Сегодня положение иное, памятники Византии постепенно «входят в моду», но и сейчас их место не вполне определено, и мн. ученые (Р. Нельсон, Оустерхаут) вынуждены посвящать особые полемические работы определению позиций визант. культуры на карте мировых культур. II. Изучение в России. Совершенно иным был подход к изучению памятников Византии в рус. науке (о донаучном этапе см.: Беляев Л. А. Христианские древности: Введ. в сравн. изучение. М., 1998, 20002). Развитие археологии В. и. имело для Российской империи XIX - нач. ХХ в., считавшейся неоспоримой наследницей Византии (по крайней мере, в отношении религии), особое значение, отражавшее геополитическую позицию и доктрину страны. Стремление лучше понять собственное прошлое заставило рус. ученых относиться к визант. древностям с предельным вниманием. В сер. XIX в. подготовительными моментами к изучению визант. археологии в России стала деятельность по коллекционированию визант. и древнерус. искусства и организации экспедиций по сбору икон и рукописей на христ. Востоке (см. статьи А. П. Базилевский ; П. И. Севастьянов , А. А. Дмитриевский , В. И. Григорович , Н. П. Лихачёв ), работа Русской духовной миссии в Иерусалиме и Императорского Православного Палестинского об-ва (ИППО; см. также статьи Порфирий (Успенский) , Антонин (Капустин) , Леонид (Кавелин) ), раскопки базилик Херсонеса (см. также ст. А. С. Уваров ) и первые попытки исследовать центры паломничества в Вост. Средиземноморье (см. статьи А. Н. Муравьёв , Миры Ликийские ). Позже на землях, принадлежавших Русской духовной миссии, были проведены раскопки, давшие памятники визант. археологии (храмы Бейт-Захар; остатки церкви VI в. с надгробием ее основателя Кириака (11 дек. 566) на рус. подворье в Иерихоне; Елеонская гора и «русское место» в Иерусалиме). В академической сфере важнейшим шагом к формированию национальной школы археологии В. и. стало создание «Византийского временника», уделявшего внимание географии и топографии, нумизматике, палеографии и др. специальным дисциплинам, а затем создание РАИК (1894-1914) (см.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Другой вид апологетических изъяснений Св. Писания, широко распространенный в это время (XVI–XVII вв.) – Учительные Евангелия – стоял еще дальше от непосредственного вида священного текста, чем толкования, собранные князем Курбским. Задача выяснить ближайший смысл Евангелия в это время, как и ранее, предоставлена была полковым Евангелиям. Уяснение Евангелия по толкованиям Феофилакта Болгарского введено было в церковный устав и относилось к ряду уставных чтений. Но, не смотря на это, в юго-западной Руси наибольшее внимание сосредоточивалось на прикладной стороне евангельского учения, на более подвижных и более связанных с современной жизнью поучениях Учительного Евангелия. Из всех видов уяснения к проведению в жизнь библейской истины Учительное Евангелие с половины XVI в. и до второй четверти XVII в. было самым распространенным и самым любимым литературным типом. Оно не только читалось дома, но составляло книгу церковных поучений и при недостатке живого слова, заменяло собой церковную проповедь . Его служба делу религиозно-нравственного просвещения Руси, за указанное время, незаменима и несравнима. Это был самый удачный синтез евангельского учения в учительной форме, какого нельзя указать в соответствующей русской литератур ни ранее, ни позднее. Литературная история Учительного Евангелия наукой не разработана. Старый перевод Учительного Евангелия с греческого собрания поучений константинопольского патриарха Каллиста на церковно-славянский язык появился в 1343 или (по менее достоверному показанию) 1407 годах 88 . В этом переводе Учительное Евангелие на Руси было хорошо известно: списки начинаются со второй половины XV века (Уваров. 1457 г.), Общ. Люб. Др. Письм. Ν· 90, 1464 г.; Дерманского нов., в Волынском древлехран., Ν 382, 1469 г.; Императ. Публ. библ. 1471 г.; Синод.б. 209 (76) XVI в.; болгарский список известен от 1346г. 89 ; вообще этих списков до XVII века известно очень много. Ясно, что Учительное Евангелие было народной церковно-учительной книгой. Рукописи представляют множество переделок и приспособлений к условиям языка, места и времени. Одних южно-русских списков проф. Перетц указывает до 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Перед ней благовествующий архангел с благословляющим жестом правой руки и с жезлом, увенчанным четырехконечным крестом, в левой руке. Внизу, в другом отделении диптиха, стоит неизвестная женщина с воздетыми руками; перед ней резервуар и неизвестный мужчина с сосудом в руках; изображение это представляет не беседу с самарянкой, как предполагал гр. Уваров, но эпизод из истории Богоматери, известный под названием «воды обличения», как это будет видно также и в изображении на равеннской кафедре Максимиана. Итак, в древнейших изображениях благовещения Богоматерь является с рукодельем в руках; это важнейший отличительный признак сюжета. Как широко распространена была эта форма в памятниках византийских и русских и где искать мотивы к ее возникновению и распространению? В ответ на первый вопрос изложим собранные нами памятники 284 , а затем перейдем к изъяснению их важнейших иконографических черт. Таблетка от кафедры Максимиана в Равенне (ок. 556 г.) из собрания Оливьери (рис. 22) 285 . Действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двумя колоннами. Богоматерь сидит на кафедре с покрытой головой и опущенными долу очами; правая рука ее, в знак смирения и покорности, приложена к груди, в левой – два веретена. Перед ней благовествующий архангел в виде юноши с крыльями, в паллиуме, тунике и сандалиях, с повязкой на голове. В левой руке он держит жезл; персты правой руки сложены в виде благословляющего именословного перстосложения. Поза и жест архангела ясно говорят, что он передает Богоматери весть, которую она слушает с покорностью и смирением. 22. Таблетка от кафедры Максимиана. Сходное изображение на эчмиадзинском переплете 286 . Для изъяснения этого изображения необходимо принять во внимание и другие находящиеся здесь сюжеты: здесь находится изображение воды обличения в виде женщины, пьющей из сосуда, в присутствии ангела и старца: сцена торжественная; смиренная поза и печальное лицо женщины, жесты ангела и старца указывают на решительный момент приговора над женщиной; рождество Христово с изображением вола и осла и с повитухой, которая левой рукой поддерживает правую отнявшуюся руку; бегство в Египет, где Иосиф поддерживает сидящую на осле Богоматерь, а ангел ведет осла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Гауеншильд припоминает, что при первом же с ним свидании Сперанский заговорил о «преобразовании русского духовенства..». Можно думать, что именно с этим умыслом и был призван Фесслер и введен в Академию... Фесслер был вольнодумцем, не мистиком. Он примыкал к идеям Лессинга 42 и Фихте, 43 задачу истинного масона он полагал в созидании новой гражданственности, в перевоспитании граждан для наступающего века Астреи. Московские розенкрейцеры встретили весть о Фесслере с негодованием и страхом: «ибо это подкрадывающийся враг, отвергающий божество Иисуса Христа, а признающий его только великим мужем» (отзыв Поздеева в письме к гр. А. К. Разумовскому). Враждебно его встретили и в Петербурге. Однако, и в его ложу вошли видные люди, – С. С. Уваров, А. И. Тургенев, ряд карпато-россов из Комиссии законов – Лодий, Балудьянский, Орлай, лейб-медик Стоффреген, известный врач Е. Е. Эллизен, филантроп Помиан Пезаровиус, основатель «Русского Инвалида» и Александровского Комитета о раненых... В Академии Фесслер преподавал недолго, – скоро был обнаружен его социнианский образ мысли. Конспекты его предположенного курса были найдены «темными». И вскоре Фесслер был перемещен на службу «корреспондентом» в Комиссию законов, а вслед затем Сперанский, защищавший и его, и его конспекты, и бывший до тех пор самым деятельным членом «Комиссии духовных училищ», вовсе перестал приходить на собрания, и даже просил его уволить. Это было в 1810-м году. В 1811-м году Фесслер должен был уехать в Поволжье, к тамошним гернгутерам. В1818-м он снова вернулся в Петербург в должности лютеранского генерал-суперинтендента, и пользовался здесь благосклонностью князя Голицына... Этот эпизод очень характерен для тогдашних смутных лет, – так ясно сказывается здесь вся сбивчивость и двусмысленность религиозных представлений. 4. Преобразование системы духовного образования В первые же годы Александровского царствования было начато преобразование духовных школ. Это было связано и с общим переустройством всей школьной системы, с открытием нового ведомства или министерства «народного просвещения» (в 1802 г.); и в 1804-м году, 5 ноября, было опубликовано и введено в действие новое «учреждение» Университетов и прочих гражданских училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В дверях передней показался Багратион, без шляпы и шпаги, которые он, по клубному обычаю, оставил у швейцара. Он был не в смушковом картузе с нагайкой через плечо, как видел его Ростов в ночь накануне Аустерлицкого сражения, а в новом узком мундире с русскими и иностранными орденами и с георгиевской звездой на левой стороне груди. Он видимо сейчас, перед обедом, подстриг волосы и бакенбарды, что невыгодно изменяло его физиономию. На лице его было что-то наивно-праздничное, дававшее, в соединении с его твердыми, мужественными чертами, даже несколько-комическое выражение его лицу. Беклешов и Федор Петрович Уваров, приехавшие с ним вместе, остановились в дверях, желая, чтобы он, как главный гость, прошел вперед их. Багратион смешался, не желая воспользоваться их учтивостью; произошла остановка в дверях, и наконец Багратион всё-таки прошел вперед. Он шел, не зная куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене. Старшины встретили его у первой двери, сказав ему несколько слов о радости видеть столь дорогого гостя, и недождавшись его ответа, как бы завладев им, окружили его и повели в гостиную. В дверях гостиной не было возможности пройти от столпившихся членов и гостей, давивших друг друга и через плечи друг друга старавшихся, как редкого зверя, рассмотреть Багратиона. Граф Илья Андреич, энергичнее всех, смеясь и приговаривая: — пусти, mon cher, пусти, пусти, — протолкал толпу, провел гостей в гостиную и посадил на средний диван. Тузы, почетнейшие члены клуба, обступили вновь прибывших. Граф Илья Андреич, проталкиваясь опять через толпу, вышел из гостиной и с другим старшиной через минуту явился, неся большое серебряное блюдо, которое он поднес князю Багратиону. На блюде лежали сочиненные и напечатанные в честь героя стихи. Багратион, увидав блюдо, испуганно оглянулся, как бы отыскивая помощи. Но во всех глазах было требование того, чтобы он покорился. Чувствуя себя в их власти, Багратион решительно, обеими руками, взял блюдо и сердито, укоризненно посмотрел на графа, подносившего его. Кто-то услужливо вынул из рук Багратиона блюдо (а то бы он, казалось, намерен был держать его так до вечера и так итти к столу) и обратил его внимание на стихи. «Ну и прочту», как будто сказал Багратион и устремив усталые глаза на бумагу, стал читать с сосредоточенным и серьезным видом. Сам сочинитель взял стихи и стал читать. Князь Багратион склонил голову и слушал. «Славь Александра век И охраняй нам Тита на престоле, Будь купно страшный вождь и добрый человек, Рифей в отечестве а Цесарь в бранном поле. Да счастливый Наполеон, Познав чрез опыты, каков Багратион, Не смеет утруждать Алкидов русских боле…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

е. де-лается для всех явною, очевидною, правда Божия . Что это значит? Это значить, что всякий, кто принял благовестие о Христе, делается праведным, в нем является правда Божия; и это становится ясным для всех. Пока человек не верует во Христа, он ведет порочную жизнь; но совершенно изменяется он, коль скоро становится христианином. Уверовав во Христа «сердитый становится кротким: отпадает от сердца гневливость и он становится кротким, как агнец, так что и рассердить его не рассердишь; блудный делается целомудренным: отпадает всякая похотливость, так что когда товарищи старые тянуть его на блудные дела, он отвечает: я уже теперь не тот. Так и всякий другой неправедный нрав отпадает, и место его заступают праведный святые расположения» (св. Феофан). Понятно, такая перемена в человеке, сделавшемся истинными христианином, становится ясною для всех, на что апостол и указывает словами: является правда Божия. Но как же происходит такая перемена? Апостол отвечает: от веры . Чтобы сделаться христианином и такими образом, получить спасительную перемену, нужна вера во Христа. Но апостол не сказал просто, что человек делается праведным от веры, а прибавляет еще: в веру . Это значит, что не достаточно веровать только пред вступлением в христианство . Нет; вера необходима всегда. Человек, хотя уже и обратился ко Христу, не должен однако останавливаться на этом. «Мы должны, – говорить блаженный Феофилакт, объясняя рассматриваемые нами слова апостола, – восходит от первоначальной веры в веру совершеннейшую, т. е. в состояние непоколебимое и твердое, как и апостолы сказали Господу: умножь нам веру ( Лк.17:5 )». – Свою мысль апост. Павел подтверждает словами писания Ветхого Завета: якоже есть писано: праведный же от вер, жив будет . Эти слова были сказаны святым пророком Аввакумом (2, 4). Мысль в них та же самая, какая и у апостола: человек делается праведным только от веры, или чрез веру, и только чрез веру он жив будет. Что значить: жив будет ? Это не значит, что праведный вообще будет жить: живут и нечестивые.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

22. Глаголющес быти мдры, бюродша, Называя себя мудрыми, обезумели, Печально было положение язычников, но не таким оно казалось для них. Они считали себя мудрыми. Всякое помышление о Боге, о высшем – небесном, представлялось им безумием. Гордо и высокомерно смотрели они на тех, которые обличали их. Они не хотели знать своей глупости и тем делались еще глупее. «Мечтая о себе много и не восхотевши идти путем, какой предписан им Богом, они погрязли в помыслах неразумия» (Злат.). 23. И имниша слав нетлнаго въ браа тлнна человка и птицъ и четверонгъ и гадъ. И славу нетленного Бога изменили в образ, подобно тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся Что же было следствием такого состояния, в каком находились язычники? То, что они впали в идолопоклонство. Позабыв Бога истинного, они измыслили себе богов ложных: измениша славу нетленнаго Бога . Славу, т. е. те свойства или совершенства Божия, о которых можно знать чрез рассматривание видимого мира, напр., премудрость Божию, всемогущество, благость. Нетленного Бога, т. е. бессмертного или невидимого, духовного. Изменили в подобие образа , т. е. в идолов, изображавших человека, или птиц, или зверей, или гадов. Такие бездушные идолы язычники и стали почитать вместо истинного Бога. Так, греки почитали за Бога идолов с человеческим изображением, египтяне боготворили птиц, четвероногих и гадов; иные же покланялись солнцу, луне и звездам. 24. Тмже и предад ихъ Бгъ въ похотехъ сердецъ ихъ въ нечистот, вл еже сквернитис телсемъ ихъ въ себ самхъ: Потому и предал, их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Темже – вследствие того: так как язычники позабыли истинного Бога, то Бог и предал их нечистоте. Предаде . Это не значит, что предал их против их воли, но предал их потому, что они сами хотели того. «Когда дитя, – говорит наш известный отечественный толкователь посланий ап. Павла, еп. Феофан, – на руках матери рвется от нея, болтает и руками и ногами, то мать, спуская его с рук, делает только то, чего хотелось дитяти, хотя и видит, что это хуже для него. Так поступил и Бог: рванулись от Него люди и, вместо угодной Ему жизни, стали предаваться чувственности; и Бог предал их возжеланной ими жизни, оставили их идти избранными ими путем». Предаде в нечистоту , т. е. срамным плотскими грехам, – допустили, что они стали постыдно грешить. В похотех сердец их . Язычники стали грешить в похотях своих сердец, т. е. не против своей воли, но сами хотели этого: в их сердцах была похоть или сильное желание грешить. Во еже сквернитися телесем их в себе самех – так что они сквернили сами свои тела. Тело сквернится при прелюбодеянии, при соединении мужчины с блудницею, но апостол обличает здесь еще больший грех: он говорит об осквернении тела в самом себе, т. е. об удовлетворении плотскими страстями без соединения с женщиной. Таково напр. рукоблудие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия Вследствие своего нечестия, язычники сделались исполненными всякой неправды. Неправда здесь означает вообще всякий порок. Исполнены всякия неправды , т. е. «достигли крайней степени всякого порока» (Феофилакт). Далее апостол указывает, каких же именно пороков были исполнены язычники. Блужения , или блуда; так «означается сожительство без брака» (бл. Феодорит). Лукавства – желание делать зло и делание на самом деле зла своему ближнему посредством хитрости. Лихоимания , или корыстолюбия, т. е. желания иметь все более и более. Злобы, так называется «наклонность души к худому и помысл, устремленный ко вреду ближняго» (бл. Феодорит). Зависти , – «терзающей сердце по поводу благосостояния и успехов ближнего» (Геннадий). Убийства , посредством которого желают достигнуть того, чтобы не жил нелюбимый человек. Рвения , т. е. желание во что бы то ни стало казаться лучше других, хотя бы человек и был далеко не лучше прочих. Лсти , т. е. льстивых речей пред другими, чтобы от них получить себе пользу. Злонравия – бранливости, сварливости. 30. Шепотник клеветник, богомерки, досадители, величавы, грды, бртатели лыхъ, родителемъ непокоривы, Злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, Апостол продолжает делать перечисление пороков, какие имели язычники. Они были шепотники , т. е. «тайные наушники» (бл. Феофил.), «наговаривающие другому на ухо и худо отзывающиеся о ком-либо» (бл. Феодор.). Клеветники – сплетающие клевету на ближних, Богомерзски , или богоненавистники, т. е. не любящие истинного Бога, потому что кто грешит, тот не любит Бога; а язычники предавались страшным грехам: могла ли быть у них любовь к Богу? Досадители или обидчики, т. е, всегда готовы обидеть другого. Величавы – самохвалы, которые только самих себя и величают, хотя бы заслуживали более порицания, чем похвалы. Горды – спесивые, надутые, которые «не имея достоинств, возвышают себя, как бы имели их» (Геннадий). Обретатели злых, т. е. выдумщики злых дел, измышляющие все новые и новые худые дела. Родителем непокоривы – не слушающееся родительских наставлений и внушений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Теперь Гучков, чье болезненное самолюбие не снесло произнесения исторического тезиса устами конкурента, не мог сдержаться. Хорошо подготовившись, поменявшись очередью с П.В. Каменским, он 9 марта торжественно взошёл на кафедру и в мертвой тишине прочёл по бумажке свою самую знаменитую речь, в которой Распутину приписывалось огромное влияние, «пред которым склоняются высшие носители государственной и церковной власти». «Вдумайтесь только, кто же хозяйничает на верхах, кто вертит ту ось, которая тащит за собой и смену направлений, и смену лиц, падение одних, возвышение других?». Вторая половина речи была посвящена упрекам в адрес духовных и светских властей за их бездействие, главным образом, обер-прокуратуре и лично Саблеру, который, дескать, «не исполнил своего долга» . Надо отдать должное таланту Гучкова, ухитрившегося раздуть сенсацию из того, что Н.Е. Марков 2-й, перебив оратора, справедливо назвал «бабьими сплетнями». На основании трёх перечисленных в записке о. Илиодора имён якобы ставленников Распутина (Саблер, еп. Варнава (Накропин), П.С. Даманский) и пары других слухов Гучков создал концепцию, которая определила направление общественной мысли в последующие несколько лет. «Вы все знаете», – говорил оратор, прекрасно понимая, что, наоборот, это его слова станут откровением для слушателей. Взволнованный речью Гучкова Саблер поспешил взять слово, чтобы постулировать, что «обер-прокурор Св. Синода знает свой долг». Через три дня, поразмыслив, спрятался за формальный отвод: «Ответ за свою деятельность он даст своему Государю и Господу Богу, а не тем гг. депутатам, которые, не имея к тому никакого законного основания, готовы вызвать его к ответу» . В целом следует отметить, что в Думе образовалось два течения, объединившее, казалось, непримиримых врагов. Против Саблера выступили Львов 2-й, Пуришкевич, Гучков, гр. А.А. Уваров и др. На стороне обер-прокурора оказались правые, включая обоих епископов. О. Илиодор внимательно следил за ходом обсуждения распутинского вопроса в Г. Думе. «Я, сидя во Флорищевой пустыни, в темнице, ломал голову: " Почему же это о запросе ничего не слышно? " » . Особый интерес иеромонаха вызвали, конечно, мартовские прения, тем более что Гучков отчасти говорил с его слов и тем самым представлял собой как бы его рупор. Сам Труфанов писал, что этот депутат, а также Пуришкевич основывали свои «громовые речи» на его записке «Гриша» .

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/23/...

„В октябре 1848 года вышла из печати в Москве книжка Чтений Общества Истории и Древностей, в которой, с разрешения председателя Общества графа С. Г. Строганова, помещен был перевод известного сочинения Флетчера о России, напечатанного в Англии в 1591 году. Случившийся в Москве во время выхода помянутой книжки бывший министр народного просвещения граф Уваров, находя в сочинении Флетчера неодобрительные отзывы о русском правительстве и духовенстве, распорядился остановить выпуск книжки Чтений Общества и вырезать из неё сказанную статью, и приказал запечатать экземпляры сочинений Флетчера, которые до сего времени находятся в таком виде в Московском Университете. Граф Строганов, объясняя причину дозволения им напечатать перевод Флетчера, излагал: „сочинение Флетчера, писанное в 1588 году, «казалось мне такого содержания, что не одна в нем строка не могла „примениться к России нашего времени и что любопытная сатира эта содержит много важного, но только для современной ей истории древней Руси. Сам Карамзин неоднократно изъявлял желание видеть напечатанным этот документ: так он ценил его для эпохи в нем изображенной. Я полагал, что в настоящее время, когда вся Европа с завистью смотрит на наше духовное и государственное могущество, ни высшему правительству, ни лицам духовным не могли казаться соблазнительными несколько резких мест в сочинения, писанном за 300 лет и напечатанном в ученом сборнике». К сему граф Строганов присовокуплял, что Чтения Общества Истории и Древностей печатаются для весьма тесного круга читателей и расходятся в количестве от 150 до 200 экземпляров. Вполне соглашаясь с таковым мнением графа Строганова и имея в виду, что со времени распоряжения графа Уварова, которое уже в то время произвело самое прискорбное впечатление, прошло 16 лет, что самые резкие отзывы Флетчера были уже неоднократно перепечатаны в других сочинениях и что Чтения Московского Общества Истории и Древностей получаются по прежнему весьма небольшим числом лиц и учреждений, я всеподданнейше докладывал государю императору: не благоугодно ли будет его императорскому величеству разрешить ныне разослать этим лицам и учреждениям экземпляры перевода сочинения Флетчера, при чем представил государю императору экземпляр этого сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010