Скачать epub pdf 14. 11 неделя по Пятидесятнице. О жестоком заимодавце. О милосердии Божием и нашем жестокосердии (Мф. 18:23–35) «Умилосердился Господин... И простил весь долг его и отпустил» ( Мф. 18:27 ). Мы всегда, братия и сестры, живём среди людей, всегда окружены ими – и дома, и на работе, и на улице. Мы постоянно их видим, слышим, воспринимаем, оцениваем, вступаем в разговоры, входим в отношения разного рода. Какие из всех этих отношений наиболее желательны и полезны для нас? Отношения взаимных услуг, взаимного понимания, доверия, расположения и помощи. Все мы чада Отца Небесного, и всех нас Он любит и всем всегда готов оказать Своё милосердие, но, однако, не всегда всем в одинаковой степени, а в той мере, в какой мы сами оказываем милосердие и помощь другим. Любя нас, Господь хочет, чтобы и мы любили Его и своих ближних. И по мере этой нашей любви Он милосердствует и помогает и нам. Но что значит любить Бога? Это значит не только то, что мы должны веровать в Него и прилепляться к Нему всем своим сердцем, но и то значит, что надо служить Ему в лице всех, кто нуждается в нашей помощи. Любить Бога – значит больного посетить, жаждущего напоить, страждущих утешить ( Мф. 25:35–36 ), сиротливого согреть своим участием. Иначе сказать: любить Бога – значит всех своих ближних и особенно нуждающихся в помощи взять в своё сердце и жить заботой о них. Поступая так, мы по слову Христа будем служить меньшим братьям Господа, а тем самым служить Ему Самому ( Мф. 25:40 ). Живя так, мы будем расширять своё сердце, духовно обогащаться, в Бога богатеть, подражая Господу в Его безграничной любви к людям, в Его милосердии, Его помощи нам, грешным. О великом милосердии Божием и нашем жестокосердии ярко говорит нам сегодняшняя Евангельская притча. Кратко напомним её. Царство Небесное, – говорит Христос, – подобно царю, который захотел сосчитаться со слугами своими ( Мф. 18:23 ). И вот стали приходить к нему эти слуги, давая каждый отчёт, как он исполнил волю господина, как использовал данные ему таланты. Среди этих слуг оказался один, который не только не приумножил данные ему таланты, но и оказался должником десять тысяч талантов ( Мф. 18:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Любовь не разрушает этих граней, еще более подчеркивая их. «Приближьтесь – призывал Филарет, – и рассмотрите грозное лице правосудия Божия, и вы точно узнаете в нем кроткий взор любви Божией» 781 . Именно в грозном лице и только в грозном лице – взор любви. Бог милосердия не может перестать быть Богом правды 782 . Особенно выразительно в этом отношении Филаретово слово о ревности, более всего далекое от розовой всетерпимости. Для Спинозы ревность была сложным (и в сущности постьдным) сочетанием любви, ненависти и зависти. Для Филарета ревность – духовный огнь, сложное действие ума и лю6ви 783 . Фанатизм и эксклюзивизм перестают казаться тем позорным пятном, каким их хотело бы видеть интеллигентское сознание. Весьма поучительно пересмотреть весь круг Филаретовых образов под углом зрения этой философии границ и запретов. Меч, суд и казнь стоят в центре. Есть какая-то проясненная, «сублимированная» жестокость в его любимых образах. В ранней проповеди 1811 года он припоминал ветхозаветные казни: потоп, гибель Содома, гроба похотения. И еще раньше, в 1806 году, в его проповедях чувствовалась некая колючесть и жестокость 784 . Он говорил о мстительных волнах потопа и казнях, о «мече Божием, сокрытом в самой природе и в обыкновенном течении дел человеческих» 785 , о поражающем как стрела грозном слове Божием 786 , о биче, сплетенном из словес истины и целомудрия 787 . «Порази плоть ударами не ножа или бича, но духовного слова: горе смеющимся: блажени плачущие ныне» 788 , – «и умерь веселие невинное, и убей веселие греховное» 789 . «Жажду приятного угаси жаждою голгофскою; в сладости земные положи оцет и желчь, поднесенные распятому Господу» 790 . Христос – «Царь тернового венца» 791 , одежда – «всеобщий и всегдашний траур, наложенный раскаянием, по смерти первобытной непорочности» 792 . Тернии и траур, «вечные палящие слезы» 793 – образы, типичные для Филарета. Страдание – космическая категория, неуничтожимая и неизгладимая: «Какое древо любезнее вертоградарю? – не то ли, которое более страждет для вертоградаря? Какая вода неповрежденнее сохраняет естество свое? – не та ли, которая менее покоится и более стонет, будучи гонима судьбою, изреченною ею в законе тяжести, и сокрушаема о камни» 794 . Пройдите по всем степеням видимых тварей, пройдите по всем областям земной природы: где нет страдания? Что не страждет?» 795 «Путь добродетели идет на гору: крут, узок, усеян тернием» 796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Потому-то сия злотворная мучительница и говорила мне: союзники мои, когда видят мертвых, смеются; стоя на молитве, бывают совершенно окаменелыми, жестокосердными и омраченными. Пред священною трапезою Евхаристии остаются бесчувственными; и даже причащаясь сего небесного дара, как бы простой хлеб вкушают. Когда я вижу людей, предстоящих с умилением, то ругаюсь над ними. От отца, родившего меня, научилась я убивать все доброе, рождающееся от мужества и любви. Я матерь смеха, я питательница сна, я друг пресыщению, я неразлучна с ложным благоговением, и когда меня обличают, я не чувствую скорби. 5] ЛОЖНОЕ БЛАГОГОВЕНИЕ См. выше ОКАМЕНЕННОЕ НЕЧУВСТВИЕ. 5] См. ТЩЕСЛАВИЕ. 14, 30] ОТЧАЯНИЕ Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно; и без сомнения Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение. Когда язва еще нова и горяча, тогда удобно исцеляется, но застарелые, оставленные в небрежении и запущенные раны неудобно исцеляются, ибо для врачевания своего требуют уже многого труда, резания и прижигания. Многие раны от закоснения делаются неисцельными, но у Бога вся возможна ( Мф. 19, 26 ). 30] Когда оплакиваешь грехи свои, никогда не слушайся оного пса, который внушает тебе, что Бог человеколюбив, ибо он делает это с тем намерением, чтобы отторгнуть тебя от плача и от бесстрашного страха. Мысль же о милосердии Божием принимай тогда только, когда видишь, что низвлекаешься во глубину отчаяния. 10]. Испытаем, прошу вас, кто больше пред Господом: умерший ли и воскресший или никогда не умиравший? Ублажающий последнего обманывается, ибо Христос умер и воскрес, а ублажающий первого увещевает умирающих, то есть падающих, не предаваться отчаянию. 32] Когда печаль и отчаяние в нас усиливаются, тогда мы не можем приносить должного покаяния, ни окаявать себя, ни укорять, хотя в печальном расположении души и не предаемся греху. А когда оные угаснут, тогда опять мучитель наш внушает нам о милосердии Божием, чтобы мы снова пали. 34] См. ТЩЕСЛАВИЕ 3]; ГОРДОСТЬ, ХУЛА 45].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/gre...

6 . «Если Бог, – говорит тот философ, – причиняет кому бы то ни было ущерб, то Он уже не добр». В немалое заблуждение впадают те, кто строгость человеческую ли, божественную чернят именем жестокости и злобы, полагая, что того, кто наказывает несущего зло, следует самого именовать злым. Если это так, то мы имеем злые законы, которые требуют наказания преступников, и злых судей, которые предают уличенных в преступлении на смертную казнь. 7. Если же и закон, который воздает преступнику то, что тот заслужил, признается справедливым, и судья считается непредубежденным и справедливым, когда он наказывает за дурные поступки (ибо кто карает преступников, тот защищает честных людей), стало быть, и Бог, когда противодействует дурным людям, не является злым. Злодей же тот, кто либо глумится над невинными, либо щадит преступника, так что тот приносит несчастье многим. 8. Хочется спросить у тех, кто считают Бога безмятежным: если кто-то имеет дома челядь, и рабы его, презрев снисходительность господина, присвоят все принадлежащее ему, если они сами станут пользоваться имуществом его, если их, [рабов], станет почитать челядь его, а господина все будут презирать, насмехаться над ним и покидать его, то неужели может считаться разумным тот, кто не покарает за оскорбление и станет терпеть, чтобы его богатствами пользовались рабы, над которыми он имеет власть? Где вообще можно найти такую снисходительность? Если вообще следует подобное называть снисходительностью, а не тупоумием непостижимым! 9. Но презрение еще можно снести. А что, если случится вдруг то, о чем пишет Цицерон? «В самом деле, я спрашиваю, если отец семейства, найдя детей своих убитыми рабами, жену зарезанной, а дом сожженным, не подвергнет рабов своих жестокой каре, сочтем ли мы его милосердным и сострадательным или бесчеловечным и жестоким?» 153 10. Если же прощение таких преступлений является жестокостью, а не милосердием, то и Бог лишен благости к тому, что происходит несправедливо. 11. Ведь мир является как бы домом Бога, а люди как бы Его рабами. Если они будут насмехаться над именем Его, то какая [будет для Бога] снисходительность в том, чтобы расстаться с уважением к Себе, чтобы увидеть, что творится превратное и несправедливое, и не возмутиться этому, что свойственно и естественно для Того, Кому ненавистны прегрешения?

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

47 ⏀]: 1. Итак, у людей есть одна надежда в жизни, одна спасительная пристань и одно убежище для свободы, если, отказавшись от заблуждений, в которые когда-то они впали, люди откроют глаза разума своего и познают Бога, в Котором одном лишь находится обитель истины. Если они презрят земное и сотворенное из земли; если сочтут пустой философию, которая у Бога является глупостью, и, приняв истинную мудрость, т. е. религию, станут наследниками бессмертия. 2. Но [язычники] сопротивляются не столько истине, сколько собственному спасению. И когда они слышат это, то гнушаются подобных слов, словно какого-то невыразимого нечестия. 3. Они не хотят даже слышать подобного, полагая, что, внимая этому, оскверняют уши свои святотатством. При этом они не удерживаются от оскорблений, но, как только могут, бранятся последними словами. Кроме того, если они бывают облечены властью, то преследуют [праведников] как государственных врагов, мало того, даже больше, чем врагов. Ведь наказанием для врагов, когда те бывают побеждены в войне, служит либо смерть, либо рабство, и никто не подвергается истязаниям после сложения оружия (пусть они и заслужили претерпеть все что угодно), так чтобы и среда мечей обрело место милосердие. 4. Жестокость же в отношении невинных является неслыханной и недостойна победителей, ибо не имеет другой причины, кроме ярости. И вот, поскольку язычники не в состоянии бороться с помощью разума, они прибегают к насилию, осуждают из-за своего неведения невинных людей, словно самых опасных злодеев, не желая ничего знать о справедливости. 5. И при этом они не считают достаточным, чтобы те, кого они без основания ненавидят, умерли от скорой и легкой смерти, но терзают их изысканными пытками, чтобы унять свою ненависть, которую породило вовсе не преступление, а истина. Эта истина ненавистна тем, кто живет дурно, так как они с трудом переносят то, что существуют люди, которым не могут нравиться их поступки. Таких людей они жаждут уничтожить любым способом, чтобы получить возможность грешить свободно и без свидетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

Но когда оканчивается милосердие и назначается мщение? Это тайна Провидения. Дай Бог, чтобы это время никогда не настало для нас. Постараемся никогда не оскорблять нежного сердца наших Ангелов и не делать их вместо покровителей и охранителей своими обвинителями. Не погасим в сердце их нежной любви к нам; и если мы оскорбили их продолжительным нашим жестокосердием, постараемся умилостивить их нашим раскаянием. С Ангелом Хранителем раскаяние утешительно, легко и плодотворно. Напротив, в области сатаны раскаяние однозначительно с отчаянием. Демон, упитав грешника разными родами нечестия и проникнув с беззакониями до костей его, начинает мучить свою жертву. Множество похотей тревожат сердце грешника; страшные волнения души и жестокие угрызения совести не дают ему покоя. Тяжелые вериги порочных привычек и бремя грехов подавляют его. Наконец, наступает час смерти, настает минута, в которую древо бесплодное посекается и в огонь вметается. Ангелы неба оставили отверженного. Он один остается с демонами, которые готовятся повлечь душу его в преисподнюю. Они верно записывали преступления его, и душа преступника, выйдя из своей темницы, впадает в руки своих мучителей. Как печальны пути, по которым идет грешник! Как мрачен, как страшен конец их! Его, как узника законопреступного, влекут пред Судилище Божие, все избранные отвергают его. Ангел Хранитель, свидетель о его преступлениях, обвиняет его; Суд Божий как громом поражает его; демоны берут его во власть свою, ввергают его в пламень огненный, связанного адскими узами; сии мучители терзают, раздирают его, вымышляя вдруг тысячи смертей в продолжение всей вечности. Но если бы сей несчастный послушал советов своего Ангела, то наслаждался бы вечным блаженством и вкушал бы небесные радости из Источника, приснотекущего в души избранных в дому Божием. Безумные люди! Как мы можем забывать о вечности, от которой отстоим только на один шаг, только на одну минуту? Господи Боже мой! Ты составляешь всё мое блаженство: говоря сие, я не могу не проливать слез радости; не могу без сердечного умиления помыслить, что Ты благоизволишь обитать в нас и посылаешь Ангелов Своих пребывать с нами. Кто может помыслить о такой безмерной любви Твоей к нам и не почувствовать в сердце отрадного утешения? Возможно ли, о Боже мой, чтобы после всех Твоих милостей, оказанных человеку, после всех явных доказательств любви Твоей к нему, он мог оскорблять Тебя? Действительно, это так бывает; это случалось многократно и со мною; и о, если бы только я один был виновен в такой постыдной неблагодарности! Вину мою каждый раз я старался загладить раскаянием – и Ты прощал меня, Ты являл великое ко мне милосердие и Свою любовь беспредельную. Да будет вся жизнь моя посвящена приношению благодарений за Твои неизреченные милости! Продли мне, Господи Боже, помощь Твою. Если я буду оставлен Тобой, то в вертограде души моей насажденные Тобой цветы добродетелей увянут и в нём вселится прежнее запустение.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-xristiani...

Если любишь только любящих тебя, ласковых к тебе, которые тебе дают, а не тех, коим ты даешь, – какое тебе за то воздаяние от Бога? [ Мф. 5, 46–47 ]. Люби не по своему разуму, выбору, а как Бог велит. Всё в предлог к любви, смирению, кротости и долготерпению обращай, как дивол усиливает всё обращать в предлог к злобе, гордости, нетерпению и раздражительности. Кому не терпит давать дары Божии ветхий человек, на кого озлобляется – тому-то и давай, того-то и старайся любить, как подобного тебе человека; себя же, то есть ветхого своего человека, совершенно возненавидь, презри, попери, умертви. Мать моя 1) как образ Божий и живой член Христов, 2) как мать, после Бога виновница бытия моего, есть для меня некоторого рода божество, и я должен в простоте сердца с великим почтением относиться к ней, всячески беречь и покоить ее старость. Ты не видишь Бога, создавшего тебя, но видишь мать, чрез которую Он создал тебя. Ей оказывай всякую любовь и почтение и снисхождение к ее немощам, и это Господь примет так, как будто бы это сделано было Ему Самому, ибо она Его живое орудие, по образу и подобию Его созданное, и от нее Он создал тебя по образу и подобию Своему. Пропустил слово или несколько на молитве ненамеренно, против воли – не возмущайся духом: не беда, что ненамеренно пропустил; возмущение – больший грех. Ах, как от пресыщения и от сластей грубеет сердце наше! Ах, как мы безрассудны, подчиняя госпожу душу рабу – телу, образ Божий – персти! Христиане! Возлюбим пост. Святые Ангелы и святые Божии человеки исполняются неизреченного света и блаженства в лицезрении Божием, а мы что здесь дремлем, предаемся сластям земным, страстями пленяемся? Где разум? Верные участвуют в жертвоприношении тем, что подают просфоры, из которых вынимают за них частицы. Важное дело – изъятие частиц на проскомидии. Вынимай с верою и усердием. Все христиане – члены Христовы. А Христос есть живот наш, любовь наша. О всех надо милосердствовать, всех любить, всем долготерпеть, всем снисходить; многим многое прощать, пред всеми смиряться, ко всем быть кроткими, со всеми в простоте и благости сердца обращаться. Бог принял для нас зрак раба 57 , то есть человека. Бог умывал ноги ученикам; Бог Сам смирил Себя, быв послушным доже до смерти, и смерти крестной [ Флп. 2, 8 ], – мы ли не смиримся пред нищетою, достойною сожаления, пред грубою, но иногда в самой грубости достойною подражания необразованностью, то есть необразованными людьми, под грубою оболочкою носящими простые, смиренные, неиспорченные кичливою светскою мудростию сердца? Ибо где гордость, надменность, вольнодумство, жестокосердие, скупость, как не в образованных людях? Часто образованные люди, прошедшие все науки, не знают азбуки, которую твердо знает простец, не умеют смиряться и быть ко всем искренно доброжелательными, не умеют так веровать, надеяться и любить, как веруют, надеются и любят простецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда через полчаса они вернулись, старец лежал на боку, со спокойным, умиротворенным лицом – будто уснул. Духовные наставления ◊ Наши страсти – это наши великие болезни. Когда наша природа желает, боится, или иным каким-нибудь образом приходит в возбуждение, она тогда страдает, терпит, волнуется и выходит из того спокойствия, в котором и заключается ее здоровье. Но из всех страстей самая большая – это ненависть, особенно когда она сопровождается смертоносными признаками мщения. О, что это за недуг! Это возгоревшая желчь, которая изнутри возбуждает дух, стесненный тысячами волнений, а извне обнаруживается на лице, искаженном от печали. Это великая тяжесть уныния, которая падает на сердце и подавляет его. Это внутренняя возбужденность души, вызывающая самые страшные движения, это мрачный туман в уме, подымающий волны пагубных помыслов. Яд в крови, отравляющий всякое удовольствие, поджигающий и распаляющий жестокость. ◊ Мы должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, долготерпения и умеренности во всех поступках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надо помнить общую слабость человеческую, общую склонность ко грехам, в особенности – свои великие немощи и грехи, а также бесконечное к нам самим милосердие Божие, которое прощало и прощает нам грехи многие и тяжкие за покаяние и умоление наше. Да уже одно чувство благодарности к Богу за Его бесчисленные к нам милости обязывает нас быть снисходительными и милостивыми к нашим ближним, которые одной плоти и крови с нами и имеют одинаковые немощи, страсти, преткновения. ◊ Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Он, многомилостивый, хочет и от нас милости, милосердия, незлобия и терпения относительно ближних наших. Он же готов всегда помогать нам во всяком добром деле. Если у тебя злое сердце, проси в покаянии, чтобы Он смягчил твое сердце, сделал кротким и долготерпеливым, и будет оно таково. «Сыне, даждь Ми твое сердце». ◊ Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью к себе. То, что мы подаем нищему, голодному, нуждающемуся, то, что мы делаем страдающему, плачущему, утешая его – привлекает благословение Божие к нам. Сказано в слове Божием: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу...» ( Притч. 19, 17 ). А Господь воздает всегда щедрым Своим отеческим воздаянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Они грешат больше сластолюбием, чем корыстолюбием. Юноша, о котором у нас речь, не дуговал старческим недугом корыстолюбия. Этот недуг пустил глубокие корни в его сердце и, не встречая противодействия, мог бы сделаться неисцельным в преклонных летах, мог бы довести преданного ему до жестокосердия в отношении к ближним и до Богозабвения, ибо с пристрастием к корысти несовместно ни милосердие к бедным, ни служение Богу, так что, закосневая с течением времени более и более в корыстолюбии, юноша совсем перестал бы соблюдать те заповеди, о соблюдении которых он ревновал в молодости. Вот почему, предвидя эту неизбежную опасность, Иисус Христос дал совет юноше, чтобы он поспешил с корнем исторгнуть из своего сердца корыстолюбие. В юности гораздо легче это сделать, чем в старости. Можно думать, что при помощи благодати Божией, творящей невозможное возможным, юноша со временем успел победить в себе корыстолюбие. Но как бы то ни было, во всяком случае, для всех нас достоподражаем пример смирения, которое побудило его обратиться к Господу Иисусу с просьбою о вразумлении в деле спасении души. Подобно сему и мы должны поступать. В слове Божием все сказано, что нужно знать и делать для спасения души. Но не всякий может правильно пользоваться уроками слова Божия. Для того, чтобы надлежащим образом употреблять эти уроки, потребно руководство сведущих и опытных в разумении слова Божия людей. Ближайшими руководителями в сем случае должны быть церковные пастыри и учители. Они на то и поставлены, к тому и приготовлены путем продолжительного учения. Они учились для того, чтобы учить других. Не все из них одинаково искусны, одинаково находчивы и речисты; но можно быть уверену, что никто из них, за редкими исключениями, не введет в заблуждение своих пасомых, никто не подаст им камня вместо хлеба, змею вместо рыбы. Правда и то, что многие из них далеко не соответствуют своему положению, учат хорошо, но живут несогласно с своим учением, не подают доброго примера пасомым своею жизнью. Но это никого не должно отвлекать от внимания к их учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Евреи терпели однако ж необрезанных, покланявшихся истинному Богу, до того, что позволяли им жить в Святой земле, с тем, чтобы они наблюдали закон естественный: они называли их пришельцами водворенными (в Земле Святой), или Ноахидами, поскольку они должны были только следовать правилам, данным от Бога Ною по выходе его из ковчега. Когда сии верующие обрезывались, то их почитали чадами Авраамовыми, подчиняли их всем обрядам Иудейским и называли их пришлецами правды. Вежливость Израильтян была не столь затейлива и исполнена прикрас, как наша, и они под знаками дружества и почтения не скрывали хитрости, обмана, гнусной измены. Исполненные уважения к подобным себе, они называли господами тех, коих хотели почтить; предлагали им свои услуги; покланялись пред ними до самой земли: и сие-то Св. Писание называет поклонением. Говорить друг другу ты не почиталось у них неучтивостью. Это было в обыкновении у всех древних народов. При свидании обнимали друг друга. Входя в места священные, они не обнажали головы, как мы, но разувались. Ни один народ не наблюдал столь благоговейно, как они, Законов гостеприимства. Гостей своих принимали они с живейшею заботливостью; оказывали им все возможные услуги; словом, с радостью исполняли, в рассуждении их, все обязанности человеколюбия. Таким образом, чтобы ни говорили о том мнимые мудрецы нашего века, никогда не было народа человеколюбивее Израильтян. Можно судить о том посему предписанию Второзакония: аще улучиши гнездо птичие на пути, говорит Господь, или на древе некоем, или на земли, и в нем птенцы или яйца, и мать сидит на птенцах или яйцах, да не возмеши матери со птенцы: отпущением да отпустиши матерь, птенцы же возмеши себе, да благо тебе будет, и долгоденствен будеши. Когда с слабыми животными они так поступали, то как обходились они с людьми? Но, говорит поноситель Религии: они побили Хананеян, умертвили безжалостно народы, коих все преступление состояло в защищении себя. Рассматривая Историю, не в одном народе Божием вы это увидите, что побежденные без милосердия были истребляемы победителями. Раскройте летописи Греков и Римлян, сих столь образованных народов, мудрость коих столь много превозносят: какая цепь кровопролитий и жестокостей! Сколько убийств, из коих некоторые сделаны даже с хладнокровием, или которым мы не видим, по крайней мере, причины политической.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010