Это сейчас, в наше время слово «фарисей» изменило свое значение, как изменилось и значение слова «талант», став из меры веса мерой одаренности человека. Фарисей стал ныне синонимом лицемерия, тщеславия и претензии на духовное превосходство. Но было время, когда фарисей был действительно благочестив и религиозно усерден в условиях отступления от веры и традиций в Иудее. Это фарисеи считали, что закон для народа, а не народ для закона. Сами выходцы из простого народа, они были ему понятны и любимы им. А мытарь был грешник, да не простой, не тайный, как некоторые «грабители, обидчики, прелюбодеи», грехи которых до времени Суда скрыты от людского взора. Сама его должность сборщика налогов уже без лишних слов свидетельствовала о нем и налагала на него в глазах соотечественников печать неправды, корысти, малодушия и вымогательства. Мытарь же, как и Закхей, был человек, видимо отверженный обществом, истязатель бедных и вдовиц. Но что же такое произошло, что все добродетельные труды фарисея, само его доброе имя обратились в прах и только мытарь получил оправдание и прощение в рассказанной Господом притче? «Земля еси, и в землю отыдеши», – таков был приговор Творца падшему человеку. Тернии и волчцы погибельных помыслов самомнения и осуждения, превосходства и презрения возрастают в горделивой человеческой душе, не возделанной покаянием и смирением. Эти земные, тленные сокровища «гордости житейской» уходят в землю вместе со смертью тела и с гибелью души. Один молился, говоря: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Но возносил не Богу молитвы, а в действительности выставлял себя напоказ людям, гордясь своими добрыми делами. Некоторые в младенческом разуме, может быть, даже молятся теперь, говоря: «Боже, благодарю Тебя, что я не фарисей, а мытарь». Но мы, если так молимся, недалеко ушли от упоминаемого ныне фарисея. Так в падшей горделивой природе человеческой, как из неплодоносной земли, вырастают отравленные самомнением терния показных добродетелей. Мытарь же, смиряя себя, произносил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!»

http://pravoslavie.ru/110262.html

Ради малого наслаждения забыл я об огне неугасающем, — и вознерадел о вечном Царствии Божием, страстям поработил я, окаянный, высокое достоинство души моей, — скотен бых и не могу (не смею) воззрети к Милосердому Господу; был я некогда украшен преизобильными дарами, а теперь возлюбил нищету страстей, стал чужд добродетелей, удалился подобно блудному сыну во страну злобы далекую, и вот я — еле жив, едва имею малый остаток жизни… Оплакивайте, преподобные и праведные, меня, во грехах и страстях зачатого; оплакивайте, подвижники воздержания, меня, чревоугодника и сластолюбца; оплакивайте, Богом помилованные и в благоразумии пожившие, меня, помилованного и паки Бога прогневавшего; оплакивайте, возлюбившие доброе и возненавидевшие лукавое, меня, возлюбившего лукавое и возненавидевшего доброе; оплакивайте, добродетельное житие провождающие, меня, по внешности добродетельного, а по делам страстного и нерадивого; оплакивайте, Божии угодники, меня, человекоугодника; оплакивайте, стяжавшие совершенную любовь к Богу и ближнему, меня, на словах любящего, а на деле далеко от любви отстоящего; оплакивайте, стяжавшие терпение и в терпении плод добродетелей являющие, меня, нетерпеливого и безплодного; оплакивайте, вы, непостыдно к Богу приступающие, оплакивайте меня, не имеющего дерзновения от стыда и на высоту небесную воззрети; оплакивайте, вы, стяжавшие кротость, меня, чуждого сей добродетели; оплакивайте, милостивые, меня, жестокосердого; оплакивайте, смиренномудрые, меня, высокомерного и гордого; оплакивайте, вы, нестяжание апостольское являющие, меня, до безумия к земным вещам пристрастившегося и сим пристрастием угнетаемого; оплакивайте, верные и постоянные сердцем своим ко Господу, меня, двоедушного, непостоянного, боязливого и непотребного; оплакивайте, плач возлюбившие и смех возненавидевшие, меня, смех возлюбившего и плач возненавидевшего; оплакивайте, всегда грядущий по смерти суд во уме содержащие, меня, утверждающего, что помню сие, но в забвении всегда противное сему творящего; оплакивайте, наследники Царствия Небесного, меня, наследника геенны огненной!

http://predanie.ru/book/186860-plach-kay...

О, какая великая сила у добродетели неосуждения! О, если бы мы, дорогие, чаще себе напоминали великие слова Христовы об этом! Вот они: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете…» ( Лк.6:37 ). Господь обещает каждому из нас: если мы не будем осуждать, а будем прощать, Он не осудит и нас, простит и нам. Только того ждет Небесный Отец от нас, чтобы сердце наше было исполнено истинной любви друг к другу, не носило в себе греха осуждения ближнего. Господь и Сам не осудит того, кто не осуждает, и поможет тебе переносить обиды и осуждение со стороны других. Ты хочешь, чтобы люди к тебе не были жестокосердными, злыми. Сам не будь черствым. Открывай свое сердце перед бедой и скорбью ближнего своего, будь милостивым, любящим брата своего. Помни слова Господа Иисуса Христа: «…давайте, и дастся вам: мерою доброю утрясенною, нагнетенною и переполненною…» ( Лк.6:38 ). Господь воздаст за всё, что мы сами даем ближним нашим, и положит им на сердце помочь нам, когда мы будем нуждаться в чем-либо. Господь воздаст нам вечным воздаянием, если мы будем милостивыми; Он обещает помилование всем тем, кто проявит добродетель милосердия в своей жизни земной. А вечное помилование — это то, что носит в своих чистых и святых мечтах каждый истинный христианин, о чем он пламенно просит, думая о смерти и отчете по смерти за все свои дела, совершенные в дни земной жизни. Ты хочешь, чтобы тебе люди помогали советами, своими услугами. Сам будь услужливым и иди навстречу тому, кто нуждается в твоей поддержке, с кем ты можешь и должен поделиться своим духовным и житейским опытом. Ты хочешь, чтобы дети твои были послушными, чтобы в семье царила любовь. Прежде всего исполняй сам заповедь, которую Господь повелевает тебе исполнить: «Чти отца… и матерь твою…» ( Исх.20:12 ). И у тебя есть или были отец и мать. Если они живы, сам будь к ним почтительным и оказывай им свою сыновнюю, благодарную любовь. Если их уже нет в живых, не оставляй любви к ним в своих молитвах. Они нуждаются в них, они ждут от тебя, еще живущего на земле, молитв о себе. Памятью о себе они стучатся в твое сердце, ожидая, что ты будешь поминать их в храме Божием и в своей домашней молитве.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

288. Бойся Бога из любви к Нему, а не по грозному имени, Ему приданному. Возлюби Его, как обязан ты любить Его и не за то, что даст Он тебе в будущем, но за то, что получили мы в настоящем, и за этот один мир, который сотворил Он для нас. Кто убедил Его вначале привести нас в бытие? Кто умоляет Его о нас, когда мы не воспоминаем о Нем? Когда нас еще не было, кто возбудил к жизни это тело наше? Откуда мысль ведения западает в персть? Какая безмерная благость естество наше в нас грешных снова возводит к воссозданию! Придите, рассудительные, и удивляйтесь. Кто, имея ум мудрый и чудный, достойно подивится милости Создателя нашего? 289. В какой мере человек будет пренебрегать миром сим и ревновать о страхе Божием, в такой приближается к нему Промысл Божий, – и втайне ощущает человек содействие Промысла, и к уразумению оного даются ему чистые помыслы. Если кто добровольно лишает себя мирских благ, то в какой мере лишается он их, в такой же сопровождает его Божие милосердие, и поддерживает человеколюбие Божие. Души же тех, которые не сильны стяжать себе жизнь истинную добровольным от всего отрешением, невольными скорбями приводит Он к добродетели, как видим на нищем Лазаре. Бог близок к скорбящему сердцу того, кто к Нему вопиет в скорби. Если и подвергает иногда в телесном лишениям и иным скорбям; но к душе скорбящего являет Господь великое человеколюбие, соразмерно с жестокостию страданий в скорби его. 290. Когда вожделение любви Христовой не препобеждает в тебе до того, чтобы от радости о Христе быть тебе бесстрастным во всякой скорби своей; то знай, что мир живет в тебе более, нежели Христос. Когда болезнь, скудость, истощание тела, боязнь вредного телу возмущает мысль твою до того, что отторгает тебя от радости упования твоего и от попечения об угождении Господу; то знай, что живет в тебе тело, а не Христос. Просто сказать, – к чему приверженность в тебе преобладает над всем, то и живет в тебе. Если нет у тебя недостатка в потребном тебе, и тело здорово, и не боишься чего-либо сопротивного, – и говоришь, что ты можешь при сем чисто шествовать ко Христу; то знай, что ты болен умом и лишен вкушения славы Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

История человечества полна примеров этой злобы и жестокосердия людей из-за корысти, из-за денег, из-за желания хищнически воспользоваться имением ближнего или из-за оскорбленного самолюбия, из-за дикого каприза, из-за неудовлетворенной страсти — плотской любви, многие и очень часто даже не задумываются над тем, что готовы погубить ближнего, не говоря уже о ссорах, спорах, ругательствах и прочих выражениях злобы человеческой. Обратим внимание на поступок жестокосердого заимодавца, упоминаемого в нынешнем чтении. Он должен был сам своему государю огромную сумму, которой никогда бы не смог ему выплатить, и по правосудию должен был быть продан с женой, детьми и всем имуществом, чтобы заплатить хотя бы часть долга. Беда, больше которой трудно вообразить. Должник стал умолять царя о прощении — и он был прощен. Кажется, надобно бы помнить такую беспримерную милость и оказать подобную же милость при случае ближнему. Но вот случай представился и показал дурную сторону бывшего должника, его крайнюю злобу и жестокосердие: только что получив от царя величайшую милость, он встречает товарища, который должен ему незначительную сумму денег, и сразу же набрасывается на него с яростью, душит его и требует: «Отдай мне долг». Тот просит потерпеть. Заимодавец не хочет терпеть и сажает его в тюрьму. Не крайнее ли это жестокосердие? Не крайняя ли бесчувственность и неблагодарность? А к этому весьма и весьма многие из нас склонны и способны на это. Мы бываем иногда чрезвычайно круты в расправе с нашими ближними, что-либо нам задолжавшими, если предоставляется такая возможность. Да, наша природа крайне быстра на зло и самосуд. Но с нами, христианами, рожденными в купели крещения водою и Духом Святым, усыновленными Богу и получившими от Бога благодать или небесную помощь к совершению всякой добродетели, этого не должно быть: мы должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, терпения и долготерпения, умеренности во всех поступках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надо помнить об общей человеческой слабости, об общей склонности к грехам, в особенности помнить о своих великих немощах и грехах, и о бесконечном к нам самим милосердии Божием, которое прощало и прощает нам многие и тяжкие грехи за наше покаяние и умоление.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Содержание Лазарь приточный и Лазарь четверодневный    Заметил ли ты, любезный читатель, что во всех Христовых притчах есть только одно собственное имя? А если заметил, то пытался ли себе уяснить, почему только этот Лазарь назван Господом по имени, тогда как даже его соперник по жизненному жребию остался под общим наименованием Богатого? Очевидно, Божественный Учитель хотел, чтобы Его последователи крепко запомнили и земной и загробный жребий бедного Лазаря, хотя главная идея притчи сосредоточивается всё-таки на Богатом: Лазарь безмолвствует в притче, а Богатый говорит и молит за себя и за братьев. Желание Спасителя не осталось неисполненным: Лазарь сделался любимою песнью добрых христиан: бедняки утешаются ею от корыстолюбия, и все поучаются помнить о смерти, о суде Божием и о милосердии к бедным. Однако вопрос наш остается не разрешенным. Ведь и притча о Блудном сыне составляет любимое содержание, если не народных, то церковных песней, также и другие, в которых прославляется милосердие и покаяние; но там нет собственных имен, да и песни о Лазаре не в его имени почерпают одушевление для певцов, а в описании рая и ада, жестокосердия богача на земле и позднего его раскаяния во аде.    Может быть, мы скорее найдем то, что ищем, если постараемся прояснить себе частные мысли притчи Господней. Всё ли в ней понятно? Примиряется ли наше сердце с безнадежным ответом Авраама богачу, жалеющему о своих братьях: «Аще Моисея и пророков не послушают и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры»(Лк.16:31)?    Эти строгие слова силою своей мысли, вероятно, смутили многих слушателей Господа, смущают и доселе читателей Евангелия, представляясь преувеличением, пока они не подтвердятся действительными событиями. И, вот, они подтвердились. Не приточный Лазарь — бедняк, а иной Лазарь, известный всем иудеям друг Христов, явно, на глазах у большой толпы народа, воскрес из мертвых, пробыв четыре дня бездыханным смердящим трупом. «Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали». Многие, но не все. «А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» (Ин. 11:45-46). Что же фарисеи? Они собрались и не только не смягчились в своем упорном неверии, или точнее, в непослушании истине, а по слову Каиафы решили убить Умертвителя смерти; но и этого им казалось мало. «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали во Иисуса» (Ин. 12:10-11). Заметьте, в их решении нет ни отрицания чуда, ни указания вины обоих осужденных: предрешенная неправедная казнь есть единственное средство для удержания народа в неверии, и они решаются на это средство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Он хорошо знает упорство закоснелой во зле воли; но любовь заставляет его повторять увещания в надежде на исправление. Особенно печалит его то, что вследствие недостоинства отдельных лиц клира возникает сомнение, могут ли такие недостойные пресвитеры преподавать благодатные средства церкви. Порицает Исидор и недостойных монахов. Не страшится и сильных земли. Императора он побуждает к милосердию и щедрости (I, 35). Пелусийскому претору Киринею он писал: «Граждане доставили нам бумагу, которой запрещается прибегать к церкви. Это заставляет подозревать тебя не только в жестокости, но и в нечестии» (I, 174– 176, 178). Потом описал могущественному префекту претории Руфину дело Киринея и заключил письмо словами: «или лиши его власти, или знай, что ты вместе с ним подвергаешься суду Божию (1,177). Одному господину он писал о бежавших от него рабов, что христиан нельзя считать рабами. Указывая на безнравственность мифологии и безрезультатность языческой философии, он, будучи человеком прекрасно образованным, признавал, что христианин, как пчела, может собирать себе пищу из учения философов о добродетели и что светская наука, если она стоит в связи с божественной истиной, имеет свою полную цену. Как догматист, св. Исид. был строго православным. Особенный интерес возбуждали в нем те вопросы, в которых догматика соприкасается с этикой: грех , свобода и благодать. Он опровергает языческое учение о судьбе (III, 154; IV, 151; V, 66), рассуждает о бытии и свойствах Божиих (II, 141 и др.), о Святой Троице (III, 26 и др.), об Искупителе (I, 69 и др.), о таинствах (I, 95 и др.), о воскресении мертвых (II, 52), о суде Божием (V, 180 и др.), оспаривает, наконец, учение Оригена о падении душ (IV, 163). Самая большая часть его писем посвящена экзегетике. Истина Писания по нему есть небесное сокровище, скрытое в земных сосудах; она понятна необразованным, но в то же время пред ней теряются самые мудрые. Настойчиво рекомендует он занятие Св. Писанием и упрекает за пренебрежение им. Уже то нехорошо, что мы нуждаемся в посредстве писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

288. Бойся Бога из любви к Нему, а не по грозному имени, Ему приданному. Возлюби Его, как обязан ты любить Его и не за то, что даст Он тебе в будущем, но за то, что получили мы в настоящем, и за этот один мир, который сотворил Он для нас. Кто убедил Его вначале привести нас в бытие? Кто умоляет Его о нас, когда мы не воспоминаем о Нем? Когда нас еще не было, кто возбудил к жизни это тело наше? Откуда мысль ведения западает в персть? Какая безмерная благость естество наше в нас грешных снова возводит к возсозданию! Приидите, разсудительные, и удивляйтесь. Кто имея ум мудрый и чудный, достойно подивится милости Создателя нашего? 289. В какой мере человек будет пренебрегать миром сим и ревновать о страхе Божием, в такой приближается к нему Промысл Божий, — и втайне ощущает человек содействие Промысла, и к уразумению онаго даются ему чистые помыслы. Если кто добровольно лишает себя мирских благ, то в какой мере лишается он их, в такой же сопровождает его Божие милосердие, и поддерживает человеколюбие Божие. Души же тех, которые не сильны стяжать себе жизнь истинную добровольным от всего отрешением, невольными скорбями приводит Он к добродетели, как видим на нищем Лазаре. Бог близок к скорбящему сердцу того, кто к Нему вопиет в скорби. Если и подвергает иногда в телесном лишениям и иным скорбям; но к душе скорбящаго являет Господь великое человеколюбие, соразмерно с жестокостию страданий в скорби его. 290. Когда вожделение любви Христовой не препобеждает в тебе до того, чтобы от радости о Христе быть тебе безстрастным во всякой скорби своей; то знай, что мир живет в тебе более, нежели Христос. Когда болезнь, скудость, истощание тела, боязнь вреднаго телу возмущает мысль твою до того, что отторгает тебя от радости упования твоего и от попечения об угождении Господу; то знай, что живет в тебе тело, а не Христос. Просто сказать, — к чему приверженность в тебе преобладает над всем, то и живет в тебе. Если нет у тебя недостатка в потребном тебе, и тело здорово, и не боишься чего либо сопротивнаго, — и говоришь, что ты можешь при сем чисто шествовать ко Христу; то знай, что ты болен умом, и лишен вкушения славы Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Слава, Господи, безмерной благодати Твоей! Вот, Господи, волны благодати Твоей заставили меня умолкнуть, и не осталось у меня мысли для возблагодарения Тебе! Какими устами исповедуемся Тебе, благий Царь, любящий жизнь нашу? Слава Тебе за сии два мира, которые создал Ты к нашему возрастанию и наслаждению всем, Тобою созданным, возводя нас к ведению славы Твоей, — слава Тебе отныне и до века! Аминь. Слово 91. О терпении из любви к Богу и о том, как терпением приобретается помощь В какой мере человек будет пренебрегать миром сим и ревновать о страхе Божием, в такой приближается к нему Божий Промысл, и втайне ощущает человек содействие Промысла, и к уразумению оного даются ему чистые помыслы. И если кто добровольно лишает себя мирских благ, то в какой мере лишается он их, в такой же сопровождает его Божие милосердие и поддерживает его Божие человеколюбие. Слава Спасающему нас десными и шуими и во всем этом Доставляющему нам случай к обретению жизни нашей! Ибо и души тех, которые изнемогли в своей воле к тому, чтобы приобрести себе жизнь, невольными скорбями приводит Он к добродетели. И оный нищий Лазарь не по воле своей лишен был благ мира сего, и тело его поражено было язвами, и терпел он два горьких страдания, из которых каждое было хуже другого; однако же напоследок почтен был в лоне Авраамовом. Бог близок к скорбящему сердцу того, кто к Нему вопиет в скорби. Если и подвергает иногда в телесном лишениям и иным скорбям, то претерпение этого обращает нам в помощь; как и врач в тяжкой болезни восстановляет здравие сечением членов. К душе же скорбящего являет Господь великое человеколюбие соразмерно с жестокостию страданий в скорби его. Поэтому когда вожделение любви Христовой не препобеждает в тебе до того, чтобы от радости о Христе быть тебе бесстрастным во всякой скорби своей, тогда знай, что мир живет в тебе более, нежели Христос. И когда болезнь, скудость, истощение тела, боязнь вредного телу возмущают мысль твою в радости упования твоего и в попечении по Господу, тогда знай, что живет в тебе тело, а не Христос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Вопрос 38. Какие грехи против Духа Святаго? Ответ. Чрезмерное и безрассудное упование на благодать Божию; отчаяние, когда кто-нибудь не имеет надежды на милосердие Божие; также противоречение ясной и доказанной истине и отвержение православной веры Христианской. Вопрос 39. Что значит чрезмерное упование на благодать Божию? Ответ. Чрезмерное упование есть излишняя надеянность на милосердие Божие, когда кто-нибудь, продолжая сам грешить, надеется, что Бог не заключит от него благодати Своей и не накажет его; а таким образом почитает за ничто Божественное правосудие. Те, которые впали в таковое заблуждение, пусть послушают Апостола, который научает их и говорит: «Или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия» ( Рим. 2, 4–5 ). Таковы суть те, которые осмеливаются дерзновенно говорить: “Если угодно Богу, спасусь; если не угодно, погибну”, а по сему самому вовсе не пекутся об исправлении себя, и, как маловажное, презирают спасение души своей. Священное Писание, увещевая таковых, говорит: «несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих» ( Мф. 18, 14 ). И устами Пророка говорит Господь: «живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему ( Иез. 33, 11 ). И в другом месте говорит Апостол: «сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» ( 1Тим. 2, 3–4 ). Равным образом обманываются и те, которые с одною верою, без добрых дел, надеются наследовать жизнь вечную. Вопрос 40. Что есть отчаяние в Божием милосердии? Ответ. Отчаяние есть ненадеянность грешника на Божие милосердие, когда он ложно думает, что ни за грехи, им соделанные, Бог не простит его, ни за добрые дела, им учиненные, не приимет его в благодать Свою, будучи занят тою мыслию, что человеческое нечестие превышает милосердие Божие, как говорил Каин: «Вящшая вина моя, еже оставитися ми» ( Быт. 4, 13 ). Столь великая хула весьма оскорбительна для милосердия и благости Божией. Посему, хотя бы кто обременен был тягчайшими грехами, никогда не должен отчаиваться в неограниченном человеколюбии Божием, приведя себе на мысль блудного сына, которого после его раскаяния принял отец с радостнейшим лицем и сердцем; каковым примером научил Он нас не только до семи раз прощать брату своему, когда он согрешит против нас и придет в раскаяние, но до семижды семидесяти раз на день. И чрез Пророка говорит: «обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему, яко милостив и щедр есть, долготерпелив и многомилостив и раскаявайся о злобах» ( Иоил. 2, 12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010