Закрыть itemscope itemtype="" > «Государь открывал окно в Азию» Игорь Смыков о путешествии мироточивой иконы Царя Николая по Дальнему Востоку в связи с 125-летием посещения этих мест будущим Императором 28.06.2016 1107 Время на чтение 19 минут К 125-летию посещения Цесаревичем Николаем Александровичем Романовым, будущим императором Всероссийским, города Владивостока и Южно-Уссурийского края 24 мая Чудотворная мироточивая икона Царя Николая в сопровождении начальника Войсковой Православной Миссии Игоря Евгеньевича Смыкова и члена Попечительского Совета ВПМ Дениса Алексеевича Родионова прибыла из Москвы во Владивосток. В аэропорту состоялась торжественная встреча святыни православным духовенством, представителями православно-монархической общественности и Уссурийского казачества. Из аэропорта чудотворная икона Царя Страстотерпца прибыла в Православную гимназию на престольный праздник Св. Равноап. Кирилла и Мефодия, где была торжественно встречена высокопреосвященнейшим митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином. Затем состоялся крестный ход вокруг храма Кирилла и Мефодия и Выпускной акт в Православной гимназии. К вечеру чудотворная икона святого Царя Николая II прибыла в Покровский храм для поклонения жителей Владивостока, образ был торжественно встречен настоятелем храма протоиереем Александром Талько, перед святыней был отслужен молебен. В Покровском храме пребывает всемирно известная святыня Порт – Артурская икона Божией Матери. История ее второго обретения такова: В феврале 1998 года небольшая группа приморских паломников в последний день пребывания в Иерусалиме случайно зашла в антикварный магазин. Архимандрит Иннокентий из Уссурийского монастыря и отец Сергий Чашин, в то время настоятель одного из приморских храмов, ныне епископ Солнечногорский были поражены: с витрины на них смотрела Порт-Артурская икона Божией Матери, чье описание они знали наизусть. Хозяином магазина — арабом она была представлена как образ святой Вероники. Насколько удалось узнать, российская святыня попала в Израиль из Гонконга и была выставлена на витрине уже более четырех лет. Паломники, не выдав своего волнения насторожившемуся продавцу, упросили его никому не продавать иконы, а сами стали собирать средства для выкупа святого образа Царицы Небесной. Первую экспертизу иконы провела инокиня Горнинского женского монастыря Ниталия, бывший сотрудник Третьяковской галереи. Она подтвердила, что икона — не современная подделка. С помощью российских православных монастырей в Израиле удалось собрать требуемую сумму — 2 тысячи долларов, а российские дипломаты помогли оформить все документы на вывоз святыни.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/28/go...

Закрыть itemscope itemtype="" > Свято-Никольский храм - православная святыня или форпост униатов? 05.07.2008 400 Время на чтение 5 минут В исторической части Киева - на Подоле, где пересекаются популярные туристические маршруты, в начале Покровской улицы можно увидеть храм, возведенный в стиле, характерном для московского зодчества 17 века, который, к удивлению многих посетителей города, оказывается неправославным. В магазине, действующем при храме, можно приобрести выпущенный львовским издательством " Свичадо " буклет-путеводитель " Дзвиниця церкви святого Миколи Доброго " ( " Колокольня церкви святого Николая Доброго " ), который включает краткие сведения по истории этой киевской достопримечательности. Однако это рассчитанное на туристов издание, не способно дать полного представления о сложной судьбе православной святыни, которая вот уже на протяжении 15 лет используется общиной верующих украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Интересующиеся историей Киева знают, что согласно преданию, на месте, где в конце16 века возник храм, ставший известным под именем Добро-Николаевского, еще в древнерусские времена существовала церковь, посвященная Святителю Николаю. В период польского владычества, выдерживая беспримерный по силе натиск католиков-бернардинцев, посягавших на его имущество, Добро-Николаевский храм, несмотря ни на что, оставался православным. Показательно, что своего расцвета храм достиг в период существования Российской Империи, что нашло выражение в величественном комплексе, выросшем вокруг возведенного в 1807 году каменного здания главной церкви во имя Св. Николая. На момент революции, кроме основного храма, он включал каменную церковь во имя Святой Великомученицы Варвары с колокольней, гостиницу для паломников, пребывавших в Киев со всех концов России, а также целый ряд других построек жилого и хозяйственного назначения. Из исторического очерка " Церковь Николая Доброго с колокольней в г. Киеве. Комплексные изыскания " , подготовленного специалистами Украинского специального научно-реставрационного проектного института " Укрпроектреставрация " , можно узнать, что благотворителями храма были предводители малороссийского казачества, мещане и купцы, а также представители административного аппарата Российской Империи. Например, в середине 50-х годов 19 века материальную помощь Добро-Николаевской церкви оказал киевский губернатор и историк Иван Фундуклей, внеся на ремонт церковного здания денежную сумму, насчитывающую 300 рублей.

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/05/...

Злынка. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Здание построено из кирпича и оштукатурено. Его основной кубический объем с пятигранным алтарем и короткой пониженной трапезной увенчан оригинальной большой главой луковичной формы, не имеющей барабана и поставленной прямо на кровлю. Доминирует в объемной композиции высокая ярусная колокольня - два четверика и крупный восьмерик звона, завершенный на украинский манер большой грушевидной главой. Нарядный декор фасадов храма состоит из членящих стены пилястр, широких карнизов с поясами городков внизу и рамочных наличников окон с лучковыми перемычками, украшенных замковыми камнями и треугольными сандриками. В более пышном убранстве колокольни преобладают типично украинские ниши различной формы, пилястры на углах и кокошники у основания главы. Внутри основное помещение храма перекрыто куполом. Узкими проемами оно соединено с алтарем, имеющим коробовый свод с граненой конхой, и с трапезной, перекрытой плоским потолком. Такие же перекрытия у ярусов колокольни. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1998 Освящение храма в посаде Злынке, Новозыбковского уезда 5-го июля 1898 года с особенной торжественностью было совершено в посаде Злынке освящение нового каменного храма – во имя св. Николая Чудотворца, устроенного на собственные средства купцом фабрикантом Ф.И. Осиповым в память бракосочетания Их Императорских Величеств, ныне благополучно здравствующих. Накануне освящения, совершено было всенощное бдение отцом игуменом Климовского Покровского монастыря, при участии местного отца благочинного, 9 священников и 2-х диаконов; пели монахини Малиноостровского монастыря; масса народа наполняла храм и церковный погост. 5-го июля, в 6 часов утра, торжественно совершено было освящение воды и затем началось освящение престола. При богослужении присутствовало немало и старообрядцев. Многие из них, и даже уставщики их моленных, принимали усердное участие в чтении и пении за божественной литургией и молебном.

http://sobory.ru/article/?object=13440

Клинцы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Покрово-Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1913. Год утраты:1943 (разрушена ночной бомбардировкой советской авиации) Адрес: Брянская область, Клинцы, угол ул. Дзержинского и ул. Свердлова. Координаты: 52.74965, 32.241075 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1902 году клинцовским купцом Николаем Андреевичем Степуниным (1831 — ок. 1915) на горке на стыке нынешних ул. Дзержинского (ст. Клинцовой) и ул. Свердлова (ст. Евлановка) стоял построенный каменный храм с двумя престолами — во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николы. Позже в 1910 году здесь же была возведена колокольня, а также открыто училише на 120 детей. Рядом с храмом (ближе к нынешней ул. Советской) были выстроены дом для священника и прочего клира (дьякона, псаломщика, пономаря). 10 лет в этом храме служил коренной клинчанин священник Федор Разуваев (? — ум. Ок. 1933), будущий епископ Новозыбковский Флавиан. Почти все храмы города, кроме Троицкого, в 1930-е годы были закрыты. Несколько лет они стояли, лишенные крестов. В Покрово-Никольском храме была открыта пекарня, в Вознесенской церкви — склад зерна, в Преображенской — детский сад, в Покровской, рядом с Троицкой, — после войны устроили театр, а позже — склад Клинцторга. Но постепенно церкви стали исчезать. Колокольню Вознесенской церкви разобрали, на ее месте сегодня стоит здание городской типографии. Бывшая часовня Вознесенского храма сегодня является Никольский храм Московского патриархата. Троицкая деревянная церковь была уничтожена пожаром в 1972 году. На ее месте построены здание СМУ и 2 девятиэтажные дома (ул. К. Маркса). Немного истории... Движимый мыслью вернуть клинцовскому обществу старообрядцев прежнее величие, утраченное в 1847 г. после решения зажиточной части клинцовских старообрядцев присоединиться к господствующей Церкви на правах единоверия вместе с храмами Вознесенским и Троицким, старообрядцы, не пожелавшие принять т.н. «правильных священников», поскольку те не отреклись он никоновой ереси, остались без храмов. Только в 1876 году клинцовским старообрядцам удалось построить на Пушкинской улице при материальной поддержке купцов Н.А. Степунина, А.Б. и М. Б. Кубаревых, И.П. Машковского и др. моленную во имя Преображения Господня, без куполов, без колокольни. Теперь Н.А. Степунин задумал построить в Клинцах второй старообрядческий храм, кирпичный, с колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=36957

Лаврентий (Бакшевский), еп. Черниговский и Нежинский. Литография. Сер. XIX в. (РГИА) (Бакшевский Лука Николаевич; 11.10.1776, с. Ивановское-Прозоровское Покровского у. Владимирской губ.- 17.12.1837, переславль-залесский Данилов во имя Св. Троицы мон-рь), архиеп. Черниговский и Нежинский. Род. в семье свящ. Николая Васильева († 1819) и Агафии Петровой († 1813). В 1795-1810 гг. свящ. Н. Васильев служил в Борисоглебском храме с. Волохова Александровского у. Владимирской губ. Сестры архиерея впосл. вышли замуж за священнослужителей. По воспоминаниям сестер и др. родственников, когда в 80-х гг. XVIII в. Переславль-Залесский и Дмитровский еп. Феофилакт (Горский) распорядился переписать всех сыновей епархиальных священнослужителей, родители Л., опасаясь отправки единственного сына на военную службу, поспешили отдать его в Переславскую училищную семинарию, располагавшуюся в переславль-залесском Даниловом во имя Св. Троицы монастыре ( Радугин. 1862. С. 442). Здесь он получил фамилию Бакшевский. Первоначально отставал от товарищей в учебе, подвергался наказаниям и насмешкам, но постепенно стал одним из лучших воспитанников, был переведен в Троицкую лаврскую семинарию, обратил на себя внимание митр. Московского и Калужского Платона (Левшина) . 6 сент. 1799 г., по окончании семинарского курса, Бакшевский был определен учителем низшего грамматического класса Перервинской ДС, учрежденной в 1775 г. владыкой Платоном; 7 авг. 1800 г. переведен учителем в высший синтаксический класс. 2 марта 1800 г. по совету митр. Платона, но «против воли» родного отца принял монашеский постриг. 25 марта того же года митр. Платоном Л. был рукоположен в сан диакона, 6 дек. 1801 г.- в сан иерея и 29 апр. 1804 г. назначен префектом (инспектором) семинарии, учителем риторики. 6 янв. 1806 г. в Троице-Сергиевой лавре митр. Платоном возведен в сан игумена, назначен настоятелем Перервинского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря , награжден палицей. С 25 янв. 1808 г. ненадолго возглавил Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь . В том же году был назначен настоятелем московского во имя свт. Иоанна Златоуста монастыря . 14 окт. 1808 г. в Вифанском Преображенском скиту возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2462461.html

Н.Д. Струков В Москве, во имя святителя Димитрия, нет отдельных храмов, а существуют при нескольких храмах приделы. В Новоспасском монастыре устроен в 1758 году на левой стороне Покровской трапезной церкви. – В приделе во имя св. Саввы Освященного имеется образ Святителя Димитрия на полотне в рост в святительской ризе. В церкви в честь св. Троицы, что на Хохловке, разрешен к постройке в 1757 г. На престоле находится антиминс, освященный 6-го августа 1784 г. – Храмовая икона св. Димитрия современна основанию придела, писана яичными красками. Псалтирь, печат. в 1750 г. Рукописная книга (житие, проповеди и другие творения) дана 1 октября 1758 г. в поминовение Н. И. Глебова в приделах св. Димитрия, принадлежавшая пономарю села Старой Ситни, Серпуховского уезда, И. И. Староситенскому. В церкви во имя св. Иоанна Предтечи, что в Казенной на Покровке, начало придела, в честь святителя Димитрия, положено в 1766 г. Устроен на средства и по обещанию прихожанина «содержателя шелковой фабрики» Андрея Бабушкина. – Икона святителя Димитрия Ростовского современна основанию придела. Хранится минея св. Димитрия 1767 г. Ha престоле, помянутого придела, хранится крест, пожертвованный строителем его. В церкви во имя святителя Николая, что в Драчах, в приделе во имя святителя Димитрия, его икона с обретением его мощей и чудом (20x10 верш.) конца XVIII века. В приделе во имя святителя Димитрия при церкви Странноприимного дома гр. Шереметева, освященном 3 февраля 1811 г., икона Святителя, повидимому, портретное изображение начала XIX века. В храме во имя святителя Николая, что в Звонарях, придел в честь святитля Димитрия 1762 г. В храме имеется икона святителя, повидимому, портретное изображение. В храме во имя святителя Николая, что в Гнездниках, в приделе святителя Димитрия, храмовая икона святителя писана яичными красками, начала XIX века, риза 1808 года. Кроме того, имеются еще три иконы святителя, из коих две изображают его в святительских ризах, две иконы портретного характера, писаны в рост.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Новолуговое. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь, Свято-Никольский храм Карта и ближайшие объекты В 1914 году деревня Новолуговая входила в состав Барышевского прихода. В деревне имелась церковно-приходская школа. В середине 1920-х годов верующие Новолугового решили строить собственный храм. Пока неизвестны фамилии всех, кто трудился на строительстве храма, но некоторые имена уже сегодня можно назвать. Это Степан Александрович Сбоев, Иван Корлыханов и Прохор Павлович Проскоряков. Прохор Павлович позднее был председателем церковного совета Новолуговского храма. Около 1926 года храм был уже построен и освящен во имя святителя и чудотворца Николая. Первым настоятелем стал священник Андрей Бирюков. Бирюков Андрей Владимирович родился в 1881 году в Пермской губернии. Окончил 4 класса Тобольской духовной семинарии. Рукоположен во священника около 1920 года, перед назначением в Новолуговскую церковь был священником церкви села Барышевского. В 1930 году о. Андрей был в первый раз арестован, но через полтора месяца выпущен на свободу. После ареста в Новолуговом, видимо, не служил. В 1937 году он стал вторым священником Успенской церкви Новосибирска. 20 ноября был арестован, а 2 декабря 1937 года расстрелян в Новосибирске. Реабилитирован в 1956 году. С 1935 по май 1937 года настоятелем Никольского новолуговского храма был архимандрит Сергий (Скрипалыциков). Архимандрит Сергий (Степан Захарович Скрипалыциков) родился в селе Балахта Ачинского уезда Енисейской губернии 28 декабря 1896 года в крестьянской семье. Окончил Красноярскую духовную семинарию, ректором которой в то время был протоиерей Николай Асташевский - будущий митрополит Новосибирский Никифор. В начале 1920-х годов иеромонах Сергий служил в Покровской церкви Новониколаевска. Осенью 1924 года в Новониколаевск прибыл назначенный Патриархом Тихоном епископ Никифор (Асташевский). Иеромонах Сергий стал келейником владыки Никифора. В списках священнослужителей Новосибирской епархии 1928 года отец Сергий значится игуменом, настоятелем Вознесенской церкви Новосибирска - кафедрального храма. В 1932 году архимандрит Сергий был арестован и осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР, приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Вернулся из лагеря в Новосибирск в 1935 году и был назначен настоятелем Никольского храма села Новолугового Новосибирского района. В ночь с 4 на 5 мая 1937 года архимандрит Сергий вновь арестован и доставлен в новосибирскую тюрьму, где находился до расстрела 29 июля 1937 года.

http://sobory.ru/article/?object=13925

Разделы портала «Азбука веры» ( 22  голоса:  4.3 из  5) Оригинал Предисловие В древнем «Отечнике» мы читали об ученике, который пришел к старцу и не мог задать ему никакого вопроса, а только смотрел на него. И на вопрос святого: «Почему ты ни о чем у меня не спрашиваешь?» — ответил: «Мнедостаточно на тебя смотреть». То же чувство мы испытывали рядом со старцем Николаем. И теперь лучше, чем всякие велеречивые слова, говорят о старце его портреты. Милостью Божией их собралось достаточно много. Можно смотреть на них и проникаться благоговением перед тем духом смирения, кротости и чистоты, который исходит даже от фотографического изображения старца. Старец Николай был немногословен, часто говорил стихами. Поэтому в этой книжице кроме фотографий мы поместили стихи, которые любил батюшка, и его краткие изречения. Молитвами приснопоминаемого протоиерея Николая помилуй нас, Господи. Даты жизни протоиерея Николая Гурьянова 24 мая 1909 г. — рождение Николая в селе Чудские Заходы Гдовского уезда, на Псковщине, в семье купца Алексея Ивановича Гурьянова и Екатерины Стефановны (в девичестве Крыловой). 1914—1921 гг. — служение алтарником при храме св. Михаила Архангела в с. Кобылье Городище. Встречи со сщмч. Вениамином (Казанским). 1917—1921 гг. — обучение в четырехклассной начальной школе в с. Чудские Заходы. 1921 г. — Николай приехал в Петроград и временно поселился у родной сестры матери, а вскоре переехал в город Малая Вишера Новгородской области, где поступил учиться в школу- семилетку. 1924 г. — после окончания семилетки в 15-летнем возрасте поступил на учительские курсы в том же небольшом городке Малая Вишера неподалеку от Петрограда (переименованного в Ленинград). 1926 г. — после окончания курсов, движимый любовью к учительскому труду, Николай Гурьянов поступает в педагогическое училище в городе Гатчина (в то время Красногвардейск). Часто посещал город на Неве в это время — ходил в музеи и на концерты, общался с творческими людьми. 1927 г. — учащийся Гурьянов выступил в защиту готовящегося к закрытию Гатчинского Покровского собора и был исключен из училища, которое он все-таки позднее окончит.

http://azbyka.ru/fiction/rodnusha-moya-i...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 (24) декабря Священномученик Николай Виноградов Священномученик Николай родился 5 апреля 1876 году в городе Дмитрове Московской губернии в семье потомственного священника Михаила Виноградова. После окончания семинарии Николай Михайлович служил учителем Закона Божия. Он поселился в доме Вознесенского монастыря, где проживала семья священника Иоанна Митропольского. 1 июля 1898 года Николай Михайлович Виноградов женился на его дочери Антонине Ивановне Митропольской. Венчание состоялось в Покровской церкви на Варварке. Вскоре после свадьбы Николай Михайлович был рукоположен во диакона и определен в Московский Вознесенский девичий монастырь. Около 1917 года отец Николай был рукоположен во священника и переведен в храм великомученика Георгия на Псковской горе, на Варварке. В 1918 году Георгиевский храм был закрыт, а отца Николая назначили в церковь великомученика Никиты на Швивой горке, где он прослужил около 18 лет. Несмотря на переводы и закрытие Вознесенского монастыря, отец Николай не оставлял окормления сестер обители. Так, в прошении настоятельницы монастыря игумении Евгении Святейшему Патриарху Тихону от 1 октября 1923 года говорится: " Припадая к стопам Вашего Святейшества, всепокорнейше прошу, не откажите исполнить мою старческую просьбу о награждении священника Николая Виноградова крестом, за усердную его службу в течение 25 лет и не оставлявшего меня и сестер в трудное время и по выселении нас из обители своим пастырским руководством и делившего с нами вместе все невзгоды этого тяжелого времени " . На прошении стоит резолюция Святейшего Патриарха Тихона: " Награждается " . Когда дети отца Николая и матушки Антонины выросли, их квартира стала тесной для нескольких семей, и отец Николай с матушкой переехали в комнату на колокольне, под площадкой для звона. Около 1935 года власти закрыли храм великомученика Никиты, и отцу Николаю пришлось опять перебираться на новое место. Совсем недолго прослужил он в церкви Рождества Христова в Измайлове, а в 1935 году отец Николай был назначен в Воскресенский храм села Васильевское Рузского района Московской области. В бывшем доме священника при церкви разместился сельсовет, поэтому отец Николай с матушкой поселились в ветхой, покосившейся хижине, находившейся на территории храма.

http://fond.ru/kalendar/1493/nikolay/

Сомово. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Сомово (до XVIII века - Самово) - село Шаблыкинского района Орловской области, в 30 км к югу от Карачева, в 7 км от границы с Брянской областью. Крупнейший сельский населенный пункт района. До 1929 в составе Карачевского уезда (в т.ч. с 1920 - в составе Брянской губернии). Возникло не позднее XVI века; к началу XVII века являлось волостным центром Карачевского уезда (также называлось Никольское). В 1614 упоминается как приходское село с разоренной Никольской церковью; в первой половине XVIII века в селе упоминается одновременно две церкви – ветхая Воскресенская и новая Никольская; в 1807-1824 построено каменное здание Николаевского храма (не сохранилась). В XVIII-XIX века - владение Веревкиных, Гриневых, Юрасовых, Коломниных и других. В 1853 на средства помещиков А. Веревкина и Д. Гринева устроена деревянная Митрофаньевская церковь, позднее служившая кладбищенской (не сохранилась). С конца XIX века в селе работали земская школа для мальчиков (1882) и церковно-приходская школа для девочек (1895). В начале ХХ века центр Сомовской волости был перенесен в село Лески; с 1924 село Сомово вошло в состав Шаблыкинской волости, а с 1929 - Шаблыкинского района. Максимальное число жителей 1700 человек (1926). http://www.kray32.ru/orel101.html Сегодня однопрестольная церковь Николая Чудотворца размещается в приспособленном кирпичном одноэтажном здании под двускатной крышей. Внешне выделена маленькой главкой с крестом. Приписана к Покровскому храму в Шаблыкине. Село Сомово, Самово тож, расположено на левом берегу реки Навли, при большой Севско-Карачевской дороге. Особенную красоту местности придают помещичьи усадьбы и речные заливные луга. От епархиального г. Орла село Самово расположено в 80 верстах, а от уездного г. Карачева в 30 верстах. Село известно также и под именем Никольского. Последнее название усвоено селу от церкви, а относительно происхождения первого названия существует двоякое предание. По одному – название Самово произошло от древнего слова «самость», самостоятельность. Говорят, что в старину в этой местности было до 80 самостоятельных помещиков, которые чинили суд и расправу над своими крестьянами и прочими обитателями «сами собой», без вмешательства сторонней власти и представляли из себя как бы самостоятельное княжество. По другому преданию село первоначально называлось Сомово потому, что около села в реке Навле водилось много сомов. В церковных и всякого рода других документов село именуется, однако, Самово, а не Сомово.

http://sobory.ru/article/?object=18187

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010