Л.Н. Заливалова Скачать epub pdf Николай Васильевич Покровский (1848–1917) – церковный историк, выдающийся специалист по церковной археологии и археографии, принадлежит к плеяде ученых и церковно-общественных деятелей, заложивших в России фундамент церковно-исторической науки. В центре его научных интересов были вещественные и письменные памятники средневековой русской, византийской и европейской христианской культуры, особенно искусства, литургика и исто­рия литургики в России. Богатое творческое наследие Н. В. Покровского включает многочисленные статьи, моно­графические публикации по широкому кругу вопросов христианской иконографии и архитектуры, аннотированные публикации русских историко-художественных памятников, а также учебные пособия по церковной археологии. Крупным вкладом в мировую и отечественную историографию явилась монография «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских» (1892), в которой ученый обобщил многолетние исследо­вания памятников художественной культуры. В свое время она получила высокую оценку русских и зарубежных ученых 1 . Эта работа при жизни автора несколько раз переиздавалась и не утратила научной ценности в настоящее время. По мнению Г. И. Вздорнова, крупнейшего специалиста по историографии истории русского средневекового искусства, труд Н. В. Покровского – «одно из самых замечательных исследований конца XIX века... Памятники евангельской иконографии изучались и до Покровского и после него, но ни одна другая работа на эту тему не достигает фундаментальности труда русского ученого». Монография «была и остается главным пособием для каждого, кто обращается к изучению иконографии Евангелия» 2 . Во второй половине XIX века Николай Васильевич Покровский не был одинок в изучении христианского средневе­кового искусства. Плодотворно работали церковные историки И. Д. Мансветов (1843–1885) и А. П. Голубцов (1860–1911) в Московской духовной академии, А. А. Дмитриевский (1856 – 1929) в Киевской духовной академии, а также университетские профессора Н. П. Кондаков (1844–1925) и его ученики Д. В. Айналов (1862–1939), Е. К. Редин (1863–1908) и ряд других ученых. Все исследователи занимались иконографическим исследованием художественных памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Скачать epub pdf Трудами Н.В. Покровского церковная археология в Санкт-Петербургской духовной академии, где он преподавал более 30 лет, выделилась в отдельную дисциплину. Его лекции пользовались большой популярностью и многократно издавались литографическим и типографским способом, а книга «Церковная археология» была одобрена Св. Синодом в качестве учебного руководства для преподавания церковной археологии в Духовных семинариях и при преподавании истории искусств в епархиальных женских училищах. Николай Васильевич Покровский родился в 1848 году в семье священника. Учился в Костромской духовной семинарии, затем в Санкт-Петербургской духовной академии, где в 1872–1873 учебном году слушал курс лекций В.И. Долоцкого, а в 1873–1874 году лекции А.Л. Катанского , которые определили его творческий путь. В 1874 году, окончив академию со степенью магистра богословия, присужденной за диссертацию «Происхождение древнехристианской базилики», был определен в академии на кафедру церковной археологии и литургики (в дальнейшем – церковной археологии в связи с историей христианского искусства), которую занимал до своей кончины. В 1883 году Н.В. Покровский получил звание экстраординарного профессора, в 1894 году – ординарного профессора, в 1893–1899 годах исполнял обязанности инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. Н.В. Покровский много внимания уделял изучению оригинальных памятников церковного искусства, находящихся в древних центрах русской церковной жизни, особенно в Москве и Новгороде. Трудами Покровского в Петербургской духовной академии собирался и устраивался Музей церковно-археологических древностей, которым он руководил с 1879 года. В 1888 году Николай Васильевич Покровский посетил Константинополь, Афон, Салоники, затем Италию. Во многих областях церковной археологии он был не только исследователем и теоретиком, но первооткрывателем и собирателем. Главный монументальный труд Н.В. Покровского – его докторская диссертация «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских», удостоенная премии митрополита Макария и золотой медали Русского Археологического общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Глава III. Положение донских монастырей при Святителе Митрофане (1682–1695) Содержание. Общее замечание о значении административной деятельности св. Митрофана для Донского края. Личность Святителя. Отношение его деятельности к распоряжениям светского правительства – Важнейшие административные распоряжения о монастырях из времени правления Св. Митрофана: 1) закрытие или приписка к Архиерейскому Дому монастырей: Успенского, Карачунского, Боршева и Даншина; открытие монастырей Елецкого на Каменной горе, Коротоякского Вознесенского и Битюцкого. Монастыри Придонья, не вошедшие в Епархию Св. Митрофана. 2) Борьба Святителя со своеволием монастырей и с незаконными притязаниями на управление ими со стороны местного населения: факты из истории Толшевского, Покровского и Боршева монастырей. 3) Стремление Святителя ввести строгую отчетность и правильное распределение монастырских сумм: факты из истории монастырей – Покровского, Успенского и Дивногорского. 4) Заботы Святителя о материальном благосостоянии монахов и монастырей. Его грамоты Усть-Медведицкому и Лысогорскому настоятелям относительно поддержания внутреннего монастырского строя. – Состояние монастырей к концу правления св. Митрофана (1702 г.): их внутренний строй, их материальное обеспечение и монастырское хозяйство. Управление Воронежской Епархией св. Митрофана составило эпоху не только в церковной, но и в гражданской истории Донского края. Это было время, когда неустойчивая, зыбучая этнографическая почва, состоявшая из служилых людей, высланных сюда правительством, беглых крестьян, спасавшихся от московских стеснений, воровских и не воровских казаков и днепровских черкас, не вынесших польского гнета, – постепенно подводилась под общие устои московской государственной жизни. Пора обособленности, раньше законная, вызывавшаяся украинским положением Придонья, кончалась, так как Придонье переставало быть Украйною. Конец XVII века и оказался концом этой особности. Конечно, прежде всего, над этим трудилась гражданская власть; но и церковная шла согласно со светскою. Самое учрежденние Воронежской епархии было вызвано частью церковными, частью гражданскими соображениями, и инициатором в этом деле был царь, желание которого было выполнено Московским собором 1681–2 года. Деятельность первого Воронежского Святителя, в церковной сфере, и была направлена к урегулированию местной жизни, искоренению ее анти канонических порядков и смягчению грубых нравов полудикого населения. Так продолжалось до конца жизни Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОКОВЦОВ Владимир Николаевич (6.04.1853, с. Горно-Покровское Боровичского у. Новгородской губ. – 29.01.1943, Париж), российский государственный деятель, граф (с 1914), действительный тайный советник, член Государственного Совета (с 1905). Министр финансов Российской империи в 1904-1914 (с перерывом 1905-1906), председатель Совета министров в 1911-1914 гг. Сторонник курса С. Ю. Витте , П. А. Столыпина . Отец К., Николай Васильевич был подполковником Корпуса инженеров путей сообщения, умер в 1873 г. и похоронен под домовой церковью с. Горно-Покровское. Мать К., Аглаида Николаевна Страхова, умерла в возрасте 37 лет, похоронена в домовом склепе (Шереметевский В. В. Русский провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 415). Род Коковцовых не был богатым. Раннее детство К. прошло в деревне. Систематическим образованием К. не занимались до 10-летнего возраста, когда местный священник стал знакомить его с основами Православия. В 1866 г. К. окончил 2-ю гимназию С.-Петербурга и поступил в Имп. Александровский лицей (бывш. Царскосельский), к-рый окончил в 1872 г. с большой золотой медалью и чином 9 класса (РГИА. Ф. 1162. Оп. 6. Д. 243). Кроме общеобразовательных наук лицеисты изучали 3 иностранных языка, музыку, фехтование, занимались гимнастикой, дополнительное военное образование приравнивало выпускников лицея к выпускникам Пажеского корпуса. Воспитание в Александровском лицее нашло отражение в отмечаемой современниками К. исключительной работоспособности, самодисциплине, в педантичном подходе к работе, а также в хорошем владении языками. После окончания лицея К. поступил в С.-Петербургский ун-т на юридический фак-т, с зачислением проведенного в университете времени в действительную службу (с дек. 1872 г.) По настоянию известных профессоров-юристов того времени — А. Д. Градовского, Н. С. Таганцева, С. В. Пахмана — К. собирался посвятить себя карьере ученого по специальности гос. право, в чем его активно поддержал отец, обещав материальную поддержку на все время учебы. Однако, через 2 месяца после зачисления К. в университет отец скоропостижно скончался, материальное положение семьи ухудшилось, К. был вынужден искать место на гос. службе. С 1873 по 1879 гг. К. состоял в должности помощника столоначальника в Мин-ве юстиции. В 1878 г. был командирован за границу для изучения тюремного дела. По возвращении назначен старшим инспектором, с 1882 г. помощником начальника Главного тюремного управления МВД. К. принял непосредственное участие в работе по улучшению состояния тюрем России, в составлении нового издания «Уставов о ссыльных и содержащихся под стражей».

http://pravenc.ru/text/2608159.html

Церковная археология в смысле науки о вещественных памятниках христианской древности считается явлением недавним даже и на западе. Хотя еще в прошлом и даже в предпрошлом столетии появилось там не мало обширных и солидных сочинений, посвященных описанию вещественных памятников христианской древности, но только с половины или со второй четверти нашего века начали прилагать к исследованию их вполне научные методы, вследствие чего явилась возможность науки о них, вполне самостоятельной. Опыты такой науки ныне уже не редки, особенно у французов, которые в этом отношении идут впереди немцев; зато последние владеют весьма обширной литературой по многим частным церковно-археологическим вопросам. У нас в России помянутая наука есть явление еще более новое; систематических изложений ее еще вовсе не существует, а монографии по частным вопросам крайне редки. Книга г. Покровского есть одна из первых в этом роде; по археологии же древне-христианской церковной архитектуры она есть положительно первый опыт. Все интересующиеся успехами духовной науки и в частности церковной археологии без сомнения отнесутся к ней с полным вниманием. С содержанием ее автор давно уже довольно подробно ознакомил публику частью своими заграничными отчетами, где были сообщены главные тезисы исследования, частью особой довольно обширной статьей: «0 происхождении христианского храма», помещенной в Христианском Чтении за 1879 год и составляющей обширное извлечение из появившейся ныне книги. Однако же интерес этой книги оттого не ослабел, и мы уверены, что очень многие рады будут ознакомиться с ее содержанием подробнее. Частью поэтому, т. е. из желания ознакомить читателей с новым церковно-археологическим исследованием, частью вследствие необходимости дать объяснение по поводу замечаний автора на некоторые положения, высказанные в статьях о христианских храмах, помещенных в Православном Собеседнике, частью же и главным образом в надежде послужить по мере сил разъяснению сложного и запутанного вопроса, мы решаемся сделать на книгу г. Покровского несколько критических замечаний. Глава I

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере ноября 2014 Рок-н-ролл на кровле К пятилетию гибели священника Даниила Сысоева (12.01.1974–20.11.2009) Это группа, которую можно услышать и на студенческой сходке, и в детском доме, и в районном доме культуры, и на улице в самом центре Санкт-Петербурга. Это продвинутые молодые люди, которые достанут вас из-под земли, чтобы рассказать вам об истине православия. Их всего четверо. Но, вообще, их — юношей и девушек с горящими глазами — целый полк. Они — творцы, но чаяния их совсем не в области искусства. «Атриум» — это про музыку. «Атриум» — это про новые и очень успешные формы миссионерства. Молодежный миссионерский центр «Атриум» был создан на базе Санкт-Петербургской духовной академии в 2011 году, в день памяти святителя Филарета­ Московского, верующими студентами и выпускниками петербургских вузов. Поддержала инициативу межвузовская ассоциация «Покров» , духовную поддержку оказывают прото­иерей Михаил Браверман и иерей Артемий Наумов . Встречи проходят два раза в неделю: по четвергам и воскресеньям. Участники изучают Священное Писание и Предание, миссиологию, сектоведение и катехизис. vk.com/center_atrium Группа «Атриум» (Александр Антонюк, Алексей Сергеев, Михаил Зайцев, Андрей Осипов) миссионерского центра образовалась в 2012 году. Музыканты исполняют композиции в стиле фолк-рок на стихи классиков и древних христианских поэтов, древние канты и собственные песни, несущие духовный смысл. В составе миссионерских десантов или самостоятельно, во главе со священнослужителем или вместе с единомышленниками группа выступает в детских домах, на православных форумах, в колониях и реабилитационных центрах. vk.com/band_atrium Давайте достанем гитары — Как вы встретились, как возникла группа? Алексей Сергеев: «Атриум» вырос из музыкального ансамбля, а ансамбль придумали мы с Александром. А встретились мы впервые на Покровском форуме 2011 года в Луге. Туда я поехал от духовной академии. Александр Антонюк: А я — от университета кино и телевидения. Помню, пока ждали заселения, кто-то из ребят сказал: «Давайте достанем гитары». Это был первый раз, когда я видел живых семинаристов. Для меня это был какой-то космос! А потом мы с Лешей разговорились о святителе Николае Японском, о Николае Сербском, других миссионерах… Так и познакомились. Зацепились за тему миссионерства — и вот вместе занимаемся этим до сегодняшнего дня.

http://aquaviva.ru/journal/rok-n-roll-na...

2. Саватей у себя за службой. – Раздоры в раскольническом Духовном Совете. – Падение Перетрухина и высылка из Москвы Мы кончили сказание о второй поездке на Восток, предпринятой раскольниками для исследования об Амвросии, и сказание о вызванных этой поездкой волнениях среди стародубского старообрядчества. Но история этой поездки еще не исчерпана до конца, – Мельниковы, главные виновники и деятели этой экспедиции, успели завести некоторые связи в Константинополе и продолжают вести там свои интриги, о которых нам придется еще говорить; а о самом главе мельниковской семьи, пресловутом лжепопе Ефиме, о его преступных деяниях в Стародубье, и теперь в нашем распоряжении имеется обильный запас сведений, которыми мы не преминем воспользоваться. Однако на сей раз поговорим о Москве, так как о ней у нас давно уже не было речи. Прежде всего желаем поделиться с читателем впечатлениями, какие мы вынесли, посетив служение самого «владыки-Саватея». Да не удивляется читатель сему странному известию, – мы действительно присутствовали самолично за службой этого удивительного «владыки». Очень давно хотелось нам посмотреть, как он лицедействует, и наконец решились удовлетворить этому желанию. 21 числа февраля месяца, в воскресенье, в сопровождении одного доброго знакомого, хорошо знающего Москву, направились мы к пределам Савватиева жительства ранним утром, так кА по собранным нами сведениям оказалось, что обедня начинается у Савватия в 7 часов. Долго пришлось нам ехать сначала по большим улицам, потом по улице «пустой», вполне достойной этого названия, и наконец мы узрели глухой переулок с Апухтинскими домами, почти примыкающий к задним стенам Покровского монастыря: узнать обиталище Савватия было нетрудно, – около него стояли несколько саней, очевидно купеческих, и на дворе, через калитку, входили одна за другой покрытые платочками женщины-старообрядки. Снаружи обиталище Савватия представляется весьма неблагообразным, – мы ожидали видеть нечто по крайней мере более приличное. Это длинные двухэтажный флигель, имеющий по фасаду три окна и по двору семь окон: в верхнем этаже, деревянном, и жительствует Савватий, а в нижнем, каменном, помещается, вероятно, его канцелярия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

8 сентября 1881 года Событие, которое вспомнить собрались сегодня, и памяти которого посвящено было религиозное торжество сегодняшнего утра, есть одно из самых знаменательных событий, какие только находимы нами в летописях отечественной истории. Нет сомнения, что оно было довольно важно и по своим результатам. Достопамятная оборона Пскова от войск Стефана Батория в 1581 году остановила этого воителя на пути доселе победоносном, познакомила его с действительными размерами той силы, с которой он вел борьбу, заставила поскорее воспользоваться возможностью выгодного мира и, получив Ливонию, отказаться от расчетов на исконно русские владения и города Псков, Новгород и др. Но известно и то, что приобретение Ливонии и было для Стефана главной целью войны, что на покорение целого Московского государства или какой-нибудь исконной части его не мог рассчитывать король, который в течение этой трехлетней компании должен был три раза лично отправляться на польский сейм, с величайшими усилиями поддерживать там сторону войны против многочисленных сторонников мира и встречать такие трудности в получении от сейма денег для содержания войска, какие для человека менее ловкого и энергичного показались бы непреодолимыми. Поэтому нам кажется, что оборона Пскова особенно важна не по своим последствиям для внешней политики Московского государства и для спасения и охраны чести и владений русского престола, но по своему внутреннему значению. Всмотримся в самое событие. Оборона Пскова была ведена не московскими только ратниками, которых было в Пскове 15.000 на 100.000 войска Стефана. Еще до осады тяжесть работ по возобновлению ветхих укреплений лежала на Псковских гражданах. Чудесное видение старцу Покровского монастыря, в котором Пресвятая Дева призвала к себе Псковских заступников Епископа Нифонта, Князя Гавриила и Николу Садоса, объявила им о каре божественного гнева, имеющей постигнуть город за грехи его и обещала свою помощь и заступление,– это видение соответствовало убеждению жителей Пскова, что нашествие короля Стефана представляет величайшую опасность для их города.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Булгаков Михаил Афанасьевич Михаил Афанасьевич Булгаков (3 (15) мая 1891, Киев, Российская империя — 10 марта 1940, Москва, СССР) — русский советский писатель и драматург. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто. Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской) (1869—1922). В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1954), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954). В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». В 1913 году М. Булгаков вступает в свой первый брак — с Татьяной Лаппа (1892—1982). После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работает врачом в прифронтовой зоне. Затем направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме. С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведенной операции. Затем прием морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как венеролог. В это время М. Булгаков перестает употреблять морфий и никогда более к нему не возвращается. Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России (по другой версии — попал к ним в плен) и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.

http://lib.cerkov.ru/authors/1104

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Императорский вокзал Творение архитектора Бржозовского было техническим совершенством своей эпохи 30.12.2020 672 Время на чтение 5 минут Витебский вокзал Санкт-Петербурга и его великолепные интерьеры Фото: СЕРГЕЙ КОМПАНИЙЧЕНКО/РИА НОВОСТИ Витебский вокзал – украшение Загородного проспекта – старейший в Санкт-Петербурге и в России. И, несомненно, один из красивейших. Впрочем, старым является сам вокзал, а его парадному зданию не так уж много лет – 106. Его построили незадолго до начала Первой мировой войны с истинно царским размахом. История этого сооружения началась в 1832 году, когда ещё только строилась первая в Российской империи железная дорога, связавшая СанктПетербург с Царским Селом. По изначальному плану вокзал должен был находиться на берегу Фонтанки, однако смета расходов оказалась превышена, и было решено возвести временную деревянную станцию на Семёновском плацу. Первый поезд отправился с платформы скромного, но изящного вокзала 30 октября 1837 года. Звучали оркестры, а публика поглядывала на «пароходы» с восторгом и страхом. Новое вокзальное здание построили в середине века. Его соорудили по проекту любимого архитектора императора Константина Тона. Это было основательное каменное здание, однако по выразительности оно уступало Московскому вокзалу, который построил в Петербурге тот же Тон. И потому в начале ХХ столетия – во времена, которые вошли в историю искусства как Серебряный век, – вокзальное здание решили поменять. Новый Царскосельский вокзал должен был соответствовать императорскому уровню. Взялся за работу архитектор Станислав Бржозовский. Именно его затейливый проект поддержал император Николай II. К тому времени архитектор, блистательно работавший в модном в те годы стиле модерн, уже участвовал в строительстве нескольких вокзалов и железнодорожных станций. Он ещё в молодости создал изящное здание вокзала и сортировочной станции в Царском Селе, чуть позже перестроил вокзал в Новороссийске. Потом вместе с Юлием Дидерихсом построил Виндавский (ныне – Рижский) вокзал в Первопрестольной. Он и в наше время хорошо знаком миллионам москвичей: в городе можно увидеть и другую его работу – станционный павильон платформы Покровское-Стрешнево.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/30/impera...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010