Это говорит о том, что, к величайшему сожалению, эпоха Святейшего заканчивается. Патриарх, всегда проходивший между Сциллой и Харибдой царским путем, оказался оттеснен кабинетными технологиями. Если оценивать, как они сработали, то приходится отметить, что технологии эти не особенно современные. Вся история " обращений " епископа Диомида, мнимого " нападения " " диомидовцев " на митингующих " Наших " , и, наконец, беспрецедентный по числу намеренных искажений и богословско-исторических передергиваний т. н. " Богословско-канонический анализ " - довольно грубо сработаны с точки зрения медиа-политики. Достаточно лишь указать на то, что авторы " анализа " аргументируют изложение ссылками на " Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви " , а также на " Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию " , указывая, что " оба документа были одобрены Архиерейским Собором 2000 года, участником которого был и епископ Диомид " . При этом дается тенденциозная нарезка цитат из " Основ социальной концепции " , взвешенного и сбалансированного документа, где указывается, что после теократии монархия является первой из богоданных форм государственной власти: " При монархии власть остается богоданной, но для своей реализации использует уже не столько духовный авторитет, сколько принуждение....Изменение властной формы на более религиозно укорененную без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей. Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной " (Социальная концепция РПЦ, III, 7) " . Вопреки этому тезису " Основ " авторы " Анализа " " от себя " заявляют, что " монархия - одна из исторических форм правления, имеющих относительное значение " , и даже более того, что признание демократической формы правления не есть нарушение " соборных клятв 1613 года " на верность династии Романовых.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Несмотря на различия программных документов парламентских партий, в них всех отражены как позиции, так и приоритеты, акценты, да и обращены они в первую очередь к избирателю, то есть именно к обществу. Так же, как и социальная доктрина церкви, которая обращена не только к церковному, но и к светскому обществу. Это и позволяет выявить в программах такие темы, которые могли бы стать пунктами пересечения с Основами социальной концепции Церкви. Сначала об общем, объединяющем. Вполне естественно, что во всех программах обозначен ряд направлений, которые, несомненно, являются темами возможного диалога партий с Церковью. Это такие острые социальные темы, как социальная значимость материнства и отцовства и поддержка семьи; морально-этические аспекты работы СМИ в условиях рынка; коммерциализация культуры; проблема здоровья личности и народа и демографический кризис. Кроме того, во всех партийных программах выражена озабоченность резким имущественным расслоением в обществе и все партии выступают за то, чтобы уделять самое пристальное внимание патриотическому воспитанию. Если обратиться к тексту Основ социальной концепции РПЦ, то в разных его разделах можно обнаружить если не буквальные, то очень близкие к тексту партийных программ формулировки этих проблем, которые предстоит решать нашему обществу. Здесь параллелизм налицо, и все парламентские партии могли бы выступать в диалоге с Русской Православной Церковью почти единым фронтом. Программный плюрализм < Другое дело, если посмотреть на перспективы диалога партий и Церкви в другом ракурсе – с точки зрения общего подхода к стратегии развития российского общества. В данном случае существуют серьезные различия. Возьмем программу КПРФ. Например, коммунисты выступают за " русскую культуру как основу духовного единства многонациональной России " , и здесь, возможно, есть о чем вести разговор с Церковью. Но в то же время они " против капитализма и за коммунизм как историческое будущее человечества " . Этому посвящен довольно большой раздел программы " Уроки истории и пути спасения Отечества " , который напоминает, скорее, советский учебник, чем программу действий в реальных условиях исторического настоящего (это проявляется даже стилистически – в изобилии, кажется, уже хорошо забытых выражений: " чуждые элементы " , " отрыв руководителей " , " обманный путь " , " предатели социализма " , " очернительство " , " пятая колонна " , " буржуазные взгляды " и т.д.).

http://religare.ru/2_73793_1_21.html

Доклад заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина был посвящен проблеме ответственности СМИ. Сегодня появился запрос на нравственную оценку событий, считает о. Всеволод, и на него надо ответить не только в православных, но и светских изданиях. Докладчик изложил и прокомментировал положения «Основ социальной концепции РПЦ», касающиеся взаимодействия Церкви и СМИ. Он остановился на некоторых конфликтных ситуациях, и критиковал закрытость некоторых клириков, не желающих общаться с журналистами. Сейчас необходимо максимально использовать возможности светских СМИ, «отвоевывать у них газетное пространство», открывать специальные рубрики в изданиях и телепрограммы для православной проповеди и рассказа о церковной жизни. «Сегодня мы переживаем золотой век православной общественной мысли и православного действия», — убежден о. Всеволод. Это проявляется в бурном росте православного книгоиздания и расцвете периодики, а также в активности мирянских православных организаций, хотя они сегодня сильно разобщены. Ведущую роль в объединении их усилий призваны сыграть СМИ. Бурную дискуссию вызвал доклад профессора МГИМО, доктора исторических наук Андрея Зубова, который поставил вопрос о том, что должно лежать в основе христианского патриотизма — национальное самоутверждение или национальное покаяние. Что более подобает христианину — баюкать себя «сладкими песнями о былом величии» или трезво осмыслить «жестокую правду», объясняющую катастрофу XX в.? По убеждению историка, революцию 1917 г. и весь советский период надо трактовать как «вавилонское пленение, как высшую степень казни, которую может попустить Господь за наши прежние грехи», имея в виду все безотрадные особенности истории России «романовского периода»: крепостное рабство, абсолютизм, отсутствие политических прав и гражданских свобод, порабощение Церкви государством, отсюда — падение ее авторитета в народе, который к началу XX в. «отошел о веры и позволил обольстить себя преступникам».Не ссылки на «внешних врагов», не «триумфализм», а только покаяние за грехи прошлого, честное видение недостатков и слабостей нашей страны дают надежду на исцеление и возрождение России.

http://patriarchia.ru/db/text/52119.html

И дальше из уст А.Шрамко сыпется и прочая лукавая ложь: о том, что белорусские епископы, «Князья Церкви», якобы далеки от повседневной народной жизни, но близки к властям и чиновничьей элите и «живут схожими с ними заботами в замкнутом мирке», а не монашеской жизнью (то ли дело сам экс-клирик и любитель грантов и политических тусовок!); о том, что якобы новые «демократические власти» были бы нейтральны и безобидны для Церкви (видимо, как на любимой им постмайданной Украине или, до недавнего, в Черногории!); о том (в других заявлениях), что епископ Артемий вместе с ближайшим окружением являются едва ли не образцом аскетичности, притом особенно – на фоне других епархий и их епископов (что для любого, немного знакомого с церковной жизнью в Белоруссии, является циничным анекдотом). Грубо лукавит Александр Ефимович, заявляя, что «чиновники президентской администрации открыто настаивают на том, что о репрессированных и потерпевших от насилия даже молиться нельзя, не то, что им сострадать». Про «не то, что им нельзя сострадать» – это вообще некий абсурд. А вот «нельзя молиться» – это значит, нельзя выпячивать их имена в политических «молебнах» в качестве сакральных жертв, активно устраивавшихся в той же Гродненской епархии. Проще говоря, – нельзя разжигать революционные настроения религиозными средствами, что совершенно справедливо. Не менее грубое лукавство А.Шрамко и в попытке эксплуатации Основ социальной концепции РПЦ для оправдания революционных выступлений епископа Артемия и его клира. «Печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп» совершенно не подразумевает революционно-политические «нужды, права и заботы», а «призыв к мирному гражданскому неповиновению» подразумевает собой случаи защиты Церкви, Отечества и христианских добродетелей, а не целей очередного Евромайдана с его местных и закордонных вождей под либерально-националистическими лозунгами и знаменами. Наконец, сугубым лукавством является радение якобы о «правде и ненасилии» со стороны А.Шрамко, епископа Артемия и их последователей, что было подробно разоблачено в статье «Христианская правда Церкви о БЧБ-революции в Беларуси» .

http://ruskline.ru/opp/2021/07/02/lukavs...

Мы не для того вас выбирали, не для того платим налоги, чтобы вы так откровенно пренебрегали нашими ценностями и традициями! Хотим напомнить вам, что, как недавно откровенно заявила одна из активисток российского ЛГБТ-сообщества М. Гессен, основная цель пропаганды сексуальных извращений — это уничтожение института семьи. Не только нам, православным христианам, но всем вообще нормальным людям откровенно объявлена война — а наша демократическая власть делает все, чтобы наш народ в этой войне потерпел поражение, следствием которой может стать необратимое деградация общества! Гомосексуализм — это извращение, которое однозначно расценивается православным вероучением, и в частности Священным Писанием и церковными канонами, как грех ведущий душу к вечной гибели. Как свидетельствуют «Основы социальной концепции РПЦ», гомосексуализм искажает данную Богом природу человека (п. XII.9). Поэтому попытка навязать обществу этот грех как норму, есть ничто иное, как бунт против Творца. В связи с этим, мы, православные верующие, вынуждены предупредить: указанные действия власти не только имеют антихристианский характер, но и подрывают основы общества. Поэтому мы считаем необходимым призвать вас сделать все, чтобы не допустить принятия этого антихристианского закона, а также защитить наше общество от пропаганды сексуальных извращений в любом виде. Мы также предупреждаем: те политические партии и силы, которые выступят на стороне извращенцев, могут не рассчитывать на поддержку народа Украины и в частности православных верующих на любых выборах. Напоминаем также, что согласно «Основ социальной концепции РПЦ», в случае антихристианских действий власти, ее греховных и душегубних законодательных инициатив, церковное священноначалие вправе отказать государству в лояльности и призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства (п. III.5). Поэтому призываем вас сделать все, чтобы не допустить принятия закона 2342, запретить в Украине пропаганду гомосексуализма и тем самым защитить духовные и нравственные традиции нашего народа.

http://pravmir.ru/v-cherkasskoj-eparxii-...

Даже если из трубы извлекается еще живой ребеночек, движение «Право на жизнь» разрешает это, поскольку в противном случае погибнут оба. У ребенка нет шансов выжить. Хирурги спасают жизнь матери. Если бы медицинские технологии позволяли извлекать ребенка из патологического места и переносить его в матку, большинство сторонников врачебной этики сказали бы, что это нужно делать. Но поскольку современные технологии не позволяют этого, сегодня жизнь крошечного нового ребенка обречена. » Пусть идет на операцию. С уважением, В соответствии с Главой 12–2 Основ социальной концепции РПЦ , Церковь полностью против абортов. Но для Церкви допустим аборт в случае необходимости сохранить жизнь мамы по медицинским основаниям: В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Руслан, конечно, всячески поддержите девушку, будте вместе с ней рядом, сейчас и какое-то время после. Нужно решить все организационные вопросы. Подумайте о том, нет ли Вашей вины в ситуации, обязательно исповедуйте эту ситуацию у священника. И если нет жены, даже продумайте о возможности сохранить с девушкой отношения под благословением Божьим (в браке). Иногда человек делает выбор между степенями греха, и из двух зол надо выбирать меньшее. Аборт не перестанет быть грехом, но это тот единственный случай, при котором Церковь делает снисхождение к тому, кто так поступил, ведь речь идёт о жизни матери. Покаяться всё равно будет нужно. Помоги Господи. По аборту Вам уже привели необходимую цитату из Основ социальной концепции РПЦ. Если врачи настаивают и спасти плод нельзя, то аборт нужно делать для спасения жизни матери, а потом в этом каяться на исповеди. Во всяком случае, обращает на себя внимание Ваше простое отношение к ранее совершенному греху:

http://azbyka.ru/vopros/javljaetsja-li-g...

     На пленарном заседании, в соответствии c регламентом , было сделано 8 докладов. С докладом на тему " Междисциплинарные аспекты благотворительности " выступила член оргкомитета конгресса, преподаватель социологического факультета СПбГУ Е. А. Воронова . Рассказав о том, как зародилась идея проведения конгресса, являющегося продолжением прерванной в 1928 году традиции проведения подобных международных форумов, она подчеркнула актуальность такого рода мероприятий и обозначила широту охватываемой тематики. В докладе на тему " Отношение Русской Православной Церкви к социальным вопросам " профессор СПбДА протоиерей Владимир Мустафин указал на важность принятия Юбилейным Собором РПЦ 2000-го года " Основ социальной концепции " , согласно которой Церковь должна не удаляться от мира, а стремиться к его преображению (Ин. 17 гл.). Проф. В. Н. Андреев затронул тему " О православном отношении к собственности " . По мысли отцов Церкви, единым истинным Собственником в мире является только Бог, а нам дано быть лишь распорядителями и потребителями этой собственности. Ограничивая свои потребности, человек становиться способен поделиться благами с ближними.      Иерей А. Степанов , председатель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской митрополии, в докладе " Возрождение церковной благотворительности в СПб Епархии " подробно рассказал о благотворительной работе Санкт-Петербургской митрополии и о тех трудностях, которые встречаются на этом пути. Он указал на принципиальную особенность церковной благотворительности, которая исходит из глубин любящего сердца (1 Ин. 4:8). В докладе " Литература как благотворительность " профессор СПбГУ и СПбДА П. Е. Бухаркин обратил внимание на то, что литература до сих пор остается мощным средством, определяющим отношение человека к окружающему миру. Она способна воспитывать человека в добре и тем самым развить в нем любовь и милосердие к ближнему.       " Христианская благотворительность и опыт межконфессионального сотрудничества " - так назывался доклад доцента СПбДА протоиерея Владимира Федорова . Он подчеркнул, что мы должны заимствовать с Запада не только современные технологии, но и опыт социальных проектов, которым богата западная Церковь. Как пример удачной совместной работы он указал на совместные организации " Диаконический совет " и " Межхристианское партнерство " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=184...

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. XII.2). Дискуссия о возможности прибегать к ЭКО не завершена в церковной среде. Ее промежуточные итоги можно узнать из статьи о. Георгия Максимова . Суррогатное материнство, помимо нравственных проблем при оплате за услуги “мамы”, никак не приемлемо. Здесь насильно разрывается связь между плодом и выносившей его мамой. ЭКО так же имеет запрет, поскольку подразумевает подсадку в матку одной-двух-трех предварительно опллодотворенных яйцеклеток. Остальные эмбрионы уничтожаются. Эмбрион это уже новая жизнь. Говорят, что есть технологии, когда  эмбрионов столько, сколько подсаживаются в матку. Насколько они точны, ответов мало. Церковь неодобрительно относится к подобному типу “планирования” семьи. Более подробно это описывает 12 раздел Основ социальной концепции РПЦ При ЭКО уничтожаются “лишние” эмбрионы, то есть уже зародившиеся человеческие существа. Поэтому это грех. Про суррогатное материнство ничего определенного сказать не могу — не имею информации. PS: интересно, что могло привести Хорста Весселя на православный сайт? С уважением, Интересное наблюдение по поводу имени… При ЭКО убивают эмбрионы. То есть, это равносильно аборту Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kak-otnositsja-k...

В сонме новомучеников и исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы имп. Николай II, императрица Александра Феодоровна , царевич Алексий , вел. княжны Ольга , Татиана , Мария и Анастасия , бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них - сщмч. митр. Арсений (Мацеевич) , валаамские преподобномученики, убитые швед. протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский , Серафим Вырицкий, св. прав. Алексий Мечёв . Вслед за принятием деяния о канонизации святых А. ю. С. заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) , посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в к-ром, с одной стороны, правосл. Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная единой святой соборной и апостольской Церкви Символа веры , а с др.- признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви. Прославление новых мучеников и исповедников Российских ХХ в. в храме Христа Спасителя. 20 авг. 2000 г. Прославление новых мучеников и исповедников Российских ХХ в. в храме Христа Спасителя. 20 авг. 2000 г. На утреннем заседании 15 авг. Собору был представлен доклад Смоленского митр. Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в к-рой участвовали Челябинский митр. Иов, архиепископы Винницкий Макарий, Львовский Августин, Белгородский Иоанн (Попов) , Таллинский Корнилий, Тверской Виктор (Олейник) , Аргентинский Платон (Удовенко) , епископы Тираспольский Юстиниан, Вологодский Максимилиан (Лазаренко) , отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории правосл. Церкви, поскольку ни одна др. Поместная Церковь не имеет подобного документа, в к-ром бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность , светская культура и наука , мир , война , преступность, светское право, СМИ, труд , вопросы семьи и брака , биоэтики и экологии .

http://pravenc.ru/text/Архиерейском ...

...Говорить ли, наконец, о том, какое обширное представляется в обществе поприще для упражнения любви к ближним, которая есть вторая главнейшая заповедь – ближайшее средство к Богоугождению (1Ин. 4,16) и прямейший путь в Царство небесное, когда это очевидно само собою; ибо общество есть союз людей взаимно работающих друг для друга, или, что то же, – ходящих в делах любви?» . Т.е. по мысли святителя, служение отечеству есть проявление любви к ближнему. О том же учили и другие святые апологеты патриотизма . Уранополитизм и патриотический пункт «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» Антипатриотическое учение о. Даниила и его последователей прямо противоречит «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», принятым на Архиерейском Соборе 2000 г, в которых сказано: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам» . Однако о. Даниил в статье «Ответ Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву)» сказал: «ОСК [Основы социальной концепции РПЦ] в этом пункте крайне нетрадиционный документ. Наряду с явным исповеданием уранополитизма там есть странные и не основанные на Откровении требования к христианам, которые, будучи применены буквально, должны привести к массовой деканонизации святых (уж трех святителей точно)» . Уранополитизм и Св. Отцы Слова святых о любви к Отечеству приводили о. Даниилу не раз, но он в своей статье «О патриотических чувствах и Небе» на это заявил: «...наличие земного отечества для христианина вещь вовсе не самоочевидная. Консенсус патрум [согласие Отцов] будет скорее на стороне тех, кто утверждает наличие у христианина только одного Отечества – небесного. Другие мнения высказывались только редкими святыми последних двух веков…» .

http://ruskline.ru/opp/2023/01/25/ewe_ra...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010