1. Два эпизода из жизни министра 1832 год. " Поэт вошел, сопровождаемый товарищем министра народного просвещения, графом С. С. Уваровым, и " точно солнце озарило всю аудиторию… Читал лекцию Давыдов, профессор истории русской литературы. " Вот вам теория искусства, сказал Уваров, обращаясь к нам, студентам, и указывая на Давыдова, - а вот и самое искусство " , - прибавил он, указывая на Пушкина " . 1837 год. " Я должен вам передать, сказал попечитель Краевскому, что министр (Сергей Семенович Уваров), крайне, крайне недоволен вами! К чему эта публикация о Пушкине? Что это за черная рамка вокруг известия о кончине человека не чиновного, не занимавшего никакого положения на государственной службе? Ну да, это еще куда бы ни шло! Но что за выражения! «Солнце поэзии»… помилуйте, за что такая честь? " Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/24/bu...

РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ. Исходя из предложенной ранее типологии идеологий, у читателя, как полагаю, уже возникла мысль, что наиболее приемлемой идеологией для России является консерватизм. Действительно, идеология, ставящая в основу общественной жизни бытие социальной группы – семьи, общины, артели, кооператива, корпорации, церковного прихода – сегодня наиболее востребована, ориентирована на стабильность и, что весьма важно наиболее близка ценностям Христианства. Этот логический вывод подтверждается и историческим анализом, к которому хочу обратиться. Русскую консервативную идеологию не нужно изобретать, она уже была сформулирована в первой трети XIX века, и именно как ответ на вызов Французской революции с ее либеральной идеологемой «Свобода, равенство, братство». Первые попытки русского ответа на вызов европейского либерализма можно найти уже в трудах А.С. Шишкова, Н.М. Карамзина, затем ранних славянофилов И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова. Идеи Французской (а по сути - европейской) революции откровенно паразитировали на религиозных понятиях, а потому представляли особую опасность для бытия Государства Российского. Это прекрасно понимал такой высокообразованный и религиозно чуткий человек, каким был Император Николай I. По повелению Императора министр народного просвещения и президент Академии Наук граф Сергей Семенович Уваров сформулировал столь же афористично русский ответ на вызов французской революции в триаде «Православие, Самодержавие, Народность». Впервые знаменитая «уваровская триада» появилась в конце 1831 года в отчете министра народного просвещения графа С.С. Уварова о ревизии Московского университета. Упомянув об ошибках в образовании, Уваров выражал надежду, что «нам остаются средства сих ошибок не повторять и постепенно завладевши умами юношества, привести оное почти нечувствительно к той точке, где слияться должны к разрешению одной из труднейших задач времени образование правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплой верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества (выд. мною. - А.С.)».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/27/re...

— Как на человека воздействует искусство? — Искусство призвано менять не наше внешнее, а наше внутреннее качество, настройки нашей ментальности, нашей жизни — то, что нельзя пощупать. Человек, пришедший в театр, должен хотя бы немного, но поменяться. Я должен войти одним, выйти тем же самым, но спустя время понять — вот тогда, там, произошел скачок, что-то поменялось, «перещелкнуло»! Все, что связано с искусством, словами объяснить сложно. Я смотрю на картину, слушаю музыку, внимаю голосам — и у меня на душе тепло. Я не могу сказать, что увидел это движение или услышал эту ноту, и вдруг преобразился — это по тактам разобрать невозможно. Внутренние изменения, которые происходят с тобой, не подчинены физическим законам. — Сейчас многие постановки оценивают с точки зрения нравственности. Правомерны ли эти оценки? — Нравственность — это критерий нашей жизни. Искусство может убрать шоры, поменять привычный взгляд на мир, выбить из привычной колеи, показать человеку, что мир — это безграничные возможности, поменять человека в творческую сторону, наполнить жизнь новыми смыслами, но не повернуть человека лицом к темной стороне. Андрей Уваров — Как вы относитесь к различным интернет-сообществам, группам, обсуждениям в сети искусства балета? — Когда начали образовываться форумы, они были для меня как красная тряпка для быка. Мэтры этих сообществ, отсмотревшие энное количество спектаклей, рассказывали, как все должно быть. Форма суждений в этих сообществах для меня была неприемлема. Личное мнение человека может быть любым, но, когда в этом личном взгляде появляются даже не нотки, а кричащие транспаранты о непогрешимости собственного видения, это странно.  В свое время человек, занимающий высокое положение в одном таком сообществе, оценил выступление артиста как неудачное. Я поинтересовался, на основании чего он сделал такой вывод. Оказалось, что он посмотрел запись выступления авторитетного для него исполнителя, замерил на секундомере тайминг, после чего сравнил с таймингом выступления обсуждаемого исполнителя — они не сошлись, и человек сделал вывод, что это плохо. Для меня его мнение стало открытием. Ведь, например, танцовщик ростом 1,7 метра никогда не будет танцевать так же, как артист с ростом 1,9 метра. Поэтому для меня в какой-то момент все это перестало быть интересным. 

http://pravmir.ru/balet-iskusstvo-molody...

—142— духовенством. Протодиаконствовал также сродник почившего, протодиакон Большого Московского Успенского собора А.И. Уваров. Пели на обоих клиросах студенты академии. Вместо запричастного стиха профессор академии Η.А. Заозерский (земляк почившего) произнёс глубоко-назидательное слово в память усопшего на текст: имамы известнейшее пророческое слово, емуже внимающе якоже светилу сияющу в темнем месте, добре творите, дóндеже день озарит и денница возсияет в сердцах ваших ( 2Петр.1:19 ). На отпевание, кроме совершавших литургию, с о. ректором архимандритом Лаврентием во главе, вышли ещё: упомянутый выше о. протоиереи В.Ф. Руднев и другой сродник почившего, Московский священник, редактор „Воскресного Дня“ С.Я. Уваров 128 . Пред отпеванием и за отпеванием в разное время произносили ещё речи следующие студенты: 4 курса – И.П. Кречетович, А.К. Волнин (Ярославец) и Η.П. Николин и 3 курса – Д.И. Введенский . После отпевания, за которым, как и за литургией, не смотря на будничный день, кроме тех же, которые сопровождали гроб при выносе его из квартиры, было много и посторонних молящихся, в том числе о. ректор Вифанской духовной семинарии, архимандрит Парфений с некоторыми из наставников вверенной ему семинарии, тело усопшего несено было, для погребения, на Сергиево-Посадское Вознесенское кладбище, где уже погребены были ранее дети А. П. Смирнова ; тело усопшего и на этом дальнем пути и не смотря на холодную, ветреную погоду, сопровождали, кроме духовенства, во главе которого теперь был протоиерей Н.А. Копьев, и родных, также во множестве профессора и студенты академии, а равно и сторонние лица. В кладбищенской церкви, куда гроб на время поставлен был для литии и предания тела земле, сказана была речь ещё студентом 3 курса (также Ярославцем) И.А. Сахаровым. Погребение кончилось уже в начале 3-го часа. Поминальная трапеза была, учреждена в покоях о. —143— ректора Академии. За трапезой произнесены были краткие речи в память почившего профессорами Н.А. Заозерским , Η.Ф. Каптеревым и И.Н. Корсунским . В них высказано было желание, чтобы рассеянные в разных повременных изданиях статьи покойного, имеющие большую ценность, были собраны и изданы в их совокупности, к чему Η.Ф. Каптерев присовокупил желание, чтобы тоже самое было делаемо и с трудами других профессоров после их смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Корпоративное устройство на товарищеских началах не только давало толчки умственному развитию, но способствовало и нравственному совершенству: vesitas – истина, вот, что было руководящим принципом в корпорациях с их правилами, основанными «на идеях добра и чести». Существование петербургских корпораций было кратковременно, так как здесь они встречали со стороны учебного начальства совсем иное отношение, чем в Дерптском университете. Вспомним, что там они встречали до известной степени даже покровительство и во всяком случае существовали открыто, они возникали при участии и руководстве профессоров – и знаменитый Пирогов нередко председательствовал в Дерпте на собрании корпорантов «с эспадроном в руках»; в других русских университетах такое тесное сближение студентов с профессорами почти было невозможно… Надо ли говорить, что корпоранты имели огромное влияние на весь строй студенческой жизни: например, не вошедшие в состав организации пытались в свою очередь достичь известного объединения, хотя бы устройством касс взаимопомощи. Корпорации существовали не в одном только Петербургском университете – так, несколько ранее, в конце 20-х годов, была попытка организовать их и при Московском университете, опять под непосредственным влиянием дерптских студентов, исключённых из тамошнего университета по поводу какой-то истории. Если в тридцатых и первой половине сороковых годов атмосфера для развития студенческой жизни, чувства самосознания, общественности и самодеятельности, в студенческой среде и не была благоприятна, то, во всяком случае, более или менее сносна. Этому способствовало, прежде всего, некоторое «недоразумение», которое существовало между правительственными сферами и общественным мнением. В сороковых годах министр просвещения граф Уваров, обозревая деятельность университетов, провозглашал наступление «новой эры» в их деятельности и торжество объявленной им программы «официальной народности». Имея в виду профессоров, в роде Погодина и Шевырёва, пытавшихся обосновать теорию «официальной народности» аргументами немецкой философии, он с чувством глубокого удовлетворения и гордости приходит к сознанию, что его былые мечты о истинно русских профессорах-националистах реализовались: «в течение десятилетия – заявляет Уваров – ни один из сих молодых преподавателей не дал правительству ни малейшего повода к сомнению и недоверию» (Милюк. Эн. Сл., с. 791). Но расцвет, которого достигли университеты за этот период господства программы «официальной народности» очень скоро рассеял существовавшее «недоразумение». Западноевропейские события 1848 г., вызванные демократическими стремлениями к государственному национальному объединению, возбудили опасения, что программа «официальной народности» не будет служить гарантией от вторжения в Россию вредных политических идей Европы – открывается гонение на славянофильство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Молодежь взволновалась, решили создать противовес. Так после премьеры Шаховского учредилось обществб «Арзамас». Граф Блудов, А. Тургенев, Батюшков, Дашков, Жуковский, граф Уваров, В. Л. Пушкин, князь Вяземский — вот его сердце. Секретарем оказался Жуковский, а позже явилось еще существо, совсем юное, лицеист Александр Пушкин. «Беседа» выросла из придворно — чиновничьего. Была парадно — скучна. В «Арзамасе» все наоборот. Большинство его тоже были баре, но стиля хотели простого, с забавностью, шуткой, хотели быть связаны и с современной жизнью. В пределах широкой, привольной тогдашней жизни их можно было назвать богемой. Собралась эта богема в квартире графа Блудова. (Квартира отличная, но денег так мало, что иногда Блудов с Жуковским хлебали щи у Гаврилы, дядьки хозяина, — наследства Блудов еще не получил.) Заседали, острили, высмеивали стариков из «Беседы» (но не Державина и не Крылова), придумывали шутки и забавы. Клонилось же это все к утверждению естественного и простого, небоязни языка современного, не- презрения к обыденности. Передразнивая масонские ложи, завели они ритуал посвящения новых членов, насмешливый и увеселявший. У всех были клички. Жуковский — Светлана, Тургенев — Эолова арфа, граф Блудов — Кассандра, Уваров — Старушка. Пушкин назывался Сверчком. При вступлении каждый должен был произносить похвальное слово покойному предшественнику, как в Академиях. Но никто у них еще не умирал. Покойников брали напрокат у «Беседы», и панегирики эти были, конечно, веселые. Вообще чуть не все связывалось с шуткой, иногда совсем детской. Арзамас — городок Нижегородской губернии, недалеко от Сарова. Мало чем помянешь его. Но вот в те времена славился он гусями. Литераторы молодые заводят «Арзамасскую академию» (и в заключение заседаний едят гуся), Шаховского называют Шутовской (помирают со смеху), Блудов пишет целую статью «Видение в Арзамасе ученых людей». Вот они принимают в сочлены В. Л. Пушкина, «дядю», и тоже поэта. Нарядили в хитон с раковинами, на голове огромная шляпа, глаза завязаны. В таком виде ведут по комнатам огромного дома Уварова, по узкой крутой лесенке сводят вниз, бросают ему хлопушку под ноги, заставляют проделывать всякие глупости, стреляют из лука в чучело, изображающее Шишкова, подносят огромного замороженного гуся и т. п. — потом кладут его, наваливают на него несколько шуб, и так, лежа под шубами, обливаясь потом, дядюшка Пушкин выслушивает шутовскую речь секретаря (Жуковского: «Какое зрелище пред очами моими! Кто сей обремененный толикими шубами страдалец?» — и т. д. — смысл тот, что жар шуб должен омыть его от «коросты «Беседы» и тогда он невинным вступит в ряды арзамасцев).

http://azbyka.ru/fiction/zhukovskij-zajc...

Надя Волгина училась в десятом классе той самой школы, где учились и наши друзья. Ясны были пути разглашения пушкинской истории. У этих девчонок гордость и разные повороты головы прекрасно совмещались со сплетнями и перешептываниями, а теперь было известно, о чем они шептались. Они обрадовались такому случаю. Если вспомнить, что вопрос о пушкинских стихах был предложен в самой культурной форме, и на самом деле никто и не собирался переделывать эти стихи на язык хулиганов, и все понимают, что эти стихи красивы, а не только они понимают, и если бы учитель взял и объяснил как следует, если принять все это во внимание, то на первый план сейчас же выступает коварство этих девчонок. Они делают такой вид, что они разговаривают о «Капитанской дочке», а учителя им верят. А они рассказали Наде о пушкинских стихах. Вот они о чем разговаривают. И Валя Строгова только в пятом классе такая гордая. А домой она ходит с восьмиклассником Гончаренко под тем предлогом, что они живут в одном доме. И на каток вместе. И с катка вместе. Еще осенью Володька Уваров послал ей записку: «Вале Строговой. Ты не думай, что мы ничего не понимаем. Мы все понимаем. Коля Гончаренко, ах, какой красивый и умный! Только и задаваться нечего». Видели, как Валя Строгова получила записку на уроке грамматики и как прочитала ее под партой, как она потом злая сидела все уроки и переменки. А на последнем уроке Володька получил ответ: «Володе Уварову. Дурак. Когда поумнеешь, сообщи». Володька три дня не мог опомниться от этого оскорбления. Он послал еще одну записку, но она возвратилась в самом позорном виде с надписью наверху: «Это писал Уваров, поэтому можно не читать». А она и теперь все ходит с Гончаренко. А учителя думают, что раз девочки, так ничего. И не только Валя. Пожалуйста. У всех секреты, у всех какие-то тайные дела, а перед пятым классом гордость. И все нити этих секретов уходят в верхнюю перспективу – в даль восьмых, девятых и десятых классов. Тамошние юноши при помощи своей красоты и первых усиков проникают всюду. А что делается у девочек этой высокой перспективы, невозможно даже представить.

http://azbyka.ru/deti/kniga-dlya-roditel...

– За твое здоровье, князенька, свечку пудовую: обругал подлеца, как следует! – сказал, пожимая ему руку, Меншиков. – Воистину – гадина! – воскликнул Орлов. – Змий! – добавил Закревский. – Ну, какой змий? Просто ночанка!  – возразил Уваров и рассказал, как у одного мужика в Грузине нашли в платье засушенную летучую мышь, «ночанку», которую носил он при себе для того, будто бы, чтобы извести колдовством Аракчеева; а тот засек его до смерти, приговаривая: «Буду я тебе сам ночанкою!» – Так вот и для всей России ночанкою сделался. – И неужели же никого не найдется, чтобы открыть государю глаза на этого изверга? – заключил Уваров. Из приотворенной двери высунул голову с плоским деревянным, кукольным лицом адъютант Аракчеева, немец Клейнмихель. – Пожалуйте, князь! Голицын вошел в секретарскую, большую темную комнату с окнами на дворцовый двор. У стола, крытого зеленым сукном, сидел Аракчеев. Перед ним стоял старый генерал, может быть, один из боевых генералов двенадцатого года, сподвижников Багратиона и Раевского в тех славных боях, в которых царский любимец не принимал участия «по слабости нервов». Слушая выговор, как школьник, виновато горбил он спину и вбирал голову в плечи; не видя лица его, – он стоял к нему спиною, – Голицын видел, по гладкой и красной, как личико новорожденного, лысине, по вздувшейся над воротником сине-багровой складке шеи, что старик ни жив, ни мертв. – Не думаете ли вы, сударь, отлынять от службы, видя, что у меня камер-юнкерствовать не можно? – говорил Аракчеев гнусавым, ровным, тихим, почти шепотным голосом: нельзя говорить громко в покоях государевых. – Предписание за нумером тысяча восемьсот семьдесят третьим, которое поставило, будто бы, вас в невозможность исполнять обязанность вашу в точности, совсем не требует от вашего превосходительства никаких невозможностей, коих, впрочем, по службе и быть не должно… Видно было, что может говорить так, не переводя духа, не изменяя выражения лица и голоса, час, два, три – сколько угодно. Голицыну случалось видеть Аракчеева; но теперь вглядывался он с особенным любопытством, как будто видел его в первый раз.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

На это важное обстоятельство обратил внимание управлявший министерством народного просвещения тайный советник граф Уваров при посещении им Дерптского учебного округа летом 1833 года. Возвратившись в Петербург, он тогда же поспешил довести это обстоятельство до Высочайшего сведения и с Высочайшего соизволения в июне 1833 года предложил попечителю Дерптского учебного округа наблюдать за тем чтобы «ректор Дерптского университета с этого времени требовал от студентов греческого вероисповедания свидетельство местного протоиерея о том, что они во время пребывания своего в университете занимались под руководством его изучением православного вероучения и выполняли все обряды и правила православной церкви». На этом основании тогдашним ректором университета Ф. Парротом уже в июле месяце сделаны были соответствующие распоряжения и в здании университета выставлено было следующее объявление: «Всем студентам, исповедующим греко-российскую веру, сим объявляется, что по учреждению Его Превосходительства и. д. министра народного просвещения тайного советника Сергея Семёновича Уварова благочинный здешней церкви будет обучать оных Закону Божию, а посему отныне все студенты сего вероисповедания при выпуске из университета должны представлять от сего благочинного свидетельство в том, что они слушали наставление его в законе и во всё продолжение академического своего курса выполняли обязанности и обряды церковные, для чего они заблаговременно должны предъявлять себя у сего благочинного». Вместе с этим граф Уваров озаботился утверждением своего распоряжения о преподавании Закона Божьего в законодательном порядке. В октябре 1833 года он вошёл в комитет министров с докладной запиской, в коей сообщал, что при посещении учебных заведений в Дерптском учебном округе он обратил внимание на то, что в них нет преподавания Закона Божьего для детей русских родителей и что никакого содержания преподавателям Закона Божьего в них не назначено. В журнале комитета министров по содержанию сей записки Государь Император 31 октября 1833 года всемилостивейше повелеть соизволил: «С введением преподавания религии для исповедующих греко-российскую веру в число учебных предметов учебных заведений Дерптского учебного округа, именно: Дерптского университета и Рижской и Ревельской гимназий, – для научения в религии русского юношества, обучающегося в сих учебных заведениях, назначить преподавателей из местного духовенства и до установления штата выдавать из сумм государственного казначейства жалованье первому 1.000 руб., а последними двум по 600 руб. ежегодно». Настоящее Высочайшее повеление было заслушано в собрании совета Дерптского университета 25 ноября 1833 года, причём совет постановил «всепокорнейше просить архиепископа Псковского и Лифляндского Мефодия благоволить назначить законоучителя для юношества здешнего греко-российского исповедания и объявить имя его, здешнему университету».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Погибшему лейтенанту Виталию Саратову было 40 лет. Почти 20 из них он отдал службе в органах внутренних дел. У Виталия остались жена и двое детей – 21-летний сын и 10-летняя дочь. Инспектор ГИБДД старший лейтенант полиции Василий Уваров спас жизнь женщине во время ДТП, а сам получил повреждения. Еще один инспектор — Виталий Саратов погиб, сообщает  Отдел информации и общественных связей УМВД России по Липецкой области . Полицейские на патрульном автомобиле ВАЗ-2114 прибыли на трассу для оформления тройного столкновения: на 384 км. федеральной автодороги М-4 «ДОН» в Елецком районе Липецкой области грузовик ДАФ с полуприцепом зацепил автомобили «Киа» и «Хюндай». Во время оформления материалов по ДТП ехавшая на большой скорости «Шкода» врезалась сначала в патрульный автомобиль, за рулем которого сидел лейтенант Саратов, а затем — на стоящих рядом инспекторов и граждан. Лейтенант Уваров среагировал мгновенно и успел оттолкнуть от проезжей части пассажирку «Хюндая», чем спас ей жизнь. Погибшему лейтенанту Виталию Саратову было 40 лет. Почти 20 из них он отдал службе в органах внутренних дел. В 2008 году находился в служебной командировке на Кавказе. У Виталия остались жена и двое детей – 21-летний сын и 10-летняя дочь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 мая, 2024 3 мая, 2024 3 мая, 2024 2 мая, 2024 26 апреля, 2024 24 апреля, 2024 23 апреля, 2024 17 апреля, 2024 16 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/eleckij-policejskij-sp...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010