Бог сказал согрешившему Адаму, что «проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3:17-18). А новый безгрешный Адам — Иисус Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути. Христовы Апостолы Матфей (27:29), Марк (15:17) и Иоанн (19:2) повествуют о том, что «воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову» , «и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: «венец правды» (2 Тим. 4:8), «венец славы» (1 Пет. 5:4), «венец жизни» (Иак. 1:12 и Апок. 2:10). Крест «виселицеобразный»   Эта форма креста очень широко употребляется при украшении храмов, богослужебных предметов, святительских облачений, и в частности, как видим, архиерейских омофоров на иконах «трех вселенских учителей». «Если кто тебе скажет, ты Распятому поклоняешься? Ты светлым голосом и с веселым лицем отвечай: поклоняюся и не перестану поклоняться. Если засмеется, ты прослезись о нем, потому что беснуется», — учит нас, сам украшаемый на образах сим крестом вселенский учитель святой Иоанн Златоуст (Беседа 54, на Мф.). Крест любой формы имеет неземную красоту и животворящую силу, и каждый, кто познает эту Божию премудрость, восклицает с Апостолом: «я (…) желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14)! Крест «виноградная лоза»   Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1). Так назвал себя Иисус Христос, Глава насажденной Им же Церкви, единственный источник и проводник духовной, святой жизни для всех православно-верующих, которые суть члены тела Его. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5). «Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной лозы, — писал граф А. С. Уваров в своем труде «Христианская символика»; главное значение виноградной лозы для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения» (стр. 172 — 173).

http://pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izob...

Сколько во всем предан он был Богу! Теперь хотя получил просимое, однако же не в то время, как просил, a после; но и тем не огорчился. Говорю это для того, чтобы и нам не скорбеть, когда бываем не услышаны, или услышаны позже. Мы не лучше Павла, который то и другое признает за милость; и совершенно справедливо. Однажды отдав себя всеуправляющей Руке, он подчинился ей так, как глина горшечнику; и всегда следовал водительству Божию» (св. Злат.). Благочестивый читатель! Не печалься же и ты, когда твои усердные молитвы не бывают услышаны Богом. Помни, что «иногда Бог не исполняет наших прошений или медлит их исполнением не потому, что не любит нас, но для того, чтобы мы постоянно прибегали к Нему. Так поступают и чадолюбивые отцы: видя, что кто-нибудь из детей нерадив, они не вдруг исполняют его прошения не потому, что ненавидят его, но для того, чтобы, получив, не впал опять в нерадение» (св. Иосиф Волоколамский. См. «Цветник Духовный». Москва, 1882. Часть 1-я, стр. 94). «Иные молятся и, не получая просимаго, охладевают к молитве; а может быть, Господь близок был уже к тому, чтобы исполнить по их прошению; может быть они оставили молитвенный труд, когда недалеко уже была от них милость Божия... Чем дольше мы просим у Бога, тем Он щедрее бывает; чем дольше Он не дает, тем больше даст: в то время, когда Он не дает нам просимаго, Он как бы придумывает, чем бы получше наградить нас». (Протоиерей Родион Путятин . См. там же). 11. Желаю бо видти васъ, да нкое подамъ вамъ довное, ко вашем: Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, Апостол указываете, почему ему желательно было свидеться с римлянами. «Желает он предпринять к ним путешествие не даром, не так, как многие путешествуют ныне – без цели и нужды; напротив, его побуждали дела необходимый и требующие крайней поспешности, хотя не хочет сказать сего ясно, а только намекаете» (Злат.). Да некое подам вам дарование духовное . Вот зачем апостол желал побывать у римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

е. те, которые согрешили, имея закон, законом суд приимут , или по закону будут и судимы. В этих словах апостол разумеет евреев, которым Бог дал письменный закон. Они будут судимы но этому закону; следовательно, строже, чем язычники, не имевшие закона. 13. Не бо акона праведни пред но творцы акна, правдтс. Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, Слова этого стиха апостол, очевидно, направляет против иудеев. Они хвалились тем, что имели Божественный закон, какого язычники не имели. Св. Павел говорит, что хвалиться тут нечем. Важно не то, что евреи имели и знали закон. Важно то, исполняли они его или нет. Если нет, то и их постигнет наказание, как и не имевших закона – язычников, и даже наказание большее, чем этих последних, потому что только творцы закона , т. е. исполнители закона будут оправданы Богом, или получат спасение. Эти слова апостола имеют отношение и к нам – христианам. И мы должны всегда помнить, что важно не знание Божественных повелений, но исполнение их. «Не для того дано нам Священное Писание , – рассуждает св. Иоанн Златоуст . (Бесед. на св. Иоанна, ч. I, стр. 377–378), чтобы мы имели его только в книгах; но чтобы начертывали его в сердцах наших. Заключать заповеди только в письменах, такого рода стяжание их свойственно только иудейскому тщеславию. А нам и в начале дан закон не так, но на плотяных скрижалях сердца ( 2Кор.3:3 ). Говоря это, я не препятствую приобретать книги (Св. Писания); напротив, хвалю это и прошу об этом; желаю только, чтобы из книг слова и мысли переходили в нашу душу, и она, усвояя разуму письмена, такими образом очищалась». 14. Егда бо ыцы неимще акна естествомъ акнна творть, акна не имще, сами себ сть акнъ: (Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон; Апостол сказал, что только исполняющие закон будут оправданы Богом, т. е. спасутся (ст. 13). Но если так, то могут ли спастись некоторые из язычников, когда они не имеют писанного закона? Апостол в объясняемом стихе доказываешь, что могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

25. Иже премниша истин во лж, и почтоша и послжиша твари паче Творца, иже есть блгословенъ во вки. аминь. Они заменили истину Божию ложью, и покланялись, и служили твари вместо Творца который благословен во веки, аминь. Апостол опять (ср. ст. 21) указывает, вследствие чего же именно впали язычники в такие грехи «За что, – опрашиваете бл. Феофилакт, – язычники преданы нечистоте? За то, – отвечает, – что оскорбили Бога, ибо кто не хочет знать Бога, тот тотчас развращается и в нравственности, как и Давид говорит: рече безумен: несть Бог, потом: растлеша и омерзишася в начинаниих ( Пс.13:1 ). – Премениша истину Божию во лжу – заменили истину Божию ложью, т. е. истинного Бога заменили ложными Богами; вместо Бога стали покланяться идолам. И почтоша и послужиша твари , т. е. идолопоклонствовали. Паче Творца , более, чем Творцу, т. е. язычники стали почитать идолов более, чем сколько почитали бы даже истинного Бога. Иже есть благословен во веки – который благословен во веки. Хотя язычники и не хотели знать истинного Бога, это однако не повредило Его славе. Он остался каким и был всегда, – благословенным (т. с. прославленным) во веки. Аминь , истинно, – этого (слов апостола о вечной славе Божией) оспорить никто не может. 26. Сего ради предад ихъ Бгъ въ страсти и жены бо ихъ имниша естественню подоб въ преестественню: Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противуестественным; Сего ради , т. е. так как язычники стали нечествовать, оставили истинного Бога, то Бог и предал их постыдным страстям. Каким же? Об этом апостол говорить в словах: женщины бо их измениша естественную подобу в презественную . т. е. вместо естественного сообщения, хотя бы и беззаконною, с мужчинами, языческие женщины измыслили неестественное – сообщение с женщинами же. До такого греха дошли язычники в своем нечестии! 27. Такожде и мжи, ставльше естественню подоб женска пола, ражегошас своею дргъ на дрга, мжи на мжехъ стдъ содвающе, и еже подобаше прелести ихъ, въ себ

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Феодорит). «Хвалиться, что ты любим Богом и предпочтен прочим людям» (св. Иоанн Злат.). 18. И рамеши волю, и расждаеши лчша, начаемъ акна: И знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, И разумееши волю – и знаешь волю. Чью? Божию; знаешь, чего требует Бог, что угодно Ему и что нет. И рассуждаеши лучшая – т. е. правильно можешь рассудить, как нужно тебе поступить в том или другом деле, чтобы сделать лучшее. Что же означаете лучшее? Так, конечно, названо угодное Богу, потому что что можете быть лучше и полезнее для человека, как не дело, угодное Богу? Но откуда же иудей мог знать лучшее? Апостол отвечает на это словами: научаем от закона , т. е. иудей всему этому научался из закона, все это ему было открыто в законе Моисеевом. 19. Оупова же себ вожда быти слпымъ, свта сщымъ во тм, 20. Накаател бемнымъ, оучител младенцемъ, имща браъ рама и истины въ акон. И уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, Наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины. Иудеи имели истинное познание о Боге, знали также и волю Божию, т. е. чего требует Бог от человека. Язычники не знали всего этого. Поэтому иудеи считали себя руководителями язычников. Об этом и говорите св. апостол в 19 и 20 стихах. – Уповая же себе вожда быти слепым , т. е. ты, иудей, уверен в том, что ты путеводитель слепых. Слепыми апостол называете язычников, потому что они не имели познания об истинном Боге. Кого должно почитать истинным Богом, сделалось для них сокрытым, невидимым, точно так же, как для слепых невидимы окружающие предметы. Чтобы привести их к познанию истинного Бога, для них сделались нужными руководители, вожатые, как нужны они для слепых. Такими руководителями, считали себя иудеи. Они имели истинное познание о Боге и могли научать и других почитать Бога истинного. Действительно, евреи не редко обращали язычников в иудейство. Это особенно часто стало происходить после плена вавилонского, пред пришествием на землю Христа-Спасителя. – Света сущим во тьме , ты, иудей, считаешь себя светом для находящихся во тьме, т. е. язычников. Мысль та же, что и в только что объясненных словах. – Наказателя безумным . Наказатель означает: учитель, наставник. Иудей считал себя учителем безумных. Под безумными апостол не разумеет лишившихся ума, сумасшедших, но тех, которые не имеют в своем уме познания о том, что истинно и что нет. Таковы были язычники, потому что они не знали истинного Бога и, вместо Него, почитали ложных богов-идолов. – Учителя младенцем . – Младенцами названы опять язычники, потому что они не знали истины, как ничего несмыслящие младенцы. – Имуща образ разума и истины в законе . Эти слова показывают, почему иудей считал себя руководителем язычников: потому, что имел в законе образец разума и истины. В законе иудею было открыто все: и разум, т.е. то, что должно знать об истинном Боге, и истина, т. е. что нужно делать, чтобы вести жизнь, угодную Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

31. Нерамны, непримирителны, нелюбовны, неклтвохранителны, немилостивны. Безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Неразумны – безрассудны. У язычников оставивших истинного Бога и впавших в великие грехи, помрачился разум. Это видно уже из того, что они стали покланяться бездушным идолам, как истинному Богу. Непримирительны т. е. такие, которые не любят жить в ладу с другими. – Нелюбовны , или «жестокосердны, недружелюбны» (Геннадий). Неклятвохранительны , т. е. «безбоязненно нарушающие взаимные договоры» (бл. Феодор), – вероломные. Немилостивны – немилосердны, не сострадательны к другим. «Они, – говорит бл. Феодорит, – подражают в жестокости зверям»; у них «один другого не любит, один другого не милует». 32. Нцыи же и рамвше, к таква достойин смерти сть, не сами твортъ, но и соиволютъ творщимъ. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти: однако не только их делают но и делающих одобряют. Апостол говорит, что язычники делали грехи, какие он указал, не по неведению; нет, они знали, как Бог смотрит, на это, знали, что они за свои грехи достойны смерти, и, тем не менее, не только сами грешили, но и соизволяли грешащим, т. е., если видели, что кто-либо совершает какой-нибудь грех , то не уговаривали его не грешить, а, напротив, поощряли ко греху. Так велика была развращенность язычников! Глава 2 Язычники безответны пред Богом, потому что знали, что грех и что нет и, тем не менее, предавались греху; за это они и подлежать Божественному суду (ст. 1–16). Виновны пред Богом и иудеи, так как они не только сами знали, что угодно Богу (ст. 17–28), но старались указать это и другим (ст. 19–20), и при всем этом творили неугодное Богу, почему они виновнее даже язычников (ст. 21–29). 1. Сег ради бевтенъ ес, о члвче, вскъ сдй, имжъ бо сдомъ сдиши дрга, себ сждаеши: тажде ьо твориши сдй. Итак не извинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

«Вот мера рабского послушания и пример глубокой признательности! Сказывает только, что были ему препятствия, a какие – не говорит, потому что не исследует велений Владыки, а только повинуется... Я сам не знаю, – рассуждал он (т. е. апостол), – и ты не спрашивай о намерении и воле Божией: еда речет здание создавшему е: но что мя сотворил еси тако ( Рим.9:20 )». (Злат.). – Да некий плод имею и в вас, яко же и в прочих языцех . Эти слова относятся к словам: многократно намеревался прийти к вам, и таким образом должны быть поставлены впереди слов: но возбранен был (или: встречал препятствия) даже до ныне; так что порядок должен бы быть такой: «многократно намеревался прийти к вам, чтобы иметь некий плод и у вас, как у прочих народов, но (не мог прийти, потому что) даже и доныне встречал препятствия. – Иметь некий плод . Ап. Павел уже во многих местах принес плод, что и говорить в словах: «как и у прочих народов»; но он желал принести плод и в Риме. Здесь хотя христианство уже было распространено, но апостолу еще много предстояло потрудиться для утверждения веры Христовой. 14. же и варваромъ, мдрымъ же и нерамнымъ долженъ есмь Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. В этих словах апостол указывает главное основание, по которому ему необходимо побывать у римлян. Он должен быть у них потому, что благовествование есть его долг, обязанность, отправлять которую он призван. «Говорит сие апостол, объясняя римлянам, что не милость какую оказывает им, но исполняешь повеление Господа, научая воздавать благодарение Богу всяческих» (Злат.). Под еллинами и мудрыми апостол разумеет людей образованных, а под варварами и неразумными – необразованных. Таким образом св. апост. Павел желаешь сказать, что он должен благовествовать всем без исключения. Не стыжусь благовествования Христова . «Что ты говоришь Павел? – восклицаете св. Иоанн Златоусте , – надлежало сказать: хвалюсь, ставлю себе в честь, превозношусь, но ты не только не говоришь сего, а еще сказываешь нечто меньшее, именно: что не стыдишься, как обыкновенно отзываемся мы о чем-нибудь не очень важном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

24. Им бо вами хлитс во ыцхъ, коже есть писано. Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. (Исаии.52:5. Езек.36:20). «Дабы не подумали, что апостол обвиняет иудеев сам собою, выводит он обвинителем пророка Исаию (52:5). Не я укоряю вас в том, – говорит Павел, – послушайте, что сказал Исаия: имя Божие вами хулится во языцех . И всем обвинении опять две вины. Ибо говорится, что не только сами оскорбляют Бога, но и других приводить к тому лее. Выше винил их в том, что, уча других, себя не учат; а теперь винишь в большем: вы не только сами себя, но и других не учите тому, что должно делать. А что всего хуже не только не учите жить по закону, но учите противному, учите хулить Бога, что противно закону» (св. Злат.). – Вами хулится во языцех , т. е. язычники, видя вашу порочную жизнь хулят славное имя Божие. «Этих ли (т. е. иудеев), – говорили они, – должен любить Бог. Неужели Бог любящий таких, есть истинный Бог?» (бл. Феофилакт). «Не следовало Ему (Богу), – говорили язычники, – избирать таких или давать им что-либо. Ужели Он не предвидел, что они худы и будут худыми» (Экумений)? Таким образом иудеи сделались виновниками хулы истинного Бога. – Якоже есть писано , – как написано. Кем? Пророком Исаией в 52 гл., 5 ст. В этом месте пророк, обличая грехи евреев, говорит, что из-за этих грехов еврейского народа имя Божие злословится непрестанно, всякий день, среди язычников. Апостол напоминает эти слова пророка, желая указать, что не один он укоряет евреев, но еще и древний пророк. 25. бо польетъ, аще аконъ твориши: аще же акона престпникъ ес твое бысть. Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Впереди св. апостол говорил, что иудеи хвалятся законом и указал, что хвалиться тут нечем, потому что важно не знание закона, а его исполнение. Теперь он обращаешь внимание на обрезание. Обрезание было установлено при Аврааме. Бог повелел ему обрезать крайнюю плоть в знак того, что избирает его родоначальником Своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Итак язычники, если бы захотели, могли бы знать Истиннаго Бога, так что, – говорите апостол, – они безответны . Это значите, что, имея возможность познать Бога истинного, и не познав Его, они не могут представить никакого извинения для себя на суде, который открывается над ними ( Римл.1:18 ), они не могут ответить: почему не веровали в истинного Бога, – оставят без ответа такой вопрос . 21. анеже рамвше не к Бга прославиша ил блгодариша, но сетишас своими, и мрачис нерамное иъ сердце: Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; Апостол в 19 и 20 стихах сказал, что язычники могли познать истинного Бога и однако не познали его. С 21 стиха он указываете, как же это случилось. Занеже , т. е. Поскольку, потому что. Слово это относится к слову безответны в предшествующем стихе, и имеет такой смысл: язычники безответны, потому что, разумевше Бога (т. е. имев познание об истинном Боге), не прославили Его, как Бога. Не прославиша , т. е. «не воспользовались сим знанием (о Боге), как надлежало» (Злат.); «не восхотели иметь о Нем достойных Его мыслей» (Феодорит). Рассматривая внешний мир, язычники должны бы удивляться Божией премудрости и всемогуществу, но они не делали этого: они не прославляли Бога. И не благодариша . Бог повсюду окружает человека благодеяниями: Он подает ему пищу и одежду, повелевает солнцу сиять над грешными и злыми и т. д. Но язычники не хотели замечать всего этого: они не возблагодарили Бога за попечение о них, – забыли Его. Они осуетишася помышлении своими . Это значит, что, вместо помышлений о Боге, они стали заботиться о суетном, земном. Все их мысли и заботы стали направляться только к тому, чтобы как можно лучше устроить свою земную жизнь. О Боге уже не было мысли. И омрачися неразумное их сердце . Сердце означает все вообще внутреннее состояние человека. Когда человек забывает Бога, вся душа его омрачается. Совесть глохнешь, страх Божий исчезаешь, любовь к ближним заменяется только любовью к самому себе. Душа человека делается полною духовного мрака. Это и случилось с язычниками, забывшими истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Закрыть 24 ноября в Санкт-Петербурге состоится круглый стол «Граф Уваров и судьбы российского консерватизма» 01.09.2023 3035 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников 24 ноября в Институте истории СПБГУ пройдёт круглый стол «Граф Уваров и судьбы российского консерватизма», говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Он приурочен к установке в Санкт-Петербурге памятника министру народного просвещения Николаевской эпохи графу Сергею Семёновичу Уварову, автору знаменитой идеологической формулы Российской Империи «Православие, самодержавие, народность». В работе круглого стола примут участие: Соколов Роман Александрович, проректор РГПУ им. Герцена, доктор исторических наук, профессор: Древнерусские истоки Уваровской формулы. Выскочков Леонид Владимирович, профессор кафедры Истории России, Института Истории СПБГУ, доктор исторических наук: Уваров и Николай Ι . Протодиакон Владимир Владимирович Василик, профессор кафедры Истории России, Института Истории СПБГУ, доктор исторических наук: Наследие Уварова в творчестве Л.А.Тихомирова и вызовы современности. Вассоевич. Андрей Леонидович, директор Института востоковедения РГПУ им. Герцена, доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор: Уваровская формула в меняющемся мире. Казин Александр Леонидович, научный руководитель Российского института истории искусств, доктор философских наук, профессор: Уваровская триада как мировоззренческий принцип Милютенко Надежда Ильинична, доцент кафедры Истории России Института Истории СПБГУ, кандидат философских наук: «Православие. Самодержавие. Народность» в творчестве Погодина. Котов Александр Эдуардович, доктор исторических наук, профессор СПБГУ: «Уваровская триада в русской мысли второй половины XIX в.»; Лебедев Сергей Викторович, доктор философских наук, профессор Высшей школы народных искусств: «Уваровская триада и теория официальной народности»; Иванов Андрей Александрович, доктор исторических наук, профессор СПБГУ: « «Православие, самодержавие, народность» в интерпретации правых начала ХХ века»;

http://ruskline.ru/anonsy/2023/09/01/v_s...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010