В 1571 году монастырю была возвращена деревня и полудвор в Карзиной курье, отнятые крестьянами Першей Трубниным и Онисимом Васильевым 13 . Когда при Иоанне Васильевиче Грозном у монастырей, вследствие чрезмерного и быстрого увеличения монастырских вотчин, были уничтожены жалованные грамоты, Николаевскому Корельскому монастырю в 1574 г. была дана подтвердительная грамота, которой повелевалось ежегодно выдавать ему руги по 50 четвертей ржи и 50 овса. В 1578 году монастырю была предоставлена еще новая льгота: монастырские люди освобождались от государевой службы 14 . В этом же году, по ходатайству строителя Кириака, монастырь получил подтверждение своих прав на владение соляными варницами в Уне, Неноксе, Варзуге и Солзе; вместе с этими названные деревни освобождались от земских повинностей, а соляные промыслы и рыбные ловли от оброка 15 . При царе Василии Иоанновиче Шуйском, грамотой 1607 года на имя игумена Каллистрата, были подтверждены все прежние грамоты и права на владение землями, «рушити» которые «ни в чем никому не велено» 16 . Благочестивый государь Михаил Федорович оказал Николаевскому Корельскому монастырю новую милость, позволив в 1636 году продавать беспошлинно 8000 пудов соли. Грамотой 1642 года, данной на имя игумена Памвы с братией, монастырю разрешалось возить в одном дощанике 6000 пудов соли для продажи по городам беспошлинно и на вырученные деньги покупать для монастыря съестные припасы также беспошлинно 17 . Увеличивавшиеся, благодаря щедрым даяниям московских государей, монастырские владения получили законченный вид в 1683 году, когда грамотами царей Иоанна и Петра Алексеевичей приказано было монастырю привести в известность все свои владения по купчим, закладным и отказным, и вписать их в описи владений монастыря. Благотворительность московских государей, разрешение ими ходатайств настоятелей Николаевского Корельского монастыря в благоприятном для монастырских интересов смысле, обеспечивали безбедное существование монастырской братии. Побуждением же благотворить обители, без сомнения, служила для них бедность монастыря, заброшенного на далекую окраину и поставленного в неблагоприятные климатические условия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Побуждением же к перенесению послужило, вероятно, обретение и древняго жития преп. Евфимия, 27 откуда стало видно, что преп. Евфимий был основателем Корельского монастыря. Забылся, след., только факт перенесения мощей, но не забыт самый святой 28 . В Корельском монастыре еще покоятся дети, Марфы посадницы: Феликс и Иоанн. Правда, рукоп. святцы 29 , говорят; «святые праведные Феликс и Василид посадники новгородские, иже в Корельском Николаевском монастыре у моря-окияна, новые чудотворцы. Куплю дея по морю и истопаша 30 , и Божиим изволением извержены на брег и погребены, и ту стала гора и монастырь по чудесам их», но других доказательств их святости мы не имеем. Других святых мужей, подвизавшихся по близости к Архангельску, – кроме преп. Антония Сийского и его учешптв, о коих была речь особо в нашем изследовании». О церковном почитании преп. Антония Сийского, СПб. 1901 г. нет. В Холмогорско-Шенкурском краю подвизались преп. Варлаам Важеский, новгородский посадник, Василий Своеземцев, Афанасий Новолоцкий – Христа ради юродивый и Георгий и Захария – преп. Христа ради юродивые. О них и будет далее речь. Глава II. О церковном почитании преп. Варлаама, Важеского чудотворца § 1. Обретение мощей преп. Варлаама Важеского Благоговейное чествование памяти преп. Варлаама, начавшееся после его смерти, спустя 90 лет значительно ослабело, но с обретением мощей его в 1557 г. воскресло с новою силою. Жизнеописатель преподобного, иеромонах Иона, касательно всего этого сообщает следующее. «Скорбящим убо некогда и сетующим братиям иноком сея обители 31 многолетного ради прешествия и забвения ради трудов святого. Понеже простоты ради инок тех без писания обретеся житие преподобного, а памятухи уже преставишася. И сего ради мнозем неведомо бысть и сумняхуся мнози о нем. Мня бо святого, яко простолюдина, а не единого от святых. Хотяй же всем человеком спастися и в разум истины прийти премудро устрой сице, хотя проявити святого, яко и по смерти жив есть, и на небесех со ангелы водворяйся, а не яко от простых, якоже вси мняху о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Севере России в 1920-1950-е гг.: Дис. Архангельск, 2001; Абрамовский В. Н. Неся знание и веру: Никольский мон-рь - центр образования и просвещения на Рус. Севере//Духовная пристань поморов. 2003. С. 200-209; Заручевская Е. Б., Супрун М. Н. В строгом каменном убранстве: Архитектура Николо-Корельского мон-ря//Там же. С. 48-54; Лизунов П. В. Узники Николо-Корельского мон-ря: Архиеп. Новгородский Феодосий Яновский и митр. Ростовский Арсений Мацеевич//Там же. С. 127-166; Михеева Н. В. От колонии до коммуны: Мон-рь в первые десятилетия сов. власти//Там же. С. 246-286; Юдин А. Б. Настоятели: Кто управлял мон-рем в XVI-XX вв.//Там же. С. 235-245; он же. «Поставила есми храм…»: Устройство деревянных и каменных строений Николаевского Корельского мон-ря//Там же. С. 60-90; он же. Новгородский род Григория Семеновича//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 153-167; За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Сев. крае (1918-1951): Биогр. справ./Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006; Мильчик М. И. Ансамбль деревянного Николо-Корельского мон-ря//Народное зодчество: Межвуз. сб. Петрозаводск, 2007. С. 391-420; Митрофан (Баданин), игум. Предание о Тихвинской ц., что в с. Кашкаранцы на Терском берегу Белого м. Мурманск, 2007. С. 5-11; Андрущенко Е. Н., Андрущенко Н. А. Евфимий, прп., Корельский//ПЭ. 2008. Т. 17. С. 382-383; Кольцова Т. М. Иконография//Там же. С. 383-384; Андрущенко Н. А., Пакулин А. Н., Козич А. И. Восстановление облика иконостаса Никольского собора Николо-Корельского мон-ря//Инновационные технологии и автоматизированное проектирование в машиностроении: Работы молодых специалистов: Науч.-техн. сб. Северодвинск, 2010. С. 150-164; Никонов С. А. Промысловые артели «мурманщиков» Николо-Корельского мон-ря в XVII-XVIII веках//УЗ Петрозаводского гос. ун-та. Сер.: Обществ. и гуманит. науки. 2012. Т. 7(128). Вып. 1. С. 33-38; он же. Покрут промышленных людей на мурманский рыбный промысел Николо-Корельского мон-ря во 2-й пол. XVII в.//Там же. 2013. 7(136).

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Макарий, вместе с Описанием Николаевского Корельсого м-ря, сообщил Обществу и подлинную опись сего м-ря, составленную в 1601 г. Это небольшая, без переплета, тетрадка писан. на 35 листах, в 8-ку. На первом листе заглавие: «Книги отписные Корельского монастыря по году (1601). На об. 1-го л. и на поле 2-го рукою целовальника Василия Лентиева скрепа: «Отданы книги в монастырь игумену Варлааму бывшему и братии марта в 1 день.» По листам описи следующие скрепы: 1) К сим книгам бывшей игумен Варлам руку цриложил. 2) К сим книгам чернец Пиминище руку приложил. 3) К сим книгам старец Аркадей руку приложил. 4) К сим книгам чернец Макарий руку приложил. 5) К сим книгам данной Двинской целовальник Васка Игнатьев сын Лентиев руку приложил» – Опись эта драгоценна в археологическом и библиографическом отношении. Нельзя не подивиться книжному богатству, собранному в столь отдаленном крае! Не говоря уже о книгах Священного Писания и богослужебных, в Корельском м-ре были: «Правило большее апостольское и семи соборов, учительные сочинения: Дионисия Ареопагита , Василия Великого , Петра Дамаскина , Ефрема Сирина , Прологи, Патерики, Соборники, Козма Индикоплов, Сава Сербский, Климент папа Римский и проч. Старинные отношения к славному Новгороду, в эпоху его процветания, едва ли не главная причина такого богатства. II р и м е ч. Андрея Попова. 19 Бязь – азиатская, персидская и бухарская, ткань, бумажный холст, бурметь. Бязинный из бязи сделанный. (Слов. Даля.). 20 Дворянин Григорий Иванович Микулин был послом в Англии, где он провел зиму 1600–1601 г. В Англию он ездил обычным в то время путем чрез Архангельск; в свите его был, между прочим, один священник монах. Но был ли этот последний из Корельского монастыря? Приняв эту догадку, легко объяснить, почему Микулин брал с собою книги из Корельского монастыря. Замечательно, что слово «были» надписано над строкою более мелким почерком. Сведения о Микулине см. у Карамз., т. XI, стр. 44, 45, по изд. Эйнерлинга, у Соловьева «История России» т. VIII, стр. 36–37; в статье Н. В. Чарикова, напеч. в сборнике «Древняя и Новая Россия». 1876 г. 8, и отдельно, – Примечан. Андрея Попова. Читать далее Источник: Историко-статистическое описание Николаевского Корельского третьеклассного монастыря/Сообщил Макарий, еп. Арханг. и Холмогор. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1879. - 49 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Грамота того же преосвященного, коею велено Николаевского монастыря Архимандриту Варсонофию сделать пособие посланному от Архиерейского дома для закупки хлеба в Устюге и доставки оного в Архангельск: последовала лета 1715 года с печатью красного воска. Грамота того же преосвященного, коею дано знать, что указом государя царя и великого князя Петра Алексеевича, для рождения благоверной царевны и великой княжны Маргариты Петровны, велено для верхового священника Иоанна Хрисанфова собрать с архиереев и архимандритов 2000 руб., в число коих Николаевского Корельского монастыря архимандриту велено прислать 8 руб., последовала 1715 года, с печатью красного воска. Грамота того же преосвященного, коею дано знать об указе царском, запрещающем писать взаперти, кроме учителей церковных, иным людям какие либо письма: последовала 1718 года, с печатью красного воска. Грамота того же преосвященного, коею велено Николаевского Корельского монастыря приказному монаху Савве покупать в Устюге для архиерейского дома хлеба: последовала 1720 года. VII.Kpenocmu на разные монастырские владения, как-то: рыбная ловля, деревни, сенные покосы и варницы На реку Варзугу Купчая. Двор с местом и огородами и треть улицы до реки продан Иваном Юмаландою старцу Логгину Николаевского Корельского монастыря 7075 года июля 16 дня. Данная. Григорий Снерак отдал лук владенья своего в водах и землях в Корельский монастырь 7074 года ноября 2 дня. Данная в Корельский монастырь игумену Александру. Варзужанин Мартемьян Гаврильев дал полчетверти лука владенья своего в Варзуге реке 7074 года ноября 5 дня. Данная в монастырь игумену Игнатию. Варзужанин Иван Тимофеев два лука дал вкладом в Варзуге реке 7076 года. Духовная. Аврамий Титов отказал в Корельский монастырь два лука угодья своего в ловлях, отдано 7087 года января 29 дня. Завещательная. Память в Корельский монастырь два лука угодья своего в Варзуге реке, со всеми ловлями Андрей Артемиев отказал. Вкладная и купчая. Леонтий Семенов дал вкладом в Корельский монастырь три лука угодья своего в Варзуге реке, да продал старцу Иову поллука угодья своего в Варзуге же реке со всеми ловищи 7089 г. 18 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Петра Алексеевича Список с грамоты, коею велено Николаевскому Корельскому монастырю по купчим, закладным и отказным владеть пашнями, сенными покосами, рыбными ловлями и иными угодьями, и вписать их в монастырские описные книги: последовала лета 7101, от Р. Хр. 1593 г., за подписом дьяка Василья Бобинина. Список с грамоты в столбцах, за скрепою дьяка Прокопья Деревнпна, о разделены Коневца острова: последовала лета 7201, от Р. Хр. 1693 года. Список с подлинной грамоты, за скрепою дьяка Прокопья Деревнина, о разделе Питяевского острова, 7201 года. Грамота правая на листах, за печатью воеводы Князя Александра Даниловича Ростовского-Приимкова, о рыбных ловлях Ягорского острова 7119, от Р. Хр. 1611 г. Память правая на листах, за печатью воеводы Бориса Петровича Шереметева, о владении монастырских летнесторонских тонь, 7148 (1640 г.). V. Грамоты митрополитов Новгородских Грамота преосвященного Макария митрополита Новгородского данная по челобитью Николаевского Корельского монастыря игумена, Космы с братией, о сбавке с оного монастыря церковной дани: последовала лета 7170, от Р. Хр. 1662 г., с печатью красного воска. Грамота преосвященного Корнилия митрополита Новгородского, данная по челобитью Николаевского Корельского монастыря игумена Арсения с братией, о сбавке с оного монастыря церковной дани: последовала лета 7186, от Р. Хр. 1678 г., с висячею красного воска печатью. VI. Грамоты архиепископов и епископов Архангельских Грамота преосвященного Афанасия архиепископа Холмогорского и Важеского, благословенная, иеродиаконская, данная Николаевского монастыря иеродиакону Матфею: лета 7203, от Р. Хр. 1695 года. Грамота его же, о поновлении обветшавших святых икон и о иных церковных поправках: последовала лета 7205, от Р. Хр. 1697, с печатью красного воска. Грамота преосвященного архиепископа Варнавы, коею дано знать, что указом государя и великого князя Петра Алексеевича велено при архиерейских домах и в знатных монастырях дворянского и приказного чина детей обучать арифметике и геометрии, каковую школу учредить и в Николаевском монастыре: последовала 1714 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Где и сколько было монастырских соляных варниц и заводов? Монастырь сей имел во многих местах за собою соляные варницы, в коих на монастырское иждивение варили соль, и иную продавали в Архангельске, в Холмогорах, в Тотьме, на Вологде и в Великом Устюге. Варницы же были: 1) В Солзе, 2) на Ижме, 3) в Неноксе: а) на Наволоке Глубокая, б) на Великих местах Григорьевская, в) на Смердьих местах Ершихина. 4) В Уне: а) Приставочная, б) на Долгих Желобах. А в Сюзме были соляные заводы. Показание о числе братии Николаевского Корельского монастыря В Николаевском Корельском монастыре в 7055 году, при Игумене Ефреме было братии 25 В 7150 году при игумене Памве братии было 60 В 7182 году при игумене Косме братии было 40 В 7199 году при игумен! 1оасаф! братш было 39 В 1700 году при игумене Варсонофии братии было 49 человек: из них иеромонахов было только 3, а прочие все простые монахи, в числи коих 5-ть схимонахов 49 В 1718 году при архимандрите Порфирии братии было 50 человк,в том числе три иеромонаха и два иеродиакона ………50 В 1732 году при архимандрите Павле в Николаевском Корельском монастыре братии было 40 человек, в том числе чернец Игнатий, бывший Коломенский архиерей 40 В 1739 году, при том же архимандрите Павле, в монастыре братии было …. 13 Приложение 14 При сем прилагается опись Николаевскаго Корельского монастыря, составленная в 1601 году при царе Борисе Годунове. Она показывает, в каком состоянии находился монастырь за 277 лет тому назад. Лета 7109 (1601) июля в 6-й день по государеву Цареве и великого князя Бориса Федоровича всея Руси грамоте и приказу Родиона Власьевича Всеволоцкого да подьячего Рахманина Воронова, сотник стрелецкой Богдан Неелов, да с ним данной целовальнике Василий Лентиев приехав в Корельской монастырь с строителем Боголепом и взяв у бывшего игумена Варлаама прежней отписной список Корельскаго монастыря, что отписывал тот монастырь Алексей Омосов с товарищи за игумена Александра, а не за строителя Кирьяка в лете 7068 (1560) г. блаженные памяти по государеву цареву и великого князя Ивана Васильевича всея Руси указу. В Богданове переписи пишет: на усть Двины реки на Корелском устьи монастырь, а на монастыре церковь Николы чудотворца древяна вверх, а в нем милосердия Божия образов деисус над царскими дверьми большой, тябла на красках, в высоту девяти пядей, посреди Спас вседержитель, а на стороне в деисусе по семи образов на золоте. Образ Николин местный на золоте с деянми, девяти пядей, венец серебряный, позолочен с каменьем, смазни деланы сканью; да во облацех на том же образу Спас да Пречистая, венцы сканью, да две цаты, выбойка одна позолочена, да гривна витая позолочена, да три золотые на проволоке серебряной; пелена червчатая тафтяная, опушена бархатом червчатым, по белой земле на пелене вышит Николин образ, ризы и венец золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Лит.: Молчанов К. С., свящ. Описание Архангельской губ. СПб., 1813. С. 107-110; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание Николаевского Корельского третьекл. мон-ря. М., 1879; Морошкин И. Я., свящ. Арсений Мацеевич, митр. Ростовский, в ссылке//РС. 1885. Т. 45. Февр. С. 311-338; Март. С. 611-628; Т. 46. Апр. С. 53-86; Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1894. Вып. 1: Уезды Архангельский и Холмогорский; Григоревский М. С. Николаевский Корельский третьекл. мон-рь: Ист. очерк. Архангельск, 1898; он же. Николаевский Корельский третьекл. мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 281-320; Шахматов А. А. Исследование о двинских грамотах XV в. СПб., 1903. 2 ч.; Сотная грамота из двинских писцовых книг... на владения Николаевского Корельского мон-ря в Двинском у.//Северный археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2. С. 237-241; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Сов. России (1917-1921). М., 1975; Гришаев В. В. Сельскохозяйственные коммуны в Сов. России, 1917-1929. М., 1976; Черняева Л. Никольские коммунары//Правда Севера. Архангельск, 1987. 29 нояб.; Ильина М. Н. Первый директор//П. Барановский: Труды, восп. совр. М., 1996. С. 209-217; Перечень науч. исследований, экспедиций, археол. раскопок, обмеров, фиксаций и проектов реставрации памятников архитектуры, науч. докладов и печ. работ с 1911 г. до 1964 г.//Там же. С. 111-142; Климов А. И., Лизунов П. В. Небесные покровители города: К 60-летию Северодвинска. Архангельск, 1998; Система ИТЛ в СССР, 1923-1960: Справ./Сост.: М. Б. Смирнов. М., 1998. С. 522-523; Шмигельский Л. Г. Перекличка времен//Северодвинск: Испытание на прочность: Очерки, восп., исслед. Северодвинск; Архангельск, 1998. С. 7-80; он же. Порт св. Николая: Главные морские ворота Московского гос-ва на Севере//Духовная пристань поморов: История Николо-Корельского мон-ря: Статьи, очерки, исслед. Архангельск, 2003. С. 91-121; Балова М. Б. Предпосылки и особенности развития военного кораблестроения на Европ.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

Зданий, назначенных для братии и разного рода служб, в Никольском монастыре немного. В 1674 году выстроен каменный одноэтажный корпус для братии; в нем помещалась также братская столовая, пекарня, квасная, сушильня и друг. Корпус был отделан в 1779 г. при игумене Германе. В 1852 году над названным корпусом надстроен второй этаж, деревянный; деревянной галереей на столбах корпус соединен с коридором, связывающим храмы. В верхнем этаже находится помещение и для настоятелей монастыря. В первый раз монастырь был обнесен деревянной оградой с шестью башнями в 1691–1692 г. 64 ; существующая же в настоящее время устроена около двадцати лет тому назад. III. Общий взгляд на состояние Николаевского Корельского монастыря в настоящее время Николаевский Скит на Новой Земле Пять веков существует уже Николаевский Корельский монастырь. Много бедствий пережил он и от вражеских нашествий, и от пожаров, и от грозной стихии – бури и наводнений. Был момент, когда, казалось, наступил конец его существованию, – так было в 1419 году, – но из пепла и разорения обитель возродилась в более благоустроенном виде; рука дающих не оскудевала. И не смотря на неблагоприятные природные условия – суровость климата, пустынность и уединенность местности 65 , трудность борьбы с природой, обитель никогда не имела недостатка в братии. На протяжении многовекового существования среди иноков и их руководителей – настоятелей было, без сомнения, не мало лиц, уклонявшихся от обетов иночества, но было много и таких, которые ревновали по Боге, о собственном спасении и спасении ближнего. Эти то ревнители благочестия и создали ту добрую славу о монастыре, которая далеко распространялась за пределы крайнего севера и привлекала к нему и царскую милость, и благотворение знатных и богатых, бедных и простых. Благотворениями значительно поддерживается и в настоящее время материальное положение Никольского монастыря, небогатого угодьями и землями. Во владении Николаевского Корельского монастыря в настоящее время находятся следующие угодья 66 : а) сенокосный участок в 23 дес.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

О том чтобы Николаевскому монастырю по купчим и по закладным книгам рыбными ловлями и сенными покосами и иными угодьями владеть, и вписать их в описные книги, и оброк с тех угодьев платить по прежнему: последовала лета 7191, от Р. Хр. 1683 г., за скрепою дьяка Василия Бобинина, с небольшою черного воска печатью. О том что по грамоте блаженные памяти царя Феодора Алексеевича, на монастырских их судах, кои ходят от Архангельска к Вологде, для догрузки, товары вкладчиков возить дозволено последовала лета 7191, от Р. Хр. 1683 г., за подписом дьяка Прокопья Возницына. О том чтобы с улавливаемой про монастырский обиход разной рыбы, десятой рыбы не брать: последовала лета 7191, от Р. Хр.1683 г., за подписом дьяка Максима Бурцева, с небольшою черного воска печатью. О том чтобы, на основании прежних таковых же грамот, на монастырских их судах для догрузки товары вкладчиков возить, и чтобы Вологодским посадским людям в том препятствия не чинить: последовала лета 7195, от Р. Хр. 1687 г., за подписом дьяка Василия Бобинина, с небольшою черного воска печатью. Грамота государей царей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича и царевны Софии Алексеевны о взимании в государеву казну десятой деньги за продаваемую соль на Вологде, токмо с наличных денег, сколько за нужными расходами и покупками монастырскими оных останется, а не со всей вырученной за соль суммы: последовала лета 7195, от Р. Хр. 1687 года. Грамота царя Петра Алексеевича о том, чтобы Николаевского Корельского и Архангельского монастырей приходные и расходные денежной и хлебной казны книги за руками игуменов и братии принимать преосвященному Афанасию на Холмогорах и присылать к Москве в приказ большого дворца со своими домовыми людьми: последовала от Р. Хр. 1700 г., за подписом дьяка Ефима Зотова, с небольшою черного воска печатью. III. Списки с грамот I. Царя Иоанна Васильевича Список с грамоты, коею Николаевскому Корельскому монастырю дозволено на Ижме поставить соляные варницы, и с оных чрез 10 лет до переписки платить по полуполтине в год: последовала лета 7053, от Р. Хр. 1545 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010