Даль, которого отправили в 1876 году в Олонецкую губернию с инспекцией старинных храмов. Чтобы облегчить работу комиссии, губернский статистический комитет подготовил стостраничный обзор с подробнейшим описанием 88 епархиальных церквей и десятка монастырей. В этом документе читаем: " В Кондопожском приходе на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Успения Богородицы, шатровая, одноглавая... Над олтарем - крыша овальная, над папертью - два ската. Вход в паперть с двух сторон - северной и южной, по крыльцам 18 ступеней " . К моменту освящения нового Успенского храма были готовы образа для иконостаса: кроме того, для церкви специально написали Тихвинскую икону Божией Матери, являвшуюся точным списком с чудотворного первообраза. Сам иконостас сначала являлся тябловым, но потом его закрыли резной конструкцией, выполненной в стилистике екатерининского барокко. Стены храма украсили образами из иконостаса предыдущей, разобранной, церкви. Как проходило само освящение - неизвестно. Описаний этого события, увы, не сохранилось; " Епархиальных ведомостей " тогда ещё не издавалось. Ко второй половине XIX века вокруг Успенской церкви в Кондопоге сложился целый храмовый комплекс. Он состоял, помимо Успенского храма, из зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы и шатровой колокольни на шесть колоколов. Последнюю поставили на средства прихожан в 1831 году. Её строительство обошлось в две с половиной тысячи рублей - солидную по тем временам сумму. Срубил колокольню плотник из города Пудожа Василий Акимов. В то же время Кондопога активно росла - через неё прошёл новый почтовый тракт, связавший Петрозаводск и Повенец, по-прежнему велась добыча мрамора. К концу века в селе насчитывалось полсотни домов и 300 жителей, которые довольно быстро собрали средства на строительство зимнего храма. Церковь была пятиглавой, обшитой досками и выкрашенной в белый цвет. Увы, колокольня простояла только сто лет с момента своего возведения, её сломали в 1930-е годы: поставили лебёдку, зацепили трос за шатёр, опорные стойки сооружения подрубили - и дёрнули...

http://sobory.ru/article/?object=00150

б) действия, могущие производить соблазн среди православных, каковы всякие действия противные православной вере, и в особенности хула и насмешки над правилами и обычаями православной Церкви и над теми, кто оные соблюдает, и в) совращение ими в раскол православных. В этом последнем случае священник должен руководствоваться 56 ст. Уст. о пред. и прес. прест. (См. в прилож. к инструк.). § 19. Если кто-либо из раскольников пожелает оставить свои заблуждения и присоединиться к православной Церкви, то «священник присоединяет его по чину церковному, берет с него подписку о пребывании в православии и записывает присоединение в метрическую книгу. В сомнительных случаях священник испрашивает от Преосвященного разрешение предварительно присоединения» (См. ст. 58 Уст. о пред. и прес. преступл.). Примечание. В метрическую книгу следует записывать присоединение только рожденных и крещенных в расколе. § 20. Самое присоединение следует совершать по «Чину, како приимати раскольников, в соединение с православною Церковью приходящих», напечатанному в приложении к книжке митр. Платона «Увещание во утверждение истины» и отдельно. «При этом над принимаемыми чрез миропомазание (как должны быть принимаемы все рожденные и крещенные в расколе), если они присоединяются не на правах единоверия, таинство миропомазания должно совершаться по употребляемому в церкви «Чиноположению», над присоединяемыми же на правах единоверия – по старопечатному Требнику, т. е. с известными дополнениями при помазании членов тела» (Прав. об устр. мис. § 24). § 21. О всех возвратившихся в православие раскольниках церковные причты должны представлять, кроме особых донесений Епархиальному Преосвященному о каждом присоединении порознь, 2 общую ведомость однажды в год к 15 января следующего года, за подписью всего причта, совершавшего присоединение. § 22. Инструкция эта соответственно указаниям практики и потребностям дела, может быть впоследствии дополняема. Читать далее Источник: Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом, с приложением списка книг для приходской противораскольнической библиотеки и статей закона, относящихся к расколу, и постановления первых трех Олонецких миссионерских съездов/Под ред. свящ. К. Плотникова. - Петрозаводск : Братство преп. Александра Свирского, 1901. - VII, 63 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В мае 1896 года была начата постройка обширной каменной стены со святыми вратами и надвратной церковью во имя преподобного Иоанна Рыльского, имя которого носил отец Иоанн Кронштадтский. Именно в это время были построены храмы, игуменский и гостиничный корпуса. Обе церкви увенчали пятью главами. В церкви Всех святых богослужения совершались зимой, а после праздника Всех святых служба переносилась в Преображенскую. При монастыре конца XIX века действовали портняжная и сапожная мастерские. Особое рвение и деятельность проявил иеромонах Геннадий по устройству подворья пустыни в Петербурге, на пожертвованной земле (около одной десятины в Шлиссельбургском участке, с возведенными на ней домами и флигелями и разным движимым имуществом); благодаря его усердию и трудам, в этом имении были устроены приют для богомольцев и обширный двухэтажный пятипрестольный храм в память чудесного спасения государя императора с царскою семьею 17 октября 1888 года. С благословения митрополита Палладия, при служении праведного Иоанна Кронштадтского, основание этого храма было положено 23 сентября 1894 года, в три часа пополудни. Все необходимые средства изыскивались иеромонахом Геннадием, который в конце концов надломил свое здоровье в неусыпных заботах и трудах и скончался 14 декабря 1898 года на 52-м году от роду. Почивший отец Геннадий был погребен 17 декабря 1898 года в строящемся тогда храме подворья (за Невской заставой), в правом приделе, на правой стороне, близ солеи. Здания подворья Важеозерского монастыря сейчас принадлежат администрации Петербурга, с которой ведутся переговоры о возвращении обители данного имущества. В 1901 году Задне-Никифоровская пустынь, как пишет П. Ягодкин в статье «Задне-Никофоровская пустынь Олонецкой губернии и уезда», помещенной в 12 Олонецких епархиальных ведомостей за 1901 год, представляла собой общежительный монастырь, содержащийся своими средствами. Число братии в пустыни достигало, вместе с послушниками, богорадниками и рабочими, до 45 человек (в том числе пять иеромонахов, два иеродиакона и восемь монахов). Временно заведовал пустынью эконом иеромонах Симеон. Духовником состоял 80-летний старец иеромонах Никифор, более тридцати лет подвизавшийся в пустыни.

http://pravoslavie.ru/29341.html

Ф. 198. Оп. 1. Д. 256. Л. 205). В 1851 г. архиеп. Аркадия назначили на менее престижную Олонецкую кафедру. В фонде 796 (оп. 205) РГИА имеется крупный массив малоизученных документов, относящихся к деятельности этого иерарха. При архиеп. Неофите (Соснине; 1851-1868; до 1854 епископ) в епархии воздвигли 20 храмов, в 1867 г. начали издавать «Пермские епархиальные ведомости» . Архиерей прилагал усилия к улучшению быта духовенства, заботился о сиротах, вдовах и престарелых, способствовал развитию благотворительности, в т. ч. жертвуя собственные средства. В 1864 г. архиеп. Неофит представил в Синод «соображения» о преобразовании Екатеринбургского викариатства в «единоверческое епархиальное управление» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 587. Л. 46 об.). Однако Синод отказался упразднять вик-ство. При архиеп. Антонии (Смолине; 1868-1876; до 1872 епископ), в 1870 г., в Перми состоялся I епархиальный съезд духовенства, на к-ром обсуждался вопрос открытия Епархиального жен. уч-ща, были выбраны благочинные, а также определено, какие клирики войдут в правление Пермской ДС. Архиеп. Антоний пытался игнорировать консисторию, мн. вопросы вопреки установленному порядку решал помимо «консисторского рассмотрения» - через свою канцелярию ( Попов Е., прот. 1879. С. 274). С 1876 г. во всех благочиннических округах епархии начали созывать собрания духовенства для совещания по «делам пастырского служения». Еп. Вассиан (Чудновский ; 1876-1883) уделял особое внимание совершенствованию преподавания в Пермской ДС, при нем обновилась преподавательская корпорация. Историк Н. П. Седых отмечал, что архиерей производил впечатление дряхлого старика ( Седых. 1915. С. 107). В некоторых случаях по настоянию консистории еп. Вассиан изменял наложенные им резолюции. 1 авг. 1882 г. состоялось торжественноеоткрытие «Общества святого Стефана, епископа Пермского, к поддержанию чистоты нравов в народе по духу Православной церкви». В нач. 1883 г. Синод, заключив, что «круг обязанностей… викария представляется недостаточно полным… для надлежащей его деятельности» (ГАПК.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Моя работоспособность в этом деле естественно обратила на себя внимание и, кажется, потом не было ни одной комиссии с участием общественных элементов, куда бы я ни приглашался. Прежде всего, когда вышло «Положение о выборах в 1 - ю Государственную Думу» и надо было ознакомить с ним все население губернии, дотоле всегда устраняемое от какой бы то ни было политической жизни, и совершенно неосведомленное в процедуре выборов в таком масштабе. Вл.Вл. Эрин (обыкновенно председательствовавший в губернский земских собраниях), пригласил меня сделать выборку наиболее необходимого из этого «Положения» для ознакомления населения. Мы с ним в популярной форме изложили все необходимое для производства выборов и в виде громадных плакатов разослали это по всей губернии. Затем, кроме участия в упомянутых уже различных земских комиссиях, я был избран в члены Губернского Статистического Комитета, членом Петрозаводской публичной библиотеки, членом Губернского и Петрозаводского уездного Попечительства о народной трезвости и председателем ревизионной комиссии последнего, членом Губернского комитета по водворению законности и порядка (в 1905 году), членом Совета Петрозаводской женской гимназии, членом Губернской санитарной комиссии, руководителем народных патриотических чтении по губернии от Губернского попечительства о народной трезвости, членом Олонецкого управления российского общества Красного Креста, пожизненным членом Общества изучения Олонецкой губернии, членом Православного Палестинского Общества. Впоследствии, уже во время империалистической войны, я был избран: членом и товарищем председателя Петрозаводского Отделения Общества помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям, членом Петрозаводского отделения Общества помощи семьям запасных и ратников ополчения, депутатом от духовного ведомства в Петрозаводской Городской Думе, товарищем председателя Комитета о беженцах, членом Петрозаводского Комитета Всероссийского Союза земств и городов и председателем последнего, наконец – редактором еженедельной газеты «Олонецкая неделя» по избранию Губернского попечительства о народной трезвости, не говоря уже о сотрудничестве в «Олонецких Губернских Ведомостях» и в «Олонецких Епархиальных Ведомостях», где впоследствии и редакторствовал, и в других организациях специально по духовному ведомству (депутатство на некоторых епархиальных съездах, участие в ревизионной комиссии по свечному заводу, членство, а затем и председательствование в Совете епархиального женского училища и т. п.). Особенно близко мне пришлось стать в отношении к Земству и к высшей губернской администрации (в частности - к губернатору Н.В.Протасьеву, а потом - к Н.Д.Грязеву и М.И.Зубовскому) по работе в Православном Карельском Братстве».

http://bogoslov.ru/article/2349708

Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих открыто и под спудом почивающих в соборах, церквах, часовнях и монастырях не только Новгорода и его ближайших окрестностей, но и всей Новгородской епархии, с историческими, хронологическими и географическими сведениями о местах их почивания, и Указатель чудотворных святых икон... Составлен Новгородского кафедрального Софийского соборасвященником Гавриилом Краснянским . Новгород, 1876.  Олонецких: Преподобные Обонежские пустынники: материалы для истории колонизации и культуры Обонежского края. Статья  Е. В. Барсова  в Олонецких Губернских Ведомостях 1867-го года, 9, 10, 28, 35 и 40. Подвижники и монастыри крайнего севера. Сочинение К. Докучаева-Баскова, печатавшееся первоначально в Христианском Чтении и вышедшее отдельной книгой в 1891-м году.  Псковских: В. Истории княжества Псковского         Евгения, часть III (Киев, 1831), стр. 74–81, помещен: Хронологический список Псковских угодников Божиих, издревле во Пскове почитаемых, из коих иные внесены Российскою церковью и в месяцесловы церковные, иных память творится только в церквах при гробах их, а иные вписаны только в Псковские синодики церковные.  Сибирских: Сказания о некоторых Сибирских подвижниках благочестия. Протоиерея М. Путинцева. Москва, 1889. Смоленских: Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Спб., 1864. Неизвестного автора (о святых епархии – стр. 279 sqq).  Соловецких: Соловецкий Патерик. Спб., 1873. Неизвестного автора. Верное и краткое исчисление, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших и исторические сведения о церковном их почитании. Иером. Никодима. Спб., 1900.  Ярославских: Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Гр.  Μ . В. Толстова. Ярославль, 1885. Список угодников Божиих и других лиц подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упоминаемых в разных печатных и рукописных святцах и исторических указателях, священника К. Ярославского, напечатанный в 20-м, 22-м и 23-м Ярославских Епархиальных Ведомостей за 1887-й год.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сведения о епархиях, из которых выбыли и к которым прибыли города, взяты из вновь составленных в 1764 году росписей и ведомостей, а для епархий, которые остались на прежнем положении, сведения взяты из присланных в Синод из епархий последних ведомостей о церквях и из напечатанной в 1757 г. в Академии Наук книжки ежемесячных сочинений (Арх. Св. Син. д. 1764 г. 51, л. 1). Государыня сама внимательно рассмотрела расписание и даже сделала в нем поправки, например, в составе городов Московской епархии по расписанию значился город Карачев с 83 церквами. Императрица вычеркнула его и собственноручно приписала к Севской епархии – викариатству. Утверждая расписание резолюцией «быть по сему», она, однако сочла нужным оговориться: «а ежели которые города пропущены, о тех впредь доложить». Действительно, в расписании оказались пропуски и ошибки. При значительно изменившемся составе епархиальных городов, изменены титулы некоторых архиереев: московский и севский стал именоваться – московский и калужский, с.-петербургский и шлиссенбургский – с.-петербургский и ревельский, псковский и нарвский – псковский и рижский, сарский и подонский – крутицкий и можайский, рязанский и муромский – рязанский и шацкий, владимирский и яропольческий – владимирский и муромский. Если считать за особые епархии два викариатства в Московской епархии – Севское и Брянское и в Новгородской – Олонецкое и Каргопольское, то число великорусских епархий после 1764 года возросло до – 28. 688 Вместе с архиерейскими домами епархиальные монастыри также были разделены на три класса; для каждого класса назначались определенные штатные оклады. Число штатных монастырей оказалось очень незначительным сравнительно с общим количеством тогдашних монастырей, большинство которых было прикрыто или оставлено за штатом, т. е. на своем содержании. 689 Нет сомнения, что новое распределение городов, по епархиям в 1764 году значительно округлило и упорядочило великорусские епархиальные территории. Однако сразу же после объявления расписания возникли мелкие и сложные недоразумения при введении епархий в новые границы. Обнаружились также территориальные неудобства, вследствие отчисления церквей из одной епархии в другую без полного знания географического и топографического положения их. Все это скоро выяснилось из донесений, поступивших в Св. Синод от епархиальных архиереев, духовенства, помещиков и прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

«Курские епархиальные ведомости»: статья А.А.Танкова «Сведения о старообрядцах в Курской губернии в 1812 году», о единоверцах и раскольниках разных толков, по ведомости 1812 года, составленной обстоятельно и, как видно, достоверно (1888:37). «Олонецкие губернские ведомости»: «Судное дело о разорении Палеостровского монастыря» – розыск 1700 года по делу о самосожжении в этом монастыре раскольников в 1688 году (1849:8). «Пензенские епархиальные ведомости»: статья отца И.П.Бурлуцкого «О начале раскола в пределах Пензенской епархии» (1871:12) и «История раскола в Пензенской епархии» (1873, 17–21; 1875, 3–6). «Подольские епархиальные ведомости»: статья С.Л-ского «К истории Куринёвского старообрядческого монастыря»: приводятся документы 40-х и 50-х годов XIX столетия, свидетельствующие о бесплодных попытках духовной и светской власти склонить насельников этого главного центра подольского раскола к принятию Православия (1884, 20–35). «Рязанские епархиальные ведомости»: П.С.Смирнов «Дело о старце Богословского монастыря Михаиле Микулине», эпизод из истории рязанского раскола в XVII веке (1890:23). «Смоленские епархиальные ведомости»: Н.М.Соколов «Раскол в Смоленской епархии», обстоятельный очерк с половины XVIII века до 60-х годов XIX века, по документам архива местной духовной консистории (1888, 6; 9–10; 13; 15–18). «Черниговские епархиальные ведомости»: статья М.И.Лилеева «Очерк миссионерских мер по обращению в Православие стародубских и черниговских раскольников», от начала раскола до времён Екатерины II, по рукописным и печатным источникам (1895, 5–15). Доселе мы имели в виду первую половину своей задачи: указать сделавшиеся достоянием науки расколоведения в XIX столетии более важные материалы, исследования и статьи по главнейшим её отделам, и отметить участие, сколько пока возможно, периодических изданий в этом деле. Общий рост расколоведения в XIX столетии и выяснение вопроса о сущности раскола, как вопроса центрального и основного, послужит предметом дальнейших наших очерков.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Особенностями паломничества в Палестину, впрочем, как и на Афон, был отчетливо коллективный его характер. В путешествие отправлялись большими или малыми группами, во-первых, потому что, по народной пословице, «на миру и смерть красна» и, во-вторых, коллективное переживание встреч со святынями ощущается более остро, глубоко. Во время путешествия паломники делали остановки для осмотра святых мест. В нашей статье речь шла только о Константинополе, но российские богомольцы высаживались на берег (в зависимости от маршрутов пароходов) в Смирне, Салониках, на островах Родос и Кипр, в Бейруте и Триполи, где находились святыни греческой православной церкви. Во время длительного путешествия русский человек чувствовал себя гораздо комфортнее, если, по его убеждению, он почти постоянно находился под покровительством святынь его родной религии, которые как бы передавали его «из рук в руки». Примечания  Волынские епархиальные ведомости (далее — Волынские ЕВ). 1874. 20. С. 724.  Олонецкие епархиальные ведомости (далее — Олонецкие ЕВ), 1912. 3. С. 75.  Мерцалов Евгений, священник. От Петрозаводска до Иерусалима: Путевые заметки и впечатления паломника. М.: «Индрик», 2014. С.45.  Олонецкие ЕВ. 1912. 3. С.75.  Отчет уполномоченного Императорского Православного Палестинского общества в Одессе М.И. Осипова за 1898/9 г.//Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. Март-апрель 1899 г. М.,1899 (далее — Отчет…). С. 203–204.  Вятские епархиальные ведомости (далее — Вятские ЕВ). 1895. 4. С. 126–128.  Там же. С.129.  Волынские ЕВ. 1874. 20. С. 724.  Архангельские епархиальные ведомости (далее — Архангельские ЕВ). 1913. 13 — 14. С. 375.  Костромские епархиальные ведомости, 1909. 4. С.97.  Астраханские епархиальные ведомости (далее — Астраханские ЕВ). 1887. С.563  Вятские ЕВ. 1900. 7. С. 281–282.  Там же. 1895. 4. С.129.  Скалон Д.А. Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году. М.: «Индрик», 2007. С.55.  Волынские ЕВ. 1874. 20. С. 725; Вятские ЕВ. 1900. 8. С.340, 342.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/na-puti-...

1899. 11. С. 18–23; 12. С.23–25; 13. С.17–21. 61 Михайловский Я. Речь, сказанная перед водосвятным молебствием в день освящения нового училищного здания под Каргопольское дух. училище, смотрителем оного//Олонецкие губернские ведомости [ОГВ]. 1882. 83. С.992–993. 62 Обыватель. Новый дом Каргопольского духовного уездного училища. Корреспонденция//ОГВ. 1882. 83. С.876–877; Обыватель. Торжество освящения дома духовного училища в г. Каргополе//ОГВ. 1882. 92. С.983–984. 63 Бовкало А.А., Галкин А.К. Выпускник Олонецкой духовной семинарии К.И. Казанский//Традиции образования в Карелии. Материал республиканской научно-практической конференции, посвященной 165-летию Олонецкой духовной семинарии. Петрозаводск. 1995. С.25. 1 Бовкало А.А., Галкин А.К. Родственные связи св. митрополита Петроградского Вениамина//Из глубины времен. Вып.8. СПб., 1997. С.147–160. 67 Сорокин В., проф.-прот. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и его церковно-просветительская деятельность//Богословские труды. Сборник 29. М., 1989. С. 161. Прим. 16. 69 М. Корреспонденции. Станция Няндома, Моск.-Яросл.-Арх. железной дороги//ОГВ. 1902. 21 (16 февраля). С.З. 71 Материалы для истории Олонецкой епархии. Акты, хранящиеся в Каргопольском Христорождественском соборе. (1714 г.)//ОГВ. 1877. 93. С.1074–1075. 72 И.С Пр-ский. Освящение церкви и здания семинарии//Олонецкие губернские ведомости [ОГВ]. 1872. 69. С.792–794. 73 Сорокин В., проф.-прот. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и его церковно-просветительская деятельность//Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академии. М., 1986. С. 110. 78 Галкин А.К., Бовкало А.А. Я.С. Елпидинский – преподаватель, ученый, личность//Традиции образования в Карелии. Материал республиканской научно-практической конференции, посвященной 165-летию Олонецкой духовной семинарии. Петрозаводск, 1995. С.33–36. 79 Отчет о состоянии церковно-приходских школ Олонецкой епархии за 1886 год//ОГВ. 1887. 52. С.438. 81 Духовный сын почившего. Протоиерей Андрей Стефанович Братолюбов (1849 – 1916)//Олонецкие епархиальные ведомости. 1916. 17. С. 340–348. 82 Акт открытия православного, с просветительными целями, церковного братства, во имя Преподобного отца нашего Александра, Свирского Чудотворца, в гор. Петрозаводске, при Олонецкой духовной семинарии и первое общее собрание братчиков//ОГВ. 1892. 13. С.128–131. Читать далее Источник: Избранник Божий и народа [Текст] : жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского/Галкин А. К., Бовкало А. А. - Санкт-Петербург : Блокадный храм, 2006. - 382, с., л. ил., портр. : табл. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010