Новгорода, а к наружной стене Алексеевского храма напротив могилы была прикреплена памятная металлическая доска с фотографией архипастыря под стеклом. Соч.: История Нижегородской семинарии. Н. Новг., 1849; Сказание о жизни и чудесах прп. Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца. М., 1850. 2 ч.; Описание Оранской Богородицкой пуст. М., 1851; Преосв. Иаков, архиеп. Нижегородский. М., 1853. СПб., 18562; Описание г. Верхотурья. СПб., 1854; Описание Ферапонтовской волости//Вестн. Имп. РГО. СПб., 1854. Ч. 11. Отд. 2. С. 129-152; Краткое обозрение древних церквей в Новгороде, построенных до присоединения его к Моск. державе в 1478 г. СПб., 1855; Сказание о жизни и трудах св. Стефана, еп. Пермского. СПб., 1856; История Нижегородской иерархии, содержащая в себе сказание о Нижегородских иерархах с 1672 до 1850 г. СПб., 1857; Описание Новгородского архиерейского дома. СПб., 1857; Памятники церк. древностей Нижегородской губ. СПб., 1857; Распространение христ. веры в пределах Пермской епархии. [СПб.], 1857; Сказание о жизни и трудах преосвящ. Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского. СПб., 1857; Поучительные слова. М., 18582; Примеры благочестия среди соблазнов, или Поведение древних христиан в отношении к язычникам. СПб., 1858; Слово в Великий Пяток о подражании Господу нашему Иисусу Христу. СПб., 1858; Слово в день освящения Владимирской ц. при Рязанской ДС. М., 1859; Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. 2 ч.; Житие св. Василия, еп. Рязанского. М., 1860, 1875; О форме крестов на главах храмов и колоколен. СПб., 1860; Древние церк. обряды в Новгороде по указанию письменного архиерейского чиновника или устава. М., 1861; Обозрение древних рукописей и книг церковных в Новгороде и его окрестностях. М., 1861; Описание новгородского общежит. Юрьева мон-ря. СПб., 18622; Сб. церковно-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863; Церковно-ист. описание г. Ст. Русы. Новг., 1866; Синодик XVI в. в Нижегородском Печерском мон-ре//ЧОИДР. 1868. Кн. 1. Отд. 5. С. 1-8; Жизнеописание девицы Мелании, затворницы Елецкого Знаменского, на Каменной горе, девичьего мон-ря. СПб., 1871. Болхов, 18812; Ист. сведения об Антониевом Сийском мон-ре. М., 1878; Ист.-стат. описание Николаевского Корельского 3-кл. мон-ря. М., 1879; Ист. описание Красногорского мон-ря. М., 1880; Ист.-стат. описание Пертоминского муж. мон-ря. М., 1882; Слова и речи. Орёл; Вятка; Новочеркасск, 1870-1892. 13 вып.; Преосв. Питирим, архиеп. Нижегородский. Новочеркасск, 1889.

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

О выдаче ежегодно в монастырь хлебной руги: последовала лета 7064, от Р. Хр. 1556 г., с черною восковою печатью. Подтвердительная о выдаче ежегодно в монастырь хлебной жалованной руги: последовала лета 7066, от Р. Хр. 1558 г., с черною восковою печатью. Жалованная на Холмогоры о том, чтоб с монастырских судов тамги и пошлин не взимать: последовала лета 7081, от Р. Хр. 1573 г. С черною печатью. Подтвердительная о выдаче ежегодно в монастырь жалованной руги по 50 четвертей ржи и по 50 четвертей овса: последовала лета 7082, от Р. Хр. 1574, с черною восковою печатью. О том чтобы с монастырских в Неноксе, Уне, Варзуге и Солзе соляных варниц, и рыбных Кудмозерской и Малокурской тоней, данных денег по тому, как с черных людей, не взимать: последовала лета 7036, от Р. Хр. 1578 г., с черною восковою печатью. О том чтобы на государеву службу монастырских людей не имать: последовала лета 7086, от Р. Хр. 1578, г. С черною восковою печатью. О не взимании с монастыря владычных в Новгород доходов, кроме определенных царским указом: последовала лета 7086, от Р. Хр. 1578 г., с черною восковою печатью. О не выбирании монастырских крестьян в прикащики, и о не взыскании недоборов, лета 7087 (1579 г.). О не взимании с монастырского соляного насада пошлин, того же года. О не взимании с монастырских вотчин и промыслов на государеву службу плавных казаков: последовала лета 7087, от Р. Хр. 1579 г., все три с черною восковою печатью. О не взимании оброка с монастырских вотчин, с реки Солзы, с Малокурской тони Кола и с Кудмозера: последовала лета 7088, от Р. Хр. 1580 г., с черною восковою печатью. О том чтобы прежних жалованных на монастырские вотчины и промыслы грамот не рудить: последовала лета 7089, от Р. Хр. 1581, с черною восковою печатью. О высылке ненокоцких волостных людей к Москве: последовала лета 7092, от Р. Хр. 1584 г., с черною восковою печатью. 2. Грамоты Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича О имании дани и оброка с соляного и иных промыслов не более положенного: последовала лета 7099, от Р. Хр. 1591 г., с черною восковою печатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

О погребении иноков и мирян в женских монастырях, а инокинь в мужеских, Собор решил, что по божественным правилам нельзя погребать жен в мужских монастырях, но по обычаю погребаются; притом не только в целой России, но и в Палестине и в Египте, многие святые мужи погребены в женских обителях, также и жены в мужеских. При этом Собор указывает на пример Филарета Милостивого, погребенного в женском монастыре, Евфросинии преподобной, погребенной в мужеском 141 . На замечание царя о лености некоторых монастырских настоятелей совершать божественные службы, Собор постановил, чтобы по всем монастырям настоятели с братиею каждый день пели молебны, а литургию сами совершали по воскресным и праздничным дням; также отправляли вселенские панихиды, и прочие панихиды, соборне, за упокой тех, по которым вотчины и кормы годовые даются в монастыри». в. О суде церковном, или святительском Обширнее других предметов на Стоглавном Соборе изложен устав о церковном, или – как названо в соборных правилах, – святительском суде (гл. 53–66). Здесь определяются: а) лица, составляющие суд епископский; б) предметы, ему подлежащие; и в) образ его действий: все это основывает Собор на одной главной мысли – утверждении свободы духовенства от суда светского, и подчинении его судных дел собственному, духовному начальству. Относительно этого предмета между царскими вопросами встречаем только один вопрос, именно, о несудимых граматах, по которым настоятели монастырей, монастырские слуги, священники и причетники иногда освобождались от суда своих епископов: «коея ради вины сие тако бысть, спрашивает царь, и так ли сему достоит быти» (вопр. 14 из первых). Монастыри часто испрашивали для себя такие несудимые грамоты, потому что владея обширными имениями, они много терпели от поборов и разных притеснений то мирских, то духовных властей. Образцы несудимых грамот можно видеть в грамоте великого князя Ивана Васильевича III, данной Волотовскому, новгородской епархии, монастырю, (1500) о неподсудимости его новгородскому архиепископу 142 ; в грамоте того же князя, данной (1526) ростовскому архиепископу Кириллу о неподсудимости ему иноков Ниловой Сорской пустыни, в грамоте великого князя Ивана Васильевича IV, данной Корельскому Николаевскому монастырю, и пр. 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

О том, что в монастырских вотчинах переплаченные полонянычные деньги велено зачесть вперед: последовала лета 7186, от Р. Хр. 1678 г., за скрепою дьяка Семена Колесина, с небольшою черного воска печатью. О том чтобы монастырские их дощаники с Вологды до Холмогор со всякими про монастырский обиход припасами, а с Холмогор до монастыря лодьи пропускать без пошлин и без задержания: последовала лета 7186, от Р. Хр. 1678 г., за скрепою дьяка Якова Кириллова с небольшою черного воска печатью. С монастырского рыбного улова, по причине платимого за оный оброка деньгами, десятой рыбы брать не велено: последовала лета 7186, от Р. Хр. 1678, за скрепою дьяка Якова Кириллова, с небольшою черного воска печатью. О том что на монастырских их судах с Вологды к Архангельску для догрузки товары вкладчиков возить дозволено: последовала лета 7188, от Р.р. 1680 " г., за подписом дьяка Сидора Скворцова, с небольшою черного воска печатью. О пении молебна, о бракосочетании Царя с Агафией Семеновой: последовала лета 7188, от Р. Хр. 1680 года. О том чтобы с монастырских крестьян мирских расходов не брать и в службу не выбирать: последовала лета 7189, от Р. Хр. 1681 г., за подписом дьяка Василия Бобинина, с не большою черного воска печатью. О том чтобы с улавливаемой, промышленной, про их монастырский обиход, разной рыбы, десятой рыбы не брать: последовала лета 7189, от Р. Хр. 1681, за подписом дьяка Василия Бобинина, с не большою черного воска печатью. 5. Грамоты Царей Иоанна и Петра Алексеевичей О том чтобы на монастырское соляное Вологодское подворье никаких стояльцев не ставить: последовала лета 7191, от Р. Хр. 1683, за подписом дьяка Прокопья Возницына, с небольшою черного воска печатью. О том чтобы монастырскую соль с Вологды для продажи пропускать и в иные города: последовала лета 7191, от Р. Хр. 1683 г., за подписом дьяка Ивана Аладьева, с небольшою черного воска печатью. О взимании пошлин с продажи соли на Вологде и в других городах по торговому уставу, а излишне брать воспрещено: последовала лета 7191, от Р. Хр. 1683 г., за подписом дьяка Василья Бобинина, с небольшою черного воска печатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

О том чтобы ушедших из монастырской вотчины крестьян выслать в оную: последовала лета 7100, от Р. Хр. 1592 г., с черною восковою печатью. О платеже денежного оброка с монастырских промыслов по писцовым книгам: последовала лета 7100, от Р. Хр.1592 г., с печатью черного воска. Сия грамота подтверждена царями Борисом Феодоровичем, Василием Иоанновичем и Михаилом Феодоровичем. Жалованная по челобитью Никольских на Кирилловских и на Соловецких старцев о платеже денежных доходов,7100, а от Р. Хр. 1592 г., в столбце, за черною печатью. О пропуске воска и свечей: последовала лета 7103, а от Р. Хр. 1595 г., с черною восковою печатью. 3. Грамоты под именем Царя Дмитрия Иоанновича О пропуске монастырского дощаника с 4000 пуд. соли: последовала лета 7113, от Р. Хр. 1605 г., с большою висячею черного воска печатью. О выдаче монастырю руги по 50 руб. в год: последовала лета 7114, от Р. Хр. 1606 г., с черною восковою печатью. 4. Грамоты Царя и Великого Князя Василия Иоанновича О рыбных ловлях и о пропуске монастырского дощаника с солью к Вологде: последовала лета 7115, а от Р. Хр. 1607 г., за подписом при царе Михаиле Феодоровиче, за красною висячею печатью. О пропуске монастырского насада с 4000 пуд. соли беспошлинно: последовала 7116, от Р. Хр. 1608 г. с печатью черного воска. 5. Грамоты Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича О Лицко-Двинском рыбном езовом промысле: последовала лета 7123, от Р. Хр. 1615, за черною печатью. О не взимании оброка с монастырского Варзужского промысла: последовала лета 7123, от Р. Хр. 1615 г., с черною восковою печатью. О владении монастырю Якокурским островом: последовала лета 7128, от Р. Хр. 1620 г., за черною печатью. Несудимая, о вотчинах монастырских, и о рыбных ловлях и о промыслах соляных беспошлинно и о жалованных деньгах: последовала лета 7129, от Р. Хр. 1621 г., с висячею красного воска печатью. На деревни и дворы монастырские: последовала лета 7129 (1621), за красною висячею печатью. О дозволении монастырю в Тотьме, Вологде и иных городах продавать рыбу и соль, и покупать церковные и всякие монастырские про годовой обиход запасы беспошлинно: последовала лета 7132, от Р. Хр. 1624 г., с печатью красного воска.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

обители учинилось великое замешательство и убыток. В амбарах соли от воды пропало 400 пудов» 22 . И подобные бедствия, память о которых живет среди иноков, посещали монастырь нередко… Много нужно было иметь монастырской братии душевной бодрости, чтобы, среди таких неблагоприятных жизненных условий, когда природа подавляет человека и действует угнетающим образом на его дух, неустанно выполнять иноческие обеты, возносить в тишине монастырского уединения с чистым и сокрушенным сердцем молитвы Господу, не поддаваясь греховным и гибельным наклонностям. До 1707 года Николаевский Корельский монастырь управлялся игуменами. Документальных данных о том, кто были настоятелями монастыря до 1419 г., когда он был сожжен норвежцами, и кто после восстановления его Марфой Борецкой, не сохранилось. Известны лишь имена настоятелей, управлявших обителью, начиная с первой половины XVI в. У Строева упоминаются: Симеон, Вассиан (1528–1530), Зосима (1530 г.). В крепостных данных на угодья и в грамотах встречаются имена игуменов: Ефрем (1540–1548) 23 , Кирияк строитель (1551). Корнилий, Трофим, Александр (1560–1566) 24 , Игнатий (1567–1568), опять Александр (1570–1581), Варлаам (1584) 25 , Каллистрат (1606–1619), Нифонт (1621), при котором монастырь был ограблен литовцами, Герасим (1624), Сергий (1628–1632) 26 , Антоний (1647–1651) 27 , Памва (1638–1645), Тихон (1675–1677), Павел 1-й, Козьма – строитель храмов (1661–1674), Арсений (1678–1682), Иоасаф (1685–1691), Василиск (1691–1700) и Варсонофий, именующийся с 1709 г. архимандритом 28 . В 1707 году, по благословению Стефана Яворского , митрополита Рязанского, при Рафаиле, архиепископе Холмогорском и Важеском, в Николаевском Корельском монастыре была учреждена архимандрия «ради поможения Его Архиерейству в церковном священнослужении и ради почести святого места» 29 . Первым архимандритом монастыря был Варсонофий. Затем следуют: Иоасаф II и Порфирий, переведенный в 1727 г. в Сийский монастырь. Отдаленность и уединенность Никольского монастыря делали его в глазах правительства удобным местом ссылки для всякого звания и рода провинившихся и опальных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Образ живоначальной Троицы, высота девяти пядей, на золоте, пелена дороги червчаты опушена с двух сторон, тафта желтая с кистьми шелковыми, на ней крест червчатой камки. Другой образ Николин на золоте, в ту же меру, с деяньями, гривен серебряных позолоченных больших и меньших восемь. Образ Спасов нерукотворенный большой на золоте, высота девяти пядей, пелена у него тафта червчатая, пушена тафтою лазоревою; бахрома желта шелковая, крест шит зелен тафтян. Двери царские с сенью на золоте. Промеж царскими и северными дверьми Пречистый образ Одигитрии, местный, на золоте, басма по полям на левкасе, высота девяти пядей, пелена кушачная, опушена зенденью червчатою. Двери разбойнические на красках. Образ Пречистой Успение на золоте, высота осми пядей, в киоте, пелена киндячная, пушена тафтою зеленою, на ней шит крест червчатой зенденной. Пречистый образ стоит на кутейнике, седми пядей высота, на золоте. Георгиев образ с деяньми, пяти пядей, на красках. Образ Иван Богослов. Образ Воскресение Христово в киоте на золоте. Образ Праздники владычные мелко письмо, в три ряда, высота трех пядей, на золоте. Другой образ Праздники владычные, мелко письмо, на золоти, в три ряда, в ту же меру, а под ним стоит налой, обит выбойкою. Пред образами стоят два шандана (sic) медные. Деисус меньшй, пядницы, с праздники и с пророки в киоте, на золоте. Меньших образов, пядниц, кои серебром обложены: образ Пречистая о Тебе радуется, – образ Софьи Премудрости Божией, – образ Пречистой Тихвинский, перевод, – образ Пречистой с Соловецкою обителью в киоте , с каменьем, жемчуги и цаты, – образ Иван Богослова, три образа Николины, – и всех тех образов обложенных серебром девять. Образ Пречистой Богородицы, на золоте, четырех пядей. Пречистый же образ на празелени, в ту же меру, на золоте. Другой образ Пречистой же. Образ Василий Великий . Василий блаженный трех пядей, на золоте. Образ Воскресение Христово, старинной, четырех пядей, на красках. Да меньших образов пядниц на золоте двадцать две; да на красках меньших пядниц шесть; да на золоте пядница образ Серия Радонежского, пелена золотная, невеликая.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Патрахиль тафта голубая, а на нем шиты святители Василий Великий , Григорий Богослов , Иван Златоуст, Афанасий, да Кирилле, да Никола, – да поручи атлас желт, пуговицы медные. Трои поручи ветшания худыя, да патрахиль ветшан, атлас рудожелт, а пуговицы оловянные. Патрахиль ветшан, а пуговицы медные. Патрахиль ветшан, а пуговицы свинцовые. Пояс поповский шелк червчат да зелен, а у кистей ворворки с серебром; да пояс поповский шелк желт да черлен. Пояс поповский мухоярный, кисти шелковые. Пять ширинок надерганных с золотом. Две ширинки надерганных шиты вязью; да ширинка шита вязью шелки разными. Две ширинки шиты шелком черным. Пелена кушачная, да воздух миткалинный бел, а опушен тафтою лазоревою, а крест нашит золотом плетен. Новый воздух. Две пелены, атлас вишный. Да на монастыре же другая церковь деревянная вверх Пречистой Успение, с трапезою и с келарскою, а в нем Божьего милосердия образов: Образ Успение Пречистой Богородицы на красках, местный большой, на нем гривна витая позолочена. Деисус 9 образов большой, девяти пядей, венцы на золоти. Промеж дверей образ местный Троицын на золоти. Образ лакотница на празелени Николин. Образ в ту же меру на золоте Покров Святой Богородицы. В ту же меру на красках Троица живоначальная, да Воскресение Христово, оба на золоте, малые пядницы, да икона святители писаны в два ряда на красках Зосимы и Саватия. Пречистой образ на золоте пядница. Михайло архангел на красках, Козьма и Демьян на краски, пядницы. Да стоячии образы на одной дцки Пятница да Варвара. Дмитрий страстотерпец на красках. Над жертвенником в алтаре Деисус старый не великий на красках. Пречистой образ в ту же меру на красках. Пречистой образ запрестольная на красках. Иван Богослов, да Иван Златоуст на золоте. Два образа Николины на красках. В трапезе Деисус, большая пядница, на золоте. 11 образов в киоте. Пречистой три пядницы на золоте. Пречистой же образ панагеи на золоте. В паперти Пречистый образ лакотница на красках. В алтаре два креста воздвизальных. Свеча местная полтора пуда пред образом стоит Успеньем.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Подобный же пример несогласия в крестьянской среде при выборе на церковыя должности имел место в Ненокоцком усолье в 1690 г. Одни склонялись избрать на освободившееся священническое место онежанина Антона Иевлева и умалчивали перед архиереем о неблагоприятствовавших ему обстоятельствах. Другие не желали Антона Иевлева и, очевидно, перувеличивали невыгодную сторону его избрания 45 . В качестве кандидата на священство они указывали местного диакона Филиппа. В данном случае, правдз, сторона избиравшая Антона Иевлева, ничего не имела против его соперника и не отрицала его хороших качеств, но все таки факт на лицо, что выборы приводили иногда к разделению и несогласиям в крестьянской среде и вообще возбуждали страсти. Часто в крестьянские выборы замешивались еще посторонние лица, так или иначе заинтересованные судьбою одного из кандидатов священства, и своим вмешательством еще более запутывали дело. В обоих из вышеприведенных случаев не обошлось без такого вмешательства: в первом со стороны местных священников, во втором – со стороны старца Николаевского Корельского монастыря Прова, агитировавших среди крестьян в пользу своих родственников. Если эти посторонние заинтересованныя лица были людьми влиятельными, то они обращались, случалось, непосредственно к самому архиерею с ходатайством о поставлении в священную степень поддерживаемого ими кандидата. Так было дело, напр., в 1689 г. – при выборе священника в Верховажском Успенском приходе. Со стороны крестьян были представлены два кандидата: местный дьячек Матюшка и некто Васька Попов, приходившийся, очевидно, родственником умершему священнику и имевший от роду только 18 лет. Преосвящ. Афанасий в то время был в Москве. Один из кандидатов священства, Васька Попов, имел на Москве сильных покровителей в лице справщика старца арона и священника домовой царской Рождественской церкви Василия Логинова, которые и ходотайствовали за него пред преосвященным. «А про вышеписанного церковного дьячка про Матюшку, говорится в документе, они старец и священник сказывали, что де он Матюшка порочный человек». Однако, скорее можно полагать, что обвинение это проистекало только из желания уронить в глазах архиерея опасного конкурента. И преосвящ. Афанасий не особенно и поверил этому обвинению. Хотя он и не лишил его дьяческого места, «для того что, как говорится в документе, на него имянно пороку не доведено». Но и покровительствуемый кандидат – Васька Попов, за молодостью лет, тоже не получил священнического места. Оно было отдано десятскому дьякону Вельского стана Григорью Осипову.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

После архимандрита Порфирия настоятелями были: Иона, Иосиф I, Павел II, (1732–1734), при котором и была чрезвычайная вышеописанная буря 32 , Геннадий II (1744–1756), Леонтий, Александр I, Вассиан, Иринарх, Петр (1761–1762) и Антоний (1762–1768). При архим. Антонии весьма много хлопот и неприятностей Николаевско-Корельскому монастырю доставило пребывание в нем ссыльного бывшего митрополита Ростовского Арсения Мацеевича . Ссылке и опале Арсений Мацеевич подвергся вследствие резкого порицания правительства за отобрание им в коллегию экономии церковных и монастырских имений, в зависимость от которых он ставил существование самих монастырей и архиерейства. «Тогда» (т. е. по отнятии имуществ), писал Арсений, «возымеется нужда быть прежде поповщине, а после беспоповщине и государство может обратиться в раскольническое, лютерское, кальвинское или атеистское государство». Арсений был сослан в Никольский монастырь 15 апреля 1763 года, а вывезли его оттуда в Ревель в 1767 г. 27 декабря; следовательно, содержался он в монастыре более четырех лет 33 . В 1767 году, по доносу монаха Филарета Батогова «о похвальных речах» иеродиакона Иоасафа Лебедева, возникло довольно запутанное дело. Монах Арсений, по показанию Иоасафа, говорил, что имп. Екатерина II не природная государыня, и что ей «не надлежало бы российского престола принять»; эти слова он говаривал с ведома настоятеля монастыря архим. Антония. Последнего потребовали к ответу и он, «по довольному увещанию о показании истины» со стороны присутствующих, дал показание, что монах Арсений действительно говорил, что имп. Екатерина Алексеевна не природная государыня и не тверда в законе. Письмо «о гонящих церковь », поставленное в вину Арсению, точно, говорил настоятель, выписано из служебника Арсения, но полагал ли он в числе гонящих Ее Императорское Величество, о том не слыхивал. Это показание архим. Антония было подтверждено свидетельствами и других лиц. Хотя Арсений и объявил, что архим. Антоний и вся братия Николаевского Корельского монастыря ведут «нетрезвое житие» и делают донос с той целью, чтобы выжить его – свидетеля их зазорной жизни – из монастыря, однако вина Арсения была несомненна.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010