Опубликовано в: Сошинский С.А. Шестоднев и наука: проблема согласования или кризис встречи?//«Вся премудростию сотворил еси...». Труды семинара «Наука и вера» ПСТГУ. – Вып. 1. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. – С. 162-243, 311-327. Статья написана на основе доклада «Проблемы эволюционного и креационного подходов к пониманию Шестоднева», сделанного автором 31 января 2007 г. на конференции «Наука в свете православного миропонимания» в рамках XV Международных Рождественских Образовательных Чтений и его доклада «Актуальность проблемы согласования данных науки об истории мира и свидетельства Библии о его творении» на семинаре «Наука и вера» 14 марта 2007г..   ПРИЛОЖЕНИЕ I. Ниже помещено письмо группы ученых (академика РАН Бориса Викторовича Раушенбаха, д.б.н., главного научного сотрудника ИОГ им. Вавилова, профессора А.П. Акифьева, д.ф.м.н. В.И. Гоманькова и др.) к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и ответное письмо митрополита Смоленского и Калиноинградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси), адресованное автору (Сошинскому С.А.). История писем. Письмо ученых на имя Патрарха Алексия II составлено осенью 1999г. и в декабре передано в канцелярию Патриархии. Этим письмом заинтересовался митрополит Коломенский и Калининградский Кирилл (ныне – Патриарх), и через своего секретаря прот. Николая Балашова обратился ко мне (Сошинскому С.А.), как «куратору письма ученых», с пожеланием познакомиться с ним. Весной 2000 года копия письма была передана мной о. Николаю (для ознакомления с ним митрополита Кирилла) вместе с обширным моим личным комментарием по теме. Здесь, в Приложении, этот комментарий опускается, т.к. в дальнейшем он стал основой моего доклада 2007 года на Рождественских Чтениях, а, значит, и некоторых глав данной работы. Летом 2000г. проходил Собор, ответа на переданное письмо не могло быть. Наконец, в январе 2001г. пришел ответ митрополита Кирилла, из которого следует, что переданные материалы были учтены при составлении принятых на Соборе «Основ социальной концепции РПЦ».

http://bogoslov.ru/article/2519832

Сдерживающую роль играют ст. 124 и 125 УК РФ, согласно которым врач привлекается к уголовной ответственности за “неоказание помощи больному без уважительных причин”, а также за “ заведомое оставление в опасности лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии.” В этой связи  представляется достаточно важным предусмотреть в  Основах специальную статью, допускающую возможность отказа врача от производства аборта по морально-этическим соображениям, религиозным и иным убеждениям. Что касается религиозных и иных убеждений, то и в нынешних условиях, при отсутствии в Основах специальной статьи, врач вправе в обоснование своего отказа ссылаться на п. 1 ст. 3 Федерального Закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”, согласно которому в Российской Федерации каждому гарантируется право на свободу совести и свободу вероисповедания, суть которого состоит в возможности иметь и распространять религиозные  и иные убеждения, а также  действовать в соответствии с ними. Отказ врача от производства аборта  по религиозным убеждениям является типичным примером “действия” в соответствии с ними. Однако, ввиду общего характера п. 1 ст. 3  Закона о свободе совести религиозные организации , прежде всего, христианские конфессии выступают за конкретизацию права на свободу совести применительно к врачу. Так, согласно XII.2 Основ социальной концепции РПЦ “Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта  по соображениям совести.” Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 февраля, 2024 22 февраля, 2024 4 апреля, 2024 27 марта, 2024 26 марта, 2024 22 марта, 2024 12 марта, 2024 29 февраля, 2024

http://pravmir.ru/pravo-vracha-na-otkaz-...

См. также Протоиерей Николай Балашов " Актуальные вопросы этики пола в свете " Основ социальной концепции Русской Православной Церкви " . http://theolcom.ru/ru/text.php?SECTION_ID=30 Sergej Bortnyk, Heidelberg 04 января 2011г. 02:21 Господам Мангусту и Рихтеру. По всем признакам " Иов из Кашира " - не кто иной как владыка Иов (Смакоуз), нынешний епископ Каширский, окормляющий приходы РПЦ в Канаде. Так вот, он один из лучших выпускников ЛДА 1990, один из лучших преподавателей КДА, с 1996 по 2005 годы один из образованнейших архиереев УПЦ. Сам долгое время целибат. А упоминаемая епархия - Сумская, в которой в " деле " бывшего настоятеля собора стояло " целибат, женат, двое детей " . И пример далеко не одинокий. Если Вы, уважаемые, не знаете реальной жизни в церковной провинции и как одинокие прихожанки соблазняют неустоявшихся священников-целибатов, то лучше поспрашивайте своих знакомых, прежде чем себя умниками выставлять. P.S. Поклон владыке Иову. До сих пор лучшие минуты моей жизни - на клиросе храма СПБДУ, когда не было времени думать о постороннем. прот. Сергий Точеный 04 января 2011г. 13:39  Спасибо, Sergej Bortnyk, (Heidelberg), а то я думал уже, что одинок. Мангусту: откуда Вы взяли, что " брезгливо " я отношусь к целибатам? Не передергивайте- из того, что я знаю о целибатах следует только то, что " не все так просто, как кажется " . И это- точка зрения даже не моя, а моих друзей- целибатов, к которым (и к их точке зрения тоже) я отношусь с огромным уважением- уж они-то знают(в отличие от молодых и зеленых теоретиков), о чем говорят! Максим Рихтер 04 января 2011г. 13:57 Сергею Бортнику (Sergej Bortnyk). Г-н Бортник, если под " Иов из Кашира " скрывается какой-то владыка, то, наверное, это не моя проблема, а проблема того, кто не хочет себя открыто идентифицировать. Поэтому всякий скрывающий свое истинное церковное положение, должен быть готов к ответным реакциям различного характера. Далее, не стоит делать уж очень скороспелые выводы о том, что якобы мне совсем неизвестна церковная провинциальная жизнь. Вы экстрасенс? Вы меня лично не знаете, даже не знаете какие конкретно учебные заведения я окончил и, главное, не знаете, с каким успехами я окончил эти заведения и т.д. Защита одного владыки не делает вам чести (потому что уважаемый владыка сам виноват, что скрыл себя) и уж тем более не делает чести, если вы находитесь в Хайдельберге (я, н-р., также нахожусь не РФ, но предпочитаю не рекламировать свое место пребывания)...

http://bogoslov.ru/article/1304139

Соглашением созданы управленческие механизмы по обеспечению эффективного церковно-государственного сотрудничества. В фундамент данного Соглашения были заложены положения из Основ социальной концепции РПЦ, принятых Архиерейским собором в 2000 году: " С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь " . Стороны договорились осуществлять сотрудничество в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики, включая социальное, медико-социальное обслуживание, реабилитацию, развитие благотворительности, духовно-нравственное воспитание, а также иных сферах, представляющих взаимный интерес, в том числе по вопросам: В настоящее время Патриархом Московским и всея Руси Кириллом утверждена концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых, разработанная Координационным центром по противодействию наркомании при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. Разработка и внедрение инновационных программ социальной реабилитации больных с зависимостью от наркотиков с обязательным включением в них блоков духовно-нравственного воспитания и религиозных отправлений в связи с ростом потребления населением так называемых " синтетических " , " дизайнерских " наркотиков, оказывающих выраженный психотропный эффект и способствующих развитию тяжелых психических расстройств и соматической патологии, безусловно, является одной из самых актуальных и насущных задач, без решения которой перспективы российского государства на доминирование в разыгрываемой сегодня при ведущем участии блока государств - членов североатлантического военного блока стран НАТО геополитической игре сведутся к нулю. И не оставят России ни малейшего шанса на возрождение и укрепление духовной и социально-экономической основы государствообразующей титульной нации - русского этноса, и других народов, проживающих на территории Российской Федерации.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Чуть ниже читаем: «Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9). ...Святитель Иоанн Златоуст именует семью " малой церковью " . " Скажу еще и то, — пишет святой отец, — что брак есть таинственное изображение Церкви " » [xi] . Мы видим, что брак — это единение мужчины и женщины в союзе любви, благословленное Господом для продолжения человеческого рода. Есть ли у Церкви что-то общее с такого рода брачным союзом? Конечно. И в выше цитированных словах из Основ Социальной Концепции Русской православной Церкви мы видим, что и Архиерейский Собор РПЦ находит «особую внутреннюю близость семьи и Церкви», то есть уподобление, аналогию.Имеются и сходные существенные признаки, которые допускают такого рода аналогию. Во-первых, Церковь — это невеста Христа, «жена Агнца»: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 29-32). Во-вторых (другой признак), сама Церковь есть единение любящих сердец, стремящихся к вечной жизни в Брачном Союзе с Богом. В-третьих, Церковь и Христос – «двое одна плоть». В четвертых, Христос, как и муж, есть Глава этого Союза. Таким образом, мы видим полную аналогию с браком мужа и жены в Союзе Любви Христа и Церкви. Но каково отношение к собственности брачного союза, единого тела, в котором «два одна плоть»? У них, мужа и жены, собственность раздельная (в том числе поделенная на собственность руки, ноги, головы, туловища?) или же традиционно в христианском обществе она является общей? Известно, что всюду в христианском мире, поскольку муж и жена становятся одним телом, собственность у них общая. Конечно, есть и исключения из этого правила, особенно в наше апостасийное время. Но, заключая брачный союз, христиане, как правило, объединяют свое имущество, которое принадлежит им по праву, и делают его общим. И пользуются им сообща.

http://bogoslov.ru/article/1684219

Этот подход зафиксирован и в официальной церковной доктрине – " Основах социальной концепции РПЦ " , принятых на Архиерейском Соборе 2000 года. В разделе " Церковь и нация " (идущем сразу после раздела " Основные богословские положения " ) сказано: " Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры – православный народ " . И хотя трудно сказать, как именно понимали этничность авторы " Основ " , нет сомнений, что никто не станет включать вместе с русскими в одну " этническую нацию " греков или грузин. Умеренный этно-национализм подчеркнуто исключает агрессивность по отношению к другим этническим группам, но и не забывает об особой роли русского этноса в чаемой православной империи. Этно-национализм должен, по мысли прот. Владислава Свешникова, быть одухотворен верой и стать " духовным национализмом " , и затем – " национализм русский и духовный должен в будущем определять все содержание политической жизни – от выбора и назначения достойнейших людей до организации всего народного хозяйства страны " . В том же тексте прот. Владислав рассуждал о том, что " духовный национализм " должен исходить не из национальных интересов, а из национальных идеалов. Таким образом, национализм в государственническом, гражданском (в противовес этническому) смысле приветствуется, но ограничивается теми же русско-православными ценностями. И с этой позицией согласны все церковные политические православные. Московская Патриархия Естественная задача Патриархии в обществе – максимально и разносторонне упрочить влияние Церкви. Для этого происходит постоянный торг с государством за материальные ресурсы, ради этого ведется систематическая работа по формированию подконтрольного (прямо или косвенно) Патриархии сектора в СМИ, по внедрению религиозно окрашенных дисциплин в ВУЗы и среднюю школу. Для продвижения своих интересов Патриархия использует как демократические механизмы – лоббирование федеральных и региональных законов и постановлений исполнительной власти разного уровня, так и не менее важные в современной России механизмы личных контактов с группами влиятельных чиновников; такие контакты ограниченно наблюдаемы и не всегда доказуемы, но наблюдатели сходятся во мнении, что до конца 90-х главным бюрократическим партнером Патриархии был мэр Москвы Юрий Лужков, а при Путине главной опорой стали " питерские силовики " – новые чиновники, вознесенные Путиным и происходящие, как правило, из спецслужб или хотя бы армии.

http://religare.ru/2_17950.html

Но есть и внутрицерковный импульс для такого разбирательства – это стихийное, по преимуществу низовое движение в православной среде (хочется сказать: и в околоправославной, – но возможно ли сегодня провести границу между " православным " и " околоправославным " ?), которое можно назвать фундаменталистским. В рамках этого движения формируются религиозно-политические идеологии, псевдобогословские теории, проекты " национального возрождения " , антиглобалистские концепции ( " За право жить без ИНН " ), а также предлагаются новые символы ( " Николай II – новый искупитель " ; " святые Иван Грозный и Григорий Распутин " ). Здесь же находит место внутрицерковная оппозиционность по отношению к институциональным лидерам, выражающаяся в резко критической оценке позиций руководства РПЦ. Строго говоря, все циркулирующие в церковной среде (и сомнительные с точки зрения верности традиции) представления и системы представлений должны были бы пройти " богословский аудит " , инициированный церковной властью. Однако для этого, судя по всему, недостает не только и не столько интеллектуальных сил, сколько политической воли – со стороны институциональных лидеров и готовности к поиску консенсуса (вернее, осознания его необходимости) – со стороны церковного сообщества. РПЦ все еще находится в процессе " внутреннего " самоопределения. К выходу на национальную, а тем более на мировую арену единым фронтом она пока не готова. Учитывая эту внутрицерковную ситуацию, и следует воспринимать и оценивать пространный документ, составленный в недрах церковной институции и утвержденный Архиерейским собором 2000 года, который получил название " Основ социальной концепции РПЦ " 8 . В настоящее время это основной источник, позволяющий судить о том, как РПЦ – на теоретическом уровне – решает проблему своей социализации в российском и мировом контексте. Несмотря на его несомненное церковно-политическое значение (не только актуальное, но и " этапное " теоретическое), в целом его следует оценивать, скорее, как очередную ситуативную реакцию, чем как фундаментальный, богословски продуманный ответ на вызовы времени.

http://religare.ru/2_8380.html

Если позволено тут советовать, хотелось бы заметить для автора статьи, что в вопросе о систематизации законодательства можно было бы провести разграничение систематизации как процесса (организация учета нормативно-правовых актов, вопрос о специальном отделе систематизации и т.п.) и систематизации как результата (виды систематизированных сборников), а также деление систематизации на официальную и неофициальную. Это последнее деление очень важно для понимания границ допустимого при систематизации. Предлагаемое автором статьи использование наработок светской юридической науки не должно также сводиться к простой замене в этих наработках слова " правовой " на " церковно-правовой " и под. Нельзя увлекаться внешним сходством терминов и оставлять в стороне особенности церковного правотворчества. Увлечение внешним сходством терминов можно проиллюстрировать на примере производимого автором статьи сравнения " Основ социальной концепции РПЦ " и Основ законодательства как формы кодификации, которое очень сомнительно. " Основы социальной концепции " - не только правовой документ. Они называются " Основами " потому, что в них излагаются базовые положения учения Церкви " по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем " . Это документ столь же вероучительный, сколько и правовой. В противоположность этому " Основы законодательства " - узкий отраслевой кодифицированный нормативно-правовой акт (например, Основы законодательства об охране здоровья граждан), который называется " Основами " потому, что регулирование этих вопросов уточнялось уже на уровне союзных республик. В церковных документах вероучение подчас не отделено от правовых норм. Это особенность церковного права и ей должна была бы быть дана оценка в статье. Ведь стремление к ясной кодификации, особенно для нужд церковного суда, подразумевает желательность выделить собственно правовые аспекты из тех или иных церковных документов, в том числе из " Основ соцконцепции " . Или же нет? Вопрос.

http://bogoslov.ru/article/1632261

Итак, не монархии должна чаять РПЦ, если хочет установления действительно боговдохновенной власти, но – судейства, формы духовного авторитета Церкви. Однако духовенство под предлогом того, что общество «недостаточно одухотворено», берет самоотвод и считает монархию самым «благоприятным» способом правления. Но почему хотя бы не поставить судейство как идеал, как конечную цель и высший смысл земной власти? Вспомним лозунг студенческих волнений в Париже 1968 г.: « Будьте реалистами – требуйте невозможного!» Достичь по-настоящему значимых результатов можно, только берясь за неразрешимую задачу. Хороший спортсмен никогда не мечтает о 2-м, а тем более о 10-м месте. Почему же РПЦ ставит перед собой и обществом заведомо заниженную планку? Щадит чад своих? А может, было бы куда полезнее мобилизовать чада строить максимально одухотворенное общество, а не беспомощно разводить руками: «Апостасия…»? Есть ли примеры такой формы правления в новейшей истории? К счастью, есть, но к сожалению, не в христианстве. Иран учредил у себя именно такую форму правления, когда над демократически избираемым президентом стоит институт аятолл, осуществляющий духовную и концептуальную власть в стране. В исламе, очевидно, нет апостасии… В трехзвенной формуле «судейство – монархия – демократия» «Основ социальной концепции» нетрудно уловить традиционалистскую парадигму регресса, последовательной социальной деградации человеческих обществ: 1) Золотой век, век судейств, где правят жрецы и философы; 2) Серебряный век, век монархий, где правят цари и воины; 3) Железный век, век республик, где правят купцы и ремесленники. С этой схемой тесно сопряжена концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина, где общество также последовательно деволюционирует в форме трех типов культуры: 1) идеациональная фаза, фаза наивысшего подъема идеального; 2) идеалистическая фаза, фаза равновесия между идеальными и материальными смыслами; 3) чувственная фаза, фаза доминации прагматических и материальных Если следовать социологической топике П. Сорокина, то за чувственной фазой следует идеациональная – и только она! Переход от чувственной фазы к идеалистической принципиально невозможен. Чувственная фаза должна довести общество до состояния максимальной деградации и упадка, возрождением из которой возможно только на пике идеационального, религиозного накала. Выход из упадка Римской империи произошел через пусть и кратковременный, но чудесный взлет патристики, когда Священная Римская империя духовно окормлялась у святых отцов раннехристианской апостольской церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/01/...

В «Концепции» сделан особый акцент на необходимости церковной рецепции культуры народа, среди к-рого действуют миссионеры, проповеди на национальных, а в особых случаях на искусственных языках, в частности на языке глухонемых, на подготовке миссионеров из местного населения, на вовлечении неофитов в полноценную жизнь прихода. Там, где миссия обращена к народу с «давними, но ослабленными православными традициями, необходимо использовать все проявления культуры, имеющие православное содержание» (Там же). В «Концепции» выделено 5 основных форм миссионерской деятельности: 1. Воспитательная миссия (воцерковление). Это М., обращенное к тем, кто ищет Истины либо уже готовится к принятию Крещения, но также и к тем, кто, будучи крещеным, не получил христ. воспитания и знания основ вероучения. 2. Апологетическая миссия, направленная на противостояние прозелитической деятельности неправосл. миссионеров. 3. Информационная миссия - свидетельство о православии широким слоям населения через средства массовой информации и коммуникации, через издание миссионерской лит-ры. 4. Внешняя миссия, обращенная к народам, лишенным христ. традиций, в частности, что в наст. время особенно актуально, к мигрантам и переселенцам из нехрист. стран и регионов. 5. Миссия примирения, к-рая ставит своей задачей проповедь мира между народами, между людьми различных национальностей и социальных групп. В документе сформулированы специфические миссионерские задачи, возлагаемые на епископов, священников и мирян, и выделены различные организационные формы миссионерского служения, осуществляемые синодальными миссионерами, к-рые совершают свое служение по поручению Свящ. Синода и Миссионерского отдела и по приглашению правящих архиереев, и епархиальными миссионерами, несущими миссионерское служение по благословению епархиальных архиереев. «Исторический опыт православной миссии со времен апостольских являет нам примеры качеств, которые необходимы миссионеру: молитвенность, смирение, бескорыстие, стойкость, ревность о Боге, приветливость. Проповедь преемников апостолов,- говорится в «Концепции»,- обязана соответствовать «здравому учению» (Тит 2, 1), которое имеет авторитет правила веры» (Концепция миссионерской деятельности РПЦ. 2. 3).

http://pravenc.ru/text/2563376.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010