Итак, называющие себя честными борцами за свободу и благо народное пусть в отношении к «Союзу русского народа» проявят хотя бы ту степень честности, чтобы не клеветать на него, прежде чем он явился, и не говорить в глаза явной заведомой лжи! Пусть хотя бы не спешат с отвратительным и тупым предубеждением причислять к погромщикам всех людей, которые открыто заявляют о том, что держатся знамени «За Веру, Царя и Отечество!». Ведь сами они с гневом ограждали себя от попыток обвинить их в преступлениях даже тогда, когда преступность их устанавливалась судом. И тогда они кричали: «это провокация правительства!», «это недоразумение: совсем ничего и не было!», «и вы верите этому?» Так было даже тогда, когда открыт был замысел цареубийства. И они-то хотят чернить и топтать в грязь имя союзников русского народа, в число которых входят люди, не уклоняющиеся лицемерно, но прямо и открыто порицающие убийства, входят массы простого, не тронутого изменой Вере, Царю и Отечеству русского народа! Союзники же да обезоруживают врагов своих прежде всего делами, противоположными клеветническим обвинениям своих противников! Если задуманное ими дело укрепления земли Русской на основе священных заветов древности совершается во имя Христово, то оно не погибнет. «Не бойся, малое стадо!» – сказал Господь малому числу учеников Своих, за Ним следовавших ( Лк. 12, 32 ). Пусть помнят слова эти и союзники! Если поднятое ими народное движение корни свои имеет в здоровых началах жизни народной, сложившихся в течение веков, то не может оно заглохнуть, но подобно зерну горчичному, сначала малому, а потом вырастающему в большое дерево, будет и оно расти. И, быть может, исцелится благодаря этому движению земля Русская от бесчисленных бед, постигших ее, как уже исцелялась неоднократно во времена ига татарского, или в Смутное время, или во времена каких-либо иных бедствий, постигавших ее в продолжение долгих веков многострадальной ее истории. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Но таков ли он ныне? Верен ли он Христу? Как много и часто изменял он Господу своему, подобно жестокосердому Израилю! «Святая Русь» называли его, не оставалось ли в иные времена от этого названия одно воспоминание о днях, давно минувших? И как Израилю, избранному народу Господа, Господь чрез пророка Осию говорил: «Не Мой народ... дух блуда внутри них, и Господа они не познали» ( Ос. 1:9, 5:4 ), так и «Святую Русь» узнает ли Он ныне после стольких измен Себе? Как милостиво Господь врачевал, подобно Израилю, и народ наш, будил и его совесть, призывал к Себе, пока не пришлось будить, вместо слова проповедников, громом всемирных бедствий, пока, вместо уязвляющего совесть обличительного слова пастырей, не пришлось ранами поражать всю землю, чтобы в самых отдаленных углах чувствовали эти раны люди и обращались ко Господу! И вот теперь ждет Господь от нас, чтобы среди тяжких бедствий нашей земли взыскали мы Его и, подобно Израилю, сделали то, о чем говорит Господь чрез пророка Осию: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил и Он исцелит нас, поразил и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» ( Ос. 6, 1–2 ). Если испытываемая скорбями нынешнего времени взыщет наша душа с покаянием Господа, Которому так много и часто изменяла, если после испытания бедствиями утвердятся святые мысли в душах наших и уже не будет «благочестие» народа нашего, подобно Израилеву, «как утренний туман и как роса, скоро исчезающая» ( Ос. 6, 4 ), то снова покров Господа милостиво будет осенять землю нашу, как взошедшее после мрачной ночи или непогоды солнце, снова проливаться будет Его милость над страной нашею, как орошающий иссохшую землю благодатный «дождь поздний» ( Ос. 6, 3 ). Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 33 Произнесено 17(30) октября 1916 года во Владикавказском кафедральном соборе. (ВлЕВ. 1916. 21. С. 895–899.) Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Однако, если мы и недостойны того, чтобы являться в храм Божий, будем спешить в него, потому что без него совсем погибнет душа, как тело погибает без пищи, одежды, жилища. Будем только очищать душу свою, идя в храм явиться пред лице Божие, как умываем руки и лице, желая явиться к людям. А если и обременены мы грехами, есть средство войти в храм Господень чрез чудную дверь смирения. Вспомним, как чрез эту дверь вошел мытарь и вышел оправданным более, нежели фарисей. Вспомним, как преподобная Мария Египетская, «в бездне зол погружаемая», не могла войти в храм поклониться Животворящему Кресту Господню, но когда воззвала со смирением Пречистой Богоматери, то неведомая сила уже не отталкивала ее и она свободно вошла в храм. Особенно же, имея храм Господень, не пренебрежем им, но будем спешить туда чаще и не оставаться на шумных улицах и базарах, слыша призывный благовест. Пусть душа наша, пренебрегая домом Божиим на земле, не заградит себе чрез то и свободный вход в чертог Царствия Небесного, ибо ведь не привыкшие и не возлюбившие первого, как привыкнут и возлюбят второе? Пусть стремится душа наша «во дворы Господни», как душа псалмопевца, который в пустыне сильно томился по дому Божиему, как лань стремится к источникам вод, так душа его «жаждала к Богу крепкому, живому, когда придет он и явится лицу Божию» ( Пс. 41, 2–3 ). Да будет стремление нашей души к храму Господню столь же пламенно, как и псалмопевца, который с восторгом восклицал: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой» ( Пс. 83, 2–4 ). Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 255 Произнесено в станице Новопавловской Терской области 24-го ноября 1916 года. (ВлЕВ. 1916. 24. С. 996–1000.)

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Посмотрите и на целые государства: чем более вымирают в них начала Христовой жизни, тем ближе они к вырождению, и наоборот. Не воодушевляется ли, например, наша страна на подвиг военный всемирной борьбы с жестоким врагом именно началами христианской жизни, которые в народе нашем еще так живучи, а пред войною так усилились, произвели громадный подъем духа? Воинство побеждает главным образом постольку, поскольку оно бодро духом, мужественно; бодро же оно, когда оно христолюбиво, когда воодушевлено готовностью и жизнь отдать за веру Христову, Царя и Отечество. Посмотрите и на союзные народы Франции и Англии, как и в них оживилась религиозная жизнь пред войной и во время войны, как они ведут в союзе с нами борьбу за лучшие начала истинно человеческой, христианской жизни. Пред войной Францию называли вырождающейся. И не оттого ли она была такою, что оттуда изгонялось правительством и вымирало там христианство ? Во время же войны религиозность в народе весьма сильно поднялась, и вот мы видим французский народ снова возродившимся, совершающим чудеса храбрости, как во времена Жанны д.Арк. Как же необходимо нашему народу хранить тщательно в душах своих эту соль христовой жизни, воспринятую в Святом Крещении, так оздоровившую жизнь Древней Руси! Как и теперь часто жизнь народа нашего, теряя эту духовную соль христианства, возвращаясь к началам жизни языческой, делается пустой, бессодержательной и возвращается к временам «поганаго» язычества, когда на Руси главным было «веселие лишь пити»! Как пагубно для жизни русского народа, если особенно верхние слои его начинают отбрасывать оздоровляющую соль христианства в своей жизни и деятельности, стыдятся Христа, действуют, как не знающие Его язычники! Чем грозит все это народу русскому? Не начнется ли тогда гниение духовное всего народа, как рыба загнивает с головы? Не сбудется ли на всем народе грозное слово Господа: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» ( Мф. 5, 13 )? Не сделается ли тогда ни к чему не годным весь народ русский, как те люди, среди которых и языческий мудрец не мог найти истинного, неиспорченного, годного человека? Не будет ли весь народ выброшен вон из среды других народов, как нечто негодное, и не будет ли отдано царство его другим, которые, восприяв соль христовой жизни и учения, будут призваны вместо народа русского служить духовному оздоровлению мира ( Мф. 21, 43 )? Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 55 Произнесено во Владикавказском кафедральном соборе 14 ноября 1916 года. (ВлЕВ. 1916. 23. С. 958.962.) Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права. А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии. Исполняя обязанности ректора, он, помимо участия в образовательном процессе, занимался обустройством семинарии, в том числе организацией строительных работ. В 1856 году архимандрит Феофан был отправлен церковным руководством в Константинополь на место настоятеля Русской посольской церкви. В июне 1857 года он, приобретший к тому времени известность и уважение своей образованностью и аскетическим устроением духа, был вызван в Санкт-Петербург и получил предложение занять место ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Предложение было принято, но Промыслом Божьим он занимал эту должность недолго. В тот период отец Феофан участвовал в деятельности академического журнала «Христианское чтение». Епископское служение святого Феофана Затворника В июне 1859 года архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. За время его управления Тамбовской епархией было открыто множество школ и училищ, в том числе женское епархиальное. Кроме того при нём стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости». Он исполнял обязанности епархиального архиерея ревностно и ответственно, однако всё больше и больше думал об уединенной молитве и богосозерцании. В 1863 году церковное руководство переместило епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и на месте предыдущего служения, он способствовал приумножению церковно-приходских школ и духовных училищ. С 1865 года, опять же, при его личной инициативе, стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». Он часто участвовал в храмовом богослужении, посещал разные области вверенной ему территории, много проповедовал, но сердцем, всё же, стремился к отшельничеству. В 1866 году епископ Феофан подал прошение Святейшему Синоду. Просьба святителя показалась членам Синода необычной, ведь и по уровню знаний и духовного опыта, и по состоянию здоровья, и по организаторским способностям он удовлетворял требованиям архиерейского служения. Святителя выслушали, после чего, согласившись с его доводами, освободили от руководства епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

30 авг. 1901 г. по решению Синода «за примерное отправление обязанностей по должности Смотрителя духовного училища» возведен в сан архимандрита С.-Петербургским и Ладожским митр. Антонием (Вадковским) . 17 нояб. 1904 г. назначен ректором Калужской ДС. Начало руководства Н. семинарией пришлось на время революции 1905-1907 гг. Н. как ректор столкнулся с попытками революционных агитаторов организовать противоправные выступления среди семинаристов. 20 окт. 1905 г. Н. получил благодарность от Калужского еп. Вениамина (Муратовского) за его «усердную службу, строгое исполнение обязанностей и сугубые труды» во время революционных беспорядков в Калуге. 12 апр. 1907 г. еп. Вениамин повторно выразил Н. благодарность за «неусыпные труды, понесенные в последнее особенно время по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль,- если не навсегда, то на продолжительное время,- не подчиняться законным распоряжениям начальства». В период своего ректорства в Калуге Н. поднимал вопрос о строительстве для семинарии общежития для всех обучающихся (большинство семинаристов в это время проживали на частных квартирах). Во время пребывания в Калуге Н. приступил к работе над своим фундаментальным многотомным исследованием о подвижниках благочестия XVIII и XIX вв. В 1908 г. был удостоен благодарности Синода за составление акафиста св. Иоанну Златоусту. Акафист был написан Н. еще в бытность студентом СПбДА, но отклонен тогда цензором под предлогом того, что «акафист гению должен писать гений, а не безвестный иеромонах». Спустя долгое время акафист был признан достойнейшим при отборе из нескольких анонимно поданных текстов. Определением Синода от 17-19 марта 1909 г. Н. был переведен на должность ректора Олонецкой ДС. Одновременно с июня того же года занимал должности председателя епархиальных Училищного и Миссионерского советов, а также Совета Александро-Свирского братства. С 13 окт. 1909 г.- редактор неофиц. отдела «Олонецких епархиальных ведомостей». Был также членом губернского Статистического комитета, Комитета Петрозаводской общественной б-ки, Совета Православного карельского братства. Во время своего пребывания в Петрозаводске продолжил исследования о местночтимых святых и подвижниках, написал ряд работ по вопросам духовно-нравственного просвещении и миссионерства в сев.-зап. крае.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

Тексты проповедей и статей приведены в соответствие с нормами современного русского языка. Цитаты из Священного Писания приводятся на русском языке по Синодальному переводу и выделяются курсивом, церковнославянский язык сохранен только там, где это важно по контексту. Богослужебные цитаты печатаются курсивом и без кавычек. Первый том сборника включает в себя житие священномученика Фаддея, написанное архимандритом Дамаскиным (Орловским) на основании многолетних архивных изысканий и сбора устного предания очевидцев.   Во втором томе помещаются проповеди, произнесенные в период пения Постной и Цветной Триоди (с Недели о мытаре и фарисее и до дня Святого Духа).  Третий том включил в себя проповеди в Недели по Пятидесятнице (с Недели Всех святых до Недели о Закхее).  Четвертый и пятый тома обнимают проповеди на двунадесятые праздники и памяти святых. Шестой том содержит слова богословского характера; на высокоторжественные дни; слова, произнесенные при отпевании и поминовении усопших, на разные случаи, а также статьи о служении священномученика Фаддея. В седьмом томе публикуются слова к семинаристам и к учителям школ. Восьмой том воспроизводит педагогические опыты святителя: Общую дидактику; заметки «О преподавании Закона Божия и славянского языка», а также конспекты уроков.Проповеди и статьи священномученика Фаддея, а также статьи о его служении собраны из дореволюционной церковной прессы: Минских, Уфимских, Олонецких, Волынских, Владикавказских епархиальных ведомостей, из «Прибавлений к Церковным ведомостям», а также из «Журнала Московской Патриархии». Владыка Фаддей, готовясь к проповеди, писал ее на листочке. Разобрать его мелкий бисерный почерк составляло труд немалый, поэтому духовные чада владыки переписывали проповеди в нескольких экземплярах и таким образом распространяли их в народе. Большинство проповедей записывались слушателями и затем отдавались архиепископу, он вносил в текст исправления, после чего проповеди переписывались или печатались на машинке и расходились среди православных.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Мы, братие, сделались обладателями высшего ведения, ибо страдания и Крест Христов научили нас всякой мудрости и ведению. Мы ныне можем не только не бояться скорбей, но и хвалиться ими, ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам, по слову апостола, которое слышали мы ныне. Мы опытно узнали всю любовь Божию, открывшуюся в том, что Христос не за праведников и не за благодетелей, но когда еще мы были грешниками, за нас умер ( Рим. 5, 3–8 ). Мы знаем, что Бог любит нас и все пути жизни нашей устрояет к очищению сердца нашего, чтобы оно, все более и более очищаемое, становилось способным видеть Бога и в Нем находить источник неисчерпаемого блаженства. Даже все стихии повинуются нам, когда молитва наша обладает силой веры в Спасителя нашего Иисуса Христа. Посему не убоимся «входить тесными вратами» ( Мф. 7, 13 ) в предназначенное нам Царство, в которое и введет Бог всех нас, искренно прибегающих к Нему. И не будем слишком заботиться о суетном житии, от которого искуплены «драгоценною Кровью Христа, непорочного и пречистого Агнца» ( 1Пет. 1, 18–19 )! Пусть нет у нас такого учителя, слово которого заставляло бы, оставив все житейские заботы, искать единственно слышания этого слова, как было с народом, видевшим и слышавшим Само обращавшееся к нему Божественное Слово. Но Господь Иисус Христос, обещавший, что верующий в Него сотворит дела, которые Он сотворил, «и больше сих сотворит» ( Ин. 14, 12 ), и слову немощных Своих служителей может дать такую силу, чтобы «немощное Божие было сильнее человеков» ( 1Кор. 1, 25 ), а еще более такую силу, чтобы благодатные слова, оставившие прежде уже в сердцах наших неизгладимое впечатление, служили постоянным источником света и радости в наших сердцах. И Бог Отец небесный, пекущийся о малых птицах, оставит ли хотя на одну минуту тех, кто, будучи предназначен быть наследником Царствия во Христе Иисусе ( Рим. 8, 17 ), «употребляет усилие, чтобы восхитить его» ( Мф. 11, 12 ). Аминь 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Но, братие, скажет кто-либо, как же можем мы со своими слабыми, преклонными ко всяким страстям силами души сделаться способными на столь высокие подвиги духовного созерцания и умерщвления страстей? Как вера наша, и без того слабая, может остаться непоколебленной, не видя никаких знамений присутствия с нами Христа? Доселе, собираясь в храме сем и взирая на предстоявшего с нами Престолу Божию архиерея «преподобнаго, непричастнаго злу, непорочнаго, отделеннаго от грешников» ( Евр. 7, 26 ), исполненного любви ко всем и назидания, все видели явные знамения того, что Сам Христос пребывал со множеством людей, собиравшихся здесь во имя Его ( Мф. 18, 20 ). Что же теперь будет воодушевлять и в чьих словах искать теперь назидания, утешения и поддержки для слабо еще тлеющей в сердце искры духовной жизни? Чтобы не приводили нас в печаль и скорбь подобные мысли, вспомним, братие, опять апостолов, которые также считали себя сирыми по вознесении от них Христа на небо. Но нашла ли тогда место себе скорбь в их сердце? Нет, они радостно ожидали иного Утешителя, Духа Святого, Которого обещал послать им возлюбленный Учитель Христос. Вспомним и мы те слова, которые сказаны были нам отъезжавшим от нас духовным отцом и пастырем нашим. «Ныне, говорил он, я, подобно святому апостолу Павлу, поручаю вас слову Божию и благодати Его, которые могут назидать вас более, нежели мое слово». Эта благодать Духа Святого, которою были исполнены слова его, напомнят нам те слова, которые слышали мы из уст нашего любимого Преосвященного Владыки, – и сердца наши исполнятся утешения и радости, так что легче будем мы переносить скорби, необходимые для очищения нашего. Подобно апостолам, единодушно пребывавшим в Сионской горнице в молитве, будем и мы чаще пребывать в храме сем, и это молитвенное общение соблюдет нас от всякой скверны, в единении со Христом, обетовавшим пребывать с верующими в Него «во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ). Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

е. умер для страстей), совостаю днесь» 180 , настало время оживлять страсти и опять умирать духом, разве что ты вспоминал страсти Христовы с равнодушною холодностью сердца или, если немного и трогаясь, то тотчас же снова забывая? Ведь если бы с искреннею любовью к Божественному Страдальцу, как бы «спогребаясь Христу», внимал ты евангельским повествованиям, чтениям и песнопениям церковным в дни Страстной седмицы, воспринимая в себя чрез то богатые сокровища нетленной духовной жизни Христовой, тогда дух твой не мог бы и удержать в себе порывов духовного восторга в день воскресения, подобно тому как гроб Христов не мог удержать в себе Источника жизни. Не хочешь ли уже ты запечатать своего сердца для этих порывов, как евреи запечатали гроб, думая сокрыть в нем Жизнь всех? Вместо того, чтобы ожить духом в сей день, когда Жизнь воссияла из самого гроба, не хочешь ли ты сделать и сердце свое гробом, исполненным тления плотских страстей, умерщвляющих жизнь духа? Итак, братие, послушаем трогательного зова воскресшего Христа, который Он обращает к нам чрез слово пророка, слышанное нами вчера: «Потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего» ( Соф. 3, 8 ), если немощи плоти слишком подавляют порывы высокой духовной радости и препятствуют с усердием любви славословить воскресшего Христа, то хотя потерпим Его в день воскресения, и если не можем все дни, то хотя до того времени, доколе продолжает славословить Его святая Церковь ! Потщимся сколь можно долее быть с Ним, «удерживать Его», как удерживали Эммаусские путники, которых сердце горело от сладостной беседы с явившимся им на пути Господом ( Лк. 24, 32 ); отринем хотя на время те земные утехи, особенно грубые, плотские, которые изгоняют из сердца сладостное чувство любви ко Христу и желание непрестанно быть с Ним! Аминь. 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости 178 Произнесено в церкви Олонецкой Духовной семинарии 2 апреля 1906 года на утрене. (ОЕВ 1906. 8. С. 320–321.) Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010