Всего дореволюционные и преемственные издания 1917-1922 гг. использовали не менее 107 различных заглавий. Лишь немногие из них имеют подробные общие указатели («Подольские ЕВ» за 1862-1905, «Пензенские епархиальные ведомости» за 1866-1900, «Иркутские ЕВ» за 1863-1904, «Минские ЕВ» за 1868-1897) или указатели к одной из частей (к неофиц. части «Черниговских епархиальных известий» за 1861-1905, «Вятских епархиальных ведомостей» за 1863-1912, «Полтавских епархиальных ведомостей» за 1863-1912, «Воронежских ЕВ» за 1866-1915, «Волынских ЕВ» за 1867-1907, «Кишинёвских ЕВ» за 1867-1912, «Якутских ЕВ» за 1887-1907, «Архангельских ЕВ» за 1888-1912; к офиц. части «Симбирских ЕВ» за 1876-1898). Остальные имеют указатели или обзоры содержания только за первые годы издания, указатели статей по определенной тематике, а издания некоторых епархий (Варшавской, Владивостокской, Гродненской, Екатеринбургской, Забайкальской, Костромской, Литовской, Могилёвской, Московской, Олонецкой, Псковской, Рижской, Туркестанской, Уфимской, а также Грузинского Экзархата) имеют лишь годовые оглавления. Всего в 1860-1916 гг. вышел 2581 годовой комплект Е. в. с 80 названиями, издания хранятся в РНБ (2522 полных комплекта и 53 неполных) и РГБ (2399 полных комплектов и 164 с лакунами), 77 названий представлено в БАН (1673 полных и 343 неполных комплекта). В др. б-ках (ГПИБ, СПбДА, МДА) мн. изданий нет, а большинство имеющихся представлено с лакунами или фрагментарно; лишь в нек-рых обл., краевых и республиканских б-ках и архивах собраны местные издания. Издания 1917-1922 гг. в комплексе не собраны нигде, мн. номера невозможно найти ни в одном хранилище. В 1922-1928 гг. епархиальные управления обновленцев выпускали не менее 38 периодических изданий, как правило недолговечных. Нек-рые из них имели традиц. для Е. в. заглавия: «Тульский церковный вестник» (1923), «Тульские ЕВ» (1924-1928), «Самарские ЕВ» (1924), «Вятские епархиальные известия» (1924), «Орловский епархиальный вестник» (1925), «Архангельский церковный голос» (1925-1926), «Церковный вестник» (Петрозаводск, 1925-1926; Иркутск, 1925-1928), «Пермские ЕВ» (1926), «Уральские церковные ведомости» (Свердловск, 1927-1928). На заглавиях других отразилось стремление отмежеваться от «церковной контрреволюции»: «Церковное оживление» (Одесса, 1922), «Друг православного народа» (Саратов, 1922), «Голос живой веры» (Тамбов, 1922-1923), «Живая Церковь» (Пенза, 1922; Киев, 1922-1923), «Обновление Церкви» (Царицын, 1922; Челябинск, 1923), «Церковная заря» (Вологда, 1922-1923), «Церковное обновление» (Орёл, 1922-1923; Рязань, 1923-1926). Неск. журналов выходило в городах, к-рые раньше не были епархиальными центрами (Царицын (ныне Волгоград), Челябинск, Пятигорск, Минусинск, Клин). В кон. 20-х гг. выпуск всех епархиальных периодических изданий в СССР, в т. ч. обновленческих, прекратился.

http://pravenc.ru/text/190001.html

Погребен на Зарецком кладбище Петрозаводска. См.: Владимир Николаевич Елецкий. (Некролог.)//ОГВ. 1898. 96. С. 2; Л. Письмо в редакцию. [Воспоминания о личности В. Н. Елецкого к 40-му дню кончины.]//ОГВ. 1899. 4. С. 1–2. 27, 29, 34 Елибратова Т. Б. – представительница от прихожан церковь св. мц. царицы Александры на Бабигоне в Петергофе. 222 Елпидинский Георгий Яковлевич; (29 января 1888 – ?). Окончил Олонецкую ДС (1910) и С.-Петербургскую ДА (1914), к. б. С 29 октября 1914 – преподаватель логики, психологии, начальных основ и истории философии и дидактики Александровской Ардонской миссионерской ДС, с 1 октября 1916 по 1 января 1918 – преподаватель тех же предметов Олонецкой ДС. 135 Елпидинский Яков Семенович; (1858 – ?). Сын священника с. Каргиничи Лодейнопольского уезда Олонецкой епархии. Окончил Олонецкую ДС (1879) и С.-Петербургскую ДА (1883), к. б. С 24 ноября 1883 – преподаватель общей и русской церковной истории Олонецкой ДС, с 23 августа 1888 преподавал также немецкий, а с 4 января 1901 французский языки. Член-учредитель Александро-Свирского братства; 14 сентября 1913 избран его пожизненным членом. В 1892–1894 участвовал в комиссии по организации внебогослужебных чтений в ДС. Член Олонецкого епархиального историко-археологического комитета с его основания (17 февраля 1912). 22 июня 1917 избран кандидатом в члены Олонецкого церковно-епархиального совета при епископе от мирян. 26 марта 1918 уволен от преподавания с предоставлением «в виду долголетней и полезной службы, звания почетного члена правления Олонецкой семинарии, с правом решающего голоса». Духовный писатель. Опубл.: Кирилл и Мефодий, просветители славян. Речь, произнесенная в Олонецкой духовной семинарии 6 апр. 1885 г. Петрозаводск. 1885; Религиозно-нравственное мировоззрение Плутарха Херонейского. СПб. 1893; Библейская история. Курс II класса духовных семинарий. Ч. 1–2. СПб. 1895. 2-е изд. Ч. 1–2. СПб, 1897–99; 3-е изд. Ч. 1–2. 1902; 4-е изд. Ч. 1–2. 1907; Общая церковная история. Вып. 1–2. СПб. 1912; Новгородские владыки. И ОЕВ. 1899–1905. См.: Речь, сказанная о. Ректором семинарии, архимандритом Фаддеем, по случаю исполнившегося 25-летия учебно-воспитательной деятельности преподавателя Олонецкой духовной семинарии Я. С. Елпидинского (14 ноября 1908 г.).//ОЕВ. 1909. 2. С. 42–44; Елпидинский//Новый энциклопедический словарь под общ. ред. К. К. Арсеньева. Т. 17. СПб [б.г.]. Столб. 472–473; Постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода в соединенном присутствии с Высшим Церковным Советом.//Церковные ведомости. 1918. 13–14. С. 85; Галкин А. К., Бовкало А. А. Я. С. Елпидинский – преподаватель, ученый, личность.//Традиции образования в Карелии. Петрозаводск. 1995. С. 33–36; РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 478.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Г. Штрикер. Русская Православная Церковь в советское время. М. 1995. С. 110–112. В связи с трагическими событиями в Александро-Невской Лавре свою озабоченность и тревогу выразили Евангельский пастор Вальтер, священник Армяно-Григорианской Церкви Тер-Грегориан, раввин Петроградской синагоги Каценеленбоген, Магометанский имам Давлеканов. Самарские епархиальные ведомости. 1918. 6. С. 262–263. 20 января Советом Народных Комиссаров издан декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Известия. 1918. 16. 21 января. 20 января Открылась 2-я сессия Поместного собора. Деяния Собора. 20 января. 21 января Большой крестный ход в Петрограде. Церковные ведомости. 1918. 2. С. 85–87. 25 января Выходит Постановление Священного Собора по поводу декрета об отделении Церкви от государства: «1. Изданный Советом Народных Комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения. 2. Всякое участие как в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и попытка провести его в жизнь несовместима с принадлежностью к Православной Церкви и навлекает на виновных кары вплоть до отлучения от Церкви (в последование 73 правилу святых апостол и 13 правилу VII Вселенского Собора». Г. Штрикер. Русская Православная Церковь в советское время. М. 1995. С. 115. В это время в стране обстановка обостряется и все больше выходит из под контроля и духовных, и гражданских властей. 25 января в Киеве расстрелян митрополит Владимир. В этот же день, 25 января, в газете «Известия» появляется жесткая статья В. Слевского «Последняя ставка» по поводу Патриаршей анафемы. 26 января Расстрел крестных ходов в г. Воронеже и г. Шацке Тамбовской губернии. Церковные ведомости. 1918. 9–10. 27 января Священный Собор издает воззвание к православному народу по поводу декрета Советов Народных Комиссаров о свободе совести: «Православные христиане! От века неслыханное творится у нас на Руси Святой... Даже татары больше уважали нашу святую веру, чем наши теперешние законодатели. Доселе Русь называлась Святою, а теперь хотят сделать ее поганой. И слыхано ли, чтобы делами церковными управляли люди безбожные, не русские и не православные? ... Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание!.. Мужайся же, Русь Святая! Иди на свою Голгофу. С тобою Крест Святой, оружие непобедимое!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Г. Штрикер. Русская Православная Церковь в советское время. М. 1995. С. 116. 27 января В Петрограде Л. Шпицберг – член одной из комиссий Синода по приглашению обер-прокурора В. Н. Львова, помощник наркома образования, публично в своих докладах призывает «отвергнуть Царя Небесного», сообщает, что готовятся декреты о запрещении причащения как «колдовского акта», об изъятии священных сосудов, закрытии церквей и объявлении духовенства «контрреволюционным», прозрачно намекает, что «Патриарх еще жив». Церковные ведомости. 1918. 5. С. 205. 29 января Прекращает деятельность Святейший Синод в Петрограде ввиду изъятия властями его помещений. Церковные ведомости. 1918. 3–4. 3 февраля/16 февраля (новый стиль) В Москве открывается заседание новых органов высшего Церковного Управления Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Церковные ведомости. 1918. 7–8. В конце января 1918 года здание Петрозаводской Духовной семинарии было изъято из ведения Церкви, однако, из Петрограда были получены директивы оказать содействие окончанию учебного года, но без открытия кредита. Отец Николай в это время опубликовал в «Олонецких епархиальных ведомостях» статью «Отделение Церкви от государства», в которой четко и ясно выразил свое непредвзятое отношение к декрету Совета Народных Комиссаров: «20 января Совет Народных Комиссаров издал декрет об отделении Церкви от государства. Согласно декрета, теперь каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Отменяются всякого рода ограничения, связанные с вероисповеданием. Во всех официальных актах отменяются всякого рода указания на принадлежность гражданина к той или другой религии. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются покушением на права граждан и советской республики. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от всех гражданских обязанностей. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах. Принудительное взыскание сборов в пользу церковных и религиозных обществ не допускается. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью и не имеют прав юридического лица. Здания, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются в бесплатное пользование религиозным обществам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковные ведомости. 1917. 30. С. 231–233. 10 августа Назначение на Владимирскую кафедру архиепископа Финляндского «избранного свободным голосованием клира и мирян Владимирской епархии». Церковные ведомости. 1917. 34. С. 282. 15 августа Открытие Всероссийского Поместного Собора Православной Российской Церкви, в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском Соборе Кремля (588 человек). 16 августа Назначение Святейшим Синодом на Харьковскую кафедру пребывающего на покое архиепископа Антония (Храповицкого) «избранного свободным голосованием клира и мирян Харьковской епархии». Церковные ведомости. 1917. 35. С. 295. Наступил 1918 год. Протоиерей Николай Чуков в «Олонецких епархиальных ведомостях» публикует свое слово «На Новый год»: «В преддверии нового года совершенно естественны мысли о наступающем годе, вполне понятны желания и ожидания каждым для себя „лучшего“ в настоящем году. Общая беда минувшего года так встряхнула все и всех, что теперь более, чем когда-либо ясно, что благополучие каждого из нас тесно связано с общею судьбою Родины, с общим строем жизни, с воззрением и настроением и характером жизни всех граждан страны. В минувшем году наша Родина, вкусивши сладкого, ... познала и очень много горького. Она освободилась от всего того, что угнетало мысль, совесть, права и политическую свободу населения, – освободилась от того, что с таким упорством защищал старый самодержавный строй, не видевший, что многое из того, что он охранял, уже пережило себя и требовало замены и обновления. И это обновление пришло. Но пришло оно не в виде постепенного естественного развития форм государственной жизни, как бы следовало, а в виде революционного ниспровержения прежнего порядка для создания нового. К несчастью, это разрушение приняло такой глубокий характер, что потрясло самые основы, поколебало все те устои, на которых строилась личная, семейная, общественная и государственная жизнь. В этом разрушении мы дошли, кажется, до крайних пределов. Нас называют теперь „самой свободною страной в мире“. И мы действительно, кажется, освободились уже от всех сдерживающих начал, от всего того, что делает человека человеком и отличает его от зверя...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

230 В клиросной ведомости Успенской г. Ельца церкви за 1862 г. приписано так. «Священник Пётр Васильев сын Васильев, священнический сын, обучался в Орловской Семинарии, в продолжение курса Богословских наук был лектором в Нижнем отделении оной Семинарии по классу греческого языка, a по окончании курса уволен с аттестатом 1-го разряда 1840 года октября 20 дня Преосвященнейшим Евлампием, Епископом Орловским и Севским произведён Елецкой округи села Покровского к церкви Покрова Пресвятыя Богородицы во священника, a 1850 года февраля 22 дня Высокопреосвященнейшим Смарагдом Архиепископом Орловским и Севским перемещён к Орловской Градской Единоверческой церкви по потребностям оной, 1858 года декабря 5-го дня Преосвященнейшим Поликарпом, Епископом Орловским и Севским перемещён на настоящее место к Елецкой Градской Успенской церкви. 1850 года августа 27 дня за отлично исправное прохождение должности пресвитера, соединённое с кротким нравом и проповеданием Слова Божия, награждён набедренником; 1855 года апреля 16 дня Высочайше награждён скуфьёю. Бронзовый крест в память войны 1853, 1854, 1855 и 1856 годов имеет. Поведения очень хорошего. Судим и штрафован не был. Скончался ο. Π. В. Васильев 13 января 1864 г. 232 Выдержки из этого письма приводятся и в «Воспоминаниях», Иерофея (л. 72 и об. Киев. ред. и л. 72 об. – 73 об. Ряз. ред.), который называет его «последним письмом из С. П. Бурга», прибавляя потом: «Воле Господней стало угодно возвратить к нам Архипастыря, который 2 Мая пожаловал в нашу Мценскую Обитель, первую на пути в Орёл; и я, ко встрече Владыки, возвратился в Мценск, благодаря от всего сердца и души Всемилостивого Спаса (в Мценской Обители Его Чудотворный святый Образ).» 234 Желание Смарагда исполнилось: в конце апреля 1854 года он был уволен в свою Епархию. На его место вызван был в Синод архиеп. Олонецкий Аркадии Фёдоров († 8 мая 1870 г.), а прочие члены Синода остались все те же, о чём говорит сам Смарагд в письме к Иннокентию из С.-Петербурга от 16 апреля 1854 г. в «Рязанских Епархиальных Ведомостях» 1896 г» 20, стр. 700: «Я же, напутствуемый Монаршею милостью, возвращаюся в конце настоящего месяца во вверенную епархию в пределы благословенной родины Вашей. На моё место вызывается Олонецкий архиепископ Аркадий, а прочие члены остаются те же».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В разгар хрущевских антирелигиозных гонений кафедру митрополита Ленинградского и Ладожского занимал митрополит Гурий (Егоров). Подчиняясь давлению Ленинградского уполномоченного, он отказался от митрополичьих покоев в Духовском корпусе Александро-Невской Лавры, отдав их светским властям. «В связи с тем, что здание Ленинградского Епархиального управления (наб. р. Монастырки д. 1) было передано Отделу народного образования Исполкома Смольнинского райсовета депутатов трудящихся, возникла необходимость перехоронения тел усопших Ленинградских митрополитов Григория и Елевферия, похороненных в Крестовой церкви» [xxxi] . В ночь на 26 августа 1961 г. было произведено перенесение праха владык в крипту Свято-Троицкого собора, где с тех пор они и покоятся. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 9324. Оп. 1. Д. 21. Л. 17. Александрова-Чукова Л.К. Митрополит Григорий (Чуков): Служение и труды//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости (СПбЕВ). 2007. С. 110-112; Григорий (Чуков), митр. Дневник. Фрагмент. Фотографии. Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория Чукова ©Александрова Л.К.СПб.2013 (далее Архив митр. Григория). Его же. Письмо Патриарху Алексию от 4 сентября 1945 г. Рукопись. Черновик. Там же. А.А. Шаповалова (Потемкина) - церковный историк. Прот. Александр Васильевич Здравомыслов (1870-1949) - земляк владыки Григория, родом из Пудожского уезда Олонецкой губернии, сын псаломщика. В 1890 г. окончил Олонецкую Духовную семинарию в Петрозаводске и назначен псаломщиком Петрозаводского каф. собора, в 1893 г. посвящен во иерея, служил в разных храмах Олонецкой епархии. С 1909 г. клирик Екатеринбургской епархии, миссионер-проповедник. 2 апреля 1915 года посвящен в сан протоиерея; служил в разных храмах Екатеринбурга. С августа 1922 г. до октября 1923 г. был в заключении за сокрытие церковных ценностей. Переведен в Москву. В 1930 г. Митрополитом Сергием (Страгородским) награжден митрой, служил в Космо-Дамиановской церкви Московской области и в церкви св. Николая на Студенцах в Москве. Приговорен к ссылке в Казахстан (март 1932 г. - май 1935 г.). По освобождении назначен настоятелем Успенского собора г. Каширы. 27 августа 1936 г. вторично выслан в Казахстан. Освобожден из ссылки 27 ноября 1941 г. и остался проживать в г. Туркестан. 2 июня 1944 года переехал к сыну в г. Копейск Челябинской области. Резолюцией Преосвященного Григория, архиепископа Псковского и Порховского, назначен настоятелем Новгородского Никольского собора и благочинным Новгородского округа (Приказ 269 от 30.05.1945г.). Скончался 3 мая 1949 г. (Архив СПб Епархии. Ф. 1. Оп. 13ф. Д. 139 (35).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Владимирский Сборник Тихонравова стр. 176. Патриарха Адриана, – Владимирский сборник Тихонравова стр. 184; Записки Императорского Археологического Общества т. X, стр. 444. Ср. распоряжения Стефана Яворского , – Владимирский Сборник Тихонравова стр. 185, и Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, 1777г., – Записки Императорского Археологического Общества т. X, стр. 445 fin.). 537  В „Ниве“ 1881г., помещён рисунок 20-главой деревянной церкви, находящейся в г. Вытегре Олонецкой губернии; (за 1884г. вид деревянной церкви Вологодской губернии половины XVII в.). Прочитали мы где-то, что находящийся в г. Шенкурске Архангельской губернии деревянный собор (построенный в 1681г., К. Молчанова Описание Архангельской губернии, стр. 174) представляет собой деревянную церковь колоссальную по размерам и замечательной архитектуры; из Словаря Семёнова узнаем, что Петрозаводский деревянный собор, построенный при Петре Великом и также замечательный по своей архитектуре (рисунок его у Озерецковского в Путешествии по озёрам Ладожскому и Онежскому, на конце таблицы IX), до сих пор остаётся целым (под слово Петрозаводск). – (В Гуслицах деревянная маленькая церковь , будто бы построенная, обыденно, митрополитом Фотием, – см. сказание о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря, Москва, 1863. В Пскове в 1544г. поставили деревянную церковь с трапезой Феодосия Печерского , а дотоле не бывало, – Собрание летописей IV, 306. (Чего не бывало: Феодосия или с трапезой?). Деревянная церковь XVI в. близь Псково-Ппечерского монастыря см. Святыни и древности Пскова гр. Толстого стр. 103 и стр. 39 примечание 5. Описание крошечной деревянной церкви начала XVII в. см. в Вятских епархиальных ведомостях 1863г., стр. 627 (тут же стр. 629 весьма замечательная икона архангела Михаила. Описание размеров Сольвычегодских деревянных церквей XVII в. (паперти большие), – Записок Археологического Общества т. VIII, стр. Смеси 52 sqq, Сольвычегодск в XVII в.). 538  Что ещё довольно достаточно остаётся деревянных церквей в Олонецкой губерний, это мы слыхали от очевидцев; что довольно достаточно остаётся их в Архангельской губернии, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Из числа архипастырей, наиболее потрудившихся в борьбе с расколом в царствование Николая I и в первую половину царствования Александра II, заслуживают особенного внимания архиепископы – Игнатий († 1850 г.) и Аркадий († 1870 г.) олонецкие и митрополиты – Филарет московский († 1867 г.) м Григорий с.-петербургский († 1860 г.) и московский купец Адриан Озерский. Архиеп. Игнатий неослабно заботился о раскольниках, «преследовал их своею любовию», проникал в недоступные олонецкие дебри, чтобы возвратить заблудших в лоно православной Церкви 87 , и написал ряд сочинений против раскола, из которых особенного внимания заслуживают: «Истина св. Соловецкой обители», в которой на основании старопечатных и рукописных книг Соловецкой библиотеки опровергается Соловецкая челобитная, «Беседы о мнимом старообрядстве» (вообще и особенно в беспоповщине) и «Беседы о мнимом старообрядстве в поповщине», в которых разбирается учение беспоповцев и поповцев. Архиеп. Аркадий «составляет славу и украшение нашей Церкви»; это был «прирожденный миссионер, какие родятся веками». Он святительствовал в двух епархиях – Пермской (1831–1851 г.) и Олонецкой (1851–1869 г.), сильно заражённых расколом, и много потрудился на пользу св. Церкви. Конечно, «не всегда он действовал непосредственно, да и не мог так действовать по множеству епархиальных дел, но во всех действиях – и миссионеров, и приходских священников – была его мысль, его рука». Памятником его неутомимой деятельности служит переписка по делам и вопросам раскола. Переписывался он не только с духовенством, но и с купцами, крестьянами, раскольниками и раскольницами. Все его письма отличаются «простотой, не лишённой властности, запечатлены умом светлым и сильным, обширным знанием священного и отеческих писаний и близким знакомством с учением раскола». Словом, эта переписка представляет собою «замечательное и достойное глубокого уважения явление, как очевиднейшее, неопровержимое доказательство вседушной, неусыпной, истинно архипастырской заботливости этого святителя об ослаблении раскола в его пастве, о просвещении раскольников и приведении их во двор овчий, Церковь Христову». Обширна и плодотворна была, и учено-литературная деятельность преосв. Аркадия. Правда, за недостатком времени и самоуверенности, он не оставил после себя обширных научных трудов, но написал много небольших по объёму трактатов, то в диалогической, то в монологической форме, в которых кратко и ясно разрешал главнейшие возражения раскольников против Церкви. Эти трактаты оказались очень практичными, и Св. Синод рекомендовал их преосвященным других епархий. Однако преосв. Аркадий, по своей скромности, не напечатал ничего и только в настоящее время некоторые из его писем и трактатов напечатаны в «Христианском Чтении», «Братском Слове», «Православном Путеводителе», «Олонецких и Екатеринбургских Епарх. Ведомостях» 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Устюжну Новгородской губ. с уездом (43 церкви) и 5 церквей в Тихвинском у., к С.-Петербургской - 21 церковь в Новоладожском у., к Тверской - г. Весьегонск с уездом (48 церквей) и 6 церквей в Краснохолмском у. Ризница Олонецкого архиерейского дома передавалась по описи в Новгородскую епархию. Семинаристов перевели в Архангельскую ДС (в их числе - буд. Казанский архиеп. Иона (Павинский)); туда же передали и семинарскую б-ку. Некоторое время семинарский корпус продолжал использоваться - в нем устроили школу, где обучались «до будущего времени по способности» сыновья священно- и церковнослужителей Олонецкой губ. (РГИА. Ф. 796. Оп. 71. Д. 118. Л. 1 об.), но к нач. XIX в. школа прекратила работать (тогда же имп. Павел I Петрович упразднил Олонецкую губ.). Добротные каменные корпуса Троицкого отделения Александрова Свирского мон-ря остались бесхозными и быстро пришли в негодность. Рассмотрение нерешенных дел Олонецкой консистории «чрез дальныя переписки» с Архангельском продолжалось мн. месяцы после упразднения О. и К. в. В нояб. 1787 г. Архангельский и Олонецкий еп. Вениамин отправился в поездку по Олонецкому наместничеству, взяв с собой одного из членов Архангельской консистории. Для завершения консисторских дел он более месяца (с 9 дек. 1787 по 12 янв. 1788) провел в Петрозаводске (Там же. Оп. 68. Д. 474). Олонецкая ДС Олонецкая ДС учреждена указом имп. Екатерины II от 22 сент. 1779 г., на ее содержание предусматривалось отпускать по 2 тыс. р. ежегодно (ПСЗ. Т. 20. 14921. С. 868). Весной 1780 г. настоятелем Александрова Свирского мон-ря был назначен законоучитель имп. Шляхетского кадетского корпуса в С.-Петербурге иером. Варлаам (Романов; возведен в сан архимандрита 15 марта 1780). Ему было поручено «заведение в Олонецкой епархии семинарии под смотрением епархиального архиерея» (т. е. еп. Иоанникия (Микрицкого)) с назначением ее ректором (РГИА. Ф. 796. Оп. 61. Д. 116). В этой должности архим. Варлаам оставался весь период существования семинарии. Согласно «ведомости» архим.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010