборе была утверждена автокефалия ГПЦ, избран Глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , учреждены новые епархии, на которые возведены новоизбранные архиереи. Также на Соборе был основан как совещательный орган при католикосе-патриархе Католикосский Совет, его членом стал К. После того как католикос-патриарх исп. Амвросий обратился к участникам Генуэзской конференции (апр. 1922) с воззванием, в котором обличал большевистскую власть, 12 янв. 1923 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности ЧК арестовала его и неск. членов Совета - митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежаву) , К., настоятеля Светицховели свящ. Павла (Джапаридзе) (впосл. епископ), протоиереев Антония Тотибадзе, Марка Ткемаладзе, Иосифа Мирианашвили, диак. Димитрия Лазарешвили (впосл. епископ Ниноцминдский). Суд приговорил К. к 3 годам 9 месяцам и 23 дням тюремного заключения с полной конфискацией имущества. К. содержался в Метехской тюрьме в Тифлисе, год он провел в одиночной камере. В авг. 1924 г. в Тифлисе было подавлено антибольшевистское восстание: многим участникам был вынесен смертный приговор. Однако представители духовенства были помилованы: растущее в Грузии возмущение по поводу содержания в тюрьмах духовных лиц высокого ранга достигло Запада. К большевистскому руководству с ходатайством об их освобождении обратился архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон. 10 марта 1925 г. К. по личному распоряжению председателя ЦИК М. И. Калинина от 8 марта был досрочно выпущен на свободу.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Вот эта ссылка: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга VI: Деяния LXVI-LXXVII/Издание Соборного Совета (Москва, 1918) [репринт: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т. 6: Деяния LXVI-LXXXII (М., 1996)] 36 (Деяние LXVII.35-37) Этот документ был официально опубликован Соборным Советом в Москве в 1918г., затем его переиздал Новоспасский монастырь по благословению Св.Патриарха Алексия II в 1996 году. Оригинал этого документа хранится в Государственном архиве РФ (ГАРФ) вместе с другими материалами работы Поместного Собора РПЦ 1917-1918гг. - Окружное Послание Св.Патриарха Тихона от 19.01.1918г., в котором он анафематствовал большевиков. Вот эта ссылка: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга VI: Деяния LXVI-LXXVII/Издание Соборного Совета (Москва, 1918) [репринт: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т. 6: Деяния LXVI-LXXXII (М., 1996)] 4-5 (Деяние LXVI.6) или Послание Святейшаго Тихона, Патриарха всея России./Журнал " Бorocлobckiй Вестник " , издаваемый Московскою Духовною Академиею. - Сергиев Посад: " Типография И. И. Иванова " . - 1918. - Том I. - Январь-Февраль. - С. 74-76. (Ос. пагин.) И оригинал этого документа и его официальные публикации также хранятся в Государственном архиве РФ (ГАРФ) вместе с другими материалами работы Поместного Собора РПЦ 1917-1918гг. И потом, о подлинности этого документа свидетельствовал лично Св.Патриарх Тихон в своем официальном Заявлении в Верховный Суд РСФСР: «Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям, как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 году, анафематствование в том же году власти и, наконец, воззвание против Декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 году.» (Из Заявления в Верховный Суд РСФСР от 16 июня 1923 года, опубликованного в газете «Известия» от 27 июня 1923 года) У вас есть основания не доверять Св.Патриарху Тихону?! Или Церковным изданиям РПЦ официально издававшим и переиздававшим вышеперечисленные документы Поместного Собора в 1918 и 1996 годах?! Тогда сходите сами в ГАРФ и лично удостоверьтесь во всей безосновательности подобных сомнений! Но, вам же ведь не нужна историческая правда, так ведь?! Поэтому, вы будете и дальше продолжать отрицать очевидное.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/28/os...

На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от Е. в. присутствовали проживающие в Карсе клирик карсского Спасо-Преображенского собора свящ. Алексий Параскевов и инспектор народных уч-щ Н. В. Политов. В марте 1917 г. Грузинский Экзархат РПЦ вслед. провозглашения груз. иерархией восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (12 марта 1917; восстановлена на Соборе Грузинской Церкви 8-17 сент. 1917) был упразднен. 10 июля 1917 г. для русских и др. негруз. православных приходов Закавказья был учрежден Кавказский Экзархат, в юрисдикцию к-рого вошло и Е. в. (возможно, как епархия). С упразднением Кавказского Экзархата (21 февр. 1920) Е. в., вероятнее всего, было также упразднено. Однако в источниках сохранились сведения о Ереванской кафедре РПЦ 2-й пол. 20-х гг.,- возможно, Е. в. в этот период было восстановлено как епархия. Так, известно, что 30 нояб. (по др. источникам, 17 нояб.) 1924 г. Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном в сослужении митр. Крутицкого сщмч. Петра (Полянского) в ц. Преображения Господня в Каретном ряду в Москве во епископа Ереванского был хиротонисан архим. Антоний (Романовский) , преподаватель богословских предметов (1913-1921) и инспектор (1919 (или 1918) - 1921) Тифлисской ДС (среди его учеников был буд. Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II (Сидамонидзе ; 1960-1972)), благочинный (1919-1924 (или 1921)) рус. мон-рей в Грузии. Одновременно с хиротонией еп. Антоний был назначен управляющим Сухумской епархией РПЦ (по формулировке других источников, хиротонисан во епископа Сухумского и Ереванского). В янв. 1927 г. еп. Антоний был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму, позже выслан в Марийскую автономную обл., 27 февр. (или 12 марта) 1929 г. перемещен на Донскую кафедру. 23 нояб. 1928 - 3 апр. 1930 г. Ереванской кафедрой, а также Сухумской и Сумской епархиями управлял еп. Бакинский Серафим (Протопопов) . Определением Свящ. Синода РПЦ от 19 нояб. 1943 г. правосл. приходы на территории Армении были переданы Грузинской Православной Церкви (ЖПМ. 1944. 3. С. 7), в 1991 г. вошли в Майкопскую и Армавирскую епархию РПЦ, ныне - в Екатеринодарской и Кубанской епархии . Действующие церкви: в честь Покрова Пресв. Богородицы (Ереван), вмч. Георгия (с. Анкаван, Котайкская обл.), Рождества Пресв. Богородицы (Ванадзор), свт. Николая Мирликийского (Гюмри), мучеников Кирика и Иулитты (с. Димитров, Араратская обл.).

http://pravenc.ru/text/190125.html

2 . В составе членов Всероссийского Поместного Собора практически в равных частях были представлены священнослужители и лица духовного звания (48,5%) и миряне (51,5%). Вместе с тем, ведущая роль в рассмотрении и главенствующая роль при принятии решений (Определений) Собора принадлежала архипастырям РПЦ. 3 . Члены Собора имели весьма высокий образовательный статус. 264 чел. (или 46%) имели научные степени в богословии, церковной истории, церковном праве и светских науках. То есть, должны быть оценены как специалисты высшей научной категории. Кроме того – 101 чел. (или 17,5%) имели, в современном представлении, «высшее образование». Таким образом, 365 чел. (или 63,5%) следует отнести к числу высоко квалифицированных, профессиональных специалистов. Перейдем к рассмотрению вопросов, связанных с деятельностью Всероссийского Поместного Собора в разрезе избранной для исследования темы. 3.2. Миссионерское содержание Определений ВПС 1917–1918 гг. Выше были раскрыты принципиально важные деяния I–V Всероссийских миссионерских съездов, рассмотрены решения съездов монашествующих РПЦ в части развития православной миссии, ее реорганизации на протяжении 30-летней предреволюционной истории Церкви. Решения Поместного Собора 1917–18 гг., в отношении миссионерской деятельности РПЦ, безусловно, имеют эпохальное значение, являются контрапунктом преобразования миссионерской деятельности Церкви и до сего времени играют непреходящую направляющую роль во всей миссионерской жизни. Для рассмотрения вопросов миссионерской деятельности на Соборе был открыт Отдел о внутренней и внешней миссии. Вокруг создания отдела развернулась дискуссия, связанная как с названием отдела, так и со сферами его компетенций. Так, например, предлагалось изменить название на «зеркальное» – о внешней и внутренней миссии, или учредить еще один отдел «Иностранная [православная] миссия». В частности, архим. Гурий (Степанов ; инспектор Казанской Духовной Академии, избран от монашествующих), предложил выделить внешнюю миссию в особый Отдел с. 135]. Такую же позицию занял епископ Андрей (Ухтомский, Уфимский и Мензелинский, присутствующий в Св Синоде, член Предсоборного Совета) с. 139]. Были и другие предложения по разъединению и соединению Отдела.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Осенью 1928 г. здоровье А. ухудшилось. Предчувствуя близость кончины, он послал священника к митр. Сергию, испрашивая у него прощения и церковного мира, а также заявляя о своем безусловном подчинении. 2 окт. А. пожелал принять таинство Елеосвящения. При совершении таинства он почувствовал себя бодро и радостно, будто приблизились светлые пасхальные дни. Подозвав еп. Любимского, вик. Ярославской епархии Варлаама (Ряшенцева), А. сказал: «Передайте всем - и духовенству, и мирянам - мое благословение, у всех прошу прощения, если кого обидел или огорчил, и сам всех прощаю, ни на кого ничего не имею, прошу у всех святых молитв». «Молитесь и вы о нас Богу»,- просили присутствующие. «Да, если получу дерзновение у Господа, буду и я молиться»,- ответил митрополит. 16 окт. в половине 11-го утра А. скончался. Погребен в склепе под храмом свт. Леонтия Ростовского в Ярославле. 12 нояб. 1998 г. были обретены мощи А., к-рые в наст. время находятся в храме во имя свт. Леонтия Ростовского. Канонизирован на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 74. Лит.: Высокопреосвященный Агафангел, архиепископ Литовский и Виленский. Вильна, 1910; Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия... Сортавала, 19932. С. 80-121, 175-177; Дамаскин. Кн. 2. С. 370-400. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/63200.html

ч. выборность духовенства), и нравственная безупречность пастырей. Обязательным для пастырского служения А. считал «полное нравственное его (священника.- А. Ж.) объединение с приходом, когда пастырь живет горем и радостью своей паствы» (Письма к пастырям. С. 123). А. сочувственно отнесся к Февральской революции 1917 г ., являлся одним из немногих правосл. епископов, одобрявших отделение Церкви от гос-ва. В 1917 г. выдвигался кандидатом в члены Учредительного собрания от уфимских правосл. приходов. На съезде духовенства Уфимской епархии 30 апр. 1917 г. был принят проект «Устава православных приходов Уфимской епархии», в основе к-рого лежали идеи А.: объединение верующих в общину, выборность клира, приходская благотворительность, реализация высоких этических идеалов христ. жизни и проч. По инициативе обер-прокурора В. Н. Львова , видевшего в А. прежде всего либерального архиерея, Уфимский епископ 14 апр. 1917 г. был введен в состав нового Святейшего Синода. При поддержке Львова и В. М. Родзянко А. стал одним из кандидатов на Петроградскую кафедру. Являлся членом Предсоборного совета и Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг . Был разочарован деятельностью Собора как не решившего, по его мнению, проблему церковного строительства, но избрание Патриарха считал великим событием. Очень важной для А. являлась идея примирения Русской Церкви со старообрядчеством . В старообрядческих общинах А. находил элементы идеальной приходской жизни: независимость от гос-ва, единение верующих вокруг прихода, древнее благочестие, сохранение традиций древнерус. богослужения и проч. А. полагал, что «для оживления засохшего ствола синодальной церковности необходима старообрядческая прививка», высоко ценил единоверие . На Поместном Соборе 1917-1918 гг. поддержал инициативу делегатов от единоверцев свящ. Симеона Шлеева (впосл. сщмч. еп. Симон ) и своего брата А. А. Ухтомского (впосл. академик АН СССР) о даровании единоверцам епископа. 31 мая 1917 г. вместе с еп. Угличским Иосифом (Петровых) и свящ. Симеоном Шлеевым А. присутствовал на Соборе старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии , проходившем на Рогожском кладбище в Москве, подписал «Обращение» к Собору, имел длительные беседы со старообрядческими архиереями. На предложение единоверцев о воссоединении старообрядцы ответили, что оно «в настоящее время неосуществимо и даже вредно для чистоты древнего благочестия». В том же году А. председательствовал на единоверческом съезде в Н. Новгороде.

http://pravenc.ru/text/115256.html

Макарий (Опоцкий), который в 1923 году взял благословение патр. Тихона на то, чтобы, будучи епископом, заниматься катехизаторской деятельностью. При этом он активно занимался миссией, создавал православные братства, и все это в годы самых тяжелых гонений на церковь. Вот яркий пример действительно пастыря, действующего в духе епископов древней церкви, яркий пример плода собора 1917–1918 гг. Другим положительным примером воплощения в жизнь решений поместного собора в жизнь является Сурожская епархия и уже упомянутый здесь митр. Антоний, а также Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе. Епархиальное собрание Архиепископии состоит – под председательством архиепископа или его местоблюстителя – из всех клириков епархии (должностных и находящихся на покое, а также из всех псаломщиков, получивших назначение от архиепископа) и представителей мирян, избранных на три года приходскими собраниями, причем «число делегатов-мирян от каждого прихода должно равняться числу священнослужителей и псаломщиков прихода»! Все это положительные примеры воплощения решений поместного собора 1917–1918 гг. и принципов соборности, заложенных в эти решения. Также немаловажным со стороны епископата было бы осудить сотрудничество с безбожной властью, со спецслужбами и принести покаяние в этом. Конечно, это сотрудничество осуществляли не только епископы, также и клирики с мирянами, но почему бы этому покаянию не начаться с тех, кто старший в церкви? Мы же знаем действенную силу покаяния, может, отсутствие такового и является главной причиной той стагнации, которая есть в церкви, в частности, с епископским служением? За все 25 лет после падения СССР только один архиерей РПЦ МП публично признался в связях с КГБ в 1992 году. Это был Хризостом (Мартишкин), митрополит Виленский и Литовский. В том же 1992 году он на архиерейском соборе призвал создать комиссию, исследующую связи священнослужителей с органами, но, как мы видим, какого-то положительного отклика эта инициатива не имела. Вообще, говоря о соборе 1917–1918 гг., важно отметить, что он не был завершен.

http://blog.predanie.ru/article/episkopa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010