Также можно отметить «Соборное слово XI Всемирного Русского Народного Собора», посвященного проблеме богатства и бедности в мире и современной России (март 2007 года) и т.д. К большому сожалению, подобного рода документы не дают сколь-нибудь ясного представления о том, каков социально-экономический идеал нашей Православной Церкви, и могут создавать иллюзию относительно того, что капитализм и христианство способны уживаться и даже в чем-то дополнить друг друга. В своем ощущении отсутствия внятной позиции нашего церковного руководства по социально-экономическим вопросам я не одинок. Например, А. Журавлев в своей статье «Религиозная этика и бизнес» в начале 2004 года писал: « " Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Юбилейным архиерейским собором в августе 2000 года, к сожалению, не дают ясного представления о православном взгляде на экономическую жизнь во всем ее разнообразии. Возможно, это является следствием компромиссного характера данного документа, четко формулирующего позицию РПЦ в основном по вопросу собственности: « Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм…» Видимо, «Основы социальной концепции» – не тот документ, в котором пристало разбирать в подробностях макроэкономическую и даже политэкономическую проблематику. Однако когда автор, готовя эту статью, обратился в службу коммуникации Московской Патриархии с просьбой назвать иные, кроме «Основ...», источники, имеющие отношение к экономическим воззрениям русского православия, ответа не было». 466 Однако как раз в начале 2004 года на свет появился «православный» документ, имеющий отношение к экономической проблематике – «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании» (он активно разрабатывался при участии наших церковных властей и был принят в феврале 2004 года на VIII Всемирном Русском Народном Соборе»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юбилейный Архиерейский Собор, проходивший в год празднования 2000-летия Рождества Христова, открылся в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя 13 августа. В первый день Собора Патриарх Алексий выступил с развернутым докладом, в котором глубоко и реалистично проанализировал все стороны современной жизни и деятельности РПЦ. Состояние епархиальной и приходской жизни в Русской Церкви Патриарх Алексий охарактеризовал в целом как удовлетворительное. Главным итогом Собора, в деяниях которого принимали участие 144 архиерея, стали решения о канонизации 1154 св. угодников, в т. ч. 867 новомучеников и исповедников Российских, среди которых св. страстотерпцы - последний российский император Николай II и его семья. Собор установил общецерковное почитание 230 ранее прославленным к местному почитанию страдальцам за веру. Собор канонизировал 57 подвижников благочестия XVI-XX вв. Была одобрена новая редакция Устава РПЦ, которая, по словам Патриарха Алексия, «должна явиться основой и программой дальнейшего совершенствования» церковной жизни. «Очень важно,- отметил Патриарх,- чтобы нормы Устава были не только соборно одобрены, но и реально осуществлены в жизни нашей Церкви. Особенно важным представляется упрочение связи каждого прихода со своим епархиальным управлением, а епархий - с центром и между собой». Важным событием стало принятие «Основ социальной концепции Церкви», где «сформулированы ответы Церкви на вызовы эпохи рубежа столетий». Особые определения Архиерейский Собор принял в связи с положением Православия на Украине и в Эстонии. По окончании Собора состоялись торжественное освящение храма Христа Спасителя и канонизация новопрославленных святых, в которых приняли участие Предстоятели Поместных православных Церквей: Патриарх и Католикос всей Грузии Илия II, Патриарх Сербский Павел, Патриарх Болгарский Максим, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Митрополит Чешских земель и Словакии Николай, а также представители Поместных Церквей - архиепископ Американский Димитрий (Константинопольский Патриархат), Митрополит Пилусийский Ириней (Александрийский Патриархат), епископ Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), архиепископ Газский Венедикт (Иерусалимский Патриархат), Митрополит Калавритский и Эгиалийский Амвросий (Элладская Церковь), архиепископ Вроцлавский и Щецинский Иеремия (Польская Церковь), архиепископ Филадельфийский и Восточнопенсильванский Герман (Американская Церковь), возглавлявшие делегации своих Церквей. Гостем торжеств был Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

На заседании председатель Государственного антинаркотического комитета В.П. Иванов и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл подписали Соглашение о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью. В фундамент данного Соглашения были заложены положения из Основ социальной концепции РПЦ, принятых Архиерейским собором в 2000 году: " С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизни " . Стороны договорились осуществлять сотрудничество в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики, включая социальное, медико-социальное обслуживание, реабилитацию, развитие благотворительности, духовно-нравственное воспитание, а также иных сферах, представляющих взаимный интерес. И это сотрудничество, безусловно, будет развиваться. Вместе с тем, завершая данный материал, хочется затронуть два наиболее насущных болезненных вопроса для любой православной реабилитационной организации, не имеющей финансов на свою раскрутку, на " откаты " врачам из наркологических диспансеров и стационаров за пациентов - финансовый и кадровый. Причем второй вытекает из первого. Без подготовки специалистов, владеющих технологиями оказания как лечебной, так и духовной помощи, говорить о перспективах развития мультидисциплинарного подхода в терапии наркологических заболеваний не приходится. Священники, владеющие хотя бы базовыми навыками в сфере оказания реабилитационной помощи, за редким исключением практически отсутствуют. Обучать их специалисты из государственных структур не готовы - на это не выделяются средства из государственного бюджета, не прописаны юридические аспекты такой работы. По большей части отсутствуют и психиатры-наркологи, психотерапевты, психологи, консультанты из числа выпускников реабилитационных программ, способные на высоком профессиональном уровне в процессе реабилитации воздействовать на все уровни личности зависимого человека - телесный, душевный и духовный.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Специфика совр. М. состоит в том, что «Русская Церковь никогда в прошлом не оказывалась перед миссионерской задачей таких масштабов, как ныне, когда «возникла парадоксальная ситуация необходимости «второй христианизации» народов» (Там же. 1). Из этого обстоятельства вытекают следующие особенности и актуальные задачи совр. миссии: большинство из тех, к кому обращена проповедь Евангелия, с одной стороны, причастны к культуре, укорененной в православии, а с другой - относятся к Церкви индифферентно; трудность состоит также в том, что правосл. миссия осуществляется перед лицом масштабной экспансии нетрадиц. религ. и парарелиг. систем, в связи с чем главная задача миссии заключается в том, чтобы вернуть в лоно Церкви тех, кто в результате гонений на Церковь оказались оторванными от веры предков, и особенно тех лиц, к-рые были вовлечены в деструктивные и тоталитарные секты; при этом ввиду радикально изменившихся условий дореволюционная миссионерская литература, рассчитанная на религ. просвещение и укрепление в вере людей, с детства участвовавших в церковной жизни, стала малоэффективной. Миссия Русской Церкви сталкивается ныне с рядом вызовов, среди к-рых особенно значимы: 1) «вызов утраты культурной идентичности (миссионерская задача - нахождение условий для христианизации национальных культур на базе их созидательных составляющих); 2) вызов социально-экономических реформ (миссионерская задача - защита социально незащищенных слоев населения); 3) вызов развития науки, связанный с появлением новых областей исследования, касающихся нравственности и сущностных основ жизни (миссионерская задача - противостояние подмене науки идеологией или оккультизмом и попыткам ее «обожествления», особенно в сфере общественных исследований); 4) вызов информационного общества (миссионерская задача - противостояние информационной агрессии против Православия, личности, семьи и общества, осуществляемой деструктивными культами и организациями; овладение новыми информационными пространствами для развития миссии); 5) вызов плюрализма религий и мировоззрений (миссионерская задача - противостояние попыткам подмены абсолютной и единственной Истины Христовой «единой и универсальной» религией)» (Концепция миссионерской деятельности РПЦ. 1. 5).

http://pravenc.ru/text/2563376.html

21 Среди них секта “Семья”. Основатель её “пророк Моисей” (Д. Берг) насаждал гнусное распутство как проявление Христовой любви, демонстрируя говорение на языках сразу после блудодеяния. 22 Пауэр-ивэнджелисм — от англ. power ‘сила, мощь, ткж власть’ и evangelism ‘евангелизация, изложение Евангелия’. — Ред. 24 В семьях, где детей учат нескольким иностранным языкам, их справедливо наказывают за сумбурное смешение слов из разных языков. 25 Современный исследователь В. Бюне связывает дары, подобные описанным, с (пара)психологическими приёмами снятия стрессов. 27 О даровании памяти смертной мы молимся ежевечерне (молитва святителя Иоанна Златоуста, седьмое прошение). 28 Составитель С. Фомин пользовался работой архимандрита Нектария (Му­ла­циотиса). С переводом англоязычной книги Нектария “Когда будет Второе Пришествие Иисуса Христа?” (Афины, 1986) составитель познакомился на Афонском подворье в Москве. Фомин предсказал воцарение антихриста на 1995 г. — Россия перед Вторым Пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии. СТСЛ, 1993. С. 257–262, 372. 29 Не хотелось о горестном, но надо. Есть среди афонцев зилоты (ревнители). Числятся и зилоты-матфеиты, которые Причастие у нас, “экуменистов”, именуют… “пищей демонов”. 30 В 2000 г. Архиерейский собор теократией назвал ветхозаветное правление судей, а не монархию: “В древнем Израиле до периода Царств существовала единственная в истории подлинная теократия, то есть богоправление Переход от судейства к монархии свидетельствовал об ослаблении веры, отчего и возникла потребность заменить Царя Незримого царём видимым” (Из основ социальной концепции РПЦ). 31 Это движения, их границы размыты. В хлыстовское движение входят не только “Старый и Новый Израиль”, но и секты прохлыстовской ориентации: скопцы, “Духовный союз” Татариновой, шалопуты, прыгуны, малеванщина, иоанниты, подгорновцы… В “истинно-православное” движение кроме старообрядчествующих из иосифлян входят подгорновцы, ильинцы (отрасль иоаннитов), седминцы, михайловцы и “неокатакомбники” (богородичники, сторонники “Лазаря Каширского”, “Апокалиптическая Церковь Иоанна Богослова”)… Подробнее об антисоветском эсхатологизме “истинно-православных” см. Беглов А. Церковная оппозиция в 1940-е годы//Альфа и Омега. 2006. 2(46). С. 118–133.

http://pravmir.ru/pravoslavie-i-harizmat...

  Тот, кто уже является Христианином (Христианкой), не может вступить в такой брак, в котором невозможно церковное Венчание, т. е. с тем, кто не является православным Христианином (Христианкой), (1 Кор. 7, 39; Трул. 72; Карф. 30; Лаод. 10, 31), или при наличии иных канонических препятствий для брака. Такие «браки» не только «не могут быть освящены венчанием», но Церковь совсем запрещает такие «браки» и повелевает такой « брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгати» (Трул., 72).   То же относится и к п. 4 .   Такая же недомолвка имеет место и в тексте «ОСК РПЦ» (Х. 2.).   Незаконные браки подлежат расторжению   П. 3 . Цитата: «Невозможно освящение венчанием браков...» П. 5 . Цитата: «Не признается возможным венчание...»   - уклончивая формулировка, не приличная для выражения позиции Церкви.   На самом деле, браки, не соответствующие каноническим нормам (в т. ч. браки с неверующими, с еретиками и нехристианами, браки разведенных и т. д.), не только не подлежат Венчанию, но не могут быть признаны Церковью и подлежат расторжению . Поскольку являются блудом. Соответственно, человек, живущий в состоянии смертного греха (блуда), не может быть допущен до Причастия. Доколе не совершит покаяния, что предполагает непременное прекращение греха, т. е. расторжение незаконного сожительства. Поскольку не может быть покаяния в грехе без прекращения самого греха.   Следует подчеркнуть, что не только государственная регистрация, но и такие факторы как длительность сожительства, рождение детей и т. д. не могут служить основанием для признания Церковью антиканоничного брака.   Противоречие Евангелию   П. 7 . Цитата: «В настоящее время Русская Православная Церковь на основании церковных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью»... и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми следующие поводы к расторжению брака...»   Как Церковь может «считать допустимым» то, что не считает допустимым Господь?!

http://bogoslov.ru/article/3480970

Архиерейский Собор РПЦЗ 2000 года обратил внимание членов Церкви на положительные процессы имевшие место в Московском Патриархате, — прославление новомучеников и принятие Основ социальной концепции, определяющих пределы взаимодействия церкви и государства. Без сомнения, послание собора 2000 года основывалось на теории «ветвей» Русской Церкви, неприемлемой для последователей того, что я называю нео-катакомбной экклезиологией. Согласно таким взглядам, Московский Патриархат — это «раскольничья и еретическая секта, отделившаяся в 1927 году при митрополите Сергии и продолжающая до сих пор оставаться в этой пагубной схизме» . Согласно этим взглядам, общение с таким нераскаянным сообществом не может привести ни к чему доброму. И поскольку общины Катакомбной церкви вымерли, единственным преемником исторической Русской Церкви стала Русская Православная Церковь Заграницей. Таким образом, сложившийся конфликт разных взглядов на Московский Патриархат в значительной степени объясняет трения внутри РПЦЗ, усилившиеся после Архиерейского собора 2000 года и продолжавшиеся до единения 2007 года. 4. Всероссийский Поместный Собор как орган единства С самого начала своего существования епископат РПЦЗ старался действовать корректно в отношении своих собратьев на родине. Когда патриарх Тихон был арестован в 1922 году, не было ясно, выйдет ли он вообще из заключения. В таких условиях ряд архиереев РПЦЗ предложил, чтобы ее Архиерейский Синод временно бы взял на себя функции высшей церковной власти Русской Церкви. Отвечая на это предложение, Архиерейский Собор 1923 года постановил, что он обязан представлять свободную Русскую Церковь в рассеянии, но « ни отдельное лицо, ни Собор Иерархов этих епархий [за пределами России] не представляют собою власти, которой принадлежали бы права, коими во всей полноте обладает Всероссийская Церковь в лице ее законной иерархии» . В тоже время русские епископы-беженцы должны были отстаивать свои права как члены Архиерейского Собора РПЦ. В июне 1934 г. митрополит Сергий и его Синод запретили в священнослужении епископат РПЦЗ.

http://bogoslov.ru/article/5682965

Доцент игумен Андроник (Трубачев) осуществлял руководство Московским музеем свящ. Павла Флоренского; издал переписку священника Павла с протоиереем Сергием Булгаковым ; участвовал в двух конференциях, посвящённых творчеству Флоренского, которые проходили в Москве и в Костроме, а также сотрудничал с «Православной энциклопедией», являясь автором статей и редактором отдела «Агиология». Наряду с преподаванием в Московской Духовной Академии и Семинарии доцент прот. Максим Козлов читал лекции в Свято- —421— Тихоновском богословском институте, в Минской Духовной Академии и в Сретенском высшем православном училище, а также выезжал в г. Белград на V Международный конгресс православных богословских школ, где выступил с докладом «Богословское образование в XXI веке» и принял участие в проходившей в Свято-Даниловом монастыре конференции по реформе духовного образования. Отец Максим выступал в прямом эфире на радиостанции «Радонеж» и вёл тематические программы на радиостанции «Маяк». В течение года отцом Максимом были опубликованы следующие работы: «Детский катехизис», «400 вопросов о вере, спасении и Церкви», исследование, посвященное Николаю Кавасиле , «Христос. Церковь . Богородица», статьи на темы сравнительного богословия, православно-католических отношений, основ социальной концепции РПЦ, семейной этики, развития молодёжного движения в Церкви и др. Доцент А. М. Пентковский в течение года находился в научной командировке в США и опубликовал монографию «Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси». Доцент протоиерей Сергий Правдолюбов на протяжении отчётного года продолжал исполнять обязанности главного редактора издательства «Святитель Киприан», в котором в рамках серии «Богослужебные книги» вышло «Благовещение», а также жизнеописание одного из оптинских иноков, убиенных в 1993 году. Протоиереем Сергием в журнале «Приход» опубликована статья «Тябловый иконостас», а в «Журнале Московской Патриархии» – 3 проповеди, посвящённые Великому Посту. Также велась большая работа, связанная с прославлением новомучеников и исповедников Российских.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

...Если суть нашей проповеди в том, что человеческая сексуальность – дело, конечно, скверное, но терпимое в браке, в той лишь мере, какая необходима, чтобы рождались дети, будущие солдаты Родины, трудящиеся, налогоплательщики и жертвователи на храм, нас закономерно ждёт полный провал. Иное дело, если мы скажем, что Церковь – за отказ от минутных имитаций любви, неизбежно рождающих лишь чувства стыда, разочарования и усталости, – во имя любви настоящей, вечной и всецелой, захватывающей душу и тело человека». (Прот. Николай Балашов. Актуальные вопросы этики пола в свете Основ социальной концепции РПЦ). Случается, конечно, мы болеем душой, потеряв те или иные душевные камни: по какой-то причине они были нам дороги... Но болезнь наша тотчас проходит, лишь только мы с определённостью узнаем, что именно произошло с нашей душою и от чего она освободилась. Иное дело в обычной хирургии: много ли толку утешать послеоперационного больного, у которого загноились швы, что операция прошла успешно? Само собой разумеется, в этой книжке нет ничего нового о любви, настоящей, мнимой или фальшивой, – что не было бы известно людям на протяжении, по крайней мере, двух тысяч лет; но, тем не менее, для многих читателей дорога будет непростой. И это тоже в порядке вещей. Если, скажем, кому-то из школьников вздумается изучить геометрию, он тоже возьмёт в руки учебник с теоремами и задачами двухтысячелетней давности – но отсюда вовсе не следует, что учёба обязательно пойдёт как по маслу! В словах ли дело? – Ваши примеры разных «любовей», эдакая сборная солянка в начале урока, не говорит ни о чём, кроме непригодности русского языка для выражения серьёзных понятий. Вам, как священнослужителю, наверняка известно, что в греческом языке, который послужил почвой для философской мысли человечества, – и на котором, кстати, написан весь христианский Новый Завет , – русскому слову «любить» соответствует несколько разных слов, каждое со своим точным смыслом. Для обозначения религиозной любви в Библии употребляются особенные слова – существительное агапи и глагол агапо. Они всегда имеют положительный оттенок, говорят о духовной любви в её высших проявлениях. Так что почитайте современную популярную литературу по эротике и философии секса: там всё подробно рассказано.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Конечно, новый катехизис, может быть, и нужен, но делать его нужно, на мой взгляд, а) заново, б) предоставить делать его совсем другим людям, в) уйти от авторской анонимности Учитывая ТАКИЕ " ошибки " я бы ни с одним из священников авторов проекта советоваться не стал бы по нравственным вопросам и исповедоваться при нем Богу тоже. Ольга Землянухина 25 сентября 2017, 21:39 Здравствуйте!Уважаемые авторы сего творения под названием " Катихизис " в новой редакции.Я понимаю желание Патриарха объять как можно больше народа просвещением через книгу,но извините-книга ТАКИХ размеров в голове многих просто не уложится!Например,зачем в " Катихизисе " , книге по определению для НОВОНАЧАЛЬНЫХ христиан,а то и вовсе только готовящимся ими стать,нужны целые почти " главы " из Основ социальной концепции и прочих документов РПЦ?Если будет нужно,со временем воцерковления человек и так все это найдет и прочитает.Но когда из узкоспециализированной книги делается сборная солянка-мозг неофита это просто не переварит,особенно если готовить по этой книге ко Крещению! Мария 25 сентября 2017, 21:20 Две мысли о статье. Первая - а где было ваше возмущение, когда в совершенно неподобающем тоне о.Георгий " мочил " А.И.Осипова? Может, надо было еще тогда указать на неподобающее поведение? Или тогда " моя хата с краю " была? А вторая - отсылка к авторитетам тоже не аргумент. Если какое-то решение было принято на самом " верху " , то не факт, что реализация этого решения будет безукоризненной. Ну и провокационно выглядит переход на личности - мол, не согласен с богословами, и проч. и проч. - оскорбил их. Да, не согласен! И имеет право не соглашаться! Ну а про тон несогласия см. выше. Александр Шамои 25 сентября 2017, 21:11 Отзыв отца Георгия Максимова вполне конструктивен, и критикует он, как мне кажется, по делу. Дело в том, что отец Георгий давно занимается катехизаторской и миссионерской деятельностью, а потому по опыту может судить, соответствует ли рассматриваемый документ своему целевому назначению или нет. Ирония в его отзыве хотя и присутствует, но ,по-моему, не выходит за разумные границы.

http://pravoslavie.ru/106609.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010