Список с грамоты о пропуске монастырского насада с 400 пуд. соли к Вологде и обратно с нужными для монастыря запасами, с коего насада никаких пошлин, кроме таможенных, брать не велено: последовала лета 7059, от Р. Хр. 1551. II. Царя Михаила Феодоровича Список с грамоты о том, что оному монастырю в Двинском уезде в поморьи дана во владение третья доля Варзуги с рыбными ловлями, тонями и с иными угодьями, куда из того монастыря и обратно пропускать без задержания: последовала лета 7123, от Р. Хр.1615 года. Два списка с жалованной грамоты одинакового содержания, коею велено, на основании жалованных грамот прежних царей, владеть прежде данными монастырю деревнями, землями, покосами, рыбными ловлями и иными угодьями, а оброк с них платить на Москве; монастырские дощаники с солью 4000 пуд. и на десяти возах рыбы к Вологде и оттуда с монастырскими запасами пропускать без пошлин; монастырских крестьян и служек, кроме душегубства, судить игумену, а игумена и старцев в духовных делах митрополиту Новгородскому, а в светских самому государю; воеводам и послам и приказным людям на монастырских дворах насильно не становиться, а монастырю и монастырским крестьянам и служкам никаких обид не чинить: последовала лета 7132, от Р. Хр. 1624 г., за подписом дьяка Прокопия Пахирева, с красною большою государственною печатью. На обороте грамоты написано: Царь и великий князь Михайло Феодорович всея Руси самодержец. Список с грамоты о том, чтобы отказанную монастырю Вагиностровскую поскотинную на кошке землю Вагиностровским крестьянам в тягло не притягивать: последовала лета 7139, от Р. Хр. 1631 г. за приписью дьяка Баима Болтина. Список с грамоты об освобождении из Николаевского монастыря сосланного в оный стольника Матфея Колычева: лета 7142, от Р. Хр. 1634 года. III. Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича Список с грамоты о сборе новой десятой деньги с животов, лавок, промыслов и заводов: последовала лета 7186, от Р. Хр. 1678 года. Список с грамоты о льготе против прежнего по рублю с двора стрелецких денег: последовала лета 7188, от Р. Хр. 1680 г. IV. Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

1264 кв. с. удобной земли и 10 дес. 1376 кв. саж. неудобной на острове «Шатун», отдаваемый в аренду за 186 р. в год; б) участок сенокосной земли в 4 дес. 2019 кв. саж., под названием «Звенье», вблизи монастыря; ежегодно монастырь получает арендной платы за него 125 рубл.; в) лесной участок земли в 150 десятин, покрытый смешанным дровяным лесом; г) рыболовные тони у берегов Белого моря, ежегодная арендная плата с которых 125 рубл.; д) в 1895 году, по ходатайству настоятеля монастыря – преосвященного Никанора, Никольский монастырь был наделен, по указу Свят. Синода, участком земли в количестве 471 дес. 780 кв. саж., находящимся в Кудьмозерской казенной даче, вблизи монастыря; почва его болотистая и песчаная, покрытая березовым и сосновым лесом, годным на дрова. – Доход с означенных имений идет на удовлетворение монастырских нужд. На содержание монастыря отпускается штатная сумма в количестве 669 руб. 9 коп. Кроме того, значительную поддержку для монастыря составляют пожертвования, которыми не оставляет обитель щедролюбие православных благотворителей (в 1897 г. было пожертвовано 4279 р. 15 к. и 400 р. билетами). За непригодностью почвы «за хладами и морозами» 67 , в Никольском монастыре хлебопашеством не занимаются. Только вблизи монастыря производится небольшая распашка для посева картофеля, ржи и ячменя; в ограде монастырской находится небольшой огород, но сбор овощей с него незначителен. Число братии в монастыре не велико; в состав ее входят игумен Иона, командированный на Новую Землю, 6 иеромонахов, 1 заштатный священник, 3 иеродиакона и 13 послушников. Библиотека и архив Николаевского монастыря, хотя и не богаты, но в археологическом отношении ценны. Е. Н., автор «старых синодиков Николо-Корельского монастыря» делает такое замечание о монастыре: «Николо-Корельский монастырь богат многими церковными древностями, ожидающими своих специальных исследователей. Весьма многое в нем утратилось даже в последнее время, после, напр., описания его древних актов, отпечатанного в Архангельских Губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

154 . Присутствие Аркадия в синоде было замечательно командированием его в Архангельск, для примирения тамошнего епископа Варлаама с военным губернатором Бойлем, по случаю возникших между ними недоразумений. Первый, во время войны нашей с Англией и Францией, находил причины подозревать последнего в измене и жаловался, что Бойлем не принято никаких мер к обороне вверенного ему края, особенно монастырей: Николаевского, Корельского, Соловецкого и Онежского, и не сделано никакого распоряжения, чтобы крестьяне защищали свои церкви и не оставляли их в добычу врагам (как некоторые из них это и сделали). Бойль, со своей стороны, доносил, что Варлаам предается напрасной и непомерной боязни неприятельского нападения, верит происходящим от этого страха тревожным снам и, вступая в откровенную беседу о настоящих политических делах с людьми, подобно ему боязливыми и столь же мало понимающими военное и морское дело, высказывает свои неосновательные опасения даже в произносимых им проповедях, и тем причиняет уныние и недоверие к начальству. «Я – писал Бойль – всеми мерами стараюсь урезонить и успокоить его; прошу его чаще видеться со мною, и сам бываю у него, причем объясняю ему, какие меры приняты к защите края от неприятеля и как эти меры надежны. Но все это для него недостаточно и главная причина его сокрушения заключается в том, что находящийся при одном из устьев р. Двины Никольский монастырь, которого он настоятелем, не защищен гарнизоном и орудиями, между тем как этот монастырь защищен самою природою, да и по бедности своей, можно быть уверенным, не привлечет неприятеля; и вообще, укреплять находящиеся на берегах Белого моря монастыри, в которых по два человека монахов, было бы совершенно бесполезно». Аркадий командирован был в Архангельск с тем, чтобы, вникнув в это дело, сделать Варлааму должное вразумление и наставление, если он такую меру признает, по местным обстоятельствам, достаточною, в противном же случае самому вступить в управление архангельскою епархией, впредь до повеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 См. напр. А. И., т. I, 181, стр. 343–344; 187, стр. 349–350; 189, стр. 354–355 и т. л. (А. И., т. I, 142, стр. 207, 150, стр. 217). 17 После 1500 года в новгородской области монастырская соха была в 7 раз меньше поместной, почему посошный оклад с земли монастыря быль в 7 раз более, чем оклад с земли помещика (А. Павлов, Очерк секуляризации церковных земель в России, Одесса, 1871, стр. 36). Около того же времени состоялось, повидимому, запрещение увеличивать монастырские земли (Павлов, там-же, стр. 36). Следуя своей церковно-земельной политике, Иоанн III вообще очень редко предоставлял владельческие льготы монастырям (см. напр. А. И., т. I, 111, стр. 164 и след.). – К царствованию Грозного относится большее число льготных грамот, выданных московским правительством монастырским общинам новгородского происхождения. Но эти льготы обусловливались большею частью непосредственными тяглыми отношениями монастыря к Москве (см. напр. грамоты Николаевскому Корельскому монастырю в А. И., т. I, 156, стр. 280–281, 158, стр. 283 и т. п.). Из числа жалованных грамот, выданных самим Иоанном IV (даже в 1547–1549 годах) или его предшественниками, далеко не все удостоились подписи на государево имя в мае 1551 года, когда они подтверждались вновь вследствие состоявшейся отмены тарханов (см. напр. А. И., т. I, 147, стр. 212–214; 151, 152, стр. 217–219; 156, стр. 280–281; 141, стр. 204–206, 111, стр. 164–166 и т. п.). 18 В Новгороде были очень крупные землевладельцы (В. Ключевский, Боярская Дума, изд. II, М. 1883, стр. 192), но они повидимому, не были служилыми вотчинниками, ибо их экономическое благосостояние складывалось из финансовых оборотов, а не из служилых поземельных отношений (ср. Ключевский, о. с., стр. 193). – Известно также, что у боярского рода Борецких были обширные волости в Заволочье и между ними Ненокса (Чтен. Общ. Ист. и Др., 1878, III, 6, Христианство в пределах архангельской епархии), но в XVI в. Ненокса была черно-тяглым поселением. – На языке новгородских, грамот (XV и нач. XVI? веков) слово «вотчина» (или «дедина») обыкновенно понимается в смысле родового владения (примеры см. в статье Ключевского: Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в беломорском крае, Моск. Унив. Изв., 1866–1867, 6, стр. 545 и друг.) или в смысле родовой собственности (см. напр. в купчей от 4 октября 1569 года: Се аз Исак Григорьев сын Кологривов да с своим сыном с Викулою отступилися есмя Григорию Васильеву сыну Настасьина росолу царева и великого князя вотчины а своего владенья полудвенадцатого сугреба на Великих местех в Гришневе варнице» и т. д. Рукоп. Имп. П. Библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 455–457), но не в более частном смысле – служилого земледельческого хозяйства (обрабатываемого крестьянами), сделавшегося родовою собственностью вотчина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

26) Игнатий, архиепископ воронежский и задонский, присутствовал в синоде с 1848 года по 1850. Игнатий, хотя и не получил академического образования, не уступал в обширности и основательности богословских познаний ни одному воспитаннику академии. Он прошел курс только в семинарии, в Архангельске; с 1811 года был учителем в тамошнем духовном уездном училище, а потом в тамошней же семинарии; в 1820 году постригся в монашество и рукоположен в иеромонаха, а чрез полгода назначен игуменом Николаевского Корельского монастыря. Основательные и глубокие познания его в греческом языке сделались известными тогдашнему ректору с.-петербургской академии Григорию (впоследствии митрополиту с.-петербургскому), который вызвал его на кафедру бакалавра этого языка, и здесь Игнатий выдержал экзамен на магистра богословия и получил должность бакалавра богословских наук. Неутомимость в трудах, точное исполнение обязанностей и откровенная прямота характера вскоре обратили на него и внимание митрополита Серафима, который, в 1823 году, сделал его ректором новгородской семинарии, во многом запущенной от частой смены ректоров и инспекторов. Игнатий принялся за дело с особенною ревностью и, сам за всем наблюдая, знал каждого семинариста вдоль и поперек и ввел в семинарии чуждые ей прежде порядок и дисциплину. Серафим до того был им доволен, что пожелал наконец иметь его своим викарием в Новгороде и в 1828 году, поздравляя Игнатия с этим новым назначением написал ему: «Желание сердца моего исполнилось! Господь внушил благочестивейшему Государю Императору нашему избрать вас во епископа Старой Русы и дать вас в помощника мне и сотрудника. Искреннейше поздравляю вас с сею Божиею и монаршею к вам милостью: ибо я твердо надеюсь, зная ваше просвещение и к церкви Божией усердие, что буду иметь себе в вас помощника верного и ревностного». 145 Но и трех месяцев не пробыл Игнатий в Новгороде, как был назначен на вновь открытую тогда, кафедру олонецкую. Отсюда началось самостоятельное ого управление, ознаменовавшееся во всех епархиях, которые с тех пор преемственно и были ему вверяемы, необыкновенною деятельностью, ревностью к архипастырскому долгу и живым сознанием своих обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Гавриил Петров, впоследствии митрополит Новгородский н Санкт-Петербургский. В сане ректора московской академии, потом епископа тверского и члена святейшего синода, он нередко говорил проповеди в придворной церкви и Петропавловском соборе. Проповеди его отличались ясностью и прямотою взгляда и теплотою чувства. 3) Иннокентий Нечаев. В сане епископа корельской и ладожской епархии, викария епархии новгородской, он часто проповедывал в Петербурге. 4) Самуил Миславский, бывший в 1768 году архимандритом Пустынно-Николаевского монастыря, он вызван был на чреду священнослужения в Петербурге и здесь говорил поучения, напечатанные в том же 1768 году. 5) Феоктист Мочульский, с 1761 года законоучитель сухопутного кадетского корпуса, говорил проповеди, напечатанные в 1778 году. Кроме этих, так сказать, случайных проповедников, были в Петербурге и постоянные, из местного, белого духовенства. Так говорили проповеди: Все священнослужители Петропавловского собора; из них более замечательными были: протоиерей Петр Гребневский, впоследствии епископ владимирский и преемник его Петр Симеонов Гусь; ключарь Сергий Коноплев, с 1763 года законоучитель Академии Наук, священник Александр Михайлов , с 1763 года ключарь а потом – увещатель преступников. Диакон Иоанн Семенов Клеветский. При поступлении в собор 12 марта 1763 года, в Великий Пяток, он говорил в соборе, проповедь и в проповеди явился «достаточен и искусен». (Арх. Дух. Кон. 1763 г., 6381). В Исаакиевском соборе даром проповедничества отличался протопоп Никита Далматов. В 1736 году поступил он в Александроневскую семинарию, где, в «надежде священства» обучался разным наукам; бывши еще в философском классе, он был назначен в диаконы Петропавловского собора, но отказавшись от этого видного и по тому времени выгодного места, остался в семинарии до полного окончания курса. Неизвестно, с которого времени, но «при антецессорах» Преосвященного Сильвестра, Далматов, при архиерейских служениях, исправлял должность иподиакона. В 1748 году Преосвященный Феодосий рукоположил его в диаконы к Успенскому собору (ныне князя Владимира) где он и был до 1753 года, «труждаясь в проповеди слова Божия без всякого подозрения неленостно».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

34 Куликова и Пашникова, да на Ненокоцком пол амбара Дядкина купчая. Летносторонских Мити Воронина восемь купчих, да снимок с грамоты, да купчая на тоню на Песчанку Чевакина три жеребья. Семена Колобынина купчая на пожню Ухтостровской деревни Романа кузнеца, купчих и делных восемь. Солоцше на тоню даныя и купчая, да менная усть Солзы реки. Косицыных на деревню Яколкурью да Шадрина даных и купчих четыре, да Ивана Елцына купчая и даная, да Митрофана старца на пожню в Чюболе на Левкове, Асафа Чевакина на деревню даных и купчих пять, да две судимых, да шесть харатейных. Записи мировые с Одреяновцы, да с Рыжим островках Солокоцких лайды 35 и с низовцы, деловая морским пожням. На Ненокоцкие пожни купчих 17, да на поля Ненокоцкие 9 купчих, да даная на щербет Босотинскую. На Ненокоцкие росолы купчих и даных 29, да на Солоцкой росол купчая, да старых купчих 4, на Малокурские пожни купчих 7. Питалских пожень купчих три, да четвертая закладная. Купчих пожненых на Рахкурью Солокурских 4, да челобитная о пожарах и о потопех. Да кабал монастырских. Кабала монастырская на Ондрона Фатьянова в сорока алтынех, на Третьяка на Вепрева в рубли, на Ярафея на Пестова в рубли, на Михаила Матренина на Колмогорца в трех рублях, на Михаила Никифорова Курополца в двух рублях, на Левонтия на Фомина Лахнова кабала в двенадцати рублях, на Исака Кологривова в двух гривнах, да сына его на попа память на Никулу в четырех алтынах, на Федка Обросова в рубли, на Обакума Тетемова конец дворца кабала в рубли, на Третьяка Котова кабала в рубли, на Федора Свагина, на Добрыню, в семи гривнах, на Тимофея Бачурина Ухтостровца кабала в трех рублях, на Наума Воробьева в полуторых рублях, на Ивана Зеновьева Варзужанина в четырех рублях, на Петра Удоева в восьми рублях, на Дмитрия Ногавицына в тридцати алтынах, на Стефана Миронова в четырех рублях, на Олексея Ершова в восьми алтынах, на Василия Филиппова в десяти рублях, на Наума Воробьева в рубли. Кабала на Михаила Давыдова в двадцати алтынах, кабала на Сергея Орлова в шести рублях, кабала на Кузму дьяка в рубли, да дельная летносторонца Вороньи пустоши, купчих и даных четыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

415 См. несудимые грамоты: Важскому монастырю (1548). ДАИ. 1. 44; Николаевскому Корельскому монастырю (1542). АИ. 1. 141; Строкиной пустыни (1547). Там же. 147; Троицкому монастырю в Астрахани (1573). Там же. 184; Коневскому монастырю (1578). ДАИ. 1. 122; Троице-Сергиеву монастырю (1535 и 1551), в: Акты. Изд. Федотовым-Чехоским. 1. 57 и 75; Ферапонтову монастырю (1534). Там же. 42; Покровскому монастырю в Суздале (1528). АИ. 1. 131; Чухломскому монастырю (1518). АИ. 1. 125; Антониеву-Сийскому монастырю (1545). СГКЭ. 1. 109; Волоколамскому монастырю при жизни прп. Иосифа (1500). ААЭ. 1. 136. По XV в. назовем несудимые грамоты: Кирилло-Белозерскому монастырю. ААЭ. 1. 95; Троице-Сергиеву монастырю (1494). Там же. 1. 131. Монастырские владения, а также боярские наследственные вотчины уже в XIV и XV в., по мнению исследователей, обладали иммунитетными правами: Пресняков. Княжье право (1909). С. 296; Сергеевич. Ук. соч. 1. С. 328 и, особенно: Павлов-Сильванский. Соч. 3. С. 281, 295; Павлов. Курс церковного права (1902). С. 158–160. 416 Петров В. Соборное уложение 1584 г. об отмене тарханов, в: Сборник в честь С. Ф. Платонова (1922). 417 Например, уставные грамоты в: ААЭ. 1. 9 – дана великим князем митрополиту Киприану (1392), и 11. 419 Например в: АЮ. 1. 32, 63; часто в качестве данной грамоты выступало завещание; древнейшим примером служит завещание имения Васильевскому монастырю в Суздале (1253), в: АЮ. 1. 439; или Чухченемскому монастырю (XV в.), в: СГКЭ. 1. 24, 19, 26, 11, 27 и др. Ср. мою работу: Studien zum Klosterwesen RuЯlands. 2. Zum Problem des Klosterbesitzes im 15. und 16. Jahrhundert, в: Kyrios. 4 (1939). Вотчина – это наследственное имение, в отличие от поместья, которое жаловалось в условную собственность, за службу; западноевропейские аналоги – аллод и бенефиций. 421 Например в: АЮ. 2. 178, 179, 180 и др. Эти заезжие грамоты служили источниками для жалованных грамот и часто вносились в них. 422 Например в: АЮ. 2. 126; СГКЭ. 1. 3, 6, 10 (XV в.). Они особенно характерны для 2-й половины XVI и 1-й половины XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

† 1418 Преподобный Евфимий был основателем Корельского Николаевского монастыря на Корельском берегу, невдали от Белого моря. Это было около 1410 г. Но едва усердный труженик успел построить храм святителя и несколько келий, как в 1419 г. норвежцы напали на монастырь, сожгли церковь и умертвили нескольких иноков. Надлежало вновь устроять обитель, и преподобный Евфимий принялся за святое дело. Между тем сыновья Марфы Посадницы, владевшей на Севере огромными пространствами земли, осматривая имения свои, утонули в устье Двины. Пораженная потерею их, Марфа предоставила преподобному Евфимию богатые средства для устроения обители. По летописи, Марфа называется женою Исаака Борецкого. В грамоте своей монастырю пишет она: «Вот я, раба Божия Марфа, написала при жизни сие рукописание, поставив храм св. Николая в Корельском, над гробами детей моих, Антония и Феликса; я дала в дом св. Николая покупку мужа моего Филиппа – село на острове Лавле да два села в Конечных... Приказываю дом св. Николая господину моему, деверю Феодору Григорьевичу, и его детям и зятю моему Ефрему Васильевичу». По грамоте видно, что Антоний и Феликс были сыновья первого мужа Марфы – Филиппа Васильевича. Поскольку же Марфа была действующим лицом в событиях 1470 г., то легко понять, что построение Николаевской обители Марфою было уже после 1419 г. и что Феликс и Антоний окончили земное течение свое людьми молодыми. Феликс известен и по личной благотворительности своей, именно монастырю св. Михаила, что в 30 верстах от устья Двины, на Пур-Наволоке. Блаженный Евфимий известен не только по трудам и заботам в построении зданий, нужных для обители, но, что гораздо важнее, сам, исполненный ревности к духовному совершенству, он просвещал дикий Корельский край светом Евангельской истины и возбуждал ревность к жизни, достойной созданного по образу Божию. В Поморском прибережье, между Русскими колониями, жили тогда пять видов Финского племени, или, как называли их новгородцы, Корельских детей. Это были Курольцы, Ровкульцы, Вымольцы, Тиврульцы и Валедоли или Валдолейский род.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ААЭ. 1. 28, 131; АЮ. 1. 31. 4; АИ. 1. 71, 74; ср.: Рождественский. Служилое землевладение. С. 138. Там же. С. 138; ААЭ. 1. 200; АИ. 1. 143; Милюков. Спорные вопросы. С. 17. Рождественский. Ук. соч. С. 140–143; Смирнов. Города Моск. государства. 1 (1917). С. 108; Сторожев. К истории сельскохозяйственного быта костромских Ипатьевского и Богоявленского монастырей, в: Чтения. 1894. С. 137. Рождественский. Ук. соч. С. 144; такую же точку зрения выразил и Милюков (Спорные вопросы. С. 48, 79). ААЭ. 3. 34, 97–99; ДАИ. 2. 26, 33 (Кириллов монастырь); ААЭ. 3. 97 (Псково-Печерский монастырь); ААЭ. 2. 160 (Прилуцкий монастырь). Авраамий Палицын. Сказание, в: РИБ. 13. ААЭ. 2. 135. Особенно большие суммы были взяты из ризницы Троице-Сергиева монастыря; царь Борис взял 15400 рублей, Лжедмитрий — 30000 рублей, царь Василий Шуйский — 20000 рублей, что по тем временам составляло огромное состояние. Макарий. 10. С. 223. Иностранцы, приезжавшие в Москву после Смутного времени, писали о взимании денег с монастырей. Рущинский. Ук. соч., в: Чтения. 1871. 3. С. 144. АИ. 4. 3; Макарий. 11. С. 204; ДАИ. 10. 34; РИБ. 12. С. 1046–1065, 1188–1215; Милютин. Ук. соч., в: Чтения. 1861. 2. С. 465, 471–477. Так, царь Алексей во время Польской войны взял у Троице-Сергиева монастыря 100000 рублей, у Кириллова монастыря — 10000 рублей, Патриаршая область (в том числе монастыри) выставила 10 000 ратников. ААЭ. 1. 298; Стоглав. Казанское изд. С. 235, 297; АИ. 1. 154. 2; ААЭ. 4. 315. ПСЗ. 3. 1664; Горчаков. Монастырский приказ. С. 41–55. АИ. 1. 115 (1505), 147 (1547); ААЭ. 1. 164 (1517), 179 (1534); АЮ. 1. 30. 4 (1554) и др. АЮ. 1. 30. 4; 209. 5; 211; Стоглав. Казанское изд. Гл. 5 и 72. ДРВ. 14. С. 196; Стоглав. Казанское изд. С. 235, 297. Там же. Гл. 5 и 67; ДАИ. 1. 46, 48, 114, 130. Примеры несудимых грамот: 1471 г.— Кириллову монастырю. ААЭ. 1. 95; 1494 г.— Троице-Сергиеву монастырю. Там же. 131; 1500 г.— Иосифову монастырю. Там же. 136; 1535 г. и 1551 г.— Троице-Сергиеву монастырю. АЮ. 1. 97 и 75; 1542 г.— Николаевскому Корельскому монастырю. АИ. 1. 141; 1547 г.— Строкинской пустыни. Там же. 147; 1573 г.— астраханскому Троицкому монастырю. Там же. 184 и др. Примеры передачи судебной власти по духовным делам архиереям: ААЭ. 1. 386; 2. 16, 62; 3. 67; АИ. 2. 58, 69, 77, 86; АИ. 2. 65; ДАИ. 2. 37 и др. Но очень часто несудимой грамотой судебная власть по духовным делам вручалась лично епархиальному архиерею, а не его судебным чиновникам (десятильникам), например: ДАИ. 1. 44 (1548); ср.: Макарий. 2-е изд. 8. С. 223.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010