Новгородский митрополит Макарий принес жалобу государю, что в городах Двине, Холмогорах, Каргополе, Турчасове и Ваге, которые с их уездами при царе Иване Васильевиче были отчислены от Новгородской епархии к Вологодской, а при Федоре Ивановиче вновь причислены к Новгородской, настоятели монастырей и церковные причты ни в чем его, митрополита, и его десятильников не слушают, у него не судятся и пошлин ему не дают, ссылаясь на полученные ими царские грамоты, и просил грамоты те отменить. Царь вместе с отцом своим Филаретом пожаловал митрополиту грамоту (8 февраля 1622 г.) и велел ему во всех означенных городах, как и по всей Новгородской митрополии, ведать и судить во всяких духовных делах по-прежнему, как было исстари, посылать в города и уезды своих детей боярских и десятильников, собирать церковные дани по книгам, как бывало прежде, и архимандритов и игуменов с братиею, их слуг и крестьян, протопопов, попов, дьяконов и весь причет церковный, также и мирян «ведати и судити во всяких делех» по царскому указу и по соборному уложению, а настоятелям монастырей и церковным причтам, имевшим у себя несудимые грамоты, объявил, что грамоты те должны быть не в грамоты. Это же самое подтвердил государь и в грамоте, пожалованной Новгородскому митрополиту 6 августа 1623 г., хотя здесь вместо слов «ведати и судити во всяких делех» сказано уже было «ведати и судити во всяких духовных делех» . Но спустя месяц с небольшим царь дал несудимую грамоту Николаевскому корельскому монастырю Новгородской епархии (12 сентября); еще чрез два с небольшим месяца — двинскому Архангельскому монастырю той же епархии (28 ноября); еще чрез два месяца — ладожскому Васильевскому монастырю той же епархии (25 февраля 1624 г.), и во всех этих грамотах говорилось, что митрополит Новгородский и его тиуны настоятелей, и чернецов, и всего церковного причта, и слуг монастырских, и крестьян «не судят ни в чем, опрочи духовнаго дела, а будет кому чего искати на них, ино их сужу яз, царь и великий князь, или яз, кому прикажу» на три известные срока .

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

Около 1710 года на деньги, пожертвованные Новгородским митрополитом Иовом, построена новая деревянная ограда монастыря. В 1714 году была построена и освящена надвратная деревянная церковь Илии Пророка. В монастыре было 13 братских келий с больницей, поварней и хлебною, ещё одна келья была при Ильинской церкви, устроенная на средства митрополита Иова. В 1730 году монастырь полностью сгорел. В 1732 году вместо двух сгоревших церквей на месте тёплой Никольской церкви, над гробом преподобного Никодима, была построена одна двухэтажная церковь, освящённая по благословению Новгородского архиепископа Феофана (Прокоповича). В 1752 г. строится часовня над могилой Серапиона и Авраамия. По описи 1767 года в Кожеозерском монастыре была одна церковь, двоежирная (двухэтажная), деревянная. Верхний храм Благовещения Пресвятой Богородицы, нижний во имя Николая Чудотворца. Около монастыря ограда деревянная, над святыми воротами колокольня деревянная, на ней семь колоколов, больших и малых, в ней часы бойчатые, железные, ветхие. В 1758 году, Кожеозерский монастырь, за бедностью, был приписан к Спасо-Каргопольскому монастырю, а в 1764 г. монастырь был окончательно упразднён и стал сельским приходом, который из-за недостаточности средств для содержания собственного причта был приписан к Прилуцкому приходу. Священники этого прихода приходили для совершения литургии только два раза в год в престольные праздники, 6 января в праздник Богоявления Господня и 3 июля, в день памяти кончины Преподобного Никодима. Летом 1850 года в приходе сгорела единственная ветхая церковь, а 25 января 1851 г. сгорела часовня над могилой Серапиона и Авраамия. В мае 1851 г., по указу Священного Синода, монастырь был возобновлён. Сначала он был приписан к Николаевскому Корельскому монастырю, а по Высочайшему указу от 30 мая 1853 г. сделан самостоятельным, с причислением ко II классу. Для восстановления монастыря был назначен иеромонах Митрофан (Правоторов). На возобновление обители, епископ Архангельский Варлаам, благословил его иконой Успения Божией Матери, сказав, что в монастыре будет построен каменный храм. На нужды Кожеозерской обители известный московский благотворитель Павел Матвеевич Александров пожертвовал 10000 рублей, а позднее завещал ещё 40000 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=20875

Приписная Никольская церковь, одноэтажная, с тремя престолами: главный - во имя свт. Николая, придельные - во имя Рождества Христова и во имя Рождества Иоанна Предтечи. Из церковной утвари отмечались: 1) серебряный потир 7150 г. (1642 г.), 2) напрестольный крест 7196 г. (1688 г.); 3) напрестольное Евангелие 7145 г. (1637 г.); 4) антиминс величиной в четверть 7140 г. (1632 г.), переданный в 1893 г. Преосвящ. Никанору; 5) небольшой резной образ свт. Николая, переданный в Троицкую церковь из существовавшего в Холмогорах подворья Николаевского Корельского монастыря, и два больших резных образа того же угодника. Сохранялись в церкви приходно-расходные книги Никольского прихода (за 1665-1667 г.г., 1667-1668 г.г., 1679 г., 1687-1691 г.г., 1691-1695 г.г.) и две книги Рождественского прихода (1678-1680 г.г., 1686-1687 г.г.). Приписная Покровская кладбищенская церковь была построена в 1861 г. на средства купца Анании Беданова. В ней было два престола: Покрова Пресвятой Богородицы (освящен 20.8.1861) и в теплом приделе - во имя пророков Илии и Елисея (освящен 4.6.1861). В приходе имелся столб с образом свв. Зосимы и Савватия, служивший памятником существовавшего в Холмогорах подворья Соловецкого монастыря.Прихожан к 1 января 1894 г. числилось: 239 мужского пола и 175 - женского. Одним из достопримечательных событий приходской истории было посещение Троицкой церкви императором Александром I 28 июля 1819 г. на пути в Архангельск. На обратном пути 1 августа император присутствовал на литургии в той же церкви, участвовал в хождении на Иордан и принял от крещальной купели сына протоиерея Холмогорского собора Иоанна Леваковского. В 1887 г. Преосвященнейшим Нафанаилом, епископом Архангельским и Холмогорским, было преподано архипастырское благословение крестьянину Ивану Павловичу Корельскому за пожертвование 145 руб. на ремонт и украшение Троицкой церкви и купеческой вдове Марии Сизовой за пожертвование двух 5%-ных билетов по 100 руб. каждый, один - в пользу Троицкой церкви, другой - в пользу причта.

http://sobory.ru/article/?object=38912

Скоро после того времени, и именно чрез 40 слишком лет, вместо церквей деревянных, выстроены каменные двухэтажные церкви: 1) Успения Пресвятой Богородицы основана в 1664 г. и выстроена совсем в течении 4-х годов, вверху с братскою трапезою, а внизу со многими погребами, и освящена в 1667 г. при благоверном государе царе и великом князе Алексее Михайловиче, при Макарии митрополите Новгородском и игумене Козме. 2) Соборная церковь Святителя Николая, по коей и монастырь именуется Николаевским, заложена 1670 года с приделом первоверховных Апостолов Петра и Павла и, по выстройке чрез четыре же года, освящена 1674 года, при том же благоверном царе и великом князе Алексее Михайловиче, при Иоакиме митрополите Новгородском и при том же игумене Козме. 6 На цветущее положение монастыря в эти годы может указывать и то, что такие, довольно значительные, две церкви выстроены одна за другою в течении 8-ми лет, и то еще, что они выстроены из кирпича, выделанного на своих монастырских заводах, за 60 верст построенных вверх по реке Двине, на речке Мячке, где была и мельница монастырская. В 1684 году между обеими церквами, Успенскою и Николаевскою, построены каменные переходы с двумя большими и хорошего чертежа и фасада крыльцами, а под ними две каменные палатки и кладовые места для разных вещей. В 1700 г. у Успенской церкви с западной стороны выстроена каменная колокольня трехэтажная, с 16-ю окнами большими и малыми, и в ней устроена палатка для колокольных часов. На колокольне 10 колоколов, первый с двумя следующими знаменательными надписями: 1-я – «лета 7182 (1674) июля в 25 день вылит сей набатный колокол в Кремле городе у Спасских ворот весу 150 пуд». 2-я – «7189 (1681) года марта 1-го дня, по именному великого государя царя и великого князя Федора Алексеевича и проч. самодержца указу, дан сей колокол к морю в Николаевский Корельский монастырь за государское многолетнее здравие и по его государским родителям в вечное поминовение неотъемлемо, при игумене Арсении». Второй колокол весу 48 пуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Монастырь был упразднён в 1764 году, но в мае 1851 года, по указу Священного Синода, монастырь был снова возобновлён как приписной к Николаевскому Корельскому монастырю, но вскоре, по Высочайшему указу от 30 мая 1853 года, стал самостоятельным с причислением ко II классу. На рубеже XIX-XX веков усилиями архимандрита Питирима, как сказано на сайте " Храмы России " , отстроен на новом месте, чуть в стороне от деревянных построек, у нового каменного собора, т.е. монастырь, другими словами, был перенесён с материкового мыса на Лопский остров. Теперь о датировки этой часовни и её местонахождении. Судя по остаткам сруба, по всей видимости, эта часовня была построена в XIX веке. Поэтому начальной датой её построения может служить время возобновления обители, т.е. 1851 год. Из описания деревянного храма Богоявления Господня, построенного в 1887-1889 годах, т.е. до переноса монастыря на Лопский остров, опубликованного на сайте " Храмы России " (http://temples.ru/card.php?ID=15600), известно, что в " пещерке " при храме был погребён пустынник прп. Никодим Кожеозерский (Хозьюгский) (скончался в 1640 году). Слово " пещерка " в описании храма, по всей видимости, означала небольшую приземистую часовенку, стоящую над мощами святого. Исходя из местонахождения Богоявленской церкви, показанной на том же сайте, можно определить приблизительные координаты часовни, стоящей над его мощами: 63.159676, 38.090499. Указанное в координатах предполагаемое место часовни находится в небольшом лесу к северо-востоку от алтаря Богоявленского храма. Комментарии и обсуждение Храмов в обители было шесть. Один каменный в честь Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами. Второй каменный храм во имя св. Иоанна Предтечи, переделанный из часовни над гробницами прп. Серапиона и первого игумена монастыря Авраамия. Мощи их почивают под престолом Предтеченской церкви. Третий храм - деревянный в честь Богоявления Господня. Здесь под спудом покоятся нетленные мощи прп. Никодима Хозьюгского. Еще были храмы в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в честь Преображения Господня, в честь апостола и евангелиста Иоанно-Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=20923

Архангельский во имя арх. Михаила мон-рь Архангельский во имя арх. Михаила мон-рь В 1584 г. по указу царя Иоанна Грозного в связи с угрозой нападения швед. войск в обитель прибыли воеводы П. А. Нащокин и Н. В. Залешанин с войском и в течение года построили вокруг мон-ря деревянную крепость, названную Нов. Холмогоры (с 1613 Архангельский город). Грамотой царя Феодора Иоанновича от 12 февр. 1587 г. при Нов. Холмогорах был открыт порт для иностранных судов вместо пристани, существовавшей у корельского Николаевского мон-ря; в городе началась оживленная торговая деятельность, что пагубно сказалось на жизни мон-ря, находившегося в центре крепости. Настоятели жаловались царю на грабежи, посягательства на монастырское имущество со стороны рабочих и стрельцов, сообщали о случаях, когда приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими семьями, на территории мон-ря устраивались питейные заведения. Ходатайство прп. игум. Евфимия (1585-1589) о перенесении мон-ря за городскую черту осталось без ответа. 15 июля 1636 г. постройки А. м. были уничтожены пожаром, после к-рого, как сообщал иером. Матфей в челобитной царю Михаилу Феодоровичу , 49 насельников мон-ря скитались «от хлебной скудости по миру». Грамотой от 6 февр. 1637 г. царь повелел отстроить мон-рь на новом месте, на горе Кузнечихе. Челобитной от 15 марта этого же года игумен мон-ря испросил у Новгородского свт. Аффония благословение на возведение в отведенном месте 2 храмов: Покровской ц. с трапезной и собора во имя арх. Михаила с приделом мч. Мины. Однако начатое строительство встретило сопротивление со стороны крестьян, занимавшихся на этом месте торговлей лесом, вследствие чего в 1641 г. началось возобновление мон-ря на др. месте - на окраине города, в Нячерах (совр. ул. Урицкого). К 1642 г. была сооружена Покровская ц. Благодаря грамоте царя Михаила Феодоровича, «ради монастырского строения» освобождавшей обитель от пошлины на перевозку 7 тыс. пудов соли для продажи, на полученные доходы в 1644 г. был возведен собор арх. Михаила. В 1642 г. царь также пожаловал в обитель продовольствие на 240 р. и 200 четвертей хлеба, А. м. получил в оброк сенные покосы и рыбные тони в Берёзовском устье, на Летнем и Поморском берегах. На месте сгоревшего мон-ря был построен храм в честь Происхождения Креста Господня с приделом арх. Михаила.

http://pravenc.ru/text/76444.html

Иоаким 10 февр. 1763 перев. из Ошевенского; по 1779. Макарий 14 сент. 1779 перев. из Новгородского Духова; по 1798. Никон 26 мая 1798 перев. из Ошевенского; † в 1803 ... Лаврентий Далматов в 1803 перев. из Курского Знаменского, а в 1806 уволен на покой. Кирилл Киприанов в июне 1806 перев. из Сийского; † 15 июня 1817. Амвросий Черноруцкий 11 окт. 1817 перев. из Сийского; † 21 июля 1819. Павел Павлов (Морев) 5 апр. 1820 перев. из Сийского, а в мае 1821 – в Ростовский Борисоглебский. Антоний Домкинский , в 1821–27. Неофит Соснин произведён 7 нояб. 1827, а 12 июня 1830 перев. в Переяславский Даниилов. Августин , 1832–38. Вениамин Смирнов 1839 перев. из Сийского, а в 1847 – в Глуховский Петропавловский. (В 1848 и 1849 вакансия). Василий перев. из Архангельского, 1850–52. Нил , 1853–56. Нил 250 перев. из Архангельского, 1857 и 58; † 4 дек. 1864, в Боровском Пафнутиевом. Анастасий , 1859–62. Павел , 1863–69. 3 Сийский Антониев, от Холмогор в 90 верстах, основан св. Антонием около 1520 г. Второклассный. [VI, 114.] Игумены Св. Антоний Сийский † 7 дек. 1556. Феогност , при жизни его, два года. Геласий , ученик св. Антония, с 1556. Тихон … Феодосий , 1575. Питирим 1577 перев. из Озерского Николаевского; в 1586 отказался. Гермоген , 1587 и 88. Никандр , 1589–91. Питирим (вторично) 1592–97. Иона определён 6 мар. 1597–1634. Тит , 1634–36. –? (1642–44). Киприан , 15 февр. (sic) 1638, в февр. 1640, 1642, 43, мая (sic). Игнатий , в нояб. 1642, в июле 1643 (в актах sic), в сент. (sic) 1643. Феодосий , с 12 янв. 1644 52, отрешён. Корнилий , 1652–56. Каллиник , 1658–62, перев. в Архангельский. Феодосий (вторично) определён 27 февр. 1662–87, † 29 окт. Варфоломей , 1688–92, отказался. Архимандриты Никодим произведён 31 июля 1692; † 18 июля 1721. Герман произведён 16 янв. 1722; † 29 нояб. 1723. 251 Порфирий 7 дек. 1727 перев. из Корельского; † в янв. 1730 ... Леонтий Яковлев произведён 27 янв. 1742–1748, перев. в Архангельский. Серафим , с 25 мар. 1749; † 18 нояб. 1752. Леонтий (вторично) с 1753; † 19 окт. 1761.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По уничтожении жалованных у всех монастырей, великим князем Василием Иоанновичем и государем царем Иоанном Васильевичем, торговых грамот, сим же государем и царем Иоанном Васильевичем дана грамота в 1574 году подтвердительная о выдаче в монастырь ежегодно жалованной руги по 50 четвертей ржи и 50 овса; а потом еще особенною грамотою, данною им в 1578 году не позволено брать и на государеву службу Корельского монастыря людей. Им же царем Иоанном Васильевичем в 1578 году дана вновь грамота игумену Каллистрату с братией на соляные варницы в Неноксе, Уне, Варзуге и Солзе, 8 на сенные покосы по обеим сторонам реки Малокурьи и на рыбные ловли в той реке и во всех притоках ее и Кудмозерской тоне. Грамотою царя и великого князя Василия Иоанновича 1608 г. возвращены опять права о беспошлинном провозе 4000 пудов соли по реке Двине, Сухоне и о привозе назад всего потребного в монастырь в таком же количестве тяжести. Наконец грамотою царя Михаила Федоровича, данною 1621 г. игумену Нифонту с братией, подтверждены опять права на рыбную ловлю по Малокурье и всем притокам ее с сенными покосами и соляными варницами; другою его же грамотою подтверждены все права и на монастырские деревни в Низовской луке, да в Княжестровской луке, да в Кехте, да в Неноксе. Третьей его же грамотою от 1635 года дано право продавать соли уже 8000 пудов, и после грамотами царя и великого князя Алексея Михайловича, от 1648 и 1671 годов, подтверждены же права и продавать соль и покупать всякие хлебные и другие припасы про монастырский обиход и проч. И наконец грамотою царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1683 году велено Николаевскому Корельскому монастырю, по купчим, закладным и отказным, владеть пашнями, сенными покосами, рыбными ловлями и иными угодьями, и вписать их в описания монастырских владений книги; эта грамота дана за подписью дьяка Василия Бобинина. Всех земель и соляных варниц монастырь имел значительное количество. И всеми этими угодьями и землями, по царским грамотам, а также и другими некоторыми угодьями, приобретенными после, собственно иждивением монастыря, по особым купчим и вкладным, как то: на реке Солзе тонею, называемою Никольскою, да островком Глушицким, да островком Осиновым, по летнему морскому берегу от Онежского рубежа, на Княжестрове деревнею Мячкова гора, и мельницею на реке Мячке, пользовался монастырь до издания штатов, и именно до 1764 г., когда и вотчины и земли и все прочее взято от монастыря в Коллегию экономии, с вытребованием в оную и самих документов на села и угодья. По штату же назначено сему монастырю получать в год на строение и на церковь 240 руб., настоятелю 204 руб. 84 1/2 коп., братии 218 руб. 66 3/4 коп., служителям 145 руб. 10 коп., на конюшню 40 руб., а всего 848 руб. 61 1/4 коп. Число крестьян

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Этот мотив указывается и в одной из грамот, представляющей материальное положение монастыря в таком виде: «Никольского Корельского монастыря игумен с братьею кормятца сами своими труды рыбною ловлею, а пашенных мест к их монастырю не пришло, около монастыря с три стороны обошли мхи, да болота, четвертую сторону море» и вообще «место было убогое» 18 . Не отставали от государей в деле благотворительности небогатому Никольскому монастырю и частные лица, которые своими вкладами давали возможность привести монастырь в более благоустроенный вид. В монастырском вечном синодике, под заглавием: «Роды царствующего града Москвы жителей» мы встречаем перечень таких знатных лиц, благотворивших, очевидно, монастырю, как Алексей Петрович Прозоровский, И. М. Салтыков, И. А. Голицын, С. Л. Стрешнев; боярские фамилии – Нарышкиных, Милославских и т. д. Немало записано в синодиках имен жителей Архангельского края, как, напр. Ненокшан, Колмогорцев, Варзужан, Лямцев и др. 19 Множество лиц и их разнообразие показывает, что Николаевский Корельский монастырь имел важное значение в религиозной жизни крайнего севера. Заслуживает внимания, что над именами многих братий красными чернилами сделаны пометки об их происхождении и прозвищах из которых некоторые очень интересны. Так, напр., о схимнике Макарии говорится, что он был «с ухтострова», о монахе Якове замечается «неноцкой», о Дионисии – «безносой», о Савватии – Савва колокольник с Колмогор, об Иоанне – «пегой», о Вавиле – «ворон», об Иоанне – «тельной», о Феодосии – «резвая мельница», о Германе – «шубный», о Гавриле – «катай», об Иоанне – «коренной» и друг. Такими же прозвищами наделены и имена монастырских слуг: «опара», «зеленый», «галка» и т. д. 20 Угодья и земли, дарованные Николаевскому монастырю царскими грамотами, оставались во владении его до 1764 года – времени установления штатов монастырей. В изложенном представлен внешний ход истории Николаевского Корельского монастыря, главным образом со стороны роста его материального положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Из числа крестьян бывших под монастырем одних ревизских душ мужского пола было 626, по последней переписи. По отобрании вотчин и земель, монастырю для продовольствия и пользования оного сперва отведено только шесть десятин земли для огорода и выгона скота; после чрез 38 лет, по высочайшему повелению, отведен еще остров Шатун для сенокоса, что с прежде отведенною составило 33 десятины, и для ловли про настоятеля с братией мелкой рыбы 9 отведены принадлежавшие прежде монастырю и близ оного лежащие места при реке расстоянием на 10 верст, полагая вниз и вверх от монастыря по 5 верст, где исчислено 10 тоней. В это же время отведена мельница в Онежском уезде на реке Истице. В 1850 году, в следствие нового высочайшего указа о наделении монастырей лесом, отведено губернским землемером для Николаевского монастыря 150 десятин леса из Кудмозерской казенной дачи, в 8 или 9 верстах от монастыря находящейся, и в 1851 г. участок тот, как сообщила епархиальному начальству Архангельская палата государственных имуществ, от 6 июля за по указу Правительствующего Сената, из лесного казенного ведомства совсем исключена и ожидается уже на оный самый план из московской главной Межевой конторы. Но все эти способы, оставленные и данные для содержания монастыря, далеко не равнялись с теми, кои он имел до штатов, и были бы весьма скудны и никак не могли бы поддерживать оный и доставлять содержание, хотя и скудное уже против прежнего времени, и малочисленной братии, если бы в самом нынешнем губернском городе Архангельске не заведена была часовня, принадлежащая монастырю, и не выстроен был небольшой каменный дом, в коем помещается часовня, обращенная в 1869 году в храм для служения. Место для часовни и дома того куплено у ; живших в то время в Архангельске пушкарей, как видно из документов, в 1598 г. на Юрьеве завозе, а самая часовня, как видно из летописца монастырского, построена в 1719 году по благословению преосвященного Варнавы. 10 Святыню сей часовни составляет образ святителя и чудотворца Николая, почитаемый за чудотворный, и от него-то получается главный способ содержания братии и монастыря, а частью и от лавок ,при том же подворье находящихся, в числе 18 , из коих четыре, каменные, а прочие деревянные. Другую же святыню часовни оставляет св. животворящий крест в 5 арш. и 2 верш. высоты и почти сажень широты, на коем хорошо изображен лик распятого Господа, а под руками Его два образа с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом и Мироносицами: все лики под серебряно-вызолоченными венцами. Крест сей сооружен еще в 1678. г. и значит существует уже 200 лет. Он особенно чествуется православными, которые почитают его чудотворным. Штат и класс сего монастыря, до издания штатов и по издании оных

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010