Ростовского архиерея  .  .  Николаевского монаст. Вологодского –  .  .  .  .  . Евфимиева монастыря Троицы-Сергиева мона Донского монастыря  .  . Архангельской пустыни Кириллова монастыря  .  . Страшныя Богородицы  . Кашинского    –   .  .  .  .  девичьяго монастыря  . . Прилуцкого .  –   .  .  .  .  Спасской п., что на Лому Павлова         –   .  .  .  .  Дмитровской п.   .  .  .  . Корнилиева    –   .  .  .  .  Песошного монастыря  . Глушицкого   –   .  .  .  .  Печерского   –   .  .  .  .  Ферапонтова –   .  .  .  .  Сиамского    –   .  .  .  .  Николаевского-- Репной пустыни  .  .  .  . Белоезерского монастыря Подольного монастыря . Иннокентиева        –  .  .  Лопотова         –   .  .  .  Нуромского           –  .  .  Рабанского      –   .  .  .  Арсеньева м. Александровой п., что Сохарусовой пустыни на Шкоте Приписной к Арсенье ву Госпитальной вотчины, Александровой п.  .  .  .  . что была за Федором Плещеевым Николаевского Угрешского монастыря  .  . Итого: А в прошлом 720 году в мае, в указе Его Императорского Величества из архангелогородской провинции за подписанием вице-губернатора и лейб-гвардии капитана господина Лодыженского к стольнику и Вологодской провинции воеводе Дмитрию Потемкину да камериру Дохтурову о окладных денежных доходах с Вологодской провинции, что надлежит быть повсегоды в сборе, в том числе с архиерейских и монастырских вотчин и церковников, написано. Десятой деньги: Кирилова монастыря с соляных промыслов Военного Приказу 13 р. 5 алт. Адмиралтейского Приказу 3 р. 10 алт. Итого: 16 р. 15 алт. Николаевского Корельского с такова же промысла Военного 3 р. 9 алт. 2 д. Адмиралтейского  «– 28 –  » – Итого: 4 р.  «  –  4 д Да с вышепомянутых архиерейских и монастырских вотчин, кроме госпитальной вотчины, окладных и повсегодных доходов с дворового числа. Окладных табельных: Военного Приказу   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 1472 р. 1 1 / 2 д. Адмиралтейского    .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 5 1 / 3 д. Ямского    .    .    .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Грамота: Во имя Отца и Сына и Святого Духа, се аз раба Божия Марфа, списа сие рукописание при своём животе, поставила есми церковь храм Св. Николы в Корельском, на гробах детей своих Антона да Феликса; а дала есми в дом Св. Николы куплю мужа своего Филиппа на Лавле острове село, да в Конечных два села и по Малокурье пожня и рыбные ловища, а по церковной стороне до Кудмы и вверх по Кудму и до озера, а в Неноксе место Засенки Полянка; а приказываю дом Св. Николы Господину своему деверю Фёдору Григорьевичу и его детям и Леонтию Аввакумовичу, и зятю своему Афромею Васильевичу, а на то Бог послух и отец мой духовный Игумен Василий Святого Спаса; а кто сие писание преступит или порушит, а наши памяти залягут, сужуся с ним пред Богом в день страшного суда. Хотя в той грамоте года не показано, однако же, можно из обстоятельств заключить, что основан он незадолго пред 6927/1419 годом: ибо упоминается в Летописце Двинском что в сем году этот монастырь Мурманы пожгли и чернецов посекли, однако же, был он возобновлён. Ибо по Истории видно, что во времена Царя Ивана Васильевича Грозного, когда в 1558 году в первый раз открыли торговое своё судоходство в Белое море Англичане, то пристали они тогда при устье реки Двины у небольшого монастыря Св. Николая Чудотворца, Корельским называемого. Почему на некоторых старых чужестранных Ландкартах и самый город Архангельск означается именем порта или пристани Св. Николая, portus S. Nicolai; да и путешествие своё сюда Англичане несколько времени называли путешествием к Св. Николаю. В писцовых книгах при последнем писце Мироне Вельяминове в 7130/1622 году упоминается о сем Николаевском монастыре так: «у моря в нижней половине на Пудожемском устье монастырь Николаевский на Корельском берегу, а на монастыре церковь Николы Чудотворца древяна вверх, и на монастыре же другая церковь Успения Пресв. Богородицы деревянная же вверх с трапезой». После сих писцовых книг в скором времени в монастыре и каменное строение началось, а именно: в лето 7172/1664 месяца Мая в 1 день основана каменная во имя Пресв. Богородицы церковь с трапезой, а внизу со многими погребами, при Государе Царе Алексие Михайловиче, между Патриаршеством при Макарии, Митрополите Новгородском и при Игумене Косме, а освящена в лето 7176/1667 месяца Ноября в 10 день, при Митрополите Питириме Новгородском и Великолуцком.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Данная игумену Варлааму. Старец Гавриил варзужанин двор со всем строением, да шесть луков тонь 7099 г. марта 25 дня. Купчая. Патрикий, родом варзужанин, церковный дьяк Ненокоцкого усолья, продал в Корельский монастырь четыре лука угодья своего в Варзуге реке 7104 года февраля 19 дня. Данная. Стефан Хлапачь варзужанин дал в Корельскшй монастырь вкладу лук угодья своего в Варзуге 7104 года июня 2 дня. Купчая. Три лука в Варзуге во всяких промыслах игуменом Варлаамом куплены 7110 года октября 16 дня. Данная. В Корельский монастырь дано пять луков в Варзуге 7016 года июля 16 дня. Копия с грамоты царя Михаила Феодоровича об оставлении за Николаевским монастырем в Варзуге тех вышеозначенных тоней, которыми он владеет,7123 года. На летнесторонские тони Купчая Нестора Иванова Гладкаго, без года и конца. Данная. Федул Семенов дал в Корельский монастырь в трех тонях монастырских свой участок и полтони своей особливой 7129 года. Данная. Дмитрий Ермолин дал в дом Николе чудотворцу, на летней стороне, полтони и часть пожней 7057 года. Купчая. Павел Патаркин строителю Кириаку продал свой же ребий в Чевакинской в двух тонях полневода, да в Пещанке и Лудушке полневода, а Усть-лопшенги на другое место полневода 7062 года. Купчая. Строитель Кириак на летней стороне в большой Сярге в Чевакинской, и Захребетной, и в Лудушке, и в Пещанке, и Усть-лопшенги, и в Юричной, купил 7063 года. Купчая. У Тимофея Дорофеева в доме Корельского монастыря куплено в Сярге и в Чевакинской большой во всех шести тонях и в Захребетной, и в Лудушке и в Песчанке, и на Усть-лопшенги и по Корге четверть в воде и в берегу и в пожнях и в озерах и в лесу и во всех угодьях 7063 года. Данная. Филипп Некрасов ненокшанин в Корельский монастырь дал вкладу от Усть-лопшенги к горам летнесторонским в четырех тонях двенадцатую выть 7093 года. На зимнесторонские тони Закладная на полтони Голубок, на зимней стороне, 7047 года, а при ней других бумаг нет. VIII. Крепости на деревни Холмогорской округи в Троицком Ухтострове лежащие

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Петрозаводск, 1867. Иннокентий, архим. – Иннокентий, архим. Пострижение в монашество. Вильна. 1899. Иоанн Мосх – Иоанн Мосх . Луг духовный. Сергиев Посад, 1915. Казанский – Казанский Π. С. История православного русского монашества от основания Печерской обители преподобным Антонием до основания лавры Святой Троицы преподобным Сергием. М., 1855. Коноплев – Коноплев Η. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Крушельницкая – Крушельницкая Ε.Β. Автобиография и житие в древнерусской литературе. СПб., 1996. Лествица – Преподобнаго отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908. Макарий. Антониев Сийский монастырь – Макарий (Миролюбов) , еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. Макарий. Описание Корельского монастыря – Макарий (Миролюбов) , еп. Историко–статистическое описание Николаевского Корельского монастыря//ЧОИДР. Μ., 1879. Кн. 1. Макарий. Кн. 4. Ч. 1; Кн. 3 – Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. Μ., 1995. Кн. 3; М., 1996. Кн.4. Ч. 1. Малето – Малето Е. И. Хождения русских путешественников XIIXV вв. Μ., 2000. Минеева – Минеева С. В. Рукописная традиция жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (XVIXVIII вв.). Μ., 2001. Ч. 2. Тексты. Муравьев – Муравьев А.Η. Русская Фиваида на Севере. М., 1999. Некрасов – Некрасов И. Древнерусский литератор//Беседы в Обществе любителей русской словесности. Μ., 1867. Вып. 1. Никольский К – Никольский К. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1895. Никольский. Т. 1. Вып. 1; Т.1. Вып. 2– Никольский Н. К. Кирилло–Белозерский монастырь и его устройство. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; 1910. Т. 1. Вып. 2. Никольский. Общинная и келейная жизнь – Никольский Н. К. Общинная и келейная жизнь в Кирилло–Белозерском монастыре в XV и XVI и в начале XVII–ro//Христианское чтение. 1907. Август; 1908. Июнь. Нило–Столобенская пустынь – Нило–Столобенская пустынь. М., 2000. Одинцов – Одинцов Н. Порядок общественнаго и частнаго богослужения в Древней Руси до XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приход граничит с Рождественским–Пашским, Вороновским и Шижнемским приходами. Его составляют деревни: Николаевская и Смоленская – у церкви, Новая, Балдина, Селиванова и Елины – в 3 верстах от церкви, Новая Весь – в 5, Усть-Рыбежна – в 7, Рыбежна – в 8 и Прокшина – в 15 вер. Жителей мужского пола 752, женского 622. В приходе есть следующие пустоши: 1) Мелеховщина, пахатное поле близь церкви, или, что тоже, пустошь Вермаз; тут, по преданию, прежде жил причт: 2) Плесо, близь Новой Веси; 3) Адрианов Наволок – пустошь близь деревни Рыбежна. В 4 верстах от р. Паши и в 4 от корельской Новой Веси есть озеро, называемое Озерецким. Оно имеет в окружности пять верст. Кроме реки Паши есть реки: Рыбеж, Сязнега и Салма. Леса находятся по Сязнеге и Салме. Жители деревень Селивановой, Балдиной и Новой Веси строят лодки; в Прокшине делают деревянную посуду; многие занимаются плотничеством, большинство – земледелием. Раскольников-Федосеевцев и, отчасти, филиповцев, считается до 14 душ. Грамотных в приходе до 150 обоего пола. Школа есть при церкви и в ней обучает причт. Учатся в ней мальчики и девочки до 40 человек. Попечитель школы – священник. В церковь прихожане ходят исправно. В зимнее время бывает в храме до 300, а леток – до 150 человек. Сельские праздники суть следующие: 1) в Колголеме, Смоленской деревне, Николаевской и Новой празднуют Иоанну Милостивому и Смоленской Божией Матери; Смоленской празднуют в память прекращения скотских падежей; 2) в Селиванове и Балдиной празднуют Покрову; 3) в Корельской Новой Веси и в большой Новой Веси – Николаю; 4) в Рыбежне – Сретению; 5) в Прокшине – св. Архистратигу Михаилу. Крестные ходы, кроме 6-го января и 1-го августа бывают: 1) в третий день Пасхальной седмицы – около ограды церковной; 2) 28-го июля – в часовне при деревне Смоленской; 3) 1-го августа – из церкви на реку для малого водоосвящения; кладбище одно – при церкви. Часовни находятся: 1) в деревне Смоленской – во имя Смоленской Божией Матери. Здесь особенно уважается икона Смоленской Божией Матери. Риза на иконе, ценою 125 р., сделана прихожанами в 1859 году. 2) в деревне Селивановой – во имя св. Николая. В 100 саженях от нее, в поле, стоит каменный крест, в 11 вершков вышины. По преданию, он принесен сюда на льдине, во время весеннего половодья, и теперь, при самом сильном напоре льда, крест, по народному верованию, остается неподвижным. Поле, где находится крест, называется у крестьян «крестовым». Крестьяне почитают крест за чудотворный и, омывая его водою, после моются ею, в надежде исцеления. 3) В деревне Новой Веси – во имя Покрова; 4) в Рыбежне – во имя Сретения, В ней замечательна икона «Венчания Божией Матери»; 5) в Прокшине – во имя Архистратиха Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Сообщил Д. Ч. Макарий, Епископ Архангельский и Холмогорский. 1 Первое полное погорение монастыря в 1419 г., второе 1620, третье 1798 г., были и еще два пожара, хотя и меньше первых. 6 О построении и освящении церквей имеется на стене при входе в Николаевский храм, летописная старинная надпись, из которой и заимствуются сведения о церквях. 7 Подлинных данных не было уже и в 1601 году по поверке описи в которой сказано: «Да двух духовных Марфы Посадницы списки». Но в 1552 году была духовная на харатьях со свинцовыми печатями Марфы Посадницы Новгородской. В описях XYII века упоминаются две крепости харатейные Марфы Посадницы за вислыми свинцовыми печатями, да с них четыре списка, да духовная память, а с ней список Марфы же Посадницы, как видно из переписной книги 1674 года. Из завещанных Марфою Посадницей земель доселе владеет монастырь покосами по реке Малокурья, в числе которых и остров Шатун. 11 В 7060 (1552 г.) при строителе Кириаке, названного у Строева Киприаном, в монастыре были следующие, примечания заслуживающие вещи: 1) сосуды церковные, потир, блюдца и лжица оловянные; 2) воздухи и покровы крашенинные, а другие тафтяные; 3) ризы, епитрахиль, кушаки, поручи, стихари и орари полотняные, а другие выбойчатые; 4) ризы двои безинныя, у одних ожерелье бархатное с золотом, а у иных бархатное цветное. 12 После игумена Варлаама в 1601 и 1602 годах, при поверке монастырского имущества, упоминается строитель старец Боголеп, а игумен Геннадий упоминается в грамотах Лжедмитрия 7108 (1600) года. 13 Доселе указывают под Успенскою церковью, подле ее алтаря, на небольшую келию, в которой содержался три года и два месяца Арсений Мацеевич . В этой самой келии хранится его портрета после расстрижения, под именем Андрея Враля, в простой крестьянской одежде. Вместе с архимандритом Антонием за кроткое и дружелюбное обхождение с Арсением пострадали и некоторые из братии Корельского монастыря; а доносчики иеродиакон Иоанн и монах Филарет Ботагов получили в награду по сто рублей. 14 Почтенный автор, преосвящен.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

является на одном из двинских устьев Николо-Корельский монастырь, основанный в 1410 году в 35 в. от Пур-Наволока, преп. Евфимием, просветителем Корел. («Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении». 1890 г. С.-Пет., стр. 16). Об Евфимии, как основателе Николаевского Корельского монастыря, говорится и в «Книге, глаголемой описание российских святых» (дополн. граф М. В. Толстой . Чтения в Имп. Общ. Истор. и Древностей Российск. 1887. кн. IV, стр. 158–159, 312): «В начале XV века пришел (неизвестно откуда) на Корельский берег Белого моря преп. Евфимий. Но едва усердный труженик успел построить храм святителя Николая и несколько келлий, как в 1419 г. норвежские разбойники напали на монастырь, сожгли церковь и умертвили несколько иноков». Трудами Евфимия были возобновлены опять церковь и келлия. «Кроме трудов об устройстве монастыря, преп. Евфимий много потрудился в просвещении дикого населения Корельского края и воспитал в учениках своих ревность к святому подвижничеству». В «Иконописном Подлиннике» лик препод. Евфимия описывается так: «преп. отец наш Евфимий, иже у города Архангельского, новый чудотворец: подобием сед, брада подоле Сергиевой, ризы преподобнические; на главе клобук черный, правая рука благословенна, а в левой свиток и клюка». 2 Архив Никольск. монаст. Бумаги разного содерж. за 1722 г. – Донесение архим. Порфирия было вызвано указом имп. Петра Великого «учинить обстоятельные ведомости, в коликом расстоянии монастырь (Никольский) от градов и волостей отстоит и в какой близости дальние монастыри или пустыни имеются… и в котором годе построен монастырь…» В ответ на последний вопрос о. архимандрит писал, что «построен Николаевский монастырь в давных летех…» 4 Так, в «Полном собрании исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях…», составл. А. Ратшиным, мы читаем: «Николаевский Корельский монастырь основан в 1418 г., знаменитою посадницею Новгородскою, Марфою Борецкой на том месте, где утонули ее дети – Антон и Феликс, ездившие для осмотра своих вотчин» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Город Колмогоры, в уезде монастыри Сийской 315 дворов, Николаевской Корельской 50 дворов, Чухченемской 29 дворов, Усть-Межигорской 7 дворов. Город Архангелской, на посаде монастырь Архангелской 48 дворов. Город Мезень. Город Кеврола. Город Пенега. И тех городов в уездех монастырей нет. Город Каргополь: на посаде монастырь Спаской 5 дворов. В уезде монастыри ж Крестной 869 дворов, Ошевенской 9 дворов, Спаской Пахомьев 5 дворов, Кожеозерской 111 дворов, Сырьинской 7 дворов, Колодозерской 7 дворов, Кенской 1 двор. На Ваге Шенкурской острог, в уезде монастыри: Иванской Богословской 50 дворов, Уздринской 30 дворов, Клоповской 9 дворов, Сетринской 7 дворов, Агапитов 78 дворов. Бежецкого верху город Городецкой, на посаде Введенская пустыня 10 дворов. В уезде Николаевской Антонов 133 двора. Город Устюжно, на посаде монастырь Воскресенской 24 двора. Пусторжевской уезд, город Заволочье, в уезде монастыри: Никалаевской Плеской 93 двора, Хвоинской 3 двора. Город Торжек, на посаде монастыри: Борисоглебской 53 двора...... 54 двора. Николаевской пустынной 30 дворов. Город Олонец, в уезде монастыри: Муромской 23 двора, Палеостровской 12 дворов, Вышеостровской 32 двора. Город Кола, в уезде монастыри: Кондалажской, Печенгской и за теми монастыри крестьян нет. А пустые монастырьские земли и угодья отдают на оброк в Великом Новегороде из Дворцового приказу, а в Митрополиче доме неведомы. Роспись Казанской епархии монастырем. В Казани Преображенской монастырь. В Свияжку Богородицкой монастырь. В Козмодемьянску Спаской монастырь, что на Волге. В Чебоксарех Троицкой монастырь. В Синбирску Успенской монастырь. На Самаре Преображенской монастырь. На Уфе Успенской монастырь. На Осе Спаской Преображенской монастырь. На Уржуме Спаской Чепоцкой монастырь. В Яранску Преображенская пустыня. На Кукарке Покровской монастырь. В Цареве – Кокшайску Мироносицкая пустыня. Да приписные Троицкого Сергиева монастыря: в Казани Троицкой монастырь. В Свияжку Троицкой же монастырь. Да Новоспаского монастыря в Тетюшах Покровской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да в епархиях преосвященных митрополитов. У Новгородцкого: на Луках Великих. А во удоволствование дати ему Исаеву пустыню, да Настыцкой монастырь, а за ними 43 двора, да в Старой Русе Спаской монастырь, а за ним 110 дворов, да Северской, а за ним 4 двора, всего 157 дворов. На Городце. А во удоволствование дати ему Николаевской Антоновской монастырь, а за ним 539 дворов 387 . На Колмогорах. А во удоволствование дати ему Николаевской Корельской монастырь, а за ним 50 дворов, да Чюхченемской, а за ним 29 дворов, да у города Архангелского Архангелской м., а за ним 48 д., всего 127 дворов. На Олонце. А во удоволствование дати ему монастыри: Муромской, Палеостровской, Вышеостровской, а за ними 67 дворов, да Новгородцкого уезда Вежицкого м. 200 дворов, всего 267 дворов. На Ваге. А во удоволствование дати ему Богословской монастырь да Сидомскую пустыню, Узринской монастырь, Клопов монастырь, Сетринской да Агапитов монастыри, а за ними 182 двора. У Казанского: в Симбирске. А во удоволствование дати ему ис Богородицкого монастыря (зачеркнуто: а за ним 889 дворов) 200 дворов. На Уфе. А во удоволствование дати ему Успенской монастырь, а за ним 132 двора. У Астараханского: на Саратове. Пожалует Великий Государь оброчные рыбные промыслы. У Сибирского: в Томску, в Енисейску, на Лене. Пожалует Великий Государь во удоволствование им ис своей Государевы казны. У Ростовского: на Углече. А во удоволствование дати ему Алексеевской монастырь, а за ним 559 дворов. На Устюге. А во удоволствование дати ему Архангелской монастырь, а за ним 330 дворов. У Псковского: в Торопце. А во удоволствование дати ему Кудин да Небин монастыри, да из Пусторжевского уезду Плеской монастырь, а за ними 161 двор. У Смоленскою: во Брянску. А во удоволствование дати ему два монастыря Спаские, да Петровской, да Андреянов монастыри, а за ними 165 дворов. В Вязме. А во удоволствование дати ему Ивановской монастырь, а за ним 128 дворов, да ис Ярославецкого уезду Малого Тиханову пустыню, а за нею 90 дворов, всего 218 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синода: но решительного от них на сие ответа не получил. Говорили ргои соптга, представляя подобный пример благоверной же княгини инокини Анны, в Кашине почивающей, которой также пели молебны, даже церкви во имя ее в некоторых местах освящены были, но после один архиерей запретил петь молебны, и теперь, как вам известно, поют панихиды, и, что всего страннее, читают молитву про конце оные такую, которая читается только одним святым. Есть ли угодно знать вам мое по сему предмету мнение: то я советую вам отписать о сем обстоятельно к кн. А. Н. Г. (князю Александру Николаевичу Голицыну). Может быть, он переговорит о сем деле со мною, а вероятно – доложит и государю. Вреда из сего никакого последовать не может», см. письмо в Февральской книжке Христианского Чтения за 1898-й ход, стр. 201. В письме дается знать, что митр. Филарет желал и искал, чтобы княгине Евфросинии петы были молебны вместо панихид о ней или чтобы она признана была местною святою, и что он ссылался при сем на прежнее время, когда княгине петы были молебны (см. относительно сего дело в Архиве св. Синода 1744 г., 80, о мощах не свидетельствованных, л. 565.– Сведения митр. Серафима, кем и как запрещено было пение молебнов княгине Анне Кашинской, не отличались особенной обстоятельностью, а также не совсем незамечательно и то, что относительно известной ему большой странности он ограничивается лишь одними указанием на последнюю). – Сообщено нам за достоверное, что в настоящее время, не позднее как с 1869-го года, княгине поются молебны: следовательно, когда-то после 1857-го и до 1869-го года она причтена к лику местных святых (собственно-восстановлена в их лике). 593 Корельский Николаевский монастырь упоминается в 1-й Новгородской летописи как существующий под 1419-м годом. Но этому указанию кончину основателя монастыря преп. Евфимия (если только он был основателем монастыря) нужно относить к более раннему времени, чем конец XV века. Остается непонятным для нас, что преосв. Макарий говорит о преп. Евфимии как основателе Корельского Николаевского монастыря в своей статье: «Христианство в пределах Архангельской губернии», напечатанной в 3-й книге Чтений за 1878-й год, и новое не говорит о нем как основателе монастыря в своей статье: «Историко-статистическое описание Николаевского Карельского третьеклассного монастыря», напечатанной в 1-й книге тех же Чтений за.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010