Турочак. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Первые миссионеры в окрестностях Турочака появились в 1864 году. Само основание села Турочак связано с деятельностью Алтайской Духовной Миссии. Миссионерский домик стоял на возвышенном берегу реки Бии. Первоначально в нем жили лесник и опекавший миссионерский стан священник-миссионер. Постепенно это место стало осваиваться, теми, кто промышлял сбором живицы, кедровыми орехами, бортничеством, охотой и рыболовством. Само слово «турочак» с алтайского языка переводится как домик или избушка. Только в 1870 году в Турочаке местным крестьянином Алексеем Казанцевым был построен первый молитвенный дом-часовня для размещения миссионерской походной церкви св. благ. Александра Невского. В 1896 году в селе образовалась церковно-приходская школа. В 1898 году в Турочаке было всего 7 домов. Первые переселенцы были Казанцевы Константин Яковлевич и Алексей Егорович, Пашпоновы, а с 1900 года – Шмаковы, Полосухины, Порошины, Енерековы, Филипповы. Храм в селе Турочак был построен в 1901 году на средства прихожан, среди них значительно преуспел крестьянин Алексей Казанцев. Новая церковь была построена на месте сгоревшей часовни и освящена во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца по распоряжению Начальника Алтайской Духовной Миссии Преосвященнейшего Макария (Павлова), Епископа Бийского. До 1907 года Турочакская Никольская церковь была приписана к Кебезенскому Покровскому храму, службы проводились приезжавшим время от времени священником-миссионером Кебезенского отделения о. Илией Седаковым. Отец Илья старался приезжать на все великие праздники и в среднем за год в Никольской церкви им совершалось до 10-ти литургий, как свидетельствует об этом архивный документ за 1906 год. С 1907 года в Турочаке появился постоянный священник-миссионер Николай Степанович Зырянов, в прошлом учитель миссионерских школ с 13-летним стажем. С 1908 года псаломщиком в храме был учитель А.С. Ильтеев. В 1908 году в селении Гурьяновском была построена церковь во имя Рождества Христова. В справочнике по Томской Епархии за 1911 год она значится как приписная к Турочакскому Свято-Никольскому храму. Так же в 1908 году было образовано Лебединское отделение Алтайской Духовной Миссии выделенное из Кебезенского отделения.

http://sobory.ru/article/?object=27255

Флорищи. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Время первоначального основания церкви во Флорищах неизвестно. В 1799 году местный священник показывал, что существующая в его приходе деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца построена прихожанами в 1749 году, но была ли она первой или уже существовали здесь церкви и ранее, сведений не сохранилось. В 1799 году во Флорищах вместо пришедшего в ветхость деревянного храма был заложен ныне существующий каменный, постройка окончилась в 1819 году. Храм сохранилмся без наружных изменений. Он строился на пожертвования семьи Катынских, некоторые из них похоронены возле него.  Престолов в храме три: в холодном Введения во храм Пресвятой Богородицы, в приделах во имя Святителя Николая Чудотворца и Архистратига Михаила. Иконостас главного храма бвыл куплен с иконами в упразднённом Переславском Горицком монастыре, но теперь он уже переделан и иконы в нижнем ярусе написаны вновь. Ограда с воротами и башнями построена в XIX веке.  Во Флорищах с 1881 года существовала земская народная школа. В 1939 году храм был закрыт, но не разорён, несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны в нём располагалась воинская часть. В 1946 году открыт. Один из немногих в Кольчугинском районе, сохранил внутреннее убранство. Источник: О. Пэнэжко " Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области " . 2008 " Село Флорищи или по народному выговору Фролищи находится на границе Покровского уезда с Александровским в 85 верстах от губернского города Вдадимира " - указывалось в исторических источниках. Время первоначального основания церкви во Флорищах - с точностью неизвестно. В 1799 году местный священник, о. Никита Флоринский сказывал, что существующая в его приходе деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца построена прихожанами в 1749 году. Это уже был третий деревянный храм, выстроенный на этом месте. Очевидно, возводились те храмы по причине ветхости предыдущих.

http://sobory.ru/article/?object=04616

Анхимово. Храмовый комплекс Вытегорского погоста. Анхимовский погост Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Вологодская область, Вытегорский район, село Анхимово, берег Вытегорского водохранилища (реки Вытегры) Координаты: 60.950839, 36.510959 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Современное местоположение: д. Анхимово, Анхимовское с/п, Вытегорский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вытегорский уезд, Олонецкая губерния. С XVI века известны две деревяные церкви, стоявшие на Покровском погосте - холодная Покровская и теплая во имя Николая Чудотворца (с 1563 года, упоминается в Писцовых книгах 1583 и 1628 годов). В 1708 г. построена ставшая знаменитой деревянная Вытегорская Покровская церковь. Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы - главный, вмч. Георгия Победоносца, апостола Иоанна Богослова. Вторая церковь - Вытегорская Спасская, 1780 года, каменная. Престолы в честь Спаса Нерукотворного Образа - главный, свт. Николая Мирликийского, иконы Божией Матери " Казанская " Третья церковь - церковь-усыпальница в честь Всех Святых, устроена была А.П. Лопаревой, освящена в 1905 г. Описание Покровской церкви, данное в Известиях Императорской археологической комиссии: " Время сооружения и время переустройства храма указаны на надписи в иконостасе. По смутному народному преданию («Олонецкие Ведом.» 1887 г. церковь сооружена на средства богатого крестьянина Плотникова, сын которого был казнен Петром Великим. План церкви будто бы составлен самим царем, выславшим для его осуществления архитектора-голландца. В 1793 г. храм был поставлен на каменном фундаменте, и тогда же, по мнению Даля, прибавлены к нему прикрасы в виде ионических пилястр на обшивке и изменена форма главок («Зодчий» 1877 г. Церковь имеет форму креста. Длина ее 15 саж., ширина 14 саж., вышина 9 саж. На ней 21 глава. Обшита тесом в 1873 г., к какому времени нужно отнести и пилястры. Галерея устроена на бревенчатых стобах-срубах. Железная крыша устроена в 1880 г., главы покрыты белым железом. Окон 21; они небольшие, расположенные в два ряда. Дверей для входа в церковь пять. Алтарь отделяется глухой стеной. Приделов два, Иоанно-Богословский и Георгиевский. Половицы в полу широкие. Иконостас старый, в 3 яруса, в тяблах. Клиросы старые, с устройством впереди столов. Церковь не отапливается. Храмовая чтимая икона помещается в особом иконостасе, сооруженном в 1803 г. В память посещения Имп. Петром Великим церкви в 1711 г. написана в 1729 г. икона с двуглавым орлом посредине; имеется еще икона на взятие Азова. Сохраняются оловянные священные сосуды, Евангелие 1688 г., резное изображение св. Нила Столбенского, а в каменной церкви – изображение Спасителя в терновом венце, привезенное, по преданию, из Киевской лавры. "

http://sobory.ru/article/?object=27455

Белый Омут. Николо-Столпенская пустынь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Белый Омут (Подмонастырская слобода, Столбище). Покровский собор Николо-Столпенской пустыни Основание монастыря относится, вероятно, к началу 1540-х гг.: в писцовой книге 1545 года он назван новым, тогда в нем стояла деревянная Покровская церковь. Первую каменную постройку монастыря - Покровский собор с приделами Николая Чудотворца и Архангела Михаила - возвели в 1766-67 гг. экономические крестьяне села Валдай во главе с каменщиком Стефаном Никифоровичем Валуевым. В 1885 г. гражданским инженером В. Радивановским был выполнен проект нового каменного Покровского собора. Крестообразный в плане пятиглавый храм в русском стиле был выдержан в духе московского зодчества сер. - 2-й пол. 17 в. Утвержденный в том же году проект, однако, был несколько изменен в 1887 г. тверским инженером-архитектором Василием Ильичом Кузьминым. Из-за слабости грунта были уменьшены внутренние пролеты, а место строительства было отодвинуто немного к северу от первоначально задуманного (по оси Никольской церкви). Пятиглавый четверик при этом остался без изменений относительно прежнего проекта, но окружающие его более низкие объемы получили иной декор в духе эклектики. Сооружение холодного собора с приделами Архангела Михаила и Иоанна Предтечи завершилось в 1890 г. Разбирать Покровский храм начали около 1935-1937 гг. Во время разборки свод рухнул и погибло трое рабочих, разбиравших стену храма: Алевсей Тихонов, Волнухин и ещё один фамилия которого не сохранилась. Когда рушили храм, повредили резную икону Николая Чудотворца. Её отреставрировали и вместе с другими ценными иконами и ризами увезли в Федово. А все остальные иконы свезли в баню, которая почему-то почти сразу же сгорела. Немного погодя Покровский храм разобрали весь, кирпич увезли в город. По материалам изданий: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: Ч. 3/Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: " Индрик " , 2013. Ступкин Е.И. Встал монастырек ново... Из истории вышневолоцких монастырей. - Вышний Волочёк: Ванчакова линия, 2009. http://hram-tver.ru/vyshvolok.html

http://sobory.ru/article/?object=35945

Борки. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1797. Год утраты:1939 (разобран на строительные материалы) Адрес: Россия, Саратовская область, Ртищевский район, с. Борки Координаты: 52.061895, 44.112431 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Двухпрестольная церковь с колокольней была построена в селе Борки Сердобского уезда в 1797 году на средства прихожан по храмозданной грамоте архиепископа Астраханского Платона, выданной 29 апреля 1796 года. Придел церкви был освящён 18 октября 1796 года во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Прошение прихожан об освящении главного престола, по неизвестной причине, было отклонено саратовским архиереем Преосвященным Гаием (Токаовым). В 1808 году титулярный советник Яков Герасимович Кривский подал прошение об освящении церкви вновь назначенному епископу Пензенскому и Саратовскому Моисею (Близнецову-Платонову), которым 25 февраля 1809 года разрешено было освятить борковскую церковь и выдать освящённый антиминс. 3 мая 1809 года священнику села Борки П. Осипову освящённый антиминс был выдан под расписку. Главный престол храма освятили во имя Покрова Божией Матери. В апреле 1878 года при Покровской церкви было открыто церковно-приходское попечительство под председательством крестьянина Семёна Кожевникова. Кроме непременных членов, в состав попечительства были избраны крестьяне села: С. Гараськин, А. Свирюнов, К. Кандранин, Д. Березин, Л. Земской, Ф. Андросов, Е. Исаев и Е. Рожков. В мае того же года попечительство провело небольшой ремонт церковной сторожки и усыпальницы на приходском кладбище. В 1891 году была построена новая каменная колокольня .

http://sobory.ru/article/?object=49795

В конце XIX века купеческая вдова Анна Семидетнова пожертвовала 100 000 рублей на сооружение храма в Крестовоздвиженском женском монастыре. Обитель эта появилась ещё в левобережном Саратове в XVII веке. При переносе города на правый берег Волги (при планировке города), монастырь занял тогда довольно внушительное место на улице Покровской (ныне - Лермонтова). Главным храмом монастырского комплекса в последние годы его существования стала Николаевская церковь. Юрий Терликов разработал проект церкви в 1898 году. Заложена она была на месте бывшей церкви Параскевы Пятницы в мае 1899-го, а в мае 1903 года года открыта и освящена. После строительства Николаевская церковь стала архитектурной доминантой, хорошо обозреваемой с Волги. Она поражала своим размахом и высотой. В основе композиционного построения храма лежала традиционная схема - пятиглавие, с выделением центральной главы. Над главным входом располагалась колокольня. Нижний этаж колокольни был открытым и оформлен в виде сквозного прохода. Стены декорировались " полосатой " кладкой, имитирующей средневековую византийскую. Внутри храм был высокий, светлый, с двухъярусными хорами. Позолоченный иконостас включал иконы выполненные в московской мастерской. Он вмещал тысячу человек одновременно. Стоимость церкви с иконостасом обошлось в 150 тыс. рублей. После революции храмы монастыря были закрыты. Единственной действующей церковью оставалась Никольская, вплоть до её разрушения в 1936-м году. С восточной стороны между храмами и монастырским зданием Терликов спроектировал въездные ворота во двор обители. Они - единственное, что сохранилось до наших дней от обители и храма, выстроенных по проектам этого зодчего. В 1990-м году (к 400-летнему юбилею Саратова) Святые ворота были отреставрированы, а в начале 2008 года в центальной арке появилась мозаика с изображением святителя Николая Чудотворца. Сегодня эти ворота являются неотъемлемым украшением улицы Лермонтова. Параллельно с проектированием и строительством храма в Крестовоздвиженском монастыре Юрий Николаевич работал над проектами ещё двух церквей - в горной части Саратова и кафедральным собором Александра Невского в Царицыне.

http://sobory.ru/article/?object=47901

Вахитовский район. Собор Николая Чудотворца. Никольский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Несмотря на очень скромные размеры обычной приходской церкви XVIII – XIX веков, этот храм носит статус кафедрального собора епархии. Статус этот оставлен за ним по традиции – с тех советских времен, когда кроме него и совсем уж крошечной церкви Ярославских Чудотворцев, во всей миллионной Казани больше не было действующих храмов. Так продолжалось в течение 1944 – 1989 г., до Новых Времен, то есть до передачи верующим Петропавловского собора. Никольский же храм в XX закрывался лишь на 14 лет: с 1930 по 1944 год. Снаружи и внутри он сохранился практически без изменений. Храм очень красив, хотя раза в три меньше Петропавловского по высоте и сильно уступает ему по многоцветию. Здесь только четыре краски – мягких и неброских: светло-зеленая, светло-желтая, белая и голубая. Да еще золото – яркое золото центрального купола и всех семи крестов, считая колокольню. Кресты по необычайной ажурности очень похожи на гигантские снежинки; по красоте им нет равных в Казани. Особо праздничный вид придают церкви и 4 боковых купола, раскрашенные «в шахмат» бело-голубым. Это единственные клетчатые купола в Казани. Весь собор представляет собой комплекс из двух храмов: Покровской пятикупольной церкви (1696 года, по дате на антиминсе, или 1703 года, по всем клировым ведомостям) и Никольского придела к ней с южной стороны (1885 года). Но здесь – тот редкий случай, когда придел оказался больше «основного» престола, почему и весь храм стали называть Никольским. А) Покровский храм Отдельно взятая Покровская церковь очень напоминает древнерусский собор в миниатюре. Пятикупольная, шестистолпная, с тремя круглыми апсидами алтаря, она по всем формам – прямо-таки Успенский собор Московского Кремля… вот только если бы тот очень сильно уменьшился и врос в землю. Кажется, будто она гораздо старше начала XVIII века. Но даже и по той ее официальной датировке, которая принята, она все равно – одна из самых старинных сохранившихся церквей Казани (уступает только Благовещенскому собору кремля, Ивановскому монастырю и Софийской церкви бывшего Богородицкого монастыря). Внутри, к счастью, очень хорошо сохранились масляные росписи стен, сводов и круглых столпов. История их интересна тем, что их выполнил Василий Турин – прославившийся в основном как автор самых первых литографий с видами Казани. В I половине XIX века только он да Эдуард Турнерелли делали такие литографии. Благодаря им мы знаем, как тогда выглядел город. Так сложилось, что Турина и Турнерелли (русского и англичанина с созвучными фамилиями) тысячи людей знают как своеобразных «ручных фотографов» той эпохи, туристы покупают чуть ли не во всех магазинах репродукции этих «фотографий», но мало кто знает, что художник и преподаватель живописи В. Турин еще и расписывал церкви, в том числе Покровскую.

http://sobory.ru/article/?object=06598

Власово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Живоначальной Троицы с престолами Николая Чудотворца и Покрова Богородицы построена в 1865 г. тщанием братьев И.А. и Н.А. Костерёвых. Обширный храм внутри богато украшен. Престолы в трапезной освящены в 1866 г., а главный престол – девятью годами позднее. Рядом расположено кладбище. Архитектурный интерес представляют краснокирпичные ворота с парными калитками кованой работы, вероятно, последней трети XIX века. По данным документов Государственного архива Владимирской области (ГАВО)Покровская церковь была сначала деревянной с такою же колокольней. Построена была в 1777 г. князем Петром Михайловичем Голициным в своей вотчине. В 1862 г. по инициативе и на средства потомственного почетного гражданина купца Никифора Андреевича Костерева (был в то время старостой деревянной церкви), началось строительство каменной Покровской церкви с такою же колокольней недалеко от деревянной. Всего Н.А.Костерев пожертвовал более 88 тыс.руб. серебром. Архитектор Покровской церкви с.Власово - Императорской Академии художник-архитектор Дмитрий Гущин. В 2007 г. будет отмечаться 230-летие Покровской церкви в с.Власово (бывшее Власовское, Покровское). Краеведческий клуб " Селищенская волость " готовит к этой дате специальный выпуск краеведческого сборника, посвященный истории Покровской церкви. Приход выделился из дальних деревень кривандинского прихода. Первая, деревянная, церковь была построена в 1777 г. стараниями кн. П.М. Голицына. Существующий каменный храм был построен в 1865-1877 гг. на средства промышленников братьев Ивана и Никифора Андреевичей Костеревых. Автор проекта неизвестен; предположительно называют владимирского архитектора Н.А. Артлебена или художника-архитектора Д.А. Гущина. Величественное здание, увенчанное восьмериком, принадлежит к русско-византийскому направлению в художественной эклектике. К основному объему примыкает обширная трапезная с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и свт. Николая Чудотворца, а также многоярусная колокольня. Внутри храм украшен вызолоченными резными иконостасами и иконами греческого письма. Церковь ненадолго закрывалась в 1937-1940 гг.

http://sobory.ru/article/?object=04517

Вышгород. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь в селе Вышгород была построена на средства и усердием действительного тайного советника кавалера двора его величества Гавриила Николаевича Рюмина в 1857 году. Зданием каменная с такой же колокольней в одной связи. Престолов было три: во имя Покрова Пресвятой Богородицы, во имя Святителя и Чудотворца Николая и Преображения Господня. К церкви была приписана и часовня на кладбище. В приходе имелась земская школа, которая была учреждена в 1887 году. С этого же года законоучителем в ней был священник села Илья Иванович Соколов. Постановлением Рязоблисполкома от 14.04.1939 года было принято решение о закрытии и сломе церкви в селе Вышгород. http://www.ryazeparh.ru/ Церковь Покрова Божьей Матери в селе Вышгород была построена в 1772 году. Тогда здание церкви было деревянным, а первое упоминание в Окладных книгах датируется 1776 годом. В числе 197 приходских дворов значится двор стольника Морозова, а в числе угодий, принадлежавших Покровскому причту, упоминается озеро Струга с истоком. Сейчас этого озера нет. Существующая ныне каменная церковь построена в 1857 году " тщанием действительного тайного советника, кавалера двора его императорского величества Гавриила Николаевича Рюмина на месте деревянной " . К новой церкви с запада была пристрена каменная колокольня, а крыша была покрыта железом. Храм представлял собой двусветный четверик, завершённый купольной кровлей с главкой, с обширной трапезной, в которой находились приделы во имя Святителя Николая Мирликийского и придел в честь Преображения Господня. При церкви служили священник, дьякон и псаломщик, полагающиеся по штату. Церковь владела землёй. Ей принадлежали земли вместе с погостом церковным - 5 десятин, пахотной - 26 десятин 735 квадратных саженей, сенокосной - 20 десятин в особом угодье. Деревянные и каменные дома были построены для церковного причта. В приходе имелась земская школа, учреждённая в 1887 году. Церковь прослужила людям более ста тридцати лет (сейчас это сельская школа).

http://sobory.ru/article/?object=17552

Глава первая Краткий очерк правительственных распоряжений относительно раскольнических браков – со времени Петра I до царствования императора Николая I; новые, сравнительно с прежними более снисходительные и точные, постановления касательно этого предмета, изданные в первые годы царствования императора Николая Павловича и благоприятствовавшие развитию в среде беспоповщинского раскола учения о необходимости брачной жизни; Московская поморщина; деятельность ее главных членов в пользу брачной жизни; обстоятельства, вредившие успеху этой деятельности; уничтожение в 1837 году Покровской часовни; решение вопроса о браке петербургскою поморщиной; Павел Любопытный и его письменная деятельность в пользу брака; снисходительность к петербургским беспоповцам низших административных инстанций и даже высшего правительства; венчание поморских браков в Малоохтенской часовне Павлом Любопытным и его сотрудниками: Карпом Новосадовым и Иваном Неклюдовым; преследование властью петербургских поморцев и уничтожение их моленных – в Моховой улице и на Малой Охте; происшедшие в следствие этого затруднения их в заключении браков; «Мария Карповна» Новосадова; венчание ею беспоповщинских браков; некоторые из столичных поморцев решаются вступать в браки с благословения православных пастырей и даже женятся на православных девицах. В самом начале 1826 года получен был губернскими властями циркуляр министерства внутренних дел следующего содержания: «в мае 1825 года Пермский гражданский губернатор донес министерству внутренних дел об определении уголовной палаты, состоявшемся по делу совершенных между тамошними старообрядцами, браках... неизвестными попами. Комитет гг. министров, в который внесено было по сему предмету представление, усматривая из оного, что все, прикосновенные к делу сему, люди состоят издавна в старообрядчестве, и имея в виду, что как в Пермской, так и в других губерниях находится таковых старообрядцев весьма значительное число, и все они совершают браки... по своим обрядам, находил, что местным начальствам не должно входить ни в какие исследования о таковых старообрядцах, – ибо от сего могут произойти большие беспокойства, а надлежит только наблюдать, дабы они никого из православных не совращали в свой раскол. Таковое мнение комитета гг. министров, изъясненное в положении оного, состоявшемся 7 октября 1825 года, удостоено 9 января 1826 года Высочайшего утверждения» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010