1–6. Его обязанности в отношении к народу выясняются через сравнение их с обязанностями городского стража в отношении к жителям города, которых он охраняет. Страж города, которого в древности ставили на башне, обязан предупреждать население города об опасности: а) страж, своевременно предупредивший жителей о нападении врагов, не отвечает за гибель тех, которые были предупреждены, но не приняли мер к своей защите и спасению и погибли; б) напротив, страж, увидевший врага, но не предупредивший жителей города, ответит за смерть погибших людей, хотя они и умрут за свои грехи. 7–9. Подобно городскому стражу, охраняющему жителей города, и пророк поставлен «стражем дома Израилева», но только духовным. Его обязанности – своевременно предостерегать народ от грехов: а) если он не объявит грешнику, что его ожидает за беззакония, и грешник умрет во грехе своем, то пророк ответит за гибель души его; б) если же пророк призовет грешника отвратиться от этого пути его, но тот не послушает, то пророк не будет отвечать за него. Рассмотренный отрывок 33 гл. сходен по содержанию с 3, 17–19. Далее в 33 главе говорится, что пророк должен напоминать отчаявшимся грешникам о милосердии и долготерпении Божием. Покаяние – главное, что хочет Господь от согрешившего, а им может оказаться и праведник (10–20). В конце главы (33) пророк обличает тех, кто слушает его речи из-за любопытства, не заботясь о нравственном исправлении. Из этих стихов видно также, какой популярностью пользовался пророк у изгнанников. 34 гл. Обличение пастырей еврейских и предсказание о Мессии По повелению Божию пророк Иезекииль произнес обличительную речь против пастырей израильских и утешительную для пленного народа. Речь эта произнесена была тогда, когда и те, и другие ощутили всю горечь плена. Пастыри обвинялись в том, что они не исполняли своих обязанностей, а «пасли самих себя», т.е. заботились только о получении материальной выгоды от стада. При этом они обращались с пасомыми с высокомерием и жестокостью. Вследствие нерадения пастырей овцы рассеялись и стали добычей хищных полевых зверей (1–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Они грешат больше сластолюбием, чем корыстолюбием. Юноша, о котором у нас речь, недуговал старческим недугом корыстолюбия. Этот недуг пустил глубокие корни в его сердце и, не встречая противодействия, мог бы сделаться неисцельным в преклонных летах, мог бы довести преданного ему до жестокосердия в отношении к ближним и до богозабвения, ибо с пристрастием к корысти несовместно ни милосердие к бедным, ни служение Богу, так что закосневая с течением времени более и более в корыстолюбии, юноша совсем перестал бы соблюдать те заповеди, о соблюдении которых он ревновал в молодости. Вот почему, предвидя эту неизбежную опасность, Иисус Христос дал совет юноше, чтобы он поспешил с корнем исторгнуть из своего сердца корыстолюбие. В юности гораздо легче это сделать, чем в старости. Можно думать, что при помощи благодати Божией, творящей невозможное возможным, юноша со временем успел победить в себе корыстолюбие. Но как бы то ни было, во всяком случае, для всех нас достоподражаем пример смирения, которое побудило его обратиться к Господу Иисусу с просьбой о вразумлении в деле спасения души. Подобно сему и мы должны поступать. В слове Божием все сказано, что нужно знать и делать для спасения души. Но не всякий может правильно пользоваться уроками слова Божия. Для того, чтобы надлежащим образом употреблять эти уроки, потребно руководство сведущих и опытных в разумении слова Божия людей. Ближайшими руководителями в сем случае должны быть церковные пастыри и учители. Они на то и поставлены, к тому и приготовлены путем продолжительного учения. Они учились для того, чтобы учить других. Не все из них одинаково искусны, одинаково находчивы и речисты; но можно быть увереными, что никто из них, за редкими исключениями, не введет в заблуждение своих пасомых, никто не подаст им камня вместо хлеба, змею вместо рыбы. Правда и то, что многие из них далеко не соответствуют своему положению, учат хорошо, но живут не согласно со своим учением, не подают доброго примера пасомым своей жизнью. Но это никого не должно отвлекать от внимания к их учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Гнилость греха иссекает Христос Бог с корнем из сердец, Ему искренно преданных, да не умертвит она душ их навеки. 20 октября. Утро, четыре с половиной часа. Вчерашний день был для меня, с одной стороны, днем особенного, бесконечного милосердия Божия, заступления и избавления Божия, а с другой – крайней злобы врага бесплотного на меня, его лютости и старания поглотить меня. Чудно оживотворил меня Господь по причащении Святых Таин и даровал мне благодать совершить непреткновенно и с великим дерзновением всю литургию (и на великом входе), обновив меня чрез служение ее, но величайшим избавлением и спасением утешил меня Господь после обедни, когда я пошел в гимназию; на пути встретили меня нищие (и один в одежде послушника), прося у меня милостыни; я рассердился на них за то, что они преграждают мне путь, с желчью стал выговаривать и грозить этому послушнику и хотя дал ему и прочим двум или трем денег, но с неудовольствием, огорчением, скорбию, и вот за это-то я был и наказан тотчас же от Господа преданием сатане, который страшную тесноту, скорбь и муку произвел во мне на довольно долгое время (на час); я целый час шел, ходил и молился в покаянии и самоосуждении глубоком, и из тесноты спас меня Многомилостивый, от яда и огня змииного. Возрадовался я о спасении Божием и возблагодарил Господа, и на будущее время зарекся не сердиться на нищих и не давать в сердце места злобе, жестокосердию, скупости, нетерпению, раздражительности, убивающей душу. Только ради язв Господних, Его страданиями я избавился от страшной муки, от поглощения врагом! О, бесценные язвы Господа для грешников, верующих и кающихся! Многое, бесчисленное в них избавление от бед, скорбей, беззаконий! О дивная правда и святыня Божия! Сколь ты велика, чиста, проста, непреложна, неколебима! Как ты сокрушаешь о себя все неправды, все злобы грешников, приводишь их к покаянию, познанию гибельности и нелепости всякого греха и примиряешь их с собою чрез искреннее покаяние! Как тонка злоба диавола и как тонко, скоро, быстро, как молния, проскальзает в нашу душу! Как надо беречься всякую минуту! И как много [...] зла в человеке! Когда я беспристрастно посмотрю внутрь себя, я вижу себя исполненным зла – что это, как не злоба вражия, когда я в тайне сердца не желаю искренно всякого добра всякому человеку, а себе – всякого добра и благополучия: здоровья, долголетия, успехов, удобств жизни; другим желаю в тайне – о, сатанинство! преткновений, падений, хотя бы для обличения их дурных наклонностей и исправления, ибо, с другой стороны, я желаю искренно и исправления от зла, и только желаю, чтобы за зло человек был наказан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И мы удивляемся после сего, как око неба помрачается негодованием, как лицо земли воспламеняется гневом! Подивимся скорее, как солнце может сносить зрелище всех нечистот и злодеяний, кои принуждено освещать ежедневно и ежеминутно! Как земля не изнеможет под тяжестью неправд человеческих и, последуя примеру своего жителя и владыки, сама не уклонится с пути вокруг солнца! Как воздух, непрестанно наполняемый словами гнилыми и зловредными, не растлится вконец от нечистого нашего дыхания! Как, наконец, все стихии, непрестанно всяким образом злоупотребляемые человеком, исторгаемые из своего чина, уклоняемые от своей цели, не выйдут, наконец, совершенно из порядка, им назначенного, не восстанут против своего притеснителя, не устремятся на всеобщего возмутителя, не разразятся всегубительством над главою врага Божия! И не будем думать, что силы природы, нас окружающей, бесчувственны, а потому для них все равно, как мы ни поступаем с ними; нет, в мире Божием все жизнь и действие, везде чувство и смысл. Апостол слышал некогда, как вся тварь (заметьте выражение – вся тварь) стонет и воздыхает оттого, что человек своим грехопадением лишил ее свободы чад Божиих и поверг в тяжкую работу суете и тлению. Воздыхает, но не выходит из повиновения человеку, заставившему ее томиться в узах; воздыхает, но продолжает работу самой суете. Почему? Потому что так заповедано ей Тем, Кто не хочет «смерти грешника, но дает ему время, во еже обратитися... и живу быти» ( Иез. 33:11 ). В силу сего закона милосердия, без сомнения, и теперь мрак, нас облежащий, рассеется, и мы паки узрим солнце во всей лепоте его, но что узрит сие солнце в нас? Узрит ли хотя единую слезу покаяния на лицах наших? Узрит ли какое-либо бедное семейство, какого-либо беспомощного сироту, взятых на попечение богачом? Узрит ли раздранным рукописание бедного должника, не имеющего, чем воздать заимодавцу? Узрит ли слугу, переставшим терпеть от жестокости и прихотей своего господина? Узрит ли храмы Божий более полными, Таинства более приемлемыми и чтимыми, домашнюю молитву более наблюдаемую? Узрит ли менее шумных полночных игр, убивающих душу и тело, честь и состояние? Менее кощунства и слов праздных?.. Без сомнения, и земля престанет гореть вокруг нас, ибо еще не наступил тот страшный час, когда «стихии... сжигаемы разорятся, и земля со всеми делами, яже на ней», сгорит ( 2Пет. 3:10 ). Но что будет с теми плодами, кои она паки начнет износить из недр своих? С плодами, омытыми потом и слезами бедного земледельца? Не отымутся ли они, по-прежнему нещадно, от гладных уст его семейства? Не пойдут ли в пищу роскоши и прихотей? Не отдадутся ли за предметы совершенно безполезные и даже душевредные? Не поставятся ли прямо в цену беззакония и соблазна?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Такими были некоторые из римлян. Перестав заботиться о мнении людей, они не перестали страстно желать господства. История передает, что таких было много. Но вершину и как бы своего рода Капитолий этого порока первым занял Нерон Цезарь. Распущенность его была такова, что, казалось, он не считал нужным останавливаться решительно ни перед чем; а жестокость такова, что можно было бы подумать, если бы то не было известно, что в нем нет ничего доброго. Однако же и таким власть господствования дается единственно провидением высочайшего Бога, когда Он находит человечество заслуживающим таких господ. Известно божественное изречение относительно этого предмета. Премудрость Божия говорит: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» ( Npumч. VIII, 15 ). Но чтобы под повелителями мы подразумевали самых худших и недобрых царей, а не самых сильных, соответственно древнему значению этого имени , почему и Вергилий говорит: Мир мой удел, я держусь за десницу тирана 80 , – в другом месте сказано яснейшим образом: «иже поставляет царем человека лицемера за строптивость людий» ( Иов. 34:30 ). Поэтому, хотя я, насколько мог, и достаточно показал, по какой причине единый истинный и праведный Бог содействовал римлянам, добрым соответственно известной идее земного государства, создать такую славную империю, тем не менее на это может быть и другая, более тайная причина, заключавшаяся в разного рода заслугах и проступках рода человеческого, известная более Богу, чем нам. Всем людям благочестивым известно, что без истинного благочестия, т. е. без истинного почитани истинного Бога, никто не может иметь истинной добродетели; и что та добродетель не есть добродетель истинная, которая покоряется человеческой славе. Те же, которые не суть граждане вечного государства, называемого в наших писаниях градом Божиим ( Пс. 45:5: 47:2–3:86: 3 ), бывают более полезны для земного государства, когда имеют по крайней мере такую добродетель, чем никакой. Но если ведущие в силу истинного благочестия добродетельную жизнь владеют искусством управлять народами, то ничего не может быть счастливее для человечества, если по милосердию Божию они получат власть. Такие люди все добродетели свои, какие только могут иметь в этой жизни, приписывают единственно благодати Божией, которая их дала им соответственно их желаниям, вере, молитвам, и в то же время понимают, как много недостает им до совершенства в правде, составляющего принадлежность того сообщества ангелов, войти в которое они стремятся. Как бы ни хвалили и ни превозносили ту добродетель, которая без истинного благочестия повинуется человеческой славе, она не может сравниться даже с маленькими ростками добродетели в святых, которые видят свою надежду в благодати и милосердии истинного Бога. Глава XX. Раболепство добродетелей славе человеческой также постыдно, как и раболепство похоти телесной

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

23 . Под путем здесь разумеется «путь всей земли» ( Нав. 23:14 ; 3Цар. 2:2 ), который, по словам Иова ( Иов. 3:23 ), закрыт для человека и который Псалмопевец ( Пс. 36:5 ) убеждает человека предать Господу. Это есть, собственно, конец жизненного пути, кончина, смерть. Участие воли человека в добром направлении его жизни необходимо: к самим людям обращается Господь с заповедью: исправьте пути ваши ( Иер. 7:3 ). Но так как и указание правого пути жизни исходит только от Бога, дающего человеку и внешнюю заповедь и внутренний голос совести, и шествие по этому пути невозможно без божественной помощи, и даже при такой помощи если говорим, что не имеем греха; обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин. 1:8 ): то и кончина праведная, «спасение» – не от человека, но «Божий дар» ( Еф. 2:8 ). Итак направить свою жизнь к доброму исходу не в полной мере зависит от самого человека. К Тому, от Кого это прежде всего и главным образом зависит, обращается пророк от лица народа, заслужившего и признавшего себя заслужившим недобрую кончину (ср. Иер. 10:19 ). Иер. 10:24 24. Накаж насъ Гди, обаче в сд, а не в рости, да не умаленыхъ насъ сотвориши. 24. Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня. 24 . Народ иудейский заслужил гнев Господень, который уже и готов на него излиться ( Иер. 6:11, 32:31 ). Но молится устами пророка, чтобы наказание было совершено над ним не в духе гнева, но в духе правды. Гнев и правда противополагаются один другой: так как правда разсматривалась в Ветхом Завете, как воздержание от насилия, а гнев представлялся таким движением духа, которое может вывести из границ милосердия и сострадания и увлечь к жестокости. Правда не противополагалась милости, как в Нов. Завете закон противополагается благодати ( Рим. 6:14 ). Правда скорее приравнивалась к милости. Таково было снисхождение Божие к неискупленному от греха человеку, что милость к последнему называлась и признана была в совете Божием правдою. Не погубить народ иудейский совершенно, как были погублены другие народы, оказать ему эту милость значило поступить с ним по правде ( Иер. 30:11 ). Народ просит себе наказания в духе этой правды. Да не маленныхъ насъ сотвориши значит почти тоже, что «да не сотвориши скончания» (ср. Иер. 4:27, 5:10 ), да не погубиши в конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Так гордость и самомнение есть весьма существенные причины падений 564 . А посему, если увидишь, что кто-нибудь превозносится и надмевается тем, что он причастник благодати; то, хотя бы и знамения он творил и мертвых воскрешал, но если не признает души своей безчестною и уничиженною, и себя нищим по Духу и мерзким, окрадывается он злобою, и сам не знает того. Если и знамения он творит, – не должно ему верить. Таковый не христианин, а сосуд прелести и диавола 565 . Теперь вопрос в том, как относится благодать к немощным христианам, которые подвергаются частым падениям? Господь милосердствует к таким и долготерпит. Он долготерпит, когда мы, по великому неведению, по младенчеству и по причине укоренения в нас пороков, отвращаемся от жизни и сами себе полагаем много препятствий... Он пребывает к нам милостив, невидимо охраняя и упокоевая нас, и не попускает нам совершенно погибнуть в пороках, имея в виду, что мы обратимся к Нему когда-нибудь. И если кто желает узнать долготерпение Божие, тот пусть обратится к богодуховенным Писаниям. Там всякий найдет безчисленное множество примеров долготерпения Божия. Посмотри на Израильтян, как много они грешили? Сколько раз совращались? И Бог не оставлял их в конец; но на короткое время к их же пользе предавал наказаниям, скорбию желая смягчить их жестокосердие, обращал, побуждал их, посылал к ним пророков и сколько времени был долготерпелив к ним, когда они согрешали и оскорбляли Его. Так и ныне милостивый и благий к каждому из нас Бог являет Свое долготерпение; хотя многократные видит от каждого оскорбления, но безмолствует, ожидая, не отрезвится ли человек со временем и с великою любовию приемлет Он обращающегося от греха. Но если кто, при великом милосердии и долготерпении Божием, сам дошедши до крайнего пренебрежения, начнет прилагать грехи ко грехам, присовокуплять безпечность к безпечности, на одном прегрешении созидать другое, то он впадет, наконец, в такой грех, из которого не в состоянии будет восстать и в конец погибнет. Так погибли Содомляне, так погибли люди во дни Ноя, так погибли Израильтяне. Так готовит себе осуждение и каждый христианин, который преумножает число грехов, не внемля долготерпению, благости и премудрости Божией 566 . е) Процесс нравственного усовершенствования христианина

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но и призванным чрез веру к освящению должно оберегаться, чтобы как-либо не увлечься в скверные ереси, как бы к ненавистным Богу и иноплеменным женам. Ведь в отношении духов- —290— ного плодоношения чистое и беспорочное детоводительство Учителей Церкви может и их соделать отцами благородных чад, духовно рождающими из доброго сердца достославную любовь к Богу. Мал.2:17 . Прогневляющии 2253 Бога 2254 словесы вашими, и ресте: о чесом прогневахом его? 2255 Зане ресте: 2256 всяк творяй зло, добро 2257 пред Господем, и в них сам благоволи, – и где есть Бог правды? Прежде я говорил, что не одним образом, но весьма многими Бог всяческих огорчался на потомков Левия. И, порицая нерадение священнослужителей, говорил: и внесосте хищения, и хромая, и недужная ( Мал.1:13 ), – и к этому присоединил: и лицеприятствовали (лиц обинустеся) в законе ( Мал.2:9 ). Оказывая, как надо думать, почтение и неподобающее уважение некоторым из приближавшихся к ним (по состоянию), они неправедно осуждали слабейших и угнетали некоторых своим корыстолюбием, судя не по правде и по закону, но давая решение неправильное и пристрастное, – или может быть и похищая даже отнюдь им не принадлежавшие владения, – а также с удовольствием принимая подарки, злоупотребляя саном священ- —291— ства и превозносясь над подчиненными. Смотря на ведущих такой образ жизни, столь бесславный и беззаконнейший, некоторые из потерпевших несправедливости как бы приходили в изумление. И это потому, что не было на них никакого наказания от Бога и проявлений Его гнева, как это иногда бывает с обыкшими презирать Его, – напротив, они пребывали в благополучии и наслаждениях. Не вынося этого и быть может уже не стараясь иметь в уме своем мысль о несравненном милосердии Божием, они едва только не кричали от малодушия, говоря: всяк творяй зло, добро пред Ним, и в них Сам благоволи, то есть, пожалуй даже добр (оказывается) в очах Бога худых дел совершитель, и Он услаждается избравшим столь постыдную жизнь. Ведь если это, говорит, не истинно, то где есть Бог правды? Подобало, конечно, подобало Властелину правды не долготерпеть столько к корыстолюбивым священнослужителям и осквернявшим жертвенник и всего более старавшимся совершать неправедные, нечестивые и беззаконные дела. Это могло быть виною вникшего в них малодушия. И должно знать, что, по смыслу толкуемого изречения, употребляющие столь безрассудные слова прогневляют Бога, ибо едва не решаются даже порицать долготерпеливого Бога, благостно ожидающего обращения заблудившихся и перехода к лучшему впадающих в грех. Так и божественный Павел медливших и все еще избегавших покаяния порицал, говоря: или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении не радиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и открове-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13 . Учитель наш Иисус Христос, зная великую жестокость врагов наших и милосердствуя о роде человеческом, заповедал с горестью сердца, говоря: «Будите готови на всякий час, яко не весте, в кий час тать приидет, да и когда приидет, и обрящет вас спящих» ( Лк.12:39–40 ; 2Пет.3:10 ). И в другом месте (опять): «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той» ( Лк.21:34 ). Итак, стой на страже сердца твоего и внимай чувствам твоим; и если стяжешь память Божию (т. е. молитву), то можешь уловлять татей, окрадывающих душу. Ибо кто строго бодрствует над помыслами своими, тот может распознать, какие из оных (татей) покушаются войти в оную и осквернить ее. Враги смущают ум, чтобы он предался рассеянности и праздности; но те, кои познают коварство их, пребывают несмущенными, моляся Богу. 14 . Если сердце твое развлекается и ты не знаешь, как обуздать его, то знай, что занятие твое, произвольное ли оно или не произвольное, подает ему повод к рассеянности. Если бы Гедеон не сокрушил глиняных сосудов, то не увидел бы света светильников. Так и человек, если не удручит подвигами тела своего, то не узрит Божественного Света. 15 .Как в городе, обнесенном стенами, если некоторая часть стены обрушится, то враги, осаждающие город, стремятся к разрушенной части, дабы посредством оной проникнуть во внутренность города, ибо хотя стража находится при вратах, но она не в силах удержать нападения врагов, доколе не исправлена будет поврежденная часть города, так точно и монах, доколе обладает им какая-либо страсть, при всем усилии своем не возможет победить врагов своих и никогда не достигнет совершенства. 16 . Брат! Ежедневно испытывай себя самого, тщательно рассматривая сердце твое в присутствии Божием, нет ли в нем чего страстного, и если есть, то все таковое извергни из него, дабы не постигла тебя злая участь. Итак, внимая сердцу твоему, бдительно наблюдай за врагами твоими, ибо они коварны и лукавы в злобе своей. Пусть будет сердце твое вполне уверено в той мысли, что невозможно делать добра тому человеку, который делает зло. Посему-то Спаситель наш научает нас бодрствовать, сказав: «Узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» ( Мф.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

3)Милосердие Божие есть любовь Его к бедным, стремящаяся бедность их истребить ( Ос. 11:8 ; Еф. 2:4 ; Лк. 6:36 ). 4)Кротость и долготерпение Божие состоит в том, что Он праведный гнев Свой к беззаконным, даже и к самым нераскаянным так, по неизреченному Своему милосердию, умеряет, что не тотчас скоропостижными казнями погубляет их, но со многою терпеливостию сносит злодеяние оных, ожидая обращения их и покаяния. А когда и наказует кого, то не изливает Своего гнева вдруг, но помалу, не отнимая всего добра от них, а старается наипаче благодеяниями привести к добродетели и истинному 6лагополучию оных, нежели казнями. 5)Милость Божия есть благость Его ко грешникам, свобождающая их от должного им наказания, и бывает тогда, когда Бог заслуженные грешниками казни или уменьшает, утоляя жестокость оных и убавляя, большее число тех переменяя на меньшее, или совсем уничтожает, не допущая до оных повинного, или отнимая от него те, буде уже вступили оные в свое действие ( Ис. 63:7, 8, 9 ; Неем. 9:17 ; Пс. 88:32–34 ). Только здесь примечать надобно, как и о всех Божиих свойствах, тоже памятовать должно, что сии все воспомянутые и подобные благости Божией виды не суть разные части оной, понеже Божество непричастно нимало телесного сложения, но токмо так понимаются от нашего ума в рассуждении различных внешних предметов и образов оказывания оной; в самой же вещи едина есть благость Божия, все сие действующая. §60. Священное Писание о благости Божией столь высоко рассуждает, что оную ни с какою, т.е. ни с ангельскою, ни с человеческою, нимало не сравнивает. Никто же благ, токмо един Бог ( Лк. 18:19 ). Да и подлинно, так Бог во всем благ, что в сравнении с Ним никто же благ. Ибо какова бы ни была святая и добрая тварь, да для того самого, что тварь, не может нимало приравняться Творцу своему. Понеже тварь от Творца благость и святыню свою приемлет, а Творец Сам Собою и от Себя свят и благ есть. Тварь может лишиться своей благости, яко же и человек, и ангелы многие лишились, а Божия благость и святость никаковой перемене не подлежит. А хотя человеки, на небеси блаженство получившие, и ангелы, в послушании у Бога оставшиеся, уже в святости и благости своей и непременны пребывают, однако ж непременную свою святость от Бога приемлют. Кратко сказать, Бог по естеству Своему свят и благ, а тварь – по причастию. Глава 12. О святости Божией

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010