Женщина не человек? (К " Слову в день Усекновения главы Иоанна Предтечи " ) Совсем недавно на вашем сайте была помещена проповедь архимандрита Алипия (Воронова) " Слово в день Усекновения главы Иоанна Предтечи " . Честно говоря, материал этот произвел на меня очень неоднозначное впечатление, поделиться которым с вами я и собираюсь. Я никоим образом не намерен критиковать самого почившего архимандрита, равно как и полностью перечеркивать его обличительное слово. Да, тема женского (да и не только) любоначалия, стремления властвовать и повелевать всеми и вся особенно актуальна сейчас, когда масс-медиа, низвергая любой авторитет, наперебой кричат " право имеешь " , а нравственные начала сведены почти к нулю. И во времена покойного пастыря эта духовная болезнь, видимо, давала знать о себе и требовала мер пастырского вразумления. Самому мне весьма не по душе лезущие вперед и любящие повелевать женщины (как, впрочем, и мужчины), особенно в приходской жизни, а тем более - нынешние иродиады и саломии, ради своей корысти толкающие мужчин на самые тяжкие грехопадения. " Подкаблучника " я тоже далеко не считаю идеалом мужчины-христианина (хотя, впрочем, смирение и кротость еще ничью душу не погубили). Я понимаю, что в жанре обличительной проповеди крайне трудно (если вообще возможно) соблюдать беспристрастие и всесторонность. И все же я считаю, что размещение этого пастырского слова в наше время , на общедоступном и по сути миссионерском сайте вряд ли целесообразно. Миссионерство немыслимо без учета особенностей среды, без того, чтобы не быть с " эллинами как эллин, с иудеями - как иудей " . Взгляд общества на " женский вопрос " , очевидно, по сравнению даже с началом XX века претерпел заметные изменения. В современном мире, по крайней мере в том, который называет себя " христианским " , идея равночестности и равноправия полов уже несколькими поколениями воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Между прочим, сама идея равночестности мужчины и женщины вызрела в недрах христианства, что прямо подчеркнуто Архиерейским Собором 2000 года в " Основах социальной концепции РПЦ " , и представители Священноначалия, представляющие Полноту Церкви (!), по большому счету не имеют возражений против этой идеи (раздел X, п. 5 Основ). Можно обратиться также к книге протоиерея Николая Балашова " И создал Бог мужчину и женщину… " , написанной в качестве комментария к данному разделу Основ социальной концепции (правда, о. Николай начал, кажется, немного даже перегибать в обратную сторону).

http://pravoslavie.ru/5743.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2000 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ , заседал 13–16 АВГУСТА 2000 г. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Затем Архиерейский юбилейный Собор утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Священный Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора — Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием (Фоминым), Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина). В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе 2-го тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 монастырей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы высшее и епархиальное церковное управление, проблемы приходской жизни, монастыри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность РПЦ, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед Архиерейским юбилейным Собором: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви 2000 г. 9 червня 2008 р. 22:10 Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви, заседал 13–16 августа 2000 г. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Затем Архиерейский юбилейный Собор утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Священный Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора — Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием , Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла , Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела . В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе второго тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 монастырей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы высшее и епархиальное церковное управление, проблемы приходской жизни, монастыри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность Русской Православной Церкви, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед Архиерейским юбилейным Собором: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207628...

Закрыть itemscope itemtype="" > Интервью архиеп. Илариона (Алфеева) для журнала " Эксперт " : частное мнение или новое политическое кредо? Комментарии обозревателя 25.06.2009 659 Время на чтение 12 минут - Андрей Брониславович, что скажете о последнем выступлении в журнале " Эксперт " главы ОВЦС архиепископа Илариона (Алфеева) и, в частности, о его исторических оценках личности Сталина? - Я думаю, что это довольно значимое заявление. До сих пор Церковь воздерживалась от резких оценок отечественной истории ХХ в. И не потому, что какие-то темы запретны. - Почему же? - О сталинском периоде у нас сказано и написано много. " Правды о репрессиях " , которая была бы неизвестной и сенсационной, говорила бы новое слово, как-то по-особенному поворачивала советскую историю - её, насколько я понимаю, нет. Или почти нет. Пускай меня, если что не так, поправят историки. Церковь до сих пор старалась воздерживаться, будучи по сравнению с другими более деликатной. Не стреляла в советское прошлое, чтобы в очередной раз не угодить в Россию. - В чем же тогда сенсация интервью? - Из всего, о чем мог сказать вл. Иларион, выбран Сталин, и тон безапелляционный. - Иными словами, заявление претендует быть программным. - Да, возможно. - Что изменилось и откуда, как Вы считаете, у вл. Илариона желание " выстрелить " ? - Внутри иерархии назрело большее желание играть роль в политике. Ну, и напирают извне. Мол, хватит теоретизировать. Мы видели это недавно, когда один из идеологов КПРФ, Е. Лигачев, обратился с открытым письмом к Патриарху. Одни желали бы поставить РПЦ в оппозицию к власти, другие - держать около власти. Политическая ситуация обостряется и будет обостряться. Так что всё это очень понятно. В последние годы написано много программных документов, хороших, концептуальных, начиная с Основ социальной концепции РПЦ и далее. Проблема в том, что они существуют как бы вне действующей российской политической практики. Многие вещи, теоретические положения из этих документов при желании можно истолковывать как в пользу одних, так и в пользу других. Разговор идет об идеальной, лучшей России, но не говорится твердо, кто виноват и что делать. Теперь, благодаря владыке Илариону, нам это поясняется. По крайней мере, кто виноват, поясняется.

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/25/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСИПОВ Алексей Ильич (род. 31.03.1938, г. Белёв Тульской обл.), богослов, профессор МДА. В 1959 г. окончил Московскую ДС, в 1963 г. - МДА со степенью кандидата богословия, защитив дис. «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». В 1964 г. окончил аспирантуру МДА, назначен преподавателем академии. В разные годы читал лекции по предметам: «Основное богословие» (с 1965), «История русской религиозно-философской мысли», «Актуальные богословские проблемы», «Экуменизм», «Протестантизм», «Западные исповедания», а также спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г.- профессора. В 1985 г. в связи с 300-летием МДА О. присвоена ученая степень доктора богословия honoris causa. С 2004 г. заслуженный профессор. С 1967 по 1987 г. и с 1995 по 2005 г. состоял членом редакционной коллегии сб. «Богословские труды» . С 1973 по 1986 г. входил в состав Учебного комитета Русской Православной Церкви от МДА. С 1976 по 2004 г. член комиссии Синода по вопросам христ. единства (с 1993 до 2009 Синодальная богословская комиссия). С 1982 по 2006 г. заведовал аспирантурой МДА. С 1993 по 1996 г. являлся главным редактором журнала МДА «Богословский вестник» . Принимал участие в разработке «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Входил в состав Издательского совета Московской Патриархии. Состоял в рабочей группе по разработке концепции новой системы богословского образования РПЦ. С нач. 90-х гг. XX в. О. ведет широкую катехизическую и духовно-просветительскую деятельность. Выступает с докладами и лекциями на образовательных и общественных площадках во мн. городах России и за ее пределами, на радио и телевидении, в сети Интернет. Имеется богатая дискография с записями выступлений О. В разные годы принимал активное участие в экуменической деятельности РПЦ, в т. ч. в 2-сторонних диалогах, проводимых РПЦ с Восточными (дохалкидонскими) Церквами, католической Церковью, с католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Всемирным альянсом реформатских церквей (WARC), Англиканской церковью, Национальным Советом церквей США, протестантской Епископальной церковью США, Учениками Христа (США). Также был участником ряда ассамблей ВСЦ, Лютеранской всемирной конференции, Конференции европейских Церквей, Христианской мирной конференции, Африканской христианской мирной конференции и др. всемирных и региональных христианских конференций.

http://pravenc.ru/text/2581617.html

Поиск по форумам ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-КУРС Боковая панель Открыть боковую панель Правила ПИК Правила Православного Интернет Курса Статус Православного интернет-курса ПИК - это волонтерский просветительский проект, дистанционная катехизация. Он не является образованием и осуществляется без лицензии на образовательную деятельность. Программа ПИК прошла экспертизу в Синодальном отделе по катехизации и религиозному образованию РПЦ (МП) и была допущена, но она никак не связана с образовательными стандартами по богословию светских или церковных учебных заведений.  Она разработана для тех, кто хотел бы осознанно воцерковиться или понять основы православного мировоззрения уже будучи воцерковленным православным христианином.  Обучение на ПИК не направлено на подготовку к поступлению в семинарию, преподаванию в воскресной школе, служению катехизатора, помощника настоятеля по молодежной или социальной работе. Программа ПИК основана на нашем представлении о нижней границе набора знаний, желательных для современного православного христианина.  Документ, выдаваемый по окончанию ПИКа, всего лишь памятное свидетельство, не имеет какой-либо юридической силы, не дает права на профессиональную миссионерскую или просветительскую деятельность или экспертное мнение по вопросам православного вероучения. Он признается должностными лицами РПЦ (МП) по их личному усмотрению в качестве свидетельства о прохождении огласительных бесед.   ПИК основан на опыте, разработан и проводится при участии сотрудников Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Московском Даниловом монастыре Русской Православной Церкви Московского патриархата и рассматривается как его просветительская деятельность и катехизация (преподание основ веры). Катехизаторы ПИК и их помощники могут быть людьми без богословского образования и звания катехизатора.  I.  Терминология 1. ПИК, Проект, Православный Интернет-Курс, Курс — Православный интернет-курс. 2. Концепция ПИК — документ, определяющий общую идеологию Проекта и устанавливающий базовые положения его реализации и развития. Основывается на длительном опыте ведения Курса и иных катехизических проектов. Может аккуратно изменяться Администрацией Проекта (в том числе по предложениям Участников), при наличии веского обоснования пользы для всего православного интернет-сообщества и при условии глубокого понимания текущих на Курсе процессов и связи пунктов Концепции с ними.

http://azbyka.ru/pravkurs/mod/page/view....

Закрыть itemscope itemtype="" > Введение. Что такое христианская социология? Главы из книги 23.05.2015 1281 Время на чтение 11 минут Настоящая книга посвящена христианской социологии - новой дисциплине, возникающей на стыке христианского богословия, социальной философии, истории и социологии. Что же такое христианская социология? Это отнюдь не социология религии и тем более не социология Церкви. Нет, - это специфически христианский взгляд на человеческое общество. Взгляд, который вытекает из глубинных основ христианкой веры и христианского учения о человеке. Необходимость христианской социологии. Специфику христианской социологии мы постараемся осветить далее - собственно, об этом все время и будет идти речь. Но сначала необходимо защитить саму постановку вопроса о рассмотрении социальной сферы с православной точки зрения. Дело в том, что ее необходимость оспаривают, причем сразу с двух сторон. Прежде всего, профессиональные светские социологи, слыша о христианской социологии, пожимают плечами - мол, никакого специфически христианского взгляда нет и быть не может. Ибо социология - это наука, а наука одна - это объективный взгляд на мир, познание явлений этого мира, как они есть. Взгляд же христианский будет по необходимости необъективным, а потому ненаучным. Но, может быть, еще больший скепсис демонстрируют сами христиане (точнее - некоторые из них). «Жили две тысячи лет без христианской социологии и дальше проживем. Наши предки спасались, и мы спасемся, - молитвой, постом, послушанием и верой в Бога. Попытка создать какую-то христианскую социологию - ложная цель, отвлекающая от главной цели христианина - приближения к Богу (спасения души)», и их не останавливает даже утвержденные на Архиерейском Соборе 2000 г. «Основы социальной концепции Русской православной Церкви» Сначала остановимся на сомнениях православных христиан. Они отражают определенный взгляд на мир - взгляд, согласно которому единственная задача в этом мире - личное спасение исключительно через молитву и покаяние. Это взгляд специфически монашеский, который у нас очень почитается и часто считается эталоном христианства. Но универсальным и единственным его считать нельзя. И сами монашествующие учат, что монах - молитвенник за весь мир. Тем более - мирянин, дело которого в этом мире - не только спастись, но и преобразить этот мир (и именно этим спастись). «Основы социальной концепции РПЦ» утверждают: «Ее (Церкви - Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» Если же мы будем считать, что мы лишь странники на этой земле, то не исключено, что мы просто не выполним замысел Божий о мире и человеке в нем.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/23/...

  разделы   рассылка  распечатать Филипп Щипков В Германии обсуждают социальное учение РПЦ Фонд Аденауэра выпустил сборник материалов конференции 2001 года, а в эти дни проводит международную конференцию в г. Мюль на Руре. В Петербурге вышли в свет материалы российско-германской конференции " Социальная этика: общественность индивида, общественных организаций, церкви и государства в социальной сфере " , организованной Гете-институтом совместно с петербургским отделением Фонда им.Конрада Аденауэра. Эта конференция (декабрь 2001) стала первой в цикле целой серии проектов Фонда Конрада Аденауэра, посвященных богословию и практике Русской Православной Церкви в контексте ее вклада в современную социальную этику. Вторая конференция под названием " Сколько социальной этики нужно Российскому обществу? " прошла в декабре прошлого года. А в эти дни (19-20 февраля) в Германии проходит организованная Фондом Аденауэра международная конференция " Начало новой эры? Социальная доктрина Русской православной церкви Августа 2000 " , организуемая Фондом Конрада Аденауэра. В ее работе принимают участие главный редактор портала " Религия и СМИ " Александр Кырлежев и главный редактор " НГ-религий " Марк Смирнов. Известно, что организаторы нынешней конференции ставят себе задачей проанализировать развитие социальной мысли в Православии за два года, прошедшие с момента оглашения " социальной доктрины " РПЦ. Надо напомнить, что именно по инициативе Фонда Аденауэра уже в 2000-м году был сделан немецкий перевод " Основ " . Благодаря этому социальная концепция РПЦ вызвала в немецком обществе дискуссию, не менее оживлённую, чем в России. На конференции " Социальная этика: общественность индивида, общественных организаций, церкви и государства в социальной сфере " (декабрь 2001 года) были достаточно широко представлены социальные проекты Петербургской митрополии, многие из них осуществляются совместно с западными благотворительными организациями. Здесь епархиальный отдел по благотворительности и социальному служению возглавляет протоиерей Александр Степанов, в докладе которого дана оценка основных проблем в сфере социальной политики. В своем выступлении он подчеркивал, что несовершенство законодательной базы сегодня создает препятствия для более активного социального служения клириков и мирян. " Законодательная база кооперации церкви и государственных учреждений в проведении социальной деятельности остаётся по-прежнему довольно слабой, поскольку в законах не указаны прямые механизмы действия церковных инициатив в государственных учреждениях " , – отметил он.

http://religare.ru/2_2029.html

Москва, 27 января, Благовест-инфо. О подготовке нового Катехизиса Русской Православной Церкви (РПЦ) рассказал участникам XVIII Рождественских чтений архиепископ Волоколамский Иларион -- председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП), ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Выступая 27 января на конференции «Катехизаторская деятельность РПЦ на современном этапе», он подробно описал особенности будущего Катехизиса, необходимость создания которого, по его словам, очевидна. Будучи, согласно определению Священного Синода РПЦ, председателем рабочей группы по подготовке современного Катехизиса РПЦ, архиепископ Иларион хорошо представляет себе объем работы, которая, по его мнению, продлится не один год. Говоря о необходимости создания нового Катехизиса, он отметил, что сейчас в РПЦ пользуются Катехизисом, составленным святителем Филаретом (Дроздовым). Этот текст, которому скоро исполняется 200 лет, уже очевидно «устарел» -- и по языку, и по форме изложения, и по некоторым темам. Разве актуален для современного человека раздел о недопустимости дуэлей, привел пример архиепископ. Таким образом, прежний Катехизис не спасет «поновление»; необходимо создание нового текста. Новый Катехизис должен удовлетворять нескольким критериям: «быть подробным и всеобъемлющим», затрагивать не только вероучительные вопросы, но сведения о православном нравственном учении, о церковной структуре, давать представление о церковной оценке некоторых современных проблем (например, из области биоэтики и т.д.). Предполагается, что Катехизис будет содержать 4 больших раздела с рабочими названиями: «Бог и человек», «Церковь и ее богослужение», «Жизнь во Христе» (о личной и семейной нравственности, аскетизме и молитве), «Церковь и современный мир». Создатели Катехизиса будут опираться на текст «Основ социальной концепции РПЦ». Как рассказал архиепископ Иларион, если содержание первых двух разделов не нуждается в специальном обсуждении, достаточно его «просто изложить», то 3-й и 4-й разделы будут создаваться с помощью экспертов и утверждаться в ходе дискуссии. Например, вопрос о том, что можно или нельзя есть во время постов пока не регламентирован никаким официальным документом (только о допустимости рыбы во время Рождественского поста существует несколько мнений), отметил выступавший. «Тут нам придется искать консенсус или констатировать наличие разных практик», -- сказал архиерей, добавив, что  необходимо приводить эти разные практики «к общему знаменателю».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Виктор Ядуха Миссия исполнена Источник:  РБК daily В пятницу утром в своей резиденции в подмосковном Переделкине на восьмидесятом году жизни скончался Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В историю Русской православной церкви он войдет как предстоятель, при котором число последователей православия среди россиян увеличилось почти в три раза, а сама РПЦ повысила свой статус в обществе и объединилась с Русской зарубежной православной церковью. Тонкий психолог и политик, мудрый человек с философским взглядом на мир Алексей Ридигер оказался идеальным кормчим для того, чтобы провести РПЦ через рифы эпохи первоначального накопления капитала. Церковь оказалась единственным общественным институтом, вышедшим из этих лет не с потерями, а приобретениями. В 1988 году в РПЦ было 6893 православных священника, действовал 21 монастырь и 67 епархий. Опыт монашеской жизни и система духовного образования были почти утрачены; как проповедовать в армии и местах заключения, никто не знал. К 2000 году церковь насчитывала уже 19 417 священников, 130 епархий, 545 монастырей. Общее число приходов РПЦ приблизилось к 20 тыс., а количество воцерковленных мирян оценивалось уже в 80 млн человек. Несмотря на то что далеко не все они стали исправными прихожанами – по данным ВЦИОМ, в 2008 году все десять заповедей смогли назвать лишь менее 2% опрошенных, – тем не менее свою лепту в поиск новой идентичности россиян церковь внесла, и в этом немалая заслуга Алексия II. Только за последние пять лет он посетил с пастырскими визитами свыше сорока епархий: совершал богослужения в дальних приходах, монастырях, посещал школы, гарнизоны, тюрьмы, дома престарелых. РПЦ принято упрекать в чрезмерной близости к государству. " Грех сергианства " был одной из причин, затруднявших объединение с зарубежной церковью после развала СССР. Был ли он преодолен в годы патриаршества Алексия II, вопрос открытый, но факты красноречивы: после усиления автономии самоуправляемых церквей, признания новомучеников и принятия Основ социальной концепции Русской православной церкви произошло воссоединение церквей. Сегодня объединение русского мира – важнейшая миссия РПЦ, чьи иерархи служат по всему миру. С благословения Алексия II церковь начала активный диалог с бизнесом. Постулаты православной экономической этики нашли отражение в Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании, в разработке которых, по словам президента организации " ОПОРА России " Сергея Борисова, участвовал бизнес.

http://religare.ru/2_60194.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010