В этом будущем «конкурсе идей» у РПЦ пока не так много шансов получить призовое место, полагает А.Верховский. Несмотря на то, что сегодня РПЦ «активно разрабатывает свой вариант «национальной идеи», эта крупнейшая в России религиозная организация все же «плохо накапливает ресурсы», явно недостаточно заботится о сближении с обществом. Так, по замечанию исследователя, несмотря на высокие рейтинги РПЦ, реальная дистанция между Церковью и обществом достаточно  велика: «люди уважают священника, но не слушают его». Докладчик полагает также, что РПЦ не ставит перед церковными интеллектуалами (а их, по его словам, «можно пересчитать по пальцам») системной задачи подготовки полномасштабного идеологического проекта: некоторые идеи возникают, в частности, на Всемирном русском народном соборе, но не прорабатываются должным образом и не воплощаются. Например, весьма «продуктивной» назвал правозащитник саму идею подготовить «православную концепцию прав человека», но, по его наблюдениям, разработка этой концепции затормозилась. Завершая, руководитель «Совы» отметил, что «у Церкви есть некоторое время на то, чтобы постараться приблизить общество к своим ценностям и представлениям. Это время можно также употребить на внутреннее развитие и изменение Церкви, что сделало бы ее, во-первых, более эффективной организацией, и во-вторых, хотя бы несколько менее архаичной и более понятной для общества». Таким образом, если РПЦ сможет плодотворно использовать «время для раздумий» и идеологических поисков, то у нее есть «шанс быть услышанной», а в том, что ее спросят, А.Верховский не сомневается. По окончании доклада развернулась оживленная дискуссия. Профессор МГУ, религиовед Игорь Кантеров считает, что заниматься «идеологическим проектированием» -- это не дело РПЦ, главная ее задача в обществе - «быть экспертом по делам гуманизма». Однако сейчас РПЦ вряд ли готова выполнять эту задачу, поскольку большинство ее членов в силу отсутствия широкой катехизации, «светского апостолата», широкой разъяснительной работы внутри самой Церкви не могут осознанно разделять принципы основополагающих документов  (например, «Основ социальной концепции»).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В докладе, озаглавленном " Права человека, демократия и правовое государство в социальной доктрине РПЦ " , представитель Фонда К. Аденауэра политолог Рудольф Юртц высказал ряд критических замечаний. По его мнению, слабым местом концепции является рассмотрение принципа прав человека как результата разложения общества, а использование образа, или понятия, " организма " свидетельствует о досовременном уровне мышления. В концепции нет ни неверующих, ни инославных, равно как и понятия " гражданина " как фактора правотворчества. При выработке социальной доктрины Церкви авторам приходится отвечать на новые вопросы, опираясь при этом на традицию, и в этом сложность задачи. Отметив, что в документе, принятом РПЦ в 2000 году, " всегда можно найти то, что вы ищете " , д-р Юртц вместе с тем напомнил, что Католической Церкви для признания принципа прав человека понадобилось 100 лет. Католики постепенно осмысливали новые социально-политические реалии, опираясь на традицию естественного права, которая чужда православным. Однако и эпохальным решениям II Ватиканского собора в области социального учения и отношения к современному миру предшествовали долгие споры между консерваторами и либералами. Андрей Зубов в своем выступлении остановился на понимании правовых вопросов, которым руководствовались составители " Основ " . По его словам, в документе нашло выражение понимание права как божественного или, иными словами, " дух божественного правопорядка " . Согласно этому пониманию, власть происходит от Бога, а человек является существом падшим. И государство, по сути, существует для выполнения религиозной задачи. Исходя из этого, составители концепции и предложили иерархию типов государственного устройства, в которой демократия не может занимать высокого уровня, потому что демократия отражает ситуацию, " когда человек смотрит на лицо " . Демократия невозможна без демократов, поскольку это ценностная система, а не формальная. Вместе с тем особенность социальной концепции РПЦ в том, что она признает новую реальность, а именно тот факт, что современное государство – не богозданный институт. Отсюда и заявленное в концепции право Церкви на гражданское неповиновение в том случае, если государство призывает своих граждан к совершению греховных деяний. Иную точку зрения выразил профессор Гейнер Людвиг из Института теологии и социальной этики в Дармштадте, который считает, что суть новой реальности в ином: больше нет вечного, общего правопорядка (ordo); правовые нормы нужно формулировать, причем, делая их все более абстрактными, и затем легитимировать. Местом для действия церквей, для их участия в политико-правовом процессе является современное гражданское общество, где происходит дискуссия о ценностях.

http://sedmitza.ru/text/399082.html

-          ввести институт Уполномоченного по правам ребенка в России на федеральном уровне; -          оказывать государственную поддержку традиционным духовно-нравственным формам воспитания и образования; -          способствовать организации досуга молодежи с ориентацией на отечественные духовные ценности; -          создать на федеральном уровне и в субъектах федерации комиссий по журналистской этике, обеспечивающих духовно-нравственную составляющую деятельности СМИ; -          воссоздать Министерство труда и социального развития РФ; -          создать условия для получения всеми желающими и способными к обучению бесплатного   среднего (полного) общего образования; -          обеспечить занятость несовершеннолетних (разработка новой концепции профориентации; целевых региональных и муниципальных программ); -          принять меры к развитию учреждений начального и профессионального образования всех типов; -          ввести в структуру центров занятости населения специалистов по обеспечению занятости несовершеннолетних; -          поддержать образование групп содействия трудоустройству несовершеннолетних в структуре молодежных бирж труда и других негосударственных служб содействия занятости; -          предусмотреть в местных и региональных бюджетах средства для финансирования деятельности по созданию рабочих мест для несовершеннолетних; -          установить в регионах льготное налогообложение, кредитование, целевое финансирование и иные формы поддержки и стимулирования деятельности работодателей по обеспечению занятости несовершеннолетних; -          расширить практику организации временной занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время, обратив особое внимание на обеспечение возможности вовлечения в трудовую деятельность   14 – 15-летних подростков (в соответствии с действующим законодательством).   2. Министерству образования и науки РФ - поддержать предложение РПЦ об изучении в образовательных учреждениях курса «Основ православной культуры» на факультативной основе;

http://pravoslavie.ru/447.html

...Говорить ли, наконец, о том, какое обширное представляется в обществе поприще для упражнения любви к ближним, которая есть вторая главнейшая заповедь – ближайшее средство к Богоугождению (1Ин. 4,16) и прямейший путь в Царство небесное, когда это очевидно само собою; ибо общество есть союз людей взаимно работающих друг для друга, или, что то же, – ходящих в делах любви?» . Т.е. по мысли святителя, служение отечеству есть проявление любви к ближнему. О том же учили и другие святые апологеты патриотизма . Уранополитизм и патриотический пункт «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» Антипатриотическое учение о. Даниила и его последователей прямо противоречит «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», принятым на Архиерейском Соборе 2000 г, в которых сказано: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам» . Однако о. Даниил в статье «Ответ Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву)» сказал: «ОСК [Основы социальной концепции РПЦ] в этом пункте крайне нетрадиционный документ. Наряду с явным исповеданием уранополитизма там есть странные и не основанные на Откровении требования к христианам, которые, будучи применены буквально, должны привести к массовой деканонизации святых (уж трех святителей точно)» . Уранополитизм и Св. Отцы Слова святых о любви к Отечеству приводили о. Даниилу не раз, но он в своей статье «О патриотических чувствах и Небе» на это заявил: «...наличие земного отечества для христианина вещь вовсе не самоочевидная. Консенсус патрум [согласие Отцов] будет скорее на стороне тех, кто утверждает наличие у христианина только одного Отечества – небесного. Другие мнения высказывались только редкими святыми последних двух веков…» .

http://ruskline.ru/opp/2023/01/25/ewe_ra...

Процитированные выше слова из послания апостола Павла приводятся в «Основах социальной концепции РПЦ» в качестве обоснования концептуального отношения к проблемам современной трансплантологии. В самом документе даны лишь ссылки на соответствующие места библейского текста. Мы считаем важным эксплицировать эти источники в контексте обсуждаемой проблематики. Воскресение мертвых, в которое мы веруем и которое исповедуем, есть ожидание победы над физической смертью и чаяние возрождения человеческой жизни в целокупном единстве души и тела — той победы и того возрождения, что дарует нам Христово Воскресение: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19). «На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших , — продолжим цитирование «Основ социальной концепции РПЦ», — В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека» . Телесность, конечно, является обременением человечества после грехопадения первых людей — это те «кожаные ризы», в которые были облечены Адам и Ева по изгнании из Рая. Однако наши тела, бренные и подверженные тлению и распаду после физической смерти, ожидают новой сущности, соприродной и с ангельской, и даже с превышающей её по своему качеству божественной сущностью, т.е. Самому Богу, «…Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» ( Флп. 3:21). Однако эта богоподобная заданность может быть осуществимой, но может и не достичь своего осуществления. Человек, «всею крепостью своей» и всеми силами своей души устремлённый к Богу, стремящийся к жизни по христианским заповедям, при помощи Божией и по благодати, дарованной Богом, достигает «присносущного покоя» ангельского состояния ещё при жизни, т.е. становится святым.  Увы, этот путь не для всех, и осуществим он не по нашей воле, а по воле Единого Бога. Однако отнестись к собственной жизни в полноте её душевно-телесной осуществимости и в причастности Духу Святому — заповеданная каждому христианину цель, ведущая к спасению человека: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас » (Рим. 8:11).

http://bogoslov.ru/article/5706523

На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад митрополита Смоленского Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали митрополит Челябинский Иов, архиепископы Винницкий Макарий , Львовский Августин, Белгородский Иоанн, Таллинский Корнилий, Тверской Виктор , Аргентинский Платон , епископы Тираспольский Юстиниан , Вологодский Максимилиан , отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории Православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии. Во 2-й половине дня вниманию участников Архиерейского юбилейного Собора были представлены доклады руководителей синодальных учреждений Московского Патриархата. Председатель Миссионерского отдела Белгородский архиепископ Иоанн в своем докладе говорил, в частности, о религиозно-просветительских изданиях на языках народов России, осуществленных возглавляемым им отделом, об организованных отделом миссионерских поездках, которых в 1999 г. состоялось 93. Вопросам социального служения и благотворительности был посвящен доклад Управляющего делами Московской Патриархии Солнечногорского митрополита Сергия, сделавшего акцент на особой значимости социального служения Церкви в условиях значительного имущественного расслоения российского общества. О служении РПЦ в области религиозного образования и катехизации Собору доложил председатель соответствующего отдела игумен Иоанн (Экономцев), который, в частности, сказал о введении с 2000 г. в светских высших школах государственного стандарта по специальности «теология». Председатель Всецерковного православного молодежного движения архиепископ Костромской Александр предложил в своем докладе преобразовать руководящий орган возглавляемого им движения в синодальный отдел по молодежному служению.

http://patriarchia.ru/db/text/418767.htm...

Речь шла о выработке социальной доктрины, которую уже давно имели католики и протестанты. У католиков она связана с именем папы Льва XIII (1810-1903), у протестантов — с именем пастора Уолтера Раушенбуша (1861-1918), а в православии — с именем ныне действующего и здравствующего Святейшего Патриарха Кирилла. Но если католическая социальная концепция в конце XIX века стала альтернативой набиравшим силу идеям социализма, а протестантская предполагала кропотливую локальную работу с представителями социальных низов («социальную евангелизацию»), то в православной России церковная социальная мысль неизбежно должна была коснуться преобразования общества в целом, выработки общественного идеала в духе справедливости и традиционных нравственных норм. В декабре 1994 года Архиерейский собор Русской православной церкви подтвердил важность задачи и поручил митрополиту Кириллу создать Синодальную рабочую группу по подготовке Социальной концепции, формализовав те шаги, которые были предприняты им еще в 1992 году. Результатом стало принятие в 2000 году на Архиерейском соборе «Основ социальной концепции РПЦ» (ОСК) — документа, излагавшего официальную позицию Русской православной церкви по вопросам взаимодействия с государством и обществом. После завершения всех этапов работы митрополит Кирилл публично обратил внимание на то, что Церковь впервые официально предложила обществу свое соборное мнение по социальным вопросам. Базовыми принципами ОСК являются традиционные ценности, абсолютная ценность человеческой жизни, идея справедливости, неприятие «права сильного», внимание к социально незащищенным людям, находящимся в трудном положении, нравственное обоснование права и правовых институтов, разумный этатизм (церковно-государственная симфония). Даже нецерковные люди, как правило, разделяют перечисленные принципы, поскольку они в принципе характерны для русской культуры. Таким образом, Церковь, по существу, высказалась от имени большинства россиян, фактически начав процесс восстановления утраченного Русского мира.

http://pravoslavie.ru/158468.html

Очевидно, что для того, чтобы устранить противников «Феофании-2», то есть окончательного превращения УПЦ в аналог раскольнического «Киевского патриархата», будет удовлетворено требование СБУ о задержании лидера, символа православного исповедничества в Малороссии Черкасского митрополита Феодосия под круглосуточный арест с содержанием в СИЗО. Это более чем вероятное действие, а также принятие во втором чтении закона о запрете УПЦ, равно, как и вероятное проведение раскольнической «Феофании-2» потребует от Русской Церкви не «молчания, чтобы не подставлять УПЦ», а единственно возможной принципиальной канонической реакции, в том числе осуществления пункта «Основ социальной концепции РПЦ» о недоверии к гонящей Церковь власти и призыве к верующем к гражданскому неповиновению ей. В частности, православный христианин не может служить в ВСУ, так она воюет за антихристианский миропорядок и в них законодательно запрещено служение православных священников. Православие в Малороссии спасёт только Русская Армия, всякий призыв к заморозке СВО означает соучастие в уничтожении Православия в Колыбели Крещения Руси. Это ясно как дважды два. Пропагандируемый некоторыми авторами перенос русского наступления на период июльского саммита НАТО, затем на период «после победы Трампа» из-за угроз Макрона и Байдена устроить России военный ультиматум на июльском саммите НАТО будет расценен как провоцирующая слабость и трусость и как раз приведёт к введению западных армий на территорию Малороссии. А решимость и воля России к победе является единственным фактором, сдерживающим врага. И если эти решимость и воля будут результативно продемонстрированы до июльского саммита НАТО, то враг, наткнувшись на несокрушимую волю Катехона, дрогнет. И пора гласно и публично благословить ВС России на освобождение Одессы, Киева и других русских городов Новороссии и Малороссии. Кирилл Александрович Фролов , глава Ассоциации православных экспертов, руководитель отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института стран СНГ

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/08/ru...

Не меньший интерес вызвал первый опыт формулирования православной социальной доктрины и у других организаторов конференции. Организация Renovabis определяет свою деятельность как " акцию солидарности немецких католиков с людьми в Центральной и Восточной Европе " . По словам директора Реновабиса Герхарда Альберта, многочисленные проекты, осуществляемые организацией в посткоммунистических странах, имеют целью способствовать возрождению религиозной жизни и осуществлению общего христианского свидетельства в обществе. В этой перспективе богословское обоснование служения Православной Церкви в мире привлекает внимание Реновабиса, и особенно в последнее время, когда имеет место ухудшение отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами и когда богословский диалог практически прекращен. Обсуждение социальной концепции РПЦ – это шанс возобновить прерванный диалог, считает секретарь комиссии по общественным и социальным вопросам Епископской конференции Германии Матиас Майер. " Мы, католики, видим много общего в социальном учении РПЦ и Католической Церкви " , – заявил он, приветствуя участников конференции, подчеркнув, что общность позиций особенно важна в период становления новой Европы. Таким образом, вопрос " Начало новой эры? " , ставший темой конференции, имеет как минимум два значения. Первое относится к самому факту появления социального учения, разработанного крупнейшей православной Церковью; второе выражает надежду на то, что это учение может отныне стать поводом и предметом для нового типа диалога между католиками и православными. Собственно говоря, такой диалог как раз и имел место в Мюльхайме. Со стороны РПЦ на конференцию были приглашены непосредственные разработчики " Основ " : протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, профессор Андрей Зубов (МГИМО) и профессор Эдуард Афанасьев (Российский православный университет). Касаясь истории создания документа, о. В.Чаплин обратил внимание на то, что он был разработан не только в очень сжатые сроки (3,5 года), но и в условиях давления как со стороны представителей различных точек зрения, существующих в среде верующих (монархистов, христианских коммунистов и др.), так и со стороны светских политиков, которые выражали желание, чтобы социальная доктрина Церкви была привязана к " политическому моменту " . Целью же составителей было создание систематизированной концепции, не привязанной к текущей политике и приемлемой для Церкви в целом – с учетом того, что почти половина приходов РПЦ находится за пределами Российской Федерации, на территории стран ближнего и дальнего зарубежья. В концепции нашли выражение принципиальный отказ Церкви от поддержки политических партий (восходящий к решениям Св. Синода 1993 г.), с одной стороны, и открытость к диалогу с обществом, поощрение участия мирян в политическом процессе, с другой.

http://sedmitza.ru/text/399082.html

Немецкие участники конференции хотели получить от представителей РПЦ ответы на многие вопросы: о мотивации составителей " Основ " , о внутрицерковной дискуссии, о партнерстве Церкви и государства, об использовании соответствующих католических документов, о реакции других Православных Церквей. Особую озабоченность вызвали слишком осторожные, по мнению некоторых участников, трактовки прав человека и демократии, в частности, уклонение от ясного ответа на вопрос о форме правления. " Мы не считаем демократию благом, – заявил, отвечая на вопросы, о. Всеволод Чаплин. – Демократия – это не идеал и тем более не идол " . По его мнению, формальное введение демократии приводит к краху. На Западе утверждению демократического устройства предшествовала длительная " воспитательная " традиция более жесткого государственного устройства. " Для нас история последних веков – не прогресс, а регресс " , – считает представитель ОВЦС, утверждая, что " главное значение имеет не форма государственного устройства, а нравственное состояние общества " . Главным же мотивом для создания социальной концепции, по словам о. Всеволода, был настойчивый запрос, обращенный к Церкви со стороны общества, дать ответы на актуальные церковно-общественные вопросы после 70 лет ограничений церковной жизни и деятельности. В 1990-е годы в Церкви звучали разные голоса, и необходимо было дать систематизированное и взвешенное выражение общецерковной позиции, смелое и бескомпромиссное. Социальная концепция РПЦ " призывает мир измениться, а не наоборот " , – сказал о. В. Чаплин. Он также сообщил, что в процессе работы над текстом концепции принимались во внимание как католические, так и, в меньшей мере, протестантские, в том числе экуменические, документы, посвященные проблемам христианского социального учения, однако авторы стремились избегать " переписывания " . Главными источниками были Библия и святоотеческое наследие. По существу социальному учению Церкви – 2000 лет, хотя оно и не было ранее " кодифицировано " . В православном мире существуют разные точки зрения относительно необходимости формулировать особую социальную доктрину. Одни считают, что для православных естественнее не иметь систематической социальной концепции, другие же благоприятно отнеслись к документу, принятому РПЦ. (Кроме того, он послужил толчком для разработки социальных концепций российскими мусульманами, иудеями и протестантами.) Со своей стороны, о. Всеволод Чаплин считает, что существует необходимость выработки социального учения на общеправославном уровне.

http://sedmitza.ru/text/399082.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010