Расстреливать святителя поехали чекисты Уваров, Платунов и трое латышей. В первом часу ночи 20 июня Уваров въехал во двор ЧК и велел выводить архипастыря. В простой рясе, в клобуке, с панагией на груди, с посохом в руке вышел святитель. Из подвала выбежал Жужгов и попросил Платунова, чтобы и его взяли присутствовать «на похоронах Андроника». Платунов велел ему сесть в пролетку рядом с архиепископом. И они поехали. Дорогой святитель добродушно заметил Жужгову, что ему в Мотовилихинской милиции было лучше сидеть, по крайней мере, там над ним не издевались. В ответ Жужгов злобно потребовал: – Снимите постановление о забастовке. Архиепископ ответил: – Нет, не сниму, я знаю, что вы меня везете расстреливать. Они ехали по Сибирскому тракту, миновали пятую версту и свернули налево, в лес. Проехав сажен сто, остановили лошадей [aa] . Жужгов отвязал от пролетки лопаты, одну протянул архипастырю и велел копать могилу. Святитель копал медленно, и палачи стали ему помогать. Когда закончили, Жужгов приказал: – Давай ложись. Но могила оказалась коротка, святитель подрыл в ногах, лег второй раз, но и тогда она оказалась короткой, и он снова копал, удлиняя ее. Наконец, когда могила была готова, владыка попросил помолиться. Палачи разрешили. Архиепископ минут десять молился, затем повернулся ко всем четырем сторонам, благословил свою пермскую паству и сказал: – Я готов. – Я расстреливать не буду, а живым буду закапывать, пока не снимешь постановления, – заявил Жужгов. Архиепископ ответил, что никогда не сделает этого. И палачи стали забрасывать его землей. Жужгов несколько раз выстрелил. Тело святителя было неподвижно. Платунов выстрелил еще два раза, Жужгов один раз – в голову, и начали закапывать. После казни палачи разделили оставшиеся от архипастыря вещи: чугунные часы, панагию и позолоченную цепочку. В своем последнем пасхальном послании Пермской Церкви 17 марта 1918 года владыка писал: «Прошел год – и все житие наше обратилось в прах от дуновения воли оставленного нами Бога. Такими грозными посещениями возвращал к разуму Господь издревле людей рода нашего: в грозных событиях жизни, в злоключениях и люди, и целые народы познавали свою немощь, свое недостоинство и возвращались к Всесильному Промыслителю...

http://fond.ru/kalendar/467/andronik/

Н.Н. Жервэ В контексте истории русской культуры конца XVII – начала XX веков и культурной жизни русской провинции история изучения славянских древностей является наименее исследованным вопросом. За последние десятилетия кроме А.А. Формозова к данной проблеме, пожалуй, всерьез не обращался никто из исследователей. Причины столь неожиданного на первый взгляд явления на самом деле более чем объективны и конкретны: 1) открытие, изучение и собирание русских древностей было слишком тесно связано с таким явлением в истории русской культуры как меценатство, о котором в наше время старательно умалчивали; 2) сбор сведений и изучение местных провинциальных древностей во многом зависели от деятельности краеведов, а с 30-х годов нашего века после ряда краеведческих процессов даже термин «краеведение» вызывал только отрицательную реакцию в исторической науке; 3) у истоков изучения русских древностей как письменных, так и вещественных, во многих регионах России стояли церковные деятели, а принадлежность к «поповству» в советское время была отталкивающим фактором. В связи со всем вышесказанным, мне представляется чрезвычайно важным и нужным вернуть из небытия незаслуженно забытые имена меценатов, краеведов, церковных деятелей, чьими трудами и «малыми подвигами» были спасены и сохранены для нас древности русской земли. Для северо-западного региона – новгородской, псковской и вологодской земель истоки изучения древностей связаны с жизнью и деятельностью замечательного ученого, историка, писателя, церковного деятеля митрополита Евгения (Болховитинова) . В Уваровском фонде ОПИ ГИМа (Ф. 17. Оп. 1) мне удалось обнаружить два интересных документа, непосредственно связанных с Болховитиновым: 1) материалы по истории Украины, подготовленные к III археологическому съезду 1874 года (Д. 657) содержат «Очерк жизни и ученых трудов Евгения, митрополита Киевского и Галицкого». Рукопись написана хорошим писарским подчерком, автор не указан, но и аннотации ГИМа – А.С. Уваров. В очерке кратко изложены основные вехи биографии, все перемещения по службе, награды, перечень трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

ДОПОЛНЕНИЕ К ТОМУ ДВЕНАДЦАТОМУ Дело по жалобе ратных людей на князя Ив. Андр. Хованского и сыновей его (Архив минист. юстиции, столбцы Приказного стола, 1619). Грамота князя Хованского государю: «В нынешнем во 174 году в ноябре послал я челобитныя заводныя, одна полковая, только полк про нее не ведает, а завели те челобитные ведомые составщики и гилевщики новгородцы Петр Арцыбашев, Михайло Теплев, Павел Мартьянов, князь Ив. Мышецкой, Василей Ушаков, Афанасий Уваров, новоторжец Сава Цыплетев и иные такие же плуты, и против тех заводных челобитен дворяне принесли заручныя челобитныя и сказки, что оне про те составныя челобитныя не ведают, а Петра Арцыбашева велел я посадить в тюрьму для того, чтоб от него воровские заводы не множились, во Пскове не без лазутчика, услышит такой мятеж и составныя челобитныя и ведомость учинит: неприятелю, слыша несогласие в полку, то и радость. И он, Петр, от такового злого умысла ни отстал, наипаче зло ко злу прилагает, выходит из тюрьмы ночью и в день тайным обычаем, напоил сторожей пьяных и ходит к советникам своим и завел такую ж составную челобитную и призвал к себе и к советникам своим невинных, которые подобострастны им, велят руки прикладывать, напоя пьяных, а иным неволею, и в тюрьме ночью тайным обычаем. За божие и за твое, великого государя, дело ненавидим холоп твой от тех воров, будто от меня разбор учинился и что не отпустил к тебе, великому государю, челобитчиков их бить челом об отпуске, а говорил им, что неприятель стоит за Двиною в собранье: как вам бить челом об отпуске? А что разбор учинен, и то тебе, великому государю, в казне прибыль будет большая, напрасно никто не станет жалованья иметь, за кем 15 дворов, то без жалованья, а хотя за ком один двор, вычету рубль у него, и дать 15 рублев, а он возьмет 14, а беспоместным и пустопоместным указныя статьи, за то тем ворам ненавидим стал». В челобитной дворяне жалуются, что многие из них побиты и разорены на многих боях от его боярские дерзости, под Ляховичами и под Полонкою, что с немногими людьми ходил на многих. Пишут, что, перешедши к князю Борису Александровичу Репнину, свет увидали. Однажды случился в полку сполох, и Хованский велел дворян бить кнутом, а двоих казнить смертью, взводя вину, что они хотели в сполохе грабить обоз и его боярские коши. «У нас, – пишут дворяне, – такого скверного помысла не бывало и впредь не будет, потому что мы холопи твои, великого государя, природные, а не иноземцы и не донские козаки». Хованский оправдывался, что «наказал поделом: зачем сполох сделали и в свой обоз стреляли? Если бы даже и неприятель подошел, то дело сторожей с ним биться». Челобитчики подали роспись сводницам, которые приводили к князю Ив. Андр. Хованскому и сыну его князю Андрею женок и девок на блуд. Оказывается, что четыре сводницы приводили более двадцати женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В.В. Виноградов Поползновение ПОПОЛЗНОВЕНИЕ В современном русском языке небольшая группа книжных имен существительных на -новение с глагольной основой, обозначающих действие или состояние, стремление, является внутри своего словообразовательного ряда морфологически, стилистически и семантически разобщенной, разъединенной (ср. проникнуть, проник-новение, возникнуть, возник-новение, исчезнуть, исчез-новение, иссякнуть, иссяк-новение, усек-новение; ср. отдохнуть, отдох-новение, претк-новение, пополз-новение, прикосновение, столк-новение, дерз-новение, ср. дерзать; но ср. вдохнов-ение при вдохновить; ср. также мгновен-ие, ср. миг; мановение, но в «Полтаве» Пушкина: Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки (ср. образование иной категории: омовение, откровение). Большая часть этих слов – древние славянизмы. Лишь единичные из них подверглись резкой экспрессивной деформации. Таково слово поползновение. Слово поползновение в современном языке воспринимается как книжное. Оно имеет яркую ироническую окраску и служит, по большей части, средством отрицательной характеристики какого-нибудь нескромного желания, упорного, но скрытого намерения. Значение этого слова в словаре Д. Н.  Ушакова определяется так: ««Не вполне определившееся или скрываемое намерение, желание». У него было п[оползновение] уехать, не сказав никому» (Ушаков, 3, с. 591). Кроме того, здесь же отмечается смысловой оттенок: «»Желание показать что-н., претензия». Он был одет... с некоторою изысканностью и с поползновением на солидность и собственное достоинство (Достоевский)». Однако нетрудно убедиться в том, что это толкование не вполне точно. Оно воспроизводит частные смысловые нюансы словоупотребления, порождаемые тем или иным индивидуальным окружением, контекстом. Правильнее было бы определить поползновение (на что-нибудь, к чему-нибудь или с инфинитивом) как «покушение на что-нибудь, недостаточно оправданное или недостаточно обоснованное притязание на что-нибудь, стремление к чему-нибудь внутренне желаемому, но трудно достижимому». Оно представляет собою отвлеченное образование от глагола поползнуть или поползнуться. Действительно, в языке древнерусской письменности отмечены глаголы: попълзтися– поползтися со значениями: 1) «поползти, соскользнуть, совратиться» (в Изборнике 1073 г.: попълзошася на нечьстие); 2) «впасть в ошибку, в грех , погрешить» (в «Повести временных лет»: Соломонъ... бы мудръ, но наконьць поползеся. 6494 г.); однократные формы попълзнути– поползнути «поскользнуться, впасть в заблуждение, в ошибку» (в «Пчеле»: Горьчае языкомь пополъзнути, нежели ногами); попълзнутися– поползнутися «поскользнуться; совратиться, впасть в ошибку» (в Хронике Георг. Амартола по Уваров. сп.: Конь же по моему камену пополъзнувъся, на землю въсадника съверже; в «Пчеле»: мужь клятволюбець пополъзнеться в безаконие) (Срезневский, 2, с. 1201–1202).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Умерло ли церковное искусство? Самые продвинутые русские иконописцы считают очень актуальным писать в «римском стиле», имитируя росписи первых христианских храмов. Итальянские знатоки иконы, напротив, считают уместным приобретать иконы «под Рублева». Что это? Это как «мертвые» русские балеты, ставящиеся бесконечно на итальянской сцене? 11 мая, 2012 Самые продвинутые русские иконописцы считают очень актуальным писать в «римском стиле», имитируя росписи первых христианских храмов. Итальянские знатоки иконы, напротив, считают уместным приобретать иконы «под Рублева». Что это? Это как «мертвые» русские балеты, ставящиеся бесконечно на итальянской сцене? Слухи о смерти церковного искусства преувеличены. Корреспондент из Италии пишет: «Сейчас самые продвинутые русские иконописцы считают очень актуальным писать в «римском стиле», имитируя росписи первых христианских храмов. Итальянские знатоки иконы, напротив, считают уместным приобретать иконы «под Рублева ». Что это? Это как «мертвые» русские балеты, ставящиеся бесконечно на итальянской сцене? Я могу это определить как «кукла куклы». В самом деле, я и сам видел в римских католических храмах иконы под Рублева. Но прочитать «русский» текст мне не удалось. Кукла куклы. Что имеется ввиду? То, что прекратился поступательный процесс развития христианского искусства. Многие у нас в России считают, что развития никогда и не было. А была на заре истории краткая уникальная вспышка творчества, создавшая шедевры, впоследствии недосягаемые потомками. И вот, мы, потомки, осознавшие свою «ущербность», должны посчитать за лучшее копировать или максимально приближаться в новом «творчестве» к старым образцам. Эта тенденция является сегодня доминирующей в России. Вопрос только в том, какую эпоху конкретный художник считает идеально отражающей суть Православия. Уже на этом этапе нет единого мнения, и активно примешивается субъективный фактор. В верхних эшелонах неизменно востребован и пестуются идеалы синодального периода. Это искусство, созданное империей, достигшей своего максимального могущества и щедро взращивающий всходы пышно расцветшего церковного мастерства. В самом деле, мы видим необыкновенно сложно устроенные храмы, созданные гениальными зодчими, такими как Косяков, Никонов, Щусев. Видим также прекрасных дизайнеров, таких как Вашков. Нам доступны труды теоретиков и историков таких как Суслов, Уваров и Флоренский.

http://pravmir.ru/sluxi-o-smerti-cerkovn...

Закрыть «Героический Донбасс и есть та новая, обновленная Россия» Пронзительные впечатления от гастрольной поездки театра «Странник» в Мариуполь 12.10.2022 1062 Время на чтение 3 минуты Фото: Владимир Уваров Понимание того, что мариупольцы, оставшиеся в освобождённом городе, на нашей стороне, на стороне России, у меня было, конечно, и раньше. Но перед гастрольной поездкой в Мариуполь я все же думал о том, что возможно придется встретиться и с теми, кто упрекнет, бросит недоброжелательный взгляд, а может быть кто-то и в глаза скажет: «Зачем вы сюда пришли?». И психологически был готов к этому. Но то, какое отношение мы встретили в разрушенном войной городе, поразило меня до глубины души. Я и представить себе не мог, насколько эти мужественные и светлые люди являются по сути и по духу людьми русскими, гораздо более русскими, чем мы здесь, в центральной России. В них нет предательской дилеммы: где друг, а где враг, что добро, а что зло. Во всяком случае, я таких не встречал, хотя мы общались с людьми во время поездки каждый день с утра до вечера и в школах, где давали спектакли для детей, и просто на улице, и в администрации города. Не покидало ощущение, что я вернулся домой после долгой-долгой отлучки, где меня давно ждали, ждали преданно, с теплотой и любовью. И посреди почерневшего от разрушенных домов города, я наполнялся той любовью, которая исходила от этих людей. Женские лица распахнуты, в глазах – радость и надежда. Мужики по большей части суровы и сосредоточены, груз ответственности, легший на их плечи, дает о себе знать. Но и от них исходило тепло родного человека. В конце каждого дня, после сыгранных спектаклей, мы делились с актерами своими впечатлениями. И у всех нас возникало чувство, что героический Донбасс и есть та новая, обновленная Россия, сбросившая с себя либеральную пыль забвения тех ценностей, на которых только и может стоять наша страна. И эти ценности категорически не приемлют все то, что несет в русский мир коллективный Запад на украинских штыках. Они не приемлют насаждения гендерного извращения, однополых браков, парадов содомитов. А ведь именно за эти антихристианские «ценности» и бросают на убой украинцев киевские власти, а коллективный Запад, поддерживающий и подзуживающий их, именно для этого накачивает оружием ВСУ. Погрузить мир в содом – вот цель мировых кукловодов. И современный политический Киев – в авангарде этого сатанинского воинства.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/12/ge...

При поддержке Санкт-Петербургской епархии состоялся молодежный кинофестиваль «Пленка» 18 февраля 2020 г. 11:05 16 февраля 2020 года в Доме молодежи «Царскосельский» в городе Пушкин прошел финал молодежного кинофестиваля короткометражных фильмов «Пленка». Организатором выступила молодежь Царскосельского благочиния Санкт-Петербургской епархии при поддержке епархиального отдела по делам молодежи и администрации Пушкинского района. Мероприятие состоялась в рамках Дня православной молодежи. Подготовка фестиваля началась за несколько месяцев до финала, осенью, когда представители молодежного клуба «Своя волна», действующего при Екатерининском соборе Царского Села, обратились к благочинному Царскосельского округа протоиерею Никите Звереву с просьбой благословить проведение первого молодежного кинофестиваля. Его основной идеей стала мысль об инициативе и свободе творчества молодежи, именно потому была выбрана общая тема фестиваля «Твой ход», обращенная к каждому потенциальному участнику. Итогом проделанной работы стало участие в кинофестивале более 60 фильмов, представленных молодежными объединениями из разных регионов России. В финал вышли 23 фильма. Среди членов жюри — актеры Игорь Скляр, Алексей Нилов, режиссер и художественный руководитель Санкт-Петербургского драматического театра «Странник» Владимир Уваров, доцент кафедры режиссуры и телевидения Российского государственного института сценических искусств Татьяна Соловьева, блогер и журналист Елена Снитовская, журналист Валерий Татаров. Участников и зрителей собралось более 400 человек. «Очень рад за нашу молодежь, за то, что удалось на таком высоком уровне организовать этот кинофестиваль, который нас сплотил и заставил немного постараться, — приветствовал собравшихся протоиерей Никита Зверев. — Надеюсь, что этот первый, самый первый царскосельский кинофестиваль станет хорошей и доброй традицией». Почти три часа шел показ фильмов-финалистов. Среди победителей: в номинации «Анимационный фильм» — «Чаячья история» (Санкт-Петербургское студенческое объединение «Малая литературная компания»), в номинации «Документальное кино» — «Мой хор» (молодежный клуб «Спутник» при КДЦ «Московский»), в номинации «Клип» — «Отшельник-горбун» (молодежный клуб «Николаевцы» Железногорской епархии ), в номинации «Социальный ролик» — «Цепочка добра» (православный клуб «Кинония» Благовещенского храма на Пискаревке), в номинации «Реклама» — «Дела милосердия как образ жизни» (клуб «Кинония»), в номинации «Художественный фильм» — «Флирт» (молодежный клуб храма святителя Спиридона Тримифунтского в Ломоносове).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Но после его смерти вокруг имени Аксакова воцарилось почти полное молчание. Нет, это не тот случай, когда беспристрастная история все восстанавливает на свои места, и искусственно раздутые репутации лопаются, как мыльные пузыри, когда гремевшие при жизни имена различных деятелей в лучшем случае остаются парой строчек в энциклопедиях. По отношению к Ивану Аксакову это все будет несправедливо. Иван Аксаков был приговорен к забвению со стороны тех сил, которые не смогли победить его при жизни, и взяли реванш после смерти. Иван Аксаков был славянофилом, и это все объясняет. Что же такое славянофильство? Под этим объединяющим названием понимаются философские, исторические, литературно-художественные направления русской мысли, основанные на поиске места русского народа и России среди народов Запада и Востока. Главное положение славянофильства заключается в том, что в мире нет какой-то единой универсальной цивилизации, на которую должны равняться остальные, а существуют отдельные локальные цивилизации. Россия также сама по себе уникальная самобытная цивилизация, такая же, как западная, исламская, индийская. Она не лучше и не хуже их, она просто иная. В основе каждой цивилизации лежат национальные, религиозные и социально-политические факторы. Иначе говоря, в основе цивилизации - нация, религия, определяемая ею культура, социально-экономический и политический строй. Применительно к России основы ее бытия в 1833 году гениально обозначил граф С. С. Уваров в триаде Православие - Самодержавие - Народность. Эти вечные, как и сама Россия, принципы, и сегодня полностью сохраняют свою силу. Вот как разъяснял содержание этой триады митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (1927-1995 гг): " ...этот лозунг не плод какого-то произвольного человеческого измышления, а констатация объективного факта того, что гармонично устроенное общество должно сочетать в своей основе три важнейших элемента: духовный, государственный, национальный. Элемент духовный - святое Православие. Элемент государственно организующий - самодержавность... Итак, православный духовный фундамент, державная государственная форма и народ как соборный носитель нравственного идеала - такова универсальная форма гармоничного общественного устройства. И мы никуда от нее не уйдем " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/24/...

Так с какого возраста я должен озаботиться своим будущим? В 35, когда я на взлете карьеры? Я не должен заниматься творчеством и не должен класть себя на алтарь искусства — мне законодательно об этом говорят. А через пару лет наступит момент, когда мне выдадут пенсию в размере 15 000 рублей и скажут — до свидания.  Артисты балета должны выкладываться по полной, а им становится все равно, потому что жизнь заставляет их деньги зарабатывать. Как тогда создать на сцене атмосферу творчества? Как сделать так, чтобы глаза горели? Люди должны быть уверены в будущем, а они ни в чем не уверены. Как ректор хореографической академии может зазвать абитуриентов, будущих артистов балета? Ребят, приходите, вы будете получать не самую высокую зарплату с перспективой вылететь в трубу в самом расцвете сил! Министерство образования и Министерство просвещения должны создать рабочие группы с нами и понять, что сейчас государство у артистов крадет год из карьеры. Обучение начинается в 11 лет, а не в 10, как раньше, потому что балетные школы не могут брать детей младших классов. Саму систему образования тоже нужно менять, реформировать и адаптировать к современности.  У меня возникает много вопросов к самому процессу обучения — например, я считаю, что школы не успевают профильно готовить артистов, методики образования по специальным предметам оставляют желать лучшего. Эта проблематика глобальная, и я не вижу ее решения без участия государства.  — Выпускники балетных школ часто жалуются, что их после окончания обучения не берут ни в один театр. В чем здесь проблема? — А почему их не взял ни один театр? Потому что они не соответствуют тем критериям, которые предъявляют театры.  А почему они не соответствуют? Потому что они заведомо были взяты с позиции профнепригодности.  А почему? Потому что школы вынуждены брать всех, поскольку туда не такой большой конкурс, как необходим. Мальчики вообще в тотальном дефиците — нужно же, чтобы кто-то девочек держал в дуэтах. В итоге школа берет почти всех, а вот театр брать всех не обязан. Вот и получается, что выпускники остаются не востребованы. 

http://pravmir.ru/balet-iskusstvo-molody...

Достаточно упомянуть одного Георга Рихмана – немца из Пернау (Пярну), который погиб в 1753 году от шаровой молнии во время опыта с незаземлённым «электрическим указателем». « Господин Рихман умер прекрасною смертию, исполняя по своей профессии должность , – писал Ломоносов. – Память его никогда не умолкнет… » Константин Рудаков. Портрет М.В. Ломоносова Ломоносов отдавал должное талантливым и честным людям, независимо от их происхождения. Любил иностранные языки, стихи, ценил литературу разных народов. Но сыновнюю любовь испытывал только к России. И для него было принципиально важным доказать, что русский язык пригоден для научного исследования, для лекций по физике. Кредо Ломоносова осталось в афоризме: «Культура вовсе не есть подражание иноземному». Это, как мы видим, не агрессивное кредо: патриотам в те времена приходилось защищаться, в родной стране оборонять свои позиции из окопов. Подобно тому, как в последние двадцать лет русофобия стала официальной идеологией молодой российской буржуазии, в XVIII веке подражание Западу было повальным заболеванием. Даже век спустя министр просвещения С.С. Уваров – идеолог «официальной народности» – свои научные сочинения излагал по-французски. С тяжёлыми боями приходилось России по заветам Ломоносова отстаивать права на культурную и языковую независимость. Тем горше, что сегодня мы эту независимость теряем… Мы снова привыкаем жить заезжим умом, на импортных технологиях. Сплошь! «К наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний», – писал Ломоносов. За этим признанием – не только стремление к массовому, истинно народному просвещению. И что мы видим сегодня? Россия вправе была гордиться системой Всеобуча. А её сначала высмеяли, а потом уничтожили. И на наших глазах выстраивается сиротская, бесплодная система массового образования с великолепными оазисами для немногих хозяев жизни. Это уже не дорога к варварству, это варварство. Увы, многие, слишком многие из предостережений Ломоносова стало предсказаниями: « Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков, вливают под видом сладости бедственную язву в душу и тело, наносят несносные оскорбления, бедность и смертоносные болезни ». Миллионы загубленных душ, больное общество – такой диагноз ставит нашему времени Ломоносов.

http://pravmir.ru/put-lomonosova/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010