Амбургский (или правильнее Гамбургский) скит находится на левой стороне реки Двины ниже города Архангельска 32 , в 30 верстах от него в лесу при озере, неподалеку от корельского Николаевского монастыря. В нем множество келий и живут разносословные перекрещенцы филипповского толка. Основание ему положил один беглый из Польши шляхтич Иосиф Андреев Кореневский. Поляки Кореневские в Варшаве держались партии Станислава Лещинского, избранного в польские короли по воле шведского короля Карла 12, дабы иметь его своим союзником. Когда Петр 1 разбил Карла под Полтавой в 1709 году и королем Польши утвердил принца саксонского Августа, а Лещинского заставил отказаться от короны; державшие сторону последнего, во время мятежа награбив денег и боясь гнева Царева, бежали в отдаленные края и селились в лесах. Из числа таких-то поселенцев были и братья Кореневские: старший из них Осип, прикрыв себя старческим кафтаном и каптырем 33 , поселился при большом Кудемском озере и стал ласками и подговорами привлекать к себе всякого поведения женщин, а потом к упомянутому же озеру начал собирать и мужчин, брата же своего Логина Кореневского записал в мещане Ненокоцкого посада и, купив двухэтажный дом, внизу дал помещение брату, а вверху завел молельню, в которую приезжал сам и, пользуясь слабым надзором приходского священника и местного начальства, привлекал к себе жителей Ненокоцкого прихода. Во время бегства своего из Польши в Россию познакомившись с филиповцами, жившими у Выгозера, и быв принят ими, Кореневский в память Филиппа, коновода Филипповцев, основал здесь Филипповский толк перекрещиванцев и провозгласил его старой верой. Отсюда ездил он в Курейское селение, в деревню Побоище, что в 9 верстах от Холмогор, останавливался в доме крестьян Неумоиных, отвлек многих там от церкви православной, завел у них молельню и подговорил некоторых поселиться в лесу. Таким образом в Курейской даче, в лесу, близ Черного озера, завелся чернозерский скит раскольников филипповских, где большаками были сперва курейский крестьянин Яков Галенев, затем крестьянин Зиновий Новоселов, после дочь его девочка (по имени чуть ли не Зиновия), за ней крестьянин Осип Неумоин (горбун), сын девки Неумоиной из Побоища.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Апостол в десть, писан большим письмом, тетро. Другой Апостол печатной в десть, тетро. Три Апостола в полдесть, тетры. Евангелие толковое воскресное на праздники владычны. Два Охтапка печатных в десть. Два Охтаика письменные в полдесть. Старыя Триоди две 15 , печатный две: постная да цветная в десть. Миней месячных 12. Каноник новые чудотворцы. Богородичника два, что на неоимонах говорят. Каноник молебной храмом. Псалтырь в десть, с каноны, с тропари и кондаки. Три 16 в полдесть с каноны и следованием. Псалтырь налойная в десть, большим письмом. Псалтырь в полдесть. Псалтырь без избранных псалмов. Два устава: один в десть, а другой в полдесть. Три Ирмолоя в четь. Служебник в полдесть, а в нем освящение вод. Другой в полдесть, святцы в нем. Два часословца с тропари и кондаки. Третий старый, плаченой, в полдесть. Три потребника: два в полдесть, третий в четверть. Минея Общая, в тетрадех, в полдесть, не дописана. Правило большее апостольское и седми соборов святых отец. Книга Василия Великого . Пролога три. Книга Исус Сирахов. Лествица с толкованием одна. Семен Новый Богослов, да Петр Дамаскин . Ефрем Сирин . Сава Сербскиий. Патерик скитский. Книга Дорофей в полдесть. Соборник большой. Соборник постный от мытаря и фарисея до велика дни. Соборник от велика дни до всех святых. Апокалипсис Ивана Богослова. Патерик Печерский. Соборник Ивана Богослова, да Соловецких чудотворцев. Соборник, а в нем житие Варлама Хутынского и Климента папа Римского. Соборник, в нем житие Николы чудотворца, да Серия Радонежскаго. Соборник житие и чудеса Василия Великого и Николино. Соборник правил иных святых отец поучение. И все те книги в полдесть. Книга Дионисия Ареопагита в десть, в полтретьятцать строк. Бытия в полдесть печатная. Козма Индикоплов в четверть. Псалтырька в осминку, мелко письмо, с следованием, святцы, с тропари, и кондаки и с каноны, поволочена камкою червчатою, застежки серебряные. Часословец в четь, часы без почасья, святцы в нем, с тропари, и кондаки и с каноны. Книга Александр Свирский в тетрадях, 26 тетрадей, да Служебник писан скорописью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В Елеазаровском монастыре преп. Евфросина Псковского духовниками были, по-видимому, игумены. По крайней мере, сам преп. Евфросин, ктитор монастыря, имел духовниками своими последовательно игуменов обители–сначала Игнатия, потом его родного брата Харлампия 106 . Но в другом псковском монастыре – Светогорском звание духовника совершенно отделено было от игуменства. Новгородский архиеп. Симеон (1417–1421) обличает монахов этой обители в том, что они «живут не по-чернечьски, духовника не держать, и у игумена и у старцев не в послушании» 107 . В монастыре был игумен, но духовника не было, значит, игуменство не связано было с духовническим званием. Этого мало. Из выражения грамоты: «духовника не держат» предполагается, что духовничество было особою должностью в обители, а вместе с тем – свобода выбора духовника со стороны братии: братия не выбрала себе общего духовника и по тому самому не исповедовалась. Впрочем, свобода эта не исключалась совершенно и тогда, когда духовником был игумен монастыря. В таком случае братия избирала себе не только начальника обители, направлявшего жизнь всего братства, но и руководителя совести каждого члена его. Такое положение всего ярче сказалось в приведенном рассказе Жития преп. Сергия о принуждении его братией к игуменству. В XVII стол. духовниками в мелких монастырях бывали то сами игумены 108 , то рядовые иеромонахи 109 . В устюжском Гледенском монастыре в 1617 г. духовником братии, если только и не самого игумена, назван черный поп Гурий; в 1671 г. – игумен Зосима 110 . В Зосимской пустыни Устюжской епархии духовником всей братии и вкладчиков был в 1695 г. казначей Илларион 111 . В больших монастырях Соловецком и Тихвинском во втор. полов. XVII стол, архимандриты не отправляли духовнических обязанностей; зато там и здесь было по несколько духовников. По-видимому, каждый инок свободно мог избирать себе духовного отца из наличных иеромонахов («черных попов») своего монастыря. Здесь духовничество организовано было так же свободно, как среди мирян 112 . В акте нач. XVII в. названы четыре духовника в Болдине дорогобужском монастыре. То же явление наблюдаем в к. XVII ст. в Николаевском Корельском и Крестном монастырях, имевших по два духовника 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В кладбищенской церкви св. Онуфрия после литургии была совершена панихида с поминовением всех почивших лиц Дома Романовых и некоторых близких Ее Высочеству покойных . В тот же день Великая княгиня вторично посетила Филиппову пустынь. А в 8 часов вечера уже была на пароходе «Вера», где отслужили молебен, и Ее Высочество отправилась в Архангельск. Торжественным звоном колоколов и пушечным салютом провожала Соловецкая обитель высокую паломницу. На море был штиль. Утром на палубе по случаю дня рождения наследника цесаревича по желанию Ее Высочества служили молебен св. Алексию, митрополиту Московскому и Иоанну Воину. Ее Высочество выразила желание остановиться в Соломбале, чтобы посетить Соловецкое подворье. Затем она на лошадях отправилась в город. На пути ею были сделаны остановки у городских церквей: у Успенской (XVIII века), Михайло-Архангельской (тоже XVIII века), в Михайло-Архангельском монастыре (XIV века) и на подворьях монастырей: Сурского, Красногорского и Николаевско-Корельского. Останавливаясь в этих обителях, Великая княгиня с чувством глубокого благоговения осматривала святыни храмов и внимательно слушала разъяснения Преосвященного Нафанаила. Вскоре после прибытия в Архангельск Ее Высочество в сопровождении огромного количества народа отправляется поездом в обратный путь. 31 июля, еще будучи в дороге, из Семигороднего монастыря Вологодской епархии Великая княгиня направляет Преосвященному Нафанаилу телеграмму: «Переживая с умилением чудные молитвенные дни в Соловецкой святой обители и посещение Архангельских святынь, сердечно благодарю Вас, Владыко, за сопутствие и радушный прием в Вашей епархии. Прошу Ваших святых молитв. Елисавета» . Разумеется, множество обителей, которые в течение жизни посетила Великая княгиня, занимает свое, вполне определенное место в ее православной эволюции и укреплении. И все же соловецкому паломничеству принадлежит особое место, определяемое масштабностью духовного воздействия всех святынь монастыря на мироощущение Елисаветы Феодоровны.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

В описи 7060 года написано: «Да грамота царя государя великого князя жалованная несудимая. Да грамота жалованная на Кудмо-озеро, что писцы дали. Да грамота царя великого князя хлебная, да грамота великого князя насадная жалованная. Да грамота великого князя Ижемская. Да грамота архиепископа Новгородского уставная. Да старых грамот купчая, да духовная на хоратьях с свинцовыми печатями Марфы Посадницы Новгородской. Да Василья Пастасьина данных четыре старые на хоратьях с свинцовыми печатями на Яковлекурские деревни. Да купчая новая Васильева, что он купил те деревни у Алексеевых детей Макарова. Да отводная грамота на те деревни. Да данная грамота Васильева, что дал те деревни в дом Николе Чудотворцу. Да на Ижемскую деревню четыре грамоты на бумазе. Да пятая грамота на хоратьи с свинцовою печатью. Да две грамоты Мымрины на смердьи места. Да данная грамота Неверова вотчина на Койдокурскую деревню в Лындоге. Да Неверовых же купчих и закладных и Олферьева закладная четыре на бумазе, да купчая грамота, да данная Головы Дехова положенные. Да данная грамота Матвея Никитина, на его участок у кола. Да Алексея Яковлева данная грамота на его половину на полтора человека. Да Григория Кологривова на Хеченемскую деревню, купчих и правых грамот 11. Да правая грамота на Марью тоню. Да Митька Ермолина данная грамота на его вотчину и дельная земляная. Да купчая грамота на полтора участка кола малокурского, что купили у Селивана Семенова сына Оставьева. Да купчая грамота на росол на Солзонской Михаила Кологривова. Да отпись Семена Карпова с товарищи с низовцы о убытках. Да грамота отступная Григория Чернаго на смердьих местах. Да данная грамота Марка Шунгина на полварницы в Неноксе на Новолоке. Да на Прилуцкую деревню Матренина данная. Да купчая Федора Шунгина, да мировая сына его Невера на Прилуцкую же деревню. Да Асафа Чевякина 7 грамот старых купчих на хоратьях со свинчатыми печатями. Да две грамоты дьльные на бумазе. Да две грамоты правых на бумазе. Да Данная грамота Асафова ж. Да Романа кузнеца купчая на бумазе. Да купчая на двор в Солзе. Да две отписи Федора Григорьевича Адашева, да отпись Григорья Васильевича Морозова. Да и кабалы и записи, что были у казначея Иова, и строитель Кирияк взял».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В паперти у Николы же Чудотворца деисус, старых образов, Спас в силах, на вохре; да Пречистой образ на золоте; да Михайло архангел на золоте, да апостол Павел на золоте, – высота тем образом девяти пядей. У Николы же Чудотворца во алтаре на престоле сорочка дороги полосатая, на верху покров тафта червчатая. Сосуды во обоих церквах оловянные, а лжици серебряные. В алтаре кандея булатная, полужена; два оловянничка: в одном вино красное, в другом святая вода, да чашка медная, полужена, кутейная, и с блюдцем с оловянным. На престоле образ Пречистой Богородицы, запрестольный, на золоте. Крест большей запрестольный на празелени. Над жертвенником деисус поясной на празелени. Два креста воздвизальные распятие Христово на золоте, да крест рез распятие Христово с праздники, кость врезана, обложен медью, данье игумена Ефрема с Угреши. Три образа Николины, пядници, на золоте. На одной дцки три святых на краскахе: Кирилл Белозерский, Александр Свирский , Дмитрий Вологодский. Никола Можайский на золоте. Христофор на празелени пядница. Михайло архангел на празелени, на красках. Да яйцо в алтаре струкомилово положено просто, да свеч местных пред образами пять, а воску в них полпятанатцата пуды, а две в них писаны красками, на подсвешниках точеных деревянных писаных, насвешники на всех свечах железные луженые. В Николе же чудотворце паникадило большее медное, свеч на подсвешках 16, да яйцо струкомилово обложено серебром на крест, кисть шелковая. Другое паникадило медное же, свеч на нем на подсвешках 12, яйцо с кистью. Третье маленькое оловянное, яйцо струкомилово с кистью. Чаша большая модная полужена, в чем воду святят; да в алтаре четыре блюда больших оловянных, а укропник медной, да горн железный. В Николе же чудотворце книги. – Евангелие тетро в полдесть, поволочено бархатом золотным, Евангелисты позолочены, застежки серебряные. – Другое Евангелие тетро в десть, поволочено зенденью, на нем распятие с херувими серебряные, выбойка. Евангелие апракос, в полдесть, поволочено бархатом синим, выбойка, Евангелисты серебряные, позолочены, застежки серебряные.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В столбцах, за черною печатью, жалованная на таможенные пропуски: последовала лета 7181, от Р. Хр. 1673 г. О дозволении Николаевскому Корельскому монастырю возить и продавать соль в городах и покупать хлебные и всякие монастырские, про монастырский обиход, запасы беспошлинно: последовала лета 7183, от Р. Хр. 1675 г., с черною восковою печатью. 7. Грамоты Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Жалованная на Двину на Прилуцкое и Чиркопоское владение: последовала дета 7191, от Р. Хр. 1683 г., в столбцах за черною печатью. Жалованная на Двину в Никольский остров для подтверждения, чтобы с монастырской уловной рыбы пошлин не имать: последовала лета 7191, от Р. Хр. 1683 г., в столбцах за черною печатью. Жалованная, чтобы в Двинской реке и Сухоне, монастырские суда с хлебом и солью пропускать: последовала лета 7191, от Р. Хр. 1683, с черною печатью. Жалованная на Двину Прилуцкому и Чиркопоскому острову о том, чтобы владеть ими монастырю по-прежнему: последовала лета 7192, от Р. Хр. 1684-г., в столбцах, с черною печатью. Жалованная на Двину о том, что велено владеть монастырю Вагостровскою кошкою: последовала лета 7201, от Р. Хр. 1693 г., в столбцах, с черною печатью. Жалованная на Двину о том же и о владении Кинженскими пожнями Николаевскому монастырю: последовала лета 7201, февраля 6 дня, от Р. Хр. 1693 года, в столбцах, за черною печатью. II. Царские подлинные грамоты за подписью дьяков 1. Грамота Государя Царя и Великого Князя Василия Иоанновича Жалованная о том, чтобы из царской казны на Холмогорах, по жалованной грамоте государя царя Феодора Иоанновича, давать в оный Николаевский Корельский монастырь руги по 10 руб. в год. Сия, жалованная грамота, подтвержденная государем царем Михаилом Феодоровичем, последовала лета 7115, от Р. Хр. 1607 года. 2. Грамоты Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича О не взимании запросных денег с продаваемой от монастыря соли: последовала лета 7123, от Р. Хр. 1615 г., за подписом думного дьяка Петра Третьякова.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Варлаам III Плешанов, в 1804 г. и того же года скончался на пятом месяце своего настоятельства, родом из Каргополя. Амвросий Чернуцкий, с 1806 г., архангелогородец, риторики и поэзии учитель, в том же году архимандрит Архангельского монастыря, а : после и Сяйского, и семинарии ректор, с 1810–1817 г. Павел (Павлов) Морев, се 1807–1810 г., обучался в Архангельской и Троицко-Сергиево-Лаврской семинариях, в 1810 году переведен в Архангельский монастырь, и состоя архимандритом оного был вместе и ректором уездного училища. При этом настоятеле в 1808 году в монастыре были предпринимаемы предосторожности от нападения англичан. Иоасаф III, с 1810–1812 г., из иеромонахов Александро-Невской лавры был префектом Архангельской семинарии, в Архангельске и скончался, а погребен в Николаевском монастыре. Вениамин Смирнов, с 1813 по 1817 год, архангелогородец, проходивший долгое время учительские при семинарии должности, – был и префектом ее, переведен в 1817 архимандритом в архангельский монастырь, после в Сийский, затем в Крестный, а наконец в 1848. г. в Глуховский Черниговской епархии, где и скончался в 1850 году. При сем настоятеле в 1814 году 14 сентября чрезвычайною бурею произведены в монастыре опустошения. Анастасий Ключарев, с 1817 по 1821 год, архангелогородец же, кончивший курс семинарских наук, бывший до возведения в сан игумена строителем Красногорского монастыря и экономом архиерейского дома, после архимандрит Архангельского монастыря, Новгородский викарий, затем Екатеринославский епископ; в последствии управлял Сийским монастырем, и в 1851 году скончался в том же Сийском монастыре. Игнатий Семенов , уроженец Архангельска, учитель и эконом в Архангельской семинарии. Управлял Николаевским монастырем только два месяца в 1821 году, после переведен бакалавром в С.-Петербургскую Д. Академию в последствии ректор Новгородской семинарии, затем викарий той же епархии, после архиепископ: Олонецкий, Донской, Воронежский, скончался в 1850 году, быв вызван для присутствия в Свят. Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Возобновление Кожеозерского монастыря началось в половине прошлого столетия. В 1851 г., по указу Св. Синода, он был сначала приписан к Николаевскому Корельскому монастырю, а затем вскоре (1853 г.) по Высочайшему указу сделан самостоятельным, и в нем введен был общежительный устав. Целью его возобновления была борьба с расколом. В Онежском, Пудожском и Каргопольском уездах эта обитель является рассадником христианского просвещения и твердым оплотом православия против царящего здесь раскола. Монастырем управляет архимандрит. В настоящее время храмов в обители имеется три. Один каменный, холодный, в честь Успения Пр. Богородицы, с двумя приделами. Второй храм тоже каменный, во имя Св. Иоанна Предтечи, переделанный из часовни над гробницами прпп. Серапиона и первого игумена монастыря Авраамия. Мощи их (неканонизованные), в настоящее время почивают под св. престолом Предтеченской церкви. В этой же церкви находится и местночтимая святыня – икона Тихвинской Божией Матери; каждую субботу перед ней поется акафист. Третий храм деревянный, теплый, в честь Богоявления Господня; здесь под спудом покоятся нетленные мощи прп. Никодима Хозьюгского. В хозяйственно-материальном отношении обитель довольно бедна, так что с трудом может производить у себя необходимые постройки. Скудость жизненных средств происходит от суровости климата, малой производительности земли и удаленности от населенных мест. Существует обитель, главным образом, на пожертвования благотворителей. В последнее время делаются иноками энергичные попытки завести монастырское хозяйство в более широких размерах… Кожеозерский монастырь находится в 110 верстах от города Онеги и в 180 вер. от станции Обозерской М.-Я.-А. желез. дороги. Летом туда, удобнее проехать через Соловецкий монастырь в Онегу; а зимой от станции Обозерской на деревню Сидоровскую, самую ближайшую к монастырю, в 60 верстах от него. На половине пустынной дороги имеется монастырский приют. Почтовый адрес обители: в г. Онегу, Архангельской губ., игумену Кожеозерской обители с братией.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Господь сподобил его даров пророчества, духовного рассуждения, толкования Писаний и чудотворения. Причислен к лику святых в 1988 г. Мощи его покоятся в Спасском храме Ярославского Толгского Введенского монастыря. Память 30 апреля. – 30, 112. Игнатий – архиепископ Воронежский и Задонский. 5 августа 1791 † 20 января 1850. В мире Матфей Афанасьевич Семенов. Родился в селе Покшеньге Пинежского уезда Архангельской губернии в семье пономаря. После окончания семинарии преподавал в Архангельском уездном училище и духовной семинарии иностранные языки. В 1820 г. был пострижен в монашество, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1821 г. возведен в сан игумена и назначен настоятелем Николаевского Корельского монастыря, а затем преподавателем греческого языка и библиотекарем С.-Петербургской академии. В 1822 г. возведен в сан архимандрита и через год назначен ректором Новгородской семинарии. В 1828 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В этом же году назначен на Олонецкую кафедру, где трудился 14 лет, ведя энергичную борьбу с расколом. В 1835 г. возведен в сан архиепископа. В 1842 г. назначен в Донскую епархию, где служил 4 года, также искореняя раскол. В 1847 г. назначен на Воронежскую кафедру, но с 1848 г. жил в Петербурге для присутствования в Св. Синоде. Там и скончался, погребен в Александро-Невской лавре. – 68. Иерофей – Патриарх Александрийский. Имеется в виду либо Патриарх Иерофей I, возглавлявший Александрийскую Церковь в 1825–1846 гг., либо Патриарх Иерофей II, возглавлявший ее в 1847–1859 гг. – 68. О. И-ий. – 36. Иларион – затворник Троекуровский. 1764 † 5 ноября 1853. Из семьи крестьянина села Заньки Раненбургского уезда Рязанской губернии. В детстве бывал на богомолье в Киеве и Троице-Сергиевой лавре, рано начал подвижничать. Был женат, но притворился параличным, чтобы жить в браке как вне брака. Двадцати лет ушел странствовать, жил сначала в монастыре, а потом поселился недалеко от села Головинщины, в Воловом овраге. Тут он выкопал несколько пещер и стал вести суровую подвижническую жизнь: строго постился, неделями оставаясь без пищи, носил вериги и сорочку из медной проволоки. По людскому злословию был подвергнут церковной эпитимии. 50-ти лет переселился в дом к помещику Троекурову, где провел оставшуюся жизнь. Туда к нему приходили посетители, многим из которых он давал ответы через келейников. Находился в духовном общении с Иоанном, затворником Сезеновским. По совету старца Илариона поступил в Оптину Пустынь Александр Михайлович Гренков – будущий старец Амвросий. – 68.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010