Июня 14 (27) Священномученик Николай (Виноградов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Николай родился в 1871 году в селе Архангельском Звенигородского уезда Московской губернии в семье диакона Константина Виноградова. Предки Николая Константиновича Виноградова на протяжении более ста лет служили в приходе церкви Архангела Михаила села Архангельского. Его дед, Андрей Николаевич Виноградов, происходил из семьи дьячка. В 1832 году он окончил курс Московской Духовной семинарии и в апреле 1833 года по указу святителя Филарета получил место диакона в этом храме. В семействе Андрея Николаевича и его жены Анны Яковлевны было семеро детей: четыре сына и три дочери, в их числе сын Константин, родившийся в 1846 году. Диакон Константин Виноградов скончался в 1894 году в возрасте сорока восьми лет от туберкулеза. Начальное образование Николай Константинович получил в училище при Московском Синодальном хоре. Здесь он проучился четыре года и в 1888 году поступил в Московскую Духовную семинарию, но вскоре перешел в Вифанскую семинарию, которую окончил в 1894 году. После окончания семинарии Николай Константинович Виноградов женился на дочери диакона Феодора Покровского – Надежде, и 1 ноября 1894 года в соответствии с указом митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) он был рукоположен в сан священника к церкви Михаила Архангела в родном селе. С самого начала своего служения отец Николай проявил себя как деятельный пастырь. В 1897 году он был удостоен медали за труд по проведению первой всеобщей переписи населения. В 1902–1906 годах он был награжден «за отлично усердное служение» набедренником и скуфьей, в 1913 году – камилавкой. Начиная с 1910 года отец Николай состоял членом благочиннического совета. В январе 1915 года он был назначен помощником благочинного; в мае 1916 года награжден наперсным крестом. На средства прихода содержались деревянные часовни в деревнях Захаркове, Воронках и Раздорах. Большое внимание настоятель уделял церковному образованию и воспитанию молодежи. В декабре 1894 года он был назначен законоучителем архангельской четырехгодичной земской школы, в которой обучалось более ста крестьянских детей. В 1914 году отец Николай преподавал Закон Божий в земской школе в деревне Гальево.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Карта-схема маршрута ЖМП 4 апрель 2019 /  7 июня 2019 г. 16:50 Паломничество из Тамани в Дивноморское Это путешествие на автомобиле можно уместить в единственный выезд — тем более летний (когда световой день долог), да еще и разнообразить его отдыхом на пляже. А можно растянуть на несколько суток, посещая каждый из пунктов отдельно. Все храмы по пути следования легкодоступны и фактически стоят на одной автотрассе Е-97. А начнем мы наш путь с древней Тьмутаракани — с Таманского полуострова. Покровский храм (станица Тамань) Первый православный храм на Тамани и старейший вообще (из сохранившихся) на Кубани основан высадившимися здесь в 1792 году казаками Запорожской Сечи по Высочайшему повелению Екатерины II. В этом году исполняется 225 лет освящения таманской Покровской церкви. В заложенном на месте живописного турецкого сада храме молились Пушкин и Лермонтов, служил поправлявший здоровье на юге святитель Игнатий (Брянчанинов), бывал святой праведный воин Феодор Ушаков. По легенде, прославленный фельдмаршал Суворов участвовал в освящении колоколов таманской церкви... К сожалению, все внутреннее убранство было утрачено в годы Великой Отечественной войны. Поэто­му история многочисленных редких здешних икон не подтверждена документально и начинается с осторожной оговорки «по преданию». Так, местная легенда связывает две алтарные иконы — Спасителя и Божией Матери (с выбитой на богатом серебряном окладе датой «1834») — с подарками августейших особ. Научное исследование по атрибуции и полному описанию икон таманской церкви, если подобное когда-либо удастся предпринять, наверняка подарит не одну сенсацию. Святыни икона Успения Божией Матери из Киево-Печерской лавры (1809) с мощами святых угодников Дальних пещер; чудотворный список Козельщанской иконы Божией Матери; иконы с частицами мощей святителя Николая Мирликийского, равноапостольной Марии Магдалины, преподобных Сергия Радонежского, Никона Печерского, летописца тмутараканского, святого праведного Феодора Ушакова, святителей Игнатия (Брянчанинова), Тихона, Патриарха Всероссийского, святой блаженной Матроны Московской, святителя Спиридона Тримифунтского, преподобного Амвросия Оптинского, святителя Луки Крымского;

http://e-vestnik.ru/society/taman_-_divn...

Киев. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Приорке. Покровская церковь на Виноградаре Карта и ближайшие объекты Приорка — историческое название местности в западной части Оболоньского района. В середине XVII века тут находилась загородная резиденция приора Петра Розвадовского — настоятеля католического доминиканского монастыря в Киева, а вокруг неё — около двухсот сельских хат. После освободительной войны 1648—1654 годов эти земли были отобраны у католиков и переданы в 1659 году Братскому монастырю на Подоле, а в 1701 году — Киевскому магистрату. Уже в конце XVIII века Приорка становится дачной местностью Киева, однако в городскую черту она вошла только в 1880 году. В 1722 г. в киевском предместье Приорка (на некоторых картах до 1917 г. ошибочно писали Преорка) возвели деревянную церковь в честь святых Георгия и Дмитрия. В 1791 г. ее разобрали, а в 1795-м «тщанием заседателя бывшего совестного суда Стефана Рыбальского, купцов Тимофея Зарембы и Андрея Хижняка» построили деревянный храм на каменном фундаменте (из Клировой ведомости Приорской Покровской церкви за 1833 год; ЦГИА) с тремя куполами. Деревянных храм, сменивший название в честь Покрова Пресвятой Богородицы (скорее всего смена названия произошла не позднее 1845 г.), был возведен в стиле украинского барокко. В 1803 г. соорудили отдельную деревянную колокольню с шатровым завершением. В первом ярусе колокольни устроили теплый (отапливаемый) придел в честь св. Николая Чудотворца, на втором ярусе – в честь великомученницы Варвары. В 1899 г. епархиальный архитектор Евгений Ермаков подготовил проект нового здания. Инженерными работами руководил Александр Вербицкий. Руководил строительством архитектор Николай Казанский. Главный придел храма, почти квадратный в плане, увенчан большим круглым барабаном с луковичным массивным куполом и четырьмя небольшими круглыми барабанами с такими же куполами. Как и ряд других проектов Ермакова, данный прект выполнен в нео-русском стиле с использованием наличников, кокошников и кирпичного орнамента. Старую постройку разобрали и 9 октября (26 сентября ст. ст.) 1902 г. заложили новый храм. На месте старого престольного места сооружен небольшой знак с оградой. Из материала разобранного здания церкви были построены «два хороших дома. Один из них арендуется церковным советом, и в нем проживает церковный причт и служители церкви».

http://sobory.ru/article/?object=13860

Козья Гора. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Была построена для Покровского Поречского монастыря, открытого в 1919 году (община - с 1902 г.) и закрытого в 1928 г.. Приделы: апп. Петра и Павла, свт. Николая, прп. Максима Исповедника. К юго-западу от Петербурга, на границе Лужского и Сланцевского районов в с. Пенино (в летописях XV в. - «Сумерский погост», учрежденный св. равноап. кн. Ольгой в 957 г.) сохранились руины церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной в древнерусском стиле епархиальным арх. Н.Н. Никоновым (1893-1900). На пилонах церкви - фрески с изображением святых. Цветочный орнамент украшает стены и сохраняется в рисунке белых изразцов пола, что соответствует окружающей природе - белым лилиям в зеленой воде Пенинского озера, голубым колокольчикам и красной гвоздике холмов, ландышам и фиалкам лесов и перелесков. Здесь цветет орхидея (ночная фиалка), поют соловьи и молимся мы, потомки древнего народа. Рядом деревня Кошелевичи, - Нижние Кошелевичи и Горка, где в домах Федосеевых, Благородовых, Савиных останавливалось приезжее духовенство. Святой прав. Иоанн Кронштадтский (освящавший Александро-Невский придел и сам храм в Пенино и приезжавший сюда, по меньшей мере, дважды, в августе 1900 г. и августе 1901 г.) останавливался в доме Федосеевых. Белый дом на цоколе, с полуциркульными окнами, обработанный рустом, сохранился по сей день. Рядом - часовня, той же постройки. В доме была молельня о. Иоанна Кронштадтского - комната, обитая голубым шелком с белой кисеей. После революции в доме была открыта школа. Молодые учительницы в красных косынках, комсомолки атеистических убеждений, одна за другой пытались поселиться в молельне. Однако ночью им были видения. Являлись двое мужчин и сбрасывали их на пол. Это повторялось, и никто не захотел там жить. В годы Великой Отечественной войны в церквах на территории, оккупированной немцами, совершались богослужения. У меня сохранился молитвенник, изданный «Управлением Православной миссии в освобожденных областях России» в 1942 г.

http://sobory.ru/article/?object=00118

Константиновка. Церковь Константина и Елены. Карта и ближайшие объекты Константиновка находится в 36 километрах к юго-западу от Татарска, расположенном на Транссибирской магистрали, в 25 километрах к западу от железной дороги Татарск — Карасук, в 22 километрах от границы с Омской областью. Село основано в XIX веке крестьянами — переселенцами из Харьковской губернии. Главная достопримечательность села — каменная однопрестольная церковь во имя святого равноапостольного царя Константина и царицы Елены. Церковь освящена 28 мая 1900 года. Церковь была построена под руководством В. И. Вейса на средства Фонда имени Александра III. Князь Константин Константинович, внук Николая I пожаловал церкви икону — образ святых царя Константина и царицы Елены. Вместе с церковью были построены дома для священника и псаломщика и церковноприходская школа. На начало XXI века церковь не функционирует, в здании расположена колхозная мельница. В Константиновке также находится памятник истории — братская могила борцов за власть Советов. Рядом с могилой установлен обелиск. Как сообщает сайт прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Татарска прихожане Покровского храма и настоятель о.Александр ездили в деревню Константиновка Татарского района в храм св.Константина и Елены для уборки мусора и наведения порядка. Батюшка занимался оглашением и крещением местного населения. (27.10.2011 сайт «Образование и Православие» Новосибирской митрополии  http://www.orthedu.ru/ ) Каменная однопрестольная церковь в пос. Константиновском (в настоящее время — с. Константиновка) была возведена в 1900 г. (освящена 20 мая 1900 г.) под руководством крестьянского начальника В.К. Вейса на средства из фонда имени Императора Александра III. Церковь названа в честь святых, иконный образ которых был пожалован церкви Великим Князем Константином Константиновичем. При церкви были построены дома для священника и псаломщика и саманная школа, вероятно, возведенная ранее 1899 г. Церковь возведена, предположительно, по образцовому проекту каменной церкви на 350 человек согласно «Атласу планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях» 1899 года (проект 32 издания 1911 г.). До недавнего времени здание церкви использовалось в качестве производственных помещений для колхозной мельницы, что было характерным явлением в годы советской власти. 

http://sobory.ru/article/?object=23118

Куйбышев (Каинск). Кафедральный собор Рождества Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь Карта и ближайшие объекты Первое поселение (недалеко от места современного города Куйбышева) было основано в 1722 году как военное укрепление - Каинский Пас для защиты местного населения. Рядом с форпостом выросла слобода Каин, которая в 1772 году была перенесена на место нынешнего города. В 1782 году поселение было преобразовано в уездный город Каинск. Летом 1903 г. в Каинске была заложена пятая церковь. В городе до этого уже были построены четыре храма: Спасский собор, Духовская кладбищенская церковь, Никольская гимназическая церковь и Иннокентьевская тюремная церковь. Строительство Иоанно-Предтеченской церкви велось на пожертвования вдовы каинского купца 1-й гильдии Ивана Васильевича Шкроева - Александры Ивановны. По завершении строительства был совершен осмотр церкви исполняющим должность губернского архитектора Кондаковым и младшим инженером Строительного отделения Томского губернского управления А.Д. Крячковым (в последствии известный сибирский, а затем новосибирский архитектор) в присутствии настоятеля Спасского собора протоиерея Николая Вавилова. 18 ноября 1904 года архиепископ Томский и Барнаульский Макарий (Невский) освятил новосооруженный храм во имя святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. На колокольне храма размещалось шесть колоколов, самый большой них весил 1697 кг. Приход Иоанно-Предтеченской церкви составлял город Каинск и к 1911 году насчитывал 551 человек. В храме служили один священник и один псаломщик. Данные метрических книг показывают, что священниками Иоанно-Предтеченской церкви в разные годы состояли: Трифон Савицкий (1904-1909 гг.), Евгений Белоруссов (1909-1925 гг.), Николай Сырнев (с 1925 г., позднее - протоиерей, настоятель Успенской церкви г. Новосибирска), диаконами: Михаил Покровский (1913-1916 гг.), Иоанн Псарев (1916-1922? гг.), Филипп Денисов (1925-1927 гг.), псаломщиками: Михаил Голиков (1906-1907 гг., с 1907 по 1908 гг. диакон при этой же церкви), Алексий Филимонов (1909-1910 гг.), С. Новичков (1910-1911 гг.), Алексий Устинов (1911-1913 гг.) В настоящее время имеются биографическими сведениями о священнике Евгении Белоруссове и диаконе Михаиле Покровском.

http://sobory.ru/article/?object=23100

Марьинское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм Карта и ближайшие объекты Двухэтажный Покровский храм был построен в 1904 г. на средства помещицы села Марьинское Екатерины Ильиной. До великолепной настоящей церкви, в селе существовала деревянная, построенная в XVIII веке. Клировые ведомости сохранили имена строителей. Так, в ведомости за 1856 год написано, что Покровская церковь «построена в 1781 году июля 2 дня тщанием прихожан помещиков бригадира Николая Леонтьева Воронина, майорши Анисии Игнатьевой Хотяиновой, и поручика Стефана Симеона Ильина. Зданием деревянная с таковою колокольнею, крепка. Престолов в ней один во имя Покрова Богородицы». В 1815 году колокольня церкви пришла в негодность и была разобрана. Позже была возведена новая тщанием местного помещика коллежского советника Андрея Ивановича Веревкина. До 1853 г. имением в Марьинском владел поручик Александр Стефанович Ильин и его жена Татьяна Ивановна. После их смерти (Александр Стефанович умер 12 мая 1847 года, Татьяна Ивановна – 10 октября 1856 года) имение наследовала дочь Екатерина Александровна (родилась в 1819 году). Получив наследство, она решила построить новый каменный храм, и в 1859 году обратилась с прошением к святителю Филарету Московскому, где, в частности писала: «Будучи наследницей имения после моих умерших родителей, состоящего в Коломенском уезде, в селе Марьинском, где существует деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, я желаю в сем селе устроить на свое иждивение новую каменную церковь с тремя престолами по прилагаемому при сем плану и фасаду неподалеку, в нескольких саженях от существующей Покровской церкви. Престолов я желаю устроить: 1. В честь Покрова Пресвятой Богородицы. 2. В честь преподобного Александра Свирского. 3. В честь мученицы Татьяны. При сем, принимая во внимание, что существующая Покровская церковь, по причине своей ветхости, если по сооружении новой церкви будет упразднена, то я желаю, чтобы вся ее утварь была перенесена в новую. Почему всепокорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство дозволить мне при помощи Божией произвести предлагаемое сооружение храма, и о сем моем прошении учинить свое архипастырское решение».

http://sobory.ru/article/?object=09246

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАГОЛЕВ Александр Александрович (14.02.1872, с. Покровское Тульской губ.- 25.11.1937, Киев), прот., проф. КДА, библеист. Род. в семье священника. В 1894 г. окончил Тульскую ДС, в 1898 г.- КДА, оставлен профессорским стипендиатом на кафедрах Свящ. Писания ВЗ и древнеевр. языка и библейской археологии. С 10 июня 1899 г. исполнял обязанности доцента на кафедре древнеевр. языка и библейской археологии, 15 нояб. 1900 г. назначен доцентом. 21 сент. 1900 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Ветхозаветное библейское учение об ангелах». Г. изложил учение ВЗ об Ангеле Господнем , об ангелах, а также о сатане и демонах. Рассмотрел все библейские места, относящиеся к теме, и раскрыл их смысл, критиковал спорные взгляды нек-рых зап. ученых. 2 нояб. 1902 г. на ежегодном годичном акте в КДА произнес речь «Древнееврейская благотворительность» (опубл.: ТКДА. 1903. 1. С. 1-83), показал религ. значение благотворительности библейского Израиля. 4 мая 1903 г. Г. был рукоположен во иерея, служил в ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Доброго) на Подоле, в мае 1914 г. возведен в сан протоиерея. В 1905 г., во время евр. погромов в Киеве, выступил в защиту евреев, старался успокоить общество. 20 июля 1906 г. Г. был утвержден экстраординарным профессором. Изучил 18 древних и новых языков. 6 сент. 1907 г. Совет КДА избрал Г. ректором (процедура избрания проводилась в академии впервые, согласно «Временным правилам» от 26 дек. 1906), но Святейший Синод не утвердил его кандидатуру, настаивая на выборе кандидата из монашествующих. Определением Святейшего Синода от 12-14 окт. 1910 г. Г. был назначен на 2-ю кафедру Свящ. Писания ВЗ, введенную новым академическим уставом с осени 1910 г. Этим же уставом было отменено обязательное изучение в академии древнеевр. языка. В марте 1912 г. совместно с проф. КДА В. П. Рыбинским Г. подал в Совет КДА записку о необходимости преподавания древнеевр. языка всем студентам на первом курсе, указом Синода от 15 мая 1912 г. это ходатайство было удовлетворено.

http://pravenc.ru/text/165061.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛЕОПА I (1714, Киевская губ.- 9.03.1778, Островская Введенская пуст.), прп. (пам. в Соборе Владимирских святых, в Соборе Брянских святых), иером., строитель покровской Островской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни . Ранний период жизни неизвестен. В 40-х гг. XVIII в. пришел на Афон, где, вероятно, познакомился с прп. Паисием (Величковским) , поэтому традиционно считается его учеником. На Афоне был пострижен в монашество и рукоположен во иерея; состоял в братии мон-ря Зограф . Вернулся в Россию, поступил в Мефодиев Пешношский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Московской епархии, но вскоре, не приняв нового уклада иноческой жизни, покинул эту обитель. С 1755 по 1758 г. подвизался в лесах близ Яменской Иоанно-Предтечевой пуст. (ныне окрестности с. Ямного Суземского р-на Брянской обл.). Общался со старцем иером. Иоасафом (Медведевым) , строителем Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря , и с его учениками мон. Астионом и иером. Селевкием. Также К. сблизился с иером. Серапионом († ок. 1807), впосл. площанским строителем. Известны письма К. этим подвижникам (РГБ НИОР. Ф. 214. Ед. хр. 445 (2). Л. 2-5; Ед. хр. 461. Л. 85-86). 23 янв. 1756 г. из Московской духовной консистории в Яменскую пуст. поступил запрос в связи с розыском К., однако старец, видимо, не был найден (ГАБО. Ф. 588. Оп. 1. Д. 17. Л. 2). В 1758 г. К. перешел в уединенную Островскую Введенскую пуст., располагавшуюся на острове в глухих болотистых лесах. 24 дек. 1760 г. указом Переславской духовной консистории по ходатайству московских благотворителей и братии К. был определен настоятелем пустыни. Стремясь к отшельничеству, К. дважды уходил из мон-ря «на безмолвие», 23 февр. 1765 г. и 7 дек. 1769 г. В 1765 г. К. жил близ Яменской пуст. в уединении «ради спасения души своея», затем вернулся в Островский мон-рь. 5 июня того же года еп. Переславль-Залесский и Дмитровский Сильвестр (Страгородский) за самовольную отлучку отстранил его от должности настоятеля на полтора месяца.

http://pravenc.ru/text/1841299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Вотяков с супругой. Фотография. Нач. ХХ в. Тимофеевич Вотяков (5.11.1881, дер. Вотяково Чистопольского у. Казанской губ.- 18.06.1931, Чистопольский р-н, Татарская АССР), сщмч. (пам. 5 июня, в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из крестьянской семьи. В 1899 г. окончил Саврушскую церковноприходскую школу и получил удостоверение о праве преподавания хорового пения. В 1899-1901 гг. посещал учительские педагогические курсы в Казани, в 1901 г. выдержал экзамен на звание учителя церковноприходской школы в комиссии при Чистопольском духовном уч-ще. В 1903 г. вновь слушал лекции на учительских педагогических курсах в Казани и сдал экзамен на звание псаломщика. В том же году назначен псаломщиком в храм свт. Николая в с. Жукотине Чистопольского у. 14 сент. 1906 г. рукоположен во диакона и назначен к Входо-Иерусалимской ц. царёвококшайского Богородице-Сергиевского женского монастыря . Совмещал диаконское служение с преподавательской деятельностью. С 1 окт. 1907 по 1 сент. 1910 г. М. служил законоучителем в Медведевском земском уч-ще и одновременно с 1 окт. 1907 по 1 дек. 1910 г. был законоучителем и учителем пения (с 10 февр. 1909) в Берёзовском земском уч-ще. С 1 сент. по 1 дек. 1910 г. он был законоучителем Медведевского уч-ща Мин-ва народного просвещения. В 1911 г. М. выдержал испытание на получение сана священника. В 1914 г. был рукоположен во иерея и назначен священником Покровского храма в с. Кумья Козьмодемьянского у. В 1919 г. был переведен в храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены в с. Кулакове Козьмодемьянского у. Приход был бедным, а во время гражданской войны совсем обнищал. М. со своей большой семьей терпел тяжелые лишения. В 1923 г. храм в с. Кулакове закрыли и М. назначили в Покровский храм в с. Сарсасы. Здесь он был возведен в сан протоиерея. В 1929 г. М. арестовали по обвинению в агитации против хлебозаготовок, но через неск.

http://pravenc.ru/text/2563498.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010