Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Михаил Степанович (род. 16.09.1941, г. Вязьма Смоленской обл.), богослов, проф. МДА. В 1967 г. окончил Московскую ДС, в 1971 г.- МДА со степенью канд. богословия за соч. по патрологии «Прп. Иоанн Лествичник и начертанный им путь духовного восхождения к совершенству». В том же году оставлен в МДАиС преподавателем. Преподавал в МДС Свящ. Писание ВЗ, сравнительное богословие; в МДА - патрологию, древнеевр. язык, догматическое богословие. С 1975 г. доцент, с 1979 г. профессор. С 1975 по 1983 г. исполнял обязанности секретаря Совета МДАиС. В 1983 г. назначен проректором по учебной работе. В 1985 г. И. была присвоена ученая степень д-ра богословия за совокупность богословских трудов. С 1984 по 2002 г. И. являлся членом редколлегии сб. «Богословские труды». С 1996 по 2000 г. участвовал в разработке «Основ социальной концепции РПЦ», автор разд. «Церковь и экология» (М., 2001). На протяжении ряда лет состоял членом Синодальной богословской комиссии. С 1998 г. И.- член Научно-редакционного совета по изданию Православной энциклопедии и автор многочисленных статей в ней. С 2004 г. заведует кафедрой богословия МДА. В 2005 г. получил звание заслуженного профессора. В 1980-1988 гг. И. являлся участником конференций и богословских собеседований, проходивших по линии ВСЦ и КЕЦ в России и за рубежом, а также конференций правосл. богословских фак-тов и международных конференций, организованных РПЦ. Имеет церковные награды: Патриаршую грамоту (1978), орден св. кн. Владимира 3-й степени (1981), орден св. кн. Даниила Московского 3-й (1996) и 2-й (2006) степени, орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2001), орден свт. Макария, митр. Московского, 3-й степени (2002). Соч.: Особенности библейской терминологии//ЖМП. 1975. 10. С. 72-78; Язык Библии//Там же. 1975. 8. С. 75-80; Христианское отношение к природе//Там же. 1976. 2. С. 40-44; Псалтирь - книга молитвы//Там же. 1979. 9. С. 73-77; Библейская стилистическая симметрия//Там же. 1981. 7. С. 69-72; К вопросу о богословии символа//Там же. 1984. 4. С. 68-74; По Святой Земле//Там же. 1984. 2. С. 13-16; Академическое богословие: (Ист. обзор)//Там же. 1986. 1. С. 59-70; Вера: уверенность, доверие, верность//БТ. 1986. Юбил. сб.: 300-летие МДА. С. 188-192; К проблеме богословского наследия Древней Руси (XI - нач. XIII в.)//Там же. 1989. Сб. 29. С. 20-26; Церковь и мир//О вере и нравственности по учению Православной Церкви: Сб. ст. М., 1991. С. 243-257; Академический устав 1949 г.//БВ. 1996. 2. С. 19-41; Сравнение научно-исторического, философского и богословского подходов к истории//ИВ. 2000. Вып. 5/6 9/10). С. 177-185; К проблеме числа 666//ЖМП. 2001. 3. С. 72-77; О времени основания Церкви//БТ. 2002. Сб. 37. С. 180-189; М. В. Ломоносов и его отношение к науке и религии//Мат-лы конференции МГУ и МДА: 250 лет совместного служения России. М., 2006. С. 44-58.

http://pravenc.ru/text/200487.html

23 апреля 2012 г. 21:15 29 мая. Чита. Защита докторской диссертации В.Н.Засухиной «Аксиология жизни как основа биоэтики в России» 29 мая 2012 г. в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г. Чернышевского состоится защита докторской диссертации Виктории Николаевны Засухиной на тему «Аксиология жизни как основа биоэтики в России». Проблемы биоэтики привлекают к себе внимание богословов. Многочисленные рекомендации и разработки относительно биомедицины сделаны католической церковью. Они отражены в многочисленных документах Ватикана, важнейшими из которых являются документы II Ватиканского собора, в которых присутствует проблема зачатия и семьи; энциклика папы Павла VI «Humanae Vitae», 1968 г.; многочисленные письма, заявления, Апостольские увещевания, инструкции, которые в католической церкви имеют статус официальной рекомендации (например, Инструкция от 1987 г. «Donum vitae»); энциклики папы Иоанна Павла II «Veritatis Splendor» 1993 г., «Evangelium Vitae» 1995 г., в которых впервые римским первосвященником употреблен термин «биоэтика» и др. В России существенный вклад в разработку теоретических основ биоэтики вносят православные авторы: Н. Балашов, А. Бочаров, В. Зелинский, М. Обухов, М. Першин, С. Филимонов, А. Чернышев и др. Обстоятельно о православных основах биоэтики пишет И. В. Силуянова. Официальная позиция Православной церкви по вопросам биоэтики отражена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 г. Позиции других конфессией по проблемам биоэтики отражены в книге «Медицина и права человека: Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали», которая вышла в 1992 г. Цель исследования: выявление факторов становления и тенденций развития аксиологии жизни как основы биоэтики в России. Реализация цели предполагает решение ряда задач, основными из которых являются: 1)    определить сущность биоэтики как новой формы научного знания;

http://e-vestnik.ru/db/29_maya._chita._4...

В Екатеринбургской епархии подготовлена программа дистанционного обучения для ответственных за работу с молодежью 8 июня, 2011. Ксения Кириллова Молодёжный отдел Екатеринбургской епархии и Добровольческий центр «Парус» открыли программу дистанционного обучения для добровольцев, кураторов молодёжной работы и помощников настоятелей по работе с молодежью. Молодёжный отдел Екатеринбургской епархии и Добровольческий центр «Парус» открыли программу дистанционного обучения для добровольцев, кураторов молодёжной работы и помощников настоятелей по работе с молодежью. Как пояснили в епархии, согласно распоряжению Святейшего Патриарха Кирилла, при всех крупных храмах вводится штатная должность помощника настоятеля по работе с молодёжью. Теперь все, кто чувствует в себе силы и способности увлечь и организовать молодёжь, раскрыть для молодых людей красоту Православия и совместно с ними заниматься миссионерским и социальным служением, могут получить необходимые навыки, пройдя представленные на сайте курсы : Основная часть курсов посвящена миссионерству, социальному служению и организации молодёжной работы. Например, курс «Миссионерский катехизис» содержит основные вероучительные истины Православия и даёт ответы на основные вопросы христианства: зачем человеку вера в Бога? Ради чего Бог создал человека и насколько Он его любит? Зачем верующему Церковь и т.д. Курс изложен в лёгкой, доступной форме. Его цель заключается не в обширной катехизации, а в чётком формулировании базовых основ веры, которые необходимо знать православному молодёжному лидеру. Также в катехизаторском направлении представлен курс, посвящённый социальному служению Русской Православной Церкви. В курсе раскрывается история развития отношений Церкви и государства начиная со времён Ветхого Завета и заканчивая современностью, а также взгляд Церкви на основные сферы жизни общества: социально-медицинскую, просветительскую, научную, правовую, на патриотизм, деятельность СМИ, отношение к труду и т.д. Как поясняют разработчики, знать социальную Концепцию РПЦ необходимо каждому миссионеру, поскольку она раскрывает отношение Церкви к тем вещам, которые более всего волнуют современную молодёжь. Курс позволяет развеять заблуждения относительно Церкви и дать чёткое и аргументированное пояснение её позиции по тому или иному вопросу.

http://pravmir.ru/v-ekaterinburgskoj-epa...

Празднование 100-летия основания русского храма святителя Николая и презентация Основ социальной концепции РПЦ состоялись в Софии 27 ноября 2007 г. 17:58 24-26 ноября в Софии (Болгария) состоялись празднования, посвященные столетию основания русского Никольского храма Подворья Русской Православной Церкви в Софии. Освящение закладного камня храма, построенного по проекту академика М. Преображенского в стиле московских церквей начала XVII века, состоялось в сентябре 1907 года. Строительство церкви завершилось в 1913 году, в 1914 году храм был освящен. С 1921 по 1950 годы настоятелем храма являлся архиепископ Серафим (Соболев). В то время храм стал главным духовным центром русской эмигрантской общины в Болгарии. С 1952 года храм является Подворьем Русской Православной Церкви в Софии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия торжества возглавил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий . В состав делегации Русской Православной Церкви вошли также секретарь Воронежского епархиального управления архимандрит Андрей (Тарасов), секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, и.о. секретаря ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества священник Георгий Рябых. 24 ноября митрополит Сергий возглавил всенощное бдение в храме во имя святителя Николая. За богослужением молились митрополит Видинский Дометиан и митрополит Доростольский Иларион ( Болгарская Православная Церковь ). Вечером делегация Московского Патриархата посетила Российский культурно-информационный центр в Софии, где состоялась обстоятельная беседа с директором этого учреждения В.П. Ивановым, сотрудниками центра. Обсуждалось, в частности, взаимодействие центра с Подворьем Русской Православной Церкви в Софии в оказании многосторонней помощи российским соотечественникам в Болгарии, сохранении русских памятников, распространении знаний о духовной и культурной жизни России, осуществляемое на регулярной основе в рамках Соглашения о сотрудничестве между Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Росзарубежцентром. В центре постоянно действует лекторий «Православное просвещение», проводятся многочисленные мероприятия с участием архиереев и клириков Русской и Болгарской Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/329864.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 - 16 АВГУСТА 2000 г. предыдущая статья АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 - 16 АВГУСТА 2000 г. Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя , в работе А. ю. С. участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Затем А. ю. С. утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Свящ. Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора - Управляющим делами Московской Патриархии митр. Солнечногорским Сергием (Фоминым) , Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митр. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) , Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митр. Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) . Участники Архиерейского Собора 2000 г. перед храмом Христа Спасителя Участники Архиерейского Собора 2000 г. перед храмом Христа Спасителя В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в к-ром дал характеристику деятельности РПЦ на исходе 2-го тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 мон-рей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы состояние высшего и епархиального церковного управления, проблемы приходской жизни, мон-ри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность РПЦ, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед А. ю. С.: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви» , рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

http://pravenc.ru/text/Архиерейском ...

Кирилл Фролов выступил в Брюсселе с докладом о правах человека Брюссель, 15 декабря 2005 г . На прошлой неделе в офисе Конференции европейских церквей (КЕЦ) в Брюсселе, рядом с правительством Евросоюза, с докладом о правах человека выступал секретарь Союза православных граждан (СПГ) Кирилл Фролов, сообщает Ежедневный журнал . СПГ, с санкции Русской Православной Церкви, стал членом КЕЦ, и на данной встрече Фролов был, собственно, единственным представителем России: значит, Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата доверяет ему представлять церковную линию (или – собственно союза, но не противоречащую официальной). Фролов говорил о том, что Православная Церковь в России слишком долго обходила тему прав человека, но теперь готовит на эту тему развернутый программный документ. И действительно, уже не раз сообщалось, что документ готовится, но о его содержании пока можно лишь догадываться. Судя по докладу Фролова, который, в свою очередь, цитировал митрополита Кирилла, тематика этого документа будет весьма широкой. Собственно говоря, он будет развивать принятые в 2000 году «Основы социальной концепции» РПЦ по всем наиболее актуальным направлениям, например, отход от социально-политической пассивности, от сдержанности в проповеди Православия. Церковь должна выработать свой подход ко всем актуальным проблемам и активно, отнюдь не ограничиваясь церковной оградой, проповедовать его вместе с самим вероучением и во имя укрепления вероучения. Конечно, немедленно вспоминаются все еще дебатирующиеся вопросы о преподавании в школах «Основ православной культуры», о «православном телеканале». Стремясь подготовить теоретическую базу для отстаивания своих позиций, руководство РПЦ уже не раз выступало с рассуждениями о правах человека. Церковь готова опереться на общепринятую в демократических странах концепцию, но стремится внести в нее свои поправки. Акцентируется ограничение прав человека нормами морали, предлагается зафиксировать иерархию религий, так как этот вопрос имеет для Церкви фундаментальный характер. В частности, речь идет о примате «господствующей» в каждой стране религии и об ограничениях для сект.

http://pravoslavie.ru/15530.html

«Прошу признать развод и благословить на венчание» В каких случаях можно расторгнуть церковный брак? 24 августа, 2015 В каких случаях можно расторгнуть церковный брак? В рассматриваемом документе в первую очередь указывается на, собственно, единственный, упоминаемый Спасителем повод к расторжению брака: прелюбодеяние. Протоиерей Игорь Прекуп Чтобы приводимые далее канонические поводы получили достаточный вес, объясняется, что «возможен развод и в случаях, влияющих на брачный союз так же разрушительно (здесь и далее выделено нами. – И.П .), как и прелюбодеяние», а поскольку брак еще прекращается со смертью одного из супругов, там же говорится, что «кроме того, Церковь сочла допустимым ряд поводов к бракорасторжению, которые могут быть уподоблены естественной смерти одного из супругов, прекращающей брак». Далее следует перечисление поводов из «Основ социальной концепции РПЦ». Прежде, чем высказаться по ним, спешу уточнить, что не собираюсь оспаривать этот авторитетный документ, принятый Архиерейским собором 2000 г., но кто же мешает, приняв его за основу рассматриваемого проекта, развить его положения в соответствии с актуальными запросами, внеся необходимые дополнения и уточнения? Отрекся публично? Ура, идем разводиться! Итак, п. 1: «отпадение одного из супругов от Православия». По правде сказать, очень странно смотрится этот пункт, учитывая, что в предыдущей части документа сказано о возможности брака с инославными. Оправданность такой «пастырской икономии», допускающей общение в таинствах с инославными (хотя бы и только в рамках венчания) – тема, заслуживающая отдельной дискуссии, поэтому не хотелось бы на нее отвлекаться. Но, если исходить из контекста рассматриваемого документа, тут очевидно противоречие соборно утвержденной позиции РПЦ по вопросу браков с инославными. Вероятно, имеет смысл заменить слово «православие» на «христианство». Тогда все встанет на свое место, по меньшей мере, в контексте данного документа. Кроме того, необходимо конкретизировать, что следует понимать под отпадением? Как мы уже ранее обращали внимание, у нас не все просто и с критериями принадлежности к Православию.

http://pravmir.ru/proshu-priznat-razvod-...

Церковь на EXPO2015 призвала ответственно относиться к экологии Милан, 15 сентября 2015 г. Фото: РИА Новости/Ольга Липич      Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион открыл в понедельник на EXPO2015 в Милане в российском павильоне выставку " Миссия Русской Православной Церкви в современном мире " и призвал всех сменить утилитарное отношение к планете на ответственное, не забывая и об " экологии души " , передает корреспондент РИА Новости . " Всемирная выставка EXPO2015 в Милане с темой " Накормить планету. Энергия для жизни» ставит благородную задачу найти баланс между питанием человека и уважением им своей планеты. Шире это можно рассматривать как призыв к развитым странам отойти от культа потребления и обратить свой избыток к тем, кто не имеет самого необходимого… Хочется пожелать нам всем, чтобы отношение к своей планете сменилось с утилитарного на ответственное, изобилие плодов земных рождало в нас щедрость к ближнему и благодарность Создателю, а забота об экологии окружающей среды была неотрывна от попечения об экологии души " , — сказал митрополит Иларион, открывая церковную экспозицию. Фото: РИА Новости/Ольга Липич      Она содержит иллюстрированые актуальными фотографиями цитаты из " Основ социальной концепции Русской Православной Церкви " . Этот документ отвечает на вызовы современности во всех сферах жизни " в духе Священного Писания и святоотеческого предания " (принят Архиерейским собором РПЦ в 2000 году). В частности, помимо экологии (проиллюстрированной снимком храмов на фоне целого ряда заводских труб), стенды экспозиции посвящены темам " Церковь и народ " (на фото — многотысячный пеший крестный ход во главе с патриархом Московским и всея Руси Кириллом), " Церковь и государство " (на фото — патриарх и президент возлагают цветы), " Труд и его плоды " (на фото — монастырские хозяйства), " Война и мир " (на фото — служение священников в армии, госпиталях, полевая церковь), " Преступление, наказание, преображение " (на фото — посещение патриархом мест заключения и священническое служение в тюрьмах). Также затронуты проблемы личности, семьи и морали, биоэтики. Авторы снимков — фотохудожники из Австрии, Италии и России.

http://pravoslavie.ru/82128.html

  Протестантский подход в Православии Я подчеркну, что именно здесь, а не в вопросах контрацепции я вижу суть проблемы. Хотя тема контрацепции подчеркивает кризис учительства Церкви. За пределами административно-финансового контроля требования к духовенству от священноначалия практически отсутствуют. Священник на приходе может исповедовать любые взгляды (и даже ереси) от либеральных до ультраконсервативных. Главное, чтобы был порядок с документацией, финансами и не было крупных скандалов в СМИ. Вопросы веро- и нравоучения лежат вне сферы контроля, если формально в отчетах все хорошо. Удивительно, но нынешняя ситуация в русском православии весьма напоминает протестантский мир. В книгах протестантских психологов постоянно звучит этот мотив: найдите себе адекватную церковь. И у нас предлагается то же самое: найдите адекватного батюшку и у него причащайтесь. Правда, есть одно существенное отличие от западного протестантизма: там человек изначально знает, что можно и нужно выбирать. У нас же понимание, что «не все батюшки одинаково полезны», слишком многим досталось дорогой ценой. Ведь публично же это не объявляется (за исключением тех священнослужителей, кого за это считают маргиналами и запрещают публично выступать). Никто не предупреждает заранее: «Знаете, среди наших священников есть разные люди, включая и людей с серьезным медицинским диагнозом». Нет, новопришедших, наоборот, убеждают, что через любого батюшку обязан действовать Бог. В результате люди сами получают дорогой опыт неадекватного пастырства. И это та непроработанная боль, которая подспудно присутствует во всех дискуссиях. Я заговорил о кризисе учительства Церкви по простой причине. О. Павел Великанов сказал о контрацепции ровно то, что написано в «Основах Социальной Концепции РПЦ» , которые соборно приняты 16 лет назад. И дискуссия показала, что за пересказ позиции, изложенной в этом документе, интервью могут удалить с портала. Что она несовместима с позицией редакции. Желание применить соборный документ к реальности оказывается крайним модернизмом. То есть было публично сказано, в том числе и маститыми пастырями, что учение Основ Социальной Концепции – ложное. И священники лучше знают, как правильно, а соборные документы – это что-то вроде советской конституции. Вроде бы она есть, но к реальности отношения не имеет. И ведь официальных выступлений высоких лиц в защиту Основ Социальной Концепции не последует. Даже в публичном пространстве. А уж в частной практике тем более, каждый пастырь волен делать все что угодно. И никого не волнует, осуждены ли эти взгляды Синодом (о младостарчестве, принуждении к отказу от супружеской жизни) или Гангрским собором (о гнушении супружескими отношениями).  А раз этого нет, то и соборные документы имеют смысл лишь для самолечения, успокоения совести тех, что встретился с неадекватной пастырской практикой. Так, встречаясь с неадекватностью пастырей, можно хотя бы сослаться на учение Церкви. Правда, иногда его узнают слишком поздно…

http://blog.predanie.ru/article/o-mnogod...

Также важным является следующий фрагмент: «...отторжение и передел собственности с попранием прав ее законных владельцев не могут быть одобрены Церковью . Исключением может быть такое отторжение собственности на основе соответствующего закона, которое, будучи обусловлено интересами большинства людей, сопровождается справедливой компенсацией. Опыт отечественной истории показывает, что нарушение этих принципов неизбежно приводит к социальным потрясениям и страданиям людей» (VII.3). Фактически в этих отрывках в сжатой форме представлена позиция неприятия нашей Православной Церковью различных форм современного рабства, прежде всего наемного. Правда, документ избегает слов «капитализм», «рабство», «наемный труд» и т.п. Многие тезисы документа требуют дальнейшей проработки, конкретизации и детализации; необходимы развернутые предложения по обеспечению социальной справедливости, раскрытию творческого потенциала работников и т.п. К сожалению, прогресса в данном направлении за десять с лишним лет мы не заметили. Скорее, наблюдаются даже попытки провести некоторую «ревизию» положений «Основ социальной концепции». Определенные силы (как внешние, так и внутренние) пытаются использовать официальную Православную Церковь для прикрытия «ползучей» агрессии Запада на духовном пространстве России, окончательного утверждения здесь духовного фундамента «денежной цивилизации». Одним из последних примеров использования «церковного фасада» МП РПЦ (Московской Патриархии Русской Православной Церкви) для утверждения в России «денежной цивилизации» является подготовка рабочей группой при МП РПЦ концепции так называемого «православного бэнкинга». Это откровенная попытка Запада добиться не только юридической, но и церковной (духовной) легализации ростовщичества в России, то есть попытка добиться со стороны Церкви благословения долгового рабства. А одновременно и попытка дискредитации Русской Православной Церкви. 175 Еще один пример – разработка и принятие в 2004 году по инициативе и при участии экспертов, близких к МП РПЦ, документа под названием «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования». В указанном документе не дается принципиальной оценки сложившегося в России общественно-экономического строя, вместо этого содержится набор совершенно банальных «рекомендаций», адресованных «волкам-капиталистам», как им следует «цивилизованно» и «гуманно» поедать «овец-работников». Это еще одна попытка создать в России «капитализм с православным лицом». Впрочем, правильнее сказать: попытка создать у православных людей иллюзию, что в России строится такой капитализм, потому что в природе не существует ни христианского, ни католического, ни православного капитализма. Везде это один и тот же строй смертоносного маммонизма. 176

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010