Аще убо в неправеднем имении верни не бысте, во истиннем кто вам веру имет? И аще в чужем верни не бысте ваше кто вам даст? Неправедное, неверное и обманчивое богатство, противополагаемое истинному, вечному, есть вместе с тем чужое, потому что дается Богом для того, чтобы пользоваться им сообразно с волей небесного Домовладыки, не для удовлетворения суетных пожеланий, а для дел милосердия и приобретения сокровища небесного ( Лк. 12, 33 ). господь заключил это приточное наставление общим правилом, высказанным еще в нагорной беседе ( Мф. 6, 24 ): никий же раб может двема господинома работати: ибо или единаго возненавидит, а другаго возлюбит: или единаго держится, о друзем же нерадети начнет, не можете Богу работати и мамоне, т. е. богатству. слыша эти слова Господа, сребролюбивые и любостяжательные фарисеи смеялись над ним: они думали, что удачно сумели примирить, по-видимому, несогласимые противоположности в своей жизни, исполненной притворства и лицемерия. но нелицеприятный Учитель заметил им: вы есте оправдающе себе пред человеки, Бог же весть сердца ваша, яко еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом. люди, обманываясь наружностью, которой не соответствуют внутренние расположения души, могут почитать высоким и достойным уважения то, что на самом деле совсем не таково и пред всевидящими очами Божиими представляется в истинном своем свете – одним обманом и ложью. Показав, что правильным употреблением богатства достигается вечное блаженство, Христос спаситель в следующей притче объяснил, к каким горестным последствиям приводит неправильное употребление его, жестокосердие и надменное пренебрежение меньших братий ( Мф. 25, 40 ) при обилии земных средств, которыми можно было бы облегчить страдания их. Человек некий бе богат, и облачашеся в порфиру и виссон, веселяся на вся дни светло. Нищ же бе некто именем Лазарь, иже лежаше пред враты его гноен, и желаше насытитися от крупиц падающих от трапезы богатаго, но и пси приходяще облизаху гной его. в этих немногих чертах ясно открывается душа богача, нищая внутренним добром: он живет исключительно в свое удовольствие, превращая дни свои в непрерывный ряд пиршеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Прежде я говорил, что не одним образом, но весьма многими Бог всяческих огорчался на потомков Левия. И, порицая нерадение священнослужителей, говорил: «и внесосте хищения и хромая и недужная» ( Мал.1:13 ), – и к этому присоединил: и лицеприятствовали лиц обинустеся в законе ( Мал.2:9 ). Оказывая, как надо думать, почтение и неподобающее уважение некоторым из приближавшихся к ним (по состоянию), они неправедно осуждали слабейших и угнетали некоторых своим корыстолюбием, судя не по правде и по закону, но давая решение неправильное и пристрастное, – или может быть и похищая даже отнюдь им не принадлежавшие владения, – а также с удовольствием принимая подарки, злоупотребляя саном священства и превозносясь над подчиненными. Смотря на ведущих такой образ жизни, столь бесславный и беззаконнейший, некоторые из потерпевших несправедливости как бы приходили в изумление. И это потому, что не было на них никакого наказания от Бога и проявления Его гнева, как это иногда бывает с обвыкшими презирать Его, – напротив, они пребывали в благополучии и наслаждениях. Не вынося этого и быть может уже не стараясь иметь в уме своем мысль о несравненном милосердии Божием, они едва только не кричали от малодушия, говоря: «всяк творяй зло, добро пред Ним, и в них Сам благоволи», то есть, пожалуй даже добр (оказывается) в очах Бога худых дел свершитель, и Он услаждается избравшими столь постыдную жизнь. Ведь если это, говорит, не истинно, то «где есть Бог правды»? Подобало конечно, подобало Властелину правды не долготерпеть столько к корыстолюбивым священнослужителям и осквернявшим жертвенник, и всего более старавшимся совершать неправедные, нечестивые и беззаконные дела. Это могло быть виною вникшего в них малодушия. И должно знать, что по смыслу толкуемого изречения, употребляющие столь безрассудные слова прогневляют Бога, ибо едва не решаются даже порицать долготерпеливого Бога, благостно ожидающего обращения заблудившихся и перехода к лучшему впадающих в грех . Так и божественный Павел медливших и все еще избегавших покаяния порицал, говоря: «или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения и правосудия Божия» ( Рим.2:4–5 ). Итак, весьма, конечно, сильно оскорбляют Бога те, коими овладевают столь холодные (жестокие) чувства и кои извергают о Нем столь необузданные речи. А те, кои дают повод к такому недугу, окажутся повинными греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

И это потому, что нет болезни хуже и тяжелее проказы. Обнаруживается она не вдруг. Сначала появляются как бы лишаи, пятна на лице, а потом и на других частях тела. Скоро пятна превращаются в струпья белого, красного или черного цвета. Струпья часто сливаются. Тело начинает пухнуть, волосы выпадают, голос сипнет, кожа трескается, и из язв течет зловонная жидкость. Начинается отпадение оконечностей тела. Человек заживо гниет и разрушается. Но это бедственное разрушение продолжается иногда целые десятки лет. Прибавьте к этому, что средства для излечения прокаженных нет, а общение с ними угрожает опасностью заразиться. Здоровые люди и начинают думать только о себе, а больных проказою уже считают безнадежными. Великий пророк Божий Моисей дал народу еврейскому точные правила, как обращаться с прокаженными. Человек прокажен есть... вся дни, в няже будет на нем язва, нечист сый, нечист будет: отлучен да седит, вне полка да будет ему пребывание ( Лев.13:44–46 ). До какого же времени назначается ему пребывание вне стана? До времени полного исцеления. Но для немногих больных проказою таковое наступало. Исцеленный должен был явиться к священнику, который осматривал его. Если удостоверено исцеление, то после узаконенной жертвы ( Лев.14 ) исцеленный объявлялся чистым и получал право пребывания в стане. Так повелел Господь Бог поступать с прокаженными. И евреи со спокойною совестью изгоняли из городов своих больных проказою. И обвинять их в жестокости нет оснований. Полная беспомощность заставляла так поступать. Болезнь не поддается лечению, а заразить может очень скоро и здоровых. По таким соображениям и всюду так поступали с прокаженными. И вот в такое время, когда к больным проказою применяли только одно средство изгнания, Господь наш Иисус Христос во дни Своего пребывания на земле милосерд был и к этим несчастным. Если они с верою обращались к Нему, они по вере получали полное исцеление или от прикосновения, или только от одного слова Господа. Пребывая в Галилее Господь Иисус Христос ходил по городам и селениям, благовествуя о царстве Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Поэтому сами по себе мы не можем загладить своих грехов. Только живая вера в Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за грехи наши, одно живое упование на силу Креста Его, одно искреннее раскаяние во грехах своих, одна молитва сердца сокрушенного и смиренного могут загладить тяжкую вину грехов наших и оправдать нас благодатию Христовой. Только искренне кающимся Отец Небесный прощает даром все грехи их ради крестных страданий и смерти Единородного Своего Сына. Что же делает прощенный и помилованный должник? Найдя своего товарища, который был должен ему сто динариев, он начинает его душить и отдает в темницу. Не так ли поступаем и мы, когда, помилованные Отцом Небесным, гневаемся и злобствуем за малое оскорбление, нанесенное нам нашим братом или сестрою, преследуем и язвим его всеми средствами, лишь бы очернить и обвинить обидевшего? Жестокость лукавого раба по отношению к своему товарищу стала известна царю. Так и наши взаимные памятозлобные и мстительные чувства ведомы Господу. Неотступные наши приставники – святые Ангелы, видя нашу жестокость друг к другу, с прискорбием возвещают об этом Отцу Небесному, так что ни одно гневливое и злостное движение нашего сердца не утаить от Его всевидящего ока и не укрыть от Его карающего гнева. За злой поступок злого раба государь предал его истязателям, пока не отдаст своего долга. Так поступает Господь и с нами, если не прощаем согрешений ближнему отвергает Он нас от лица Своего и предает вечному мучению. Таков вечный и непреложный закон правды, таково неизбежное следствие жестокосердия к ближнему. Может ли человек раздражительный и мстительный быть в Царстве Божием, которое есть царство любви, мира и радости о Духе Святе? Достойно ли сострадания и милосердия Отца Небесного сердце жестокое и безжалостное к своему брату? Кто преследует гневом и мщением других, не заслуживает ли сам отмщения и гнева Божия? Суд без милости не оказавшему милости ( Иак. 2:13 ), – нам нужно это и помнить, и исполнять. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ( Рим. 12:21 ), – тогда и Господь помилует тебя не только в этом веке, но и в будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

О правосудии Божием 11 (24) августа (Слово святого Василия Великого . Прол. Авг. 11) Многие обольщают себя ложною надеждою на милосердие Божие. Иной грешит и не кается и только говорит одно: «Бог милостив, Бог милостив!» Что сказать таковому? Да, скажем, что Бог-то, подлинно, милостив, но Он вместе и правосуден, и воздает каждому по делам его. Святый Василий Великий учит: «Благ ли есть Бог? – спрашивает он, и отвечает: – Да, благ, но и правосуден. Праведного Он награждает по заслугам его, а уклоняющихся в развращение поставит Господь с делающими беззаконие. Милостив ли Бог? Да, милостив; но вместе Он есть Праведный Судия, как и сказано: любит Господь милостыню и суд... Так, милость у Него соединена с правосудием. Так, бывает иногда и хорошая погода, а бывают иногда и гром, и молния. Иногда сияет солнце, а иногда и тьма землю покрывает. Господь посылает и дождь, а иногда дождит на землю и огонь. Одно по благости, а другое по правосудию. Потому убоимся и правосудия Божия, чтобы не услыхать нам грозный глас: или о богатстве благости Его и человеколюбия нерадиши не ведый, яко благость Божья на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и праведного суда Божия. И неужели же можно спастись не исполняющим заповедей Господних? И неужели же можно остаться без наказания тому, кто презирает повеленное?.. Нет, на суде Божием станет против нас и само слово Божие и скажет: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя. Итак, правда, что Господь милостив; но, как видите, Он вместе с тем и правосуден и воздает каждому по делам его. И потому пусть грешники и не обольщают себя безнаказанностью и тщетною надеждою на милосердие Божие. Бог милостив только к кающимся и заботящимся о своем исправлении. А не кающихся и бесстрашных гнев Его ожидает. И на суде Его они услышат: отыдите от Мене, все делающие беззаконие! Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный дьяволу и аггелом его. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

71. Пророчествуется о Сыне Божием – вечном Царе, о Его пришествии на землю, и о распространении мирного и блаженного Царства Его во всех народах. 72. Описывается искушение праведников, которые иногда соблазняются, видя в счастье нечестивых, но паки ободряются, чувствуя к себе любовь Божию, и размышляя о конце, какой ожидает праведных и беззаконных. 73. Псаломник пророчески описывает разорение храма, которой имел соорудить Соломон, жестокость неприятелей, Божие всемогущество и милосердие; далее просит Бога о избавлении от пленения, и воспоминает завет Его. 74. Сын Божий благодарит Небесному Отцу за сохранение Церкви, и утешает ее обещанием Своего покровительства. 75. Возвещаются хвалы Богу, что Он Церковь Свою защищает от врагов и истребляет оных. 76. Научает пророк, чтобы унывающий в искушениях дух обращали мы к созерцанию чудесных дел Божиих, и сим укрепляли веру и надежду свою. 77. Пророк исчисляя излиянные на Израильтян благодеяния Божии, научает их уповать на благость Его; описывая же ниспосланных на них казни, наставляет, чтоб боялись Господа Бога своего. 78. Пророчествуется о разорение Иерусалима, и о пленении Вавилонском; причем народ Израильский жалуется на лютость врагов, и испрашивает от Бога помощи. 79. Здесь Церковь , именуемая виноградом, просит Бога, чтобы Он от окружающих и гонящих врагов ее защитил, и утвердил в вере и добродетели. 80. Пророк, исчисляя благодеяния Божии, какие явил Он Церкви Израильской, побуждает ее, чтобы она единого истинного Бога любила и боялась. 81. Осуждаются правители и начальники, что во зло употребляют власть и силу свою. 82. Церковь Божия жалуется на жестокость и злобу врагов, и просит Бога, чтобы Он рассеял их, и нераскаянных предал погибели. 83. Описывается блаженство истинных членов Церкви. Далее псаломник прославляет силу и действе слова Божия, и просит Бога, чтобы Он сохранил его в Церкви Своей ненарушимо. 84. Прославляется милосердие Божие, обращающее грешника чрез проповедь евангельскую. 85. Давид, или паче Христос, прообразуемый Давидом, молится, чтоб Бог не оставил Его в страданиях креста, и чтобы всюду распространил духовное Царство Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Четырнадцатый день. Поучение 3-е. День рождения Ея Императорского Величества, вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны. (Уроки из ее жизни: а) милосердие к бедным и б) семейное согласие). I. Благочестивейшая и возлюбленнейшая наша вдовствующая Царица, день рождения которой ныне святая церковь светло празднует, с высоты царского престола подает нам два великие примера христианской жизни, подражать которым особенно необходимо в настоящее время – примеры высокой христианской благотворительности и святого хранения заветов таинства брака. II. а) «Куда ни обратишь взор свой по беспредельной широте земли русской», говорит один церковный учитель, (Димитрий, архиепископ херсонский), «везде облобызаешь с умилением следы этой нежной, сердобольной любви и заботливости августейшей Матери всех чад России. Здесь Она подает руку помощи бесприютному сироте, там объемлет своею любовию вдову; здесь под сенью «Красного креста» врачует язвы воина, там заботливым уходом услаждает последние годы его жизни; здесь милосердие Ея устрояет приют слепому, а там получает помощь утопающий: тут собираются под Ея державную руку «сестры милосердия», а там окрыляемые Ея покровительством проповедники Евангелия проходят холодные тундры и знойные пустыни, долы и горы, моря и реки с словом истины, и оглашают этим словом «седящих во тьме и сени смертной». Не можем ли и мы подражать этому святому примеру живой христианской любви по мере наших сил и средств? Не только можем, но и должны: царский пример благотворительности для всех нас, на какой бы кто степени благосостояния ни стоял, безусловно обязателен. Слово Божие учит. что первая по важности после великой заповеди о любви к Богу есть заповедь о любви к ближнему: «возлюбиши искреннего твоего яко сам себе» ( Mф. XXII. 39 ). Но в чем может проявиться любовь к ближнему, и притом в такой мере, в какой бывает любовь к самому себе, как не в оказании помощи бедствующим. Но не только человеческое чувство сострадания к ближнему, не только страх быть обвиненным на суде своей совести и суде Божием в грехе жестокосердия побуждают нас быть человеколюбивыми: к этому нас обязывает и собственное благо: на суде Божием не будет милости тому, кто сам не был милостив на земле к своим братьям, ибо сказано, что «блажени» (только) «милостивии, яко тии помилованы будут» ( Mф. V. 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но горе нам, грешники, когда наконец, исполнится мера долготерпения Божия, а мы не очувствуемся и не отзовемся на кроткий глас доброго Пастыря и Посетителя душ наших, Иисуса Христа, – не обратимся к истинному покаянию! Бог бесконечно милосерд; но и бесконечно праведен. Бог, потому что Он милосерд, терпит, когда мы впадаем в грех . Но по Своему правосудию, не может потерпеть, чтобы грешник пренебрегал Его милостью. А самое большее оскорбление мы наносим милосердому Господу, когда пред Ним согрешаем, и не каемся, и – еще более, когда и не каемся, что Он милосерд! Но, если мы люди, и имеем ум; если мы христиане, и имеем веру: то не будем пренебрегать богатством благости Божией и кротости и долготерпения, страшась, чтобы, по своей жестокости и непокаянному сердцу, не собрать себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:4,5 )! Днесь, взывают к нам, братья, о милосердии Божием, и царственный пророк и апостол Христов, днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших ( Пс. 94:8 ; Евр. 3:7–8,15 ). «Итак, – скажем в заключение словами святителя Златоуста, 327 – доколе говорится это днесь, не будем отчаиваться, но, имея благие надежды на Господа, и помышляя о бездне Его человеколюбия, изгнав из совести все злое, с великим усердием и надеждой возьмемся за добродетель, и покажем самое глубокое покаяние, дабы, здесь сложив все грехи, с дерзновением могли мы стать пред судилищем Христовым и получить царство небесное, которого да сподобимся все мы, – благодатью и человеколюбием распятого за нас, Христа Иисуса Господа нашего, которому слава и держава, со Отцем и Святым Духом, в бесконечные веки. Аминь. 325 Слово в Неделю перед Воздвижением, сказанное в Казанском соборе 11-го сентября 1854 года. Читать далее Источник: Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах/[Соч.] Законоучителя Воспитательного о-ва благородных девиц прот. Василия Гречулевича. - Новое изд. - Т. 1-3. - Санкт-Петербург : тип. журн. «Странник», 1868-1877./Т. 1. [Ч. 1]. - 1868. - 470, II с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Что ж это было бы за жестокосердие, если бы ты, грешник, слыша о бесконечном милосердии Божием, не возжелал раскаяться!? Поспеши же раскаяться, обратись, овча заблужшее! Встань и скорее иди, блудный сын! И с радостию примет тебя добрый Пастырь, чадолюбивый Отец, примет с нежной любовью! Поверь – ты получишь от Него полное прощение грехов твоих – хотя б то были грехи блудницы, мытаря и разбойника! Уверяю тебя в этом святой плотию, которую восприяло Слово Божие вочеловечившееся! Уверяю тебя теми слезами, что проливает Младенец в яслях, в глубине Вифлеемского вертепа, тем млеком Матери и Девы Марии, которым Он питается, тем благодатным именем Иисуса, которое значит: Спаситель! Той бо спасет люди Своя от грех их. 2. По-видимому, грешникам и слышать не следовало бы о столь великом милосердии Божием, чтобы не исполнились они еще большей дерзости во грехе, по-видимому, наоборот – им лучше бы слышать о том, как велико правосудие Божие. Может быть, устрашившись его, они скорее обратятся к покаянию. Но я далеко не так думаю: несравненно больше боюсь я Божьего милосердия, чем Его правосудия, больше трепещу пред лицем Бога милосердого, чем правосудного. Ведь если бы Бог был весь – правда, весь – гнев, а я оставался бы нераскаянным, – я имел бы некоторое извинение. Как мне обратиться к Богу, правда Которого строго взвешивает даже и малые мои согрешения, и мало значащие слова мои, и тайные помышления мои, от гнева Которого содрогается небо, и земля, и преисподняя? Аще беззакония назриши, Господи, – говорит Давид, – Господи, кто постоит? ( Пс. 129:3 ). Если Бог, в правде Своей, будет судить святых, то и они едва ли окажутся праведными пред Ним, что же постигнет меня, грешника, на суде правды Божией!? И если бы Я не дерзнул приблизиться к Богу, страшному в Своем правосудии, бежал бы от Него и остался бы нераскаянным, то имел бы хотя некоторое извинение. Но если Бог исполнен милосердия и милости, и все-таки я не прихожу в раскаяние, какое мне извинение? Когда я знаю, что Бог не гнушается меня, грешника, приемлет мое раскаяние и прощает меня с столь великой радостью и любовью, а я все-таки остаюсь нераскаянным, чем я могу оправдать себя? И вот это-то, что Бог столь милосерд, а я столь далек от раскаяния – всего более и поражает меня страхом и ужасом. Безгранично милосердие Божие, но страшно и мое упорство во грехах! К чему ж это, наконец, приведет? К тому, что, в конце концов, и Бог отвратится от меня, и чем больше было Его милосердие, тем тяжелее будет кара, по слову дивного Златоуста: «если для пользующихся благовременно (милосердие Божие) есть основание спасения, то для пренебрегающих им – напутствие к тягчайшему наказанию!» (Бес. 5 на посл. к Римл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Что ж это было бы за жестокосердие, если бы ты, грешник, слыша о бесконечном милосердии Божием, не возжелал раскаяться!? Поспеши же раскаяться, обратись, овча заблудшее! Встань и скорее иди, блудный сын! И поверь мне – с радостью примет тебя добрый Пастырь, чадолюбивый Отец, примет с нежной любовью! Поверь – ты получишь от Него полное прощение грехов твоих – хотя бы то были грехи блудницы, мытаря и разбойника! Уверяю тебя в этом святой плотию, которую восприяло Слово Божие вочеловечившееся! Уверяю тебя теми слезами, что проливает Младенец в яслях, в глубине Вифлеемского вертепа, тем млеком Матери и Девы Марии, которым Он питается, тем благодатным именем Иисуса, которое значит: Спаситель! Той бо спасет люди Своя от грех их. II По-видимому, грешникам и слышать не следовало бы о столь великом милосердии Божием, чтобы не исполнились они еще большей дерзости во грехе, по-видимому, наоборот – им лучше бы слышать о том, как велико правосудие Божие. Может быть, устрашившись его, они скорее обратятся к покаянию. Но я далеко не так думаю: несравненно больше боюсь я Божьего милосердия, чем Его правосудия, больше трепещу пред лицом Бога милосердого, чем правосудного. Ведь если бы Бог был весь – правда, весь – гнев, а я оставался бы нераскаянным, – я имел бы некоторое извинение. Как мне обратиться к Богу, правда Которого строго взвешивает даже и малые мои согрешения, и мало значащие слова мои, и тайные помышления мои, от гнева Которого содрогается небо, и земля, и преисподняя? Аще беззакония назриши, Господи, – говорит Давид, – Господи, кто постоит? ( Пс.129:3 ). Если Бог, в правде Своей, будет судить святых, то и они едва ли окажутся праведными пред Ним, – что же постигнет меня, грешника, на суде правды Божией!? И если бы Я не дерзнул приблизиться к Богу, страшному в Своем правосудии, бежал бы от Него и остался бы нераскаянным, то имел бы хотя некоторое извинение. Но если Бог исполнен милосердия и милости, и все-таки я не прихожу в раскаяние, какое мне извинение? Когда я знаю, что Бог не гнушается меня, грешника, приемлет мое раскаяние и прощает меня с столь великой радостью и любовью, а я все-таки остаюсь нераскаянным, чем я могу оправдать себя? И вот это-то, – что Бог столь милосерд, а я столь далек от раскаяния – всего более и поражает меня страхом и ужасом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010