1372 Фрикен . «Римские катакомбы», ч. II, М. 1877, стр. 91. У японцев в настоящее время каждый мужчина и женщина непременно, носят амулетку («Истор, религ.» т. II , стр. 208). 1373 Фрикен. «Римск. катак.» ч. II, М. 1877, стр. 91. Такая распространенность обычая носить амулеты объясняются тем фактом, что у каждого народа (особенно в среде восточных народов) тому или другому металлу или камню всегда придавалось известное символическое значение, напр., топаз – усмиряет бури морские, гиацинт – предохраняет людей от молнии; аметист – останавливает кровь; ясн помогает женщинам в родах и лечит от лихорадки, и т.д., и т.д. (Шепнинг. «Символика драгоценных камней». «Древности». Труд. Москв. археологич. общ. Т. I, 1865–67, стр. 135–152.). 1374 Фрикен . «Рим. Катакомбы». ч. II, М 1877, стр.91. Правда, здесь можно представить для происхождения обычая носить крест и другое объяснение. Кроме аналогии с фактом из бытовой жизни человечества, он имеет еще соответствие с одним из обычаев в истории мистериальных культов. Известно, что в древнем мире у людей, посвященных в мистерии, были в употреблении особые условные знаки, которые служили им, чтобы узнавать друг друга, напоминали открытое им, равно же и обеты, данные при этом. (Фрикен. Ibidem , стр. 47). Таким образом можно думать, что занимающей нас христианский обычай введен как противодействие последнему обычаю. Но кажется, чго выше представленное нами объяснение имеет более вероятия. 1376 Таков крест V в., найденный в храме св. Лврентия. (Гр. Уваров. «Византийский наперсный крест V или VI в.» «Древности». Труды Москов. Археол. Общ. М. 1865–67, стр. 101–104. 1377 Златоуст. «Homil. XII, in. 1Corinth». Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tim. LXI, col. 105; в русск. пер. «Бес. Злат. На 1 Кор.», ч. ICNб. 1858, стр. 220–221. Заметим между прочим, что относить начало рассматриваемого обычая к более раннему времени нет оснований. Правда, еще в половине III века крестное знамение употреблялось при всех даже самых обыденных случаях жизни, как свидетельствует Тертуллиан, но монументального креста в это время еще не было и даже изображения его на этот раз были исключительно в виде разнообразных монограмм. (Фрикен, «Римск. Катакомбы». Ч. II, стр. 137–151). Положим, в житиях мучеников, не только в начале IV в., но даже еще в IIIb. Упоминается иногда о ношении на груди креста («Мин.-Четьи», дек. 13 день, июнь 8-день), но нет никаких оснований согласится с тем, чтобы это были кресты в том роде, как теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Московское А. о. провело восстановление палат дьяка Аверкия Кириллова в Москве (Дом Московского археологического об-ва), владимирского Успенского собора (1886-1890) и Успенского собора в Москве (1894-1895). В реставрационной работе соблюдался принцип коллегиальности. По указу 1889 г. согласование всех работ на архитектурных памятниках перешло к имп. Археологической комиссии . В 1909 г. была создана Комиссия по изучению и сохранению памятников старой Москвы и ее ближайших пригородов во главе с председателем об-ва П. С. Уваровой. В функции комиссии также входил сбор экспонатов для созданного в те годы Музея старой Москвы. Деятельность Московского А. о. распространялась практически на всю территорию Российской империи. Оно привлекало к работе в провинции краеведов, занимавшихся исследованием и охраной местных достопримечательностей, и в то же время стремилось создать свои структуры, как, напр., в Ростове Вел., где с 1887 г. работала постоянная комиссия по управлению Ростовским кремлем, контролировавшая все реставрационные работы. Члены об-ва занимались составлением археологических карт Киевской, Волынской, Подольской и др. губерний. Об-во вело раскопки в Московской, в Смоленской, в Херсонской, в Могилёвской, во Псковской, в Вятской губерниях, на Кавказе (в 1901 создано Кавказское отд-ние). Председателями об-ва были: в 1864-1884 гг. гр. Уваров, в 1884-1917 г. графиня П. С. Уварова. Выходили периодические издания: «Древности: Труды Московского археологического общества» (1865-1916. 25 т.) и «Древности: Труды Комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества» (1907-1915. 6 т.), издавались «Труды» нек-рых Археологических съездов (публиковались в городах, где проходили съезды), научные монографии, отчеты о деятельности об-ва. Об-вом любителей кавк. археологии (1873) был проведен в 1881 г. 5-й Археологический съезд в Тифлисе, укомплектована коллекция Тифлисского музея. Казанское об-во археологии, искусства и этнографии (1878), созданное при Казанском ун-те, изучало исторические памятники на территории Поволжья (относящиеся к истории Волжской Булгарии, Хазарского каганата, Казанского и Астраханского ханств), издавало «Известия Казанского общества археологии, истории и этнографии» (1878-1916, 1919-1929. 34 т.) и научные монографии. При об-ве существовал музей, имевший археологическое и нумизматическое отд-ния, отдел рукописей. Псковское А. о.

http://pravenc.ru/text/76468.html

Собрание открылось 3 января 1865 года. На другой же день „случилось такое обстоятельство, которому дворяне не придали большого значения, но которое подало правительству предлог к закрытию собрания. Депутатское собрате, изготовляя списки к выборам, возбудило вопрос о правах на участие в выборах тех дворян, у которых крестьяне выкупились и за выкупом осталось земли менее 3000 десятин, т.-е. установленного ценза. По букве закона, понимаемой совершенно отвлеченно от его духа и действительной жизни, – не могут, – решило Депутатское собрание... Еще до выборов у губернского предводителя возникла переписка по этому вопросу с министром. Министр давал самое широкое толкование и находил, что дворяне не могут быть лишены права участия в выборах.“ Вопрос этот был доложен Дворянскому собранию и оно „решило принять мнение Депутатского собрания... Результатом этого решения однако же было то, что до 70 (говорят) дворян было лишено значительной доли своих дворянских прав“. „Еще задолго до выборов носился слух, что есть кружок дворян, заготовляющий к выборам проект адреса к Государю с просьбой о „конституции“. Так говорили, хотя это и оказалось не совсем верным. Этот кружок составляли: Голохвастов, известный вам 14 по обществу сельского хозяйства, Наумовы, Пушкин, Уваров, Бобринский и проч. и проч. У них были частные собрания. На одно из них был приглашен Д. Ф. Самарин , с которым нам приходилось уже не раз советоваться вместе, какое положение занять ему – в собрании и мне 15 – в литературе относительно этой агитации. Вопрос был довольно мудреный, ибо... le dessous des cartes 16 было бы непременно скрыто. Это можно было предугадать заранее и выставлен был бы только один казовый либеральный конец, которому не сочувствовать было бы странно. Д. Ф. на этом частном предварительном собрании у Пушкина выразил свое недоверие к предпринимаемым затеям, основываясь главнейшим образом на том, что подобные затеи не сближают, а разъединяют нас с народом и компрометируют в его глазах. Таким образом, эта партия знала заранее, кто будет с нею и против нее, и приняла свои меры. Пред выборами прилетел в Москву и знаменитый Безобразов Н. А., „магистр законоведения“, фанатик дворянских прав... Я видел его у Бахметева вечером вместе с Голохвастовым. Они сначала, как борцы, оглядывали друг друга и схватывались во второстепенных вопросах, но не пускались тут в спор о главном; между тем, казалось, между ними было мало общего, ибо Голохвастов – партизан всесословного, а Безобразов – дворянского представительства. Обе партии однако успели согласиться еще до начатия выборов и начертали план действий, роздали роли, что все еще оставалось для публики тайной. Вскоре к ним (впрочем на другой или третий день выборов) присоединилсяи граф Орлов-Давыдов, приехавший нарочно из Петербурга. Итак Безобразов, Голохвастов и Орлов-Давыдов – вот три элемента дворянской политической программы, три вожака дворянского большинства“.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

15 Макарий, архим. Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение//Известия Императорского Российского Археологического Общества. СПб., 1861. Т. II. С. 84–101. 16 Малышевский Ив. О придорожных крестах//Труды Киевской Духовной Академии. Т. 3. Киев, 1865. Отд. отт. С. 1–106. 18 Сам составитель (А. К. Жизневский) подчеркивая особую роль гр. А. С. Уварова в подготовке этого издания: «Сознавая свою неподготовленность к занятиям археологией, я заявил графу, что намерен ограничиться лишь собиранием древних предметов, предоставляя описание более сведущим людям. И он взял сам на себя этот труд, приступив к составлению статьи о мало известных дотоле тверских памятниках...»/Жизневский А. К. Об отношениях гр. Уварова к Тверскому музею древностей//Незабвенной памяти графа А. С. Уварова. М., 1885. С. 40. Три выпуска каталога «Описание Тверского музея» выходили в период с 1877 г. по 1883 г. За это время граф А. С. Уваров приезжал в Тверь в 1873 и 1877 гг. 19 Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888. Раздел IV. Каменные кресты. С. 35–40. 52, 53. 20 Леопардов Н. А., Чернев Η. П. Сборник снимков с предметов древностей, находящихся в городе Киеве в частных руках. Киев, 1890. Вып 1; 1891, Вып. 2, 3, 4; Каталог украинских древностей коллекции В. В. Тарновского. Киев, 1898. Вып. 1, 2. 23 Об этом подробнее см.: Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Каталог коллекции медного литья графа А. С. Уварова//Уваровские чтения – II. Муром, 21–23 апреля 1993 г. М., 1994. С. 33–38. 24 Шляпкин И. А. Древние русские кресты. Кресты Новгородские до XV века, неподвижные и не церковной службы//Записки отд. русской и славянской археологии ИРАО. Т. VII. Вып. 2. СПб., 1907. С. 49–84. Работе И. А. Шляпкина предшествовала статья: А. А. Спицын. Заметки о каменных крестах, преимущественно новгородских//Записки Русского отдела ИРАО. Т. VI. Вып. 1. СПб., 1903. 25 Покровский Η. В. Евангелие в памятниках иконографии. СПб., 1892. Есть переиздание: М.: Прогресс-традиция, 2001. 28 Кондаков Η. П. Ук. соч.//Памятники древнерусской письменности. Т. СПб., 1899. С. 1–47.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Мы привели довольно указаний для определения точного значения ремесленных знаков на христианских памятниках, но должны ещё заметить, что, судя по хронологическому списку римских надписей, восстановленному учёным Росси 254 , древнейший ремесленный знак, гребень чесальщика, принадлежит к 279 году, следовательно, к тому времени, когда в Риме стали вообще появляться первые изображения на надгробных надписях. II. Изображения фонетические, или иконная передача фонетического значения слов Этот параграф совершенно отсутствует. Указания на подготовку его, однако, имеются среди материалов. (Ред.) 218 Ibidem, § VIII. „Quot parietes signa desiderant? Quot templa et aedes idolis aedificantur? Domus vero et praetoria et balnea et insula quantae? Soccus et baxa quolidie deauratur, Mercurius et Serapis non quotidie. Sufficiat ad quostum artificiorum. Frequentior est omni superstitione luxuria et ambitio. Lances et scyphos facilius ambitio quam superstitio desiderabit. Coronas quoque magis luxuria, quam sollemnitas erogat“. 219 Bingham, Origines, IV, p. 223–204. Постановления Иллиберийского и третьего Карфагенского соборов. 222 Paedagogus, III, с. II, pag. 280. – Язычники на кольцах своих, вероятно, в роде амулетов, имели изображения Гарпократа, египетских богов, Аполлона и Муз. – Stromatum, lib. v., p. 662. – Срав. Plinius, lib. XXXIII, c. 3. 223 Adrersus Hermogenem, c. 1: „in artem contemnit, bis falsarius, et cauterio et stilo“. Cauterium назывался железный инструмент, посредством которого живописцы выглаживали воск, употребляемый при живописи восковыми красками. Cauterium от καυτριον (καω или κω, сожигать). 225 Στρμα означает всё то, что подкладывается наподобие ковра, а так как ковры ткались из различных цветов, то и книги, составленные из разнообразных известий, назывались Στρματα, что однозначаще с теперешним „смесь“. Strom, lib. V. cap. 4. (Орр. ed. Oxonii 1715). Lab. Preppel, Clement d’Alexan., Paris, 1865. I. 226 Strom., V. 7, р. 670. Климент описывает тут иероглифы, упомянутые уже у Плутарха (De Iside et. Osiride, § 32). Срав. y Плутарха (ibid., § 50; Symposiac., IV, 5, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf К числу выдающихся уроженцев Белгородского края принадлежит виднейший историк византийского и древнерусского искусства, археолог Никодим Павлович Кондаков . Он родился в селе Русская Халань (ныне – Чернянский район Белгородской области) в дворянской семье. Переехав в Москву, он прошел обучение в гимназии, высшее образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета в течение 1861–1865 гг.  Научный руководитель Кондакова профессор Ф.И. Буслаев был крупным специалистом по истории иконографии, совмещавшим занятия филологией с изучением истории искусства (основные работы: «Общее понятие о русской иконописи» – 1866; «Свод изображений из Лицевого Апокалипсиса»- 1884; «исторические очерки русского орнамента в рукописях» – 1917). Сокурсниками будущего ученого были среди прочих Ф.Е. Корш и В.О. Ключевский . С 1866 по 1869 гг. он преподавал русский язык и словесность во 2-й Московской гимназии, Александровском военном училище, а так же русскую историю и археологию в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Преподавательскую деятельность в вузе начал в Одессе (Новороссийский университет,, где получил должность доцента (1871–1877), а затем – профессора (1877 – 1888) по кафедре теории и истории изящных искусств. В качестве одесского преподавателя Кондаков посетил Италию, где собирал материалы для диссертации по византийской миниатюре. С 1875 г. он часто встречался с Джованни де России (1822–1894)- «отцом христианской археологии», в круг общения которого входили А.С. Уваров, Ф.И. Буслаев , Н.В. Покровский . В 1877 г. Кондаков сделал в Италии получивший известность доклад о рельефах деревянных дверей V в. Базилики Санта – Сабина в Риме. Этот успех был развит принятием Кондакова в члены Общества любителей христианской археологии в Риме. В период пребывания в Италии ученый слушал лекции П. Роза, Р.А. Ланчиани и др. Для получения пропуска в Ватикан он воспользовался покровительством кардинала Питри.  С 1888 г. начинается столичный этап жизни ученого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

13 Herzog, Real-Encyclop., 1, p. 469. – Haag, Ilistoire des dogmes ehrét. Paris, 1862, I, p. 468. 16 Ветринский, l. с., стр. 321. – Origines sive antiquitates ecclesiasticae ex lingua anglica in lat. vertit J. Henr. Grischovius. Halis, 1724–1738, IV, p. 119–137. Augusti, Denkwürd., p. 398. Handbuch, p. 93. – Herzog, l. c. 22 В. Theodoreti, Episcopi Cyri, Орр. ed. Schulze. Halis, 1769–1774. 8°. T. II, p. 86. Unum reprehensionis, alterum occultum et mysticum. Illum in promptu ad coarguendum: hunc mysticum et intus tanquam in vagina seu cellula reconditum. 27 Boeckh, ibidem, 9153. Dietrich, Zwei Sidonische Inschriften und eine altphönicische Königsinschrift. Marburg, 1855, 16. 29 Boeckh, ibidem, 8943, 9652, сравн. Fabretti, Inscriptionum antiquarum quae in aedibus paternis asservantur explicatio, Roma 1702, pag. 569, 127. Boeckh, ibidem, 9119. 34 Срав. Boeckh, 1. c., 8607, 9111, 9112, 9123. Boldetti, Osservazioni sopra i cimiteri martiri ed antichi christiani di Roma. Roma 1720, p. 58, 80. Marini, Gli atti e monumenti fratelli Arvalli, Roma 1795, 636. Marchi, Architettura della Roma sotteranea cristiana. 1844, p. 104. Fabretti, o. c., p. 758. Le Blant, l. c., II, p. 87 note 5. 39 Marangoni, Acta S. Victorini episcopi Amiterni et martyris illustrata, atque de ejnsdem ac LXXXIII ss. Martyrum Amiternensium coemeterio prope Aquilam in Vestinis. Roma 1740, p. 72: Ermogeni gaude annos qui vixisti XLV bene faciens, neminem contristans, neminem offendens. 40 Le B1ant, 1. c., II, p. 161 et suiv. 293 I p. CVII, note 3. A. Reville, Saint Irénée et gnostiques de son temps. Revue des deux Mondes. Fevrier 1865, 15, p. 1013 ss. 50 Le В1апт, 1. c.II, p. 253, 516. Эта надпись находится в музее города Арля. Сравни, ibidem, II, 421, 486, 678в, 708, 557, 486; Реггет, Catacombes de Rome, Paris 1851–1855. T. V. pl. XXVII (из Энеиды, кн. VI, 429; XI, 28). 51 В вилле Боргезе у Porta del popolo. Becker, Die Darstellung Jesu Christi unter dem Bilde des Fisches auf den Monumenten der Kirche der Katakomben. Breslau, 1866, p. 29–30.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 Fraehn, Ibn-Fozlan, pag. XXXIX. Jakut spaeterhin, als er sich durch seine Schriftstellerei bereits einen Ruf erworben hatte, seinen Namen in Jakub umänderte. Jakub bedeutet nämlich Rubin, Sapphir und war der Name, den man ihm als Sclaven gegeben hatte; insofeme die Araber (wie die Römer) ihren Sclaven gern Namen von Edelsteinen oder kostbaren Wohlgeruchen zu ertheilen pflegten. Andere Beispiele sind Lu’lu (Perle), Merdschan (Koralle), Kafur (Campfor), Sandal, u. s. w. 4 E. Le Blant, Inscriptions chrétieunes de la Gaule, antérieures au VIII siècle. T. I, 1856, Paris, 86. A, pag. 168 и сл.; T. II, 1865, 412, pag. 64. – Revue Arcbéol., X, 1864, pag.4. 5 Apolog., cap. 4. „Licet nunc sarmenticios et semaxios appelletis, quia ad stipitem dimidii axis revincti, sarmentorum ambitu exurimur. Hic est habitus victoriae nostrae, haec palmata vestis, tali curru triumphamus“. 6 в своём учёном исследовании: Origines et antiquitates christianæ (Romœ 1749, I, cap. 2, pag. 79) посвятил этому предмету особое внимание, и упоминает о следующих названиях, которыми клеймили всех христиан в совокупности: Extranei, factiosi, rei læsæ divinitatis atque imperii, sacrilegi, profani et vani, incestuosi, pessimi, sceleratissimi, rei omnium scelerum, infructiosii in negotiis, κακοδαμοτες. За твёрдость и упорство в религиозных убеждениях христиан прозывали: hebetes, stolidi, obtusi, rudes, idiotæ, indocti, fatui, obstinati, et deploratæ, perditæ atque inlicitæ factionis; за страдальческую кончину, после мучений и казни их прозывали βιαθτατοι или βιοθνατοι (ibidem, § XII, pag. 87). За то, что христиане принуждены были скрываться для церковных служб в пещерах и удаляться от общества язычников и иудеев, их называли: latebrosa ас lucifugax natio et muta in publico (§ XIV, pag. 89). Наконец, не допуская возможности другого, непонятного для них религиозного верования, язычники считали христиан за безбожников, athæi. „Потому нас называют безбожниками, говорит св. Иустин (II Апология, § 6, стр. 42), и сознаемся, что мы – безбожники в отношении к таким мнимым богам, но не к Богу Истиннейшему, отцу правды и целомудрия и прочих добродетелей и чистоты от всякого зла“.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда же, в 1832 году, царь назначил порусевшего во взглядах С.С. Уварова «товарищем» министра под Ливена. А в следующем году Уваров уже сменил Ливена и стал руководить народным просвещением. Он всегда пояснял, что лишь оглашал мысли и пожелания самого Николая I. Так, в 1849 году он напомнил, что при назначении «удостоился получить» от царя «наставление, которому беспрерывно следовало министерство с тех пор и доныне» . Уваров кратко определил триединую основу русской самобытности: «Православие, самодержавие, народность». Однако это определение в сути своей давно созрело в глубине русского самосознания. В течение веков оно лелеялось Православной Церковью, и в XVI веке окончательно проявилось в учении о Москве как Третьем и последнем Риме. В начале XIX века это представление стало достоянием светского сознания, искавшего пути сближения с исконной русской духовностью. В общих чертах возрожденное учение определилось в сочинениях Шишкова и, в частности, в его манифестах времен Отечественной войны 1812 года. Оно обнаружило себя и в написанном М.М. Сперанским коронационном манифесте Николая I, изданном 13 июля 1826 года. Идеи Сперанского ранее были намечены Н.М. Карамзиным в его «Записке о древней и новой России (1811), обращенной к Александру I. Николай Михайлович Карамзин Н.М. Карамзин отошел от своего былого космополитизма, и в его «Истории государства Российского» общество усмотрело проблески искомой многими православной народности. Как заметил А.Н. Майков в стихотворении «Карамзин» (1865), с выходом этой истории «очнулся русский дух», поскольку историк запечатлел …образ целого народа, что пронес Сквозь всяческих невзгод им созданное царство И всем, всем жертвовал во имя государства, Жива бо Церковь в нем, а в ней Господь Христос . Возобновленная православная ревность правительства получила благословение Церкви и поддержку большинства народа. Многие видели в этом чудесную помощь Бога. «В 1832 году после великих бедствий, испытанных Россиею в течение последних лет и от губительной войны, и от междоусобной брани, и от моровой язвы, над нашим Отечеством просияла великая благодать Божия. В этом году в богоспасаемом граде Воронеже последовало обретение честных мощей, еже во святых отца нашего Митрофана, епископа Воронежского. В день открытия мощей архиепископ Тверской и Кашинский Григорий всенародно произнес молитву святителю Митрофану, в которой испрашивалось предстательство его у “Христа Бога нашего, да возродит в святой Своей Православной Церкви живой дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любви, дух мира и радости о Дусе Святе”. Этот живой дух правыя веры и благочестия внушил помазаннику Божию поставить во главу угла воспитания русского юношества: Православие, Самодержавие и Народность; а провозгласителем этого великого символа нашей русской жизни – избрать мужа, стоявшего во всеоружии европейского знания» .

http://pravoslavie.ru/79095.html

Новый проект (возможно, составленный губернским архитектором Иваном Федоровичем Львовым) был рассмотрен в ГУПС и ПЗ и, не получив одобрения, был там составлен заново, а 25 января 1837 г. утверждён императором. В том же году южнее Спасо-Преображенского собора началось строительство Входоиерусалимского собора под наблюдением губернского архитектора И. Ф. Львова. Вопреки «Секретному списку о служебных, нравственных и умственных достоинствах Архитекторов и архитекторских помощников Тверской губернской Строительной и Дорожной Комиссии за 1864 год», в котором Входоиерусалимский собор назван в числе авторских произведений Львова, в действительности, как это отмечено выше, проект был составлен в ГУПС и ПЗ. Возможно, впрочем, этот проект немногим отличался от первоначального, скорее всего принадлежавшего Львову, к тому же наблюдавшему за его осуществлением. Так что Львова с полным основанием можно считать соавтором проекта, по которому возводился собор. В описи церкви 1853 г. говорится, что храм был заложен 25 июля 1837 г., в день рождения императора Николая I. Подрядчиком на строительстве собора являлся новоторжский купец Иван Васильевич Ананьин. И. В. Ананьин (15.10.1801–23.06.1865) был сыном уже известного нам строительного подрядчика Василия Фёдоровича Ананьина, а также племянником и крестником Фёдора Фёдоровича Ананьина. В 1844 г. Иван Васильевич Ананьин подал прошение о назначении его на должность «архитектурного дела ученика», прошёл конкурс в Твери и был назначен городовым архитектором в Торжке, Вышнем Волочке и Весьегонске. В частности, он проектировал один из домов купцов Уваровых, главных благотворителей при строительстве новой Входоиерусалимской церкви. Много сил и усердия приложил при строительстве этой церкви староста собора Спаса Никита Никифорович Уваров. 16 сентября 1841 г. Н. Н. Уваров скончался, и церковным старостой собора стал его сын Степан Никитич. Его стараниями 20 марта 1842 г. для новой колокольни был привезён из Твери в Торжок колокол весом 325 пудов. В хлопотах по завершению строительства Входоиерусалимской церкви ему помогали его братья Яков и Михаил.

http://sobory.ru/article/?object=01141

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010