II. От любостяжания происходит жестокость сердца, недоброжелательство, обман, кража, угнетение ближних и убийство. Любостяжатели бывают очень неосмотрительны, в особенности в отношении денег, что является наибольшим злом, как это можно видеть на примере Иуды, предавшего Христа. Любостяжательный человек отказывает даже самому себе и притом в самом необходимом. За ведение и распоряжение своим имуществом каждый ответственен перед Богом и, согласно с волей Божией, должен употреблять его ко благу не только своей семьи, но и своих ближних, а также служить целям религиозным и народным. III. От блуда происходит отупение ума и религиозного чувства, отвращение к жизни, ужасные болезни, отчаяние, убийство и самоубийство. Апостол Павел говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи царства Божия не наследуют» ( I Kop.6, 9 и 10). IV. От зависти происходят: ненависть, злословие, ругательства, клевета и часто убийства. Каин убил из зависти своего брата Авеля. V. От невоздержания бывают: грубость, ссоры, распри, апатия к труду и бесстыдство. Спаситель сказал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством... и чтобы день тот не постиг вас внезапно» ( Лук. 21, 34 ). Последствия невоздержания мы можем видеть из притчи о богатом и бедном Лазаре. VI. От гнева происходят: распри, ссоры, неприязнь, месть и убийство. Апостол Иаков сказал: «Гнев человека не творит правды Божией» ( Иак.1, 20 ). VII. От лености бывает: заслуженная ею нищета, равнодушие к жизни, дурные желания и беспутная жизнь. Ленивый человек может быть не только в работе, но и в молитве и в посещении служб Божиих. От такой лености происходят равнодушие к религии и к своему спасению, откладывание покаяния и, наконец, часто отчаяние. 763. Кто грешит против Святого Духа? Против Святого Духа грешит тот: 1. кто дерзостно полагается на милость Божию, 2. кто отчаивается в милосердии Божием, 3. кто к спасительным увещаниям имеет сердце затверделое, 4. кто противится познанию правды,

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Дорогие братья и сестры, кого слышим мы? Мытаря ли? Нет! Не мытаря из притчи слышим мы, но глас Самого Господа. Потому что не было ни мытаря, ни фарисея, но есть Господь, вечный и живой, Который Сам дает нам слова этой новой покаянной молитвы, влагая их в косные уста и холодные сердца наши. Будем почаще вспоминать эти смиряющие и живительные для каждой души слова, и тогда не только после молитвы в храме, дома, в дороге, сегодня или завтра, но и в конечные дни жизни нашей будем оправданы и помилованы. Не будем возвышаться над ближним, осуждать его, сравнивать его добро со своим Готовясь начать путь ко дню Воскресения Христова с чистым сердцем, не будем возвышаться над ближним, осуждать его, сравнивать его добро со своим, потому что наша высота, наше оправдание, наша праведность есть Господь наш Иисус Христос, Который нам даровал в этой притче и один из основных законов нашей христианской жизни: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». А как возвысится, показал нам и Сам Христос Спаситель, в смирении испивший чашу страданий, вознесенный на Крест, тридневно воскресший и восшедший в славе к Отцу Своему Небесному. И ныне Он привлекает всех нас к Себе любовью Своею следовать за Ним путем смирения. Будем это помнить, будем смиряться пред Богом и ближним и не спешить осуждать ближнего даже при явных его ошибках и грехах. И почаще будем вспоминать, и не только утром в утренних молитвах, спасительные и смирительные слова краткой молитвы: «Боже! милостив буди мне, грешнику!» Аминь. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Garri Hakobyan 29 января 2018, 08:46 Милосердие Господа Истинного воистину безгранично к тем кто имеет в душе покаяние и стремится жить по-Божески! Галина И. 29 января 2018, 08:43 Низкий поклон Владыке за евангельское вразумление. Простите, но я думаю, что Господь осуждал фарисеев не целиком как строгую религиозную школу, а за их самонадеянность и заносчивость- в большей части. Фарисеем был Никодим, тайный последователь Иисуса. Св. Ап. Павел вначале тоже принадлежал к этой секте.Абсолютно черных и белых у Бога не бывает- радуга цветная. " Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры... " (Мф 23:13 и далее). Но ср.: " Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших..., не так ли поступают и язычники? " (Мф 5,46-47). Да, очень трудно стать настоящей христианкой, узок путь, но с нами Бог, слава Ему.

http://pravoslavie.ru/110262.html

Мы не можем до конца понять меру Божественного милосердия по отношению к нам. Святитель Иоанн Златоуст учит: « Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать, или друг, или кто-либо другой, и даже больше, чем мы сами можем любить себя, потому что Он печется больше о нашем спасении, чем даже о Своей собственной славе, свидетельством чего служит то, что Он послал в мир на страдания и смерть (плотью человеческой) Своего Единородного Сына только ради того, чтобы открыть нам путь спасения и вечной жизни » 174 . Но для чего мы, рассуждая о 20-м мытарстве, где истязаются немилосердные, рассуждаем о милосердии Божием? Это, прежде всего, обусловлено тем, что в Православной вере спасение понимается как восстановление падшего, потерянного в грехопадении божественного подобия. И спасение человека есть именно восстановление его (человека) в том достоинстве, в котором он пребывал до грехопадения, и даже более… Спасение падшей человеческой природы будет не по образу Адама перстного (сотворенного перстами Бога), но по образу и подобию «Адама Небесного», Господа нашего Иисуса Христа. Сказано: « Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного » ( 1Кор. 15, 47–49 ); и еще: « Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть » ( 1Ин. 3, 2 ). И не случайно, что последней ступенью в Небо является 20-я ступень мытарств, испытующая нас на причастность милосердию Божию или на отсутствие оной. Но чаще немилосердные получают наказание за свою жестокость еще в этой временной жизни: «Когда авва Милисий с двумя своими учениками жил в персидских пределах, два царских сына, братья по плоти, выехали однажды по своему обыкновению на охоту, растянули сети на большое расстояние, и все, что им попадалось в них, ловили и убивали копьями. В сетях нашли также и старца с двумя его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мы не можем до конца понять меру Божественного милосердия по отношению к нам. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать, или друг, или кто-либо другой, и даже больше, чем мы сами можем любить себя, потому что Он печется больше о нашем спасении, чем даже о Своей собственной славе, свидетельством чего служит то, что Он послал в мир на страдания и смерть (плотью человеческой) Своего Единородного Сына только ради того, чтобы открыть нам путь спасения и вечной жизни» . Спасение понимается как восстановление потерянного в грехопадении божественного подобия Но для чего мы, рассуждая о 20-м мытарстве, где истязаются немилосердные, рассуждаем о милосердии Божием? Это, прежде всего, обусловлено тем, что в Православной вере спасение понимается как восстановление падшего, потерянного в грехопадении божественного подобия. И спасение человека есть именно восстановление его (человека) в том достоинстве, в котором он пребывал до грехопадения, и даже более. Спасение падшей человеческой природы будет не по образу Адама перстного (сотворенного перстами Бога), но по образу и подобию «Адама Небесного», Господа нашего Иисуса Христа. Сказано: Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15, 47 – 49); и еще: Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3, 2).       И не случайно, что последней ступенью в Небо является 20-я ступень мытарств, испытующая нас на причастность милосердию Божию или на отсутствие оной. Но чаще немилосердные получают наказание за свою жестокость еще в этой временной жизни: «Когда авва Милисий с двумя своими учениками жил в персидских пределах, два царских сына, братья по плоти, выехали однажды, по своему обыкновению, на охоту, растянули сети на большое расстояние, и все, что им попадалось в них, ловили и убивали копьями.

http://pravoslavie.ru/109054.html

О, какая великая сила у добродетели неосуждения! О, если бы мы, дорогие, чаще себе напоминали великие слова Христовы об этом! Вот они: “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете…” ( Лк.6:37 ). Господь обещает каждому из нас: если мы не будем осуждать, а будем прощать, Он не осудит и нас, простит и нам. Только того ждет Небесный Отец от нас, чтобы сердце наше было исполнено истинной любви друг к другу, не носило в себе греха осуждения ближнего. Господь и Сам не осудит того, кто не осуждает, и поможет тебе переносить обиды и осуждение со стороны других. Ты хочешь, чтобы люди к тебе не были жестокосердными, злыми. Сам не будь черствым. Открывай свое сердце перед бедой и скорбью ближнего своего, будь милостивым, любящим брата своего. Помни слова Господа Иисуса Христа: “…давайте, и дастся вам: мерою доброю утрясенною, нагнетенною и переполненною…” ( Лк.6:38 ). Господь воздаст за всё, что мы сами даем ближним нашим, и положит им на сердце помочь нам, когда мы будем нуждаться в чем-либо. Господь воздаст нам вечным воздаянием, если мы будем милостивыми; Он обещает помилование всем тем, кто проявит добродетель милосердия в своей жизни земной. А вечное помилование — это то, что носит в своих чистых и святых мечтах каждый истинный христианин, о чем он пламенно просит, думая о смерти и отчете по смерти за все свои дела, совершенные в дни земной жизни. Ты хочешь, чтобы тебе люди помогали советами, своими услугами. Сам будь услужливым и иди навстречу тому, кто нуждается в твоей поддержке, с кем ты можешь и должен поделиться своим духовным и житейским опытом. Ты хочешь, чтобы дети твои были послушными, чтобы в семье царила любовь. Прежде всего исполняй сам заповедь, которую Господь повелевает тебе исполнить: “Чти отца… и матерь твою…” ( Исх.20:12 ). И у тебя есть или были отец и мать. Если они живы, сам будь к ним почтительным и оказывай им свою сыновнюю, благодарную любовь. Если их уже нет в живых, не оставляй любви к ним в своих молитвах. Они нуждаются в них, они ждут от тебя, еще живущего на земле, молитв о себе. Памятью о себе они стучатся в твое сердце, ожидая, что ты будешь поминать их в храме Божием и в своей домашней молитве.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Что же делает прощенный и помилованный должник? Найдя своего товарища, который был должен ему сто динариев, он начинает его душить и отдает в темницу. Не так ли поступаем и мы, когда, помилованные Отцом Небесным, гневаемся и злобствуем за малое оскорбление, нанесенное нам нашим братом или сестрою, преследуем и язвим его всеми средствами, лишь бы очернить и обвинить обидевшего? Жестокость лукавого раба по отношению к своему товарищу стала известна царю. Так и наши взаимные памятозлобные и мстительные чувства в!едомы Господу. Неотступные наши приставники - святые Ангелы, видя нашу жестокость друг к другу, с прискорбием возвещают об этом Отцу Небесному, так что ни одно гневливое и злостное движение нашего сердца не утаить от Его всевидящего ока и не укрыть от Его карающего гнева. За злой поступок злого раба государь предал его истязателям, пока не отдаст своего долга. Так поступает Господь и с нами, если не прощаем согрешений ближнему - отвергает Он нас от лица Своего и предает вечному мучению. Таков вечный и непреложный закон правды, таково неизбежное следствие жестокосердия к ближнему. Может ли человек раздражительный и мстительный быть в Царстве Божием, которое есть царство любви, мира и радости о Духе Святе? Достойно ли сострадания и милосердия Отца Небесного сердце жестокое и безжалостное к своему брату? Кто преследует гневом и мщением других, не заслуживает ли сам отмщения и гнева Божия? Суд без милости не оказавшему милости... (Иак. 2, 13), - нам нужно это и помнить, и исполнять. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21), - тогда и Господь помилует тебя не только в этом веке, но и в будущей жизни. Ибо только милостивые помилованы будут. Аминь. О зависти (проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе братия и сестры! В нынешнее воскресенье Святая Церковь предложила нам Евангельское чтение о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом одной несчастной скорченной женщины. Однажды, по Своему обыкновению, вошел Господь в субботу в иудейскую синагогу и стал проповедовать там слово Божие. И увидел женщину, которая восемнадцать лет страдала тяжким недугом немощи, - она была скорчена и не могла выпрямиться. Господь сжалился над нею и, подозвав ее к Себе, сказал: Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего (Лк. 13, 12). И Он возложил на нее руки Свои, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Притча о мытаре и фарисее      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.8 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Приближаются дни Великого поста, когда мы будем усерднее и, в отличие от обычных дней, чаще посещать храм Божий. И как бывает в начале подготовки к этим дням, приходя в храм помолиться, мы слышим слова притчи о мытаре и фарисее. К кому обращены слова этой притчи? К каждому из нас, к христианину в тот миг жизни нашей, когда мы начинаем думать о себе высоко. А значит, они обращены и ко мне, и ко всем вам. О чем эта притча? Эта притча о Божием милосердии и нашей жестокости. Эта притча и о молитве: какой и о чем должна быть наша молитва. Сын Божий пришел в мир для утешения и призвания к покаянию грешников. Но мы почему-то забываем об этот и думаем только о своей праведности и даже не допускаем мысли, что другие люди тоже могут искренне каяться, искренне плакать о своих ошибках и грехах. Нас даже, может быть, печалит Божественная несправедливость, что эти люди, грешники, стоящие вокруг меня, стоящие вокруг нас, тоже достойны Божественного милосердия, и нам как будто жалко, что и им Господь уделяет Свое Божественное внимание. Преградой хочет возвышаться наше «я» на их пути к Богу, заслоняя и оттесняя их в дальний угол или в храме, как это сделал фарисей из сегодняшней притчи, или в повседневной жизни, как это делаем мы. Превозносясь над ближним, мы выставляем напоказ людям скудную мелочь своих добрых дел, а оценивая их веру и их покаяние, в действительности мы ревниво и завистливо хотим показать свое представление о своей вере, своей правоте и о том, как хотим, чтобы верили другие. И таким немилостивым судом, раздражительными поучениями о вере и понуканиями мы удаляемся и сами от Бога, и ближних, испуганных нашей псевдохристианской праведностью, навсегда отвращаем от порога храма Божиего. Чтобы этого не случалось с нами, Господь, никого не осуждая, но призывая каждого рассудить о себе, рассказывает ученикам Своим поучение – притчу о мытаре и фарисее. Для примера были взяты такие два человека, крайняя противоположность которых достигает полной несовместимости.

http://pravoslavie.ru/110262.html

Не думайте, будто непременно надо быть богатым, чтобы быть милостивым. Иисус Христос не имел на земле никакого пристанища ( Мф.8:20 ), а между тем, вся жизнь Его была исполнена дел милосердия. Две лепты бедной вдовицы, поданные в дар Богу, были оценены Им дороже, чем сотни и тысячи богатых ( Лк.21:1-4 ): следовательно, кусок хлеба, поданный голодному от своей нужды и бедности, показывает больше милосердия, чем щедрое подаяние богатого. Видите, сколь доступны дела милосердия для всякого состояния. И если мы имеем обычай отзываться от дел милосердия различными предлогами: бедный — бедностью, богатый —  собственной нуждою в деньгах, и т.п., то это ещё не значит, будто мы действительно не в состоянии оказать милости ближнему, а значит только, что в нас жестокое сердце, неспособное к милости. Положим, что бедный не может помочь другому бедному, а когда к тому же бедному приходит недруг, почему не находишь у него забвения обиды и ласкового приёма? Ведь подать милостыню бедняку и простить обиду врагу — дело одного и того же милосердия. Но жестокое сердце всегда готово на увёртки, чтобы извинить свою жестокость. Нет, братия, в ком истинно милостивое сердце, того ни бедность, ни многочисленное семейство, ни трудные обстоятельства, — просто, ничто не удержит от дел милосердия вообще, и от вспоможения бедным — в частности. Кому из нас случалось подавать щедрую милостыню нуждающимся и выручать бедных в их нуждах, пусть скажет тот, чувствительна ли была для него потеря хлеба, розданная голодным, и разорялся ли кто в деньгах, ссужая ими бедных во имя Божие? Бог печётся о сохранении и благополучии Своих тварей, и как истинно милостивые люди разделяют с Богом это попечение, то Бог невидимо пополняет их убытки для доброго дела, и, смотря по большему или меньшему расположению к милости, незаметно посылает им великие богатства. “Благотворящий бедному, сказано в Священном Писании, даёт взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его” ( Притч.19:17 ). Только будь готов подавать: дело не станет из того, чего подавать. Будь только милостив: Бог пошлёт тебе, кому и чем оказать милость. Были примеры , милостивые отдавали с себя последнюю одежду, лишали себя для голодных всего запаса наступавшего обеда или ужина, однако же были одеты, как прежде, и не терпели голода. Если трудно надеяться на чудеса, то и Бог не всегда посредством чудес вознаграждает раздачу бедным. Он может сторицей уродить посеянный тобою хлеб, благословить твои работы, сделать успешными твои дела, послать счастье в торговле, расположить в помощь тебе на добрые дела богатых людей и т.п. Случается иным богатеть неожиданно: что же несбыточного нажить богатство при благословении Божием, и не терять его, употребляя на добрые дела? Милостыня и подаяние бедным — самое верное средство к приобретению богатства, хотя постоянно расточаемого, но никогда не оскудеваемого. Кто хочет, пусть испытает это средство, и непременно удостоверится, что Бог властен в нашем состоянии, и  верен Своему слову.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

Развитие науки, безусловно, уже принесло и еще принесет немало улучшений в жизнь людей. Но ожидать от науки исполнения всех мечтаний, абсолютного комфорта, безопасной и чуть ли ни вечной жизни, абсолютизировать науку, научный и технический прогресс, безусловно не стоит. Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения (Пс 145:3). И мы сейчас получаем еще одно свидетельство тому, что строки Библии нисколько не устарели. А вечные ценности (которые заключены в Божиих заповедях, в Писании и опыте веры) остаются вечными. При всем значении научного знания. Но вернемся к началу, к вопросу о мнимой жестокости Творца. Бог наш — Бог милости, а не жертвы. Это прозвучало задолго до написания Евангелий, в псалмах Давида. Это не Новый, а Ветхий Завет. Мир суровых правил и жестоких сердец. Но слова надежды и любви пронизали и эти страшные священные Книги книг. Погибель происходит не от жестокости (Бог милосерден), а от тех многочисленных грехов, какие мы, люди — каждый из нас — совершаем, используя во зло свою свободную волю. И не желая покаяться, переменить свою жизнь. Каин и сегодня выходит убивать Авеля. Фото: О. Варов И потому церковное сознание воспринимает эпидемии и другие бедствия как горькое лекарство, напоминающее нам, что смерть всегда рядом. И нужно думать не о достижении всяческих земных успехов и наслаждений. Тем более что они чаще всего связаны с эгоизмом и отсутствием даже толики любви к ближним. Думать надо о спасении души, о всеобщем воскресении, в котором убеждено христианство. Это страшно, если человек не сможет войти в вечную жизнь в Царстве Божием, а окажется бессмертным изгоем, не живым и не мертвым, бесконечно одиноким в своем безбожии… Об этом Бог постоянно предупреждает нас. Мир, который воспринимается нами как «мастерская», где нет высшего Закона и можно творить ради собственного эго всё что угодно, в какой-то момент грозит «сбросить» нас. И много раз мы стояли на самом краю. Если что и удержало, то присутствие Божие, в первую очередь через пробуждение совести, деятельной любви и милосердия. И мир отступал от пропасти. Наука только инструмент. Она не подразумевает тех главных качеств, какие уже не раз спасали людей. Наука — это знания и технологии. А смерть… Смерть всё равно постигает всякого человека. Хочется не думать, забыть об этом. А забывать нельзя. Потому что в осознании смертности заложена и наша надежда. Надежда на жизнь с Богом, где ни у вируса, ни у ракет нет власти над нами.

http://foma.ru/koronavirus-ot-konca-svet...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Однажды я получила от осужденного за убийства открытку с потрясающими вестями»: реальная история о суде человеческом и милосердии Божием 6 мин., 24.06.2022 Эта евангельская история, пожалуй, известна каждому. «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи» (перевод: «Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи»). И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк 23:42). Рядом с Господом распяли двух разбойников, проще говоря, бандитов и убийц. Они не были добрыми людьми, скорее всего, промышляли грабежами, сопряженными с убийствами, либо вели террористическую, как бы мы сегодня сказали, деятельность. Убивали с жестокостью, грабили, бросали умирать тех, кого не добили. Потом их поймали, судили и приговорили к казни. А дальше вмешивается Божественное милосердие. Один из них исповедует Господа и не просто, а с покаянием. Он говорит, что достойное по своим делам принимает. А потом обращается ко Христу и просит помянуть его во Царствии — не просит спасти, привести, избавить от мук, а просто вспомнить. А Господь не медлит, Он ему обещает сегодня же быть с Ним в раю. Представляете? А ведь у креста, возможно, стоят и те, кто потеряли своих близких от рук этого злодея. И тут Господь забирает его с собой в рай. Где же справедливое возмездие за боль и страдания, которые этот человек принес в мир? Евангельские истории мы часто не воспринимаем как истории жизненные, которые происходят с нами здесь и сейчас. Наше восприятие, наш разум говорит, что это было там, давно, с неведомыми нам людьми… Разбойнику благоразумному посвящено очень много внимания в богослужении, особенно на Страстной седмице. Перед каждым причастием, когда священник выносит чашу, мы тоже слышим об исповедании разбойника: «Яко разбойник, исповедаю Тя». Очень много трогательных, глубоких песнопений мы можем вспомнить про человека, имя которого знает один Господь. Ведь для нас история его имени не сохранила — какие-то упоминания встречаются в апокрифах, но они сомнительны. Есть и два предания, описывающие встречу разбойника со Святым Семейством, — красивые и тоже вряд ли достоверные. Скорее всего, в жизни было все гораздо более прозаично и совсем не так романтично, как в этих преданиях. И в проповедях батюшки говорят о том, что мы все разбойники, даже если никого не убивали. Да, это все верно — и проповеди, и толкования. И даже красивые чудесные предания имеют право на существование.

http://foma.ru/odnazhdy-ja-poluchila-ot-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010