— У вас большой авторский коллектив? — Где-то под тысячу человек. Мы прошли период самого большого расширения. В энциклопедии бывает так: сначала людей немного, потом находятся все более и более узкие специалисты, их становится очень много, а под конец издания, когда уже научная редакция опытная и знает, кто есть кто, авторский коллектив снова немного сжимается, потому что уже заказывают надежным авторам, точно зная, что это будет квалифицированная статья. Да и сами редакторы зачастую выступают авторами. У нас же количество кандидатов и докторов наук, как в научно-исследовательском институте. За это время молодые ребята, которые пришли к нам после университета, все защитились. Многие из них стали университетскими преподавателями. Это очень хорошо, потому что позволяет научному редактору быть не сторонним наблюдателем научного процесса, а его активным участником. Таким образом он гораздо лучше ориентируется в мире современной науки. — Для энциклопедии пишут настоящие ученые-звезды — историки члены-корреспонденты РАН академик Сергей Карпов, Борис Флоря, Павел Уваров, археолог Леонид Беляев и многие другие. Как эти корифеи светской науки реагировали на предложение сотрудничать с церковным изданием? — Борис Николаевич Флоря с нами с самого начала. В этом смысле трудно сказать, кто чей воспитанник: он пришел к нам уже признанным выдающимся ученым. И то, что он начал с нами работать, было очень важно. Эти церковные темы оказались для него интересными, этот новый мир в какой-то степени он знал, но профессионально стал им заниматься вместе с нами. Так же как и Александр Назаренко, Анатолий Турилов, Леонид Баталов и многие другие. И те, кто вошел в нашу команду позже, присоединились именно тогда, когда увидели, что у энциклопедии высокий научный уровень. Многие ученые гуманитарного цикла считают, что Православная энциклопедия сейчас задает наиболее высокий научный уровень в гуманитарной области. — У вас много зарубежных авторов. Как с ними налаживался контакт? — Это очень зависело от той стороны.

http://patriarchia.ru/db/text/5465100.ht...

— И что же? — Мы вас нижайше просим посетить нашу пустынь, убежище нищих духом, поговорить с братией, рассказать об исихазме и умном делании, а там… там видно будет. Может быть, и возьмете нас под свое окормление…. Это совсем недалеко отсюда. Если бы можно было поехать сейчас… Очень удобный случай — почти все в сборе. Решив окончательно разобраться с братией Владислава Ефимовича, я согласился. Мы вышли из храма, сели в стоявший рядом автомобиль и отправились на окраину города. Убежище, в котором «подвизались» те, кого Георгий Петрович называл «святодуховцами», размщалось в невзрачном одноэтажном домике, окруженном, правда, весьма большим приусадебным участком. Интерьер дома был под стать его внешнему облику. Таинственно улыбнувшись, Владислав Ефимович поднял половицу в прихожей, и перед нами открылась лестница, ведущая в подземелье. Лестница была сделана капитально, с перилами. Спустившись вниз, мы оказались в просторном зале, где не было ничего, кроме скамеек и стульев. С трех сторон в стенах были двери, значит, подземелье располагало по крайней мере еще тремя помещениями. — Обождите здесь, пожалуйста, — сказал мне Владислав Ефимович, — мы скоро вернемся. Кивнув одному из своих спутников, он дал понять ему, что следует остаться со мной, а сам с остальными удалился в одну из дверей. Моим компаньоном оказался молодой человек, совсем мальчик, с бледным лицом и глазами, в которых сквозили боль, печаль и внутренняя борьба, — он словно что-то хотел сказать мне и не решался. — Может быть, познакомимся? — предложил я, когда мы остались одни. — Называть свои имена и даже разговаривать с внешними нам не положено, но, поскольку вас пригласили сюда… Наверно, я могу назвать себя… Алексей Уваров. — Кого вы называете «внешними»? — Всех, кто не входит в братство. — Какое братство? — Святого Духа. — И много членов в этом братстве? — Вы сейчас увидите почти всех. Но есть и другие семьи… — Семьи? — Отделения. Но их членов мне знать не положено. — Здесь, я вижу, есть еще помещения? — Да. Здесь много помещений. Но в некоторых из них я никогда не бывал.

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

К настоящему моменту археологические работы, которые были начаты в начале июня этого года, уже закончены. Не позднее 25 декабря этого года Институт археологии РАН предоставит «Русскому афонскому обществу» и Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику технический и научный отчеты. Однако еще до подготовки окончательного отчета археологи обнародовали предварительные результаты своих исследований (полный текст отчета Института археологии РАН). Один из важнейших выводов ученых заключается в том, что они получили данные, которые необходимы для выработки архитектурно-планировочного решения по воссозданию часовни. Археологические исследования принесли несомненную пользу и исторической науке, пополнив ее новым знаниями о методах археологических работ, применявшихся в XIX веке. К настоящему моменту «Русское афонское общество» заключило также договор с владимирской архитектурно-строительной компанией «Артстрой» о монтаже фундамента под будущий памятник-часовню. Соответствующие работы в Спасо-Евфимиевом монастыре уже ведутся. Технический надзор за этими работами, как и в случае с археологическими исследованиями, осуществляет Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Точное место погребения князя Дмитрия Пожарского было обнаружено в 1852 году в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре в результате археологических раскопок, которые по указанию императора провел известный археолог граф А.С. Уваров. В том же году император Николай I объявил добровольную подписку по сбору средств для сооружения на этом месте памятника. Летом 1885 года памятник, воздвигнутый исключительно на добровольные пожертвования десятков тысяч граждан России, был торжественно открыт и освящен. Сооруженный под наблюдением и при активном участии Императорской Академии Художеств, мемориал представлял собой каменную усыпальницу, созданную в стиле русской архитектуры начала XVII века. Долгие годы памятник являлся местом паломничества русских людей, неравнодушных к истории своей Отчизны. Однако в тридцатые годы прошлого столетия памятник постигла участь многих святынь нашей многострадальной Родины. В 1933 году он был уничтожен.

http://patriarchia.ru/db/text/476903.htm...

Много раз Толя вспоминал своего однокашника, ему очень хотелось узнать, как сложилась его жизнь, чего удалось добиться, задалась ли семья. У него-то задалась. Он воспитывал сыновей-погодков в любви к труду и красоте, он растил из них художников, лепил личности, учил презирать земные неурядицы. Мальчики рано взяли в руки карандаши. Анатолий изобрёл для них уникальную игру в каракули, развивающую вкус, чувство цвета, фантазию. В семье Уваровых художниками были все. Толя, закончивший после Лесной академии художественное училище. Любушка, мастерица составлять букеты из сухих цветов, вышивать красивые рушники и салфетки, создавать удивительные батики. И дети, Антон и Степан, сразу после школы поступившие в художественное училище, а закончив его, друг за другом, как и родились, зачисленные в Петербургскую Академию художеств. Их дом стал для многих местом радости и любви. Здесь никогда не говорили о новых мебельных гарнитурах, удачных назначениях по службе, о загранкомандировках и трафаретном благополучии. Почему и тянулись в их дом люди. Устав от своих страстей и проблем, они отдыхали под их уютным абажуром, сплетённым из сухих веточек ивняка, любовались сработанными Уваровыми коллажами и батиками. Здесь не хотелось говорить о суетном, как не хочется в прохладе и торжественности консерваторского зала думать о жареных в масле пирожках. Дошло по цепочке: в Лесной академии встречаются однокашники. Толя принарядился, пошёл. Было весело и совсем не грустно узнавать в раздобревшей, с крашеными волосами даме королеву курса, Анечку Островую, а в седовласом очкастом интеллигенте разбитного и непутёвого Женьку Трошкина. Володи не было. Его вспоминали. Кто-то рассказал, что он сейчас в Москве при должности и при деньгах. Найти бы, как хотелось найти Володьку. Кто-то где-то в тайниках бумажника отыскал клочок бумаги с Володькиным телефоном. Давний, правда, может уже и устарел. Но телефон не устарел. Анатолий сразу после вечера набрал номер и — Володька! Его голос! — Старик! Это я, Толин Уваров! Куда ты пропал, старик!

http://pravmir.ru/evroremont-po-sluchayu...

По сообщению нижегородского краеведа Е.Н. Силаева, когда в 1915 г., в ходе подготовки к 300-летию кончины национального героя, историки разыскали и сличили текст подлинной купчей с опубликованной, то... не нашли в оригинале имени " Минин " (Силаев Е.Н. Минин Кузьма Минич//Мининские чтения. Балахна, Нижний Новгород, 1999. С. 15-18). В подлиннике было: " ...в межах тот мой двор подле Кузьмы Захарьева сына Сухорука " . Ошибка вышла при публикации? Или подлог? Судить не будем. Но отвечает за содеянное все равно публикатор - Павел Иванович Мельников. Он был молод, беден и мог рассчитывать только на себя. Печатался " в столицах " . Некоторые архивные материалы послал в Археографическую комиссию. На него обращает внимание министр просвещения граф С. Уваров, большой любитель древностей. С той поры жизнь рядового учителя Павла Мельникова резко меняется. 8 апреля 1841 г., минуя представление попечителя учебного округа, Мельникова утверждают в звании корреспондента Археографической комиссии. В 1845 г. принял на себя редакцию неофициальной части нижегородских " Губернских ведомостей " и со следующего года оставил преподавание в гимназии. Свой первый заметный рассказ " Красильниковы " начинающий провинциальный писатель опубликовал в столичном " Москвитянине " (N 8 за 1852 г.). Как видим из хронологии событий, его сближение с редактором М. Погодиным также началось с купчей, в которой будто бы упомянут К. Минин и которая русофила Погодина не могла не заинтересовать. Вообще-то, в ряде летописных источников сказано, что был Кузьма Минин еще и " Сухорук " . Это, во-первых, Никоновская летопись, в которой находим: " Нижегородец имяше торговлю мясную Козма Минин, рекомый Сухорук " . Это " Новый летописец " , составленный в 30-х гг. XVII в. при Михаиле Романове в окружении патриарха Филарета, отца царя, в котором тоже сказано: " Един же от них нижегородец имеяше торговлю мясную Козма Минин, рекомый Сухорук... " . То есть, если верить летописям, то носил Минин прозвище - Сухорук, имея, по всей видимости, какой-то физический изъян руки вследствие болезни или травмы.

http://ruskline.ru/analitika/2007/07/26/...

Салтыковым).Того же году по просьбе истца послана о правеже грамота из приказа Земских дел на Каширу ландрату о правеже с вотчин ответчика на Кашире. Потом за смертью Гайтурова привлекались дети его, ставились в канцелярии Земских дел; но выхлопотали себе дозволение о передаче дела в Надворный суд. Дело 7 1704 г. 4 февраля. Ивана Румянцева о неустойке по заемной памяти на кн. Барятинского. Вершенье 17 марта. Дело 8 1704 г. февраль. Елчукова и Пожидаева о крепостном человеке по рядной записи. Делалась справка с Поместным приказом. Вершено августа 8. Дело 9 1704 г. Заручная верющая челобитная, что верит за себя искать и ходить по делу, а сам болен и стар. Из Судного приказа посылали подьячего для освидетельствования; оказалось: 80 лет и лежит в постели. Не явившийся ответчик в сем деле, хотя и представил из Артиллерийского приказа себе отсрочку по случаю посылки, но это не принято во внимание, потому что отсрочка представлена им уже после просрочки. Дело 10 1704 г. Об иске по заемной памяти. Началось в Судном приказе; вершено в 1711 г, в приказе Земских дел – дать выпись на правеж. Истец князь Чертелский. Ответчик Уваров. У ответчика взяты люди в приказ; но ответчик просил отпустить их, потому что ему сказана служба. Люди отпущены с правежу. Истец просит: ответчик приехал со службы и умер,·– взыскать с наследников на Кашире. Послан подьячий на Каширу, чтобы тамошнему коменданту подал послушную грамоту, взять у него служилых дворян и доправить на вдове. Просьба вдовы. Крестьяне на правеже выстояли, а вдова не платит. Истец просит за недружбой передать дело в губернскую канцелярию. Только в 1715 г. последовало распоряжение об оценке и продаже. В 1729 году деньги еще не были взысканы. Дело 11 1704 г. Иск о бесчестии, ударе кулаком в грудь при судоговорении. В исках о бесчестии судьи приговаривают: доправить... и, справясь об окладе его (истца) с Разрядом памятями, дать выпись на правеж. Ответчик, по решении дела, дает в суд сказку, что на такое-то число принесет в суд деньги; а буде не принесет, то платить ему вдвое.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Вот душа моя, тебе рапорт порядочный. Умна ли ты, т. е. здорова ли? Грустно и мне без тебя; ты укрепляйся, и для этого лучшее средство положительные занятия. Какие? Вот они. Препоручи Андрюшке, чтобы он часов в 8 поутру сходил в Пречистенскую аптеку, под предлогом рецепта. Найдёт Лёльку, хорошо: это и тебе будет приятно, как всё то, чем ты можешь мне доставить удовольствие; не найдёт, ну не беда. Второе поручение важнее. Я к матушке писать не успею, а попроси её письма Боучаровские на моё имя читать и, буде нужно скорей ответ, дать разрешение на такие вопросы, которые для неё были ясны. Например, если палата предложит на выкурку из казённого хлеба, с чистой платой не менее 15-ти или 22-х на серебро, с отсрочкой старой поставки, то объявить согласие. Если будут страховые письма из Тулы, то постараться их получить, а я на объявлении сделаю надпись по приезде. Вот мои поручения по делам хозяйственным тебе, моей милой, моей радости. Твой Алексей. В дороге без тебя скучно. Товарищ мой Каракус спит больше моего, иногда проснётся, взглянет на белый свет и потрясёт ушами, как будто хочет сказать: хуже Кавказа. Как-то ему понравятся Липицы! A мне без тебя Липицы не веселы. Душа моя, был ли у тебя Швейкарт 27 ? Будь с ним откровенна. Скажи толстухе Матрёне, чтобы она твоей худобой Швейкарта не корила. Глаза мои очень меня радуют. Было сложено конвертом и надписано: Её высокоблагородию, милостивой государыне Екатерине Михайловне Хомяковой. В Москве. На Арбате, против церкви Николы Явленного, в доме г-жи Нечаевой. Почтовый штемпель, 1841 г. Окт. 16. 23 Фёдор Семёнович Уваров, отставной кавалерийский генерал, отличившийся ещё под Аустерлицем, владелец села Холма (Бельского уезда), поблизости от Хомяковских Липиц (Сычевского уезда). См. о нём выше, в письме к отцу 1, начало: «Приехав, день по-пустому…». Прим. 26 Лошадь, приведённая Хомяковым из Турецкой кампании 1829 года. Эта лошадь была так зла, что на ней мог ездить только сам Хомяков, любивший рассказывать, как её купил и объездил. Она жила у него более 20 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

С глубоким почтением и надеждой на помощь и участие Вашего Святейшества, В.И. Толстой, президент ИКОМ России, член Общественной палаты Российской Федерации, генеральный директор Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» А.И. Шкурко, директор Государственного Исторического музея, почетный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, лауреат Государственной премии РФ И.В. Лебедева, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Е.Ю. Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля Г.В. Попов, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, доктор искусствоведения, профессор В.Л. Янин, заведующий кафедрой археологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН В.А. Тишков, руководитель секции истории Отделения историко-филологических наук РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН, академик РАН Б.В. Ананьич, главный научный сотрудник СПб Института истории РАН, академик РАН Н.А. Макаров, директор Института археологии РАН, член-корреспондент РАН Е.Н. Носов, директор Института истории материальной культуры РАН, заведующий кафедрой археологии исторического факультета СПбГУ, член-корреспондент РАН П.Ю. Уваров, заведующий Центром истории Средних веков и раннего Нового времени Института всеобщей истории РАН, член-корреспондент РАН С.М. Каштанов, заведующий Центром теоретического и сравнительного источниковедения Института всеобщей истории РАН, член-корреспондент РАН Е.И. Пивовар, ректор Российского государственного гуманитарного университета, член-корреспондент РАН Б.Н. Флоря, главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, член-корреспондент РАН Г.И. Вздорнов, главный научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации, член-корреспондент РАН, академик РАХ Е.А. Анкудинова, директор Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника А.В. Хатюхина, директор Ярославского художественного музея

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

104). Из каких источников автор снабдил жену-синагогу книгой в руках – неизвестно. Кроме того, какое сходство можно усмотреть между «старой матроной, задумчивой» и женой «румяной, с черными глазами» и т. п.? Далее – «другая жена», говорит автор, «изображается полной, белолицей, с прекрасными чистыми глазами, с книгой в руках и обувью на ногах» (стр. 104–105); в оригинале же читаем – «дроуга же оуглажена и бло лице имоущи в чистот, очи чт и по лпот зрща». Где же пресловутая книга, которая бы делала ее похожею на изображение церкви в мозаике S. Maria Maggiore? На каком основании автор обул ее? В изложении сна ничего не говорится об обуви, но, очевидно, здесь что-то пропущено, а что именно, видно из толкования, где сказано – « а бла имоущи ноз бос». Как раз, следовательно, наоборот. В обуви является Аминодава, четвертая женщина, «имоущи ноз в сапозхъ». Наконец, автор говорит, что «в Библии же мы находим и дочь Аминодавлю», при чем автор выписывает из Песни Песней гл. 7, ст. 1, где упоминается « дщи Надавл» (стр. 101). Но еще гр. Уваров заметил, что, «во всем ветхом завете не встречается ни одна женщина этого имени» (то есть, Аминодава, см. Арх. Изв. 1896 г., стр. 97). Действительно, и в данном стихе « Надавл» есть имя прилагательное, равносильное родительному падежу от «Надав», то есть, дочь Надава, что в греческом и читается ϑγατερ Ναδβ. Таким образом, на основании сказанного мы можем судить, насколько мнение автора о непосредственной зависимости «сна Иоаса» от художественных произведений оправдывается наличным материалом и насколько научное значение имеют его способы сопоставления. Автор не ограничился этим: для сравнения он приводить из Martigny – Diction, des antciquites Chrétiennes описания изображения двух церквей или одной, но никакого непосредственная отношения к «сну Иоаса» они не имеют. Наконец, автор клевещет на себя: заканчивая свою статью упоминанием об иконе из собрания гр. Уварова (Археол. Изв. и Зам. 1896 г. 4), он говорить: «Отдельные элементы этого художественная изображения указаны нами в древне-христианской и древнерусской живописи» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

Ваш покорнейший слуга                                           Р. Прот. С. Смирнов. 9 июня 1882 г. 10 Достопочтеннейший Отец Протоиерей Александр Алексеевич ! Имею честь поздравить Вас со степенью магистра и изъявляю сердечную радость о увенчании Вашего труда полным успехом. Указ Синода мною получен, и теперь заготовляется Вам диплом прежней формы, на латинском языке: он лучше теперешнего русского. Относительно магистерского креста канцелярия Обер-Прокурора поручила сделать распоряжение хозяйственному управлению. Вы желаете прочитать в наших протоколах отзывы о Вашем сочинении, но мы отзывов никогда не печатаем. Когда случится Вам быть здесь, тогда можно будет прочитать Вам отзывы в рукописи. Кандидат Уваров поступил в нашу Академию на должность субинспектора и очень доволен, что не удалось ему ехать заграницу. 30 августа в Московском Успенском Соборе, где я проповедывал в этот день, встретился с Протоиереем Яхонтовым, бывшим редактором духовной Беседы. Много доброго говорили о Вас, и он порадовался Вашему магистерству. У нас идут еще приемные экзамены, которые держат 124 человека. С отличным почтением и искреннею преданностию остаюсь Вашим покорнейшим слугою Ректор М. Д. Академии, Протоиерей С. Смирнов. 1 сентября 1882г. P. S. Митрополит приехал в Москву и произвел на всех доброе впечатление. 11 Достопочннейший Отец Протоиерей Александр Алексеевич ! Душевно благодарю Вас за поздравление с праздниками и взаимно приветствую Вас. Желаю наступающий год встретить Вам с семейством Вашим радостно и проводить благополучно. Примите мою усердную благодарность за изящные издания Каменного периода. Украшая мой кабинетный стол, они постоянно напоминают о Вас. Где Μ.Ф. Раевский и какое ожидает его назначение? В газете «Новости» было сообщено, что он предназначается на должность председателя д. учебного Комитета, правда ли это? Дай Бог Вам быть его преемником, если Вы этого желаете. Но и в Петербурге Вы могли бы составить себе отличную карьеру. Кроме того, «и дым отечества сладок и приятен».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010