В период 1945-1990 гг. вопросы отношения к инославию в официальных церковных документах освещались не раз. У каждого из них оказалась своя степень исторической и канонической рецепции, но очевидно, что такие документы как «Экуменическое движение и Православная Церковь» , «Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви», «Ватикан и Православная Церковь», «Англиканская иерархия» , «Об отмене клятв на старые обряды и придерживающихся их» , «О результатах переговоров между делегациями Русской Православной и Римско-католической Церквей по нормализации отношений православных и католиков восточного обряда в Западных областях Украины» стали основой для современной канонической оценки межхристианских отношений. Нужно отметить, что создание таких документов часто выходит за рамки канонической компетенции лишь одной Поместной Церкви (например, РПЦ). Такие церковно-законодательные акты – являются трудом правотворческой деятельности часто нескольких Поместных Православных Церквей или результатом межхристианского диалога. Сколько еще «Основ» по всеправославным церковно-правовым вопросам нуждается в подготовке? Возможно, одним из таких должен стать документ о «канонических территориях» каждой из Поместных Церквей исходя из исторических реалий XX-XXI вв. Необходимы Основы о «принципах первенства и общности» среди Православных Церквей, одним из шагов к созданию которого является «Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О единстве Церкви» 24-29 июня 2008 года; о единых правилах дарования и признания различных степеней самостоятельности юрисдикций той или иной Поместной Православной Церкви. Однако в " Основах " систематизированы не только нормативные документы, но и " базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду общественно значимых проблем " . На опыте создания " Основ социальной концепции " было бы целесообразным разработка и изание Основ, как сборника церквоно-правовых актов. Как представляется, такой сборник является необходимым для работы церковного суда.

http://bogoslov.ru/article/1632261

Объединенные крестные ходы московских приходов около храма Христа Спасителя в день его освящения. 19 авг. 2000 г. Объединенные крестные ходы московских приходов около храма Христа Спасителя в день его освящения. 19 авг. 2000 г. Важным событием стало принятие «Основ социальной концепции Церкви», где «сформулированы ответы Церкви на вызовы эпохи рубежа столетий». Особые определения Архиерейский Собор принял в связи с положением Православия на Украине и в Эстонии. По окончании Собора состоялись торжественное освящение храма Христа Спасителя и канонизация новопрославленных святых, в к-рых приняли участие Предстоятели поместных правосл. Церквей: патриарх-католикос всей Грузии Илия II, патриарх Сербский Павел, патриарх Болгарский Максим, архиепископ Кипрский Хризостом, архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, митрополит Чешских земель и Словакии Николай, а также представители Поместных Церквей - архиеп. Американский Димитрий (К-польский Патриархат), Митрополит Пилусийский Ириней (Александрийский Патриархат), еп. Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), архиеп. Газский Венедикт (Иерусалимский Патриархат), митр. Калавритский и Эгиалийский Амвросий (Элладская Церковь), архиеп. Вроцлавский и Щецинский Иеремия (Польская Церковь), архиеп. Филадельфийский и Восточнопенсильванский Герман (Американская Церковь), возглавлявшие делегации своих Церквей. Гостем торжеств был Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II. Очередной Архиерейский Собо проходил с 3 по 8 октября 2004 г. в Москве и Троице-Сергиевой Лавре. В первый день работы Собора А. представил подробный доклад о жизни Церкви за межсоборный период. А. отметил, что изменения в культурной и интеллектуальной сферах жизни ставят перед современной Церковью новые задачи. «Сегодня все мы, православные христиане, призваны если не к мученичеству в буквальном смысле, то к постоянному и неуклонному свидетельству – словом, делами, всей жизнью» (ЖМП. 2004. 10. С. 33-34). В отношении внешней стороны жизни Церкви А. назвал первоочередной задачей укрепление межправославных связей и особенно преодоление церковного разделения. А. также отметил огромную важность внутренней миссии, т.к. Православие должно стать нормой жизни наших сограждан. А. выразил надежду на уврачевание тех губительных расколов, кот. продолжают существовать на канонической территории РПЦ. Святейший патриарх подчеркнул, что первоочередной задачей должно стать всемерное укрепление внутрицерковных связей. Собором были приняты документы: «Определение…о вопросах внутренней жизни РПЦ», «Определение…о вопросах внешней деятельности РПЦ», «Определение… о взаимоотношениях с РПЦЗ», «Определен… о взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядческих приходах РПЦ», «Заявление… по вопросам демографии», «Заявление…о противодействии экстремизму и терроризму» и др.

http://pravenc.ru/text/64696.html

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Патриарх Сербский Павел. Сербия. 1994 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Патриарх Сербский Павел. Сербия. 1994 г. В 1989-2000 гг. число епархий РПЦ выросло с 67 до 130, количество мон-рей - с 21 до 545, число приходов увеличилось почти в 3 раза и приблизилось к 20 тыс., существенным образом изменилось и число священнослужителей - с 6893 до 19417. За годы своего архиерейского служения А. возглавил 70 архиерейских хиротоний: 13 в сане митрополита Ленинградского и Новгородского и 57 - будучи Патриархом Московским и всея Руси. В 2000 г. РПЦ насчитывала до 80 млн. чел. В последующие 8 лет патриаршества А. эти тенденции укрепились. К концу 2008 г. Русская Православная Церковь насчитывала 157 епархий, 203 архиерея, из них 149 епархиальных и 54 викарных, кроме того, 14 архиереев пребывает на покое. РПЦ имеет 29 263 прихода, на к-рых несут служение 30 670 священнослужителя их них священников — 27 216, диаконов — 3 454. Количество монастырей увеличилось до 804. Из них в России мужских — 234, женских — 244, в других странах СНГ и Балтии — 142 мужских и 153 женских, в странах дальнего зарубежья — 3 мужскиих и 3 женских монастыря, 16 мужских и 9 женских обители находятся в ведении РПЦЗ. Кроме того, в РПЦ существует 203 монастырских подворья и 65 скитов. (ЖМП. 2008. 9. С. 19.) В 2000-2008 гг. А. совершил 29 архиерейских хиротоний. Укрепление единства Русской Православной Церкви. А. считал важнейшей целью своего патриаршего служения восстановление единства Русской Православной Церкви, «уврачевание трагического раскола…, возникшего в первой половине прошлого века» в результате революции и гражданской войны. (ЖМП. 2004. 10. С. 44) Первой вехой на пути достижения канонического единства Церкви стал Архиерейский юбилейный собор 2000 г., на кот. состоялась канонизация царственных мучеников, Собора новомучеников и испоредников Российских, принятие «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», а также документа об отношениях с инославием. После сложного этапа предварительной переписки и переговоров в мае 2004 г. по приглашению А. в Россию с первым официальным визитом прибыла делегация РПЦЗ во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. В 2004 г. Московским Патриархатом и РПЦЗ были созданы комиссии, кот. в течении 3-х лет совместной работы, провели 8 заседаний, на кот. обсуждались важнейшие вопросы, связанные с восстановлением единства, вырабатывались соответствующее чинопоследование и текст «Акта о каноническом общении». 16 мая 2007 г. Свящ. Снод утвердил этот документ. На следующий день в праздник Вознесения Господня, во время торжественного богослужения а храме Христа Спасителя А. и митр. Лавр (Шкурла), первоиерарх РПЦЗ, подписали «Акт о каноническом общении». 17 мая 2007 г. единство Поместной Русской Церкви было восстановлено.

http://pravenc.ru/text/64696.html

http://krotov.info/acts/20/1990/1993_10_03.htm Вполне резонно утверждать, что такое толкование непрошло рецепцию Церкви судя по последующим документам. Необходимость добавления исключений сейчас выглядит совсем непоследовательно, как будто слова о верности канонам понимаются дефакто с возможностью их нарушений и оправдания этих нарушений в будущем. Мангуст, Токио 03 января 2011г. 22:44 А вот архиерей может ли агитироать в амвона или для него делается некое особое исключение? Особенно, когда он своим авторитетом поддерживает режим какой-нибудь " банановой республики " . Валерий Отставных, Тула 04 января 2011г. 17:36  «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» Совершенно понятно, даже на филологическом уровне, что этот документ принят ради одной единственной поправки к нему. Об исключительном участии в политической жизни по особому благословению отдельных «лиц» (кстати, обстоятельства этой «исключительности» так и не раскрыты). Из контекста поправки и того медицинского факта, что православные миряне и так могут принимать участие в активной политике, не трудно догадаться, что речь идет именно об архиереях и священниках. Именно поэтому авторы проекта даже не утруждают себя ссылками на Писание и Предание, предлагая беглый конспект соответствующей главы «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Возникают два главных вопроса: 1.Для чего нужен был этот документ именно сейчас? 2. Какие последствия его принятие может принести? Начнем со второго. Этот документ, несомненно, является прямым нарушением Учения Христовой Церкви, как на экклезилогическом, каноническом, так и на богословско-пастырском уровнях. Спаситель недвусмысленно сказал о том, что Царство Его «не от мира сего» и совершенно четко разделил область власти и ответственности «кесаря» и область власти и ответственность Бога и Его Церкви. Император Юстиниан, развивая это учение, сравнил Церковь с душою, а государство с телом. Государство защищает Церковь от физических угроз, помогает ей материально. Церковь молится за государство, за его крепость и справедливость. Всякое нарушение этого божественного равновесия рассматривалось Церковью в перспективе истории, как некое нарушение, повреждение Христова учения: цезарепапизм (вмешательство светской власти в духовные дела), или папацезаризм (уход Церкви в политику и гражданское управление).Современное время впервые за 200 лет синодальной эпохи цезарепапизма и 70 лет существования в «гетто» дала Русской Церкви возможность вернуться к неповрежденному учению Господа об отношениях Церкви и Государства. Что и было сформулировано в знаменитых «Основах социальной концепции РПЦ» Собором 2000 г. Настоящий проект Межсоборного присутствия в части отношений Церкви и государства является, по сути, пересмотром государственно-церковной доктрины социальной концепции.

http://bogoslov.ru/article/1304096

Казалось бы, вопрос исчерпан. Но давайте обратимся к первоисточнику, к тексту «Основ социальной концепции РПЦ»: « Форма и методы правления во многом обусловливаются духовным и нравственным состоянием общества. Зная это, Церковь принимает соответствующий выбор людей или по крайней мере не противится ему. При судействе – общественном строе, описанном в Книге Судей, – власть действовала не через принуждение, а силой авторитета, причем авторитет этот сообщался Божественной санкцией. Чтобы такая власть действенно осуществлялась, вера в обществе должна быть весьма сильной. При монархии власть остается богоданной, но для своей реализации использует уже не столько духовный авторитет, сколько принуждение. Переход от судейства к монархии свидетельствовал об ослаблении веры, отчего и возникла потребность заменить Царя Незримого царем видимым. Современные демократии, в том числе монархические по форме, не ищут божественной санкции власти. Они представляют из себя форму власти в секулярном обществе, предполагающую право каждого дееспособного гражданина на волеизъявление посредством выборов. Изменение властной формы на более религиозно укорененную без одухотворения самого общества неизбежно выродится в ложь и лицемерие, обессилит эту форму и обесценит ее в глазах людей. Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной. В условиях же рабства, в соответствии с советом апостола Павла, «если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся» (1Кор. К чести протоиерея, он сам признает недостаточность первоначальной аргументации, и в статье «Республика и монархия» Владимир Цыпин более точен и осторожен: « В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сопоставляются три формы государственного правления – библейская теократия, монархия и демократия, – которые не равнозначны с высшей духовной точки зрения: подобно тому, как прямое богоправление, существовавшее в Древнем Израиле до поставления царем Саула, выше монархии, так и монархия, основанная на народной вере в богопоставленность правителя, царя, выше демократии, опирающейся, по крайней мере доктринально, исключительно на волеизъявление самого народа. И хотя, как утверждается в этом документе, искусственно стимулированная замена низшего по своей духовной природе государственного строя на более высокий строй – актуально: демократии на монархию – не может принести добрых плодов, если подобная трансформация не будет соответствовать религиозно-нравственному состоянию общества, сама возможность такой перемены «Основами социальной концепции» не исключается и расценивается как благо – в том случае, если она будет востребована народом, готовым принять

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/01/...

Дмитрию 11 августа 2021, 15:08 //принять участие в использовании органов абортированного младенца, который не давал своего согласия на это//Это тоже запрещено, если мы хотим действовать в русле основ социальной концепции РПЦ, то " добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. ... Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека. " (Архиерейский Собор 2000 г. – Основы социальной концепции). Если младенец не отдавал свои органы, то участвуем в недопустимым нарушении его свободы, используя продукты из его органов И. 11 августа 2021, 14:25 екатерина10 августа 2021, 23:19 Да где ж бесплатно ее вкалывают? Прекратили бы финансирование из бюджета, страховые по ОМС давно бы заглушили этот процесс, либо по перечню услуг с учетом должного предварительного обследования не вписались бы желающие, либо по квотам. Дмитрий Ольге 11 августа 2021, 03:26 11 августа 2021, 13:44 Абсолютно верно! Получается меня, как христианина, заставляют не только принять участие в использовании органов абортированного младенца, который не давал своего согласия на это, но еще и пойти против церковной полноты, отвергая решения Архиерейского собора (2008) и Поместного собора (2009) «недопустимо использование человеческих эмбрионов в медицине». На Архиерейском соборе присутствовал Святой Дух, поэтому и решение собора не может быть отвергнуто. А 11 августа 2021, 11:27 Сергей Богданов 11 августа 2021, 05:21//Думаю в том, Православие.ру не ратует за ПРИНУДИТЕЛЬНУЮ вакцинацию, там же приводится цитата Антона Сергей Богданов 11 августа 2021, 05:21 Редакция " Православие.ру " В чем конкретно клевета от Антона? Ольга 11 августа 2021, 03:26 В итог док-те круглого стола о вакцинации говорится: «В наст. время, в случае отсутствия доступной альтернативы, имея в виду угрозу для здоровья и жизни людей от корон инф., правосл. человек, использующий вакцину от этой болезни, созданную или тестированную с применением эмбриональной человеческой клеточной культуры, не сопричастен греху аборта, в результате которого была создана эта клеточная культура». Однако в «Основах учения РПЦ о достоинстве, свободе и права» читаем: «недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и т.п.»!

http://pravoslavie.ru/140970.html

В 1963 г. был начат выпуск издания «Переписка с учреждениями Московской Патриархии за границей (информация)» (см. ст. Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата ), ставшего офиц. органом ОВЦС. С янв. 1999 г. издание выходило ежемесячно в виде журнала, в 2000 г. название изменилось на «Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата». В 1991 г. начато издание ж. «Церковь и время» . В 1993 г. была создана служба коммуникации ОВЦС, в сферу работы которой вошла издательская деятельность, в 2001 г. эта функция была передана сектору публикаций. С 2001 г. при ОВЦС начал издаваться ж. «Православный паломник». Сектор публикаций осуществил 1-е (2001) и 2-е (2008) издания «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и книги митр. Кирилла (Гундяева) «Слово пастыря» (2004), 1-е изд. сб. «Свобода и ответственность: в поисках гармонии» (2008), впосл. переизданное при участии ОВЦС на 24 языках. В сер. 90-х гг. XX в. областью работы ОВЦС стало сотрудничество с церковными и светскими СМИ. Служба коммуникации распространяет официальную информацию, ведет активную работу с журналистами, регулярно выпускает краткие пресс-релизы об основных событиях в жизни Церкви и важнейших решениях священноначалия, разъясняющие наиболее волнующие вопросы. Служба коммуникации ведет работу по анонсированию важных церковных событий и аккредитации на них представителей СМИ. Также Служба коммуникации готовит специальную «Подборку по прессе», выпускающуюся ограниченным тиражом для служебного пользования. В ряде случаев по благословению священноначалия Служба коммуникации выступает с офиц. заявлениями по значимым темам церковной и общественной жизни. Служба коммуникации ОВЦС занималась поддержкой созданного в 1997 г. официального веб-сайта РПЦ www.mospat.ru, готовила и оперативно размещала материалы о служении, визитах и встречах Патриарха, о поездках и встречах председателя ОВЦС, хронику работы отдела, а также новости приходов России и дальнего зарубежья. Сайт ОВЦС стал первым интернет-ресурсом в русскоязычном сегменте интернета, на котором стала размещаться офиц. церковная информация. В сент. 2009 г. офиц. сайт РПЦ начал действовать на домене www.patriarchia.ru, его поддержка была поручена Синодальному информационному отделу (ныне Синодальному отделу по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ). Сайт www.mospat.ru стал официальным ресурсом ОВЦС, на котором размещаются сообщения о деятельности отдела, других событиях, относящихся к сфере внешних церковных связей, церковные документы, новости подворий и приходов РПЦ за рубежом. Материалы сайта регулярно перепечатывают имеющие большую аудиторию иностранные ресурсы. Материалы переводятся на английский, греческий, французский, итальянский, испанский языки.

http://pravenc.ru/text/Отдел внешних ...

Биомедицинские открытия и технологии ставят очень острые этические вопросы перед обществом, перед Церковью, перед верующим сознанием. Эти вопросы требуют взвешенных ответов, и ответы эти должны быть даны в согласии с христианским вероучением, то есть должны отражать главные истины христианского отношения к человеку, человеческой личности, ценности человеческой жизни, которые определяются прежде всего сострадательностью и милосердием, заповеданными Спасителем Иисусом Христом. Как отмечается в ответствующем разделе «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (XII. 1), целый комплекс этических проблем, которых не знала традиционная медицинская этика, ставит перед обществом развитие современной биомедицины: «Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и “улучшая” Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой пастырской озабоченности» . Каков типологический состав биоэтических проблем и как формулирует Русская Православная Церковь свой ответ на многочисленные остроактуальные вопросы развития современных биомедицинских технологий? Аборты, контрацепция, репродуктивные технологии, генетическая диагностика и генотерапия, клонирование и трансплантология, смерть и искусственное продление жизни, изменение пола – вот тот набор проблем, которые ставит биоэтика перед обществом и Церковью. Этот ряд может быть расширен вследствие конкретизации и спецификации проблемных зон изнутри биомедицинского дискурса. Так, например, если перечисленные выше проблемы биоэтики нашли отражение в «Основах социальной концепции РПЦ», где была сформулирована, хотя и недостаточно развёрнутая, но определённая и чёткая позиция Церкви относительно каждой из них, то церковное отношение и этическая оценка в свете православного учения такого социокультурного феномена современности, как биомедиальное (генетическое) искусство, остались не выраженными ни в этом, ни в каком-либо другом церковном документе.

http://bogoslov.ru/article/5516059

Некоторые из тех болячек действительно исчезли. Скажем, сейчас нет такой бумажной канители, когда каждую проповедь надо было согласовывать, в двух экземплярах, заранее у благочинного. С Церкви сняты полицейские функции: выискивать сектантов, разбираться в причинах развода, установливать вину: кто изменил первым и т. п. Эта консисторская обыденность ушла, но то, что пришло на смену, тоже не всегда вызывает восторг. Например — кошмарный обвал уровня богословской культуры и образования даже в духовенстве и монашестве… Но это частности, конечно. Более серьезно то, что сегодня со страниц церковной печати нередко раздаются призывы «принять меры» против каких-то человеческих действий или убеждений, расходящихся с православным верованием. Дело в том, что когда человек, только что сам вышедший из тюрьмы, требует посадить всех остальных, это означает, что заключение он пережил не по-христиански. Страдание не обострило его совесть. Единственный светлый признак в этом отношении — это принятие «Основ социальной концепции» на Соборе 2000 года. — Да, Основы Социальной Концепции РПЦ в виде документального свода — это в своем роде эксклюзив, этого нет ни в одной из национальных православных церквей. Какие проблемы они затрагивают и в чем смысл их принятия именно в наше время? — Дело в том, что за все 20 веков христианской истории схема взаимоотношений Церкви и государства не отличалась особым разнообразием. В течение всех двух тысяч лет нашей истории Церковь бывала только в двух возможных социальных ситуациях: первая — когда гонят нас; вторая — когда гоним мы. Триста лет Римская империя гнала христиан, потом полторы тысячи лет христиане гнали всех остальных, потом коммунисты опять гнали христиан… И только в нынешних условиях отделенности, дистанции стало возможно общение и диалог, порою переходящий во взаимную критику. Ведь когда Церковь и государство составляли единое целое, тогда не до диалога. Между левой и правой рукой никакого диалога быть не может. И с палачами тоже какой уж диалог…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

С середины 90-х годов ХХ века Русская Православная Церковь принимает участие в помощи наркозависимым и их родственникам. В Московской, Ленинг радской, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской, Ростовской областях, в Ставропольском крае, на Дальнем Востоке и в ряде других регионов страны действуют более двух десятков церковных центров реабилитации. Эти центры обладают уникальным опытом возвращения в общество тяжелейших больных с зависимостью от психоактивных веществ. Эффективность ресоциализации в них по различным оценкам достигает 85% из числа завершивших полный цикл программы социальной реабилитации. Государственный антинаркотический комитет и ФСКН России считают своим стратегическим партнёром в деле оздоровления российского сообщества, в первую очередь по антинаркотическому направлению в связи со спецификой службы, Русскую Православную Церковь. 21 декабря 2010 года под председательством председателя ГАК - директора ФСКН России Виктора Петровича Иванова состоялось очередное заседание Государственного антинаркотического комитета. В его работе принял участие Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. На заседании председатель Государственного антинаркотического комитета В.П. Иванов и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл подписали Соглашение о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью. Соглашением созданы управленческие механизмы по обеспечению эффективного церковно-государственного сотрудничества. В фундамент данного Соглашения были заложены положения из Основ социальной концепции РПЦ, принятых Архиерейским собором в 2000 году: «С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь». В настоящее время Координационный центр по противодействию наркомании при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению разработал проект концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/29/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010