Патриарх Кирилл выступил с инициативой создания рабочей группы для разработки Образовательной концепции РПЦ, которая развивала бы положения Основ социальной концепции в данной сфере. В этом документе должна быть представлена характеристика современного религиозного образования и предложено церковное видение последовательности этапов его развития. Проект концепции должен пройти научную экспертизу и широкое церковное обсуждение. Переходя к характеристике состояния молодёжного служения в Церкви, Предстоятель наметил две задачи, решение которых может способствовать успеху этого служения: подготовка кадров и развитие его методик. В 2010 г в Москве была открыта Школа православного молодежного актива «Вера и дело». На краткосрочных курсах к 2011 г. обучалось 211 ответственных за молодежное служение в приходах и православных молодежных лидеров Москвы. Такие же курсы предлагается открыть в регионах. Было признано полезным разработать в каждой епархии и в каждом приходе годовую молодежную программу, включающую в себя план реализации проектов и мероприятий, предназначенных для широкого круга молодежи: социальных и просветительских проектов, культурных, праздничных, творческих, спортивных мероприятий. Реализовывать предложенные проекты должны в первую очередь сами молодые люди под общим руководством и при поддержке профильного епархиального отдела. Типовой проект подобной программы разработан в Синодальном отделе по делам молодежи на основе программы «Вера и дело». Докладчик призвал создавать при приходах молодежные объединения, при профильных епархиальных отделах – молодежные советы, а также разработать интернет-сайты епархиальных отделов по делам молодежи, информирующие о местных молодежных проектах и инициативах. Было также предложено направлять епархиальные методические разработки в Синодальный отдел для обогащения его работы региональным опытом и совершенствования издаваемых им методических пособий и указаний для ответственных за молодежную работу на приходах. Патриарх Кирилл сообщил, что в 2010 г.

http://pravenc.ru/text/2069582.html

Все это также можно найти в выступлениях и интервью Его Святейшества, Владыки Илариона (Алфеева), его заместителя по ОВЦС МП игумена Филиппа (Рябых) и иных сотрудников синодальных учреждений РПЦ и участников диалога. Сегодня именно принципиальная позиция митрополита Илариона в отношении замораживания диалога с церквями, отступившими от традиционной христианской морали, его жесткая отповедь любым попыткам навязать православным в процессе православно-католического диалога ересь папизма и какие-либо вероучительные компромиссы (при том, что подавляющее большинство представителей иных Православных Церквей с радостью подписывают всякие компромиссные документы) вызывают, буквально, злобу и приступы ярости у противников Православия на Западе и в нашей либеральной среде. Многое можно еще рассказать о действиях Святейшего Патриарха и его единомышленников, направленных на укрепление внутренней, духовной и внешней, геополитической силы (последняя также важна, так как направлена на охранение и распространение по всему миру ценностей православной цивилизации) Русской Православной Церкви. Вся эта мощная и самоотверженная работа является последовательным осуществлением «Основ социальной концепции Русской православной Церкви» и «Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию» - документов, соборно утвержденных еще в 2000 году. Но, увы, находятся в лоне и самой нашей Церкви помощники у внешних ее недоброжелателей. Их не столь много, но они поднимают истерику, создающую иллюзию наличия некоей «влиятельной ревнительской оппозиции». На самом деле никакой серьезной оппозиции, а уж тем более альтернативы Патриаршему курсу в Русской Православной Церкви нет. И совсем не по причине мнимого «админресурса», а ввиду того, что православный, святоотеческий курс Святейшего разделяется всей церковной полнотой. Одним из тех, кто противостоит церковной полноте и активно помогает силам, желающим маргинализировать Православие, является г-н Рогозянский. Особенно достается от него митрополиту Илариону (Алфееву) и возглавляемому последним ОВЦС МП. Святейший и Владыка Иларион подвергаются обвинениям в повороте Церкви к либеральному курсу, отказу от принципов православного церковного бытия, от святоотеческой традиции, в готовности растворить Православие с инославием в угоду духа века сего. Патриаршая команда (и опять же, особенно митрополит Иларион) подвергаются клевете в интеллектуальной и духовной подготовке к смещению государственнического режима нынешней российской власти и к приходу к власти либералов и русофобов. Рогозянский бросает обвинение священноначалию в готовности с легкостью отказаться даже от концепции Русского Мира в угоду конъюнктуре (якобы, разработанной также в угоду иной, путинской конъюнктуре), что особенно подло, учитывая, сколько поношений и клеветы претерпел Святейший Патриарх от различных украинских националистов и российских либералов за отстаивание этой величественной идеи церковного и народного единства Святой Руси.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/3/e...

Дальнейшее движение по такому пути неизбежно приведет к исчезновению института семьи, уничтожению всех основ человеческих отношений, разрушению человеческого общества. Сегодня на наших глазах возникают такие возможности подавления свободы человеческой личности, какие даже и не снились тиранам XX века, но которыми, несомненно, и очень скоро завладеют властолюбцы третьего тысячелетия. По этим причинам очень многие ученые, осознающие нравственную ответственность науки, полностью согласны с утверждением Архиерейского Собора: «Ныне для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XIV. 1). Виталий Койсин, Энсхеде 24 мая 2011г. 05:22 Христос воскресе! Уважаемый отец Игорь, т.к. до Пасхи мы не успели закончить обсуждение, то предлагаю продолжить. Возвращаясь к фразам, меня смутившим: не могли бы Вы пояснить: 1) что всё-таки в Вашем понимании означает " отнологическая структура личности " 2) что такое её " кардинальное нарушение " и даже " утрата образа Божия в его онтологической для структуры личности полноте " 4) как Вы относитесь к сказанному в " Основах соц. концепции РПЦ " : " ...к допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений " . Немного по поводу перевода спорной фразы. Слово " spirit " в англ. языке многозначно. Оно может означать не только " дух " , но и " натура, личность, индивидуальность, ум " . И в этом смысле Ваш перевод тоже точен. Но  " spirit " может также означать и " душу " . И я согласен с Константином Антоновым, что как раз последний вариант кажется предпочтительным, т.к. гармонично звучит в рамках традиционной дихотомии душа-тело. К тому же полноценная личность человека в христианском понимании уже включает в себя тело, поэтому в Вашем переводе получается некоторая тавтология.

http://bogoslov.ru/article/1584651

Православные монастыри и приходы России рассмотрены в работе как социальные институты общества, традиционные духовно-нравственные центры в жизни русского народа и государства. Выполненный в ходе исследования ретроспективный анализ социально-культурного служения православных монастырей и приходов России показал, что с начала своего возникновения (Х век) они были включены в учебно-воспитательную, духовно-развивающую, социально-педагогическую и культурно-просветительскую деятельность. Учебно-воспитательная деятельность реализовывалась через организацию школ, духовных семинарий и академий, воспитание паствы посредством литературного слова. Духовно-развивающая деятельность была связана с духовным окормлением мирян, личным примером духовно-нравственной жизни священнослужителей и монашествующих. Социально-педагогическая деятельность осуществлялась через организацию в стенах монастырей и храмов больниц, приютов, благотворительность для обездоленных, малоимущих, заключенных. Культурно-просветительская деятельность была связана с развитием в стенах монастырей ремесел, книгописания и книгоиздания, библиотек, иконописных школ и т. п. Особой педагогической заслугой монастырей было наглядное ознакомление русского общества с идеалами христианской жизни — воспитание в духовной общности, послушание, четкое распределение обязанностей насельников, дисциплина, единомыслие, отказ от излишних мирских благ. Важнейшими педагогическими средствами были каждодневная совместная деятельность, которая выражалась и в духовном (молитве), и в физическом труде, личный пример. Семья как институт воспитания сумела сохранить в советское время и обеспечить преемственность традиций православной педагогической культуры. Восстановление социокультурной активности и социального служения Русской православной церкви связана с принятием в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ «Основ социальной концепции Русской православной церкви» — официального документа, излагающего положения церковного учения по ряду общественно значимых проблем.

http://bogoslov.ru/article/2533712

А нарастающая в последнее время духовно-личностная деградация жителей страны и резко сниженный образовательный уровень молодежи не дают возможности развиться мотивационным процессам для лечения. Ведь для прохождения всех этапов лечебно-реабилитационного процесса требуется приложить определенный духовный и интеллектуальный труд, но эта задача практически невыполнима для души, многократно и глубоко поврежденной греховными пороками, по крайней мере, собственных сил здесь чаще всего уже недостаточно. Именно поэтому задачи социальной реабилитации наркологических больных наиболее эффективно решаются во взаимодействии с традиционными для России религиозными организациями, входящими в структуру Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП). По нашему мнению, созидание духовно-нравственных основ личности, безусловно, следует считать наиболее эффективной прививкой против ее вероятной алкоголизации и наркотизации, особенно на первых стадиях формирования зависимости. Все больше представителей научного мира на основании собственных клинических наблюдений свидетельствуют, что медико-биологический подход к проблеме зависимого поведения не способен излечить пациента, наполнить его внутренний духовный мир смыслом бытия, оградив тем самым от распространяющегося в наши дни исключительно потребительского отношения к жизни без веры в высшие законы и добродетели. Одновременно с разработкой и внедрением в российскую наркологическую практику духовно ориентированных методик душепопечения нарко- и алкогользависимых, основывающихся на традиционных для России принципах христианской и, в первую очередь, православной морали, в настоящее время существует противоположная позиция, озвучиваемая рядом современных зарубежных и отечественных медицинских работников, психологов, социологов и части научного сообщества, согласно которой «развитие духовности не может быть методикой совершенствования наркологической помощи». По мнению некоторых специалистов, работающих с потребителями наркотических средств и психотропных препаратов «опийная наркомания – это хроническое рецидивирующее заболевание, «сложное состояние нарушенного здоровья, которое имеет социальные, психологические и биологические детерминанты и последствия, включая изменения в головном мозге.

http://pravoslavie.ru/36447.html

Анаис 3 июня 2015, 21:38 Если душа соединяется с телом с первого момента зачатия, то что происходит с замороженными эмбрионами? Как они, т.е. их души в таком состоянии находятся неопределённый срок? Что с ними происходит, пока они заморожены? И это же сказывается на психике человека, если его потом " родят " ! Дмитрий 3 июня 2015, 16:53 Что касается основ социальной концепции РПЦ, то действительно, формулировка по поводу ЭКО позволяет двоякое толкование. И это действительно проблема, которая требует внимания и, возможно, даже корректировки. Нравственная недопустимость проведения даже такой процедуры ЭКО, при которой не заготавливаются и не гибнут избыточные эмбрионы (т.е. получается, что вообще любой процедуры ЭКО), заключается в заранее известной результативности процедуры ЭКО. Сегодня это - 30-40% вероятности наступления беременности. Т.е., вступая в программу ЭКО, человек принимает решение о судьбе своих детей, заранее зная, что в 60-70% случаях из 100% его дети погибнут. Это нравственный риск, недопустимый для православного христианина. Это как в декабре месяце оставить тройню новорожденных детей в комнате с открытой форточкой на несколько часов. Может быть и выживут? Но ведь может быть, что и нет?! Очевидно, что такое деяние должно расценивать как преступное. Аналогично и с ЭКО. Вот об этом аспекте процедуры ЭКО, к сожалению, в статье не было сказано. Дмитрий 3 июня 2015, 16:46 Вопрос про 100% бесплодие у детей, рожденных в результате ЭКО, очень легко проверяется. И да, это слишком очевидная неправда. Уверен, надо очень осторожно высказываться по вопросам, в которых мы можем быть не достаточно компетентны. И даже отсылка на " вроде как " знающего человека " доктора наук " тут не помогает, т.к. в конкретном случае, если человек уверенно утверждает ложный тезис, он либо делает это по незнанию (ставится под вопрос его компетентность как специалиста), либо по злому умыслу (тогда с ним лучше не иметь никакого дела). Это слишком очевидная неправда, что 100% детей, рожденных в результате ЭКО, бесплодны. Для того, чтобы такой тезис опровергнуть достаточно привести пример хотя бы одного ЭКОшного ребенка, успешно зачавшего ребенка естественным путем. И даже если бы кто-то реально вздумал провести такое исследование, у него бы сейчас это не получилось, т.к. эти манипуляции делаются по всему миру уже не одно десятилетие. Уже физически невозможно охватить всех ЭКОшных детей исследованием. Публикация таких тезисов только дает лишний повод обвинять православных в антинаучности и мракобесии.

http://pravoslavie.ru/79632.html

Вероятно, директивы всячески рекламировать мнимое сближение были спущены из обоих пятидесятнических союзов и в местные «церкви». Январский 2000 года номер газеты «Екклесиаст» вышел с яркой передовицей «Низы еще не хотят, но верхи уже готовы к диалогу». Она сопровождалась коллективной фотографией с председателем ОВЦС митрополитом Кириллом, С. Ряховским, В. Мурзой, П. Окарой и рядом других руководителей «христианских конфессий». Передовица отмечала: «В то время, как в провинции традиционно-религиозные экстремисты и прочие заинтересованные силы пытаются облить грязью церкви, наполненные Духом Божьим и настроить общество против евангельских христиан, в Москве все здравомыслящие руководители конфессий ищут точки соприкосновения». Речь шла о проведении меж конфессиональной конференции «Иисус Христов вчера, сегодня и во веки Тот же. Христианство на пороге третьего тысячелетия», причем сообщалось, что «собравшиеся заявили о своей решимости трудиться для преодоления разделений, начать диалог и продумать возможность совместных действий». Поздравляя в 2001 году «Новое поколение» с 10-летием, епископ С. Ряховский писал: «О том, что у ярославской церкви «Новое поколение» День рождения, знаем не только мы. Вчера я был в Администрации президента, и они знают, что у вас праздник. Был я и в Московской Патриархии, и они знают про ваш День рождения.» Таким образом невольно создавалось впечатление, что там не только «знают», но и полностью разделяют радость по поводу юбилея. За 2001–2002 годы в ряде передач «Нового поколения» на радио и телевидении неоднократно подчеркивалось, что встречи Ряховского с иерархами РПЦ приобрели уже не эпизодический, а регулярный характер, сама Московская Патриархия одобрила создание пятидесятниками их собственной «Социальной концепции», а пятидесятники в ответ выступили за введение в школах «Основ православной культуры». На этом фоне противодействие, осуществляемое «Новому поколению» («Церкви Божьей») местными православными трактовалось как непослушание московскому церковноначалию, давно ведущему с Союзами Ряховского и Окары конструктивный диалог.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoe-po...

Для двух православных христиан, желающих вступить в брак, таинство Венчания (после гос. регистрации) является обязательным для признания их браком православным (несмотря на то, что это напрямую следует из п.1, уточнение необходимо). С целью искоренения имеющей место порочной практики, в рамках которой двое православных христиан, приняв решение о вступлении в брак, считают достаточной гражданскую регистрацию, необходимо четко прописать в документе, что если два православных христианина, приняв решение о заключении брака, прибегают только к государственной регистрации, но отказываются или " откладывающих до времени " таинство Венчание, то их союз не является православным браком, но признается блудом. Оксана, Полтава 23 сентября 2013г. 16:02 Второй брак возможен только по смерти супруга. Откуда столько поводов для расторжения брака? Kliment, bishop of Irpen 23 сентября 2013г. 22:57 П. 2. «… Всякое сожительство без заключения брака в установленном государственным законом порядке не признается Церковью в качестве брака и, по отношению к православным христианам, квалифицируется как блудное сожительство с вытекающими из этого каноническими последствиями». Данное предложение не соответствует идее «Основ социальной концепции РПЦ», в которых уделено значительное внимание признанию Церковью браков, заключенных «в установленном государственном законном порядке», однако настоятельно рекомендуется православным христианам освящать свое совместное сожительство Таинством брака:   Святитель Амвросий Медиоланский указывал, что «брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим». В условиях советской действительности государственная регистрация брака без освящения его Церковью была вынужденной мерой. Но отнюдь не следует обосновывать исключительность «заключения брака в установленном государственным законом порядке» в той категорической формулировке, как это подано в П.2. Едва ли такой брак будет «подобен союзу Христа и Церкви (Еф. 5:22-25, 31-32)» (См. П.1). Из текста следует, что Таинство венчания не является важнейшим аспектом законности брака. Оно, как бы желательно, но не обязательно. Более того, если предложение читать буквально, то получается, что брак православных христиан, над которыми совершено Таинство венчания без предварительной регистрации в ЗАГСе, «квалифицируется как блудное сожительство…». Возможно, П.2 следует ограничить первыми двумя предложениями. Третье предложение следует удалить из обсуждаемого документа.

http://bogoslov.ru/article/3480970

Любые тезисы могут быть разбиты и уничтожены " . Да какое же тут блуждание? Создай газету журналистского (профессионального) уровня вроде " Ведомостей " - и это уже будет великое благо для православного сообщества. Никто, наверное, не будет спорить, что православная периодика имеет сейчас чудовищный профессиональный уровень (хотя бы с точки зрения информационной подачи). В стране нет ни одного издания, которое хотя бы пыталось давать весь социальный спектр (подчеркиваю - весь) с православных позиций, точнее с точки зрения Основ социальной концепции РПЦ! " Тревожный " кадровый дефицит - также поопытка " прикопать " талант. Те же " Ведомости " делались с ноля отнюдь не мэтрами, во главе с никому неизвестным журналистом. Ничего - через пару лет пробились... Лень опровергать другие " отмазки " .. Но абсолютно солидарен с грустью автора по уходящей мечте. Такая газета (ктати, инф. агентство, интернет-ресурс органично объединяются в одном медиа-холдинге) абсолютно необходима и всей логикой медийной тенденции должна быть создана. А если нет - наша вина - " рабов ленивых и лукавых " . А. Рогозянский 02 ноября 2009г. 00:14 Надо быть добросовестной маленькой православной газетой, долгое время, и тогда, может быть, станешь большой. Остальные рецепты от лукавого. Андрей, Москва 03 ноября 2009г. 10:23 Уважаемые коллеги! Вы замечательно описали цели и задачи, только подтвердив еще и еще раз нужность разнообразных православных СМИ. Но все это " мечты " , как выразился автор статьи. Мне кажется, что главный вопрос - готово ли Священноначалие к открытому, серьезному и публичному обсуждению насущных проблем не только общества, но и самой Церкви? Например: " Кланы в Церкви " , " Разводы в семьях духовенства " , " Мздоимство " итд. Давайте создадим современное православное СМИ, но вот этой и этой темы касаться не будем, так? О чём разговор? Пока нет политического решения Священноначалия, бессмысленно говорить о современных православных СМИ в России, а все " сложные " темы будут находить свою аудиторию на страницах желтой прессы и в раскольнических СМИ.

http://bogoslov.ru/article/494563

Не вдаваясь в детали, методика ЭКО состоит в следующем: яйцеклетку извлекают из организма женщины и искусственно оплодотворяют « in vitro » (в пробирке), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается в течение 2-5 дней, после чего эмбрион переносят в материнскую утробу для дальнейшего развития. Клонирование (англ. cloning от др.-греч. κλν - веточка, побег, отпрыск) в общем значении этого слова означает точное воспроизведение какого-либо объекта любое требуемое количество раз. В процессе клонирования из яйцеклетки реципиента изымаются 23 хромосомы. Сходным образом ДНК, содержащая 46 хромосом, изымается из избранной клетки взрослого организма. Эти 46 хромосом помещаются в лишеную ядра яйцеклетку. В результате яйцеклетка будет содержать 46 хромосом клетки взрослого организма и, используя закодированную в ДНК информацию, создаст клон донора. А теперь позвольте обратить Ваше внимание на тот факт, что в статье речь идет только о таких вспомогательных репродуктивных технологиях, как ЭКО и клонирование . Об искусственном интракорпоральном оплодотворении в статье ничего не говорится по той простой причине, что при его применении, если и возникают вопросы этического характера, то только при использовании донорского семени. Поэтому я и не стал цитировать слова из «Основ социальной концепции РПЦ», которые относятся к тем технологиям, которые в обсуждаемой статье не рассматривались. При этом, если Вы так ревнуете о сохранении смыслового контекста при цитировании, обратите тогда внимание и на слова, которые непосредственно относятся к ЭКО и клонированию: « Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание » и « Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности » (Основы. XII . 4, 6) .

http://bogoslov.ru/article/1584651

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010