п. Западноевроп. редкая книга представлена изданиями XV в. (в т. ч. альдинами, среди к-рых «Гипнэротомахия Полифила», труды Цицерона и др.), книгами типографии А. Кобергера (напр., «Книга хроник» Г. Шеделя с раскрашенными от руки гравюрами) и т. п. Среди изданий XVI в. можно назвать продукцию лионского типографа С. Грифия, предприятия К. Плантена и его наследников в Антверпене и Лейдене, франц. типографов и издателей Этьеннов, базельских издателей Фробенов и Генрикпетри и др. Издания XVII в. представлены большим числом томов; имеются хорошо подобранная коллекция Эльзевиров, ранее принадлежавшая акад. Н. П. Лихачеву , полный экземпляр европ. топографий М. Цайлера с иллюстрациями М. Мериана и др. Среди изданий XVIII в. выделяются франц. роскошные издания басен Ж. Лафонтена с гравюрами по рисункам Ж. Б. Удри, собрание сочинений Ж. Расина в издании Фирмен-Дидо, «Энциклопедия» Д. Дидро и Ж. Л. Д " Аламбера и др. Редкие издания рус. и зарубежных карт и атласов XVI-XVIII вв. хранятся в секторе картографии. В БАН хранятся рукописи Архангельского собрания, состоящего из книг Архангельской ДС, Архангельской миссионерской б-ки, Антониева Сийского , Николаевского Корельского мон-рей, отдельные рукописи из Соловецкого мон-ря и Тихвинского в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-рей, собрания устюжского Успенского собора, греч. рукописи Русского археологического ин-та в К-поле; рукописные книги из б-к архиеп. Афанасия (Любимова), архиеп. Феофана (Прокоповича), еп. Павла (Доброхотова), А. А. Дмитриевского , Никольского, М. К. Бобровского . В БАН хранится значительное количество старообрядческих рукописей, поступивших в виде коллекций от частных лиц (собрание В. Г. Дружинина , старообрядческого наставника М. А. Епифанова , единоверческой церкви и об-ва старообрядцев поморского согласия в С.-Петербурге, купца Ф. А. Плигина, Ф. А. Каликина) или привезенных из археографических экспедиций (Белокриницкое, Беломорское, Вятское, Двинское, Казачье, Неманское, Семеновское собрания). В БАН попала часть книг и рукописей С.-Петербургской католической ДА. В БАН хранятся иностранные книги и рукописи из Несвижской б-ки Радзивиллов, собрания Ф. А. Толстого, гр. С. Г. Строганова, музея г. Енисейска, рус. и слав. рукописи из собраний Э. И. Калужняцкого, Н. Я. Колобова, В. В. Лукьянова, Н. Е. Ончукова, Ф. М. Плюшкина, Н. Ф. Романченко, П. А. Сырку, Н. В. Тимофеева, А. И. Яцимирского и др. Б-ки Петра I, Ломоносова, архиеп. Феофилакта (Лопатинского), Полярной комиссии хранятся как отдельные коллекции; имеются также собрания «Вольной печати» (книги XIX в., изданные за границей) и рус. зарубежья.

http://pravenc.ru/text/63754.html

С кон. XVIII в. по 1869 г. обителью управляли ректоры Архангельской ДС. В 1817 г. архимандритом А. м. был назначен настоятель корельского Николаевского мон-ря миссионер игум. Вениамин (Смирнов) . Под его рук. в 1825 г. в Мезени была открыта миссия для просвещения ненцев, за 5 лет ее существования было крещено более 3 тыс. местных жителей, открыто 3 прихода. Миссионерские труды архим. Вениамина в Мезени продолжил его преемник настоятель А. м. архим. Платон (1829-1839). В 1893-1897 гг. настоятелем мон-ря был Архангельский еп. Никанор (Каменский) , в эти годы были собраны средства для реставрации собора арх. Михаила, в 1894 г. позолочены купола и кресты. При водружении поновленного креста на главный купол присутствовал св. прав. Иоанн Кронштадтский . В 1799-1812 гг. в А. м. располагалась Архангельская ДС, 5 ее деревянных одноэтажных корпусов находились в сев.-вост. углу монастырской ограды, учебными аудиториями служили жилые комнаты семинаристов. В 1893 г. на верхнем этаже братского корпуса была открыта псаломщическо-училищная школа. В 1891-1923 гг. в А. м. в специально построенном здании размещались фонды древлехранилища, созданного по благословению еп. Нафанаила (Соборова) трудами членов епархиальной комиссии по собиранию и охране памятников древностей Архангельской губ. (с 1891 Церковно-археологический комитет Архангельской епархии). К 1917 г. в древлехранилище находилось более 500 рукописей XV-XVIII вв., более 30 тыс. документов, коллекции икон, церковной утвари и др. В 1922 г. рукописи были перевезены в Краевую научную б-ку, в 1927 г.- в Археографическую комиссию Ленинграда, в 1931-1932 гг.- в РО БАН СССР. Др. коллекции древлехранилища были оставлены в пакгаузах Архангельской таможни, часть передана в Краеведческий музей Архангельска. После начала первой мировой войны в А. м. разместился епархиальный лазарет, содержавшийся на пожертвования от мон-рей, храмов и благотворителей. В 1916 г. в мон-ре подвизались архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона и 2 послушника. До марта 1917 г. настоятелем мон-ря был сщмч. архим. Павел (Павловский) .

http://pravenc.ru/text/76444.html

В первый раз упоминается Николаевский Корельский монастырь в 1419 г. в сказании двинского летописца, который под 1419 годом делает такое замечание о монастыре: «пришедше мурманы войною 500 человек с моря в бусах и шняках и повоеваша в Варзуге погост Корельской… и Корельской монастырь святаго Николы… церкви сожгли, а христиан и чернцев посекли» 3 . Это краткое замечание летописца дает нам право отодвинуть время основания монастыря ко второй половине XIV в. и вот почему. История возникновения монашеских общин, в особенности на крайнем севере, показывает, что основателем монашеской жизни в каком-либо месте являлся обыкновенно ревностный искатель безмолвия и уединения, избиравший для своих подвигов пустынные и глухие места. С течением времени слава подвигов пустынножителя привлекала к нему таких же любителей иноческого жития, устраивалась часовня или небольшая деревянная церковь ; опытнейший из среды братии избирался руководителем духовной жизни иноков и устроителем их материального быта, – и таким образом возникал новый монастырь, если не вполне благоустроенный и материально обеспеченный, то зато крепкий духовной мощью его созидателей. Но понятно, что от появления в каком-нибудь месте первого подвижника и до возникновения монашеской общины должно пройти более или менее продолжительное время. Если сопоставим это соображение, имеющее значение и по отношению к Николаевскому Корельскому монастырю, с показанием летописца, что шведы «монастырь пожгли и чернецов посекли», следовательно, нашли монастырскую общину уже несколько устроенною, с достаточным числом братии, – а для возникновения обители в таком виде 18 лет недостаточно, – то не будет ошибочно отнести основание Николо-Корельского монастыря по крайней мере ко второй половине XIV века. После сказанного, никак нельзя согласиться с мнением тех, которые относят основание Николаевско-Корельского монастыря к 1418 г. 4 , или к 1471 г. 5 Сожженный в 1419 году, Николаевско-Корельский монастырь скоро, как можно предположить, оправился от разорения и даже обогатился значительными вкладами и вотчинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

При этом из дальних веков восстает увлекательный, но все еще неразгаданный вполне образ Марфы Борецкой, знаменитой посадницы, которой повиновался строптивый «Господин Великий Новгород» и с которою должен был считаться грозный для врагов Иоанн III. Сильная властью и значением среди новгородцев, владевшая богатыми угодьями, посадница Марфа, – так говорит предание, – отправила двух своих сыновей Антона и Феликса осмотреть свои поморские вотчины. Исполнив поручение матери и осмотревши благополучно вотчины по Корельскому берегу и вблизи Северной Двины, они плыли к Северо-Двинскому устью. Случилась ли сильная буря, вез ли их несведущий кормчий, предание молчит, но утверждает, что сыновья Марфы Борецкой потонули и потом уже на двенадцатые сутки были принесены морскими волнами к берегу монастыря. Здесь тела утонувших были погребены и на месте погребения была устроена часовня, существующая в совершенно измененном виде и до настоящего времени. Печальный конец любимых детей Марфы Борецкой, погребенных в Николаевско-Корельском монастыре 6 , нравственно связал ее и сделал близкою к этой обители 7 . В запустевший монастырь от новой благотворительницы потекла щедрая помощь в виде отданных во владение ему вотчин, сенокосных лугов, тоней и солеварниц. До настоящего времени сохранилась грамота, данная Николаевско-Корельскому монастырю новгородской посадницей. Содержание ее следующее 8 : «Во имя Отца и Сына и Св. Духа, се аз раба Божия Марфа списах рукописание при своем животе, поставила есми церковь храм святого Николы в Корельском, на гробех детей своих Онтона да Филикса, а дала есми в дом святого Николы куплю мужа своего Филиппа на Лявле острове село да в Конечных два села и по Малокурье пожни и рыбные ловища, а по церковной стороне и до Кудмы и вверх по Кудме и до озера и в Неноксе место засенником и дворища и полянка, а приказываю дом святого Николы господину своему деверю Федору Григорьевичу и его детям и Лентею Обакумовичу, и зятю своему Офромею Васильевичу, а на то Бог послух и отец мой духовный игумен Василий Святого Спаса, а кто се рукописание преступит или порудит, а наши памяти залягут, сужуся с ним пред Богом в день страшного суда».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Лит.: Молчанов К. Описание Архангельской губ. СПб., 1813. С. 107-110; Ратшин А. Полн. собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 10; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 113; Макарий (Миролюбов), еп. Христианство в пределах Архангельской епархии//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. Отд. паг. С. 52-53; он же. Историко-стат. описание Николаевского Корельского мон-ря//ЧОИДР. 1879. Кн. 1. Отд. паг. С. 1-49; Филарет (Гумилевский). РСв. Апр. С. 79-82; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185-186; Григоревский М. С. Николаевский Корельский 3-кл. мон-рь: Ист. очерк//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 281-320; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 127-129; он же. Древнейшие архангельские святые и ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 5-12, 39, 43-58, 75; Голубинский. Канонизация святых. С. 324, 355, 573; Климов А. И., Лизунов П. В. Небесные покровители города: К 60-летию Северодвинска. Архангельск, 1998. С. 7-25. Е. Н. и Н. А. Андрущенко Иконография Икон Е. не зафиксировала ни одна монастырская опись вплоть до нач. ХХ в. В 1871 г. у юж. столба Никольского собора Николо-Корельского монастыря, а также на монастырском подворье в Архангельске стояли образы «Всех Архангелогородских чудотворцев» (ГААО. ф. 191. Оп. 4. Д. 179. Л. 11, 81 об.; иконы не сохр.). Можно предположить, что среди них был образ Е. как преподобного из Собора Архангельских святых. В «Архангельском патерике» в качестве иллюстрации к статье о Е. помещено изображение прп. Евфимия Архангелогородского, поскольку этих святых часто отождествляли ( Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 128). В росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), Е. представлен в 2 группах подвижников XV в.: вместе с преподобными Антонием и Феликсом и под 1435 г.

http://pravenc.ru/text/187659.html

14 июля 1816 года последовало повышение Матфея Семенова по службе – он был переведен в Архангельскую духовную семинарию и назначен профессором греческого и французского языков. Преподавая иностранные языки, он не довольствовался своими знаниями, но все время совершенствовался путем самообразования. Помимо занятия иностранными языками, Семенов в свободное время основательно изучал Священное Писание, святоотеческие творения, археологию, составлял трактаты по разным богословским вопросам, писал проповеди, исполнял должность секретаря Архангельского отделения Российского Библейского общества. У него не проходило даром ни одной минуты. Усидчивость и усердие к занятиям были так велики, что семинарский врач, наблюдавший за его здоровьем, вынужден был силой отвлекать его от занятий. В сентябре 1817 года Семенов был назначен экономом семинарии с той лишь целью, чтобы он больше находился в движении. 15 июля 1820 года Матфей Семенов, согласно прошению, был пострижен в монашество с именем Игнатий; 20 июля рукоположен во иеродиакона, а 15 августа – во иеромонаха. 3 февраля 1821 года иеромонах Игнатий был возведен в сан игумена и назначен настоятелем третьеклассного Николаевского Корельского монастыря. Отличавшийся особыми достоинствами, игумен Игнатий 6 марта 1821 года назначен преподавателем греческого языка Санкт-Петербургской духовной академии. Поскольку новый преподаватель академии окончил только семинарию и не имел ученой степени, а это противоречило академическому уставу, то начальством академии было решено устроить ему экзамен. Этот экзамен состоялся 12 июля 1821 года в присутствии всех членов академической конференции. Экзаменующийся блестяще ответил на все вопросы по предметам богословия, философским и историческим. После такого испытания игумену Игнатию была присвоена степень магистра богословия и представлена ему кафедра богословских наук. Вскоре он был избран действительным членом академической конференции и ему поручили должность библиотекаря академии. Библиотеку изучил он в самое короткое время, так что на память знал, где какая книга находится, какое ее содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

7 июля 1888 года в Архангельске новый деревянный храм в присутствии вице-губернатора А.С. Загоскина освятил епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил. Затем храм разобрали, погрузили на пароход " Великий князь Владимир " , обслуживавший промышленников Новой Земли, и доставили в Малые Кармакулы. " По распоряжению преосвященного Нафанаила II с новоустроенной церковью отправились на Новую Землю иеромонах Николаевского Корельского монастыря Прокопий и дьякон кафедрального собора Колчин... Радостное для всех новоземельских поселенцев торжество освящения новоустроенного храма было совершено 19 сентября 1888 года иеромонахами Ионой и Прокопием при пении хора команды парохода " Великий князь Владимир " ... Торжество, как и подобное год тому назад, собрало все население Новой Земли " . Храм был одноглавый, крытый железом, " с четырьмя окнами в храме и двумя окнами в алтаре, печей в здании две... Иконостас в храме устроен из соснового леса... Пилястры и тумбы сделаны под мрамор; резьба на царских вратах, в сияниях и на боковых киотах вызолочена червонным золотом на мардане. Святые иконы... числом 16 написаны под греческий стиль... " Указом 551 от 13 февраля 1889 года Святейший Синод разрешил учредить на архипелаге монашеский скит, приписанный к Николаевскому Корельскому монастырю. В течение первых трех лет на его содержание Синодом отпускалось по 700 рублей ежегодно - из средств, предназначенных на миссионерскую деятельность среди " язычников Империи " . Губернатор А.П. Энгельгардт распорядился выдать 100 рублей " из сумм запасного капитала, образованного на улучшение колонизации новоземельского острова " . За скитом закрепили охотничье-промысловые угодья - остров Пуховой, Пуховую губу, озеро Кармакулку и реку Песцовую. Для освящения места под скит на Новую Землю пароходом прибыли архимандрит Михайло-Архангельского монастыря Ювеналий и монахи, которые в будущем должны были составить братию (один иеродьякон, три послушника, письмоводитель и повар). Настоятелем был назначен отец Иона. Братия расположилась в здании спасательной станции, где в прежние годы жили отец Иона с псаломщиком. Однако жизнь там оказалась крайне тяжелой. Во время продолжительной зимовки заболел цингой и скончался повар. К 1890 году монахов пришлось вывезти обратно на материк. Летом их сменил иеромонах Прокопий, а осенью возвратился и отец Иона. Архимандрит Александр, ставший в 1890 году архиепископом Архангельским и Холмогорским, исходатайствовал у Святейшего Синода 5000 рублей на постройку причтового дома и до 1000 рублей на содержание скита. Срубленный в Архангельске дом был доставлен в Малые Кармакулы в 1894 году архангельским губернатором А.П. Энгельгардтом, на пароходе " Ломоносов " посетившем Новую Землю. Кроме отца Ионы и псаломщика в шестикомнатном доме разместили школу, оснащенную библиотекой и учебными пособиями.

http://sobory.ru/article/?object=36511

В наше время почитание угодников Божиих возобновилось лишь в 1998 году, когда у стен Никольского собора, единственного сохранившегося строения бывшего Корельского монастыря, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов) отслужил молебен святым Антонию и Феликсу. С этого дня благочестивые братья стали считаться небесными покровителями Северодвинска, их имена начали поминать за богослужениями в городских храмах, а иконописец Сергей Кудрявцев написал икону чудотворцев. На ней изображены святые отроки, которые плывут по морю на парусном судне, и преподобный Евфимий, стоящий на берегу Белого моря возле основанного им монастыря. Вскоре началось восстановление уцелевшего Николаевского собора, благодаря пожертвованиям прихожан, были установлены новые купола, которые вновь увенчались крестами, в храме зазвучала молитва. В 2005 году здесь совершили первую в новой истории монастыря Литургию. В галерее у северной стены собора был оборудован новый небольшой придел, который в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы освятили во имя преподобного Евфимия и праведных Антония и Феликса Николо-Корельских. Следующее важное событие произошло спустя еще четыре года — в 2009-м обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Церкви возглавил всенощное бдение в Никольском соборе. Постепенно в храме появилась община, верующие смогли попадать на службы в собор, несмотря на то, что он размещается на режимном предприятии. Об Антонии и Феликсе Корельских вновь заговорили в 2012 году. Тогда стало известно, что на территории ПО «Севмаш» близ Никольского собора в результате георадарных исследований ученые обнаружили фундамент церкви, под которой находилось захоронение святых отроков. Об этом заявил старший научный сотрудник Института земного магнетизма Российской академии наук Павел Морозов. По инициативе фонда «Император» и благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила (Доровских) ученый провел георадарные исследования на территории завода. По словам Морозова, захоронение он обнаружил на месте снесенной в советский период церкви, где, по архивным данным, и пребывали мощи святых. Предварительные результаты показали, что на глубине 4,5 метра находится объект, напоминающий захоронение. Предположительно, это может быть могилой с мощами святых Антония и Феликса.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/01/spasti...

В самый ли год погребения детей своих в Николаевском монастыре, или вскоре потом, она дала монастырю прямо от себя и завещательную грамоту, в коей между прочим говорит: «Се аз раба Божия Марфа поставила есми церковь храм Святаго Николы в Корельском (монастыре) на гробех детей своих Антона да Филикса». Из сих слов грамоты опять видно как то, что Марфа выстроила в Корельском церковь прежде покорения Новгорода, а за ним и Двинской области, великими князьями Московскими и прежде взятия ее самой под стражу в Москву (что случилось уже в 1478 г.), так и то, что монастырь существовал еще и прежде погребения детей ее в оном, хотя в разоренном положении: ибо в грамоте своей говорит завещательница, не на Корельском, тогда бы можно было разуметь только берег Корельский, куда тела детей ее принесены, но в Корельском, а что говорит только в Корельском, не прибавляя имени монастыря, то это, вероятно, потому, что Николаевский Корельский монастырь и посаднице Марфе и прочим торгующим лицам очень был известен. Ибо и самый нынешний порт Архангельский, на некоторых старых чужестранных ландкартах, означается именем порта или пристани св. Николая. 4 На сем то, вероятно, основами англичане, открывшие в первый раз торговое свое судоходство чрез Белое море в 1558 году при Иоанне Васильевиче Грозном, пристав тогда при устье реки Двины, у монастыря св. Николая Чудотворца, и последующие свои путешествия к нынешнему Архангельску называли путешествиями к св. Николаю. Наименование монастыря Какие были церкви и строения в Корельском монастыре до разорения оного мурманами, случившегося, как выше показано, в 1419 году, о том не сохранилось никаких памятных записок. По возобновлении же его Марфою Посадницею, от 1471 года, в оном была выстроена деревянная церковь св. Николая, как видно из грамоты, данной ею монастырю. В писцовых книгах последнего писца Мирона Вельяминова 5 7130 (1622 г.) говорится: «у моря в нижней половине, на Пудожемском устье, Николаевский монастырь на Корельском берегу, а на монастыре церковь Николы чудотворца деревянная вверх, а другая церковь Успения Пресвятой Богородицы деревянная же с трапезою».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

На Колмогорах. А во удовольствование дати ему Николаевской Корельской монастырь, а за ним 50 дворов; да Чухченемской, а за ним 29 дворов; да у города Архангельскаго Архангельской м., а за ним 48 д.; всего 127 дворов. На Олонце. А во удовольствование дати ему монастыри Муромской, Палеостровской, Вышеостровской, а за ними 67 дворов; да Новгородскаго уезда Вежицкаго м. 200 дворов; всего 267 дворов. На Ваге. А во удовольствование датн ему Богословской монастырь да Сидомскую пустыню, Узринской монастырь, Клопов монастырь, Сестринской да Агапитов монастыри, а за ними 182 двора. У Казанскаго: В Симбирске. А во удовольствование дати ему из Богородицкаго монастыря 200 д. На Уфе. А во удовольствование дати ему Успенской монастырь, а за ним 132 двора. У Астраханского: На Саратове. Пожалует великий государь оброчные рыбные промыслы. У Сибирскаго: В Томске, в Енисейске, на Лене. Пожалует великий государь во удовольствование им из своей государевой казны. У Ростовскаго: На Угличе. А во удовольствование дата ему Алексеевской монастырь, а за ним 559 дворов. На Устюге. А во удовольствование дата ему Архангельской монастырь, а за ним 330 дворов. У Псковскаго: В Торопце. А во удовольствование дата ему Кудин да Небин монастыри, да из Пусторжевскаго уезда Плесской монастырь, а за ними 161 двор. У Смоленскаго: Во Брянске. А во удовольствование дата ему два монастыря Спаские, да Петровской, да Андреянов монастыри, а за ними 165 дворов. В Вязьме. А во удовольствование дата ему Ивановской монастырь, а за ним 128 дворов; да из Ярославецкаго уезда Молого-Тихонову пустыню, а за нею 90 дворов; всего 218 дворов. У Тверскаго: В Кашине или во Ржеве Володимирове. А во удовольствование дата ему Дмитровской м., а за ним 61 двор; Клобуков м., а за ним 53 двора; да из Клину Изосимин м., а за ним 50 дворов; Успенской, а за ним 19 дворов; всего 183 двора. У Вятскаго: У Соли Камской. А во удовольствование дата ему Преображенской да Вознесенской монастыри, а за ними 344 двора. На Кунгуре. А во удовольствование дата ему Тахтаровскую да Воздвиженскую пустыни, а за ними 82 двора.

http://sedmitza.ru/lib/text/443577/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010