Даугавпилс. Собор Александра Невского. Daugavpils Svt labticg kaza evas Aleksandra pareizticgo katedrle /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1856 и 1864. Год утраты:1969 (взорван) Архитектор:И.Т. Таманский, Образцовый проект К.А. Тона для Петергофа Адрес: Латвия, г. Даугавпилс, ул. Саулес 20 Saules iela 20, Daugavpils, Latvija Координаты: 55.870101, 26.517245 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Исторический центр Даугавпилса является памятником градостроительства государственного значения 7429. Уникальность этого памятника в том, что город почти полностью был заново построен в короткое время – в течение 19 века. В Латгалии тесно переплелись все ветви христианской культуры. Вот перечень исторических событий, пронесшихся над Двинской землей. Старый орденский замок был возведен немецкими рыцарями в 14 веке выше по течению Даугавы, и окончательно разрушен шведами в 1655 году. Нынешний исторический центр города в границах так называемого «Большого Форштадта», впервые упоминаемого в письменных источниках в 16 веке, связан с событиями Ливонской войны царя Ивана Грозного. Затем последовали русско-шведская война, осада шведами , взятие немецкого городка Динабург в 1656 году войсками царя Алексея Михайловича (накануне дня памяти Св. Бориса и Глеба) и 13-летнее существование городка Борисоглебска. Далее - возвращение поляков, формирование центра воеводства, строительство резиденции ордена иезуитов. Страшная чума 1710 года, в результате которой вымер весь русский гарнизон, еще пребывавший тогда в маленькой крепости. После раздела Польши в 1772 году – переход Латгалии в состав Российской империи и бурное развитие города : строительство Двинской крепости (1810 – 1871), дамб для защиты города от наводнений, прокладка через город новой трассы дороги С.-Петербург – Варшава и строительство моста через Даугаву, открытие телеграфа, строительство железной дороги. В 1839 году был утвержден проект застройки города, градостроительная концепция которого не имела аналогов : монументальная композиция, в которой главная площадь примыкала к магистрали, переходила в эспланаду, замыкалась валами крепости и вертикалью иезуитского собора.

http://sobory.ru/article/?object=32087

Десница праведного Симеона Богоприимца – святыня Ахена Реликварий с десницей праведного Симеона По установившейся давней традиции, раз в семь лет в кафедральном соборе немецкого города Ахен выставляются для поклонения его знаменитые на весь мир христианские святыни из реликвария Пресвятой Богородицы, и в этот год наплыв паломников в Ахен резко возрастает. К заранее объявленным дням так называемого Ахенского паломничества (последнее было в 2007 году) его организаторы специально приурочивают выпуск разнообразных информационных материалов, объединенных общим названием – «Приходите и увидите». Все они потом оказываются в архиве собора, составляя весьма своеобразную коллекцию, собираемую вот уже несколько столетий. Здесь, в частности, можно познакомиться с отпечатанной в 1615 году в Кельне гравюрой, на которой изображены святыни и реликвии Ахенского собора. Это своего рода информационный листок для паломников далекого прошлого. Под одним из изображений третьего ряда надпись по-латыни – «Simeonsreliquarum» («Реликварий Симеона»). – В реликварии хранятся мощи (десница) святого Симеона, принявшего на свои руки принесенного Божией Матерью в иерусалимский храм Младенца Иисуса, – рассказывает сотрудник сокровищницы София Мокел. – Реликварий из серебра с позолотой, изготовлен ахенскими мастерами между 1330–1340 годами. Украшен камеями и драгоценными камнями. Как видите, этот реликварий необычен по своей форме. Перед нами своеобразная скульптурная композиция, представляющая трогательную встречу святым Симеоном Младенца Иисуса. Фигуры Богородицы с двумя голубями в руках и старца-священника Симеона, держащего Младенца Иисуса, являют иллюстрацию к известному евангельскому повествованию апостола Луки об этом знаменательном событии. Между фигурами Богоматери и праведника – столик для приношений, где и хранятся мощи святого Симеона. О размерах реликвария: высота – 37,9 см, длина – 59, 6 см, ширина – 14,6 см… Значит, не только в Хорватии, но и в Германии хранится часть мощей святого и праведного Симеона Богоприимца.

http://pravoslavie.ru/4003.html

«Дети войны» в закарпатских селах Червенево и Домбоки Монахини Домбокского монастыря. Нач. 1940-х гг. Одним из наиболее ярких примеров христианского милосердия и жертвенности в Закарпатье в конце Великой Отечественной войны стало спасение мирянами и монахинями около 200 советских детей. О «детях войны» писали Ю. Анохин , Б. Галанов , Е. Довганич , В. Томин . Несколько публикаций на эту тему было и в белорусских электронных СМИ, но, к сожалению, в них о спасении детей в Закарпатье не было сказано . Как же оказались советские дети в Закарпатье, которое в 1939 году было оккупировано Венгрией и включено в состав своего государства? В 1944 году под натиском советской армии немецкие войска отступали на Запад. С собой они увозили множество пленных – детей и взрослых, которых планировали использовать для нужд войны. Когда один из эшелонов проезжал мимо железнодорожной станции Жорнава, он подвергся, как вспоминали позже те, кто ехал в нем, бомбардировке. Среди пассажиров этого поезда были и дети, вывезенные немцами из Белоруссии – из села Новоельня Дятловского района Гродненской области, в котором были расположены детский санаторий и пионерский лагерь. Есть несколько вариантов рассказов о том, как дети попали в Червенево и Домбоки после того, как поезд был разрушен. По одному из рассказов, к руководству русского Красного Креста в Ужгороде в конце лета 1944 года обратился венгерский офицер с просьбой взять под опеку 186 девочек и мальчиков возрастом от 5 до 15 лет. Отец Василий (Пронин), который руководил этой организацией, поручил секретарю Красного Креста Ольге Люсиевской (или Лосиевской) поехать в Домбоки и Червенево и договориться с отцом Иоанном Карбованцем о перевозке детей в названные села и в монастырь в Домбоках . По-иному о спасении детей писал в 1967 году в журнале «Украина» Ф. Прокопенко: «Лесом проходил житель села Червенево Мукачевского района Иван Иванович Карбованец, который их и обнаружил» . Наиболее достоверный рассказ о спасении детей и перевозке их в Червенево, где они были размещены в брошенных еврейских домах и хозяйствах некоторых крестьян, принадлежит старосте с. Червенево Курте, который сам ездил в Ужгород и на автомобилях перевез детей в село .

http://pravoslavie.ru/32972.html

диакон Андрей Скачать epub pdf Содержание Предисловие Конфликт интерпретаций Христианские конфессии и исторические эпохи «Христос-спаситель»: взгляд с Востока и Запада Можно ли крестить детей? Икона в Библии Почему священника зовут «батюшкой»? Чем православие хуже протестантизма? История после Христа: растрата или накопление? Была ли Тайная Вечеря последней? Обращение к адвентистам Россия на пороге контрреформации Методика диспута с протестантами Приложение. Вера по-американски: товар на экспорт?     Предисловие В этой книге, собственно, нет критики протестантизма. Есть просто защита и объяснение Православия. Под «протестантами» в этой книге понимаются не наследники Реформации, не немецкие лютеране, не кальвинисты и не англикане. Речь идет о тех гораздо более поздних (и, соответственно, весьма недавних) неопротестанских образованиях, которые, как правило, возникли уже в Америке и оттуда сейчас рванулись в Россию. Соответственно слово «протестант» в этой книге означает именно тех людей, которые под этим именем чаще всего встречаются жителю современной России: это баптисты, адвентисты, пятидесятники, различные харизматические («неопятидесятнические») группы, « церковь Христа», а также многообразные «просто христиане» (на деле – баптисты и харизматики, прячущие свою конфессиональную принадлежность ради того, чтобы было легче привлекать к себе людей, симпатизирующих православию). Со студентом Свято-Тихоновского Православного Богословского института, где я преподаю, однажды произошел случай и смешной, и характерный. Как и к любому молодому москвичу, к нему уже многократно приставали уличные проповедники. Обычно они завязывают разговор с приглашения: «А не хотите ли Вы придти к нам на вечеринку (собрание, студенческий кружок, семинар и т. п.)?». Он уже издалека научился распознавать своих не в меру общительных сверстников из сект, и поэтому, когда на станции метро к нему направилась очередная улыбчивая пара, он внутренне приготовился сразу дать им отпор, чтобы не тратить время на прения. Но ответ-то он заготовил на один вопрос, а задали ему другой. В результате диалог состоялся такой: «Скажите, а Вы верите в Бога?» – «Нет, я православный!».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

Для преподавания греческого и латинского языков, по Высочайшему повелению, определен в 1726 году Афанасий Скяда, родом Грек из Кефалонии. С 1720 г. он служил при кавалерии в обер-аудиторском чине; потом по слабости здоровья переменил службу, перешел из военной коллегии в синодальное ведомство и определен учителем греческого языка в московское типографское училище, на место Софрония Лихуда, с жалованьем по 200 руб. в год (1722 г. 9 мая). В это время прибыл в Россию голштинский герцог Христиан Август и изъявил желание осмотреть патриаршую ризницу и библиотеку. Св. Синод по этому поводу поручил своему ассессору, игумену Афанасию Кондоиди, привести в порядок библиотеку, а Скяде–описать греческие рукописи. В следующем году описание было окончено и Скяда удостоился получить за него Высочайшее благоволение Государя Императора Петра I-ro и от св. Синода 50 рублей в награждение 20 . Между тем в 1725 г. греческая школа переведена в Московскую академию и учителем на место Скяды определен типографский справщик Алексей Барсов. Скяда остался было без места, но вскоре, именно 10 ноября того же года, Высочайшим изустным указом Императрицы Екатерины I Алексеевны был определен в Александроневскую школу «для обучения младых отроков на еллинском и латинском диалектах», с обязательством содержать в школе учение, по своему званию, как надлежит доброму и доверенному человеку, на 3 года. Начальство монастыря поручило ему управление школой, и так как он был уже известен своими учеными и библиографическими трудами, то ему поручено было, сверх занятий по школе, привести в порядок и описать монастырскую библиотеку и пополнить ее книгами, какие он найдет полезными для учебного заведения. Неизвестно, в какой мере он исполнил последнее поручение; по крайней мере, описания Александроневской монастырской библиотеки им не сделано. Прослуживши, по условию, три года, с 20 января 1726 г. по январь 1729 года, Скяда оставил семинарию, но перед отправлением в отечество предложил монастырю купить для библиотеки собранные им в бытность в России около 90 книг на греческом, латинском, французском и немецком языках, которые и куплены за 60 рублей 21 . Годовое жалованье Скяде состояло из 400 руб. деньгами, 10 сажен дров и одной вари пива в 7 четвертей. По Высочайшему повелению куплен был для него особый дом, в котором он и жил с семейством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Добрые вести Православия: Первая половина октября 2007 г. В Судане обнаружены древние пергамены с христианскими текстами Фотография Марии Апересиды Берушки (†1986), которая может стать первой православной святой Латинской Америки Немецкие археологи обнаружили в Северном Судане остатки древней христианской библиотеки – сотни пергаменов и текстов, написанных на коже. Находка сделана под развалинами старинной нубийской церкви Х века. Один лист древнего пергамена сохранился особенно хорошо. Написанный по-гречески текст представляет собой проповедь священника о грехе прелюбодеяния. Нубийский православный священник цитирует Священное Писание, говоря об обличении и увещевании царя Давида пророком Нафаном за этот грех. В распоряжении международных археологических экспедиций, производящих раскопки в Судане, считанные часы. В следующем году долина Нила в районе Четвертого порога будет затоплена после реализации масштабного проекта строительства дамбы. Христианство процветало в изолированной от всего мира Нубии до насильственного обращения страны в ислам в XV веке. Памятники, сохранившиеся от нубийских христиан, чрезвычайно редки . Мало кто знает, что, по ряду свидетельств, в Нубии сохранялась именно православная вера, и, конечно, новая замечательная находка сможет пролить больше света на это. К слову сказать, уже то, что упомянутый пергамен был написан на греческом языке, свидетельствует о православном исповедании тех, кто посещал эту церковь: монофизиты к этому времени уже давно не использовали греческий. Мусульманское нашествие полностью уничтожило эту африканскую православную культуру. В настоящее время в северном Судане на землях древней Нубии живет всего несколько сотен православных. Печально, что нынешние мусульманские власти страны приняли проект, который уничтожает христианские храмы с тысячелетней историей. Но отрадно, по крайней мере, что удалось обнаружить и спасти древнюю библиотеку, которая пополнит сокровищницу древнехристианского наследия.   Прославлены новые святые в лике новомучеников Российских

http://pravoslavie.ru/5045.html

Доклад, прочитанный на Съезде РСХД в Бьевре (Франция) 16-го мая 1959 года Содержание 1. Понятие истины в Ветхом Завете 2. Иудаистическая проблема 3. Первый собор 4. Галатийская смута 5. Ответ Павла Галатам 6. Величайший пример христианского упования – вера в истину     Борьба за истину в Церкви началась с первых же дней существования Церкви. Ошибочно считать, как это делают люди далекие от Церкви, а иногда даже и церковные обыватели, под влиянием идей, посеянных немецкой либеральной наукой конца XIX столетия, что догматические споры разразились впервые в ней в IV веке. Борьба за истину в Церкви уже имела место при апостолах, как об этом свидетельствуют сами писания апостольские, послания Павла, Петра, Иоанна и других апостолов, и даже Евангелия. Мы ее видим и в эпоху мужей апостольских, т. е. непосредственных учеников апостолов. Мы ее видим и в эпоху гонений. И та богословская борьба, которой ознаменовалась эпоха, наступившая после 1-го Вселенского Никейского собора (325 г.) есть лишь продолжение того, что было прежде и чего не могло не быть. Церковь не может не бороться за Истину. Напомню сперва, что под первохристианством принято подразумевать период истории Церкви, идущий от Апостолов до Константина Великого , т. е. первые четыре века христианства. В предлагаемом мною исследовании я ограничусь только апостольским веком. Обращая все внимание на апостольское время, я полагаю этим самым еще сильнее подчеркнуть основной тезис, выставленный в самом начале настоящего сообщения: Церковь боролась за Истину с первых же дней ее существования. Но даже и при таком ограничении предмет моего исследования остается очень обширным и нуждается в новом ограничении. В апостольское время первохристианской Церкви пришлось преодолеть иудаистическую проблему и целый ряд гностических соблазнов. Все эти лжеучения поставили под вопрос все евангельское благовестие. Подробное изложение каждого из них потребовало бы от нас углубления в научно-технические подробности, не вполне уместного на съезде отнюдь не богословского, а миссионерского характера. Поэтому я коснусь в своем докладе одной лишь иудаистической проблемы. Об этой проблеме и о том, как реагировала на нее Церковь , мы хорошо осведомлены благодаря книге Деяний Апостольских и посланиям ап. Павла. Кроме того, это был первым по времени и одним из самых серьезных соблазнов, когда-либо встававших перед Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Достойный брат Великого Василия и близкий друг Григория Богослова , св. Григорий Нисский занимает почетное место в сонме „трех славных каппадокийцев“. Трудно указать в христианской истории еще другой пример такого счастливого сочетания духовных сил и талантов, какое представляет этот триумвират. Богато одаренные от природы, прекрасно образованные, связанные узами взаимной любви, уважения и влияния, три великих каппадокийца в своем соединении служат блестящими выразителями и представителями трех важнейших моментов христианской жизнедеятельности, – дела, слова и мысли. Нигде в истории христианского просвещения искусство, наука и жизнь не являлись в таком внутреннем, гармоническом единстве, как здесь. „Кто изучил Великого Василия и епископов Назианзского и Нисского, справедливо замечает один немецкий автор, 1 тот знает церковную жизнь, искусство и науку христиан 4го века“. Не маловажны труды Василия Великого в области христианской догматики: опровержение Евномия и сочинение о Святом Духе – свидетельство тому; блестяще и его красноречие, – беседы его представляют прекрасные образцы древнецерковного ораторства. Но та особая область, в которой больше всего обнаружилось его величие, есть область практической жизни: св. Василий – по преимуществу муж дела. Его пастырская деятельность в церкви и для церкви свидетельствует о том неотразимом влиянии, какое оказывал его сильный дух на все окружающее, подавляя противное и возвышая благоприятное. – Знаменит св. Григорий Назианзен своими услугами христианскому богословию, как показывает и самое имя „Богослов“, ему по преимуществу церковью усвоенное; высока и плодотворна его практическая деятельность, особенно в качестве предстоятеля православного общества в Константинополе. Но та сфера, где блестящий талант его нашел свое полное обнаружение, неоспоримо есть сфера христианского красноречия: св. Григорий Богослов – представитель слова, ораторского церковного искусства. – Наконец, св. Григорий Нисский по своей практической деятельности, по тем заботам и трудам, какие принес он в жертву православному обществу, в котором предстоятельствовал, вполне достоин стать в ряду знаменитых пастырей церкви. А его многочисленные слова и речи нередко исполнены такой глубины чувства и такого истинно ораторского искусства и воодушевления, что по справедливости могут занять одно из очень видных мест в древ нехристианской литературе этого рода. Но не здесь, на поприще ораторском, и не в области практической деятельности, для которой у него недоставало необходимой твердости характера, – главная заслуга и слава св. Григория. Истинною стихией его духа было христианское знание. Св. Григорий Нисский – по преимуществу представитель теоретической церковной мысли, христианской философии. 2 На пространстве почти двух веков, от Оригена до Августина, он является самым видным христианским философом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Древнейшая, ныне несуществующая, церковь св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, в Московском Кремле Рисунок Виктора Дмитриевича Кокорина. В первой половине XIX века к числу дворцовых церквей в Москве была присоединена вновь устроенная в Боровицкой башне церковь во имя Рождества св. Иоанна Крестителя. Церковь эта заменила собою древнейшую из Московских церквей, носившую название «под Бором». Последнее слово, по мнению Забелина, вернее всего указывало на то, что обозначенная местность, лежавшая хотя бы и за рекою, в действительности, находилась под сению кремлевского бора. Часть этого леса, вероятно, произрастала и по замоскворецкому берегу, но главный сплошной бор все-таки простирался по Кремлевской нагорной стороне реки, почему и явилось урочище «под бором», каковое, как местность древнего поселения, должно относиться к отдаленной древности 1 . По свидетельству летописи, до построения в Кремле в 1460 г. каменной церкви Рождества св. Иоанна Предтечи, здесь была деревянная церковь «на Бору», в том лесу и срубленная, которая была «соборною» при св. митрополите Петре, а двор его был поблизости 2 . Забелин не без основания допускает то предположение, что эта церковь была здесь выстроена вскоре после крещения здешнего населения. Некоторым указанием на это служат найденные в 1847 году под кирпичным полом каменного жертвенника разрушенного храма св. Иоанна Предтечи скотские кости: лошадиная голова и две голени, из которых одна была признана за бычью, а другая за коровью 3 . Возможно, что первая деревянная церковь и была воздвигнута на самом месте древнего языческого капища. Самое наименование церкви Рождества св. Иоанна Крестителя также может служить своего рода указанием на бывшие здесь языческие празднества в честь Купалы, которые совершались именно накануне христианского праздника во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня. Известно также и то, что во время первого крещения русских племен повсюду поставлялись на месте прежних языческих требищ храмы 4 . Когда первоначальный деревянный храм пришел в ветхость, тогда на место его в лето 6968 (1461) был заложен каменный 5 перед двором князя Юрия Васильевича 6 , а в следующем году великий князь Василий Васильевич устроил при нем придел во имя преп. Варлаама Хутынского 7 . В 1493 г. храм выгорел 8 , и под ним погибла казна великой княгини Софии 9 . Пожар этот, по свидетельству Софийского временника, произошел от небесного огня, возгоревшегося на церкви св. Николы на Песку, и, вследствие сильной бури, перенесшегося на другую сторону Москвы реки ко Всем Святым, а оттоле за Неглинною к каменной церкви, к Егорию Святому, и в тот час начался пожар во многих местах... и за Архангелом выгорело, и митрополичий двор и у Пречистыя алтарь обгорел под немецким железом... и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот выгорела и запала. А пожар был так велик, прибавляет современник, что, по сказанию летописцев и старых людей, как Москва стала, не бывало такого пожара 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

«Другие не придают никакого значения снисшествию Сына Божия и домостроительству Его воплощения, которое апостолы возвестили и пророки предсказали, что через это должно осуществиться совершенство нашего человечества. И такие должны быть причислены к маловерам». Такие слова читаем мы в недавно открытом в Эривани на армянском языке сочинении св. Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди» (гл. 99). Эти слова великого церковного богослова II века, снова раздавшиеся уже в нашем ХХ веке, не содержат ли в себе некоторого укора и обличения для современного религиозного сознания? Ведь какое множество людей должно теперь причислить к маловерам за то, что они слишком умаляют значение «домостроительства воплощения» и даже готовы не придавать этому воплощению никакого значения? Ведь для современного религиозного сознания особенно характерно то, что оно желает быть христианским без Христа, Сына Божия. Ему нужно христианское учение, но оно мало знает воплотившегося Сына Божия. Вся сущность дела Христова исчерпывается Его учением, и Он Сам лишь «великий учитель» наряду с Буддой, Сократом, Конфуцием, Толстым. «Я, – пишет Толстой в предисловии к женевскому изданию «Краткого изложения Евангелия», – смотрю на христианство, как на учение, дающее смысл жизни... а потому для меня совершенно все равно: Бог или не Бог был Иисус Христос ». Несмотря на такое пренебрежение Толстого к личности Христа Спасителя, его многие готовы, однако, считать «истинным христианином». Значит, недорога таким людям Божественная личность Спасителя и не отзывается болью в их сердце кощунственное низведение их Спасителя в разряд простых людей, хотя бы и великих? Современное сознание, насквозь пропитанное интеллектуализмом, губительно для живой веры в воплотившегося Сына Божия; оно именно заставляет подменять Христа, Сына Божия, человеком Иисусом из Назарета. У нас христианским исповеданием называется и протестантство, но это исповедание, наиболее подходящее к мировоззрению современного европейца, почти совсем уже потеряло веру в Божество Спасителя, в воплощение Сына Божия на земле. Более половины немецких пасторов считают возможным оставаться в своем звании, отрицая Божественное достоинство Христа, не веруя в воплощение на земле Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010