Процитированные выше слова из послания апостола Павла приводятся в «Основах социальной концепции РПЦ» в качестве обоснования концептуального отношения к проблемам современной трансплантологии. В самом документе даны лишь ссылки на соответствующие места библейского текста. Мы считаем важным эксплицировать эти источники в контексте обсуждаемой проблематики. Воскресение мертвых, в которое мы веруем и которое исповедуем, есть ожидание победы над физической смертью и чаяние возрождения человеческой жизни в целокупном единстве души и тела — той победы и того возрождения, что дарует нам Христово Воскресение: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19). «На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших , — продолжим цитирование «Основ социальной концепции РПЦ», — В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека» . Телесность, конечно, является обременением человечества после грехопадения первых людей — это те «кожаные ризы», в которые были облечены Адам и Ева по изгнании из Рая. Однако наши тела, бренные и подверженные тлению и распаду после физической смерти, ожидают новой сущности, соприродной и с ангельской, и даже с превышающей её по своему качеству божественной сущностью, т.е. Самому Богу, «…Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» ( Флп. 3:21). Однако эта богоподобная заданность может быть осуществимой, но может и не достичь своего осуществления. Человек, «всею крепостью своей» и всеми силами своей души устремлённый к Богу, стремящийся к жизни по христианским заповедям, при помощи Божией и по благодати, дарованной Богом, достигает «присносущного покоя» ангельского состояния ещё при жизни, т.е. становится святым.  Увы, этот путь не для всех, и осуществим он не по нашей воле, а по воле Единого Бога. Однако отнестись к собственной жизни в полноте её душевно-телесной осуществимости и в причастности Духу Святому — заповеданная каждому христианину цель, ведущая к спасению человека: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас » (Рим. 8:11).

http://bogoslov.ru/article/5706523

Во всех ситуациях Святейший неизменно настаивает на автономии Церкви – её праве самостоятельно устраивать свою внутреннюю структуру, а также независимо высказываться по разным общественным вопросам. В дискуссиях с различными представителями общества Святейший всегда отстаивает логику и справедливость – то есть, позиции, которые приемлемы не только для верующих, но и для здравомыслящих атеистов. При этом Святейший подчёркивает, что Церковь и общество представляют собой единый организм. Церковь открыта к обсуждению различных проблем. Однако в тех случаях, Ей предлагают измениться не по тем правилам, которые содержатся в Писании, подчиниться процессам суетного мира, Святейший умеет остановить дискуссию. Верность Истине Христовой – неизменный стержень служения Святейшего. В своё время написание «Основ социальной концепции» Русской Православной Церкви казалось столь непростым, что скепсис о возможности возникновения этого документа высказывался даже в рабочей группе по его созданию. Однако Святейший приложил усилие к тому, чтобы работа была доведена до конца. Сегодня на основе «Социальной концепции» создан целый корпус документов церковно-общественной мысли, так что по степени проработанности вопроса Русскую Православную Церковь можно считать вторым центром после Ватикана. В настоящее время ведётся работа над новым «Катихизисом», в котором будут прописаны вопросы церковного учения от тонкостей христологии до повседневных проблем. Так что, можно считать, что сегодня РПЦ – это мыслящая Церковь. Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда  как главный итог прошедших пяти лет отметил, что вопросы жизни Церкви переместились в центр внимания СМИ: «Сегодня, в начале XXI века, мы говорим (и это находится в центре общественной дискуссии) о том, что значит быть христианином в современном мире, что такое евангельский поступок, — все, что некоторое время назад обсуждалось исключительно в церковных кругах, сегодня обсуждается и на страницах федеральных изданий, и на экранах федеральных телевизионных каналов».

http://pravmir.ru/kruglyj-stol-k-5-letiy...

На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад митрополита Смоленского Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали митрополит Челябинский Иов, архиепископы Винницкий Макарий , Львовский Августин, Белгородский Иоанн, Таллинский Корнилий, Тверской Виктор , Аргентинский Платон , епископы Тираспольский Юстиниан , Вологодский Максимилиан , отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории Православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии. Во 2-й половине дня вниманию участников Архиерейского юбилейного Собора были представлены доклады руководителей синодальных учреждений Московского Патриархата. Председатель Миссионерского отдела Белгородский архиепископ Иоанн в своем докладе говорил, в частности, о религиозно-просветительских изданиях на языках народов России, осуществленных возглавляемым им отделом, об организованных отделом миссионерских поездках, которых в 1999 г. состоялось 93. Вопросам социального служения и благотворительности был посвящен доклад Управляющего делами Московской Патриархии Солнечногорского митрополита Сергия, сделавшего акцент на особой значимости социального служения Церкви в условиях значительного имущественного расслоения российского общества. О служении РПЦ в области религиозного образования и катехизации Собору доложил председатель соответствующего отдела игумен Иоанн (Экономцев), который, в частности, сказал о введении с 2000 г. в светских высших школах государственного стандарта по специальности «теология». Председатель Всецерковного православного молодежного движения архиепископ Костромской Александр предложил в своем докладе преобразовать руководящий орган возглавляемого им движения в синодальный отдел по молодежному служению.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207628...

Кроме того, нельзя забывать, что в середине 90-х приверженность демократическим принципам в массовом сознании воспринималась как противоречащая православной церковности. Возникла дилемма. Если христианские демократы по своим настроениям, прежде всего – демократы, то они (как партии Огородникова и Савицкого) размывают свою христианско-православную специфику. Если же христианские демократы, напротив, прежде всего – православные, то они (как это происходило с РХДД) постепенно теряют демократическую ориентацию, превращаясь в одну из национально-государственных партий, для которых христианская церковь – один из инструментов укрепления национального государства, один из инструментов строительства новой державности. На обоих путях эти партии лишились специфически христианского характера. В результате идеи христианской демократии, на пути их распространения от центра к регионам, искажались, распадались и брались на вооружение маргинальными политическими образованиями, создаваемыми сектами. В центре же возникли новые тенденции, и политизация религии в конце ХХ – haчaлe XXI beka продолжилась уже по конфессиональному принципу: началось структурирование политизированных протестантских и православных организаций. Анализ этого периода русской христианской политики требует отдельной книги. И все же. Возможен ли в современной России аналог западно-христианской демократии как политической идеологии и практики на основе православной традиции? В пользу положительно ответа на этот вопрос говорят следующие факторы. Во-первых, в интеллектуальном багаже России сохраняется историческая традиция христианской социальной мысли, а в широкой общественной среде существует высокая степень доверия к Русской православной церкви. Особенности национального менталитета имеют параллели в церковном учении о соборности, богоподобии личности, роли мирян в обществе. Во-вторых, мы наблюдаем интенсивный процесс разработки и формулирования православного социального учения. Первый этап этой работы завершился с появлением " Основ социальной концепции РПЦ "  (2000), второй этап – с появлением " Свода нравственных принципов и правил хозяйствования "  (2004). При изучении этих документов обнаруживается их содержательная близость положениям и принципам социальной этики других христианских церквей. Обращение к ценностям православия при формировании политической идеологии не предполагает конфессиональной или религиозной замкнутости. Ориентированная на принятие значительной частью российского общества, такая идеология или система социальной этики должна учитывать ценности других религий народов России.

http://religare.ru/2_10829_1_21.html

Очевидно, что для того, чтобы устранить противников «Феофании-2», то есть окончательного превращения УПЦ в аналог раскольнического «Киевского патриархата», будет удовлетворено требование СБУ о задержании лидера, символа православного исповедничества в Малороссии Черкасского митрополита Феодосия под круглосуточный арест с содержанием в СИЗО. Это более чем вероятное действие, а также принятие во втором чтении закона о запрете УПЦ, равно, как и вероятное проведение раскольнической «Феофании-2» потребует от Русской Церкви не «молчания, чтобы не подставлять УПЦ», а единственно возможной принципиальной канонической реакции, в том числе осуществления пункта «Основ социальной концепции РПЦ» о недоверии к гонящей Церковь власти и призыве к верующем к гражданскому неповиновению ей. В частности, православный христианин не может служить в ВСУ, так она воюет за антихристианский миропорядок и в них законодательно запрещено служение православных священников. Православие в Малороссии спасёт только Русская Армия, всякий призыв к заморозке СВО означает соучастие в уничтожении Православия в Колыбели Крещения Руси. Это ясно как дважды два. Пропагандируемый некоторыми авторами перенос русского наступления на период июльского саммита НАТО, затем на период «после победы Трампа» из-за угроз Макрона и Байдена устроить России военный ультиматум на июльском саммите НАТО будет расценен как провоцирующая слабость и трусость и как раз приведёт к введению западных армий на территорию Малороссии. А решимость и воля России к победе является единственным фактором, сдерживающим врага. И если эти решимость и воля будут результативно продемонстрированы до июльского саммита НАТО, то враг, наткнувшись на несокрушимую волю Катехона, дрогнет. И пора гласно и публично благословить ВС России на освобождение Одессы, Киева и других русских городов Новороссии и Малороссии. Кирилл Александрович Фролов , глава Ассоциации православных экспертов, руководитель отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института стран СНГ

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/08/ru...

Сотрудничество в симфонии тоже двух видов: мирское и духовное. Если первое Патриарх регулярно упоминает (помощь в социальном служении, украшении храмов и т.п.), то духовного соработничества нет, так как отсутствуют и православная идеология у государства, и понимание задач такового среди духовенства. Эта идеология вкратце немудрена: Церковь спасает душу каждого, а государство создаёт условия для спасения всего народа. Власть православного императора благотворна для Церкви: создаёт она условия свободной проповеди Евангелия, воспитывает народ духовно, но и великое дело соборного единства ведёт. Царь для Церкви и в малом полезен, и в большом необходим. Православная кафолическая Церковь от века стояла и стоять будет до Второго Пришествия, но без императора изрядно шатается под ветрами человеческой истории. Если буря колышет храм, гуляют по нему вихри, дождь льётся сквозь дырявую крышу, то молиться будет затруднительно для христианской общины. Если Вселенская Церковь колеблется непогодой канонических нарушений и омирщения, размывается потоками взаимных претензий и национальной гордости, то отягчается путь к спасению для православных народов. Неосознанное участие Церкви в восстановлении российской монархии В настоящее Русская Церковь не призывает к православной монархии, не пытается осознанно ускорить её восстановление, однако участвует в восстановлении монархии самим фактом своего существования: 1. Как религиозная организация провозглашает православную монархию нравственно более высокой формой правления, чем республика (гл III, п. 7 «Основ социальной концепции РПЦ»); 2. Голосом своих официальных лиц одобряет идею монархии и соглашается участвовать в дискуссиях о ней, если того пожелает общество ( Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Илларион в интервью «Россия-24» 1 июля 2017 г.). 3. Даёт право миссионерского слова ярким проповедникам с монархическими взглядами, таким как, например, о. Андрей Ткачёв, о. Максим Каскун, о. Дмитрий Смирнов и др. 4. Придаёт просвещению о благочестивых царях и князьях духовный смысл (издание литературы, организация собраний в формате конференций, чтений, устроение крестных ходов в память о Царственных страстотерпцах, Великой Княгине Елизавете Феодоровне и т.д.).

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/12/...

Противники метода ЭКО во всех его вариациях утверждают, что до настоящего времени значительная часть попыток осуществить имплантацию эмбрионов бывает неуспешной, поэтому полной уверенности в сохранении жизни эмбрионов быть не может. Противники также полагают, что допущение Церковью одних вспомогательных репродуктивных технологий может привести к признанию и других на основании прецедентного принципа. Согласно их позиции, «допустимое ЭКО» — искусственно надуманное понятие, поскольку ЭКО невозможно выделить из развивающейся системы вспомогательных репродуктивных технологий, выводящей зачатие ребенка за рамки супружеских отношений. Рассматривать же тайну зачатия ребенка вне благословенного брачного союза является недопустимым и извращает его христианский образ. Кроме того, противниками ЭКО указывается и на то, что медицинские технологии не способны заменить телесное, душевное и духовное единство мужа и жены, даруемого им Богом в таинстве брака. Наконец, всякая попытка создания искусственной среды и искусственных механизмов зачатия рассматривается частью противников ЭКО в любом изводе, как унижение достоинства человеческой личности и грех. Комментарии ( 51): Протоиерей Игорь Аксёнов 08 февраля 2021г. 14:51 Протоиерей Игорь Аксёнов, доцент кафедры теологии РХГА, кандидат философских наук. О существенности межличностных отношений при зачатии нового человека или комментарий на проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения». В представленном для обсуждения документе комиссии Межсоборного Присутствия предлагается уточнить понимание Основ социальной концепции РПЦ в вопросе применения репродуктивной технологии экстракорпорального оплодотворения. Причиной для такого уточнения позиции Церкви объявляется «значительное развитие репродуктивных технологий со времени выхода Основ социальной концепции» (Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения»), что по мнению авторов документа, позволяет устранить главную «этическую проблему ЭКО - убийство «избыточных» эмбрионов».

http://bogoslov.ru/article/6169719

-          ввести институт Уполномоченного по правам ребенка в России на федеральном уровне; -          оказывать государственную поддержку традиционным духовно-нравственным формам воспитания и образования; -          способствовать организации досуга молодежи с ориентацией на отечественные духовные ценности; -          создать на федеральном уровне и в субъектах федерации комиссий по журналистской этике, обеспечивающих духовно-нравственную составляющую деятельности СМИ; -          воссоздать Министерство труда и социального развития РФ; -          создать условия для получения всеми желающими и способными к обучению бесплатного   среднего (полного) общего образования; -          обеспечить занятость несовершеннолетних (разработка новой концепции профориентации; целевых региональных и муниципальных программ); -          принять меры к развитию учреждений начального и профессионального образования всех типов; -          ввести в структуру центров занятости населения специалистов по обеспечению занятости несовершеннолетних; -          поддержать образование групп содействия трудоустройству несовершеннолетних в структуре молодежных бирж труда и других негосударственных служб содействия занятости; -          предусмотреть в местных и региональных бюджетах средства для финансирования деятельности по созданию рабочих мест для несовершеннолетних; -          установить в регионах льготное налогообложение, кредитование, целевое финансирование и иные формы поддержки и стимулирования деятельности работодателей по обеспечению занятости несовершеннолетних; -          расширить практику организации временной занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время, обратив особое внимание на обеспечение возможности вовлечения в трудовую деятельность   14 – 15-летних подростков (в соответствии с действующим законодательством).   2. Министерству образования и науки РФ - поддержать предложение РПЦ об изучении в образовательных учреждениях курса «Основ православной культуры» на факультативной основе;

http://pravoslavie.ru/447.html

И я его увидела!.. Он соответствовал развитию двух малышей! Однако на первом УЗИ плодное яйцо было только одно. На месте второго — гематома. Но один малыш развивался, и он был наш! Что ж, пора дать волю мечтам… Решили: сначала хотим мальчика. Программа-минимум: будет ходить в бассейн, учить французский, и я уже предвкушала, как буду ставить грассированный «р». Будет таким же высоким, как папа! А назвать сына решили Мишей — в честь учителя. Кстати, о нем… Интернет-учитель Мы познакомились в сетевой переписке. Михаил, московский интеллектуал, любитель литургики и библеистики, преподаватель воскресной школы, котолюб и многодетный отец, сразу расположил к себе. Задавая вопрос, нужно было готовиться к ответу с таким количеством подробностей, которые мы с мужем даже не могли вместить. Постепенно стало складываться ощущение, что в нашу жизнь вошел учитель. Он искренне радовался, когда мы поженились, поздравлял от души. Каждую нашу неудачу он переживал, казалось, так же остро, как и мы. Но идея с ЭКО не вызвала у него энтузиазма. «Ре-дук-ция» — это слово мой муж гулко чеканил после бесед с учителем. Строго говоря, редукция — это удаление эмбриона из тела женщины при многоплодной беременности. Если понимать это шире, как уничтожение «избыточных» эмбрионов, то у нас пока наблюдался только их недостаток. Значительная же часть православных публикаций, посвященная проблеме ЭКО, вызывала только вопросы. Например, популярное место из Основ социальной концепции РПЦ : Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. «Заготовление, консервация» могли нести оттенок предосудительности в 90-е годы, когда составлялся этот документ. При «медленном» замораживании и размораживании, действительно, эмбрионы несли большие риски, и беспокойство об их судьбе было оправданным. Тогда еще не был изобретен метод витрификации, делающий процесс криоконсервации практически безвредным для эмбриона. Но почему устаревшие данные не корректируются и до сих пор обильно цитируются — мне непонятно. А предостерегать от уничтожения эмбрионов, на мой взгляд, не нужно никакого здравомыслящего человека — ни верующего, ни неверующего. Засохшая виноградинка

http://blog.predanie.ru/article/afonskie...

Представители " ломовой АНТИПРАВОСЛАВНОЙ вылазки киношного бомонда " от заявления высшего священноначалия РПЦ вряд ли затрепещут от страха. Вспомните " Пусси райот " . 39. Ответ на 38., г-н Инспектор: Церковь уже предавала Божиего Помазанника 100 лет назад.Вы думаете, среди Священноначалия сплошь любители наступать на одни и те же грабли? Вряд ли. История склонна повторяться, но никогда 1:1. За предательство Божиего Помазанника при его жизни РПЦ заплатила страшную кровавую искупительную цену массовых репрессий её пастырей и чад. Теперь же Божиему Прмазаннику в его жизни всецело в Церкви Небесной в святом предстоятельстве перед Престолом Божиим предательство его памяти ничем не повредит. И Божия кара, на мой взгляд и вопреки мнению о. Всеволода Чаплина, будет сугубо избирательной. И в первую очередь - конкретным пастырям и чадам РПЦ за пассивную одобрение молчанием ломовой антиправославной вылазки киношного бомонда. И во вторую - самим представителям последнего с А. Учителем и иже с ним. А что касается официальных заявлений высшего священноначалия РПЦ, то ему в самый раз хотя бы публично выступить с предупреждением об опасностях такого Божиего Суда над этими конкретными людьми. Уже была бы чётко обозначена позиция, которая у него на уме, да никак на язык не напросится. Политкорректность, туды её в качель! 38. Ответ на 36., Сергей Абачиев: А как тогда быть с положением «Основ социальной концепции РПЦ» о том, что в случае явно антихристианской позиции государственных структур в духовно важных делах чадам и пастырям РПЦ позволительно гражданское неповиновение? Мы очень далеко зайдём с Вашим пониманием пассивности РПЦ перед лицом антихристианских выпадов государственных органов! Ситуация с властными покровительствами «Матильде» в высшей степени духовно значимая. Такой антиправославный выпад, что дальше некуда! Дело в том, что " случаи явно или неявно антихристианской позиции государственных структур в духовно важных делах " определяет АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИЕРАРХИЯ Церкви! И за своё фактическое одобрение этого государственного выпада, по моему разумению, чада и пастыри РПЦ понесут перед Господом большую ответственность, чем сами А. Учитель со товарищи. Молчанием предают Божиего Помазанника, а следовательно, и Бога.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/21/mo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010