Грамота того же государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси, что возити самим дань и оброк к Москва. Грамота блаженныя памяти государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси о коле с Леньтиевыми. Грамота Никольского и архангельская монастыря о Ненокоцком промыслу блаженные памяти царя государя и великого князя Федора Ивановича всея Руси. Грамота о яграх 31 того же государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси. Сотная Ивана Петровича, другая сотная писцов князя Василия Звенигородская с товарищи, да оброчная о... 32 . Грамота государя царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси о монастыре бережелная. Грамота блаженныя памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси о Ефимке Обросове, да грамота о хрестьянех монастырских государя царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси, да с двух духовных Марфы посадницы списки. На деревню Обросова десять купчих, да на Рыкасиху пять купчих, да Чюболских две купчих на деревню, да Якова Куима купчая и даная Заостровской деревни, да на Ефимка Обросова запись и вкладная, да на Матвея старца запись, да даная Ивана Лентиева с детьми на деревню в конечных. Карзинской деревни купчих пятнадцать, да даных две, да деловая, да три деловых, что с Сергием старцем делили. На Унской промысл Олексея Омосова на варницу и на весь промысл даная, да Семена Шелехова даная. Пожни Унския купчих 24, да две деловых. Омосова грамота оброчная на Конев остров и на Кошку, да запись мировая старца Лаврентия Рыжего. Костылева оброчная на пожню Остречиху, да закладная и купчая, да снимок с суднаго с письма на Рыжего и на Костылева. О Кошке Остречихе, а судной список у Клементья Бердникова со товарищи. Надей 33 (?) Попова менная на Чарякому, да даная Малокурския пожни, да деловая на Якокурский остров, на деревню, Якокурской деревни Василья Степанова купчая, да даная и отводная. Да старых харатейных пять, на пожню Лахту купчая Турлакова, да Семена Макарова, да морских пожень деловая Сумских. На деревню купчая...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Евфимий, в схиме Евсевий, игумен Задонского Богородицкого монастыря, скончавшийся в 1745-м году. В 1846-м году при копании рвов для нового собора «гроб его был найден с нетленным телом и перенесен в усыпальницу», находящуюся под одной из церквей монастыря; принадлежит к числу местно чтимых подвижников, – преосв. Димитрий в Месяцеслове, 1-го изд. вып. IV,   отд. 2, стр. 89. Евфимий Корельский (Архангельский), основатель Корельского Николаевского монастыря, который находится в Архангельском уезде Архангельской губернии, в 34-х верстах к северу от Архангельска, на самом берегу Белого миря, скончавшийся, как нужно думать, в последних roдax XV века (Филарет, Русские святые, 18 Апреля; b III kh. Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1878 г. статья: Христианство в пределах Архангельской губернии, стр. 52; о монастыре – Ист. Uep. IV, 629 ). 593 Екатерина, сестра епископа Тамбовского Питирима, бывшая второй настоятельницей основанного Питиримом Тамбовского Вознесенского женского монастыря, скончавшаяся между 1739–1749 годами. По словам преосв. Димитрия, «память Екатерины, сестры святителя Питирима, благоговейно чтится жителями Тамбова», – Месяцеслова вып. IV, 1 отд., стр. 375. Елеазар (Афанасий) и Назарий (Лазарь), игумены упраздненного Предтеченского монастыря, который находился в Олонецком уезде Олонецкой губернии (Ратшина Полное собрание исторических сведений, стр. 423, и преосв. Сергия Полный месяцеслов, II, 4 Июня). Елисей Сумский, монах Соловецкого монастыря, живший в конце XV – начале XVI века, скончавшиеся вне монастыря на рыбном промысле в реке Выге и погребенный в принадлежавшем монастырю селе, ныне посаде, Сумском или Суме. Дознания о чудесах, совершавшихся при гробе Елисея, производимы были дважды, – в 1668-м и в 1710-м году, но об установлении ему празднования ничего не говорится. В настоящее время «служат ему молебны, но также и паннихиды, когда богомольцы с именем преподобного желают помянуть своих преставльшихся сродников», – Патерик Соловецкий, стр. 40. Принимаем за вероятнейшее, что молебны (странно совмещаемые с панихидами) служатся Елисею лишь по злоупотреблению, а поэтому и поставляем его не в числе канонизованных святых, а почитаемых усопших. Местная память – 14-го Июня. Все сведения – в Патерике Соловецком, стр. 37–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

И всех слуг 23 человеки. В монастыре же два погреба, а на них две сушильня, да амбар рыбной, да амбар молочной, амбар квасной. Около монастыря ограда деревянная взаплот, а на ограде двои ворота, а над вороты Деисус в киоте на празелени, да на другой стороне; ворот образ Пречистыя на празелени; да на других воротах Деисус старинный, на другой стороне ворот образ Николин на красках. Да по кельям казенных образов у игумена и у старцев лакотницы и пядницы на золоти и на красках двадцать пять, два Деисуса, семеры складни. В большей казне под церковью Пречистою Божия милосердия два образа: образ Пречистыя Одигитрии пядница на краске, образ Иван милостивый на золоти, пядница. В казне денег тридцать восмь рублев двадцать шесть алтын четыре деньги, да у казначея Вениамина сказал у собя ходячих денег казенных шесть рублев, да золотых больших две двойных, да менших полчетверты золотых. Коробья красная Новгородская, а в ней бязи белыя девять аршин, бархату чернаго два аршина, камки зеленыя аршин, камки черной аршин без четверти, да кисть шелковая паникадильная, атласу золотнаго шесть вершков, камки червчатой лоскут, зендени лазоревой лоскут, миткалю лоскут, камки червчатой лоскут, миткалю два лоскута, выбойков черных пестрых три аршина, красной крашенины три аршина, две бахромы, полотно казанское. Воску в казне полчетверта пуда, ладану полпуда, темьяну пуд. Коробья с оловянными судами: два оловянника, шесть ложек оловянных, железа белаго 26 полиц, торелок оловянных 12, 11 блюд оловянных, бумаги александрийской 2 дести, два блюда ценинных, две чашки оловянных, да оловянник ломан, солоница, росолник, шандан, стопка, фляжка оловянная, кружка ноженьки медныя, перешница, уксусница, иготь 23 , чем перец трут, меди падзерной 4 гривенки фунтовых, сковородок медных шесть, котликов медных больших и меньших 19, да скляницы две. Короб с чернецким платьем: 4 шубы чернецких,5 свиток,4 ряски, 4 монатей, 13 клофуков,27 овчин, медведно черное, два бобра из-под черевей бобровых, мелкие кости рыбьи, 4 гривенки без четверти фунтовых, четверы четки роговыя, сукон сермяжных белых и черных 150 аршин, да манатейных 41 аршин,6 шубенков ловчих,10 сермяженков, два однорядченка, 2 кафтанишка синие, да лопския яры 12, полстей 12 войлочных,5 шапок мужских ношеных, узчин льняных 60 аршин, посконных холстов 90 аршин, скатертей столовых 8 аршин, а в них четыре щитых, 3 браных, да одна настилка, 3 скатерти обышных рядцых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

И мы Преосвященный Архиепископ указали отца ево Спиридонова духовного о достоинстве ево Спиридонове священнослужении прислать вам к нам скаску за рукою». (Ризница Соловецкого монастыря, грам. Афанасия 539. Ср. также грамоту 535). Обыкновенно же испытание вдовых священнослужителей, посвященных в монашество, производилось, как видно в Холмогорах – при Архиерейском доме. В ноябре 1700 г. архимандрит (Никодим) и братия Сийского монастыря просили Преосвященного Афанасия дозволить священнослужение бывшему вдовому священнику (Ненокоцкого усолья Климентовской церкви) Севастиану, в монашестве – Сильвестру. «И мы преосвященный Архиепископ, отвечал Афанасий в своей грамоте в Сийский монастырь (1700–7209 г. декабря 3), слушав того вашего челобитья и по исповеди ево Сильвестра свидетельства дому нашего крестового иеромонаха Ефеимия указали ему Сильвестру у вас в Сийском монастыре иеромонашеская действовать невозбранно, и с Холмогор от нас к вам в монастырь он отпущен при сей нашей грамоте, а благословенная о нем иеромонашеская наша грамота послана к вам от нас впредь будет». (Архив Сийского мон.). На челобитной братии Троицкого Печенгского монастыря 1696 г. – о позволении священнодействия бывшему священнику Воскресенской церкви Петру, в монашестве Павлу (постригшемуся в 1695 г.) и выдаче ему иеромонашеской грамоты Афанасий положил следующую резолюцию: «7205 г. Сентеврия в 15 д. дать благословенная иеромонашеская грамота со службою: а прежде велеть исповедать и послать ко свидетельству службы» (Архив Арханг. Епарх. Древнехр.). Ср. также дело о пострижении вдового дьякона Борисоглебских Матигор Макария (в монашестве Мартирия) в Никольском Корельском монастыре – в 1698–1699 г. (Собр. И. М. Сибирцева). Таким образом, вдовым священнослужителям по принятии монашества священнослужение некоторое время не позволялось. Не могли они также служить в монастыре и в период времени до своего пострижения. В декабре 1685 г. игумен и братия Николаевского Корельского монастыря просили Афанасия позволить священнослужение желающему у них постричься вдовому дьякону Троицкой церкви Ненокоцкого усолья Григорию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Из высочайшего указа от 20 декабря 1767 года видно, что постоянной мыслью Арсения в Корельском монастыре было негодование на Св. Синод. Он уверял, что в иных обителях и пива сварить не из чего; что прежние цари обогащали церковь а нынешние разграбили ее; что государыня подписывает все, что поднесут ей бояре, русских обычаев не знает и в законе не тверда. Вменялось в вину Арсению и то, что он, будучи лишен архиерейского сана, «осмелился без архиерейского благословения, в Николаевском монастыре, яко ссыльный, сказывать публично в церкви проповеди ». В виду всего указанного повелевалось Арсения сослать в Ригу, под именем Андрея Враля. Не вышел оправданным и архимандрит Антоний. Так как он монаха Арсения содержал слабо, не доносил, по долгу присяги, слыша возмутительные его разглашения, позволял ему проповедовать, брал с него взятки и т. д., то указом от 20 дек. 1767 г. определено было, чтобы «не возводить Антония ни на какое начальство, дабы он не мог напоенною от Арсения злостию других уловлять, ниже делать какие либо непристойные разглашения и чтобы о содеянных им преступлениях имел случай приносить покаяние». В силу высочайшего указа, сообщенного князем Вяземским 21 декабря 1767 г. Рафаилу, епископу Архангельскому, последний 31 декабря 1767 г. в секретном донесении писал Вяземскому, что Антоний для наказания ни на какое начальство возводим не будет и в наказание послан в Архангельский монастырь, где быть ему безысходно и о содеянных своих преступлениях от Создавшего просить прощения; а чтобы он не мог напоенною от Арсения злостию уловлять других, то к нему приставили служителя». Привлечено было к делу об Арсении монахе и много монастырской братии: иеромонахи Иосиф Юрьев и Григорий, игумен Геннадий, слуга Егор Сухорука и друг. Приведенное дело, помимо отношения его к исторической личности Арсения Мацеевича , интересно еще и потому, что оно дает право заключать, что жизнь некоторых иноков Никольского монастыря в рассматриваемое время далеко не соответствовала идеалам аскетической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Иоасаф II-й. Порфирий, упоминается с 1717 года, переведен в Сийский монастырь 1727 года. При нем прислан в заточение князь Димитрий Хованский и прожил 35 лет в монастыре до 1761 года. Иона – после схимонах. Иосиф I-й. Павел II-й, упоминается в 1732–1741 г. При нем в 1734 году была чрезвычайная буря с наводнением и произвела большие опустошения. При том же настоятеле содержался под стражею Коломенский Преосв. Игнатий Смола. Геннадий II, упоминается 1744–1756. Леонтий. Александр I-й. Вассиан. Иринарх. Антоний был последним архимандритом монастыря с 1762 по 1768 год и по делу о находившемся под стражею в монастыре митрополите Арсении Мацеевиче , 13 был перемещен в Архангельский монастырь только иеромонахом. По издании штатов для всех монастырей Российской империи, Николаевский монастырь поставлен в 3 классе, и по сему в оном опять назначено быть игуменам. Игумены после штата Петр, с 1761 по 1762 год, и следовательно, прежде последнего архимандрита Антония. Он переведен из Спасоприлуцкого монастыря в игуменском сане, а менее нежели чрез год был перемещен в Пертоминский монастырь, и ради сего-то краткого пребывания в Николаевском монастыре и перемещения, вероятно, и не был возведен в сан архимандрита. Герман I, с 1768 по 1774 г. был из малороссиян. После Германа у Строева упоминается Алексий, 1770–1772. Герман II, с 1774 г. по 1788 г., родом из города Чебоксар. При нем в 1778 году был в монастыре пожар, истребивший настоятельские и братские кельи. Иосиф II, с 1789 по 1791 г. был из обучавшихся в Архангельской семинарии и сам обучал риторике. Кирилл Киприянов, с 1792 по 1801 г. Родом архангелогородец и учитель риторики, ректор с 1804 по 1806 г., после переведенный в Архангельский, а из оного в Крестный монастырь Архангельской же епархии. При сем настоятеле в 1798 году 26 мая от молнии произошел пожар, истребивший как церкви, так и прочие здания в монастыре. Феофил, с 1801 по 1804 г., малороссиянин и воспитанник Харьковского Коллегиума и учитель, после протоиерей полковой, а по принятии монашества игумен с 1801 года, по переводе в Архангельский монастырь, был префектом и ректором Архангельской семинарии, с 1806–1810 г., потом Новгородской епархии Вяжицкого монастыря архимандрит и наконец епископ Оренбургский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Каково же было внутреннее состояние обители в течение рассматриваемого времени, соответствовала ли жизнь иноков обетам евангельского совершенства, сказать определенно не позволяет скудость исторических данных, а делать предположения о протекших веках жизни монахов, значит подвергаться опасности смешать истину с вымыслом и выдать последний за первую. Много, конечно, было занесено любопытного на страницах монастырских летописей, но пожары 1419, 1620 и 1798 г. безжалостно истребили монастырский архив и многое осталось покрытым мглою неизвестности. В виду скудости сведений о прожитом монастырем, являются ценными и интересными и те краткие указания о состоянии его, какие мы находим у бывшего на севере английского путешественника Томаса Рандольфа (1568–1569 г.). От него мы узнаем, что во второй половине XVI века в монастыре было 20 монахов, монастырь деревянный, церковь красива; дома низки с маленькими окнами. Живут монахи отдельно, едят вместе; в церкви торжественны, молятся долго. Жилищ около монастыря нет, а только 4 дома, да здание, построенное английскою компанией для собственных нужд 21 . Несомненно, что жизнь монахов Николаевско-Корельского монастыря проходила в нелегкой борьбе с суровой природой, борьбе, которой не ведал инок монастыря средней и южной части нашего обширного отечества. Открытая болотистая местность давала простор морскому ветру, наводившему ужас даже на привыкших к суровым условиям жизни монахов. В «Памятной книжке» Никольского монастыря, в отделе о достопамятностях, нет страницы, в которой не было бы записи о бури, свирепствовавшей в то или другое время в монастыре. Под 1734 г. записано: «ноября 15 дня Божиим произволением учинилась ветреная чрезмерная от севера морская буря и продолжалась двое сутки непрестанно, так что едва можно было людям по земле ходить. От сей великой бури с церкви Успения Пресвятыя Богородицы кровлю снесло. И пришла с моря столь великая вода, что таковая никогда не бывала и лед принесло в ограду монастырскую и в монастыре водою кельи потопило 16 числу в ночи, в 7 часу: братие монашествующие из келий утекли; мосты в кельях все сняло и страх велик учинился; кладязи морскою водою наполнились; находившуюся за монастырем для проезжающих келью большую льдом изломало и разнесло врознь; суда большие мореходные по берегам разметало и сена, ставленные по пожням, водою и льдом разнесло; около монастыря вода по полям разлилась и не можно было людям ходить, отчего такою неслыханною погодою в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Кто были настоятелями монастыря до разорения и сожжения оного норвежцами (мурманами) в 1419 году, и кто вскоре после воссоздания оного, в лето 1471 и даже до 1543 г., слишком чрез полвека существования на это за неоднократным погорением монастыря никаких документов нельзя было отыскать. С упомянутого же 1543 г. по крепостным данным на угодья, и по грамотам данным от царя Иоанна Васильевича упоминается первый игумен монастыря: Ефрем – 1540–1548, а по другим актам у Строева известны прежде Ефрема игумены Симеон, Вассиан 1528 до 1530 и Зосима 1530 г., а после Ефрема был игумен Антоний 1549–1551. Кириак строитель 11 – 1551–1555. Корнилий. Трофим. Александр – 1560–1566, а прежде Александра упоминается в 1554 году Варлаам. Игнатий – 1567–1568, а после Игнатия опять Александр 1570–1581. Варлаам – 1591–1601 12 после Варлаама у Строева упоминается Парфений в 1601 году и Геннадий в 1605 году. Каллистрат – 1606–1619. Нифонт – 1621. При сем настоятеле в 1621 году монастырь был разорен и ограблен литовскими людьми. Герасим – 1624. Сергий – 1628–1632. В 1635 году 9 октября монастырь потерпел от чрезвычайного наводнения. Антоний – 1647–1651. После Антония у Строева упоминается в 1653 году Трофим. Памва – 1638–1645. Тихон – 1675–1677. Геннадий – 1642. Лазарь – у Строева 1633–1636. Павел I-й. Козьма игумен и строитель храмов от 1661–1674, а по Строеву Козьма с 1657 года до 1674 года, в котором отрешен, и потом вторично с апреля 1683 до 1685 года. Арсений – 1678–1682, а с 1681 г. именуется архимандритом. Иоасаф I-й – 1685–1691. Василиск – 1691–1700. Варсонофий – С 1700 года игумен, с 1709 до 1717 года архимандрит. Архимандриты С 1707 года по благословенно высокопреосвященнейшего Стефана, митрополита Рязанского, управлявшего престолом патриаршим, при преосвященном Рафаиле, архиепископе Холмогорском и Важеском, утверждена архимандрия в Николаевском Корельском монастыре, и первым архимандритом, после такового утверждения, из игуменов того же монастыря произведен настоятель Варсонофий II-й, за ним следовали архимандриты:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Монастырь отстоит в 34 вер. от гор. Архангельска. Ближайшая к нему почтовая станция находится в селении Рикосихе; отсюда сообщение с монастырем летом по морю (24 вер.), зимой же по льду – 19 верст. Николаевский Новоземельский скит при Карельском монастыре н аходится на острове Новой Земле, лежащем в Ледовитом океане, в 1,500 верстах от Архангельска. Природа и климат этого острова чрезвычайно суровы. Поверхность острова почти сплошь покрыта каменистыми горами, с которых не сходит снег почти в течение целого года. Обитателями его являются полудикие семейства самоедов, колония которых была основана в 1877 году по инициативе Главного Правления Общества спасения на водах. Это общество устроило на острове в становище «Малые Кармакулы» спасательную станцию, при которой, в видах заселения острова, поселило несколько семейств самоедов на постоянное жительство. Для религиозных потребностей русских промышленников, посещающих Новую Землю для промыслов, а также и самоедов, просвещенных светом Христовой веры, при этой станции была устроена часовня, которая потом была преобразована в церковь во имя св. Николая Чудотворца. Для отправления треб и совершения богослужения архангельское епархиальное начальство в навигационное время стало командировать сюда священнослужителей. Ближайшее и наиболее горячее участие в этом святом деле религиозно-нравственного просвещения самоедов принял иеромонах Николаевского Карельского монастыря Иона, который всецело отдался миссионерскому служению и поселился среди самоедов при Николаевской церкви. Скоро Николаевская церковь оказалась малопоместительной; нужно было заменить ее новой. Трудами Ионы и архангельского преосвященного Нафанаилана доброхотные пожертвования благотворителей в 1888 г. отстроена была новая большая церковь , в 30 саженях на юго-восток от дома спасательной станции, на склоне холма, между кладбищем и постройками станции. Устроив на Новой Земле церковь, преосвященный Нафанаил нашел необходимым учредить при ней и монашеский скит, о чем и вошел с ходатайством в Св. Синод. 13 февраля 1889 г. ему было дано разрешение устроить на Новой Земле монашеский скит с тем, чтобы он приписан был к Николаевскому Корельскому монастырю, который бы, по мере возможности, оказывал этому скиту материальную помощь. Так возник Новоземельский Николаевский скит. Средств к существованию эта обитель не имеет никаких; содержится она на доброхотные пожертвования и на ежегодные пособия из казны в размере 700 руб.; с 1894 г. скит стал получать из казны 1000 р. Обителью управляет игумен. При ней имеется школа для самоедских детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Николаевский Корельский монастырь, несмотря на многократное сожжение свое и от врагов и другими случаями, имеет, однако же и доселе значительный еще довольно древний архив: ибо есть крепости и данные за 300 лет более. Одних великокняжеских и царских грамот на разные случаи и предметы дано в оный свыше 150. Более важные из них: 15 грамот великого князя Иоанна Васильевича, 4 Феодора Иоанновича, 2 Дмитрия Иоанновича, 1 Василия Иоанновича, 8 Михаила Феодоровича и 4 Алексея Михайловича; все сии грамоты за подписом самих государей и царей. Тех же государей, начиная с Василия Иоанновича, дано и еще 14 грамот, за подписом дьяков, и наконец государей и царей Феодора Алексеевича, Иоанна и Петра Алексеевичей 16 грамот, за подписом дьяков же как об утверждении всех тех угодьев, которые пожалованы первыми князьями и царями, так и о торговле по разным городам, не только солью беспошлинно, но и рыбою, и на разные другие предметы. Из актов Николаевскаго Корельскаго монастыря более замечательные следующие. I. Царские подлинные грамоты за собственноручным подписанием 1. Грамоты Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича Жалованная на Кудмо озеро в 1540 году, за красною висячею печатью. О не суждении старцев монастырских светскому суду ни в чем, исключая душегубства и разбоя, и судить их игумену с братией; в сей же грамоте о промыслах рыбных и соляных и о продаже соли, и покупке запасов монастырских беспошлинно: последовала лета 7051, от Рождества Христова 1543, с красною висячею печатью поломанною, писана на листе. На Двину жалованная о поставке варницы в Неноксе: лета 7052, от Р. Хр. 1544 г., в столбце, за красною висячею печатью. О выдаче ежегодно в Николаевский монастырь царского хлебного жалованья на 25 братьев по две четверти ржи и по две четверти овса на брата; последовала лета 7055, от Р. Хр. 1547 г., с черною поломанною печатью. О не взимании с монастырского соляного насада, кроме таможенных, никаких иных пошлин: последовала лета 7059, от Р. Хр. 1551 г., с красною висячею поломанною печатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010