Автор, полагая, что образ жизни, избранный Каином (земледельческий), имел вредное влияние на его характер, сравнивает по сему случаю земледелие с пастушеством, и совсем некстати унижает нравственное достоинство первого, вопреки откровению и опыту. Вопреки откровению: ибо Бог сам назначил человеку труд земледельческий; поскольку же в наказании Божием, положенном человеку, как сам автор признаётся (стр. 114), столько же милости, сколько строгости, то быть не может, чтобы Бог определил падшему человеку такое из состояний, которое в особенности оказывает вредное влияние на нравы людей, в нём находящихся. Судя по сему Бог непременно бы по милосердию к своему падшему человеку поставил его в состояние пастушеское. Вопреки опыту: вековые наблюдения свидетельствуют постоянно в пользу земледельческого состояния не только в отношении гражданственном, но и нравственном. Народы, занимающиеся земледелием, вообще бывают нравственнее народов кочующих. Земледелие требует более силы. Что из того худого для земледелия? Оно, действительно, более упражняет деятельность человека, нежели пастушество; но такое свойство его делает ему честь, ибо менее оставляет места праздности, которая есть источник всех пороков. Скотоводство, состоя в попечении о животных, даёт некоторое упражнение сердечной благости. Правда: но в замену некоторого упражнения сердечной благости, сколько оно даёт упражнения сердечной жестокости, которая питается убиением животных для пищи. Опыт свидетельствует, что привычка убивать животных легко может обращаться в привычку убивать людей. Земледелие привязывает к земле. В смысле гражданском – правда: в смысле нравственном весьма сомнительно. Может ли земледелие привязывать к земле, которая вместо плодов, в надежде коих она облита потом земледельца, произращает нередко терние и волчец? Если кто может скорее вспомнить о преступлении первого человека, навлёкшем проклятие на всю землю, то земледелец; и если кто может скорее пожелать, чтобы тварь освободилась от суеты, коей она порабощена преступлением Адама, то земледелец же. Все прочие состояния менее открывают к сему случаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

2 декабря. Обидел сегодня двух нищих, выдрав их сильно за волосы, одного за вторичное прошение у меня милостыни (как я думал, я первый раз подал двадцать пять копеек утром, впотьмах) и за ложь (что он будто не просил), а другого за то, что допустил украсть сапоги, недавно купленные мною, и за попрошайство опять. Согрешил я яростью, обидою, уязвлением ближнего от рук моих. Лучше бы пусть меня изобидели, чем я, священник, кого обидел бы! Тяжкий грех священнику сердиться и драться! Извержению из сана за это он подлежит. Вперед лучше пусть меня изобидят, а я не дерзну никого обидеть. Господи! Да престану от обид силу даруй на сие, да не обратится в привычку моя дерзость и жестокость! Распятие Господа ношу на персях моих к обличению своему, ибо не полагаю душу за овцы, не пасу овец, а себя самого пасу, не научился кротости и смирению, незлобию и терпению, не распинаю плоти со страстями и похотями, а угождаю ей, многострастной, во всём и противлюсь чрез то Господу, всегда влекущему меня к покаянию и ко спасению. Благодарю Господа, явившего на мне долготерпение и милосердие Свое, простившего мне великие согрешения мои: ярость мою и гнев мой на нищих с тасканием их за волосы. О, сколь я был продерз! 3 декабря. Благодарю Бодрого, Недремлющего еже миловати и спасати: тотчас по пробуждении я почувствовал в сердце тоску и тесноту, и, лишь только воззвал ко Господу в сердце о спасении, тотчас успокоилось в Боге сердце мое. Слава Всеблагому и Скоропослушливому! Тако спасай нас, Господи, всегда, тако спасай всех и вся, о них же с верою, упованием и со дерзновением буду молиться Тебе, аще возрастных, аще младенцев. Буди! Аминь. Помяни, Господи, во Царствии Твоем младенца Марию, больного родимчиком. Как Иаков патриарх, глаголю: есть Господь на всяком месте, не точию 28 на месте известнем. Страшно всяко место: несть сие (рус.: это не иное что), но дом Божий, и сия врата небесная ( Быт. 28, 17 ). Да хожу в страхе Божием на всякое время и на всяком месте. Аминь. Mea pulchritudo – Charitas, mea dulcitudo – mea robur, mea gloria 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И ушёл, понурив голову, богатый юноша, ибо велико было богатство его и не мог он исполнить это требование Христово. Почему же именно такое требование предъявил Господь юноше? Почему требовал Он, чтобы юноша продал всё и отдал нищим? А потому, что обладание большим богатством совершенно несовместимо с исполнением Христовых заповедей блаженства. Разве может человек, чьи глаза всегда источают слёзы при виде бедствий и горя братьев своих, разве может милостивый и смиренный холодно созерцать всё это и умножать богатство своё, строить дома, приобретать имущество, покупать лошадей и ненужные предметы роскоши? Конечно, не может, ибо, если он милосерд, он будет всё отдавать, отдавать без конца. И когда всё раздаст, он исполнит заповедь Христову. А если для себя оставляет богатство своё, значит себя любит больше, чем ближнего своего, а Господь заповедал любить ближнего своего, как самого себя. А если будем любить ближних своих так, то неужели не отдадим нуждающемуся и голодному всё, что имеем? Неужели тогда мы сможем жить той жизнью антихристианской, какой живут американские миллиардеры, у которых золотом полны подвалы? На безумную роскошь расточают они эти богатства, на нелепые, возмутительные развлечения расточают они деньги, добытые потом и кровью трудящихся. А Господь карает их за это в детях их, ибо знаем мы из книг о миллиардерах, что нет более презренных, более ничтожных людей, чем бывают дочери и сыновья их, – это выродки, это люди извращённые, не имеющие никаких высших интересов, занятые только развлечениями и наслаждениями, которые им надоели, которыми они пресытились. Вот и говорит Господь Иисус Христос, что если мы не желаем расстаться с богатством своим, то не войти нам в Царство Божие, ибо мы остаёмся жестокосердными, чёрствыми эгоистами. А разве место таким в Царстве Божием? Да, легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное. Но какое отношение имеют все эти слова Христовы, все эти мои разъяснения к нам, которые не имеют никакого богатства? Прямое.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Так же и в отношении к отдельным лицам: дав власть Марию, Он же дал ее и Гаю Цезарю; дав Августу, дал и Нерону, дав Веспасианам, как отцу, так и сыну, императорам, отличавшимся в высшей степени привлекательными свойствами, Он же дал и Домициану, отличавшемуся крайнею жестокостью; дав (чтобы не перебирать последовательно всех) царствование Константину-христианину, Он же дал ее и Юлиану Отступнику. Святотатственная и проклятая страсть к гаданиям, пустоте которых последний предался, обманула его превосходные природные дарования мечтами о господствовании, когда он, в надежде на несомненную победу, сжег корабли, везшие необходимые съестные припасы; а потом, с горячностью увлекшись смелыми предприятиями и будучи очень скоро убит, оставил войско в неприятельских странах в крайне бедственном положении, так что оно не могло выйти оттуда иначе, как при условии перемещения границ Римской империи вопреки известному пророчеству бога Термина, о котором мы упомянули в предыдущей книге Бог Термин уступил, таким образом, необходимости, хотя и не уступал Юпитеру. Всем этим управляет и распоряжается по своему благоусмотрению единый и истинный Бог . Таинственны основания этого управления и распоряжения, но неужели они несправедливы? Глава XXII. Времена и исходы войн зависят от суда Божия То же и в отношении продолжительности войн. Соизволит ли Он по своему справедливому суду и милосердию подвергнуть человеческий род бедствиям или дать ему утешение, – одни войны оканчиваются быстрее, другие тянутся долго. Война с пиратами Помпеем и третья Пуническая война Сципионом были окончены с невероятной быстротой в самое короткое время. Так же и восстание гладиаторов, хотя во время него и потерпели поражение многие предводители римских войск и два консула, а Италия была страшно разорена и опустошена, окончилось, однако же, после многих жертв на третьем году. После долговременного и самого покорного рабства под римским ярмом, когда Римскому государству были подчинены уже многие народы и Карфаген разрушен, попытались добиться свободы не посторонние, но италийские же народы: пиценты, марсы и пелигны.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Заметил ли ты, любезный читатель, что во всех Христовых притчах есть только одно собственное имя? А если заметил, то пытался ли себе уяснить, почему только этот Лазарь назван Господом по имени, тогда как даже его соперник по жизненному жребию остался под общим наименованием Богатого? Очевидно, Божественный Учитель хотел, чтобы Его последователи крепко запомнили и земной и загробный жребий бедного Лазаря, хотя главная идея притчи сосредоточивается всё-таки на Богатом: Лазарь безмолвствует в притче, а Богатый говорит и молит за себя и за братьев. Желание Спасителя не осталось неисполненным: Лазарь сделался любимою песнью добрых христиан: бедняки утешаются ею от корыстолюбия, и все поучаются помнить о смерти, о суде Божием и о милосердии к бедным. Однако вопрос наш остается не разрешенным. Ведь и притча о Блудном сыне составляет любимое содержание, если не народных, то церковных песней, также и другие, в которых прославляется милосердие и покаяние; но там нет собственных имен, да и песни о Лазаре не в его имени почерпают одушевление для певцов, а в описании рая и ада, жестокосердия богача на земле и позднего его раскаяния во аде. Может быть, мы скорее найдем то, что ищем, если постараемся прояснить себе частные мысли притчи Господней. Всё ли в ней понятно? примиряется ли наше сердце с безнадежным ответом Авраама богачу, жалеющему о своих братьях: «Аще Моисея и пророков не послушают и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры»? Эти строгие слова силою своей мысли, вероятно, смутили многих слушателей Господа, смущают и доселе читателей Евангелия, представляясь преувеличением, пока они не подтвердятся действительными событиями. И, вот, они подтвердились. Не приточный Лазарь – бедняк, а иной Лазарь, известный всем иудеям друг Христов, явно, на глазах у большой толпы народа, воскрес из мертвых, пробыв четыре для бездыханным смердящим трупом. «Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали». Многие, но не все. «А некоторые из них пошли у фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» ( Ин. 11, 45, 46 ). Что же фарисеи? Они собрались и не только не смягчились в своем упорном неверии, или точнее, в непослушании истине, а по слову Каиафы решили убить Умертвителя смерти; но и этого им казалось мало. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради его многие из иудеев приходили и веровали во Иисуса ( Ин. 12, 10, 11 ). Заметьте, в их решении нет ни отрицания чуда, ни указания вины обоих осужденных: предрешенная неправедная казнь есть единственное средство для удержания народа в неверии, и они решаются на это средство.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Итак, научитесь вы, жестокосердые и непреклонные, благости Создателя нашего, и не будьте суровыми и тяжкими судьями подобных вам рабов, пока не приидет Открывающий сокровенные тайны сердец и Определяющий, по Своей владычней власти, каждому (известное) состояние (в) будущей жизни. Не произносите жестоких приговоров, дабы самим не подвергнуться таковым же и не наколоться на слова собственных уст, как на острейшие зубы. Предостережение от этого прегрешения, как мне кажется, имеет в виду и евангельское изречение, гласящее: «не судите, да не судимы будете»: 14 ведь не суд вообще и прощение отвергает оно, но судом называет слишком жестокое осуждение. Итак, сделай вес правосудия легким для других, если только хочешь, чтобы и твои деяния не были наклонены в сторону осуж- —9— дения, когда жизнь наша будет взвешиваться, как на весах, на суде Божием. Будучи облечен телом и живя во плоти, ты никогда не устранишь из жизни помощь врачевства; ибо хотя бы обладал ты в величайшей степени благополучием и здоровьем, не проживешь однако настолько безболезненным, чтобы не испытать нужды в заботливости врача. И душу имея склонную к земному (как только она забудет о себе, тотчас наполнится телесными страстями), не отвергай милосердия, чтобы не лишить себя снисхождения, когда станешь нуждаться в нем. Если кто – иерей, и назначено ему быть руководителем народа, то пусть снисходительно смотрит он на падения подвластных своих, зная, что если жизненное положение его и имеет отличие сравнительно с народом, все же природою он нисколько не отличается от пасомых; а имея общение в ней (природе), он – может статься – будет когда-нибудь общником и прегрешения. Зная это, и Моисей (ведь он был человеком и хорошо знал природу – человеческую) постановил приносить в жертву тельца за священника, согрешившего, конечно, и нуждающегося в очищении, и даже большем. Но чем был тогда плотской телец, то теперь – бестелесное раскаяние и бескровное моление, которым гордясь и хвалясь, да не, утратим мы (этого) благодеяния, зная, что и Аарон, знаменитейший иерей, примкнул к народу, искавшему богов, и вместе с сестрою Мариею увлекся ропотом; и если бы возроптавши (потом) не умолил, не избежал бы наказания. И всякий другой, не иерей, а один из народа, пусть боится возлагать тяжкое бремя: ибо если и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, научитесь вы, жестокосердые и непреклонные, благости Создателя нашего, и не будьте суровыми и тяжкими судьями подобных вам рабов, пока не приидет Открывающий сокровенные тайны сердец и Определяющий, по Своей владычней власти, каждому (известное) состояние (в) будущей жизни. Не произносите жестоких приговоров, дабы самим не подвергнуться таковым же и не наколоться на слова собственных уст, как на острейшие зубы. Предостережение от этого прегрешения, как мне кажется, имеет в виду и евангельское изречение, гласящее: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 ): ведь не суд вообще и прощение отвергает оно, но судом называет слишком жестокое осуждение. Итак, сделай вес правосудия легким для других, если только хочешь, чтобы и твои деяния не были наклонены в сторону осуждения, когда жизнь наша будет взвешиваться, как на весах, на суде Божием. Будучи облечен телом и живя во плоти, ты никогда не устранишь из жизни помощь врачевства; ибо хотя бы обладал ты в величайшей степени благополучием и здоровьем, не проживешь однако настолько безболезненным, чтобы не испытать нужды в заботливости врача. И душу имея склонную к земному (как только она забудет о себе, тотчас наполнится телесными страстями), не отвергай милосердия, чтобы не лишить себя снисхождения, когда станешь нуждаться в нем. Если кто – иерей, и назначено ему быть руководителем народа, то пусть снисходительно смотрит он на падения подвластных своих, зная, что если жизненное положение его и имеет отличие сравнительно с народом, все же природой он нисколько не отличается от пасомых; а имея общение в ней (природе), он – может статься – будет когда-нибудь общником и прегрешения. Зная это, и Моисей (ведь он был человеком и хорошо знал природу – человеческую) постановил приносить в жертву тельца за священника, согрешившего, конечно, и нуждающегося в очищении, и даже большем. Но чем был тогда плотской телец, то теперь – бестелесное раскаяние и бескровное моление, которым гордясь и хвалясь, да не утратим мы (этого) благодеяния, зная, что и Аарон, знаменитейший иерей, примкнул к народу, искавшему богов, и вместе с сестрою Мариею увлекся ропотом; и если бы возроптавши (потом) не умолил, не избежал бы наказания. И всякий другой, не иерей, а один из народа, пусть боится возлагать тяжкое бремя: ибо если и тому, кто призван очищать народ, в известные времена оказывается необходимым очищение, то что же должно быть с тем, кто не имеет силы такого рукоположения?

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Как много они грешили? Сколько раз совращались? И Бог не позволил им [погибнуть] окончательно, но на короткое время к их же пользе предавал их наказаниям, желая 5391 смягчить их жестокосердие; и вновь благоутробный [Владыка] обращал, побуждал их, посылал к ним пророков, и сколько времени был долготерпелив к ним: когда они согрешали, и претыкались 5392 , и обращались [к Нему], то принимал их с радостью; 5,2 и когда снова совращались – не оставлял, но чрез святых пророков призывал их к обращению, и хотя многократно уклонялись от Него и обращались к Нему, всякий раз благосклонно 5393 принимал, пока не впали, напоследок, в великий грех, возложив руки на собственного своего Владыку, Которого, по преданиям отцов и святых пророков, ожидали себе Искупителем, Спасителем, Царем и Пророком. Ибо, когда пришел, не приняли Его, но напротив, подвергнув поруганиям и оскорблениям и удостоив Его бесчестия, напоследок предали на кресте смертной казни. 5,3 И сим великим оскорблением и чрезмерным преступлением преумножившиеся грехи их дошли до полноты, и так в конец уже оставлены они, по удалении от них Святого Духа, когда «раздралась церковная завеса» 5394 5395 , и храм их, и город, преданный язычникам, срыт и приведен в запустение, по определению Господа: «Не останется здесь камня на камне, пока не будет разрушен» 5396 . И таким образом окончательно преданы они [язычникам] 5397 и по всей земле рассеяны пленившими их тогда царями, получив повеление не возвращаться более в страну свою. 5,4 II, 4, 21 Так и милостивый и благий к каждому из нас [Бог] являет Свое долготерпение, видя, сколько раз претыкается каждый 5398 , и безмолвствует, ожидая, когда отрезвится человек и обратится, чтобы больше уже не спотыкаться, и с великою любовью и радостью приемлет обращающегося от греховных преткновений. Ибо так говорит: «Радость бывает на небе о едином грешнике кающемся» 5399 ; и еще: «Нет воли Отца Моего, чтобы погиб один из сих» 5400 наименьших. 5,5 Но если кто – при великом к нему милосердии и долготерпении [Божием], когда [Бог] 5401 не подвергает его наказанию за каждое греховное преткновение, тайное или явное, но видя оное, безмолвствует, ожидая покаяния, – сам, дошедши до великого пренебрежения, начинает прилагать грехи ко грехам, присовокупляет беспечность к беспечности, на одном прегрешении созидать другое и исполняет меру грехов; то впадает уже, наконец, в такой грех, от которого не может воспрянуть, но сокрушается и, окончательно предавшись лукавствиям 5402 , погибает.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Упокой, Господи, душу раба Твоего, схиархимандрита Феофила, и спаси меня его святыми молитвами!» Высказывания, поучения старца Феофила Мы должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, долготерпения и умеренности во всех поступках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надо помнить общую слабость человеческую, общую склонность ко грехам, в особенности – свои великие немощи и грехи, а также бесконечное к нам самим милосердие Божие, которое прощало и прощает нам грехи многие и тяжкие за покаяние и умоление наше. Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Он, многомилостивый, хочет и от нас милости, милосердия, незлобия и терпения относительно ближних наших. Он же готов всегда помогать нам во всяком добром деле. Если у тебя злое сердце, проси в покаянии, чтобы Он смягчил твое сердце, сделал кротким и долготерпеливым, и будет оно таково. Наши страсти – это наши великие болезни. Когда наша природа желает, боится или иным каким-нибудь образом приходит в возбуждение, она тогда страдает, терпит, волнуется и выходит из того спокойствия, в котором и заключается ее здоровье. Но из всех страстей самая большая – это ненависть, особенно когда она сопровождается смертоносными признаками мщения. О, что это за недуг! Это возгоревшаяся желчь, которая изнутри возбуждает дух, стесненный тысячами волнений, а извне обнаруживается на лице, искаженном от печали. Это великая тяжесть уныния, которая падает на сердце, волнует и подавляет его. Это внутренняя возбужденность души, вызывающая самые страшные движения, это мрачный туман в уме, подымающий волнения пагубных помыслов. Яд в крови, отравляющий всякое удовольствие, поджигающий и распаляющий жестокость. Это злодейская страсть. Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью Его к себе. То, что мы подаем нищему, голодному, нуждающемуся, то, что мы делаем страдающему, плачущему, утешая его, – привлекаем благословение Божие к нам. Сказано в слове Божием: Благотворящий бедному дает взаймы Господу ( Притч. 19:17 ). А Господь воздает всегда щедрым Своим отеческим воздаянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Говоря о воспитании юношества, о. Иоанн дает совет: «Дети пусть чаще вспоминают о Сыне Божием, Который не знает другой воли, кроме воли Отца; пусть и они научатся во всем повиноваться родителям, – если воля родителей законна, и всегда почитать их, как посредников наших в Божественном даре жизни. Все же, и отцы, и дети, мужи и жены, старцы и юноши, будем поклоняться Триипостасному Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом, Духу, от Отца исходящему и в Сыне почивающему». Особенно горячо и часто проповедует о. Иоанн о милосердии и благотворении к ближним. «У первых христиан, т. е. живших при апостолах и после них, было все общее: богатые и достаточные добровольно жертвовали своим имением и деньгами, и собранное хранилось у предстоятелей церкви, которые употребляли оное на содержание бедных, вдов, сирот, больных, странных, заключенных в узах и других нуждающихся. Есть у нас род сокровищницы, – пишет один церковный учитель: каждый ежемесячно или когда пожелает, вносит в нее, сколько может и сколько хочет. Эти подаяния употребляются на пропитание и погребение бедных, на содержание детей, лишившихся родителей, на старцев, из дому уже не выходящих и работать не могущих, на облегчение участи несчастных, потерпевших кораблекрушение... Составляя между собою одно сердце и одну душу, можем ли мы отказаться от общности имущества? Наконец, и то должно служить важным побуждением к милосердию, что оно весьма полезно для самих благотворителей, ибо оно укрепляет в них чувство человеколюбия и возвращается к дающему с приращением.» Бедность или неимение средств не служит отговоркой для нежелающих благотворить. «Вместо великого дара принеси усердие. Ничего не имеешь? – Утешь слезою. Великое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем; несчастие много облегчается искренним соболезнованием... Так учит нас и разум, в закон, и собственный опыт, и справедливейшие из людей. «Кому и как должно подавать милостыню? Иисус Христос говорит: всякому, просящему у тебе, дай; значит, должно помогать и благотворить всем, не делая разбора в лицах, состоянии, происхождении, вероисповедании. Каждому, истинно нуждающемуся, должно оказывать милость, ибо все они одинаковое имеют право на сожаление и так же смотрят на руки ваши, как мы на руки Божии, когда чего просим, и гораздо лучше простирать руку и недостойным, нежели, из опасения встретиться с недостойными, лишать благодеения и достойных. Должно помогать не по тщеславию и самолюбию, не из желания благодарности и вознаграждения, но бескорыстно, для угождения Богу и из любви в ближнему. Милостыня, зараженная болезнью тщеславия, не есть уже дело милосердия, но хвастовство и жестокосердие. Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но в том, чтобы давать с христианским чувством милосердия. Должно благотворить ви помогать добровольно, охотно, искренно, радушно, с почтительностью и непритворною любовью к бедным, без всякого негодования, досады и презрения.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010