Опреснок и горькое зелье означают отсечение воли и жестокость поста. 14: 10. Похвала пастырю, к которому Иоанн Лествичник пишет, где уподобляет его Моисею, путеводившему Израильтян в обетованную землю. 15: 1. Павел Павел Препростый простотою в краткое время приобрел духовное преуспеяние. 24: 30. Памятозлобие Памятозлобие рождается от ярости (гнева). 9: 1. Что есть памятозлобие? 9: 2. 3. Иногда памятозлобие расторгает узы блудной страсти. 9: 7. Должно иметь памятозлобие против бесов и вражду против своего тела. 9: 9. Памятозлобный и Священное Писание толкует лукаво, к своему оправданию. 9: 10. При сей страсти мы не можем произносить молитвы Господней. 9: 10. Как поступать при памя-тозлобии для примирения с ближним? 9: 11. Признак, когда избавляемся от памятозлобия на ближнего? 9: 12. Кому подобен памятозлоб-ный безмолвник? 9: 13. Чем особенно врачуется страсть памятозлобия? 9: 14. В каких людях находит себе место памятозлобие? 9: 14. Памятозлобный лишается милосердия Божия в получении прощения грехов. 9: 14. Непомнящий зла в получении прощения грехов превосходит подвижника. 9: 15. Кому подобен имеющий памятозлобие и думающий, что он приносит покаяние? 9: 16. Каким образом некоторые оставили памятозлобие? 9: 17. Памятозлобие не должно считать маловажною страстию. 9: 18. От памятозлобия и ненависти рождается злословие. 10: 1. Признак памятозлобных и завистливых людей. 10: 12. Печаль Возненавидевший мир избавился печали. 2: 7. По падении в грех должно ополчаться против духа печали. 5: 29. Чем отражать безрассудную печаль и огорчение при начальниковом выговоре, досаде и бесчестии? 7:19. Убийцы печали: псалмопение, милосердие и нестяжание. 26: 195. Какой делает вред чрезмерная печаль? 26: 204. Священное Писание Непрестанное поучение днем в слове Божием служит к отвращению сонных худых мечтаний. 20: 20. Более трудами, а не нагим словом должно поучаться Божественному. 26: 37. 38. 78. Слушание повествований о подвигах святых отцев и учение их возбуждает душу к ревности и подражанию. 26: 135.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Начертай себе правила и порядки жизни, противоположные обычаям мира, – и будешь в мире жить, как в пустыне, – вне мира, ни тебя не будет видно в мире, ни мира в тебе. Таким образом, и в миру ты будешь пустынножителем. Твори милостыню со смирением Милосердие выше девства, поста и молитвы. Милосердный, живущий по заповедям и без девства, есть подражатель Богу, Который говорит: будьте милосерды, как Я милосерд ( Лк.6:36 ). Ты беден, терпишь недостаток, нужду; будь милостив по своим возможностям. Бог ценит произволение и усердие, а не количество денег; подашь бедному и одну копейку, Бог оценит ее лучше сотен и тысяч рублей, поданных богачом из тщеславия и самолюбия. Тщеславие и гордость портят всю цену милосердия; пример тому фарисей, дававший десятину доходов своих. Две лепты усердия и смирения бедной вдовицы оказались в очах Божиих больше тщеславных жертв богача. Милосердие очищает множество грехов. Нищие для того и являются на нашем пути, чтобы испытывать сердца христиан, они – проба для нас, и на Страшном Суде Божием будут или нашими ходатаями, помощниками и покровителями, или обвинителями в жестокости. Блаженны будут тогда милостивии, ибо они помиловани будут. «Виновных не ищите! Молитесь!» Отец Иоанн говорил, что каждое время ставит и перед Церковью, и перед теми, кто ищет спасения, сообразные задачи. Неизменно только одно: при любых обстоя- ельствах сохранить веру и любовь к Богу. Премудрость Божия дала нашему времени наглядные примеры Своего могущества в видимых подвигах новомучеников и исповедников Российских. «...Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:24 ). И новомученики стали семенем будущего возрождения Православной России. Они умирали ради спасения грядущих по ним. Монашеские кельи, рассеянные по всей многострадальной стране, хранили Дух Божий в тайне от духа вражия. Нередко отец Иоанн утешал изнемогающих от безнадежна словами: «Мы-то с вами еще не до крови сражались. Надо потерпеть эту сердечную тугу с молитвой веры и упования – это наше дело, а Господь сделает Свое – сохранит Православие и Церковь Российскую. И если десять ветхозаветных праведников спасли Израиль от гнева Божия, то не усомнимся и мы теперь в спасении России, когда миллионы россиян в годину испытания своею кровью засвидетельствовали верность Богу. А многие из оставшихся в живых противопоставили 70-летним бесовским соблазнам свою тайную молитву, любовь к Церкви и жизнь свою страдальческую. Так неужели Промысл Божий ушел из нашей жизни, оставив нас на произвол человеческих страстей и вражией тирании? Быть этого не может! А значит, камо бежим от лица Божия, от гнева Божия, от любви Божией? Это Он возвел на крест Россию, и, значит, только этот крест нам во спасение. Будем же верить Божиим обетованиям и любви Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

…Если апостол Иаков говорит о делах, что вера без дел мертва есть, но говорит об этом не просто, а указывает на жестокосердие и немилосердие того, кто имеет возможность благотворить ближнему и не благотворит ему в нужде, говоря так: «аще брат или сестра наги будут и лишены дневные пищи, но речет им могущий благотворить: идите с миром, то какая польза?» А апостол Павел еще яснее говорит, что не должно много надеяться на видимое благотворение, а более заботиться о стяжании милосердия… и любви к ближнему: «аще раздам вся имения и предам тело мое во еже сожещие, любве же не имам ни кая ми есть польза». Варсонофий Великий говорит, что если кто-либо, имея на собственную потребу, скажет просящему: «не имею», не солжет, потому что не имеет действительно к раздаянию. Также и в Ветхозаветном Писании сказано: «благотвори требующему елико рука твоя может». Вообще под христианскими делами разумеется исполнение животворных заповедей Божиих, которыми исправляется сердце человека, а не просто нагие видимые дела. При оскудении же делания заповедей приемлется смирение, растворенное покаянием, и наоборот, как показано у Исаака Сирина (с[лово] 34). ИСПЫТАНИЯ И ИСКУШЕНИЯ Смысл скорбей Всегда люди жаловались на различные скорби, и напасти, и болезни… все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть ничто иное как приготовление к жизни будущей. Как кто проведет настоящую жизнь, сообразно тому получит участь в жизни будущей — или блаженную, или злополучную. Все христиане, особенно правоверующие, желают наследовать блаженную участь в жизни будущей. А для получения этого неизбежно понести различные скорби и болезни, по сказанному в слове Божием: «многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное». Люди разделяются на праведных и грешных, но ни те, ни другие не свободны от различных скорбей или болезней, как сказано в псалмах: «многи скорби праведным; многи раны грешному». Святой Давид первых увещевает не малодушествовать, уверяя, что от всех скорбей Господь избавит их, а вторых, то есть грешных, — увещевает не отчаиваться… если грешный с верой и упованием в покаянии будет прибегать к Господу, то получит помилование и прощение согрешений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Этот должник упал в ноги господину и стал просить его: Государь! Потерпи на мне и все тебе заплачу ( Мф. 18:26 ). И умилосердился господин... простил весь долг его и отпустил ( Мф. 18:27 ). Вот каково, братия и сестры, милосердие Божие! Оно любвеобильнее, чем мы ожидаем, оно щедрее, чем мы просим. Должник просил только потерпеть его, т. е. дать ему время, чтобы выплатить свой долг. Милосердие же Божие сразу же прощает весь огромный долг этого должника и с миром отпускает его, желая тем самым и его самого расположить к милосердию и помощи людям. И что же он? Выйдя от господина своего, этот должник нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему всего сто динариев и, схватив, стал душить его, говоря: «отдай мне, что должен» ( Мф. 18:28 ). И напрасно просил этот малый должник потерпеть его и дать ему время, чтобы всё отдать ему ( Мф. 18:29 ). Но тот и слушать не захотел и посадил его в темницу. О, жестокое и неблагодарное сердце! Оно забыло о милосердии Божием, только что ему оказанном. Оно не уразумело «часа посещения Божия». Не уразумел прощённый Богом должник, что долги (грехи) Богу, Он (Бог) простить хочет и может, а жестокость человека к человеку простить не хочет. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как помиловал тебя? И, разгневавшись, государь отдал его на истязание ( Мф. 18:33–34 ). Так и Отец Небесный, – говорит в заключение притчи Христос, поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его ( Мф. 18:35 ) Братия и сестры! Все мы являемся должниками не только у Бога, но и у людей. Ибо все мы осуждаем друг друга, не заботимся друг о друге, мало молимся за ближних. Не прощаем обид, оскорблений, злобствуем, постоянно ссоримся и враждуем. Не горе ли это? Не подлинная ли наша беда от этих грехов наших? Мы забывает об ответственности нашей перед Богом и людьми за своё немилосердное поведение. Господь терпит нас, ожидая просветления ума нашего, смягчения сердца и его милосердия. Сегодняшней притчей Он напоминает нам, что от нашего отношения к людям зависит и отношение к нам Бога: если мы прощаем и помогаем людям, то и Он (Бог) прощает нас, если же не прощаем и не помогаем, то не будет нам ни прощения, ни помощи от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Да и не один раз в течение длительной болезни надобно исповедаться и приобщиться; до последних минут жизни не следует откладывать это; потому что в это время от жестокости болезни и страха смерти, и Суда Божия вся душа бывает возмущена, расслаблена, даже и сознание часто помрачается, и человек становится вовсе неспособным принести покаяние, исповедать свое грехи, и с благоговейными чувствами приобщиться. Оттого многие в бессознательном состоянии и помирали, без напутствия св. Таинствами. 2) Заранее надобно устроить свои домашние дела, составить духовное завещание касательно имущества; со всеми примириться, простить даже врагов лично, или, если неудобно, то простить заочно, от сердца отпустив им вину их. И потом уже ни о чем земном не заботиться, а думать только о том, как встретить смерть и предстать на суд Божий. 3) Пред смертию диавол с особенною злобою нападает с искушениями, наводит уныние, колеблет веру, надежду и любовь к Богу, смущает душу напоминанием прежних грехов, сомнением в милосердии Божием, страхом осуждения на вечное мучение, старается довести до отчаяния - этой смерти души. В это время больной с особенным усердием должен молить Бога, чтобы Он укрепил его веру, надежду, любовь к Нему, не попустил врагу отягощать его искушениями, подавлять унынием, смущать сомнением, страхом. Для утешения и укрепления души полезно почасту заниматься беседою с благочестивыми людьми, чтением или слушанием утешительных мест св. Писания, каких много в Псалмах (Напр. Псал. 6. 17. 21. 24. 26. 30. 31. 37. 40. 41. 42. 49. 50. 61. 62. 68. 72. 76. 83. 93. 101. 114. 117. 118. 142 и другие). Особенно утешительна для умирающего прощальная беседа Спасителя с учениками: Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В дому Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду, и приготовлю вам место; приду опять, и возму вас к Себе, чтобы и вы были там, где Я... и проч. (Иоан. 14-17 гл.). Полезно чаще прочитывать канон на исход души (в требнике) и канон молебный к Пресвятой Богородице на исповедание грешника, Параклисис Богородице, службу по вся дни и другие умилительные каноны. Когда враг наводит смущение напоминанием сделанных грехов, страхом Суда Божия и наказания за них, представлением строгости Божией хочет довести до отчаяния, то надобно ободрять себя размышлением о беспредельном милосердии Божием к людям, по которому Он хочет всех спасти, даже с клятвою уверяет, что Он не хочет смерти, погибели грешников, но чтобы они обратились от пути нечестия и были живы, наследовали спасение (Иез.33,11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/144/...

Так поступай, и будешь жить Для нас это странно. Для нас – это проявление какой-то дикой жестокости, когда служители культа Милосердного Бога оказываются эгоистами. Какова же причина того, что они не подходят к находящемуся при смерти человеку? Это не безбожие. Увы, причина такого поведения – как раз высочайшая религиозность. Нет ничего выше соблюдения правил религии – единственной истинной религии! Это – то, что требует от людей Бог! Соблюдая чистоту жертв, чистоту веры, человек приближал торжество на земле правды Божией, Царства Божия, жизни вечной в Царстве Божием – нескончаемой радости и торжества верных Богу людей. Собственно, с вопроса о Царствии Божием, то есть о жизни вечной, и начинается разговор книжника с Иисусом. Евангелист говорит, что этот человек искушал Христа своими вопросами, чтобы заставить Иисуса сказать нечто такое, что будет сочтено окружающими хулой на Закон. И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить (Лк.10:25-28). Иисус словно простодушно и просто подтвердил всем известные слова Закона – то место, где Закон говорит о любви к ближнему. Книжник был смущен – ведь, в конце концов, даже школьники знали это место в Законе. Как же глупо прозвучал вопрос его, образованного в Законе человека, обращенный к знаменитому Учителю! Да Тот просто выставил его невеждой в Законе, одним из серых поселян, таких, как его галилейские рыбаки, похвалив его, знатока и учителя, как мальчика в школе – быть может, под смех толпы, ценящей яркий, бьющий в точку ответ! И озлобленный книжник переходит к более тонким и сложно толкуемым материям – чтобы показать себя образованным, чтобы оправдать себя. Но в толпе есть соглядатаи, есть шпионы, готовые кликнуть стражу или донести в синедрион на новую хулу. Кто мой ближний?

http://pravmir.ru/ne-tyi-li-samaryanin/

и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их ( Мф.4:23–24 ; Деян.10:38 ). Во время Своего странствования по земле Он не только никогда не оставлял без помощи никого из страждущих, бедствующих и больных, но любовь и милосердие побуждали Его отыскивать несчастных и предлагать им Себя как помощника. Как это усматриваем мы из истории расслабленного, в течение 38 лет страдавшего от своей болезни, увидев коего Господь первый обратился к нему с предложением: хочешь ли быть здоров? ( Ин.5:6 ). А Его слово о Царствии Божием, сопровождавшееся делами, что такое это, как не проявление глубочайшего милосердия и помощи? ( Мф.11:4–5 ). В Своей пастырской деятельности Христос всюду показывал Себя добрым пастырем, как Он и говорил о Себе устами пророка Иезекииля: Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю ( Иез.34:15–16 ; Ис.40:11 ; Мф.9:35–36 ). Но как строго устами того же пророка Он осуждал и обличал неверных пастырей и наемников: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны паст и пастыри? Вы ели тук и волною одевались, от кормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью ( Иез.34:2–4 ). Равным образом с явным упреком отнесся Господь в притче о милосердном самарянине к священнику и левиту, отказавшим во всякой помощи попавшемуся разбойникам. Если же Сам Господь Бог с таким участием относится к страждущим и больным, то имеем ли право освободить себя от этого мы? И если Господь заповедь о любви дал всем Своим последователям, и посещение больных указывает в числе добродетелей, ведущих к наследованию Царствия Небесного: был болен, и вы посетили Меня ( Мф.25:36 и далее), то насколько более обязательны такие цели любви, и в особенности посещения больных, для тех, коих Господь поставил пастырями Своего стада? Что заповедал Он двенадцати и семидесяти ученикам Своим, посылая их на проповедь? Исцеляйте...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня [ Ин. 14, 4 – 6 ] (вот куда идет Иисус Христос и куда должны мы идти!)... Итак, все пойдем немедля к Отцу Небесному чрез Иисуса Христа, Ходатая, и при помощи Его... Всяк, имеяй надежду видеть Отца, очищает себя от всякого греха [ 1Ин. 3, 3 ]... Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием [ 2Кор. 7, 1 ]. Ко Отцу, к Отцу! Купить в Синодной лавке толкование Евангелий воскресных Никифора Астраханского 100 . Объяснение Псалтыри Палладия 101 ; Ефрема Сирина 102 ; объяснение литургии Арсения Киевского 103 ; Историю Церкви Рудакова 9 . Слова Иринарха Рязанского 104 . 7 июля Благодарю Господа, многократно вчера спасшего меня милосердием Своим от страстей моих (зависти, неприязни к отцу Матфею до и во время всенощной), когда я покаялся от души и осудил себя искренно; благодарю и за самое осуждение мною себя самого – и сие от Бога. Ночь провел очень беспокойно: сильный зуд в теле всю ночь – от кофе ли, от молока ли деревенского, дурно пахнувшего навозом, от вина ли, портвейну, или от того, что поздно вечером пил чай с сахаром? Сахар не причина ли этого зуду? Суп ли старый за обедом? Плоть моя не распята со страстями и похотями, а оживлена – оттого я и слаб духом. Крепче заметь это и убий змею свою. Евангелие о слепых и немом бесноватом [ Мф. 9, 27 – 33 ]. Сердечные очи мои ослеплены самолюбием, плотоугодием, чревоугодием, объядением и пьянством, гордостью, честолюбием, завистью, сребролюбием; ропотом, нетерпением, унынием, сладострастием, лицеприятием и лицезрением, лицемерием, суетностью, леностью, нерадением, жестокосердием; скупостью, злопамятством, укорением, оклеветанием, ложью, обманом, легкомыслием, божбою, зложелательством, злорадством, лукавством, хулою, братоненавидением, придирчивостью, подозрительностью, раздражительностью, ссорою, уничижением ближнего, ругательством, предательством и иными бесчисленными грехами. А конец всего этого – смерть [ Рим. 6, 21 ], если не покаюсь и не исправлюсь. 7-го июля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

31. Видвше же клеврети бывша, сжалиша с и пришедше сказаша господин своем вс бывша. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее Даже и для самих людей бывает неприятно видеть жестокость одних к другим; каково же это для милосердого Бога? Товарищи (клеврети) ею рассказали о жестокости раба государю. Это обстоятельство в притче не имеет объяснения: Бог по Своему всеведению знает все несправедливости и обиды, причиняемые одним от других. Вообще (как уже замечено при объясн. 3 ст. 13 гл.), в притчах не должно объяснять каждую частность, но должно более смотреть на общую мысль притчи. Некоторые из толкователей (Дим. Вол.) разумеют под товарищами св. ангелов-хранителей наших, которые с болезнию и прискорбием видя жестокость нашу друг к другу, возвещают о том пред лицем Отца небесного. 32. Тогда призвавъ господинъ глагола рабе лкавый, весь долгъ нъ пстихъ теб, понеже умолилъ м Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня 33. не подобаше ли и теб помиловати клеврета твоего, коже и азъ т помиловахъ; ненадлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34. И прогнвавс господь предад дондеже воздастъ весь долгъ свой. И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга Злой (лукавый) раб. Так назвал царь раба, не простившего своего товарища, который должен был ему ничтожную сумму, около 20 руб., когда самому прощена такая огромная сумма, до 25 миллионов рублей. Предаде его мучителем (отдал его истязателям), как он сам поступил с своим должником. Это значит, что злые, не прощающие других, люди своею злобою удаляют от себя благость и милосердие Божие и потому будут наказаны преданы мучению в аду (чит. объясн. 24–25 ст. 5 гл.). И может ли человек раздражительный и любомстительный быть в царстве Божием, которое есть царство любви, мира и радости о Дусе Святе? (Дим.). «Когда ты питаешь злобу к своему ближнему, то знай, поучает один из пастырей, что питаешь ее к самому себе, а не к другому». Дондеже воздаст весь долг свой (пока не отдаст ему всего долга). Это значит навсегда, ибо он никогда не будет в состоянии заплатить своего долга (Злат, и Феоф.), указание на вечность адских мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Итак, прибавилось, как я сказал недавно, стадо из язычников к древнейшим стадам, и теперь имеет непрекращающимся большее и большее прибавление, до тех пор пока в последние времена как бы не родится и самый Вениамин, то есть народ, именуемый «сыном болезни». 12. Но кто же есть этот, после рождения которого наконец и сама матерь прекратит свое существование и как бы преселится в другую жизнь? Ибо Рахиль скончалась при самих муках рождения Вениамина. С точностью знать это мы предоставим Богу и тем, которые разумнее нас; но вреда никакого не будет, если мы скажем то, что пришло нам на ум. Итак, я думаю, что под «сыном болезни» можно разуметь по справедливости общество верующих в последние времена века; так как в то же время будет и сын «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Сол. 2, 3–4 ). Он ополчится на святых и ничем не будет отличаться от неукротимых зверей, как и сам Спаситель сказал: «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» ( Мф. 24, 21 ). А что не столько на иного кого, сколько на святых обрушится жестокость и бесчеловечие его, на это опять указал Сам Христос, прибавив: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» ( Мф. 24, 22 ). Ибо, так как гонение будет направлено против веры всякого избранного и истинного христианина, так как насилие будет слишком ужасно и невыносимо, так что будет угрожать некоторым даже опасностью: то поэтому, конечно, и сократится это время, потому что милосердый Бог соразмеряет, полагаю, искушение с силами подвергающихся последнему. Так мыслить убеждает и премудрый Павел: " верен Бог, – говорит он, – Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор. 10, 13 ). Итак, с рождением Вениамина, то есть имеющего быть в конце и в болезнях народа, престанет существовать и Рахиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010