Семнадцать долгих лет отец Алексий вместе с жертвователями и прихожанами восстанавливал эту дорогую для нас святыню. И сегодня мы находимся в храме, где уже нет разрушений, но где в каждом уголке видны любовь, жертвенность и молитвенность прихожан и людей доброй воли. Я благодарю Вас, дорогой отец Алексий, что Вы семнадцать лет, как воин Христов, мужественно стояли на страже Божией. Это было не напрасно. Вы не только воздвигли этот великолепный храм — вы вернули веру в сердца людей. Я очень умилился, когда увидел, что вот здесь стояли два ребенка, и девочка учила мальчика, когда нужно делать поклоны. Я думаю, что у Вас уже есть не только ученики, но и учителя, которые будут Вам помогать в деле проповеди веры Христовой. Я был тронут, что многие из вас, возлюбленные, пришли сегодня в храм с детьми. Не думайте, что нас раздражал плач детей, — наоборот, он вдохновлял, потому что мы чувствовали, что не только бабушки, как о нас говорили атеисты, ходят в церковь, но семьями люди исповедают Христа, это их жизнь, это их поддержка во всех трудах. Я считаю, что все это, дорогой отец Алексий, результат Вашей пастырской проповеди. Я сердечно благодарю Вас за этот пастырский подвиг. Вновь и вновь приветствую всех вас, дорогие братья и сестры, в этот праздничный и радостный для всех нас день. Поздравляю вас с великим освящением этого храма, это большой праздник. Поздравляю причастников и причастниц с принятием Святых Христовых Таин. Желаю вам многих милостей от Господа. Всякий раз, когда вы приступаете к молитве в храме Божием, за Божественной литургией читается поучение, которое обращено к каждому из нас. Вот и сегодня читалось Евангелие от Матфея о том, как надо прощать (Мф. 18:23-35). В притче Господь рассказал о том, как у человека было множество долгов, и ему все было прощено. Но он оказался жестокосердным, и, увидев своего должника, который ему немного был должен, посадил его в темницу до тех пор, пока не воздаст ему всего долга. Через эту притчу Спаситель научает, что мы должны прощать друг другу обиды и несовершенства, с тем чтобы и Господь, по Своему милосердию, каждому из нас прощал грехи. Каждый раз, когда вы приходите в храм Божий, внимательно слушайте Евангелие и применяйте слова, которые говорит Господь, к себе. Спрашивайте себя: какой нравственный урок можно извлечь из слов Спасителя? И вдохновляйтесь, потому что Господь милосерд к каждому из нас — так же, как Он милосерд ко всем нам, подарив нам радость встретиться в этом восстановленном храме. Много трудов понесли все вы, возлюбленные: представители властей, духовенство и прихожане. Я прошу игумена Никодима огласить имена благотворителей этого храма и церковные награды, которых они удостоены».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5250927...

Из этого принципиального различия в воззрениях на Церковь и вытекает вся полемика святого Киприана против новацианства. а) Исходя из той мысли, что принадлежность к видимой Церкви служит порукой спасения, новациане называли предвосхищением суда Божия принятие в общение, ибо оно освобождает человека от греха, совершенного против Бога, и как бы обязывает Бога простить грешника. Святой Киприан называл предвосхищением суда Божия отлучение, потому что оно осуждает человека на окончательную погибель, а окончательный суд предоставлен только Христу. β) Держась этого взгляда, что отлучение падшего не ведет непременно к его вечному осуждению, новациане, отказывая падшим в мире, со своей точки зрения не могли считать себя виновными в грехе жестокосердия. Отлученный мог получить спасение, оставаясь всю жизнь кающимся. Его загробная судьба не была предрешена. Иную оценку получала строгость в отношении к падшим с точки зрения святого Киприана. Если отлучение ведет к несомненной погибели, то долг христианского милосердия требует употребить все усилия, чтобы устранить это препятствие к прощению грешника на окончательном суде Божием. И действительно, святой Киприан в своей полемике против новациан часто упрекает их в жестокосердии и нарушении долга христианского милосердия. γ) Если отлученные от Церкви и умершие не получив мира, но искренне каявшиеся в своих грехах могут получить прощение после смерти от Самого Бога, то с новацианской точки зрения не могло быть и речи о том, что покаянные подвиги являются для таких лиц бесцельными и бесплодными. Иначе должен был смотреть на это святой Киприан. Если не получивший мира на земле не может получить прощения грехов на небе, то ясно, что все покаянные подвиги и лишения, подъятые кающимся на земле, пропадают даром, если он умирает, не примирившись с Церковью. Святой Киприан действительно упрекал новациан в том, что, навсегда заграждая доступ в Церковь падшим, они делают в их глазах бесцельными покаянные подвиги, охлаждают в них покаянное настроение и таким образом лишают их единственного средства очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

При сих словах весь храм пришел в движение, все множество предстоявшего народа простерли руки к проповеднику, издавая крики радости, со всех сторон раздавались рукоплескания. Восклицания народа на время прервали беседу защитника бедных. Но эти восклицания и рукоплескания неприятны были для его смирения, и он воззвал к народу: на что мне ваши похвалы и рукоплескания? Я не слов и восклицаний прошу у вас, но дел милосердия и обильной милостыни. Ваши щедрые подаяния, вот что составляет для меня похвалу; они и меня украсят короною, более блистательною, чем диадима царская, и для вас сделаются величайшею сокровищницею благодати и заслуг. Итак, при выходе отсюда, руками всех бедных сплетите и мне корону бессмертную, и себе самим уготовьте мир, и благоденствие в сей жизни, и блаженство вечное в веке бесконечном». Беседы св. пресвитера часто увенчивались рукоплесканиями, но действия слушателей не всегда соответствовали его желаниям. Он не редко выражал скорбь о том, что его слова не всегда приносили желаемый плод относительно вспоможения бедным. В одно время он горько жаловался на жестокость богачей, и, для большего убеждения их, сделал статистический обзор бедных, находившихся в Антиохии. В сем городе, говорил он, находится 20 тысяч богатейших жителей, 60 тысяч тоже с изобильным достатком, 80 тысяч, которые живут без труда плодами своего образования и трудами рук своих, и только 20 тысяч, так называемых, нищих. Если бы все эти лица с преизобилующим состоянием разделили между собою бедных, нуждающихся в ежедневном пропитании и необходимом одеянии; то едва один, или два достались бы на десятерых. Церковь антиохийская питает до трех тысяч нуждающихся, не смотря на то, что доходы ее далеко не так велики, как доходы одного из богатейших граждан города. Какое извинение представим мы на суде Божием, в чем найдем мы для себя спасение, проводя жизнь в пиршествах, неге и сладострастии, тогда как бедные умирают от голода, холода и других гибельных следствий нищеты. Вместо утешения, вот какие должны будем выслушать страшные слова: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его. Взалкахся бо, и не дасте Ми ясти: возжадахся Р и не напоисте Мене: странен бех, и не введосте Мене; болен и в темнице, и не посетисте Мене ( Матф. 25, 4143 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

При каждом выходе и входе хозяину дома нельзя не приметить бедного лазаря у ворот, но он как будто не примечает его. лазарь не только беден, но и болен: и сие не трогает жестокой души богатого. Больному немного надобно; довольно было бы для него ломтя хлеба или каких-либо крошек со стола богатого: и сего лазарь тщетно желает. Псы выказывают более милосердия к несчастному, чем человек, избыточествующий дарами благости Божией, но богач не пользуется уроком, получаемым от бессловесных. в противоположность этому жестокосердому богачу бедный лазарь отличается беспрекословной покорностью воле Божией, назначившей ему такой горький жребий, искренним смирением, безропотным терпением. Хотя и богатство само по себе не есть порок, так же как и бедность не заслуга, но нравственные качества, выраженные богачом и лазарем в той обстановке, в какой текла жизнь их на земле, изменили судьбу их в загробной жизни. Бысть же умрети нищему и несену быти Ангелы на лоно Авраамле, т. е. в Царство небесное, в то место света и блаженства, где пребывал отец верующих ( Рим. 4, 11 ); умре и богатый, и погребоша его. И во аде возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча, и Лазаря на лоне его. И той возглашь, рече: отче Аврааме, помилуй мя, и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой, яко стражду во пламени сем. снова между ними неравенство, но не такое, как прежде, а противоположное тому, в каком находились дотоле: тот, кто не давал крошек от стола своего изнывавшему от голода, теперь сам нуждается в капле воды. и вот богач, быть может, не смея просить лазаря по причине прежнего пренебрежения, «бесстыдным голосом» (прп. нил синайский ) возопил к аврааму: посли Лазаря, как будто лазарь обязан был вознаградить его за благодеяния, какими не пользовался. Рече же Авраам: чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши, т. е. по изъяснению преподобного исидора Пелусиота , «если сделал ты что-либо доброе, то восприял за сие, живя в роскоши и не испытав никаких превратностей; если же и он согрешил в чем, то восприял за сие, истощаемый не знавшею никаких утешений нищетою».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

288. Бойся Бога из любви к Нему, а не по грозному имени, Ему приданному. Возлюби Его, как обязан ты любить Его и не за то, что даст Он тебе в будущем, но за то, что получили мы в настоящем, и за этот один мир, который сотворил Он для нас. Кто убедил Его вначале привести нас в бытие? Кто умоляет Его о нас, когда мы не воспоминаем о Нем? Когда нас еще не было, кто возбудил к жизни это тело наше? Откуда мысль ведения западает в персть? Какая безмерная благость естество наше в нас грешных снова возводит к воссозданию! Придите, рассудительные, и удивляйтесь. Кто имея ум мудрый и чудный, достойно подивится милости Создателя нашего? 289. В какой мере человек будет пренебрегать миром сим и ревновать о страхе Божием, в такой приближается к нему Промысел Божий, – и втайне ощущает человек содействие Промысла, и к уразумению оного даются ему чистые помыслы. Если кто добровольно лишает себя мирских благ, то в какой мере лишается он их, в такой же сопровождает его Божие милосердие, и поддерживает человеколюбие Божие. Души же тех, которые не сильны стяжать себе жизнь истинную добровольным от всего отрешением, невольными скорбями приводит Он к добродетели, как видим на нищем Лазаре. Бог близок к скорбящему сердцу того, кто к Нему вопиет в скорби. Если и подвергает иногда в телесном лишениям и иным скорбям; но к душе скорбящего являет Господь великое человеколюбие, соразмерно с жестокостью страданий в скорби его. 290. Когда вожделение любви Христовой не препобеждает в тебе до того, чтобы от радости о Христе быть тебе бесстрастным во всякой скорби своей; то знай, что мир живет в тебе более, нежели Христос. Когда болезнь, скудость, истощение тела, боязнь вредного телу возмущает мысль твою до того, что отторгает тебя от радости упования твоего и от попечения об угождении Господу; то знай, что живет в тебе тело, а не Христос. Просто сказать, – к чему приверженность в тебе преобладает над всем, то и живет в тебе. Если нет у тебя недостатка в потребном тебе, и тело здорово, и не боишься чего либо сопротивного, – и говоришь, что ты можешь при сем чисто шествовать ко Христу; то знай, что ты болен умом, и лишен вкушения славы Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/po...

Есть еще и другое указание, столь же ясное, что кончина века сего близка. Будет время, – писал апостол Павел, – когда люди не будут принимать здравого учения, и от истины слух отвратят ( 2Тим.4:3 ). И вот все мы, или всякий из нас, живет, как сказанный в притче домоправитель, который помышлял, что не скоро еще придет господин его и потому жил, как ему хотелось, – ел и пил, вдобавок еще бил подручных своих. И мы, если не людей, так скотов, порученных нам от Бога на служение, не часто ли случается – бьем и угнетаем трудами тяжкими, тогда как сами бываем и сыты, и пьяны? Так живя, мы собираем себе только гнев на день праведного суда Господня; но внимания своего и на это обращать не хотим. Горе нам! Верно же возвестил о нас апостол Павел, что в последние дни, как говорил он, настанут времена лютые, люди будут жестокосерды, самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горды, родителям непокорны, наглы, сластолюбцы более, нежели боголюбцы ( 2Тим.3:1–4 ). Нельзя вернее сего описать и ныне состояние наших нравов; а такое нравственное состояние апостол относит к последним временам. Но мы, как неразумеющие истины, и сего не примечаем. Нам уже сказано, что придет день Господень, как тать в нощи ( 2Пет.3:10 ), в который день и не думает придет Сын человеческий ( Мф.24:44 ), Бог и Господь наш. О пробудимся, братия: соберем хотя капли елея (милосердия к ближним), зажжем светильники свои, препояшем чресла, и будем, как рабы, ожидающие Господа своего! Ибо всем нам явитися подобает, как пишет апостол Павел, пред судом Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор.5:10 ). Слышите, возлюбленные, кто здесь делал добро другим, тот и сам получит на суде Христовом благую часть, а кто зло творил, обманывал других, злословил, притеснял и обижал, или пресыщался, смеялся, блудодействовал, с тем поступит Господь, как и с противником своим дьяволом. Молю вас, братия, будемте жить в страхе Божием, постоянно ожидая суда Христова. Ибо нам уже сказано, за что и как будет Господь судит нас: слово, еже Аз рех вам, – Он говорит, – то судит в последний день ( Ин.12:48 ); значит, все уже нам известно о том. Известно, что и за всякое праздное слово мы воздадим ответ в день суда (Ср. Мф.12:36 ), и осудим сами себя. И не только слова и дела наши будут судить нас, но осудимся мы и за безвременный смех, и за бесстыдный взгляд, и за то, чего сами не сделали, а других в том осудили. И будет Господь там отсылать от Себя одних за то, что не были сострадательны к прочим, хотя сами и совершали трудный подвиг девства; других за то, что явятся не в брачном одеянии; а иных и за то самое, что не приумножили свой талант, хотя и сохранили его и принесли его в целости. Всех не угодивших Ему велит Он там связать и бросить туда, где будет бесконечный плач и болезненный скрежет зубов. Вот ведь каков будет суд Христов, – воистину страшный! А мы и не думаем о нем!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«Душа, связанная с земной оболочкою, может быть сравнена с зерном, заключенным в плоде, размягченное и перезрелое мясо которого разлагается и распадается, тогда как семя, внедренное в эту разложившуюся мякоть, зреет в тишине, чтобы проявить порывы к жизни, когда оно, ставши свободным и обнаженным, в состоянии будет проникнуть в почву, которая должна его питать». (Ар. Сабатье «О бессмертии души» стр. 107). Пред наступлением окончательной участи праведников и грешников в будущей загробной жизни будет Страшный Суд Христа над всеми людьми. Спаситель так изображает этот последний Суд Господень: «как молния исходить от востока и запада, так будет пришествие Сына человеческого... Явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда все племена земные увидят Сына человеческого грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною и соберут избранных его от четырех ветров, от края небес до края их». ( Мф.24:27:30–31 ). «Когда же приидет Сын человеческий во славе Своей и все Святые Ангелы с Ним; тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред ним все народы; отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставить овец по правую сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите благословенные Отца Моего наследуйте Царство, уготованное Вам от создания мира» за дела милосердия, которые вы сделали одному из братьев Моих меньших, «как бы Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» за дела жестокосердные, что вы причинили своему ближнему,– «одному из сих меньших». «И пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». ( Мф.25:31–39,40–41:45–46 ). Как изображается будущая жизнь в Слове Божием – отдельно для праведников и для грешников? По времени она одинакова для всех: она будет нескончаема, вечна; но участь людей весьма различна. Для праведников она будет столь блаженна, что мы не в состоянии понять и представить сего блаженства: ничего подобного не видим мы на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Но предположим, что мы уже ведем решительную борьбу с жестокосердием, а бесы усиленно досаждают нам через жестокосердие наших ближних. Что делать? Прежде всего понять, что невозможно победить жестокосердие ближних ответной жестокостью. Жестокосердие преодолевается только милосердием и любовью. Христос победил мир не потому, что наказал его, а потому, что смог простить его со креста, и своими милосердием и любовью привлек к себе сердца человеческие. Не будем же забывать, что мы, христиане, – дети милосердия, а не гнева Божия, и потому нам особенно тщательно подобает охранять свои сердца от жестокости и озлобленности. В чем да поможет нам Господь Бог по своему безконечному и незаслуженному нами Божественному милосердию. «Русская неделя» Милосердие Божие и человеческое жестокосердие св. праведный Иоанн Кронштадтский В нынешний день, возлюбленные братья, читана была евангельская притча Спасителя, в которой Он, Господь Бог наш, уподобил Царство Небесное или праведный суд Свой над людьми царю, «который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к Нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов», т. е. двадцать миллионов! Или просто без числа, ибо определенное число здесь поставлено вместо неопределенного.  «А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорит: «Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, вышедши, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев» – на наш счет не больше двадцати рублей – «и, схватив его, душил, говоря: «Отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «Потерпи на мне, и все отдам тебе». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, пришедши, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, – заключил Господь речь Свою, – если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его»» ( Мф.18:23-35 ). Я повторил все читаное Евангелие, чтобы вы лучше запомнили его.

http://azbyka.ru/zhestokoserdie

Тогда скажет он себе вместе со святителем Игнатием, что хотя я кажусь людям милосердным, но с точностью проверив себя, исследовав себя нахожу в себя одну глупую личину милосердия. Милосердствует во мне тщеславие; милосердствуют во мне пристрастие; милосердствует во мне корысть, милосердствует во мне плоть, милосердствует во мне кровь; но чтобы подвигла меня к милосердию заповедь Христова, чистая, святая – этого я не нахожу в себе. Когда же я, мрачный грешник, опомнюсь на краткое мгновение и пожелаю быть милосердным сообразно заповеди Христовой: то вижу, что должен учинить сердцу своему ужасное насилие. Обличается сердечный недуг мой святой заповедью, убеждаемый ею признаю себя, по естеству милосердного, жестокосердным, человеконенавистным по отношению к Евангелию. Мое сердце согласно быть милосердным по движению крови; но быть милосердным по заповеди Христовой для него – распятие». Очевидно, надо обуздывать свое естественное милосердие, заменяя его на милосердие евангельское и тем исправляя его. Мы обязаны побуждать себя к милосердию сообразно заповедям Евангелия, хотя бы это было сопряжено с насилием сердца. Милосердие как произведение плоти и крови не может быть богоугодной добродетелью; она враждебна заповедям евангельским. По словам св. Игнатия, владеющий естественным милосердием пребывает во мраке, под влиянием лютого, всезлобного миродержца. Вспомним милосердие Петрово. Когда Господь сказал, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников, и книжников, и быть убиту. Он воскликнул: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою»! На что Господь ответил: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16; 21—23). Этими словами Господь показал, что мысли и чувства падшего человека находятся под властью сатаны, хотя может быть и кажутся не таковыми. Это кажущееся милосердие надо заменить на действительное, евангельское милосердие, которое появится только тогда, когда человек приобретет смирение, потому что на смирении основывается настоящая любовь и настоящее милосердие. Кто не отвергает сего и не погубляет души своей (Лук. 17;33), как требует того Евангелие, кто действует по влечению чувств сердечных от движения крови, тот непременно осуществляет свое «я», видит добро в своих действиях, оживляет падение в себе и приобретает мало-помалу высокое мнение о себе. В таком случае, как говорит св. Иоанн Златоуст, это «не есть уже дело милосердия, но тщеславия и жестокосердия, ибо, когда ты подаешь милостыню не из милосердия, но для того, чтобы показать себя, тогда она не только есть не милостыня, но даже обида, ибо сим ты публично осмеиваешь брата своего». Случается, что кто-нибудь находит сироту убогую, но красивую собой. Она нравится ему и он берет ее, чтобы воспитать ее как сироту убогую, но вместе, как и красивую. Последним оскверняется богоугодное милосердие. Значит нужно увидеть это и исправить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4030...

6–7. Я прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. И ты говорила: «вечно буду госпожею», а не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после. (Разгневахся на люди Моя, осквернила ecu наследие Мое: Аз вдах Я в руку твою, ты же не дала им милости, старчий ярем отягчила ecu зело и рекла ecu: в век буду владычица: не помыслила ecu сих в сердцы твоем, ниже помянула ecu последних). Объявив строгий приговор суда своего над Халдеями, Господь указывает и вину их. – Господь разгневался на свой народ; Халдеи были оружием Его в наказании этого народа: по изволению Божию, они совершили свое завоевательное нашествие на землю народа Божьего и осквернили наследие Божие – и благословенную со святилищем истинного Бога землю и её население, осквернили тем, что опустошили ее, ограбили и разрушили храм и избили население. Наконец, Господь предал Евреев в руки (во власть) Халдеев. Мало того, при этом Халдеи не довольствовались только славой завоевателей, награбленными богатствами и множеством полезнейших рабов-пленников; нет, они наслаждались самой жестокостью своей над беспомощными; они не только не оказывали им милости, по чувству человечности, напротив, со зверской жестокостью мучили и без того изнуренных: так, они и старчий ярем отягчали – на старца, изнуренного уже самой старостью своей, убитого безутешным горем при погибели отечества и в нем всего ему дорогого, при чем ему уже всякая ноша стала несносна, и такого старца поработители еще более отягощали, заставляя его, как бы вьючное животное, без милосердия бить – если он не поспевал равняться в работе с молодыми, или не мог платить подати равно с другими и т.п. – И действуя так – не встречая ни откуда обличения и сопротивления, Вавилоняне думали, что власть их безгранична над порабощенными Евреями. Но думая так, они не помянули последних – не подумали о будущем и не вспомнили, что будущая судьба их и других народов во власти Бога-Вседержителя, перед которым не могут быть правыми и оставаться безнаказанными злодеи, столь бесчеловечные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010